Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Католические учителя коммунистов или повесть о двух взорванных храмах

Протодиакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

Русская цивилизация и Ватикан / 29.02.2012


Что роднит католиков и коммунистов. К столетию Собора Александра Невского в Варшаве …

В последнее время усилились разговоры по поводу передачи православного храма Гавриило-Архангельского монастыря в Благовещенске католикам. Дело в том, что некогда до революции он принадлежал римо-католической общине, однако вот уже 60 лет он является православным храмом. Началось это дело при прежнем епископе Благовещенска владыке Гаврииле, однако тянулось оно целых двенадцать лет. На все вопросы прежний владыка отвечал, что вначале необходимо выстроить новый большой православный собор, и лишь затем отдавать католикам их прежнее здание.

С прибытием нового епископа, владыки Лукиана (Куценко), дело сдвинулось с мертвой точки. Прошла встреча с представителем Католической Церкви епископом Кириллом Климовичем, освещенная в публикациях РНЛ.  Сравнительно недавно владыка Лукиан вновь заявил, что необходимо передать здание храма католикам, коль скоро оно до революции являлось их собственностью.

На первый взгляд все по закону. Действительно, по праву собственность должна принадлежать законному владельцу.

И, однако...

Многие из нас видели скорбные и страшные кадры уничтожения храма Христа Спасителя в Москве. Но не будем забывать, что опыт его уничтожения (в том числе и инженерный) был бы невозможен без более раннего варварства - взрыва собора Александра Невского в Варшаве в 1924-1926 годах.

Эти два храма объединяет многое. И то, что оба они были построены на исходе бытия императорской России: Собор Александра Невского по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. И тот, и другой храм были выполнены в русском стиле. И тот, и другой строились на народные деньги. Средства на строительство храма Александра Невского жертвовались частными лицами со всей империи. Так, сумма в 13 500 рублей была пожертвована о.Иоанном Кронштадтским. Что до храма Христа Спасителя, то следует рассказать одну историю. Когда в семидесятые годы ΧΙΧ в. почтовый поезд вез из Петербурга в Москву деньги на его строительство, на него напали конные разбойники. Обезоружили охрану, повязали кондукторов и стали выкидывать мешки с деньгами. Но один из кондукторов сказал им:

- Что вы, мерзавцы, делаете? Деньги, на храм Божий народом собранные, воруете?

- На какой?

- Храм Христа Спасителя!

- А ну, побожись!

- Вот те крест.

Отошли разбойники, посовещались, побросали мешки назад в вагон и скрылись во тьме.

Оба эти храмы являлись глубоко народными и насущно необходимыми своим городам. Как возникла идея строительства собора в Варшаве?

Собор Александра Невского в Варшаве

Она принадлежала генерал-губернатору Польши, герою русско-турецкой войны 1877-78 г., Иосифу Владимировичу Гурко и была вызвана насущной необходимостью. В докладной записке императору Александру ΙΙΙ он указывал, что существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих. И храм Христа Спасителя, и собор Александра Невского являли величие Империи и Церкви. Не случайно И.В.Гурко в своей докладной записке пишет: «новый собор должен свидетельствовать своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве» [1].

И его замысел не сразу, но исполнился. Проект храма был исполнен знаменитым русским архитектором Л.Н.Бенуа. Общим с храмом Христа Спасителя (архитектор Константин Тон) является русско-византийский стиль и планировка - пять куполов и квадратное основание. Однако, в отличие от храма Христа Спасителя, собор Александра Невского в Варшаве был построен достаточно быстро: 30 августа 1894 года, в день св. благ. кн. Александра Невского, архиепископ Варшавский и Холмский Флавиан (Городецкий) совершил торжественную закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей» [2], а в 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. Однако отделочные работы велись до 1912 года. В них принимали участие лучшие художники и мозаичисты Империи: фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В.А.Фролова по эскизам В.М.Васнецова и Андрея Рябушкина. Для украшения собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Колонны из яшмы для алтаря были подарены императором Николаем II. Главный из 14 колоколов на звоннице был пятым по величине в империи [3].

И храм Христа Спасителя, и Собор Александра Невского были архитектурными доминантами своих городов (имели колокольни высотой соответственно 100 и 70 метров).

Но если храм Христа Спасителя простоял после своего освящения 50 лет, то варшавский собор - всего двенадцать. Страшна и трагична была его судьба.

В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александра-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. Когда в Варшаву вошли немецкие войска, немецкое командование решило использовать собор по двойному назначению: в качестве гарнизонного костёла для католиков и немецкой кирхи для протестантов. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба - 5 марта. Внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан. Самое ценное из собора вывезли, но алчные взоры немцев устремились на позолоту куполов собора, которая была ободрана.

В 1918 Польше была дарована независимость, и собор был возвращён православной епархии. Настоятелем собора стал архиепископ Антоний. Но храм в покое не оставили, вокруг него начались газетные, а затем и административные баталии, подогреваемые польским правительством.

Храм Христа Спасителя

Сейчас принято ругать и клеймить Сталина, при котором был взорван Храм Христа Спасителя. И многие публицисты, и некоторые уважаемые священнослужители называют его чудовищем. И как-то в последнее время смиренно и кротко забывают, что в соседней Польше было другое чудовище, по мановению которого в страшном концлагере Березовой Картузе бесследно исчезло 70000 пленных красноармейцев, что по приказу этого чудовища секли, кормили нечистотами и вешали его политических противников, что с его ведома польские банды зверствовали на территории СССР. А еще оно организовало истребление более семисот православных храмов и часовен на территории межвоенной Польши. И звали это чудовище - Юзеф Пилсудский, «другой Иосиф Прекрасный», как его обозначил Солоневич.

Социалист, террорист, друг и подельник несостоявшегося цареубийцы Александра Ульянова. И при этом - добрый католик. Кстати, именно над его могилой в Кракове долго и благоговейно молился Адольф Гитлер. И не случайно. Ведь в числе тех, кто проторил Гитлеру дорогу к мировому господству, был и Пилсудский: именно он разваливал «Малую Антанту» и не давал консолидироваться противникам фашизма.

Так вот, именно этот «Иосиф Прекрасный» стоял у истоков кампании против храма Александра Невского. И не случайно, начало его уничтожения совпало с переходом к нему полноты власти. С легкой руки Пилсудского, в частности сотрудники Искусствоведческого факультета Университета Стефана Батория в Вильнюсе совершили самое настоящее лжесвидетельство. Они подтвердили, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности.

Как обойтись с собором? Первая точка зрения совпадала с немецкой - использовать его под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский предложил создание в соборе музея мученичества польского народа. Однако, окончательное решение (Endloesung, так сказать) выглядело следующим образом: поскольку как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве якобы не осталось, то собор, как символ чужеземной веры и оккупации Польши Россией, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и к тому же не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён [4].

Александро-Невский собор в Варшаве

Предприятие по сносу было довольно дорогостоящим, тем более для разоренной войной Польши. Варшавский магистрат выкрутился следующим образом: был выпущен специальный заём, с тем, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса. Иными словами, социал-националист Пилсудский, стоявший за этими процессами, желал повязать коллективным преступлением весь народ. И тем не менее, раздавались голоса протеста и предпринимались попытки спасти собор даже в начале его разрушения. Вот фрагмент из речи, произнесенной летом 1924 года православным членом польского сената Вячеславом Богдановичем:

«Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголённые купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора... Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...» [5].

В ответ на свою проникновенную речь Вячеслав Богданович получил целый ушат грязи от польской прессы, обвинившей его в недостатке патриотизма и желании сохранить храм чужой веры и памятник русской оккупации, каковым собор отнюдь не мыслился его создателями и русскими властями. Вот слова епископа Варшавского и Привисленского Николая при освящении собора: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия» [6]. Все возражения и протесты были напрасны: собор был разрушен в период с 1924 по 1926 год. Для его уничтожения понадобилось 15000 малых взрывов. Вот как сложилась судьба его останков: мраморные плиты из собора пошли на облицовку различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах. После скитания по фондам Национального музея в Варшавы другие фрагменты нашли свое пристанище в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы). Но самая богатая добыча ждала инициатора проекта, правда посмертно: яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове [7].

Теперь вспомним, что по сходным технологиям уничтожался храм Христа Спасителя: вначале компания в прессе по поводу безвкусия этого памятника «псевдо-русского стиля» и самодержавия, затем решения искусствоведов, подтверждающих отсутствие художественно-исторической ценности, разбор храма, утилизация наиболее ценных материалов (позднее плиты из храма Христа Спасителя пошли на облицовку залов Московского Метрополитена) и ряд малых взрывов, которые уничтожили этот великий собор. Пример собора Александра Невского был перед глазами притом при полном отсутствии протестов мировой общественности.

...Вы спросите, а причем здесь храм в Благовещенске? Почему современные русские католики должны отвечать за действия польских шовинистов 20 годов ХХ в.?

Ответ состоит в следующем. Никто против них ничего не имеет, но в религиозном отношении они являются подданными римского папы, то есть главы государства Ватикан. Римо-католическая церковь не знает понятия «национальная поместная церковь». Следовательно, глава государства Ватикан несет ответственность за весь католический мир и за деяния властей, именующих себя католическими. Без одобрения (пусть и молчаливого) Ватиканом этого акта в середине двадцатых годов двадцатого века взрыв собора св. Александра Невского был бы невозможен. Никаких протестов на сей счет из Рима в двадцатые годы не последовало. Молчание - знак согласия. Следовательно, римский папа к этому (зло)деянию был причастен. Следовательно, государство Ватикан, вместе с Польским государством должно нести за него ответственность. И не только моральную.

Взрыв собора Александра Невского являлся лишь частью Drang nach Osten католического мира в двадцатые-тридцатые годы ХХ в. О том, как к нам относился католический мир, достаточно ясно свидетельствует Иван Ильин: «Католические прелаты с горящими глазами пытались меня, русского, православного, уверить, что железная метла большевизма для того выметает Православие из России, чтобы там воцарилась святая католическая вера». Третья миссия Мишеля д'Эрбиньи в Россию, в 1926 г. через год после взрыва храма Александра Невского, говорит сама за себя. Щадя чувства читателей, опускаю те страшные хулы, которые он дозволял себе в адрес Православной Церкви.

Поэтому, давайте действовать по справедливости. Мера за меру. Пусть государство Ватикан на средство своего банка, либо польское правительство восстановят храм Александра Невского в Варшаве в его первоначальном великолепии и еще 700 церквей, разрушенных при Пилсудском, а мы подумаем тогда над передачей храма в Благовещенске. Ведь те вложения, которые сделала католическая сторона в строительство православного храма в Благовещенске, не стоят и сотой доли тех средств, которые были затрачены всей Российской Империей на строительство храма св. благоверного кн. Александра Невского. Именно поэтому вопрос о его восстановлении - не только дело Польской Православной Церкви. Но также и Русской Православной Церкви. И всей России, некогда потрудившейся над созданием этого величественного памятника, беспощадно уничтоженного Пилсудским и единомысленными с ним шовинистами и ненавистниками Православия.

Примечания:

1 - Молчанов К. Новый православный собор во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912.Варшава. 1912. С. 2.

2 - Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 // ХВЕВ. 1894. № 17

3 - Сокол К. Г. Русская Варшава - М.: Синергия, 2002. - С. 41-44.

4 - Malte Rolf. Russische Herrschaft in Warschau: Die Aleksandr-Nevskij-Kathedrale im Konfliktraum politischer Kommunikation. // Jenseits der Zarenmacht. Dimensionen des Politischen im Russischen Reich, 1800-1917. Hrsg. v. Walter Sperling. Frankfurt/M., Campus, 2008 (Historische Politikforschung, 16), 163-190.

5 - Лабынцев Ю., Щавинская Л. Александро-Невский собор в Варшаве // Радонеж. - 1999. - № 9-10. - С. 10-11.

6 - Торжества освящения нового кафедрального собора в Варшаве во имя св. благоверного Князя Александра Невского // Варшавский епархиальный листок. - 1912. - № 11. - С. 162-167.

7 - Лабынцев Ю., Щавинская Л. Указ. Соч. //Радонеж. - 1999. - № 9-10. - С. 11.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. W.Betz : Ответ на 10., Адвокат :
2012-11-24 в 20:42

А какая разница, кто персонально имел отношение к сносу храмов в Польше? Это результат крестового похода Ватикана против России и Православия. Это ж , я так думаю, не оспаривается? Диакон Владимир Василик прав по существу. Пусть покаются, восстановят разрушенное, тогда и поговорим. Они ж любят все по закону, а по закону это называется двусторонняя реституция. А до того, никакого диалога вообще.




О каком "крестовом походе" вы здесь говорите, по вашему выходит, что Ватикан захватил православную Варшаву и снёс там этот храм? Это весьма грубое извращение истории, "натиск" если и был, то не на Восток а на Запад.
10. Адвокат : Не вижу разницы
2012-03-09 в 11:18

А какая разница, кто персонально имел отношение к сносу храмов в Польше? Это результат крестового похода Ватикана против России и Православия. Это ж , я так думаю, не оспаривается? Диакон Владимир Василик прав по существу. Пусть покаются, восстановят разрушенное, тогда и поговорим. Они ж любят все по закону, а по закону это называется двусторонняя реституция. А до того, никакого диалога вообще.
9. Boris_N : Re: Католические учителя коммунистов или повесть о двух взорванных храмах
2012-03-09 в 07:20

Можно весь Великий пост спорить про Сталина с Пилсудским, но конкретное искажение фактов мы уже установили, а реальность СССР и II Речи Посполитой слишком малопривлекательна, чотбы в нее сейчас погружаться. Если уж Вы настаиваете – объясню при случае, что неприятно удивило в той вашей дискуссии о Великом посте, и что значит несоответствие внутрицерковной жизни исповедуемым идеалам. Но повторю, что основной призыв – не сеять ненависть, поэтому не могу не напомнить, что уважаю вас за горячую веру и просто люблю как собеседника.
8. диакон Владимир Василик : borisu N.,
2012-03-08 в 22:47

Если уж блюсти коллегиальность и репутацию учреждения, то можно было обратиться напрямую ко мне, не устраивая, помимо интернет- турнира двух дьяконов еще и турнир двух преподавателей.
И Ваш стиль я вычислил сразу. Трудно было не...
Но тем не менее, простите. Погорячился. По поводу дьяконов я обиды не держу. Но есть противоречие в высказываниях.
С одной стороны Вы призываете говорить о несооответствии церковной жизни идеалу, но когда это вопиюще видно в текстах о.Андрея Кураев , который на глазах трансформирует идеал и проводит его аджиорнаменто - и далеко не в лучшую сторону, в сторону жизни, явно не соответствующую высоким идеалам - это Вас смущает.
Но дело даже не в этом.
По существу.
Да, действительно, мера прикосновненности Пилсудского к этому делу не столь велика.
Но была ли столь велика прикосновенность Сталина к взрыву храма Христа Спасителя?
Не он вел эту компанию - Ярославский и Каганович.
Не он подписывал документы о взрыве.
И тем не менее - причастен.
И тот и другой Иосифы - символы эпохи и диктатуры.
И когда я несколько прямолинейно их сравнивал, то хотел обозначить только одно: не будем рассматривать советский период изолированно, в отрыве от европейского и мирового контекста.
Европа знала своих социалистов.
И своих диктаторов.
И свои грехи и преступления.
И мы - не виноватее других.
Хотя виноваты перед Богом.
И пред собственной страной и народом.
Но не перед ЕС и его заправилами.
Мытарь плакал перед Богом.
Но не каялся перед фарисеем.
И когда нам предлагают каяться по принципу "морального разоружения пред партией" - не стоит. Это уже: "да не буду стяжание, ни брашно чуждему".
7. Boris_N : Ответ наивного разоблаченного
2012-03-08 в 19:42

Уважаемый Владимир Владимирович, это прекрасно: пообещали не раскрывать имен и явок, и поступили абсолютно наоборот. Я же Вам сказал, что не желаю, чтобы каждый мог найти по фамилии эту нашу дискуссию. Понимаете, это нелепо и комично, когда два горе-преподавателя с уверенностью Остапа Бендера пишут о том, в чем разбираются весьма поверхностно - какую тень мы бросаем и на себя, и на организацию, в которой состоим:)
Вы не разобрались в фактах и приписываете кровавому чудовищу Пилсудскому основную роль в разрушении собора. Его можно справедливо обвинить в других преступлениях, но не в этом. Я тоже ошибся, назвав общую численность заключенных Березы Картузской в 3000 человек – это количество заключенных за период с 1934 до 1 сентября 1939 г., в сентябре 1939 эта цифра заметно подскочила, но это 7000-8000, а никак не 70000.
За «зависнувших в интернете диаконов» я уже извинился -- еще раз простите, это слишком эмоциональная реакция на ваши обличительные статьи в адрес Кураева. Тем более, что сейчас мы вместо работы занимаемся тем же самым – клоунадой.
6. диакон Владимир Василик : borisu N., точнее - А.С. Кибиню
2012-03-08 в 12:51

Уважаемый Алексей Сергеевич.
Могли бы и не прятаться под псевдонимом.
По нему Вас еще легче вычислить, чем если бы Вы выступали под Вашей фамилией.
Теперь о деле
Во-первых, откуда взялось 70000 военнопленных?
Следующим образом
Г.Ф. Матвеев оценивает общую численность плененных за 20 месяцев войны красноармейцев примерно в 157 тысяч.
По подписанному 24 февраля 1921 г. соглашению о репатриации между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, в Россию в марте-ноябре 1921 г. вернулись 75 699 красноармейцев — согласно приведенным подробным справкам мобилизационного управления Штаба РККА.
Даже если мы допустим, что 25000 подались в банды Булак-Булаховича, то куда делись остальные 40000?
По поводу Березовой Картузы, простите, поторопился, lapsus linguae. Тут Вы правы.
Но согласитесь, что Брест-Литовский, Тухоль, Белосток и т.д. были не слаще.

В особенности - поручик Малиновский, стрелявший с вышки в ответ на вопли о помощи.
Кстати, по украинским источникам, через Березову-Картузу прошло не 3000, а больше -7000 человек.
Теперь по поводу Пилсудского.
Свои полномочия главы государства он сдал в декабре 1922. Но у дел, как начальник штаба, находился до мая 1923 г.
А вопрос о разрушении храма подготавливался задолго до 1924 г. Начиная с 1918.
И в мае 1926 г. Пилсудский триумфально возвращается к власти.
Кстати колонны яшмовые из храма Александра Невского пошли-то на его могилу)).
Насчет клоунады дьяконов оставлю на вашей совести. Я к Вам был гораздо почтительнее и уважительней
Теперь о главном.
вопрос не о мести. А о справедливости. Нас хотят заставить каяться. А еще "развести" на миллиарды. За убитых, (а возможно и не убитых) в Катыни.
Устроить очередную "стиральную машину".
И заставить забыть о шестистах тысячах советских солдат погибших за освобождение Польши.
И десятках тысяч красноармейцев, сгинувших
в польских лагерях в начале двадцатых годов ХХ в.
По поводу падения в пропасть.
Так,простите, католицизм во многом организовывал это падение.
Начиная от взятия Константинополя в 1204 г.
А при развале СССР - особенно.
Кто был одним из архитекторов проекта распада СССР?
Кто отрывал от нас Украину?
Кароль Войтыла, папа Иоанн-Павел.
Так, что, если выбираться из пропасти,может быть вначале освободиться от "помощи" тех, кто в нас ее толкнул?
И, кстати, в эту пропасть он толкал не только нас, но и Европу.
Италию и Германию в частности.
Из-за кого Италия не могла веками объединиться?
Правильно - из-за Римского папы.
5. Boris_N : Re: Повесть о двух взорванных храмах
2012-02-29 в 16:31

Весь этот пост напомнил такую ситуацию: два человека вместе падают в очень глубокую пропасть. Один одет в рясу, другой - в сутану. И вместо того, чтобы хотя бы попытаться сложить себе большой парашют из своих развивающихся балахонов, они начинают с остервенением их рвать и кромсать, вспоминая старые обиды и придумывая новые. Я не понимаю: что, настоящая православная проповедь должна сеять ненависть к кому-то? Публикации уважаемого автора из года в год отвечают только на несколько вопросов: о чьих грехах мы должны бдительно помнить, кого мы должны ненавидеть и бояться, против кого – вооружаться. Почему бы хоть раз автору не обсудить проблему несоответствия даже внутренней церковной жизни исповедуемым идеалам? Для современной России эта тема актуальна гораздо больше, чем поиск внешних врагов и самохвальство. А пока, получается, нам для нравственного совершенствования достаточно почитать клоунаду двух зависнувших в Интернете диаконов, которые виртуозно упражняются в злословии.
4. Boris_N : Re: Повесть о двух взорванных храмах
2012-02-29 в 16:31

Ваша фраза «В страшном концлагере Березовой Картузе бесследно исчезло 70000 пленных красноармейцев» вообще достойна войти в анналы научной фантастики.
Лагерь в Березе-Картузской не имеет никакого отношения к погибшим советским пленным. Он был создан в 1934 году сразу после серии терактов (в том числе убийства министра внутренних дел Перацкого) для содержания польских националистов-эндеков, украинских сепаратистов и коммунистов. Содержание было крайне жестоким, но за все время с 1934 по 1939 через лагерь прошло 3000 человек, а при «кровавом чудовище Пилсудском» в 1934 там находилось всего 200 заключенных. За все время функционирования лагеря в нем погибло меньше 20 человек – громадная цифра! Упомянутый защитник собора Вячеслав Богданович попал туда в предвоенный 1939 г. за активное сопротивление польской автокефалии, но ненадолго: вскоре пришла Красная армия и его сгноили в сталинских застенках. Сюжет о замученных красноармейцах совершенно из другой оперы, а 70 000 погибших – цифра с потолка.
3. Boris_N : Re: Повесть о двух взорванных храмах
2012-02-29 в 16:30

Любой студент знает, что в 1922-1926 гг. «чудовище» Пилсудский не находился у власти и непосредственно к организации взрыва собора св. Александра Невского не мог иметь отношения. В это время он просто сидел в своем имении и писал газетные статьи. Никто не спорит, что снос собора это постыдное варварство. Что ж, после восстания 1944 года немцами были разрушены 90 процентов всех храмов Варшавы. В такой судьбе столицы легко увидеть промысел и простую мораль - не копай другому яму, сам в ней будешь. Так зачем теперь взывать к мести «Мера за меру»? «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает: что человек посеет, то и пожнет». (Гал. 6:7).
2. Шмелев Михаил : Нет передаче православного храма!
2012-02-29 в 12:11

Обеими руками за предложения автора. Хватит заигрывать с еретиками. Если паписты восстановят и передадут все разрушенные храмы, если они воскресят всех варварски убитых по их благословению православных христиан, тогда и мы можем подумать о возвращении их храмов. Но бесы воскрешать не могут. Значит и говорить не о чем. Было бы полезно провести референдум по этому вопросу. Думаю, что его результаты ватиканским масонам не понравятся.
1. liza : Re: Повесть о двух храмах
2012-02-29 в 10:54

Спасибо, отец Владимир, за защиту веры православной. Вопрос: чьими "молитвами" владыка Лукиан оказался в нужное время в нужном месте?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме