Дух Суворова

Из записок паломника

0
592
Время на чтение 5 минут

6 (19) февраля 1797 года - чёрный день в жизни великого полководца: Суворов отстранен от должности и отставлен от службы без права ношения мундира. Начинается длительная «павловская» опала генерал-фельдмаршала со ссылкой в Кончанское. Да какой ссылкой! Под надзором и ограничением встреч и передвижений, с контролем и перехватом переписки. И кто вершит-то всю эту жалкую мерзость по отношению к такому великому человеку, так много сделавшему для Родины, прославившему её, снискавшему такую любовь в народе?!

...Посещая места, связанные с важными событиями в жизни великих людей нашего Отечества, побывал я в Кончанском-Суворовском. Каждое подобное посещение не оставляет равнодушным, но приносит что-то, требующее осмысления и выражения. Поэтому появляются заметки, фотокомпозиции, стихи. Это тем более полезно, что всё это представляется молодым людям, чтобы оно впечатлило, затронуло их умы и сердца, побудило к действию.

* * *

Молясь, остря, весь преданный причудам,

То ловкий шут, то демон, то герой,

Суворов был необъяснимым чудом.

Байрон

Многое удивляет в биографии Суворова. Чувствуется при этом главный вопрос: что же неизменно обеспечивало победу, что неоднократно спасало этого человека в таком множестве безвыходных ситуаций? Обеспечивало настолько, что в миру за ним даже закрепился образ некой «выручалочки». Конечно же - это Дух Истины, тот самый, через которого человек обретает и мудрость, и удачу, и здравие. Всё в Суворове выдаёт присутствие этого духа.

Да, Суворов - это то самое, настоящее «присутствие Духа», духа чистого, не омрачённого, не искажённого скорбями и злобой материальных обстоятельств, но ясного, действенного, ведущего. Духа ведущего, в сочетании с адекватным реальности восприятием, с высоким умением и чутьём. И только такой духовный склад может быть победным. Таким он был и у каждого из наших великих воинов, не знавших поражений: у Невского, Ушакова, Жукова...

Предупреждает ведь Писание: «Смотрите же, не ужасайтесь». Предупреждает чтоб не теряли мы чистого духа связи со Истиной. Она же - сопричастна Господу. С Ним же, с Нею исполняется всё правое. Так что это предупреждение означает - не подпортите присущего Духа Истины, а ещё - не наплодите грязненьких, неверных душков, ведущих к беде.

Когда и какими обстоятельствами такое было дано Суворову, дано в такой мере, что всю жизнь действовало безотказно как присущее свойство? Верно столь душа его была открыта, чиста и обращена ко Господу, к Истине. Как такое случается, в чём в ранней жизни проявляется? Работает ли оно и после ухода человека из жизни?

Как же этот чистый светлый Дух Истины, веющий над героями, уживается с их кровавым, жестоким поприщем военного служения? Война сопряжена с духом жестокого, свирепого, безжалостного убийства и уничтожения, с глухотой и ненавистью к человеку. Не щадить ни себя, ни врага - вот залог победы, как учил сам же Суворов. Быть совершенным, умелым, безжалостным в кровавом деле войны, иметь эти качества в постоянной готовности и проявлять их - таков военный дух победоносных полководцев, таким духом они заряжают и своих бойцов.

Да, война - это жестокая, безжалостная работа. Но эта работа, подчинённая высшему смыслу служения Отечеству, своему народу во спасение от врага, посмевшего поднять меч. Такая работа вершится твёрдо и точно, как работа хирурга, которому нельзя быть сентиментальным, иначе... Смерть, разрушения, страдания, страх - раз уж до этого дошло, то, чтобы остановить неправое, надо самому быть азартным и жестоким, удалым мастером этой кровавой игры. И при этом необходимо уверенное осознание правоты своего дела, превосходства своих позиций над основаниями противника. Священная правота защиты Отечества и Веры связывают воина с Истиной, с Её духом. В сочетании с военным талантом и эффективным вооружением это неизбежно и приводит к победе. Это мы видим на примере великих полководцев России, не знавших поражений.

Соприкосновение со Истиной - не от мира сего. Оно странно, необъяснимо, гениально. Носители такого соприкосновения также странны и неуживчивы. Им приходится противостоять окружающим, которые от непонимания, от зависти или из боязни оказывают им сопротивление. Отчуждённые от обычного, мирского, такие люди плохо владеют техникой мирских взаимоотношений, да ещё и во враждебной среде. Они выбирают свои, доступные, кажущиеся им эффективными приёмы. При этом они вынуждены ещё и сдерживать себя в своём раздражении. От всего этого поведение их и манеры нередко отдают угловатостью, резкостью, эксцентричностью. Известные «чудачества» Суворова имеют именно эту природу. Подобную неадекватность проявляли и Ушаков, и Жуков. И только Александр Невский, наверное в силу высокого княжеского происхождения и воспитания, имел дипломатический талант, сочетая его с военным.

Особым, тяжким испытанием духа была для Суворова ссылка в Кончанское. Давно известно, что в одиночной ссылке, в отделённости от всего и всех, замкнутый лишь на себя, на свой внутренний мир, на свои и пассивно наблюдаемые проявления и на удручающие проблемы мира, непременно погрузишься в упадок, впадёшь в скорби и разного рода «зашкаливания», вплоть до сумасшествия. Затяжное пассивное созерцание в сочетании с широтой наблюдения, лишний раз открывая агрессивную враждебность и неустойчивость мира, способствует зарождению скорбей и страхов. Всё это искажает, отравляет душу и повреждает дух, уводя его от истины и благости во власть пагубного.

И, быть может, главная беда постигла этого человека в ссылке: душа и сознание его, выкованные в служении, направленные на служение, оказались лишёнными поприща, какого-либо приложения. Такое пришлось испытывать Суворову на закате лет, после столь бурной, славной жизни. Как он боролся с этим, как переносил это?

Тягость бездействия в Кончанском, правда, смягчалась для Суворова тем, что Отечество в то время было мощным и не находилось в опасности. К тому же деятельная натура его находила множество практически полезных дел и занятий. Но всё это было мелко для него, служа скорей лишь средством временного утешения, ведь хорошо сказано: «бойцу нужна война: бой, а не мирные ученья».

В художественной литературе иной раз встречается образ Суворова в ссылке как маленького седенького, больного и раздражительного старичка. В своих письмах из ссылки он, действительно, не раз говорил о своём пошатнувшемся здоровье. Да, раны и тяготы многих лет походной жизни вместе с возрастом, конечно же, наседали на него, а отрешённое одиночество заставляло прислушиваться к их угнетающему голосу. Но светлый, наступательный суворовский дух так и не был и не мог быть сломлен.

Не стал он никаким «несчастным старикашкою», ибо присущ ему бодрый, живой дух, в сущности - Дух Истины, который есть «сокровище благих». Благом одарён был Суворов. Часто дано ему было ощущать радость связи с Небом, радость присутствия Господа, радость предощущения какого-то благого, светлого события (и оно произошло).. А тяготы - не одни, так другие - их всегда хватает. Привык он к ним - ему ли не уметь их преодолевать!

Здесь, в кончанском уединении, один на один с благостью Господней, имея в душе печать Духа Истины, глубоко овеществлённую великими практическими победами, такая душа здесь только расцветёт, и никакие невзгоды не властны угнетать её. Более всего здесь тягостна гадость человеческих отношений, но и от неё Суворов научился защищаться и не очень-то обращать внимание. Благодать, разлитая в Кончанском, а особенно в суворовской «светёлке» и поныне, даёт нам ясно почувствовать это. Благодать эта ещё и усиливается запечатлевшимся здесь светлым духом благого человека.

С честью вынес Суворов уготованное ему испытание - глухую ссылку в Кончанское. Великие борения претерпела здесь его душа, большие напряжения духа пребывали здесь, оттого и духовные следы его здесь глубоки. Они и сейчас чувствуются посетителями этих мест.

В завершении этой истории виден Высший промысел. Господь и тут не покинул Суворова, оказал ему великую милость, вызволил, спас его душу, выведя в славнейший, победоносный поход в Италию и Альпы. А потом, после блистательного завершения этой, последней миссии быстрым приходом смерти уберёг от горечи уготовленной ему новой жестокой несправедливости и других тяжких издевательств. Так и остался Суворов непобеждённым, воином! И победами своими навсегда, на весь мир прославил Россию!

Село Кончанское - это наше великое богатство, богатство неизбывное, ибо присутствующий здесь дух, запечатлевшийся от великих борений и воспарений полководца, этот дух неистребим. Кончанское - Национальная святыня нашего Отечества.

Посетим же Кончанское, подышим его воздухом, окунёмся в его просторы, побудем в одиночестве в суворовской светёлке, прикоснёмся к обстановке и вещам нашего великого предка! Почивающий здесь дух его напитает и укрепит нас.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Константинович Мусин
Скандинавы и Русь
Лингвистический очерк
04.06.2016
Пророк Илия - небесный защитник
Героические страницы блокадных будней
25.01.2016
70 Хиросим на голову русских!
К 70-летию принятия американского плана атомных бомбардировок Советского Союза
02.12.2015
Все статьи Владимир Константинович Мусин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06