6 (19) февраля 1797 года - чёрный день в жизни великого полководца: Суворов отстранен от должности и отставлен от службы без права ношения мундира. Начинается длительная «павловская» опала генерал-фельдмаршала со ссылкой в Кончанское. Да какой ссылкой! Под надзором и ограничением встреч и передвижений, с контролем и перехватом переписки. И кто вершит-то всю эту жалкую мерзость по отношению к такому великому человеку, так много сделавшему для Родины, прославившему её, снискавшему такую любовь в народе?!
...Посещая места, связанные с важными событиями в жизни великих людей нашего Отечества, побывал я в Кончанском-Суворовском. Каждое подобное посещение не оставляет равнодушным, но приносит что-то, требующее осмысления и выражения. Поэтому появляются заметки, фотокомпозиции, стихи. Это тем более полезно, что всё это представляется молодым людям, чтобы оно впечатлило, затронуло их умы и сердца, побудило к действию.
* * *
Молясь, остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Суворов был необъяснимым чудом.
Байрон
Многое удивляет в биографии Суворова. Чувствуется при этом главный вопрос: что же неизменно обеспечивало победу, что неоднократно спасало этого человека в таком множестве безвыходных ситуаций? Обеспечивало настолько, что в миру за ним даже закрепился образ некой «выручалочки». Конечно же - это Дух Истины, тот самый, через которого человек обретает и мудрость, и удачу, и здравие. Всё в Суворове выдаёт присутствие этого духа.
Да, Суворов - это то самое, настоящее «присутствие Духа», духа чистого, не омрачённого, не искажённого скорбями и злобой материальных обстоятельств, но ясного, действенного, ведущего. Духа ведущего, в сочетании с адекватным реальности восприятием, с высоким умением и чутьём. И только такой духовный склад может быть победным. Таким он был и у каждого из наших великих воинов, не знавших поражений: у Невского, Ушакова, Жукова...
Предупреждает ведь Писание: «Смотрите же, не ужасайтесь». Предупреждает чтоб не теряли мы чистого духа связи со Истиной. Она же - сопричастна Господу. С Ним же, с Нею исполняется всё правое. Так что это предупреждение означает - не подпортите присущего Духа Истины, а ещё - не наплодите грязненьких, неверных душков, ведущих к беде.
Когда и какими обстоятельствами такое было дано Суворову, дано в такой мере, что всю жизнь действовало безотказно как присущее свойство? Верно столь душа его была открыта, чиста и обращена ко Господу, к Истине. Как такое случается, в чём в ранней жизни проявляется? Работает ли оно и после ухода человека из жизни?
Как же этот чистый светлый Дух Истины, веющий над героями, уживается с их кровавым, жестоким поприщем военного служения? Война сопряжена с духом жестокого, свирепого, безжалостного убийства и уничтожения, с глухотой и ненавистью к человеку. Не щадить ни себя, ни врага - вот залог победы, как учил сам же Суворов. Быть совершенным, умелым, безжалостным в кровавом деле войны, иметь эти качества в постоянной готовности и проявлять их - таков военный дух победоносных полководцев, таким духом они заряжают и своих бойцов.
Да, война - это жестокая, безжалостная работа. Но эта работа, подчинённая высшему смыслу служения Отечеству, своему народу во спасение от врага, посмевшего поднять меч. Такая работа вершится твёрдо и точно, как работа хирурга, которому нельзя быть сентиментальным, иначе... Смерть, разрушения, страдания, страх - раз уж до этого дошло, то, чтобы остановить неправое, надо самому быть азартным и жестоким, удалым мастером этой кровавой игры. И при этом необходимо уверенное осознание правоты своего дела, превосходства своих позиций над основаниями противника. Священная правота защиты Отечества и Веры связывают воина с Истиной, с Её духом. В сочетании с военным талантом и эффективным вооружением это неизбежно и приводит к победе. Это мы видим на примере великих полководцев России, не знавших поражений.
Соприкосновение со Истиной - не от мира сего. Оно странно, необъяснимо, гениально. Носители такого соприкосновения также странны и неуживчивы. Им приходится противостоять окружающим, которые от непонимания, от зависти или из боязни оказывают им сопротивление. Отчуждённые от обычного, мирского, такие люди плохо владеют техникой мирских взаимоотношений, да ещё и во враждебной среде. Они выбирают свои, доступные, кажущиеся им эффективными приёмы. При этом они вынуждены ещё и сдерживать себя в своём раздражении. От всего этого поведение их и манеры нередко отдают угловатостью, резкостью, эксцентричностью. Известные «чудачества» Суворова имеют именно эту природу. Подобную неадекватность проявляли и Ушаков, и Жуков. И только Александр Невский, наверное в силу высокого княжеского происхождения и воспитания, имел дипломатический талант, сочетая его с военным.
Особым, тяжким испытанием духа была для Суворова ссылка в Кончанское. Давно известно, что в одиночной ссылке, в отделённости от всего и всех, замкнутый лишь на себя, на свой внутренний мир, на свои и пассивно наблюдаемые проявления и на удручающие проблемы мира, непременно погрузишься в упадок, впадёшь в скорби и разного рода «зашкаливания», вплоть до сумасшествия. Затяжное пассивное созерцание в сочетании с широтой наблюдения, лишний раз открывая агрессивную враждебность и неустойчивость мира, способствует зарождению скорбей и страхов. Всё это искажает, отравляет душу и повреждает дух, уводя его от истины и благости во власть пагубного.
И, быть может, главная беда постигла этого человека в ссылке: душа и сознание его, выкованные в служении, направленные на служение, оказались лишёнными поприща, какого-либо приложения. Такое пришлось испытывать Суворову на закате лет, после столь бурной, славной жизни. Как он боролся с этим, как переносил это?
Тягость бездействия в Кончанском, правда, смягчалась для Суворова тем, что Отечество в то время было мощным и не находилось в опасности. К тому же деятельная натура его находила множество практически полезных дел и занятий. Но всё это было мелко для него, служа скорей лишь средством временного утешения, ведь хорошо сказано: «бойцу нужна война: бой, а не мирные ученья».
В художественной литературе иной раз встречается образ Суворова в ссылке как маленького седенького, больного и раздражительного старичка. В своих письмах из ссылки он, действительно, не раз говорил о своём пошатнувшемся здоровье. Да, раны и тяготы многих лет походной жизни вместе с возрастом, конечно же, наседали на него, а отрешённое одиночество заставляло прислушиваться к их угнетающему голосу. Но светлый, наступательный суворовский дух так и не был и не мог быть сломлен.
Не стал он никаким «несчастным старикашкою», ибо присущ ему бодрый, живой дух, в сущности - Дух Истины, который есть «сокровище благих». Благом одарён был Суворов. Часто дано ему было ощущать радость связи с Небом, радость присутствия Господа, радость предощущения какого-то благого, светлого события (и оно произошло).. А тяготы - не одни, так другие - их всегда хватает. Привык он к ним - ему ли не уметь их преодолевать!
Здесь, в кончанском уединении, один на один с благостью Господней, имея в душе печать Духа Истины, глубоко овеществлённую великими практическими победами, такая душа здесь только расцветёт, и никакие невзгоды не властны угнетать её. Более всего здесь тягостна гадость человеческих отношений, но и от неё Суворов научился защищаться и не очень-то обращать внимание. Благодать, разлитая в Кончанском, а особенно в суворовской «светёлке» и поныне, даёт нам ясно почувствовать это. Благодать эта ещё и усиливается запечатлевшимся здесь светлым духом благого человека.
С честью вынес Суворов уготованное ему испытание - глухую ссылку в Кончанское. Великие борения претерпела здесь его душа, большие напряжения духа пребывали здесь, оттого и духовные следы его здесь глубоки. Они и сейчас чувствуются посетителями этих мест.
В завершении этой истории виден Высший промысел. Господь и тут не покинул Суворова, оказал ему великую милость, вызволил, спас его душу, выведя в славнейший, победоносный поход в Италию и Альпы. А потом, после блистательного завершения этой, последней миссии быстрым приходом смерти уберёг от горечи уготовленной ему новой жестокой несправедливости и других тяжких издевательств. Так и остался Суворов непобеждённым, воином! И победами своими навсегда, на весь мир прославил Россию!
Село Кончанское - это наше великое богатство, богатство неизбывное, ибо присутствующий здесь дух, запечатлевшийся от великих борений и воспарений полководца, этот дух неистребим. Кончанское - Национальная святыня нашего Отечества.
Посетим же Кончанское, подышим его воздухом, окунёмся в его просторы, побудем в одиночестве в суворовской светёлке, прикоснёмся к обстановке и вещам нашего великого предка! Почивающий здесь дух его напитает и укрепит нас.