Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На новый год

Архиепископ  Амвросий  (Ключарев), Русская народная линия

14.01.2017


О воспитании характеров …

Ниже мы публикуем одно из «слов» (произнесенных 1-го (14-го) января 1864 года) священника А.И. Ключарева (1820-1901), ставшего впоследствии широко известным в православном мире архиепископом Харьковским и Ахтырским (1882-1901).

Проповедь «О воспитании характеров» принесла отцу Алексию славу, как одному из лучших проповедников нового тогда публицистического направления. Произнесена она была на новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). После этого Святитель ходатайствовал перед Св. Синодом о возведении о. А.И. Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году. С 1864 года «слова» и «речи» отца Алексия стали печататься не только в церковной, но и в светской периодике. В 1860-1870-е годы о. А.И. Ключарев пользовался в Москве редким уважением, как даровитый, глубокомысленный проповедник и опытный духовник.

Ещё более его дарования (как архипастыря) раскрылись на Харьковской кафедре.

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского, с приложениями. Том I. - Издание Совета Харьковского Епархиального женского училища. - Харьков: Типография Губернского Правления, 1902. - С. 1-8) подготовил профессор А. Д. Каплин. Слово «в разрядку» по техническим причинам заменено курсивом «жирным» шрифтом. Цитаты, ссылки, курсив оставлены без изменений.

+ + +

 

Тщанием не лениви, духом горяще,

Господеви работающе

(Рим. 12, 11).

 

Полезный урок на новый год мы находим себе в этом наставлении св. Апостола Павла: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите».

В сих немногих словах Апостола указываются те свойства, или черты, из которых слагаются так называемые сильные характеры, столь высоко ценимые на всяком поприще деятельности. Цельность и единство в направлении сил к благим целям во имя истины, добра и чести, или, что то же, во славу Божию, огонь ревности в духе, постоянство и неутомимость в труде - не прекрасные ли это черты? Можем ли мы не пожелать их для себя в будущем, чтоб обезпечить наши успехи во всех великих преобразованиях, предначатых для развития благосостояния нашего отечества?

Как не пожелать, чтобы с умножением людей просвещенных умножались в нашем обществе те честные неутомимые труженики, для которых все равно, где бы ни трудиться, только бы трудиться во славу Божию и с пользою для общества? Как не пожелать, чтоб умножались те сильные, энергические деятели, которые увлекают за собою других не громкими словами, а достоинством дел, славою подвигов? Как не пожелать, чтобы чаще являлись в нашем отечестве мужи, с духом и силою Илииною, которые, исходя на поприще общественной деятельности во имя истины и правды, как буря, сокрушают препятствия, которых ни порицания и насмешки, ни происки тайных и явных врагов не только не охлаждают и не утомляют, а напротив возбуждают и воспламеняют к деятельности? В обилии людей сильных духом и крепких характерами - свидетельство силы народов, залог их долговечности, могущества и славы; оскудение их всегда было предвестием падения царств. В течение целого тысячелетия наш русский народ отличался великою силой духа и обилием сильных и мужественных людей, которых имена мы с любовию и благодарностию встречаем в наших бытописаниях. Как же не желать и как не молить Господа о том, чтоб и в будущем такие люди умножались в нашем отечестве?

Но люди с сильными характерами, как и с сильными умами, не только родятся, но и воспитываются. Как богатые умственные дарования, полученные от природы, без образования могут заглохнуть, затеряться, или даже получить превратное направление во вред обществу: так и природные зачатки нравственной силы духа, оставленные без воспитания и развития, могут исчезнуть без следа, или, что еще хуже, обратиться в орудия для распространения зла. Поэтому не только нужно желать молиться, но нужно и заботиться о том, чтобы сильные характеры у нас воспитывались, и в среде нашей общественной жизни развивались и укреплялись.

Обратимся опять к апостольскому наставлению, с которого мы начали. В нем указываются не только черты сильных характеров, но и условия их воспитания.

«Господу служите», говорит Апостол. По законам души человеческой сила воли, составляющая основание характера, направляется желанием; желание воспламеняется и устремляется к ясно понятому и сознанному благу и совершенству. Христианское учение указывает нам это благо и совершенство в исполнении воли Божией. Никогда человеческая наука не изображала такого первообраза совершенства для духа человеческаго, какое изобразило нам Евангелие, и никогда она не осмелится ни одной черты этого совершенства назвать нечистою или излишнею. Что заповедует нам Евангелие? Внутреннюю чистоту мыслей и желаний, совершенную честность пред самими собою и перед другими, - соединенную с строгим обсуждением себя и снисходительностию к другим, - воздержание и умеренность, терпение и трудолюбие, безкорыстие, благожелательность, приветливость и любовь к ближним, простирающуюся до самопожертвования. Современная наука забывшая Евангелие, назвала многие из этих прекрасных свойств, под именем г у м а н н ы х, своим собственным приобретением, недавнею находкою; но мы знаем, что они тысячу лет уже были известны предкам нашим, а еще раньше - всему христианскому миру. В чем же прежде всего должна бы состоять для нас задача воспитания характеров? В раскрытии, в ясном изображении этих свойств юным душам, с тем, чтоб они полюбили их и возгорелись желанием осуществить их в себе. Как раскрыть их, чтобы не ввести в заблуждение неопытные умы, чтобы не исказить чистых чувств невинных сердец, чтобы ложно не направить молодую волю? На основании и под руководством того же Евангелия, из которого почерпнуто учение об этих чертах совершенства, на основании примеров деятельного совершенства, представленных нам в жизни Господа Иисуса Христа и святых его. Как легко прививается при опытном руководстве это учение к душам неиспорченным: каким благодатным огнем ревности к совершенству оно воспламеняет их!

Это ли мы видим в опыте в современном движении научного просвещения, которое угрожает овладеть нашим православным, великим народом? Мы видим, что все относящееся к человеческому совершенству, ныне обращено в предмет прений и противоречивых суждений. Все основы нравственной деятельности потрясены, расшатались. Понятия о добре и зле, о законном и незаконном, о позволенном и непозволенном, о честном и безчестном, о человеколюбии и правде, о власти и отношениях к ней, о правах и уважении к ним, обратились в истины еще искомые, подлежащие изследованию и поверке, как будто мы живем во времена дохристианские, как будто мы язычники, блуждающие во тьме и ищущие света. А свет во тьме светится, и тьма его не объят. Воля Божия благая и совершенная нам давно известна, и так легко изучить ее, а с нею и все черты истинного совершенства.

Говорят: «из прений возникает истина, из разрушения - жизнь, из борьбы - победа». Так; но не там, где идет дело об основаниях нравственного совершенства, и не тогда, когда они давно уже известны. В нерешительности и недоумениях проходит напрасно дорогое время, которое нужно для действования; оставляется без развития воля, которая требует движения по ясно сознанному пути; убиваются характеры, которые развиваются деятельностию, а не словопрениями. Борьба мнений нужна в приложении начал к частным случаям деятельности; но спор о началах нравственности в народе христианском разрушителен для целости и силы его духа. Этот дух сомнения, эта запутанность в убеждениях, эти споры о совершенстве могут сбить народ русский с пути, по которому он шел тысячу лет с такою честию и славою. Будите совершени якоже Отец ваш небесный совершен есть. Вот безспорный Первообраз совершенства! На Него нам нужно смотреть, Его познавать, познавши возлюбить, а возлюбивши - к нему возвышаться.

«В усердии не ослабевайте». Горячее желание блага и совершенства движет и увлекает волю, а усердие к труду, которым достигается совершенство, укрепляет ее, делает ее решительною и настойчивою в побеждении трудностей и препятствий. Здесь основание твердого, сильного характера. Без упражнения воли в добре можно воспитать людей с многосторонними познаниями, с добрыми чувствами, способных увлекаться добром, начинать великие дела; но нельзя воспитать людей, которые бы великие дела совершали, которые бы исходили на дела с решимостию умереть, или сделать. Эту великую задачу воспитания опускает из виду современная наука. Мы настойчиво внушаем юношам: «учись, как можно больше учись», а говорим ли: «и делай, как можно больше доброго делай»? Мы почитаем еще лучшими тех вопитателей, которые остерегают юность от страстей и пороков. Но этого мало. Если хотите иметь людей сильных духом, нравственно твердых; если хотите воспитать сильные характеры, предлагайте им опыты в делании добра, - опыты, требующие терпения, постоянства, труда. Давайте уроки воле, как даете их уму, и от начальных и легких ведите к труднейшим и высшим. Что это за уроки? Их мало знает человеческая наука воспитания; их знает в совершенстве только наука христианская. Она состоит в самоотвержении, в исполнении заповедей Божиих; она преподается Церковию.

И уставы Церкви, ее заповеди, ее обряды и благочестивые обычаи ныне подвергаются порицанию. Их почитают лишними, обременительными, безпрестанно спрашивают: зачем это, и для чего это? Весьма многие в наше время уже и не понимают тайного смысла и великого значения церковных учреждений. Эта тайна - воспитание нравственно-твердых характеров в христианском обществе. Первообраз нравственного совершенства, начертанный Спасителем, предносится всюду в действиях Церкви, проникает все ее учреждения. Зачем урочные часы церковных богослужений? - Чтобы приучить нас к порядку в делах добрых. Зачем рано звонит церковный колокол? - Чтобы приучить чад Церкви для дела Божия разставаться с покоем и негою. Зачем продолжительные молитвы? - Чтобы приучить нас содержать наш ум и сердце без утомления в духовном напряжении и устремлении к мыслям чистым и чувствам святым. Зачем запрещение тех и других удовольствий? - Чтобы не дать нам пристраститься к ним, чтоб они не поработили и не разслабили нашего духа. Зачем длинные и строгие посты? - Чтобы сделать для нас легкими и безопасными всякие лишения. Эти начальные уроки Церкви вводят нас в высшее училище самоотвержения, в ту внутреннюю христианскую жизнь, где не видно конца борьбы с нашими страстями, где кровавым трудом достается победа, где в безпрестанном напряжении воля, где характер христианина крепнет и закаляется, если он, по слову Апостола, не ослабевает в усердии. Кто привык к трудам и бдениям для очищения своего духа, тот не побоится их, когда они будут нужны для общего дела; кто привык к лишениям для укрощения своих страстей, того не испугают лишения, встречающиеся на службе отечеству; кто не отступал в борьбе с врагами невидимыми, тот не отступит в борьбе с видимыми; кто расположился внутренно так, что всегда готов лучше страдать, нежели согрешить, тот никогда не изменит ни долгу, ни присяге, ни чести.

Воспитанники этого божественного училища не будут излишне говорливы, как это бывает с воспитанниками науки, наполняющей только ум и развязывающей язык: так как они знают, что кто много говорит, тот мало делает. Они будут добрыми советниками, но не будут нещадными порицателями: потому что знают, как легко порицать, и как трудно исправляться. Они не будут порываться целыми толпами в начальники и законодатели: потому что уверились опытом, что безопаснее повиноваться, нежели повелевать. Они не будут увлекаться только новостию дела, а внутренним его достоинством. Они не будут браться ныне за одно, а завтра за другое: потому что не в их духе бросать другим то дело, которое они начали. Они не будут стремиться туда, где веселее служить, а где они нужнее, где могут больше принести пользы отечеству. Они не будут выбирать дела почище, оставляя черную работу другим, потому что они себя не дорого ценят. Они не будут убегать от службы по тайной лености и под явными предлогами, что там учреждения не хороши, там общество дурно; потому что они уверены, что разумная служба восполняет недостаток учреждений, а добрый пример исправляет других. Когда других смущают легкие выговоры, их не смутит и явная несправедливость: они привыкли к внутренней скорби и туге сердечной в борьбе со злом. Цель их службы - не отличия, а мир совести и правота пред Богом. Не испытав себя в малом, они не возьмутся за великое, по завету их Учителя Христа: верный в мале, во мнозе верен будет. Только характеры христианские могут быть характерами надежными. Только ученики Христовы могут быть мучениками за истину, за правду, за благо ближних, за честь и славу царя и отечества. Для них одних не дорога жизнь земная и ее удовольствия, а дорога жизнь вечная и ее блаженство.

Это устремление всех мыслей, желаний и надежд к Богу и вечности святый Апостол выражает словами: «духом пламенейте». Как пламя тем выше поднимается в воздухе, чем больше находит для себя на земле горючих веществ: так дух человека, утвердившийся в добре деятельностию, получает свойство возвышаться к небу, питаясь добром, на земле собираемым. Он с жаждою ищет дел добрых, с быстротою пламени их обнимает и переносится от одного к другому, единственно потому, что они питают и возвышают его. Это - огненные души, не знающие покоя и отдыха; это люди, смотря на которых, мы удивляемся, где они берут силы и где находят время для своей необъятной деятельности. Огонь их ревности не поядает их самих, как это бывает с людьми возбужденными страстию, когда отнимают предмет их страсти или пресекают их любимую деятельность. Они всегда освещают все вокруг себя пламенем чистым и светлым, они находят для себя пищу, дело, всегда и везде, где есть люди, где есть жизнь. Делать добро и одно добро - их потребность, свойство их природы. Это слуги общества, которым только смерть дает отставку. За ними не нужны смотрители и ревизоры, они всегда выше всякой ревизии. Они не боятся суда закона; потому что закон воплощен в них самих. Как Ангелы Божии, как блюстители чести и славы Божией, они сами поражают пламенным мечем противную их природе лесть, неправду, хитрость, обман, корыстолюбие и всякие пороки и преступления. Это - вожди народов, это сила царств, это приемники и раздаятели благословений небесных на всех своих соотечественников, на все человечество. Кто их может воспитать, кроме Самого Христа и Духа Божия? Вот о чем особенно нам надобно молиться, чтобы ими не оскудевала наша Русская земля.

На твердом камени - Христе основал Промысл Божий великое здание Русского царства. В божественном училище, Церкви Христовой, воспитался великий дух нашего народа. Не будем переосновывать этого здания на рыхлом песке человеческих мнений и новоизобретенных учений: разрушение велие постигает храмины, на песке основанные. На Христе утвержденное Русское царство всегда, при всех бурях и потрясениях, будет твердо стоять, как стояло доселе, и сниде дождь, и приидота реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Матф. 7, 25). Аминь.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. НовоГеоргий третий : Как можно больше доброго делай
2012-01-15 в 13:45

"Без упражнения воли в добре можно воспитать людей с многосторонними познаниями, с добрыми чувствами, способных увлекаться добром, начинать великие дела; но нельзя воспитать людей, которые бы великие дела совершали, которые бы исходили на дела с решимостию умереть, или сделать. Эту великую задачу воспитания опускает из виду современная наука. Мы настойчиво внушаем юношам: «учись, как можно больше учись», а говорим ли: «и делай, как можно больше доброго делай»?Без упражнения воли в добре можно воспитать людей с многосторонними познаниями, с добрыми чувствами, способных увлекаться добром, начинать великие дела; но нельзя воспитать людей, которые бы великие дела совершали, которые бы исходили на дела с решимостию умереть, или сделать. Эту великую задачу воспитания опускает из виду современная наука. Мы настойчиво внушаем юношам: «учись, как можно больше учись», а говорим ли: «и делай, как можно больше доброго делай»?"
Вот бы нам примеров в СМИ, в том числе и электронных - поболее. Желаю всем и себе лично увидеть в жизни ЯРКИЕ примеры делания добра и иметь смелость и отвагу следовать им. А то мы только знаем много, да ещё кичимся этим...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме