Прочность благоденствия государства не в благонравии только, но и в Православии

Слово в день тезоименитства Наследника Цесаревича Николая Александровича

0
229
Время на чтение 9 минут

Ниже мы публикуем одно из «Слов» святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894), произнесенного 6 (19) декабря 1863 года, в бытность епископом Владимирским.

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: О Православии с предостережениями от погрешений против него: Слова еп. Феофана: (Из слов к тамб и владимирской паствам, 1859, 1861, 1867 и 1869) / (Репринт: Изд. отдел Московского Патриархата, 1991. - С. 42-46) подготовил А. Д. Каплин. Некоторые цитаты после сверки изменены с конкретизацией ссылок.

+ + +

Свт. Николай Чудотворец (фрагмент фрески Дионисия, Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы)Празднуем ныне Святителю и Чудотвор­цу Николаю, скорому всех помощнику - во всех нуждах, скорбях и теснотах. Да призрит он на нас свыше и, от Престола славы Божией, молитвою испросив, к нам да ниспослет утешительное, просветительное и руководительное во всем осенение благодати Божией. Это потребное и нам, а тем паче наследнику Всерос­сийского престола, Благоверному Государю Це­саревичу Николаю Александровичу, надежде на­шей и Отечества. Молясь о здравии и спасении его, ныне, в день тезоименитства его, чего друго­го лучше и пожелать ему? Когда будет над ним осенение свыше,- все будет - будет слава его, яко полудне, а потом престол его, яко дние века.

Но, братие, участь царственных лиц не тако­ва, как участь лиц частных, и устроение жизни их не то же, что устроение жизни каждого из нас. - Частные лица суть сами одни виновники своей участи. Участь царственных лиц и пре­столов - не от них одних, а вместе от духа, правил и стремлений самого народа. Как часто Богоизбранного и Боголюбезного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у наро­да, который сам себя сделал того недостойным! - В сей мысли обращаясь в будущее и молитвен­но желая непрерывного ряда престолонаследий в Отечестве нашем, нельзя вместе с сим желани­ем не взять на себя и неотменных обязательств пред лицем всеправящего Промысла, исполне­нием которых определяется наше достоинство на милости Божии и условливается прочность престолов.

Престол царственный будет у нас непоколе­бим во веки веков, если мы сами из себя соста­вим нечеловечески прочную, но достойную осо­бенного Божия благоволения и покровительства основу ему.

В пояснение сего укажу вам на скорбную некоторых народов участь, которая гласным су­дом Божиим определена в наказание за нрав их худой и дела их недобрые. - После сего сами уже вы наведение сделаете: не будем таковы - не испытаем и той же участи.

Был народ - вавилоняне. Бог по особен­ным Своим намерениям дал ему силу, которой никто противостоять не мог. И покорил он под власть свою весь Восток. - Смиренно воздать бы славу Богу, но он возгорделся до того, что Бога не боялся и людей не страшился. - И вот суд, из­реченный чрез пророка Исайю на гордый Вави­лон: ты рекл eси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... Взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13, 14)... Ныне же во ад снидеши, и во основания земли... и по­вержен будеши в горах, яко мертвец... и положу тя пуста, яко возгнездитеся в тебе ежем, и бу­дет ни во чтоже (Ис. 14,19,23). - Это и исполнено. Так Бог гордым противится, смиренным же дает благодать - Смиримся под крепкую руку Божию, - и Он не уничтожит, а возносить будет паче нас всегда во славе.

Были сирияне - народ несильный. Бог бла­гословил их довольством и много раз ограждал безопасностию. Забыли они о Боге Помощнике и, вместо Сотворшего их, основали все надежды свои на одних союзах с соседними народами. За это Бог прогневался на них,- и вот суд Его чрез пророка Исайю над Сириею и Дамаском, столицею ее: се, Дамаск возмется от градов, и будет в падении (Ис.17,1). К сему не будет царство в нем,- и останок Сирян погибнет» (Ис.17, 3)... Зане оставил ecи Бога Спаса твоего, и Господа помощника (Ис.17, 10)... и возуповали на дела рук своих... народы (Ис.17, 8). О, люте множеству языков многих. Аки море волнующееся, тако смятется... аки прах плевный (мякина) вьющих против ветра, и яко прах ко­лесный (пыль) в бурю развеет вас гнев Божий по странам, чужим вам (Ис.17,12,13). Это и исполнилось! - Так, братие, тот, кто уповает на людей, как на трость сокрушенную опирается. - Отвращает Господь лице Свое от него и предает его в руки падения его. Уповающего же на Господа милость обыдет. Живый в помощи Вышнего в крове Бога Небесного водворится... Не приидет к нему зло и рана не приближится телеси его. - Таков закон и относительно каждого лица, и относительно целого народа. Сами видите, что лежит на нас посему.

Были тиряне - семя купеческо - купцы фи­никийские. - Как сетью осетили они кораблями и колониями все прибрежные страны и стали силь­ными князьями земли; но, забыв правду в безсердечнойой корысти, начали они потом поглощать чуждое достояние, как пиявица сосет чужую кровь. И вот отмщение праведной десницы Божией неправедному купеческому народу! - Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе Тир и отведеся пленен. - Кто сия совща на Тира... Господь Саваоф совеща разсыпать достояние его и обезчестити славу его. Рука Его ктому не укрепится по морю, разгневывая царей... Ктому не приложите укоряти и обидети... Возми гусли, обыди град, блудница забвенная, добре погуди и воспой плачевную песнь о прежней славе твоей (Ис.23,1,8-9,11-12,16). - Это и исполнилось.

Так, бр., неправда, насилием или хитростию успевающая в онеправдованиях, чуждоприсвоениях, торжествует обычно до времени. - Но есть око, блюдущее правую сторону; исполнится мера беззаконий, и суд Божий не закоснит. - Так для всякого лица, так и для всякого народа!

Не продолжу более указаний! - Итак, дух сми­ренной покорности Богу, дух совершенной пре­данности Его водительству и крепкого упова­ния на Него Единого, дух правды народа к народу, чуждый всякого неправедного присвоения и на­силия,- вот дух Богоугодный, не гнев, а милость привлекающий свыше и сообщающий благона­дежную крепость царствам. Бог никогда не ос­тавит народа, так расположенного и таким духом исполненного. Расположим и мы себя так все­гда, и милостив к нам будет Господь. Плещами Своими осенит нас и рукою Своею укрепит и заступит. - Вот недавно восстали на нас Вавилон гордый - Франция, - Сирия слабая, опиравшаяся на союзы, - Австрия - и Тир торговый - Англия! - Как мы смирились пред Богом, как рабы покорные и всеми оставленные, на Него Едино­го возложили все упование свое, не чуждое при­своить, а свое только удержать желая, то и спо­добились милостивого призрения и заступления Божия. - Какой дух силы послал Он нам! И в какое смятение привел умы и сердца покушав­шихся онеправдовать нас! -Так и всегда будет. - Если сохраним сей дух смирения, упования и правоты, Бог не только сохранит нас, но изберет в орудие исполнения Своих промыслительных планов относительно всех сопредельных нам народов, -милость или суд возвещая им чрез нас.

Я указал вам характеристические черты все­го лица народного, привлекающие милость Божию. - Но народ сам в себе есть многосоставное целое. Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей, так и крепость государ­ства - от праводействия составляющих его клас­сов народа.- Возьмем опять учителем святого пророка Исайю и поучимся у него, что требует­ся от нас для прочности государства и в сем отношении. - Дух Божий вводил дух сего Проро­ка во все пути жизни народа Божия и отметил пророческим наложением суда и наказания все, раздражающее Бога и привлекающее гнев Его. - Прислушайтесь, что такое, - чтоб видеть, чему не следует быть и у вас, если не хотим потерять ми­лости Божией! - «Князи твои» (вельможи, знать),- говорит святой Пророк, - не покаряются, замыш­ляют новые законы и новый образ правлений. Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя... И непокаряющихся погублю. Судии твои,- говорит далее Про­рок, - все гражданские чины, - на мзде судят, за­одно с ворами и грабителями, любят дары, сирым не судят, и суду вдовиц не внимают. Сего ради тако глаголет Господь: наведу руку Мою на вас, и разжегу вы в чистоту и всех беззаконных по­гублю (Ис.1, 23-25). - Как это, взывает потом св. Исайя, Сион град верный стал полон суда!- Прежде в нем правда почивала, а теперь в нем грабители и обид­чики мерила неправедные, серебро поддельное, вино, смешанное с водою?!. И такой пишет о них приговор: горе глаголющим доброе - лукавое, и лукавое - доброе, полагающим горькое сладкое и сладкое горькое! Како сгорает трость от углия огненного и сжигается от пламени разго­ревшегося, так корень их - яко перст будет, наложит руку Свою на них Господь и гневом Своим поразит их (Ис.5, 20, 24-25). - Посмотрел потом Пророк на то, как иудеи проводят время, - и увидел, что с раннего утра встают и ждут вечера (балов, те­атров) затем, чтоб веселиться с гуслями, и цевни­цами, и тимпанами, и свирелями; на дела же Господни - благочестивые порядки жизни - не взирают и о делах руку Его не помышляют. - И вот им суд: разшири ад душу свою и разверзе уста своя... и снидут в него вси богатии, безумно веселящиися (Ис.5,11-14). Посмотрел Пророк на жен­щин - и вот что увидел! - Вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия по долу (нынешние уборы), и ногама купно играющие (танцы); и вот что присудил им: смирит Господь начальныя дщери Сиони... и отымет сла­ву риз их... и вплетения златая... и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи... и восплачутся хранилища утварей их (Ис.3,16-19,25). - Когда, наконец, обозрел он весь народ и все неправды его, то в горести воззвал: тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля... бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный (Ис.24,3,5).

Вот порядок жизни богопротивной, привле­кающей суд и наказание. Наказания сии пора­жают грешащих по частям - каждого в роде своем. Но когда потом зло - не останавливае­мое - охватывает весь народ, - вся земля пола­гается пустою и становится жилищем филинов и нетопырей! - Что следует из сего, сами видите. - Хотите упрочить царство? Надо бегать таких дел и порядков, кои привлекают гнев Божий и поражают все народное тело.

Идут ли к нам и в какой мере идут все укоры и грозные приговоры Пророка, сами посмотри­те. Дай Бог, чтобы совсем не шли. Но если идут, лучше исповедать то и исправиться, нежели пря­таться под личину исправности, оставаясь неис­правными. - Не человеческий суд, а Божий! Око же Божие и в темных сокровенностях все видит.

Вот мы часто хвалим себя: Святая Русь, православная Русь. - О, когда бы навсегда ос­таться нам святыми и православными, - по край­ней мере любящими святость и Православие! - Какой верный залог несокрушимости имели б мы в титлах сих! Но осмотритесь кругом! Скор­бно не одно развращение нравов, но и отступни­чество от образа исповедания, предписываемого Православием.- Слышана ли была когда - на русском языке - хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного.- Думаете, что это останется даром? - Нет. - Живый на Небесех отве­тит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас. - Запад увлекает нас? - На Западе заходит уже солнце правды. Мы же восточные, должны пребыть в свете и не только освещаться, но и светить всем. - Вот была недавно политическая коалиция против нас. - Слились мы все в одно желание и пресекли самое покушение нападе­ний на нас. - Сделаем то же и в деле веры. -Там, на Западе, есть другая коалиция, направленная против света веры нашей. -Возстают одни за дру­гими злые учители. Тучи злых помышлений воз­двигают, чтоб омрачить солнце, освещающее нас. - Дал бы Бог, чтобы и в отражении сих врагов сли­лись мы все в живое единомыслие Православия и совокупными усилиями свеяли с земли нашей навеваемый оттуда тлетворный прах. - Вот анг­личане ныне отличаются верностию началам веры своей; а прежде что было? - Безбожные учения ведь у них начались. - Как же так успели они очиститься? - Так, что, когда безбожники нача­ли у них распространять свои учения, они все поднялись - и духовные, и больше еще светские, - и беседами, проповедями, собраниями, пи­саниями переспорили все суемудрия христоборцев, - убедили всех в их лживости и тем спасли веру в королевстве своем. Теперь страна их чи­ста от христоборцев. - Нечестие это перешло к французам и немцам,- а от них заходит и к нам. - У нас расходится потихоньку. - Как же нам быть? - Так оставить? Все наконец повредятся в вере. - Воздвигнуть надо дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против вся­кого образа мыслей, не согласного с ним. - Этим одним отразим врагов Христа, как отразили коалицию врагов отечества. - Начать должны вы, - светские, и из вас - более образованные. - Меж­ду вами расходится зло, вы должны начать и вос­стание против него... Ваше молчание будет - или неверие, или равнодушие к вере. - Говорите же и пишите. Вы всё слагаете на духовных. - Да мы только по догадкам судим, какие речи там между вами ходят. Кто из вас приходил когда к духовному отцу и открывал ему болезнь свою, - что вот-де слышал то и то и смущаюсь? - Едва ли есть такой. А иной и совсем запутался в неве­рии, а приходит и говорит, как верующий. - Что же можем мы, когда вы так отчуждаете себя от нас и скрытничаете. - Давайте вместе действо­вать. Откроем беседы с церковной кафедры, за­ведем вечера для чтения и собеседования, будем книги составлять - все сделаем в защиту веры.- Только сделайте вы начало. - Придите и открой­тесь, что такое там делается между вами. Мы гадаем только, что есть лица, кои составляют за­говор против Христа Спасителя и Святой Цер­кви Его. - Но какими мыслями они руководятся - не слышим. Спорить же с предположениями есть то же, что бороться с тенями. - Вот - поневоле и остаемся бездейственными.

Вот договорился я до скорбных речей. - Но не беру слова назад. Господь да умудрит всех - и вас, и нас - соединиться воедино в деле защи­ты веры!- Ревнитель Православия - Святитель Николай да озарит умы наши и своею ревностию по святой вере да исполнит сердца наши - стать за славу Бога и Святой Его Церкви. В этом залог не спасения только вечного, но и благо­денствия временного. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святитель Феофан Затворник
Латинский тариф на индульгенции
16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002)
29.06.2022
Об Апостольском предании
10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии
22.01.2022
«Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
28.08.2020
Все статьи Святитель Феофан Затворник
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41