Идеи славянофилов в современном мире: ответы на вызовы времени

Доклад на Международной научной конференции «Россия и Балканы в современном мире»

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Русская цивилизация 
0
3532
Время на чтение 16 минут

9-10 декабря 2011 г. в г. Баня Лука (Республика Сербская Босния и Герцеговина) состоялась Международная научная конференция «Россия и Балканы в современном мире», организованная обществом «Сербско-русский мост». От России в конференции принимали участие видные русские ученые и писатели Е. Ю. Гуськова, В. Н. Крупин, Е. Г. Пономарева, О. А. Платонов, В. Н. Расторгуев, А. И. Фурсов. Ниже приводится доклад О. А. Платонова.

В начале 2000-х годов несколько лет я был членом Международного общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии и своими глазами видел результаты страшных военных преступлений, совершенных Западом против мирного сербского народа. События эти стали для меня ключом к пониманию многих событий, происходящих на Балканах, и обозначили многие направления работы Института русской цивилизации, который я возглавляю.

Наш Институт был создан в первой половине 1990-х годов по идее и благословению великого русского православного подвижника, богослова, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка благословил нас на создание 30-томной Русской энциклопедии и многотомной библиотеки классиков русской мысли.

К настоящему времени наш Институт выпустил в свет 12 томов энциклопедии и около 80 томов классиков русской мысли.

Около половины этих томов составляют произведения славянофилов и их единомышленников. Мы научно подготовили и издали труды практически всех славянофилов - от Хомякова, Киреевского, Аксаковых, Самарина до Беляева, Лешкова, Киреева, Шарапова и мн. д. Почему мы проявляем такой интерес к трудам славянофилов? Потому что они представляют собой коренную столбовую дорогу славянской мысли.

Славянофилы - великие русские мыслители, сыгравшие огромную роль в развитии русского национального самосознания и формирования национальной идеологии. Они обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.

Славянофилы мыслили не только категориями России - они были мыслителями мирового масштаба. И главное место в их учении принадлежит осознанию мирового значения славянского мира. Они считали, что именно славянству принадлежит ведущая роль в будущем реформировании человечества, только православные славянские народы могут вывести человечество из тупика, в который их завел Запад.

Славянофилы считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации, что все славяне являются единым славянским народом. Когда-то, тысячелетия назад, считали славянофилы, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии в результате исторических катаклизмов наше единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее, духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону. Важно отметить, что народам славянской цивилизации выпала тяжелая историческая задача - быть бастионом на пути сил мирового зла в самом широком его понимании - западной и османской агрессии, фашизма, сионизма.

По мнению славянофилов, история Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций - германо-романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.

В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным.

В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.

В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны.

Противопоставляя славянство западному миру, славянофилы сформулировали основополагающие ценности славянской цивилизации. Парадигмой ее является Православие. Идеалы славянской цивилизации следующие:

- идеал православной духовной цельности - неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл;

– идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;

– идеал нестяжательства - преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;

– идеал монархической государственности как симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;

– идеал соборности - растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;

– идеал патриотизма - любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм - высшее выражение духовности человека.

– идеал отрицания иудейской и латинской идеологии.

Идеалы славянкой цивилизации воплощаются в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то они и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества.

Славянофилы высказывают иное, чем на Западе, отношение к пониманию прогресса. Если для западного человека научно-технический прогресс главный показатель развития человечества, то для русских мыслителей - прямая дорога в ад. Для православного русского человека может иметь истинное значение только один вид прогресса - духовно-нравственное совершенствование человека, преображение его души. Так, близкий по своему духу славянофилам выдающийся русский мыслитель и государственный деятель граф С. С. Уваров связывает прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа, справедливо отмечая, что материальный прогресс низводит человека до уровня вещей. Русские мыслители предупреждали об опасности материального прогресса. С. С. Гогоцкий в ст. «Два слова о прогрессе» (1859) писал, что в слепом очаровании «прогрессивностью прогресса», в неудержимом следовании ему общество зачастую утрачивает фундаментальную ценность своей культуры. Научный, технический, материальный прогресс - это вызов Богу, это жалкое стремление человеческой гордыни потягаться с Творцом. История показывает, что материальный прогресс ведет к духовной деградации человечества. Талмудический принцип «бери от жизни все, не дай себе засохнуть», стремление к лучшей жизни, комфорту, богатству обедняет душу человека, выводит на передний план его биологические, физиологические элементы. Понятие материального прогресса чуждо русскому мировоззрению. Ведь конечный показатель материального прогресса: стяжание вещей и комфорта, жадное обладание деньгами и богатствами - противоречит духовным ценностям Нового Завета. Движение по пути прогресса - это движение к концу мира, это подготовка человечества к Страшному Суду. Прогресс является необратимо ведущим созреванием человечества для Страшного Суда. Преображение человечества на путях Святой Руси прямо противоположно движению мира по пути научно-технического, материального прогресса.

В ХХ веке эту мысль славянофилов наиболее глубоко выразил священномученик архиепископ Верейский Иларион (Троицкий): «Идеал православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Единственный путь преображения - в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою».

Славянофилы внесли большой вклад в развитие русской государственной и экономической мысли. Их гениальные прозрения в этих областях по-настоящему становятся ясными только сейчас.

По мысли славянофилов православное государство неизбежно и закономерно тяготеет к единению с Церковью, а церковный приход приобретает характер государственной структуры. Царская власть воплощает душу нации, отдавшей свои судьбы Божией воле. Царская власть стоит и над аристократией, и над народом, добиваясь, чтобы каждый класс общества имел равные права с другими классами (И. Д. Беляев). Царь стоит во главе всей исторической жизни нации. Государственная история России, писал один из главных разработчиков государственной теории славянофилов К. С. Аксаков, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. Западная цивилизация рассудочна, там "внутренняя правда" христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт - воплощение нравственного союза людей, - не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две "отдельные союзные силы". Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь.

Естественным развитием славянофильской мысли стала идея о единении государства и Церкви. Государство, стремящееся к осуществлению христианского идеала, должно в конечном счете слиться с Церковью.

В области экономики славянофилы предложили отличную от западной модель хозяйственного развития, ориентированную не на стремление к наживе, а на определенный духовно-нравственный миропорядок. Понимание экономики славянофилы вывели на религиозный уровень. Их взгляды на хозяйство представляли собой альтернативу господствующим в мире экономически воззрениям. Взамен западной экономике потребительской экспансии и погони за прибылью славянофилы предложили христианский путь хозяйства - экономику устойчивого достатка.

Славянофилы отмечают самобытность русского хозяйства, условия которой совершенно противоположны условиям европейской экономики. Наличие общинных и артельных отношений придает русской экономике нравственный характер. Русские крестьяне являются коллективными землевладельцами. Им не грозит полное разорение, ибо земля не может быть отчуждена от них.

По мнению славянофилов, государство должно играть в экономике ту роль, какую на Западе играют крупнейшие банки и биржи. Государство ограничивает возможности спекулятивной наживы, создает условия, при которых паразитический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.

Вместо шаткой и колеблющейся золотой валюты, связанной со всеми неурядицами мирового рынка, славянофилы предлагают введение абсолютных денег, находящихся в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Введение абсолютных денег ликвидирует господство биржи, спекуляцию, ростовщичество. Славянофилы не были противниками частного предпринимательства, но считали, что оно должно носить не спекулятивный, а производительный характер, увеличивая народное богатство.

В работах славянофилов раскрывается сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой порядок, который позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. В их трудах доказывается, что финансовые манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества. Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, отечественная промышленность несет большие убытки. Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных банкиров, остановить которых может только твердая власть самодержавного государства.

Фактически еще в XIX в. славянофилы показали неизбежность мирового финансового кризиса, драматичная картина которого происходит ныне на наших глазах.

Славянофилы верили в высокое предназначение, особую миссию славянских народов в борьбе с мировым злом. Большинство из них считали, что славянам суждено заложить новые основы духовного просвещения, опирающегося на Православие. Именно в Православии, сохранившем в чистоте святоотеческое предание, возможно проявление высших потенций человека - любви, добротолюбия, соборности, свободной стихии духа, устремленности к творчеству. Высокие потенции духовного развития славян славянофилы противопоставляли духовному упадку Запада. Они справедливо считали, что преобладание на Западе материальных интересов жизни над духовными неизбежно ведет к потере веры, социальной разобщенности, индивидуализму, противостоянию человека человеку. Чтобы спасти мир от духовной катастрофы, союз славянских народов во главе с Россией должен встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет истины западным народам. Однако это сможет произойти только тогда, когда сами славяне проявят свои духовные силы, очистится от наносного псевдопросвещения и построят в своих странах жизнь по учению Нового Завета. «Логика истории, - писал Хомяков, - произносит свой приговор над духовной жизнью Западной Европы». К подобному же выводу приходит и И. В. Киреевский. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма и потребительства, неизбежна, ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе славянской цивилизации.

Славянофилы ставили вопрос о необходимости создания Всеславянского союза или Всеславянской федерации - добровольного объединения всех славянских государств и народов. Объединение славян должно осуществляться вокруг России, государства, обладавшего мощной государственностью. Однако цель федерации не поглощение славян Россией, а союз, учитывающий интересы всех народов. Предполагалось сохранение национальных суверенитетов, входящих в союз славянских народов. По мнению некоторых славянофилов, столицей федерации должен стать не Петербург, не Москва. Не Прага, не Белград, не София, а бывшая столица Византийской империи - Константинополь, «пророчески именуемый славянами Царьградом».

Всеславянский союз, по Н. Я. Данилевскому, должен состоять из следующих государств:

Русской Империи с присоединением к ней всей Галиции и угорской Руси.

Королевства Чехо-Мораво-Словакского, состоящего, кроме собственно Чехии, из Моравии и северо-западной Венгрии, населенной исключительно или преимущественно словаками.

Королевства Сербо-Хорвато-Словенского, состоящего из княжества Сербского, Черногории, Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, северной Албании, Сербского воеводства и Баната, Хорватии, Славонии, Далмации, Военной Границы, герцогства Крайны, Герца, Градиски, Истрии, Триестского округа, двух третей Каринтии и одной пятой Штрии по Драву.

Королевства Болгарского с Болгарией, большей частью Румынии и Македонии.

Королевства Румынского с Валахией, Молдавией, частью Буковины, половиной Трансильвании, приблизительно по реку Марош, и с населенной преимущественно молдаванами западной окраиной Бессарабии, взамен которой Россия должна бы получить отошедшую от нее часть южной Бессарабии с Дунайской дельтой и полуостров Добруджу.

Королевства Эллинского с включением в него Фессалии, Эпира, юго-западной части Македонии, всех островов Архипелага, Родоса, Крита, Кипра и малоазийского побережья Эгейского моря.

Королевства Мадьярского, т. е. Венгрии и Трансильвании, за отделением тех частей их, которые не населены мадьярским племенем и должны отойти к России, Чехии, Сербии и Румынии.

Царьградского Округа с прилегающими частями Румынии и Малой Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с полуостровом Галлиполи и островом Тенедосом.

По мнению славянофилов, такой союз по большей части родственных по духу и крови народов, получивших в Царьграде естественный центр своего нравственного и материального единства, - дал бы единственное полное, разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса (Н. Я. Данилевский).

И, наконец, о такой важнейшей панславистской мысли, которую разделяли славянофилы, о теории Москва - Третий Рим. Как отмечал В. И. Ламанский, «идея о перенесении христианского царства с греков на русских, мысль о Москве как о Третьем Риме, отнюдь не была пустым горделивым вымыслом так называемой у нас московской кичливости и исключительности. Это была гигантская культурная и политическая задача, всемирно-исторический подвиг, мысленно возложенный миллионами единоверцев и современников на великий русский народ и его державных вождей. То, что Москва умела понять величие этой идеи, всего лучше говорит против ее косности и национальной исключительности. Только великие, всемирно-исторические народы способны откликаться на мировые задачи, воспринимать вселенские идеи и отдаваться их осуществлению. Эта великая идея завещана была Москвой и новому периоду русской истории. Она всецело была принята Петром Великим. И в начале, и в середине, и в конце царствования Петр энергически поддерживал и распространял связи России как со всеми единоверными, так и западнославянскими народностями и землями. Со времени императора Мануила Комнина не было на Востоке царя более энергического и смелого в этом отношении, как и в национальных движениях славянства после гуситов никто еще, кроме Петра, не выступал так открыто в смысле самого решительного панславизма. К мысли о Царьграде в русских руках часто обращался деятельный ум Петра. С этой мыслью были связаны его общие преобразовательные планы».

Впоследствии эти идеи были продолжены в Константиновском проекте Екатерины II и так или иначе подразумевались в русско-турецких войнах XIX века.

По окончании последней русско-турецкой войны совершилось страшное предательство. Как говорили славянофилы - «Россия выиграла войну, но проиграла мир». По праву победителя Россия должна была присоединить к своей территории часть земель бывшей Византийской империи - Константинополь, Босфор и Дарданеллы. Чтобы сохранить свою империю, Турция была готова отдать эти земли России. Однако западные страны и пятая колонна в русских правящих кругах выступили против передачи этих земель России. Вековая мечта славян вернуть в православный мир Константинополь и Святую Софию, казавшаяся уже близкой к ее осуществлению, была попрана в результате предательства. Заключенный путем разных закулисных сделок и сговоров Берлинский трактат 1878 унизил Россию.

Таковы основные идеи славянофилов, высказанные ими в XIX веке.

И сразу же возникает вопрос, а не устарели ли они в наш XXI век, актуальны ли они в современном мире.

Уверен, что не устарели. Все, что было высказано славянофилами более чем 100-150 лет назад, по-прежнему актуально.

Конечно, нынешняя Россия это не православная Российская Империя. Славянские народы больше разделены и разобщены. А их исторические противники усилили свой натиск на славянство.

И тем не менее все задачи, стоявшие перед славянами в XIX веке, в XXI по-прежнему требуют решения. И недруги у славян остались те же самые.

У России и славянства сегодня три главные исторические задачи, решать которые следует с позиции славянофилов.

Задача 1

Сохранение славянских народов в условиях грядущего крушения западного миропорядка.

В начале XXI века сбываются высказанные славянофилами мысли о крушении системы ценностей западного мира. И материально и духовно Запад завел все человечество а тупик. Сегодня человечество вступает в совершенно новую эпоху, которой соответствует архитектура мира и полная переоценка ценностей. Соответственно все наши оценки и поиски ответов на современные вызовы и угрозы миру должны делаться исходя не из старой, относящейся к прежней эпохе шкалы координат, а из принципиально нового инструментария оценки, позволяющего понять суть происходящих событий.

Прежде всего, следует сказать о том, что кризисные, катастрофические события в европейском мире являются началом стихийного, самопроизвольного демонтажа всей системы традиционного капитализма и возрождения вечных общечеловеческих ценностей, воплощенных в христианстве.

Главной причиной существующих в мире военных угроз является традиционная система капитализма, капиталистический миропорядок, постоянно провоцирующий конфликты и агрессию.

В XIX-XX вв. капитализм стал господствующей идеологией западного мира, практически полностью вытеснив христианское мировоззрение. Погоня за материальным успехом и комфортом, стяжание денег и капитала стала главным жизненным приоритетом западного человека, превратившись в настоящую гонку потребления. Развитие капитализма в рамках западного мира во 2-й пол. ХХ в. переросло в т. н. глобализацию - установление господства капиталистических ценностей во всем мире.

Современная западная экономическая система это гигантская финансовая пирамида, ориентированная не на реальное производство, а на финансовую спекуляцию и мошеннические комбинации. Не более 10% ценных бумаг и денежных знаков, функционирующих в экономике, обеспечивают реальное производство товаров и услуг, все остальное (более 90%) является фиктивным капиталом, главным образом, деривативами, не обеспеченными реальными ценностями. Но владельцы фиктивных ценностей хотят получать за них такую же прибыль, как будто владеют реальными ценностями, а это в чистом виде паразитизм.

К настоящему времени Запад проел свое будущее и близок к полному банкротству. Он не имеет ресурсов для дальнейшего развития.

В этих условиях только Россия может поддержать Сербию и другие славянские народы.

Россия ныне обладает подавляющей частью мировых природных ресурсов. Их в России на душу населения в 10 раз больше, чем в США, и в 28 раз больше, чем в Западной Европе.

Задача 2

Сохранение суверенитетов югославянских государств. Отпор агрессивного натиска Запада.

С момента распада СССР Запад добивается ликвидации суверенных территорий, входивших в состав бывшей Югославии.

Вооруженная агрессия США и их сателлитов по блоку НАТО в Югославии в апреле-июне была карательной операцией «мирового правительства», одним из этапов установления «нового мирового порядка». В результате этой операции пострадали миллионы людей, десятки тысяч были убиты во время бомбардировок (в том числе с использованием запрещенного международными конвенциями оружия), разрушена большая часть экономики Югославии. «Мировое правительство» попрало принятые нормы международного права и конвенций ООН, фактически официально провозгласив силу главным инструментом международных отношений.

Ввод на значительную часть территории Югославии войск НАТО является оккупацией этой страны, направленной на ее постепенное уничтожение с передачей территории сопредельным государствам.

Один из вождей «нового мирового порядка» Дж. Сорос в статье «Подрыв границ» через месяц после окончания бомбардировок НАТО заявил, что «Балканы нельзя реконструировать на основе национальных государств». По его мнению, чтобы покончить с национальной государственностью стран Юго-Восточной Европы, нужно взять их под протекторат Европейского Союза, который «должен развернуть свой зонтик над всем регионом». Новые границы предполагается установить для всех балканских стран, включая Югославию (без Косова), Албанию, Румынию и Болгарию. Во всех этих странах предполагается ликвидировать таможни, отменить государственное регулирование экономики, уничтожить национальные валюты и ввести евро.

Аналогичные идеи проводятся в документах Совета по международным отношениям. В программе «Реконструкция Балкан», разработанной по поручению Совета членом этого совета, президентом Фонда Карнеги М. Абрамовичем. Согласно этой программе «реконструкция» Балкан будет осуществляться в условиях «мощного военного присутствия НАТО на оккупированных территориях бывшей Югославии.

Только союз с Россией может спасти сербов от агрессивного натиска Запада, который в условиях развивающегося мирового кризиса может пойти на любые военные авантюры.

Задача 3

Создание союза славянских государств.

Как и 150 лет назад, необходимо не поглощение славян Россией, а объединение всех славянских народов общими идеями славянской цивилизации.

Как считали славянофилы, гибель западной цивилизации неизбежна. Для спасения мира от духовной катастрофы славянство во главе с Россией должно встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет Истины западным народам. В этом состоит главная миссия славянства.

Мы, русские люди, братья всем славянам. Недаром лучшие представители русского народа называли себя славянофилами.

В возрождении нашего древнего цивилизационного единства залог будущего процветания и развития всех славянских народов. Наша цель не в стремлении объединиться с Западом, изначально враждебного славянам, а в объединении всех славян, в создании славянской федерации, о которой в XIX веке мечтали лучшие представители всех славянских народов.

Правительства и правящие элиты приходят и уходят, а духовные ценности древней славянской цивилизации будут жить вечно.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Платонов
Терновый мой венец
47. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
01.03.2024
Терновый мой венец
46. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
15.02.2024
Доблестный защитник русского мира и русской идеологии
Сергею Николаевичу Бабурину – 65 лет!
31.01.2024
Терновый мой венец
45. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
02.01.2024
Спасти русский народ!
Россия победит, если окончательно ликвидирует пятую колонну в стране
02.01.2024
Все статьи Олег Платонов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Большевики и "родили" современную русскую нацию»
О русском национализме и русском мире
24.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Маяк в развитии человека!
О проблемах миграционной политики России…
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40