Нравственное развитие школьников: упущенные возможности

Новости Москвы  Закон об Образовании в РФ 
0
1160
Время на чтение 7 минут

Александр Солженицын рассказывал: «Когда в 1978 году в Нью-Йорке на три часа отключили свет, толпы американцев стали чинить погромы и грабежи... 40 лет назад в Нью-Йорке тоже отключали свет, но никаких происшествий не было: люди помогали друг другу, зажигали свечи».

Каким образом за столь короткий в масштабах истории срок удалось изменить мировоззрение целой нации? Известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен, анализируя в своей книге «Смерть Запада» современное состояние американского общества, в качестве главной причины называет вытеснение и подмену традиционных ценностей. Разрушение целого культурного пласта, на котором выросло не одно поколение американцев, стало возможным благодаря целенаправленной политике СМИ, на три четверти состоящих из лиц гомосексуальной ориентации, изгнанию из образовательных и общественных учреждений даже намеков на религию, запрету на книги американских классиков, искажению национальной истории.

Идеолог свободного воспитания Бенджамин Спок, по книгам которого воспитывали детей миллионы родителей, в конце жизни признал ошибочность своих взглядов и попросил прощения у своих читателей.

Процесс «форматирования» американцев еще не закончен, но идет вполне успешно: 80% студентов 55 лучших колледжей и университетов не смогли ответить на простейшие вопросы по истории, зато 95% опознали рэппера Снуппи, а 99% - Бивиса и Батхеда[1].

Книга американского учителя Дж. Гатто[2], изданная в Америке под шокирующим названием «Как из детей делают идиотов», взбудоражила всю страну. В чем причина? Да просто человек, знающий проблемы образования изнутри, честно рассказал о том, что происходит с детьми в американской школе.

Дж. Гатто пишет, что американская школа - это «фабрика марионеток», выполняющая вполне определенный социальный заказ. Истинная цель американского образования - воспроизводство людей ограниченных и управляемых. Индивидуальность ребенка никого не интересует.

Гатто беспощадно препарирует систему образования, показывая, чему учит школа. А учит она, по мнению автора, бессистемности, безразличию и зависимости, ничего общего не имеющей с послушанием. Грандиозная образовательная система живет по своим законам, которые далеки от реальных возможностей и потребностей самих детей, и потому наносят непоправимый урон их психическому и физическому развитию, разъединяя поколения и блокируя передачу жизненно важного опыта.

Как сохранить у детей живой интерес к знаниям, самостоятельность, ответственность, если вся система направлена на формирование конформистов и циников? Автор видит выход в свободе выбора форм образования и возрастании роли семьи в обучении и воспитании детей. Американский учитель, как бывалый сапер, прошедший минное поле, указывает нам опасные места и обходные пути.

В развале своей системы образования мы пока отстаем от Америки, но двигаемся в том же направлении: внедрение сомнительных программ и учебников, имитация «духовно-нравственного воспитания», некритичное заимствование зарубежного, нередко негативного опыта, и пренебрежение опытом отечественным, чаще всего по элементарному невежеству.

Между тем несколько лет назад по заказу очень богатых людей, ищущих для своих отпрысков идеальную модель обучения, были проанализированы все когда-либо существовавшие образовательные системы. Лучшим учебным заведением всех времен и народов бесстрастная программа признала Царскосельский лицей пушкинской поры, где в гармонии ума, души и тела воспитывались настоящие граждане своей страны.

Объективно оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеют четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз. Делаются попытки задать некие параметры личности - мобильность, коммуникабельность, амбициозность, креативность - но развитие этих качеств в отсутствии правильного мировоззрения несет больше вреда, чем пользы.

Считается, что мировоззрение человека складывается под воздействием четырех сил: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования), религия и средства массовой информации.

Далеко не каждая семья целенаправленно ставит перед собой воспитательные задачи, реализуемые в форме общения - чаще всего ребенка просто кормят, одевают и пасут. Воспитание в семье чаще всего идет опосредованно - ребенок считывает и усваивает модели поведения родителей, пропуская мимо ушей их сентенции. Если родители курят, их призывы к здоровому образу жизни - пустое сотрясение воздуха. Речь, поведение, стиль общения, отношение к работе и другим людям - все это крепко впечатывается в пластичную душу ребенка, определяя его жизненную философию.

Хотя воспитание по определению является составной частью образования, воспитательная работа сегодня становится уделом энтузиастов-одиночек. В каждой образовательной области заложен мощный воспитательный потенциал, но его реализация требует серьезной научно-методической проработки. Существует масса авторских и компилятивных программ, направленных на развитие того, что автор считает нужным развивать, но нет четкой осмысленной стратегии воспитательной работы ни в детском саду, ни в школе. А ученые, которые должны заниматься научно-методическим обеспечением образовательного процесса, пока только размышляют о том, должна ли школа воспитывать мировоззрение.

Несмотря на декларируемое «религиозное возрождение России» данные о численности верующих в нашей стране поражают разбросом - от 50% до 80% населения, что не мешает каждому третьему верить гороскопам или обращаться к экстрасенсам. Очень часто вера подменяется внешней стороной, а церковные таинства воспринимаются как магические обряды, гарантирующие результат. Бабушки и дедушки сегодняшних школьников росли при советской власти, уничтожавшей лучших представителей религий, поэтому религиозное воспитание в семье - скорее исключение, чем правило. Пока еще рано оценивать эффективность внедрения в школьное образование Основ мировых религиозных культур и светской этики, но скудное содержание пособий, сдержанное отношение школы и дефицит преподавателей, достойных заявленным задачам, делают эту миссию почти невыполнимой.

О пагубном влиянии средств массовой информации, включающие телевидение, глянцевые журналы, интернет сегодня не пишет только ленивый, хотя этот фактор приобретает решающее значение только в том случае, если не работают три предыдущих фактора, если ребенок не имеет начального представления о добре и зле, заложенных в семье и развитых в школе. На ТВ хватает нормальных фильмов и передач, да и сам подросток уже в состоянии фильтровать информацию в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Таким образом, как минимум четыре силы участвуют в передаче убеждений и ценностей, составляющей суть воспитания. Противоречивое, разнонаправленное воздействие семьи, школы и социума дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии.

Какие ценности передает детям современная школа? Практически каждый школьный предмет в каждом классе несет в себе потенциальную возможность нравственного развития школьника, если рассмотреть его с позиции православия, и шире - христианства.

Уроки литературы в пятом классе. Тема - былины. Редкий учитель литературы скажет о том, что Илья Муромец - не мифический персонаж, как Геракл, а реальный человек, святой. Не всякий и знает об этом. А как органичен был бы переход от личности Ильи Муромца к теме патриотизма, святости. Большинство литературных произведений, включенных в школьную программу, создано православными людьми. Но, прочитанные вне религиозного контекста, они обесцениваются. Пример - рассказ А. П. Чехова «Студент», в герое которого учащиеся вслед за своими учителями видят образец «духовности». Мы привычно называем Чехова «мастером деталей», не задумываясь об их роли, очевидной для его современников. Всего две-три детали, на которые обычно не обращают внимания. Когда дело-то было? В пятницу Страстной недели Великого поста. Это сейчас про Великий пост большинство православных знает только, что перед ним - Масленица, а после него - Пасха. А во времена Чехова Страстную неделю верующие, независимо от сословий, старались проводить в церкви. Герой рассказа - сын дьяка и студент духовной академии, для которого служба в эти дни - святая обязанность. В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений. Чехов ироничен, беспощаден и тонок. Настолько, что это почти не воспринимается. Впрочем, это касается едва ли не всех произведений, изучаемых на уроках литературы: вырванные из православного понимания жизни они кажутся детям скучными и несовременными, а поступки героев Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого в изложении авторов школьных учебников и учителей, не знакомых с трудами М. Дунаева и В. Непомнящего - странными и немотивированными.

Нанести вред может как незнание культурно-исторического контекста произведения и ограниченность учителя-словесника, так и «ревность не по разуму». Знакомая ученица рассказала об откровениях своей учительницы по литературе: «Я начала и бросила - неинтересно. А потом узнала, что «Мастер и Маргарита» - книга антихристианская, поэтому я и не собираюсь ее читать». Этот факт не мешает педагогу вести уроки по роману, входящему в школьную программу, и быть лучшим учителем года в нашем городе J

Возможно ли целенаправленное воспитание нравственности, если в шикарно изданной Всеобщей истории, рекомендованной для чтения в школе и награжденной президентской премией, есть подробности из жизни Будды и пророка Мухаммеда, но нет ни слова о Христе как исторической личности. Как, впрочем, и на уроках истории, где умудряются изучать жизнь первых христиан, крестовые походы, крещение Руси и другие исторические факты без упоминания самого факта существования Спасителя. В связи с этой ситуацией проблематичен успех курса «Основы православия», который не может восполнить отсутствие внятной и осмысленной образовательной системы, направленной на воспитание нравственной личности.

Противоестественно говорить с детьми о высших ценностях на одном уроке, если через несколько минут они придут на урок по литературе, проводимый по учебнику «Образовательной системы 2100», о духовной опасности которой много лет говорят и пишут педагоги, психологи, родители учащихся. Их многолетние обращения в высшие инстанции с просьбой запретить учебники по литературе «Образовательной системы 2100» поддержаны решениями Законодательных собраний 24 субъектов Федерации. Итог - Президентская премия, которая становится все более сомнительной наградой.

Выход один - создавать иную образовательную систему, в которой будут непротиворечиво и последовательно решаться задачи воспитания Человека, тем более, что образовательная инициатива «Наша новая школа» требует новых подходов и новых технологий.

Это титанический труд, требующий усилий честных и думающих учителей, ученых, психологов, философов. Но выбора у нас нет.

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (г.Москва)


[1] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2004. С. 243.

[2] Гатто Дж., Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. М., Генезис, 2006.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Резапкина
Риски компетентного подхода
Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных
17.04.2019
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи Галина Резапкина
Новости Москвы
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35