Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Восхождение на Синайскую гору

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

23.11.2011

Незабываемой была поездка на Синай, восхождение на гору, где Моисей принял от Бога скрижали завета и посещение монастыря св. Екатерины. Выехали мы в восемь вечера, само восхождение началось в час ночи.

На гору ведут два пути. Первый - это ступени, выложенные монахами. Всего 3750 ступеней. Трудный, крутой подъем. Второй - «легкий» путь, зигзаг, протяженностью 7 километров, в конце которого также ступени, 750 крутых каменных ступеней, ведущих к вершине.

За два часа на верблюдах мы преодолели две трети пути. Скажу честно: не очень удобно ездить на этих кораблях пустыни - максимум, как мне показалось, можно вынести только полчаса езды. Но и без них, с рюкзаками, где были книги и облачение для совершения молебна, было бы невозможно добраться. Верблюдов, слегка погоняя словами «идок» и «барра», сопровождали два молодых бедуина. В течение всего пути (а это более двух часов), они непрерывно разговаривали под звуки арабских мотивов из мобильного телефона одного из них. Было странно: о чем можно так долго разговаривать с человеком, с которым ты видишься каждый день и с которым проживаешь рядом, в пустыне, где поступает минимум информации, которую можно обсудить, т.к. нет ни телевидения, ни радио?

Передвигаясь по извилистому серпантину, выложенному камнями, подумал: «Какой же огромный труд сделать эту дорогу!» Как трудно здесь жить бедуинам! Впоследствии, присмотревшись, я был уже другого мнения - они здесь чувствуют себя «как рыба в воде» и с легкостью курсируют вверх-вниз, сопровождая паломников.

Подумал: «А мы, русские, смогли бы здесь выжить? Нет, наверняка. И главная причина этому проклятый алкоголь, убивающий наш народ. Представилась картина, что за бедуинские услуги в плане предоставления туалета, теплого одеяла и т.д. наши просили бы не шоколадки и фонарики, как это делают бедуины, а магарыч и очень быстро приучили бы туристов к этому.

О, как мы не ценим дары Господни: у нас более половины мировых запасов сырья и около 40% чернозема. Где-нибудь в Воронежской области воткни палку в благодатную плодородную землю, и она расцветет. Не нужно таких титанических усилий для выживания.

 Спуск с Синайской горы...Заворожено смотрим на горы. Они раскиданы в «художественном безпорядке», как будто после извержения вулкана. С верблюдов сошли у подножия последнего отрезка пути на высшую точку Синайской горы. Впереди преодоление барьера «всего лишь» в 750 каменных ступеней. Я, обрадовавшись, что цель близка, слишком ретиво, практически без остановок для отдыха, устремился вверх и где-то на полпути свалился в изнеможении в расщелине горы над крутым обрывом. Дальше идти я не мог, как не уговаривали меня мои спутники. Решил дождаться их возвращения после встречи рассвета. Немного отдышавшись, стал молиться - это же главная цель подъема на гору, а вовсе не романтическая встреча рассвета. Минут через сорок нахождения в расщелине меня от холода стал бить колотун и я решил, не дожидаясь обратного возвращения моих спутников, спускаться вниз для того, чтобы согреться и отлежаться в ближайшем бедуинском шатре. Скорбно посмотрев вверх, стал собираться. И тут свершилось чудо! Вместо движения влево - вниз, я, неожиданно ощутив прилив сил, направился направо - вверх. Медленно передвигаясь и часто останавливаясь, я достиг-таки вершины. Не ожидавшие увидеть меня здесь мои спутники, которые, добравшись до вершины, не дожидаясь рассвета, уже спешили вернуться за мной вниз, буквально застыли в радостном изумлении, глядя на меня, как на мираж, возникший в пустыни. Возникла немая сцена, сменившаяся ликованием, которому не было предела. Облачившись, напротив Троицкого храма (он был закрыт), я начал молебен по-старому обряду св. пророку Моисею. К нашей молитве присоединились несколько паломников с разных областей России, были даже с Магадана. По окончании молебна вполне наступил рассвет и перед нами открылась величественная картина мироздания. Я произнес небольшую проповедь, в которой отметил, что заповеди, начертанные на каменных скрижалях и данные Моисею, являются Богооткровенным фундаментом нравственности на все времена.

Трудным был обратный путь под палящими лучами солнца. Хотя сама Синайская гора находится на высоте 2300 м, восходя к ней по серпантину и спускаясь вниз, нужно преодолеть в общей сложности около четырнадцати километров.

Монастырь св.Екатерины. У Неопалимой КупиныМонастырь св. Екатерины, находящийся у подножия Синайской горы. Основатель ислама, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. Монастырь был также освобожден от уплаты налогов. Согласно легенде, в одну из своих поездок в качестве купца, Мохаммед посетил монастырь.

Посетили основные монастырские храмы, постояли у куста «Неопалимой купины», в пламени которого Господь явился Моисею, поклонились гробнице св. Екатерины. После молебного пения приложились к деснице святой. Интересно, что уже около тысячелетия на территории монастыря находится мечеть. Бедуины-мусульмане дежурят у монастырских святынь, убирают храмы, зажигают лампады и даже разжигают кадила для службы. Они также поднимаются на вершину горы, почитают св. Екатерину и св. Георгия Победоносца. Архиепископ монастыря, в качестве автономного подразделения входящего в состав Иерусалимского Патриархата, считается ими своим судией и лидером. И именно к нему бедуины идут со своими заботами и проблемами. Колокола в монастыре из России, рака, в которой покоятся мощи св. Екатерины - тоже. Игумен монастыря является автором текста «Послание Восточных Патриархов» (1848 г.). Наиболее примечательная икона в монастырском музее - икона Спасителя с благословляющей десницей в двуперстном сложении. Икона была написана в 6-м веке. По количеству рукописей монастырская библиотека занимает второе место после библиотеки Ватикана. На строительство монастырской колокольни император Александр II пожертвовал 9 тысяч золотых червонцев. В монастыре св. Екатерины подвизаются 25 монахов - 1 русский, 1 араб и 23 грека.

У Синайской Архиепископии не более одной тысячи верующих. Она имеет около трех десятков подворий. Синайский архиепископ участвовал в работе Большого Московского Собора 1666- 1967 годов, наложившего страшные клятвы на старый обряд. Кстати, у коптов раньше тоже было двуперстие.

Синайский полуостров Египет потерял после неудачной шестидневной войны в 1967 году. В 1973-м году контроль, однако, был восстановлен.

На Синае проживают 8 бедуинских племен («бедуин» - значит житель пустыни, коренной, кочевой народ пустыни, четвертый этнос Египта наряду с коптами, арабами и нубийцами), общей численностью около 500 тысяч человек.

Бедуины открыто продают наркотики на рынках известных египетских курортов. Полиция об этом знает, но их не трогает и даже сама покупает у них наркотики. Это непонятное явление очень лаконично объяснил гид: «бедуины живут в горах, у них есть оружие, город живет туризмом, а если бедуины начнут стрелять, то туризма в городе не будет...».

Известен факт: чтобы поселиться на Синае, нужно сначала получить разрешение у бедуинов, заплатив им при этом за землю, и только затем выкупить ее у государства. Кстати, глава бедуинов - шейх, которого слушаются безпрекословно все, выбирается не по богатству, не передается по наследству, а зависит от ума и при первой же серьезной ошибке шейха может быть «снят» с этой «должности».

Бедуины предлагают желающим отдыхающим прокатиться на своих верблюдах.

За посадку на верблюда бедуины берут 4 доллара, а за то, чтобы сойти с него еще 10 (никуда не денешься, придется раскошелиться, не сидеть же на верблюде вечно...).

Верблюд, «корабль пустыни», сам по себе чудо - уникальное животное, очень ценное, приспособленное к непростой жизни в пустыни. Шерсть спасает его и от жары и от холода. Питается колючками. Перевозит очень тяжелые грузы. Он может пройти за две недели 300 км без воды. Когда в бедуинской деревне заканчивается вода в колодце, людям приходится менять место своего проживания.

Для этого сначала нужно найти новое место, где есть вода. И здесь опять выручает верблюд. Хозяева долгое время не дают ему пить, а потом выгоняют в пустыню. Почувствовав источник воды под землей, верблюд останавливается и ложится на это место. Вокруг этого места - будущего колодца - и зарождается новая деревня. Очень терпеливое, неприхотливое, работящее животное. Но иногда верблюды все же проявляют недовольство, они начинают орать, или рычать, в общем, издавать устрашающие, недовольные звуки. Нам объяснили, что это уже их предел усталости, они, таким образом, просят отдыха и пищи. Огромное сильное животное - почему же оно так безпрекословно подчиняется человеку? Оказывается, глаза верблюда - это подобие лупы, увеличивающей стоящего перед ним человека в несколько раз. Но у верблюдов очень хорошая память. Зла верблюд не забудет никогда и может сильно отомстить. Один из бедуинов на полном серьезе торговался, предлагая верблюдов в обмен на супругу одного из наших прихожан.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. М.Яблоков : Синайский Образ Спасителя
2011-11-23 в 21:50

"""Наиболее примечательная икона в монастырском музее - икона Спасителя с благословляющей десницей в двуперстном сложении."""
Никакого "двуперстного сложения" там нет. Там благословляющая Десница.

"""Кстати, у коптов раньше тоже было двуперстие."""
Не было у коптов двуперстия.
Воистину каждый видит, только что хочет видеть...
1. ерусалимецъ : автору
2011-11-23 в 20:05

"Один из бедуинов на полном серьезе торговался, предлагая верблюдов в обмен на супругу одного из наших прихожан."


Отче, бедуин, конечно, шутил. Есть три национальных бедуинских шутки, которые они повторяют буквально с КАЖДОЙ группой паломников. Первая: "Россия - карашо, Америка - капут", вторая - та, что Вы привели, и третья - когда толстая паломница спрашивает сколько стоит проехаться на верблюде, а бедуин радостно отвечает "Адын килограм - адын доллар"

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме