Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году

Алексей  Есиков, Русская народная линия

08.11.2011


К вопросу о православном социализме …

Около года назад довелось давать на РНЛ негативную оценку богословских воззрений на имущественную этику православного социалиста (далее по тексту - ПС) Н.В. Сомина как несоответствующего Преданию предельного ригоризма, то есть по сути разновидности неомонтанизма. (См. «Разбор учения «православного социализма»: Часть 1; Часть 2).

В этот раз речь пойдет в русле этой же темы по поводу проблемы, которую сам Николай Владимирович не так давно ставил как достойную задачу для исследования по данной тематике.

В.ЭрнДело в том, что в 2005 году он написал небольшую работу «Литературный дебют В.Ф. Эрна» (см. http://chri-soc.narod.ru/lit_geb_Ern.htm). Это очень интересная публикация, поскольку с накоплением анализируемой информации по теме приходится все более утверждаться в мысли, что современные ПС не сказали ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано сто лет назад (в 1905 году) москвичом Владимиром Эрном в краткой статье «Христианское отношение к собственности» (текст работы см. по ссылке http://krotov.info/libr_min/v/vzysk/aern_sobst.htm). Собственно, сам Сомин подтверждает это, говоря: «По сути дела Эрн сформулировал основные положения христианского социализма...»

Уместно сразу отметить, что для критиков учения Сомина со товарищи отсюда, в частности, следует, что искать контраргументы против современных ПС также можно весьма плодотворно в том периоде времени, когда были живы такие духоносные оппоненты ПС как св. Иоанн Кронштадский и св. Иоанн Восторгов.

Сделав это замечание, следует все же заострить внимание на том, кем же была высказана сия концепция. Здесь я согласен с Соминым, что на лицо «еще интересное обстоятельство - «Христианское отношение к собственности» - первая публикация молодого, 23-х летнего автора, его литературный дебют». То есть, перед нами взгляды выпускника историко-филологического факультета Московского университета, состоящего в нелегальной организации «Христианское братство борьбы» с явно экстремистской программой (в частности, уничтожение судов и тюрем, отказ от несения воинской повинности - в светской жизни, а в церковной - осуществление «полного идеала безвластия» и замена устоев Предания в богослужении на «непосредственное вдохновение и свободное религиозное творчество» - вы будете смеяться, но последнее прямо восходит к небезызвестному фригийцу Монтану).

Академическое богословское образование за отсутствием такового явно не отягощает автора «Христианского отношения к собственности». С этим до известной степени согласен Сомин, когда пишет про Эрна как автора этой работы, что «по молодости лет он просто не был достаточно сведущ в святоотеческих писаниях», хотя и был способен на «блестящую экзегезу» Евангелия.

Но дальше уже не могут не начаться серьезные расхождения. Если современники сочли Эрна «неистовым» и «юным радикалом», с чем трудно не согласиться по прочтению самой статьи, то для Сомина «ни о какой «незрелости» статьи не может быть и речи». А сам ее автор объявляется им ни много ни мало, «одним из самых замечательных мыслителей России». В одном месте разбора «литературного дебюта» Эрна пафос Сомина доходит до тревожных ноток: «Кто прав - Златоуст или Эрн? Оставим этот вопрос открытым». Оно и понятно, для настоящего ПС нет непререкаемых авторитетов.

Такое неумеренное восхваление своего предтечи заводит в итоге Сомина в нешуточный тупик. Он пишет: «И все же эта работа преподносит нам одну загадку, которую решить мы пока не в состоянии. Дело в том, что ни в одной из своих последующих работ к теме христианского отношения к собственности Эрн не возвращается. Почему? На ум приходят разные объяснения. Может быть, цензурные условия не давали возможности открыто высказать свою христианско-социалистическую позицию. Может быть, автор перестал интересоваться этой темой... И наконец, может быть Эрн посчитал, что по обсуждаемому вопросу высказал «все», так что к сказанному нечего было добавить». И Сомин приглашает нас поучаствовать в разгадке этого трагического для ПС вопроса, говоря: «Какое из этих предположений попадает в цель - должны ответить исследователи».

На это предложение объективный исследователь должен ответить так: ни одно из предположений не точно, а сам их список не покрывает все возможные исходы. Странно, что профессиональный математик Николай Владимирович Сомин дает нам заведомо неполный выбор возможностей, исключая наиболее естественный вариант эволюции взглядов Эрна. Который и имел место на самом деле, и был, очевидно, связан, с изучением им «святоотеческих писаний». Поговорим об этом немного подробнее.

Для начала укажем, что Эрн не перестал интересоваться «этой темой» после дебютной публикации. В 2006 году, то есть год спустя после постановки Соминым вышеуказанной проблемы, вышла книга О.Платонова «Русская экономика без глобализма» (скачать с http://lyudi-x-pervyi-klass.ru/3542-russkaya-ekonomika-bez-globalizma.html), содержащая статью Эрна «Христианский идеал экономики». Если предыдущая его статья была первой, то эта, по элементарной логике, есть последующая. В этой работе мы читаем уже намного более здравые суждения, что напрямую связано с проработкой Эрном церковного Предания. Например, преамбула статьи такова: «Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что горсть людей присваивает себе все земные богатства мира и порабощает других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство...»

Если вспомнить, что писалось им в дебютной работе: «Таким образом, из вышеприведённого с достаточной определённостью выяснилось, что Евангелием от каждого верующего положительно требуется освободиться от всякой собственности.... И, значит, на поставленный вопрос: каково должно быть отношение верующего к своей собственности, Евангелие отвечает: личной собственности у верующего быть не должно. Кто не отрешается от личной собственности, тот не христианин, а язычник, "ибо всего этого ищут язычники" (Мф. 6, 32)».

В новой работе Эрн согласует свои мысли с цитатами из св. Киприана, св. Григория Низианзина, св. Василия Великого, св. Амвросия, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Нисского, блж. Августина, Климента Александрийского, св. Иеронима и св. Иринея. Не хочется вводить множество длинных цитат, но одну для общей характеристики ухода от ригоризма следует все же привести. В разделе «Приобретение земных благ» Эрн так передает позицию Златоуста: «В любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, св. Иоанн Златоуст видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранение всех недостатков нашей экономической жизни. Он, однако, не забывает, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, и советует это только избранным. Остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об его увеличении. Он лишь дает им следующий совет: «Давайте из вашего добра нуждающимся и вы увеличите свое имущество. Ибо дающий бедному, сказано, дает в рост Богу».

То есть, теперь Эрн счастливо встает на твердую почву Предания, проявляя в этом переходе от мальчишеского ригоризма к здравомыслию действительно незаурядный ум. Изложив сумму взглядов отцов Церкви по имущественной этике, Эрн, действительно, не имел уже нужды в дальнейшем возвращаться к этой тематике.

Хочется убедительно просить наших современных ПС внимательно ознакомиться с этой работой и взять на вооружение идеи ее автора, авторитет которого они столь высоко ценят. А то прискорбно получается, что незрелая проба пера одного молодого философа начала прошлого века становится краеугольным камнем для современных мужей-интеллектуалов.

Там, где Сомин считает, что «евангельские аргументы Эрна остаются не опровергнутыми» богословами - его оппонентами по первой публикации, мы видим, как сам Эрн плодотворно корректирует свои взгляды от ригоризма и радикализма к традиционности. Причем было сделано это достаточно быстро, поскольку статья «Христианский идеал экономики» вышла спустя всего год после первой, в 1906 году.

В заключение заранее приносим извинения, что возможные комментарии к статье не будут иметь ответа от автора публикации.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. Алексий : Дорогой редакции
2011-11-14 в 13:25

Коль скоро стал принципиальный вопрос о подлинности текста Эрна, включенного в книгу О.Платонова, прошу ДР по своим каналам связаться с самим Олегом Анатольевичем для получения комментариев.
18. Артур : НовоГеоргий
2011-11-09 в 14:39

чем меньше человек богат и чем дальше от власти – тем ближе он находится к возможности поумнеть



Наверное, верно! ). Главное - не начать думать о себе, что коли уж не богат, так точно умен и духовен ). На каждом шагу тут ловушки...
17. НовоГеоргий третий : Tcnm возможности поумнеть
2011-11-09 в 13:07

Лебедевъ, остров72, и Артур! "и Чем больше человек богат и властен – тем больше он погружен в глупость мира сего, и чем меньше человек богат и чем дальше от власти – тем ближе он находится к возможности поумнеть" - http://www.isihazm.ru/?id=1067
16. Артур : 12. свщ Алексий Бачурин :
2011-11-09 в 10:36

Как кто? Древний ужас Мордора, летящий на крыльях ночи - Вы же это хотели сказать, отче?
15. Артур : 13. Потомок подданных Императора Николая II
2011-11-09 в 10:35

Сойдемся на этом, дорогой Владимир! :)
14. Потомок подданных Императора Николая II : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-09 в 00:14

Совершенно ясно, что они никакие не
"православные" и даже не сталинисты",
и уж, конечно,не патриоты. А - кто?


Уважаемый о.Алексий! Скажите, пожалуйста, - Н.Ролле, которая считает изображение Гагарина на фотографиях типичным примером "совка"-вырожденца - патриотка и "истинно православная"? А Эрик, воспевающий садиста Мигеля Краснова и его хозяина кровавого палача Пиночета - патриот и тоже "истинно православный"?
13. Потомок подданных Императора Николая II : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 17:36

калий хорош для того, чтобы иметь здоровое,
ровно бьющееся, равнодушное сердце :)


Дорогой Артур! Ваше разъяснение проливает свет на многое. Я недооценил глубину аристократической интуиции. Но хочу сделать небольшое уточнение - калий улучшает кислотно-щелочной баланс в организме, а это способствует уменьшения вымывания кальция из костей. Пэтому банан, всё-таки, символизирует не только здоровое, ровно бьющееся, равнодушное сердце, но и белую кость.
12. свщ Алексий Бачурин : Все "сталинисты" уже здесь.
2011-11-08 в 17:30

И - во всеоружии убийственного остроумия. А ведь здесь ни слова ни о Сталине, ни о Троцком. Что за беспокойство? Совершенно ясно, что они никакие не "православные" и даже не сталинисты", и уж, конечно,не патриоты. А - кто?
11. Николай Сомин : О "статье Эрна"
2011-11-08 в 16:37

Я действительно не был знаком с этим текстом. Спасибо автору, что он мне на него указал. Однако у меня есть существенное замечание.

Статья озаглавлена «Христианский идеал экономики». Такой статьи исследователи творчества В. Эрна не знают. Поэтому я сильно подозреваю, что название было дано публикатором О. Платоновым, который, как известно, может легко давать свои названия, компилировать текст из нескольких работ, обрезать текст по своему усмотрению и не давать ссылок на первоисточники. Все это очень хорошо видно по книге «Экономика русской цивилизации», из которой этот текст взят. Кроме того, откуда видно, что этот текст написан в 1906 г.? В этом, 1906, году вышла отдельным изданием работа Эрна «Христианское отношение к собственности», о которой повествует моя статья. И Платонов, кстати, курьезно ссылается именно на это издание (!), что говорит о полной некомпетентности автора публикации.

И вообще я сильно сомневаюсь, что этот текст принадлежит Владимиру Эрну. Дело в том, что такую куцую статью Эрн, большой мастер слова, написать не мог – тут явно взяты отдельные куски, работающие на идеологию публикатора. Скорее всего, что это чья-то компиляция. Тут много крайне сомнительного.
Например, вот цитата из недавней речи нашего патриарха:
Патриарх Кирилл (7 ноября 2011):
‘’Хотел бы привести слова великого русского философа Владимира Соловьева, который более века тому назад сказал следующее: «Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости»’’.
Но буквально те же слова Соловьева мы находим и в тексте Эрна (!). Неужели Эрн просто так ученически списал у Соловьева, не сославшись на него? Или речи патриарху готовят несведущие сотрудники?
Другой пример. Ударная цитата автора:
«В любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, св. Иоанн Златоуст видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранение всех
недостатков нашей экономической жизни. Он, однако, не забывает, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, и советует это только избранным. Остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об увеличении его. Он лишь дает им следующий совет: «Давайте из вашего добра нуждающимся и вы увеличите свое имущество. Ибо дающий бедному, сказано, дает в рост Богу»
является точным заимствованием из известного сочинения иезуита И.Зейпеля «"Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви" (!), изданного у нас в 1912 г. Опять Эрн списывал, причем целыми абзацами?

Пример третий: цитата из «статьи Эрна»:
«Материализм, двинув вперед науки точные и создав великие успехи техники, овладел и душой человека, убил ее свободу, низложил в гордыне своей Творца. Дальше идти некуда.
Для западной цивилизации уже начинается тьма, небытие».

А вот цитата из работы С.Ф. Шарапова, тоже помещенной в «Экономике русской цивилизации»:
«Этот закон материализма, двинув вперед науки точные и создав великие успехи техники, овладел затем и душой человека, убил ее свободу, отрекся и от самой души, низложил
в гордыне своей Творца и Спасителя душ. Дальше идти некуда… Побежденные стихийные силы в природе воскресли в буйствующей душе человека и погубили ее. Для западной цивилизации уже начинается тьма, небытие».

Похоже, не правда ли? Спрашивается, кто у кого списывал: Эрн у Шарапова или Шарапов у Эрна?

Наконец, заключительные слова «статьи Эрна»:
«Падет БИРЖА, ставшая церковью, и воссияет истинная Церковь Христова» - принадлежат тому же С.Ф. Шарапову(!). См.
http://www.christedu....php?page=244#_ftn3

Есть над чем задуматься, правда?

Так что, уважаемый г.Есиков, если уж Вы написали статью, то потрудитесь пожалуйста разыскать первоисточник статьи Эрна, и (если этот первоисточник найдется) предоставить публике ее полный текст.
Вот тогда разговор продолжим.
10. Артур : 9. Потомок подданных Императора Николая II :
2011-11-08 в 16:20

Дорогой Владимир, Вы ошиблись: для костей нужен кальций, а калий хорош для того, чтобы иметь здоровое, ровно бьющееся, равнодушное сердце :)
9. Потомок подданных Императора Николая II : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 15:29

Удивительно, как это до эпохи Нового Времени
люди Земли обходились без одежонки и еды...


Уважаемый Артур! Вы назвали слишком плебейские потребности - для Н.Ролле одно из первых мест занимает возможность посещения игорных заведений. А бананы из Эквадора - это святое. Их отсутствие в СССР на каждом перекрёстке для Н.Ролле является самым убедительным доказательством порочности "совка". Прошу заметить - не плебейские "сорок сортов колбасы", а благородные бананы. Что значит - аристократический вкус. Подсознательная тяга к калию, которого много в бананах - чтобы укрепить кости и сделать их белее.
8. НовоГеоргий третий : в некоторм смысле
2011-11-08 в 15:03

Артур, можно подумать, что только -изм их одел и накормил. Да и не хлебом единым - так что в некотором смысле Вы правы.
7. Артур : 5. Н.Ролле :
2011-11-08 в 14:25

Удивительно, как это до эпохи Нового Времени люди Земли обходились без одежонки и еды...
6. НовоГеоргий третий : православный "-изм"
2011-11-08 в 13:30

А не запретить ли нам православный капитализм, да и любой православный "-изм"?
И как насчет православного банкинга?
5. дезинфектор : Артур
2011-11-08 в 13:21

но совсем капитализм упразднять нельзя. Надо же у кого-то будет покупать еду. электронику и кое-что из одежонки. Так что не устраивайте мировой революции, если можно.
4. Артур : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 12:59

Тяжелая все-таки задача у "православных капиталистов"... Как из христианства соорудить крышу для своего бизнеса. Можно только посочувствовать...
3. остров72 : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 12:11

Не сказал я, что именно неимущий пророк Авель был для именитых царедворцев Романовых жребиеносцем и судьбоносцем, хотя те за нельстивую судьбу держали его в казематах.
2. остров72 : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 11:55

Лучше бы автору не выстраивать воинственный поезд или даже бронепоезд из слов. Пусть слова останутся расположенными в алфавитном порядке в словарях, собранных филологами или энтузиастами вроде Даля! Когда путешествуешь по России, видишь сколько много паровозов и поездов покоятся на железных кладбищах. А сколько учёных, философов и богословов пытались сказать новое, частное слово в 18-19 веке, и слова их оправдались только отчасти. Посрамит Бог мудрость мудрых! Пусть вспомнит автор, как милостив Господь к детям, которые хотя и наследники, но пока не имеют частной собственности! Пусть вспомнит автор пример из Евангелия, что нет нужды у воронов, которые не жнут и не сеют. Пусть не забудет автор мусульманских марабутов, каландаров, святых странников, а также российского странника-монаха Авеля, - уж они-то блаженней экипированного в зелёные фантики Ходорковского! Разве не от этого евангельского персонажа отвернулся Христос, когда предложил тому невозможное - продать и раздать своё огромное имущество нищим! Теперь гнилой Запад пришёл и на нас: кругом обманаты, напёрсточники, волки!.. Нет, ренессанс социализма неизбежен!
1. Лебедевъ : Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году
2011-11-08 в 11:48

Спаси Господь, Алексей. ! Тоже обратил внимание на постоянное тыканье «православного» марксиста Сомина в творчество Эрна, как своего родного, «православно-социалистического», но разобраться некогда было. Теперь понятно.
Ответ, наверняка, будет из серии: «Надо уметь увидеть в творчестве Эрна крипто-социализм».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме