Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Человек должен побеждать!»

Протоиерей  Богдан  СойкоОльга  Надпорожская, Русская народная линия

30.09.2011


Беседа с настоятелем Никольского собора Санкт-Петербурга …

С протоиереем Богданом Сойко мы встретились вскоре после дня его рождения и именин. И так уж получилось, что, поговорив о том, как священники отмечают эти праздники, мы перешли к более сложным темам. Ведь где рождение - там и Крещение. Где Крещение - там начало бесконечной жизни во Христе. Но жизнь физическая рано или поздно подходит к концу, и мы в ужасе закрываем глаза, чтобы не видеть того, что будет дальше. Словом, мы побеседовали о жизни человека в Церкви. Кратко, но от начала и до конца.

 Отец Богдан, совсем недавно, 15 сентября, Вы праздновали День Ангела. Кажется, он совпадает у Вас с днём рождения?

 Протоиерей Богдан СойкоНет-нет, день рождения у меня 25 августа. Обыкновенно в этот день я служу Божественную литургию, и мы с братией трапезничаем. А 15 сентября у меня уже бывает больше людей. В этом году Литургия совершалась архиерейским чином: служил преосвященнейший Амвросий Гатчинский, ректор нашей Духовной академии и семинарии. Было много духовенства. За службой молился владыка митрополит, потом он совершал молебен. Собственно говоря, такое молитвенное общение - самое дорогое и самое светлое, что может быть.

В день Ангела, в день рождения, да и всякий раз за Божественной литургией священник имеет возможность поблагодарить Бога за все Его милости. Евхаристия - это и есть благодарение, и мы должны не столько просить, сколько благодарить Господа. За то, что он нам даровал дыхание жизни, удостоил Таинства Крещения и Священства, послал Ангела-Хранителя, сподобил печати Духа Святаго в Таинстве Миропомазания. А как не благодарить за то, что в Таинстве Покаяния мы очищаем наши души и совесть, потому что нет человека, который жил бы и не согрешил. В Таинстве Евхаристии мы причащаемся Тела и Крови Христовых и соединяемся со Христом. Нужно благодарить Бога за Его великие и богатые милости, которые он нам посылает. За всё: от самого малого до самого большого, что в человеческих возможностях оценить.

Священник совершает Евхаристию, хор поёт, диакон служит, псаломщики читают, народ Божий молится. А если народ Божий молится, то тогда по-настоящему совершается тот духовный пир, к которому мы должны быть причастны. Мы не просто разделяем его с Богом, а являемся сопричастниками великого пира, великого торжества, которое Господь даровал роду человеческому.

Расскажите, пожалуйста, о вашем небесном покровителе. Каким подвигом прославился святой Богдан?

 Дело всё в том, что есть несколько необычных церковных имён, которые традиционно переводятся на более понятный язык. Скажем, в Петербурге очень распространено имя Ксения. Но в других местах, например, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, этому имени соответствует имя Оксана. В таких случаях священники обычно крестят девочку с именем Ксения, но ничего страшного, если они покрестят её и с именем Оксана. Или другое имя - Фотиния, которое соответствует имени Светлана. Люди приходят и просят: «Покрестите, пожалуйста, девочку Светланой». Мы, естественно, не отказываем, совершаем Крещение и даём имя Светлана. Вот сегодня я причащал детей - и ко мне подошли три девочки с таким именем. Но их небесной покровительницей является святая Фотиния.

Так, по всей вероятности, поступили и мои родители: заменили церковное имя Феодот на имя Богдан. Родитель мой был священник. И я благодарен и ему, и маме за это имя: живу с этим именем, радуюсь с этим именем... Но мой небесный покровитель - это, конечно, мученик Феодот. Память мучеников Феодота, Маманта и Руфины совершается 15 сентября. Они пострадали в первые века христианства. Пространного жития этих мучеников не существует, главное - свидетельство о том, что они пострадали за Христа.

Отец Богдан, в житиях мучеников часто говорится, что они шли на смерть с радостью. Это нужно воспринимать буквально или всё-таки как некоторое преувеличение?

Я думаю, что здесь никакого преувеличения нет. Если мы возьмём, допустим, житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и представим себе, что перед матерью приняли страдание её дети... И она сама их укрепляла, чтобы они ни в коем случае, ни коим образом не отказались от Христа, а затем тоже достойно приняла мученичество. Естественно, эта святая была исполнена духовной радости - радости человека, у которого во Христе нет абсолютно никакого сомнения.

Или, скажем, новомученик и исповедник, святитель Вениамин Петроградский. Есть такие свидетельства, что, когда его вывезли в первый раз на расстрел, ни одна из пуль в него не попала. А может быть, какие-то пули и попадали, но не причинили ему никакого вреда, так что конвой вынужден был снова отвести его на Литейный проспект и посадить там в тюрьму. Он молился целую ночь. И свидетели говорят, что содрогалась сама тюрьма, и свет необыкновенный был, когда он там стоял и молился перед своей кончиной. Я думаю, что для него это была большая радость - пострадать за Христа. Господь дал ему силы, укрепил его, и на суде он чётко и ясно выступал за имя Христово. Всех, кто был около него, он поддерживал своей молитвою, своею верностью и преданностью Христу. Он, естественно, представлял себе те страдания, те мучения, которые перенесли мученики первых веков христианства. Но своею жизнью, своей любовью, своей кончиной он свидетельствует о том, что он сам - великий новомученик и исповедник, молитвенник и ныне предстатель перед Богом.

Отец Богдан, один мой знакомый однажды сказал, что хотел бы быть мучеником: «За краткий миг страданий мне простились бы все грехи, и я сподобился бы Царствия Небесного. А так нужно всю жизнь мучиться от осознания своих грехов». Он прав или нет?

Я думаю, что это греховная мысль. Я даже думаю, что это мысль, скорее всего, от дьявола. Потому что власть жизни и смерти имеет только Бог. Кому какую смерть Господь посылает и кому какое даёт время жизни - это всё в Божьих руках. И поэтому думать о такой кончине, думать: «Я хочу непременно быть святым», - это, по крайней мере, неприлично. Надо молиться и просить Господа, чтобы Он дал чувство раскаяния, надо меньше грешить. И не думать, что ты такой святой, что, как только примешь мученическую кончину, то сразу, прямым ходом отправишься в Царство Небесное. Прежде чем провозгласить того или иного человека мучеником, чиноначалие церковное всесторонне изучает вопрос его святости, и только тогда выносит решение.

Не все, кто пострадал во время безбожной советской власти, мученики, а только те, о ком Церковь это засвидетельствовала. Тысячами людей расстреливали, если не миллионами, но это не значит, что все они - мученики. Может быть, из этих миллионов только единицы являются мучениками за Христа. Иногда этим людям задавали такие вопросы, которые побуждали их к тому, чтобы они отказались от имени Христова, а они не отказывались. Это же неизвестно: откажется ваш знакомый от Христа или нет, когда ему всыплют пару раз. А я думаю, что он очень слабохарактерный, если не может победить свои грехи. Человек должен побеждать! Своим покаянием стремиться победить каждый грех и каждую неправду. Если нет этого внутреннего покаяния, если нет внутреннего чувства, что ты побеждаешь грех и что тебе помогает в этом Господь, то это очень плохо.

Вот ты ожидаешь мученическую кончину... А кончина может придти в каком угодно виде и быть совсем не мученической. Христианин должен просить у Господа «христианской кончины живота, безболезненной, непостыдной и мирной». Нужно благодарить Бога за жизнь, которую Он посылает. Нужно благодарить Бога за то, что Он даёт познание истин Христовых, которые ведут человека к радости, к спасению. И через эти познания стремиться исправиться, раскаяться, чаще причащаться Святых Христовых Таин. Вот это будет нормальный подход к жизни. А пока что этот человек искушающе ведёт себя и по отношению к Богу, и по отношению к себе и к своему человеческому достоинству.

Мы начали разговор с темы рождения, а теперь позвольте спросить Вас о Крещении. В Евангелии это Таинство называется «рождением свыше». Наверное, Вам не раз приходилось готовить людей к Крещению, потом крестить их, а потом продолжать с ними общаться. Вы когда-нибудь видели, чтобы в этом Таинстве человек действительно как будто заново родился?

Нет такого человека, который заново не родился бы в Таинстве Крещения! За всю мою практику служения в священном сане, за всю практику крещения детей и взрослых, ни разу не было такого случая, чтобы человек не изменился. Потому что Крещение - это, в первую очередь, оставление грехов, личных или тех, которые человек имел в силу родительских поступков. После Таинства Крещения и Миропомазания человек имеет право Причащения Святых Христовых Таин без исповеди.

Могу Вам откровенно сказать, что у крестившегося человека совершенно меняется лицо. По крайней мере, я ни разу не видел взрослого человека или младенца, у которого не изменилось бы лицо к свету, к восприятию Божественного света. Это совершенно другие люди! Благодать Крещения - это необыкновенная сила, как, впрочем, и благодать каждого Таинства.

В Таинстве исповеди человек получает отпущение грехов. Здесь люди тоже очень часто изменяются. Но иногда священник видит, что кто-то не меняется в лучшую сторону: как пришёл, так и ушёл. Значит, надо человеку помочь, чтобы он действительно раскаялся в том грехе, который не хочет или стыдится сказать священнику. Такие случаи тоже бывают. Иногда раскроешь сердце человеческое, он раскается, расплачется и, в силу прочитанной над ним разрешительной молитвы, получает одухотворение. Ты чувствуешь: над этим человеком совершилось Таинство Покаяния. Ты чувствуешь, что этот человек уже достоин Причащения.

Изменения бывают и на лицах тех людей, которые причащаются Святых Христовых Таин. Но иногда бывает и по-другому: что они причащаются в суд и в осуждение.

Батюшка, неужели каждый священник может понять, что человек не до конца искренен в своём покаянии? Я думала, что это удел святых...

Почти что каждый священник может это понять. В нашем храме и молодые, и пожилые священники великолепно это осознают, до конца чувствуют. А если что-то не получается, мы вместе обсуждаем эти вопросы. Ну, конечно, мы не обсуждаем человека, который подходит к священнику. Исповедь - это великая тайна, которая остаётся между исповедником и тем, кто исповедует. Когда священник умирает, то ему закрывают лицо: это свидетельство того, что он все тайны человеческие уносит с собой. А какие-то другие моменты мы, естественно, обсуждаем, и очень живо обсуждаем. Когда мы собираемся за трапезой, у нас не бывает пустых разговоров. Мы всегда обсуждаем богословские или исторические темы, или темы современности, или вопросы, которые касаются исповеди. Я очень рад, что у нас такой коллектив: если кто-то что-то не понимает, то мы стараемся найти общий подход к этому вопросу.

Отец Богдан, можно спросить Вас и о смерти? В идеале христианин должен относиться к смерти как к радости, встрече с Богом, рождению в вечность. Но всё равно даже у верующих людей смерть вызывает ужас и отвращение. Мы не хотим об этом думать!

Это следствие грехопадения первых людей: первородный грех, дьявол и смерть. Но Господь пришёл в мир с тем, чтобы победить и дьявола, и грех, и смерть. И смертию смерть победил! Христианин должен воспринимать смерть как переход из одной жизни в другую - жизнь будущего века.

Многие подвижники веры и благочестия заранее знали от Господа о своей кончине. Скажем, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, Александр Свирский. Я думаю, что многие-многие люди так или иначе знают о своей кончине, и иногда, может быть, даже знают её день. Но это не обязательно - знать самый день, точное время. Нужно определённым образом, с чувством раскаяния готовиться к смерти, к встрече с Богом, чтобы не просто так придти - здрасьте и до свидания. Поэтому мы просим у Господа, чтобы Он не оставил нас в последний день, в последние часы нашей жизни, чтобы сподобил исповедания и причащения Святых Христовых Таин. Тогда и смерть будет торжеством, величайшей радостью.

Бывает так: причащаешь человека в больнице. Только причастил, не успел отойти - и он уже последний свой вздох издаёт. А бывает, что Господь посылает через исповедание и Причащение Святых Христовых Таин исцеление, каким бы недугом человек ни страдал. Таких случаев очень много. Даже от самых тяжких болезней, которые в настоящее время признаются неизлечимыми, Господь посылает исцеления. Иногда бывают такие случаи: человек помолится, поисповедуется, причастится Святых Христовых Таин, возьмёт благословение на операцию. Его уже везут на каталке, и в операционной врач в последний раз его осматривает и вдруг говорит: «Кого вы мне привезли? Почему на операцию? Да у него ничего нет!» В жизни всё бывает. Такие люди приходят и благодарят Бога. Но, чтобы люди не воспринимали это чудо исцеления, воскрешения как что-то необыкновенное, непонятное, нужно хранить определённую тайну. Но иногда люди приходят и нам об этом рассказывают. И действительно: скажем, женщина брала третьего дня благословение на операцию, а пришла на второй день: «Батюшка, мне её отменили». И слава Богу! Благодарим Бога! Совершаем благодарственный молебен. Великое благодарение за то, что Господь милости свои послал человеку, исцеление! Дал ещё какой-то промежуток времени пожить. Как говорится сейчас, дал мне «шанс», чтобы я ещё немножко пожил, помолился, раскаялся и присоединился к Богу и Церкви.

Отец Богдан, несколько лет назад в вашем храме служил очень старенький священник, отец Николай. Однажды я была на панихиде, которую он совершал. До сих пор помню, с каким чувством он говорил о том, что Господь «души от нас преставльшихся раб Своих в селениях праведных учинит, в недрах Авраама упокоит, с праведными сопричтет, а нас помилует и спасет, яко Благ и Человеколюбец». В его словах было столько уверенности и умиротворения, что ему нельзя было не поверить. Сейчас этот батюшка уже умер. Пожалуйста, расскажите о нём!

Я думаю, что Вы вспомнили о протоиерее Николае Кузьмине. Во-первых, он был участником войны, имел ранение. Когда он уходил на фронт, то вместе с мамой дал обет: «Если я вернусь с фронта и у меня не будут сокрушены кости, то поступлю в семинарию и буду священником». И он вернулся благополучно, благоприятно, у него не были сокрушены кости. Закончил семинарию, духовную академию со степенью кандидата богословия и в разных приходах совершал своё пастырское служение. Но больше всего отец Николай служил в Никольском соборе, куда был назначен сразу после рукоположения. Незначительный период времени, два-три года, он служил в Спасо-Преображенском соборе, а потом вернулся в Никольский.

Это был очень истовый священник. Можно даже сказать, обладавший духом провидения, но никогда им не пользовавшийся. Он искренне молился - была ли это Божественная литургия или, скажем, молебны, панихиды, Крещение, отпевание. Можно представить себе, сколько сотен человек он крестил, если в советские годы в Ленинграде всего несколько храмов было открыто. Всех приобщал к Церкви Божией.

А кончина его - необыкновенная! Он вернулся из отпуска 1 августа - это день памяти преподобного Серафима Саровского - и говорит мне: «Отец Богдан, что-то я себя очень плохо чувствую». А я ему отвечаю: «Батюшка, вы имеете определённый возраст, у вас определённые заслуги перед Церковью, перед государством. Отдохните ещё!». «Нет, я уже больше отдыхать не хочу». Я спросил его, может ли он служить сегодня - я тоже служил в этот день. «Я обязательно буду служить!», - говорит. Он послужил, причастился Святых Христовых Таин, после этого мы с ним пообедали в узком кругу. И он рассказал полностью свою жизнь за обедом: когда он родился, когда крестился, как уходил на фронт. Как и где воевал, откуда вернулся, как встретил День Победы. Как поступил в семинарию, в академию и, в конечном итоге, женился и стал священником. И с Божией помощью и Божией милостью великолепно нёс своё послушание.

Потом он вернулся домой и в этот же день упокоился. К вечеру мы уже его помазали елеем, облачили и принесли в храм Божий. В течение трёх дней в храме над ним читалось святое Евангелие. А потом мы торжественно похоронили его во Всеволожске.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме