Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

29.09.2011

В связи с тем, что вышедший на экраны телефильм про раскол актуализировал тему, хотелось бы, пользуясь случаем, рассказать об одном эпизоде из жизни своих земляков, стародубских «раскольников».

Повествование о славной Полтавской победе Петра Алексеевича часто предваряется рассказом о том, что летучий отряд русских войск под командованием самого Петра разгромил у деревни Лесной корпус генерала Левенгаупта, который, в числе прочего, должен был доставить Карлу огромный обоз.

Шведы, оставшись без провианта, пытались было пополнить запасы у местного населения. Но жители Стародубья - так называлась местность в треугольнике Стародуб-Гомель-Чернобыль - не просто отказались кормить воинство нового друга гетмана Ивана Мазепы, но и устроили настоящую партизанскую войну.

Нынче, впрочем, иные историки преподносят это партизанство в лесах Стародубья в качестве «краеведческого мифа». Действительно, назвать избиение голодных шведов партизанской войной - является некоторым перебором, но факт остается фактом: интендантов Карла исправно отлавливали и сдавали куда следует.

Новозыбковские краеведы А.Ф.Караваев и В.Ф.Комовский в книге «Клятвы те считать не бывшими» приводят косвенные документальные свидетельства партизанской борьбы, развернутой «раскольниками».

«Адъютант Петра I, капитан-поручик Ф.О.Бартенев, находившийся в сентябре-октябре 1708 г. в основном в частях генерала Инфланта, в свое докладе писал о местных жителях:

«...Шведам продавать ничево не возят. А по лесам собрася конпаниями ходят и шведов зело много бьют и дороги зарубают».

Генерал князь Репнин доносил Петру:

«...Пеших шведов в лесах множество... токмо ж везде их здешние мужики грабят и ружье и платье отбирают».

«Конечно, - продолжают авторы историко-краеведческих хроник, - ни о каких отрядных партизанских действиях говорить не приходится. Их просто не могло быть. А вот побить то там, то тут десяток-другой оголодавших фуражиров, заехавших в Стародубскую глухомань, или отставших от войска и заблудившихся в лесу солдат, могли и местные: хоть православные казаки, хоть русские старообрядцы. Могли и в плен взять да русским войскам сдать. А что остается мужикам делать, если привалил в слободу небольшой шведский отряд за провиантом, солдаты голодные и озлобленные оттого, что им местные жители ничего не везут продавать, и им приходится рыскать самостоятельно. Селений кругом мало, да и те без людей, с приездом шведов народ разбегался по окрестным зарослям, а солдаты, пользуясь этим, выметали и грабили все подчистую, фактически обрекая местных жителей на голодную зиму. Разморенные от сытости фуражиры с обозом покидали деревню, а в ближайшем лесу на них с топорами и вилами нападали не мене озлобленные мужики, которые не хотели, чтоб их семьи пухли зимой с голоду. Скорее всего, многие из них гибли от солдатских пуль и штыков, но свое отбирали назад, и шведам тогда пощады не было. А тех, кто сдавался добровольно, не убивали.

Поздно правда, только в Указе от 6 ноября 1708 года из Глухова Петр таксу на пленных шведов установил: по 5 рублей за каждого рядового рейтара, солдата или драгуна, 2 тысячи за генерала, «а за иных офицеров за каждого против разчету против чина их». Да те ушли из Стародубья, а то, глядишь, шведские потери там были бы посолиднее».

***

В чем только не обвиняли и не обвиняют старообрядцев.

Не без язвительности высказался по этому поводу сто лет назад исследователь философии старообрядчества Ф.Сенатов:

«Почитаешь наших синодальных миссионеров, так складывается представление, будто раскольники - это некие невежды, которые верят в то, что колеса в паровозе крутит окаяшка, и что стоит только раскольников познакомить с катехизисом митр. Филарета, так и дело с концом».

Достается старообрядцам и за подрывную деятельность.

Положа руку на сердце, стоит признать, что старообрядцам, действительно, династию Романовых любить особенно не за что. Ну, вот представьте себе в качестве мысленного эксперимента, что приходит к нам некий президент, который обеспечит претворение в жизнь некие новины некоего «продвинутого» патриарха.

Как, интересно, будут реагировать наши обличители раскольников, если им самим завтра-послезавтра скажут примерно следующее:

«Так, отцы. С завтрашнего дня все осеняем себя крестным знамением как во всем цивилизованном мире - ладонью. (При этом рассказывается символика пяти крестных ран Спасителя и т.п.). Значит так, про масонство да про Третий Рим чтоб больше не болтали. Хватит уже мракобесия. Весь цивилизованный мир... ГРЕКИ! Все уже давно отвергли невежество.

Так, а кто не угомонится - под запрет и в дурдом. А детей - по приютам...» и т.д. и т.п.

Ну ладно, обличители раскольников, м.б. не в курсе того, что новины патриарха Никона воспринимались примерно так. Обличители нам расскажут про малограмотных переписчиков.

Но сейчас хотелось бы напомнить о том, что далеко не все старообрядцы мечтали о свержении династии Романовых.

И в трудную минуту униженные и оскорбляемые «раскольники» отбросили враждебное отношение к личности Петра Алексеевича. И не предали того, кого еще совсем недавно почитали антихристом, подмененным царем.

А ведь кто Петру в той войне только не изменял! Начиная от европейских наемников и оканчивая кавалером ордена Андрея Первозванного гетманом Мазепой.

А вот стародубские старообрядцы Петра Алексеевича не предали. И он не забыл этой верности.

После окончания Северной войны самодержец пересмотрел отношение к старообрядцам, «узаконив их слободы с льготными условиями проживания, оставив за ними права владеть окрестными землями, выделенными еще местными казачьими полковниками, и даже управляться особой администрацией».

Кроме того, появление на северной окраине Малороссии слобод, населенных великороссами, было - учитывая опыт измены части украинского казачества - весьма полезным в политическом отношении.

Интересно, что до сих пор на западе Брянщины можно столкнуться с тем, что старообрядческие церкви называют в народе «кацапскими церквями».

Украинское словечко «кацап» происходит от выражения «як цап», т.е. «как козёл». Намек на наличие бороды, которую малороссы - начиная от казачьей старшины и оканчивая последним гричкосием - исправно брили. Что же касается печально известного налога на ношение бороды, то с малороссийских старообрядцев по повелению Петра Алексеевича более не требовали ни ношения специального «раскольнического платья», ни платы за ношение бороды.

Конечно, не в бороде одной дело, хотя, со временем, действительно, для многих потомков ревнителей древлего благочестия старая вера свелась к вещам чисто внешним. И на смену исповедничеству пришло фарисейство.

Не лицемерие, нет. Но горделивое восприятие себя «особенными».

Однако из того, что в нынешнем старообрядчестве господствует дух сектантства - вовсе не следует того, что наши предки не приняли новин патриарха Никона в силу своей дремучести.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Павел Тихомиров : Писарю
2011-09-29 в 15:27

Дорогой Писарь!
Ну а разве не прав этот самый Сенатов? Подавляющее большинство тех, кто не в теме, продолжают в качестве причин раскола преподносить басни про переписчиков.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что те, кто пошел отстаивать свое понимание Старой Веры - хорошие, а никониане, затем латиномудрствующие, затем - синодал - плохие.
Просто чем больше начинаешь заниматься темой, тем больше понимаешь мотивы тех, кто забил на церковное благочестие старомосоквское и, дабы не присоединяться к лицемерам, искренне примкнул к птенцам гнезда Петрова. Т.е. избрал путь служения Отечеству.
То, что это, в конечном итоге, привело к 1917-му, понятно.
Но я говорю о мотивах. О том, что могу хорошо понять тех, кто пошел вслед за Петром. Хотя сейчас мы - что старообрядцы, что славянофилы - можем сетовать на секулярную культуру Петра и т.п.
4. : Re: Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы
2011-09-29 в 13:40

Всё вокруг да около, а суть-то в том, что произошла небывалая трагедия в истории человечества, когда прозападные реформаторы-патриарх Никон и Петра первый -разделили Православный и русский народ,что и привело к сегодняшнему вырождению и вымиранию.
3. НовоГеоргий : новации
2011-09-29 в 13:11

Хорошая новация для дискуссии - Каноническая Православная Церковь. А РПЦ где? А что, есть неканоническая - как официаальное самоназвание?
2. дед пенсионер : Re: Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы
2011-09-29 в 09:55

"...токмо ж везде их здешние мужики грабят и ружье и платье отбирают»."

Нормальный ход!
Раскольники - не раскольники...
1. Писарь : Павлу Тихомирову
2011-09-29 в 00:07

Ув.Павел Тихомиров.

Каноническая Православная Церковь никогда не утверждала и Бог Даст, не сподобится утверждать,что "предки не приняли новин патриарха Никона в силу своей дремучести".
Подобное могут говорить,по моему скромному разумению,люди, вроде Ф.Сенатова,"язвительно" распостранявшие свои собственные,весьма поверхностные суждения,предметно фельетонного толка,выдавая их за позицию Канонической Православной Церкви.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме