О некоторых оппонентах свт.блгв.кн.Александра Невского

0
572
Время на чтение 8 минут

Святой благоверный князь Александр НевскийСвятой благоверный князь Александр Невский жил в XIII веке. Это было очень трудное для Руси время. В самом начале века, в 1204 году, крестоносцы взяли Константинополь - центр православного мира. В 1207 году Папа Римский написал послание, в котором призывал русских принять католичество. Западные соседи Руси стали очень агрессивны. Кроме того, язычники-литовцы стали беспокоить западные рубежи. А на востоке появились монголы. Русским князьям пришлось решать, как приспосабливаться к новым геополитическим условиям.

Александр Невский избрал политику, которую вкратце можно охарактеризовать словами Г.В. Вернадского: «<...> подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке». Александр смиренно признал власть монгольских ханов и при этом решительно отказывался признать религиозную власть Папы Римского. С западными агрессорами Невский сражался, а с восточными пытался договориться.

Многие (включая автора этой статьи) такую политику оценивают положительно, поскольку благодаря ей Русь выжила. По наблюдению того же Вернадского, целью политики Александра Невского было сохранение православия как «нравственно-политической силы народа». И цель была достигнута: «<...> возрастание православного царства совершилось на почве, подготовленной Александром <...>»1.

Но не все русские современники соглашались с Невским князем и вели такую же политику. Были у него и оппоненты. Про некоторых из них будет рассказано в этой статье.

Еще один из самых известных русских князей того времени - это Михаил Черниговский. Между прочим, он тоже прославлен Русской Церковью в лике святых. При этом он проводил политику скорее прозападную.

Он постоянно конфликтовал с главными борцами против западной агрессии. В Новгороде с ним сотрудничала партия, которая враждовала против Ярослава Всеволодовича, отца Александра. Однажды в результате их действий Александру вместе с братом пришлось бежать из города. Программа этой партии была выгодна Западу. Она состояла в том, чтобы бороться за свои права, а не сражаться с западным агрессором. Ярослав требовал «затянуть пояса», а Михаил давал возможность «расслабиться». В конце концов, когда партия потерпела поражение, ее представители ушли... к немцам.

На юге против западных агрессоров боролся Даниил Галицкий. С ним Михаил боролся за Галич. Опять у него с Западом оказывается «общий враг». Борьба приведет к битве при Ярославле, где Даниил Галицкий победил венгров, поляков и... русских западников во главе с Ростиславом, сыном Михаила.

Но вот что мне кажется важным: в этой битве не участвовал сам Михаил. Накануне он поссорился с венгерским королем и своим сыном2. Так что есть основания считать, что он раскаялся в своих действиях. И решил исправиться.

После Батыева нашествия он пять лет скитался на Западе, пытаясь договориться с западными соседями, в то время как другие князья работали над восстановлением разрушенных городов и смиренно ездили в Орду, рискуя жизнью ради своих поданных. Но в этот момент Михаил решил поступить иначе. Он вернулся на Родину, рискуя жизнью ради возможности жить со своим народом. К тому времени у Батыя (который покровительствовал Ярославу и Даниилу) уже сложилось о Михаиле отрицательное мнение. Князю пришло повеление ехать в Орду. Он мог опять бежать, как сделал это в 1240 году, оставив народ умирать за себя. Но в этот раз он предпочел умереть за народ. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).

В Церкви есть разные святые. Кто-то прославляет Бога всей своей жизнью. Кто-то - своей смертью. Мало кто помнит, как Михаил жил и правил. Но многие помнят, как он умер. Его заставляли пройти языческие обряды (Карташев предполагает, что это было сделано намеренно, чтобы убрать неугодного князя) и он отказался, за что был убит (как и сопровождавший его боярин Федор).

А вот его сын оказался более последовательным западником. Он остался жить в Венгрии, где его тесть, венгерский король, дал ему землю. Вскоре он стал вмешиваться в междоусобицу в Болгарии и даже какое-то время владел Тырново, называя себя царем. Но это уже другая история.

Непочтение к отцу - это нарушение пятой заповеди и хамство в изначальном смысле. Что ж, среди крайних западников такое хамство встречается нередко.

С этим страшным явлением пришлось столкнуться и Александру, среди оппонентов которого оказался его сын Василий. Когда в Новгороде узнали о том, что татары собираются провести перепись, там начались волнений, во время которых был убит посадник. Судя по всему, Василий с дружиной тоже оказались причастны к бунту. Когда Александр поехал в Новгород разбираться, Василий бежал в Псков3. Сын и отец оказались по разную сторону баррикад.

Вообще, это не первый случай, когда новгородский князь идет против отца. Подобный случай уже был, когда Владимир Святой собирался воевать с Ярославом Мудрым. Но тогда «не дал Бог порадоваться дьяволу», и Владимир умер при подготовке к походу. Здесь же конфликт состоялся.

Но мы видим отсутствие последовательности у мятежников. Когда Александр пришел, ему никто практически не сопротивляется. Новгородцы дают татарам сделать свое дело. Василию дальше Пскова бежать некуда. Разве что к немцам, врагам отца, но он этого не делает (можно отметить, что чуть раньше он отражал немецкую агрессию). Ни о каком столкновении у Пскова речи не идет. Александр посылает сына в Низ, а дружину наказывает. Причем наказывает жестоко, по-византийски (кого-то ослепили, кому-то отрезали нос). Нечасто на Руси практиковались такие наказания. Так ведь и преступление было исключительное. Дружинники (по словам летописи) «подвигли» Василия «на злое», а именно на конфликт с отцом.

Так или иначе, мы опять видим отсутствие последовательности и твердости у оппонентов Александра. Ему удается разрешить конфликт «малой кровью».

Репутацию западников имеют Даниил Галицкий и его зять Андрей Ярославич, брат Александра Невского.

Но об этом я уже писал в своей статье, посвященной Даниилу4. Вкратце можно заметить, что у них было «вынужденное западничество» из-за плохих отношений с Батыем, при котором Андрей был вынужден бежать (когда темник Неврюй разорил его княжество), а Даниил стал вести переговоры с Папой Римским. Но, когда Батый умер, Андрей вернулся, а Даниил прекратил переговоры. При этом важно отметить, что Александр ездил в Орду вместе с Андреем и просил за него. После этого Андрей будет вести ту же политику, что и его брат. Впрочем, они и раньше вместе ездили в Орду и даже в Каракорум. А еще раньше они вместе воевали против немецких рыцарей.

Кстати, о войне против немецких рыцарей. В связи с ней можно вспомнить еще одного западника - Ярослава Владимировича. До этой войны он какое-то время жил у немцев и женат был на немке. Карамзин предполагает, что именно этому князю было адресовано письмо от Папы Римского, который убеждает адресата быть твердым в намерении стать католиком.

И вот в той войне он вместе с католическими агрессорами воевал против своих. Поэтому, когда немцам удалось взять Псков, они его посадили там княжить. Когда Александр освобождал город, Ярослава, естественно, там уже не было.

Но потом он попросил у Александра разрешения вернуться. Александр ему разрешил. И в 1245 году он, будучи князем Торжока, защищает русскую землю от литовцев. Это последнее упоминание Ярослава. Здесь он не пособник агрессоров, а борец против них. Хочется верить, что это был его последний «поворот».

Кстати, о литовцах. В Литве тогда княжил Миндовг. Хоть он и не русский князь, его тоже можно здесь упомянуть. Во-первых, Литва тоже была на распутье и тоже должна была выбирать «между Западом и Востоком». Во-вторых, в какое-то время Миндовг тоже был среди оппонентов Александра Ярославича.

Сначала Миндовг прославился победой над немецкими рыцарями (в 1237 году). Но в отличие от Александра он не был последовательным борцом с католичеством и в 1251 году крестился по западному обряду, увеличив количество агрессивных католических соседей Руси, на которую стал совершать набеги.

Но в 1258 году войска Даниила Галицкого вместе с союзными татарами совершили поход в Литву. После такого «внушения» Миндовг сменил политическую ориентацию: он отказался от католичества и заключил союз с русскими, вместе с которыми воевал против немецкого Ордена.

Итак, что мы видим? Мы видим, что большинство оппонентов Александра Ярославича так или иначе пришло к выводу, что его политика своевременна, что в данный момент нужно поступать именно так, как поступает он. Можно обвинять их в непоследовательности. Но, с другой стороны, можно порадоваться, что они признали свои ошибки и попытались исправиться. Мне кажется, такое важное дело сделать никогда не поздно.

Антон Кизим, студент ИФ (вечернее отделение) Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

1 Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Великий князь Александр Невский. Сост. и авт. текста - А.Ю. Карпова. М., 2002. С. 283.

2 Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Книга II. М.:, 1988. С. 185.

3 Великий князь Александр Невский. Сост. и авт. текст А.Ю. Карпова. - М., 2002.С. 132.

4 См. Князь Данил Галицкий. Между Западом и Востоком.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/15/knyaz_daniil_galickij_mezhdu_zapadom_i_vostokom/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Кизим
Анти-нацизм Льва Гумилева
К 106-летию со дня рождения
07.10.2018
Два дня в ноябре
О дне народного единства и дне примирения и согласия
06.11.2016
День защитника Отечества
Когда пораженцы стали оборонцами
24.02.2016
Все статьи Антон Кизим
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21