Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее

Андрей  Рогозянский, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 12.09.2011

Как уже сообщала «Русская народная линия», 1-3 сентября 2011 года в Стамбуле прошла встреча Предстоятелей Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, а также Кипрской Православной Церкви, так называемой «Пентархии». В Русской Православной Церкви удивлены как самим фактом созыва органа, представляющего всего десятую часть православных во всем мире, так и опосредованной критикой роли РПЦ в межправославных отношениях. Об этом, в частности, заявил в интервью «Известиям» председатель ОВЦС митр. Иларион (Алфеев).

О хитросплетениях греческой церковной политики в интервью РНЛ размышляет наш постоянный автор, аналитик Андрей Рогозянский.

- Андрей Брониславович, в чем главный нерв происходящего вокруг встречи 1-3 сентября в Фанаре? К чему вся эта шумиха вокруг мероприятия, которое, по сути, ничего не решает?

- Любопытна кинетика того, что в последние 20 лет происходит между Московской Патриархией и двумя центрами религиозной глобализации: Ватиканом и Фанаром. Движение переговоров - возвратно-поступательное: «шаг назад, два шага вперёд». Сценарий один и тот же: на РПЦ оказывают нажим, Ватикан или, в другом варианте, Константинополь открыто безобразничают, пользуясь политическим прикрытием, идут на обострение, решают в свою пользу спорные вопросы, отнимают собственность и территории, после чего риторически раскрывают объятья: чего нам делить, давайте жить дружно! На переговорах продолжается то же самое. В соглашения вписывают заведомо неприемлемые пункты, наши дорогие друзья не гнушаются шантажом, в конце концов, доводя переговоры до срыва и вынуждая делегацию РПЦ уйти. После чего снова возобновляется политика разноплановых пакостей - будь то создание в России новых католических епархий или, скажем, двусмысленные заявления Константинополя по Украине - с тем, чтобы принудить дипломатию РПЦ в очередном раунде вернуться за стол переговоров и быть более покладистой. Одним словом, прессингуют, как могут.

Сейчас эта же логика ярко проявлена в истории с т. наз. собором древнейших Церквей или Пентархией. Время созыва этой «Пентархии» не менее интересно, чем сама «Пентархия». Год-полтора, как официальные собеседования зашли в тупик. РПЦ демонстрирует выдержку. Сперва, вопреки ухищрениям Константинополя, в Вене на католическо-православных переговорах не удалось протолкнуть т. наз. «Критскую унию» с признанием примата Римского папы в первом тысячелетии. Кое-кому данный вопрос виделся уже решённым, на пресс-конференции сопредседатель с католической стороны, кардинал Курт Кох, даже сорвался на русских. Для взаимопонимания с ними, по его словам, необходимо «сесть и выпить стакан водки»[1]. Что из уст спикера сверхполиткорректного Ватикана - прямо скажем... Из ряда вон... Не знаю, кто у нас из делегации пьет стаканами водку, католический архипадре, возможно, также заработался и переоценил свои способности.

В феврале же с. г. православные юрисдикции не смогли договориться по повестке того, что именуется «Всеправославным Великим и Святым Собором». Формальных поводов для несогласия несколько, но важна готовность представителей Русской Православной Церкви использовать вето, и пустить таким образом насмарку великолепную домашнюю заготовку Фанара с Госдепом. «Всеправославный Великий и Святой Собор», я подозреваю, и нужен-то только затем, чтобы перед таким вельможным собранием Москву было легче «подписать» на некоторые механизмы «выработки общеправославных решений» - внешнего управления.

Таким образом, «Пентархия» стала «страшной местью» со стороны Константинополя и шагом вспять от того благодушия, которое источали в последнее время дипломатические инстанции. Ну, кто знает, может, оно и лучше.

- В чем тогда смысл совещания глав пяти Патриархатов 1-3 сентября, если таковое лишь подрывает достигнутые ранее договоренности - плод многолетних усилий Фанара?

- Никакие «Пентархи» не могут пересмотреть принцип консенсуса и право вето, заменив их голосованием простым большинством. Обсуждая данный вопрос вне присутствия остальных 9 поместных Церквей, они тем самым делают его абсолютно непроходным.

Я бы расценил сбор «Пентархии»как мероприятие с дальним прицелом. Пока что без участия Москвы решения принимать невозможно. Да это и не имеет смысла, поскольку весь «межправославный диалог» имеет целью приручение РПЦ. Но некоторые считают, что вес и влияние РПЦ в Восточной Европе - явление временное, связанное с недораспадом Российской Империи и СССР. В событиях «ближневосточной весны» видится перспектива дестабилизации на постсоветском пространстве и решимость Запада избавляться от геополитических оппонентов. Если так, средиземноморская «Пентархия» и Вселенский патриархат оказываются основными выгодополучателями по религиозной линии, «бенефициарами» процесса отпадения от Московского Патриархата окраин и территорий. Украина, Молдова, Белоруссия, Прибалтика и, теоретически, мифические государственные образования, выделившиеся из России в результате цветной революции, могут начать собственную религиозную политику, ориентированную на Фанар. При таком развитии событий Константинополь оказывается близок к мечте - обретению фактического, а не титулярного «Вселенского» статуса. Именно этот «мессидж» пытаются сейчас довести до митр. Илариона и ОВЦС. Если РПЦ не хочет идти на уступки и выходить на Всеправославный Соборсейчас, в нынешнем статусе крупнейшей православной юрисдикции, ей в перспективе 3-5 лет, возможно, придётся испытать разочарование и довольствоваться меньшими представительными возможностями.

Пока это, разумеется, чистые гипотезы и желание, как говорят, «взять на слабо». Но само существование такого органа, как «Пентархия», должно нервировать Чистый переулок, убеждая его в скоординированности наступления, не только по линии политики и экономики, но и по церковной линии. В условиях общей неопределённости «Пентархия», возможно, попытается основать новую совещательность и легитимность на основе «прав древнейших по времени основания патриархатов».

Не исключено, что любое осложнение геополитической ситуации вокруг России будет сопровождаться демаршами «Пентархии», опубликованием заявлений и прочим. Всё это неприятно и рано или поздно может заставить с собой считаться.


[1]Католики и православные сообщают о многообещающем прогрессе на пути к единству. Сибирская католическая газета. 26 сентября 2010 г. 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. В.Н.Шульгин : Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее
2011-09-13 в 00:16

Очень убедительно пишет А. Рогозянский.
Государственное и церковное нездоровье России вполне родственно и подчинено какому-то упадочному настроению неуважения самих себя. Нет собственной жизни, сплошной "прогиб" и отсутствие подлинно национальных целей. Жалкая картина пигмейства какого-то.
2. А. Рогозянский : Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее
2011-09-12 в 21:11

С. Агапову.

Спасибо, Вы точно уловили корневую тему. На уровне институций не существует понятий о едином православном мире, но крайне натянутые и ревнивые отношения, отягощённые сложной предысторией и современной политикой. "Православный мир" растянут между двумя полюсами: Москвой и Фанаром, которые в свою очередь мыслят друг друга как конкурирующие единицы. Таково объективное положение, которое, тем не менее, из дипломатического комильфо сейчас затушёвывают. Поэтому нужно чётко понимать, что вся прекрасная, христианнейшая моралистическая риторика, связанная с Собором, по поводу "братских Церквей", "любви и единства", является ханжеством и продуктом идеологической и дипломатической переработки, а не суть первичными понятиями братства, любви и единства. "Единством", "братством" и пр. в дипломатическом обиходе огревают друг друга. Либо попросту мылят глаза, заполняют паузы и оттягивают время. Фактический сюжет был и остаётся: политика давления в духе Макиавелли, направленная против РПЦ, vs политика сдерживания со стороны РПЦ. В принципе, копия постоянно меняющей свою модальность "любви-ненависти" во взаимоотношениях Запад-Россия.

Более-менее дружеские связи РПЦ на сегодня поддерживает с Чешско-Словацкой и Польской Церквами. С Грузинской, Румынской состоит в территориальном конфликте. Финская от нас дистанцирована. Болгарская, Сербская, Албанская поддерживают формальный нейтралитет. С Элладской возможно ситуативное сотрудничество. Пять Патриархатов, участвовавших в совещании в Стамбуле 1-3 сентября, в большей или меньшей степени тяготеют к Константинополю. Американская Церковь (ПЦА) ранее ориентировалась на Москву, но в последнее время отчаялась через неё получить общеправославное признание, и больше интересуется предложениями Константинополя.

Сакраментальный вопрос к ОВЦС, в связи с Всеправославным Собором - это: "Был ли мальчик?". То есть, "А имела ли место православная солидарность?" Чтобы к ней всерьёз апеллировать и на неё упирать, морализируя тему подготовки к Собору. Сказки для дураков, за каковых нас и держат. Где и в чём её собственно можно было видеть? Завтра или послезавтра митр. Иларион уже готов идти на Собор, который провозглашается "Святым и Великим", крупнейшим событием для Православия за последнее время и результатом 50-летнего процесса подготовки. И что, кроме дипломатической обусловленности и многократных разменов, оправдывает сейчас созыв упомянутого собрания? В один момент и вдруг о Константинополе стало принято говорить положительно и не принято отрицательно. Хотя, сколько по времени длится история "потепления" и "перезагрузки" между Фанаром и Чистым? Без году неделя? По моей памяти, два с небольшим года. Не далее, как к июне 2009 г. патр. Кирилл съездил Стамбул и вроде как договорился о чём-то с патр. Варфоломеем. После этого Константинополь в официальной подаче РПЦ становится "хорошим". А проведение Собора императивом. И - пошло мозгопромывательство! А ведь ещё за 2 года до этого мы отчаянно конфликтовали из-за Эстонии, и о "всеправославной солидарности" не было речи. Сегодня нам внушают, будто Собор будет иметь какие-то особенные имя и авторитет. История противоречий с Фанаром насчитывает десятилетия, позитив же последнего времени более чем сомнителен и не доказан. Тем не менее, по поводу Собора нас будут кормить всяческими сладостными баснями, нагнетать пафос и через колено ломать несогласие. Вот вам пример, как ради непоймичего разоряется собственный дом и на уровне бюрократии вера и принципы преломляются. Дипломатия велит проявлять к проектам Константинополя лояльность, поэтому наше начальство будет называть чёрное белым и "запрессовывать" называющих вещи своими именами.

То же самое с католиками. Сегодня ситуативно целесообразным считается сгладить противоречия с Ватиканом. Поэтому мы внезапно утром встаём и обнаруживаем удивительное превращение. Важное стало неважным и наоборот. При желании всё оказывается относительным. К католикам перестают применять понятие "ересь" и вообще ставят всех и вся в раскоряку. Притом, что история отношений с Ватиканом в последние 20 лет говорит об обратном: не торопись расслабляться и курить бамбук мира, в следующий момент товарищи-паписты найдут, какую вытворить гадость. Кстати, если что, митрополит (тогда) Смоленский и Калиниградский Кирилл не далее, как в декабре 2007 г. обещался, что диалог с католиками возобновится только после отказа РКЦ от формирования епархий на территории России: «Я настаиваю на необходимости ликвидации католических епархий в России. Если будут сделаны шаги со стороны Католической Церкви в правильном направлении, и эти структуры будут ликвидированы или преобразованы Апостольские администратуры, тогда будет создана предпосылка к тому, чтобы вместе с католиками размышлять и о будущем». Епархии остались, как ни в чём не бывало, их, естественно, никто не подумал сворачивать. Тем не менее, дружба с католиками, благодаря каким-то неведомым нам предпосылкам, достигла небывалых высот.
Одним словом, друзья, держите крышу! Она, в отличие от дипломатического мЫшления, - не казённая.
1. Сергий Агапов : Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее
2011-09-12 в 14:11

В размышлениях Андрея Рогозянского я обратил внимание на такие его слова: «Ватикан или, в другом варианте, Константинополь открыто безобразничают», «отнимают собственность и территории», «В соглашения вписывают заведомо неприемлемые пункты, наши дорогие друзья не гнушаются шантажом», «Одним словом, прессингуют, как могут», «вопреки ухищрениям Константинополя, в Вене на католическо-православных переговорах не удалось протолкнуть т. наз. «Критскую унию», «пустить таким образом насмарку великолепную домашнюю заготовку Фанара с Госдепом», «весь «межправославный диалог» имеет целью приручение РПЦ», «само существование такого органа, как «Пентархия», должно нервировать Чистый переулок, убеждая его в скоординированности наступления, не только по линии политики и экономики…».
Простите мою глупость, но мне, простому обывателю показалось, что речь идет не о братских Церквях, но о каких-то мафиозных структурах делящих доходы или рынки сбыта. Мне, рядовому и неприлежному члену Церкви совершенно непонятно, какие цели преследует «Чистый переулок» «наступая» на братские патриархии «не только по линии политики и экономики, но и по церковной линии». Неужели только для того, чтобы вместе с членами Пентархии помочь Римскому папе провести новую христианизацию и снова обратить латинян в католическую веру? О помощи папе в рехристианизации Европы не очень давно говорил глава ОВЦС. Ведь для выполнения другой очень важной задачи: проведения реевангелизации России, о которой говорил Святейший Патриарх, мне, неразумному, кажется, совсем не нужна ни политика шаг назад два вперед, ни два назад и один вперед. Я понимаю, когда у нас в церкви есть хорошие композиторы. Это замечательно. Но нужны ли нам еще и танцмейстеры? Это большой вопрос.
А вот братская любовь, а вот соблюдение и сохранение православных канонов и преданий нам необходимы всегда.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме