О христианском подвижничестве в современном мире

3 часть

1 часть

2 часть

Духовная автобиография

Холоп: Житие мое...

Царь: Какое такое твое житие, собака...

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Предисловие

Как я говорил в предыдущих статьях на эту тему, современные искушения врага рода человеческого представляют собой сеть или систему, поэтому и рассказывать о них следует в систематическом порядке. Я долго думал, какой же такой оный порядок предусмотреть в изложении учения об этой системе искушений и решил, что лучше всего излагать так, как я сам учился распознавать эти искушения в процессе созидания собственного духовного опыта. Я ведь в этом деле не теоретик, учу лишь тому, что сам познал на основе своего духовного опыта, теоретически осмысливая его, но не теоретизирую о том, чего сам не испытал и не знаю. Думаю, именно это будет интересно и полезно для читателя, который, как и я, в свое время перешел от полного неверия и атеизма к православной вере в условиях атеистического общества. Таким образом, он сможет чему-то научиться на ошибках моей духовной молодости, распознав в них и свои ошибки. Следовательно, в этой части данной работы следует изложить свою духовную автобиографию, начав с младенчества.

 Духовное младенчество 

 Протоиерей Георгий ГороденцевРодился я в 1950 году, в Одессе. Мой отец Сергий, русский из г.Михайлова Рязанской губернии, познакомился с моей матерью Александрой, обрусевшей болгаркой одного из болгарских сел близ Одессы, приехав в наш город еще до войны с целью стать моряком, что, впрочем, у него по состоянию здоровья не получилось, и он работал на разных предприятиях города рабочим. Сейчас, через много лет я понимаю, что отец и мать в свое время пережили духовную трагедию отпадения от веры, попав под каток атеистической пропаганды 20-30 годов. Ведь их родители, по крайней мере, обе мои бабушки (особенно по отцовской линии) были весьма верующими людьми, а мои родители веру практически утратили. Правда, у матери какие-то ее остатки еще сохранились, поэтому в углу нашей небольшой комнатки (10 кв.м) в коммунальной квартире была икона Спасителя, подаренная бабушкой; а в конце весны или в начале лета мама, по обычаю, на несколько дней устилала пол листьями камыша, как я сейчас понимаю, к празднику Троицы.

Зато мой отец очень своеобразно проявлял свою то ли веру, то ли неверие. В детстве он, по рассказам бабушки, был горячо верующим мальчиком, а когда под влиянием атеистической пропаганды развратился, то, по-видимому, в глубине души испытывал угрызения совести. Поэтому, чтобы их заглушить, он любил читать атеистические брошюрки и прочую подобную литературу, в которой разные-заразные емельяны ярославские и прочие гугельманы тщились доказать «нелепость» религиозных «предрассудков» и «ненужность» какой-либо религии. Чтение всей этой белиберды доставляло моему родителю удовольствие, поскольку, как я сказал, заглушало в нем совесть, которая, по словам святых, есть обличающий глас Божий в душе человека; а также лживо подтверждало «правильность» избранного пути. Таким образом, в душе моего отца по поводу его вероотступничества звучали не обличения совести, а картавящий голос их вождя: «Правильным путем идете товарищ!».

И надо сказать, что в то время (конец 50-х начало 60-х годов прошлого века) этих атеистических брошюрок и прочей подобной «литературки» было хоть пруд пруди. Ведь это было время хрущевского гонения на Православие, когда каждый директор даже ликероводочного завода обязан был вопить: «Религия - это опиум для народа!». Поскольку же религия объявлялась следствием невежества и мракобесия, а атеизм - светочем культуры, то в то время масса зазывал, подобных известному антигерою из «Приключений Шурика», на каждом углу кричали людям: «Повышайте свою культурку - покупайте атеистическую литературку!». Более того, атеистический отдел обязательно должен был находиться, например, в любом музее. Помню, когда мне было лет 10-11 (т.е. в 60-м или 61-м году), отец повел меня в краеведческий музей, где был такой отдел. Спрашивается, какое отношение имеет атеизм к нашему краю, т.е. к Одессе, которая всегда была сугубо православным городом! Но тогда «так надо» было.

Интересная деталь, мне в том музее запомнилась одна картинка, которая по мысли художника должна была наглядно изображать натуралистическую гипотезу происхождения религии, - основную в советской атеистической «науке». Согласно которой, религия произошла исключительно по причине полного невежества первобытного человека, абсолютно не знавшего физику и практически не разбиравшегося в химии. Поэтому, не понимая причин разных явлений природы (отчасти благодетельных для него, а отчасти и губительных), первобытные люди, благоговея перед этими явлениями и боясь их, в конце концов, их обожествили, т.е. стали почитать, например, гром и молнию, в качестве богов, что и изобразил художник на картинке из музея. Где было намалевано что-то похожее на питекантропа в звериной шкуре (чтобы каждый сразу понял, что это - первобытное и абсолютно невежественное создание), стоящего на коленях с воздетыми вверх руками перед страшной для него зигзагообразной молнией, ударившей в дерево.

Сейчас я, конечно, понимаю, что эта натуралистическая гипотеза абсолютно несостоятельна по многим причинам. Основная из которых заключается в следующем: процесс ложного обожествления какой-либо твари, как это делали идолопоклонники, состоит в том, что понятие Божества, присущее душе человеческой, переносится на творение. Поэтому религия никак не могла появиться, как утверждают сторонники этой гипотезы, вследствие «обожествления первобытными людьми сил природы», ибо само это обожествление предполагает, что люди еще до него имели в душе представление о Боге и веру в него, что и является основным признаком наличия у них религии, и лишь позднее перенесли это представление о Боге на Его творение Т.е. по данной ложной атеистической теории выходит, что религия в роде человеческом заведомо была еще задолго до того момента, который эта гипотеза объявляет временем ее появления; следовательно, она никоим образом не объясняет появление религии, но, в лучшем случае, лишь появление ее искажений, т.е. идолопоклонства. Как видим, эта атеистическая теория совершенно нелепая и явно рассчитана на профанов, но вышеупомянутый художник из музея превзошел и их. Ведь пытаясь изобразить первобытного, совершенно неразвитого и дикого человека, этот мазила, называя себя мудрым, на самом деле обезумел (ср.Рим.1,22) и по собственной несусветной дурости, фактически, изобразил какого-то супермена! И действительно, как известно любому, немного знакомому с физикой, молния сверкает ничтожные доли секунды, причем, в самых разных непредвиденных местах. Поэтому, если человечек на картинке успел стать на колени перед этим физическим явлением, то одно из двух: либо он заведомо знал, где ударит молния, почему и успел заранее стать перед ней на колени - тогда он супермен-прозорливец или, по крайней мере, ясновидящий; либо за те ничтожные доли секунды, которые молния сверкает, он сумел сориентироваться и принять вышеозначенное благоговейное положение - в этом случае он еще больший супермен, явно способный передвигаться со скоростью, большей скорости света, следовательно, могущий успешно путешествовать и в межпланетном пространстве, так сказать, от звезды до звезды... В общем, читая и рассматривая этот очевидный атеистический бред, хочется сказать словами Библии только одно: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1; 52,2). Сейчас мне это совершенно ясно, но не тогда, не в отрочестве и юности, тогда я вслед за своим отцом, верил этим нелепым атеистическим картинкам и таким же брошюркам.

Однако вернусь к годам своего младенчества. Я уже упоминал, что какие-то остатки православной веры у моих родителей сохранились, поэтому они, как водится, еще младенцем окрестили меня в близлежащем православном храме, и, как «водится», после этого надолго забыли для себя и для меня дорогу в него. Но как говорит Господь (ср.Ин.3,3; 5-6) и святые, Таинство Крещения есть духовное рождение нового человека в человеке. И как обычный младенец, родившись, нуждается в пище, так точно и этот новый, духовный человек, родившись в нашей душе, нуждается в особой духовной пище, которой для него в первую очередь являются Тело и Кровь Христовы. Ибо, как сказал Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6,53.55). Поэтому как обычный младенец, если лишить его обычной пищи, начинает хиреть, болеть и может умереть, так точно и духовный младенец, если лишить его вкушения Тела и Крови Христовых, также начинает духовно хиреть, болеть и может духовно умереть. Что и происходит в атеистическом и постатеистическом обществе со множеством детей, которых родители, по обычаю, крестят, а потом по собственному неверию и нерадению лишают духовной пищи. Происходило, по-видимому, это в младенчестве и со мной.

Думаю, именно с этим связан один кошмарный сон, который постоянно снился мне лет с двух или трех и где-то до семи. По периметру нашу коммунальную квартиру опоясывал длинный темный г-образный коридор, который одним своим концом упирался прямо в дверь наших соседей по коммуналке. Этого коридора в детстве я очень боялся. И вот мне младенцем часто снилось, что я ночью иду по этому темному коридору, но мне совсем не страшно, потому что в конце пути дверь в комнату наших соседей широко раскрыта. А там в это время идет пир горой, веселье, много радующихся чему-то людей, которые громко говорят, играет музыка, а в комнате горит яркий свет, который освещает и коридор, поэтому, как я сказал, мне и не страшно. Но вдруг кто-то резко закрывает дверь так плотно, что ни звуков за ней не слышно, а, главное, она полностью перекрывает свет, и меня начинает охватывать страшная, почти осязаемая тьма. Сердце сжимает страх, переходящий в ужас, и я ощущаю свою абсолютную беспомощность и беззащитность перед этой тьмой, из-за чего как бы сжимаюсь в какую-то маленькую точку, и... в ужасе просыпаюсь.

Как учат святые, сны бывают от Бога, от плоти и от диавола, думаю, что этот мой страшный сон был явно от Бога, Который таким символическим образом показывал мне, что духовный человек, родившийся после Крещения, теперь умирает во мне из-за отсутствия необходимой ему пищи. И символы этого сна очень легко расшифровываются. Темный и страшный коридор, по которому я иду, - это жизненный путь человека в этом мире, исполненном страшных духовных и прочих опасностей, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин.2,16), - по действию которых моя душа легко могла погибнуть. Но ей не страшно потому, что она просвещена Таинством Крещения, которое отверзает нам двери Царствия Небесного, что и символизируют двери, открытые в комнату соседей. Свет, льющийся из этой комнаты, и освещающий коридор, - это символ благодати Святого Духа, которая, снисходя на нас свыше, невидимо дается нам в этом Таинстве и является часто в виде света. Когда мы идем по своему жизненному пути с благодатью, то она и показывает нам духовные опасности на нем, и сами защищает от них. Поэтому с благодатью по этому пути шествовать не страшно, что я и испытывал во сне, не боясь идти по темному коридору, пока он был освещен этим благодатным светом. Пир же в комнате наших соседей есть образ того, о чем Сам Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти» (Мф.22,2-3); а веселие соседей на этом пиру есть образ нескончаемой радости в Царстве Небесном. Врата которого (символически - дверь комнаты соседей) были открыты для моей души, как я уже сказал, по причине Крещения. Но вот эти двери резко закрываются - по вышеупомянутой причине нерадения моих родителей, как плотских, так и, в первую очередь, духовных. Ибо именно на крестных (кумовьях) лежит главная обязанность заботиться о духовном здоровье и преуспеянии ребенка. Когда они об этом нерадят, что сплошь и рядом было, как в годы моего младенчества, так, к сожалению, бывает и в наше время, то преимущественно вследствие этого и происходят духовные болезни и даже духовная смерть младенцев, которым иногда снятся сны, подобные тому, о коем я рассказываю. И неудивительно, что в этом моем сне дверь закрывает кто-то из комнаты соседей, поскольку моей крестной была именно жена главы соседнего семейства, а крестным - муж ее сестры. Та почти осязаемая тьма, которая меня после этого охватила, эта та, о которой Св.Писание в конце повествования о вышеупомянутом пире говорит так: «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22,13-14), - много у нас, добавлю я, крещаемых, да мало просвещаемых оглашением и молящихся поэтому Богу. Ибо если мы посмотрим на контекст этого места Евангелия, то увидим, что сей муж, лишенный брачной одежды (Мф.22,11), был брошен во тьму внешнюю отнюдь не за это, а за то, что он в ответ на вопрос царя молчал (Мф.22,12). Ведь брачная одежда в древнем мире - это вещь очень дорогая, и ее, естественно, не могло быть у большинства тех «нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк.14,21), которых царь позвал вместо званных на брачный пир. Поэтому мудрый и добрый Царь, конечно, не мог требовать ее у этих несчастных людей, но готов дать ее и дает ее нам даром, - лишь бы мы просили Его об этом. Вот почему апостол говорит, а при совершении чинопоследования Крещения поется: «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3,27). Облекшись во Христа, получив эту нетленную брачную одежду в Таинстве Крещения, мы снова утрачиваем ее из-за наших грехов или, как в моем младенческом случае, из-за грехов наших родителей. Чтобы ее вернуть, надо, кроме Причастия Таин Христовых, не молчать, как тот человек в Евангелии (Мф.22,12), а просить Царя об этом, т.е., по толкованию святых отцов, - молиться. Но ведь меня в младенчестве также никто этому не учил и к этому не понуждал, почему я и «молчал», т.е. не молился, отсюда и окружала мою душу со всех сторон тьма, как в этом сне, а я ощущал свою полную беспомощность и беззащитность. Беспомощность потому, что младенец сам по себе, без помощи родителей, в первую очередь духовных, не может причаститься или научиться молитве, - слышите родители! - если, конечно, это не произойдет с ним чудесным образом, но последнее бывает крайне редко. А беззащитность душа такого духовно оставленного взрослыми младенца ощущает потому, что уже в этом возрасте на нее начинают охотиться исчадия тьмы - духи злобы, а защищаться ей, по причине отсутствия молитвы, причастия и вообще христианской жизни - нечем!

Одного такого нечистого духа в младенчестве (года в 2,5-3) наяву видел и я. Он был в образе голого бородатого мужика цвета мертвой зеленоватой плоти, который, согнувшись, сидел в ночной темноте под столом нашей комнаты. Я закричал, родители включили свет - «мужик» исчез, а они силились объяснить, что это мне это померещилось. Но некоторые подробности этого видения, а также учение Православной Церкви позволяет думать, что не померещилось и не приснилось (в тот момент я не спал), а все было по настоящему и наяву. Ведь Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Святые отцы, толкуя это место Св.Писания, говорят, что человек наряду с обычным телесным зрением имеет и зрение духовное, с помощью которого он может видеть предметы потустороннего мира и его обитателей. Но как обычное телесное зрение вследствие болезни глаз начинает слабеть, а затем может полностью исчезнуть, так и зрение духовное, которое слабеет вследствие духовных болезней (наших грехов и страстей) вплоть до того, что полностью исчезает, и обычный грешный человек, как правило, не видит ни бесов, ни святых ангелов, хотя кто-то из них обязательно находится совсем рядом с ним. Чтобы увидеть предметы потустороннего мира, а более всего, чтобы увидеть Бога, надо сначала вылечить наши духовные очи от духовных болезней. Т.е., по слову Господа (Мф.5,8), очистить наше сердце, ибо именно оно есть вместилище страстей, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф.15,19-20). Вот эту-то сердечную скверну и надобно очистить христианской аскезой, тогда-то и духовные очи наши вылечатся и начнут видеть предметы духовного мира. Так и поступали святые православные подвижники-аскеты, поэтому они видели эти самые духовные предметы, видели ангелов, души святых, Божию Матерь и Самого Господа нашего Иисуса Христа. Однако прежде они всегда проходили длительное искушение, называемое бранью с бесами. Это, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) связано с тем, что человек, будучи существом падшим, в духовном отношении также стоит ближе к миру падших духов, поэтому, когда начинают открываться его духовные очи, сих духов он и видит в первую очередь, ведя с ними длительную и упорную брань.

Однако кроме святых есть еще один разряд людей, а именно - младенцы, которые по причине естественной еще чистоты своего сердца также иногда могут видеть обитателей духовного мира, и также, по-видимому, вначале видят преимущественно пугающих их страшных духов злобы. Вероятно, именно по этой причине в нашем народе есть поверье, что, если младенец ночью пугается, то его надо крестить, - чтобы благодать, данная при Крещении, отгнала от него этих страшилищ. Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему и я в младенчестве смог увидеть такого духа злобы; причем, возможно, таких видений было несколько, но запомнилось всего лишь одно. А этим Господь чрез Ангела Хранителя показал мне, что моя душа в опасности. И так она, бедная, предоставленная на произвол сих злых духов, окончательно погибла бы, но Спаситель действием Своего Промысла хранит нас, сохранил Он от окончательной погибели и меня.

В семь лет, перед школой со мной произошло очень важное духовное событие. Дело в том, что мои родители, как я и сказал, были простые рабочие. Люди они были, хотя и мало верующие, но хорошие. Отец в июле 41-го добровольцем ушел на фронт; служил в авиации техником по ремонту самолетов: отморозил себе пальцы рук, был под бомбами в Керчи в 42-м, воевал под Сталинградом и в Белоруссии, а закончил войну в Берлине, оставив, как он мне сам рассказывал, и свою надпись на стене поверженного рейхстага. После войны честно трудился слесарем на разных заводах Одессы, и всегда был на лучшем счету - руки у него были, как говорят, действительно «золотые». Мать также честно трудилась сначала в колхозе, а затем на фабрике. Простые люди, они очень хотели, чтобы я сделал карьеру и чего-то достиг в этой жизни. По своей простоте они не понимали или скорее по своей нравственной чистоте не хотели понимать, что в СССР настоящую карьеру можно сделать только будучи активным членом КПСС и состоя в номенклатуре. Им поэтому ошибочно казалось, что если я буду хорошо учиться в школе, а затем также на отлично закончу ВУЗ, то это автоматически гарантирует быстрое карьерное продвижение. Особенно они хотели, чтобы я стал профессором! Как для мышки нет зверя страшнее кошки, так и для них, простых людей, не было человека выше профессора. И вот кто-то «случайно», а, лучше сказать, по действию Промысла Божия посоветовал им, мол, для того, чтобы мальчик хорошо учился, его надо причастить в церкви. Забегая вперед, скажу, что после этого я действительно учился неплохо: окончил школу чуть ли не с медалью; университет - с красным дипломом; духовные семинарию и академию - также практически с одними «пятерками», но... в смысле карьеры и житейских благ мне это ничего не дало, скорее наоборот. Аналогичную картину я потом наблюдал, будучи уже преподавателем семинарии, где видел, как умные ребята корпели над науками, шли в духовные академии и другие высшие учебные заведения, зачастую так и не приняв сана и прозябая в бедности, а их куда менее способные, но зато гораздо более практичные сокурсники становились настоятелями богатых приходов, за год-два покупая по 2-3 иномарки (дело было уже во времена пресловутой «перестройки»), одновременно строя себе трехэтажный дом. Все это позволило мне сформулировать следующее правило, добавив всего одно слово к известной пословице: «Ученье - это свет, а не ученье - тьма... денег».

Но вернусь к истории своего первого причастия, которое я помню очень смутно. Зато хорошо помню, как батюшка, накрыв мою голову епитрахилью, учил меня покаянию и молитве: «Ты, - говорил он, - стань дома на колени перед иконой и помолись, и так делай каждый день». При этом он научил меня краткой молитве, сказав, как я понял, что можно молиться и своими словами. Мальчик я был послушный, поэтому действительно по совету батюшки коленопреклоненно несколько раз помолился перед нашей иконой Спасителя. Но поскольку при этом ничего не произошло, как я рассуждал своим детским во всех отношениях умом, то потом перестал совершать эти молитвы. Что, конечно, было моим грехом, поэтому оказало существеннейшее негативное влияние на дальнейшую жизнь и способствовало моему долгому пребыванию в атеизме. Однако и эта детская молитва, думаю, не осталась втуне, но была услышана Господом. И хотя тогда ничего не произошло, но значительное позднее она, конечно, имела значение в последующем моем обращении ко Христу и возвращении в Церковь Христову. Особое же значение здесь имело принятие св.Таин, которые укрепили мою душу и, как семя павшее в землю и долго в ней пребывающее, впоследствии произросло в ней, дав свой плод. Помню, что с этого времени у меня прекратился и вышеупомянутый страшный сон. Кроме сего, как я сейчас понимаю, помогли мне в этом обращении и молитвы за меня моих верующих родственников, особенно бабушки и тети по отцовской линии: Екатерины и Евдокии.

(Продолжение следует)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Городенцев:
Домыслы и некоторые факты в деле священника Глеба Грозовского
Анализ последних публикаций, посвященных данному делу, для непонимающих
25.01.2018
Сеанс массового гипноза
Протоиерей Георгий Городенцев о суде над священником Глебом Грозовским
23.01.2018
«В этой истории еще надо объективно разобраться»
Ответ Василию Бойко-Великому, считающему необходимым отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имяславия
09.12.2017
Странное обращение
О просьбе «православной общественности» к Церкви отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имяславия
29.11.2017
Мужчина и женщина неравноправны по природе
Гримасы феминизма вытекают из пресловутого «равноправия», причем вытекают как его необходимое следствие
16.11.2017
Все статьи автора