О сетевом маркетинге замолвлю я слово...

Может ли православный христианин заниматься многоуровневым маркетингом?

Новости Москвы 
0
1805
Время на чтение 9 минут
Практически на любом православном сайте, посвященном сектам, размещена информация, в том числе, и о сетевом маркетинге (или, другими словами - MLM), крупнейшие компании которого безапелляционно причисляются к деструктивным псевдорелигиозным культам, с добавлением стандартного «джентльменского» набора штампов: финансовая пирамида, лохотрон и пр. Далее следуют страшные истории в массе своей анонимных авторов, жестоко пострадавших в какой-нибудь сетевой компании и теперь спешащих ее разоблачить. При знакомстве с подобного рода признаниями мне вспоминаются слова блаженной памяти схимонаха Паисия Святогорца о мухе и пчеле: первая, прилетая на поле, видит исключительно грязь, вторая - только нектар. К сожалению, критики MLM в большинстве своем напоминают именно муху, ибо изначально (подчеркиваю - именно изначально) смотрят на сетевой маркетинг под резко негативным углом зрения. При этом я как-то с недоумением обнаружил отсутствие в нашем православном Интернет-сообществе сайтов с подобными же кошмарными историями из жизни обманутых людей, но только пострадавших от соприкосновения с традиционным бизнесом или госструктурами. Удивительное дело, в этих областях что, все нормально и все, включая предпринимателей-христиан, ведут дела с исключительной порядочностью? Думаю, губы любого, читающего эти строки человека, тронула горькая усмешка... В самом деле, захлестнувшая страну и поразившая все сферы жизни постсоветского общества коррупция - притча во языцех, но только сетевой маркетинг стал объектом беспощадной критики со стороны православных авторов. Собственно, в Интернете MLM подвергается скорее даже не критике, а шельмованию, ибо первая подразумевает основанные на фактах аргументы, коими никак нельзя назвать отдельные истории из жизни людей, пострадавших от соприкосновения с сетевым бизнесом. Почему? По очень простой причине: если мы именуем сектой некую компанию, ряд представителей которой (именно представителей, а не руководящий состав) исповедуют и даже пропагандируют с религиозной точки зрения деструктивные взгляды, то тогда сектой мы должны назвать практическую любую крупную организацию; скажем, российскую систему образования. Ведь, согласитесь, не требует доказательств тот факт, что среди преподавателей можно сыскать немало людей с сектантскими взглядами, в той или иной степени навязываемыми учащимся (неважно, школьникам или студентам, а то и коллегам по работе). Очевидно, что сектантское мировоззрение некоторых сетевиков - отнюдь не повод причислять к псевдорелигиозным культам весь бизнес MLM. Впрочем, мне бы не хотелось, чтобы у читателей сложилось впечатление, будто эта статья - пропаганда сетевого маркетинга. Нет, моя цель иная - попытка разобраться в причинах демонизации со стороны христиан - увы, в том числе и нередко обличенных саном, но зачастую не имеющих экономического образования - MLM, особенно на фоне того, что, еще раз повторю, традиционный бизнес заслуживает не меньшей критики.

На мой взгляд, одной из ключевых причин, отталкивающих значительную часть православного сообщества от сетевого маркетинга является страх. Страх сделать нечто, противоречащее устоям бытового (или внешнего) благочестия, мало что общего имеющего с сакральной стороной Православия. Помните, как совсем еще недавно подобный страх охватил значительную часть верующих в связи с проблемой отношения к ИНН? Страх - пожалуй, это самый тяжелый камень, незримой и толстой веревкой привязанный к ногам человека и мешающий ему исполнить на отмеренном жизненном пути слова Писания: К свободе призваны вы, братия (Гал 5:13). Не сомневаюсь, что многие возразят мне:

- Апостол ведет речь о духовной свободе.

Признаться, мне трудно согласиться исключительно с таковой его интерпретацией по ряду причин. Во-первых, эти слова обращены к живущим на земле людям, для которых, следовательно, и материальные ценности - пускай и не главная, но, тем не менее, неотъемлемая часть их бытия. Но дело даже не в этом: одна из проблем, присущая современной церковной жизни, была весьма точно обозначена протопресвитером Александром Шмеманом. В своей работе «Водою и Духом» он обратил внимание на то, что «наш духовный, религиозный выбор, несмотря на его христианское обличье, которое он так легко принимает, фактически остается дохристианским или нехристианским и весьма часто сводится либо только к эскапизму, либо к чистому активизму».

Это касается и отношения христиан к собственному материальному благосостоянию: с одной стороны, если ты богат, то, значит, избран Богом, в каком-то смысле даже предопределен Им ко спасению (протестантская и чуждая православному менталитету этика); либо, что в большей степени присуще нашим соотечественникам, стремление к финансовому благополучию a priori подразумевает нечто «нечистое». Исходя из второй парадигмы и формируется в отечественном православном сообществе негативное отношение к сетевому маркетингу, ибо занятие им являет собой желание достичь финансовой независимости. При этом критики MLM не заостряют внимания на важной проблеме: а как, собственно, христианин распорядится своим материальным благополучием. Нет, он не должен обладать им по определению, ибо это «плохо» по своей сути. Ну а дальше идут обоснования: почему сетевой маркетинг - это плохо. Совершенно примитивные, они направлены не на разумную сферу человека, а на его эмоции, призваны задействовать одну из самых сильных и уже упомянутых его душевных состояний - страх. Сделать это, в сущности, несложно, ибо как в свое время говорил Геббельс: «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее верит публика».

Еще одним из аргументов противников MLM является его заокеанское происхождение. Строго говоря, это даже не аргумент, а некая идеологема, падающая на «благодатную» почву, поскольку значительной части наших собратьев свойственно самоощущение, определяющееся мыслью об особой богоизбранности России и, следовательно, ее духовном превосходстве над другими народами - американским, прежде всего. Думается, концепция «Москва - Третий Рим» в немалой степени способствовала формированию подобного самовосприятия. Отчасти это связано с относительной слабостью отечественной как богословской, так и философской мысли в допетровский период, что особенно ярко показано в работах протоиереев Георгия Флоровского и Василия Зеньковского «Пути русского богословия» и «История русской философии».

И вот это ощущение некоей избранности, если хотите - духовного аристократизма, особенно по отношению к западной, презрительно именуемой «апостасийной», цивилизации, вкупе с каким-то подсознательным отрицательным отношением к материальному благополучию, неизбежным образом заставляет некоторую часть наших соотечественников мыслить категориями двойных стандартов. В чем это выражается? В качестве ответа приведу пример: как-то мне довелось побывать на одной лекции, в процессе которой женщина рассказывала о враждебном русскому менталитету характере Евро-Атлантической цивилизации. Я же в это время задумчиво смотрел в окно, за стеклом которого стояла принадлежавшая лектору хорошая иномарка. И в этом нет ничего плохого, ибо мы живем в постиндустриальном мире, фактически немыслимом без компьютеров, сотовых телефонов, автомобилей и пр., но почти все они - во всяком случае, их лучшие образцы - созданы на Западе.

Еще один пример: как-то меня подвозил на «Форде» мой знакомый - когда-то мы были прихожанами одного храма - и рассказывал (точнее, повторял известные ему сплетни) про сектантский характер одной крупной сетевой компании. Когда я привел ему достоверный факт того, что Генри Форд был масоном, мой собеседник сменил тему, но... не машину. Давайте задумаемся: не странно ли мы выглядим, обличая и даже презирая западный мир, активно пользуясь созданным им материальными благами. Собственно, когда в разговоре со мной мои православные братья или сестры начинают обличать якобы сектантский характер какой-нибудь сетевой кампании, я неизменно задаю собеседнику стандартный вопрос:

- Простите, а какой модели Ваш сотовый телефон?

И на недоуменный и часто немой вопрос, отвечаю:

- А Вы уверены, что владельцы компании, мобильником (машиной, телевизором, компьютером и пр.) которой Вы пользуетесь, не являются сектантами, не отчисляют часть свой доходов на содержание каких-нибудь деструктивных псевдорелигиозных движений и пр?

Более того, к сожалению люди, обличающие MLM, часто не в состоянии дать определение таких терминов, как «секта» и «финансовая пирамида». Впрочем, незнание предмета разговора редко смущает моих собеседников, отвечающих с неизменной уверенностью в голосе:

- Ну что Вы, в Интернете же была статья о такой-то компании!

Или порой приходится слышать:

- Вы что, не читали материал Александра Леонидовича Дворкина о том, что такая-то сетевая компания - секта[*]?

Причем, как правило, без ответа остается встречный вопрос:

- Простите, а Вы уверены, что автор размещенного в сети материала имеет экономическое образование и разбирается в данной проблеме, а также строит свои аргументы на достоверных источниках?

Увы, но подобные вопросы не часто трогают моих собеседников и еще реже заставляют их задуматься о качестве где-то прочитанной или от кого-то услышанной информации об MLM. Им проще меня назвать зомбированным человеком с «промытыми мозгами». Почему? В качестве ответа назову еще одну причину негативного отношения к сетевому маркетингу. Она - в психологии толпы, которая всегда - «против». Толпа не живет рассудком и даже не всегда инстинктом, чаще - мнением, которое в России обличено в «классическую» формулу: «ну все же так говорят». И еще толпа неизменно желает, чтобы каждый был как все - вспомним жесткое неприятие крестьянскими общинами столыпинской реформы; прежде всего потому, что она разрушала принцип: «будь как все».

К слову, довольно странно, что мои многие православные братья и сестры, среди которых существует апология Столыпина - глубоко верующего человека и убежденного монархиста - в массе своей так негативно настроены к сетевому маркетингу. И дело здесь не штампах, легко разрушаемых для любого не ленивого умом человека: «это и пирамида, секта и коммерческий культ и пр.».

Ведь Петр Аркадьевич, создавая хутора, закладывал фундамент для воспитания мыслящих людей, опирающихся на свой разум. Столыпин желал, чтобы благодаря его реформам в России появился так называемый средний класс собственников, способных рассуждать самостоятельно, а не мыслить стереотипами. Но та же идея лежит в основе сетевого маркетинга - им занимаются люди, независимые от мнения толпы, способные плыть против течения. И разве такие граждане не нужны современной России и Православной Церкви? Напомню, что любой человек, занимающийся сетевым маркетингом, достигающий в этой области финансового успеха и регистрирующий свое ИП (индивидуальное предпринимательство), платит налоги. Это выгодно его отличает от значительного числа традиционных бизнесменов, в том числе и именующих себя христианами, но не обременяющих себя уплатой налогов, равно как и в полном смысле этого слова эксплуатирующих труд пока еще бесправных гастарбайтеров. Замечу также, что Петр Аркадьевич при проведении свой реформы взял за образец как раз заокеанскую модель фермерских хозяйств.

В завершении хочется сказать о том, что, в сущности, сетевой маркетинг не более чем альтернативная традиционному бизнесу модель экономического развития и потому духовно нейтрален. Каким же содержанием он будет наполнен - зависит от личности каждого человека. И вот еще на что мне бы хотелось обратить внимание читателей. Занятие MLM дает человеку в наше нелегкое время действительную возможность (именно возможность, а не стопроцентную гарантию) если не добиться финансовой независимости, то хотя бы стабилизировать свое материальное положение, почувствовать уверенность в завтрашнем дне, помочь ближним.

Поэтому, уважаемые братья и сестры, убедительная к вам просьбы: если кто-то из ваших близких стал заниматься сетевым маркетингом или рассказал вам об этой возможности, не надо обрушиваться на него с критикой и обличением. Я рекомендую вам сначала разобраться, что за компания, с которой сотрудничает близкий вам человек, почерпнуть информацию о ее деятельности из достоверных источников, а не из уст какого-нибудь анонимного автора, ни на что больше не способного, как только дни и ночи просиживать за монитором компьютера и смешивать все с грязью. И, конечно, не стоит обращаться за консультацией к человеку, который «пробовал, но не получилось», а поговорить на тему MLM с теми, у кого получилось. Уверен, что после этого общения - если оно будет искренним и непредвзятым с вашей стороны - негативное представление о сетевом бизнесе будет разрушено как карточный домик, и вы убедитесь: в своей сути MLM ни коим образом не противоречит ни православной системе ценностей, ни вашей христианской совести.

Игорь Ходаков, кандидат исторических наук


[*]Признаться, для автора этих строк мнение А.Л. Дворкина не имеет никакого веса. Мне вообще не очень понятно, почему на некоторых православных Интернет ресурсах этого человека именуют доктором исторических наук, хотя более правильно его называть – американским доктором истории, что соответствует ученый степени кандидата наук в России. В США Дворкин защитил диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип» под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Довольно странно со стороны Александра Леонидовича было писать работу о столь сложной и противоречивой личности как Грозный в отрыве от основной базы источников, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, и выбрать себе научным руководителем человека, не то что не специалиста в данной области, но даже не являвшегося профессиональным светским историком вообще. Если же кому-то мое отношение к Дворкину покажется предвзятым, я рекомендую провести небольшое самостоятельное исследование и выяснить: получил ли А.Л. не то что историческое, а просто высшее образование в СССР.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...

Что-либо толкового про текущее состояние сетевого маркетинга в штатах не знаю, но поинтересоваться можно. А вот про финансовые пирамиды в штатах сообщаю точно. Первая такая пирамида была организована в 1924 году неким итальянским эмигрантом по фамилии Понзи. Он собирал деньги на три месяца. Когда расплатиться не удалось, был арестован. Однако, чтобы осудить его именно за мошенничество, пришлось создавать специальную группу математиков-экспертов, которым пришлось дать этой пирамиде строго научное объяснение и доказать, что задача не имеет сходимости. В итоге был принят закон, который так и назвали, закон Понзи, гласящий, что каждый вовлекающий в финансовую пирамиде другого получает наказание в размере пять лет заключения за каждого вовлеченного и еще пять тысяч штрафа тоже за каждого вовлеченного. С тех пор отношениев штатах к чему-либо сетевому весьма специфическое. Но работает ли и там тоже гербалайф, например, сейчас, не знаю.
Андрей Козлов / 29.01.2019, 14:09

15. о ужас!

любой человек, занимающийся сетевым маркетингом, достигающий в этой области финансового успеха и регистрирующий свое ИП (индивидуальное предпринимательство), платит налоги. Это выгодно его отличает от значительного числа традиционных бизнесменов, в том числе и именующих себя христианами, но не обременяющих себя уплатой налогов, равно как и в полном смысле этого слова эксплуатирующих труд пока еще бесправных гастарбайтеров

С какой стати автор фактически занимается пропагандой ИНН и СНИЛС? В курсе ли он что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) автоматически означает принятие ИНН? Можете сами убедиться на сайте ФНС https://egrul.nalog.ru/index.html В добавок теперь ИП, даже не имеющие наемных работников, делать отчисления в ПФР и ФСС - то есть им нужен еще и СНИЛС. В данном случае гораздо праведнее поступают те предприниматели, которые не регистрируются, не берут ИНН и СНИЛС, да, они не платят налогов, но они делают этого только потому, что это им не дают изполнить свою обязанность по уплате налогов иначе, без ИНН и СНИЛС! Примером тому служит предпринимательство Русского Казачества, его предводитель в Невском крае Анатолий Артюх - у него нет ИНН, нет СНИЛС, когда он выдвигался кандидатом в народные депутаты, он задекларировал отсутствие какого-либо дохода в предыдущие 3 года. Да, это может быть и не хорошо, но это меньшее зло в сравнении с принятием ИНН и СНИЛС. А если кто и посмеет наказывать р.Б. Анатолия за это, то пусть знает: то они будут наказывать не за неуплату налогов, т.к. налоги Анатолий Артурович платить готов, но только в полном согласии с учением нашей Святой Апостольской Матери-Церкви! Вот чей пример достоин подражания! А не крайне некомпетентная пропаганда регистрации себя в качестве ИП, неизбежно связанная с принятием ИНН и СНИЛС. И последнее: К сожалению, в нынешней "многонационально-толерантной" Российской Федерации гастрабайтеры отнюдь не безправны... Русь Святая, храни Веру Православную!

14. Люмпен

а Вы прочитайте это в википедии или Более грубо но более справедлво в Лукморе
дезинфектор / 23.08.2011, 22:24

13. Поздравляю Дорогую Редакцию РНЛ!

А прежде чем эту ересь публиковать нельзя было в поисковиках глянуть? Автор РНЛ - Игумен Анатолий (Берестов) ДМН,профессор,руководитель Душепопечительского центра святого праведного Иоанна кронштадтского.Кроме прочего центр занимается борьбой с сектами и культами. Центром был выигран суд против "Гербалайф" (МЛМ если кто не в курсе). Литература с информацией: 1. http://golden-ship.ru/knigi/10/berestov_bad.htm 2. http://orthomed.ru/pms.php?id=library.enlight.00014 3. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia/berestov_pecherskaia1/17.html 4. http://apologiya.orthodoxy.ru/sbs/sects/86.HTM 5. http://www.k-istine.ru/mlm/mlm.htm P.S. Историк Игорь Ходаков пишет о православии и сектах. Очень не смешно.

12. Н. Ролле, 11

Наркотики -- это очень серьезно, и шутки здесь неуместны. Но неужели автор оправдывает распространителей наркотиков? да и вообще, весь текст какой-то мутный и непонятный
Люмпен / 23.08.2011, 19:08

11. Люмпен

Вы что кина про наркоманов не бачили? Вот это и есть сетевой маркетинг. Только вместо наркотиков кремы, стельки, кастрюльки.
дезинфектор / 22.08.2011, 20:28

10. А что это такое?

А что это вообще такое -- маркетинг этот сетевой? И чем он отличается от обычного, линейного скажем? Автор не объяснил, а пиплу непонятно. Хавать тут нечего.
Люмпен / 22.08.2011, 19:18

9. 6. И.А. Палатник

Очень дешёвое лицемерие. Ату его! Не знаю кого.
Николай Ш. / 22.08.2011, 11:26

8. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...

"- А Вы уверены, что владельцы компании, мобильником (машиной, телевизором, компьютером и пр.) которой Вы пользуетесь, не являются сектантами, не отчисляют часть свой доходов на содержание каких-нибудь деструктивных псевдорелигиозных движений и пр?" А производители продуктов? А производители лекарств? А? Выше знамя просещения темных людишек, не имеющих эк. образования! Как правило, православных...
дед пенсионер / 22.08.2011, 10:53

7. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...

Может. Кто- то не понимает, как это устроено? Так потересуйтесь. во- первых, это пирамида. Еслм Вы. Ниже себя одписываете других людей, то олчаете роценты. во- вторых вы покупаете по. Одной цене а родаете по другой ичем наценка на ваше усмотрение. Есть рекомдуемая цена родукта, но это не закон. вы готовы покупать дешево, а продаватть дороже? По- моему это студно.
дезинфектор / 22.08.2011, 08:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Ходаков
Запорожцы из другого мира
Гетман Хмельницкий был готов воссоединиться и с Турцией, лишь бы сохранить привилегии
19.03.2019
Постхристианство и ислам - возможно ли мирное сосуществование?
Мусульманам нужно, считает историк Игорь Ходаков, вернуться в доваххабитское интеллектуальное Средневековье
19.03.2019
Постмодерн, господа!
О статье Д.Соколова-Митрича «Безответственное мирное зверье»
02.03.2015
Когда рядом нет Христа
Размышления о трагедии Эвальда Васильевича Ильенкова
05.08.2012
Христианин на татами
Противоречат ли занятия боевыми искусствами православной вере? Ответ на статью иеромонаха Нектария (Морозова) «Если тебя ударят по правой щеке...»
12.04.2012
Все статьи Игорь Ходаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28