Кладбищенское кощунство

0
706
Время на чтение 7 минут
Кому не приходилось слышать о старых заброшенных кладбищах? В советское время их активно застраивали, устраивали парки, детские площадки. Но имеем ли мы право, так поступать с местом погребения наших предшественников? Может быть, оно заслуживает другой участи? Да, и наши дети и внуки не должны играть и веселиться на таких местах. Возможно, даже по причине будущего нездоровья!

Иногда мы слышим, что уход за могилами – это дело, мол, потомков. А если нет потомков, то мы через какое-то время (в масштабах жизни человеческих поколений очень короткое время – 15 лет) можем занимать их могильные места под другие захоронения.

Посмотрим на эти рассуждения (обычно заинтересованных лиц из руководства кладбищ) с точки зрения нашей культуры и желания сохранить память о наших предках. Такой подход к нашим духовным и нравственным ценностям, каковыми являются кладбищенские захоронения, не вписывается в концепцию рыночной экономики. Причём, по банальной причине, легче и дешевле продавать места на имеющихся кладбищах, чем организовывать новые кладбища, создавать на них кладбищенский уют, пестовать мемориальность.

Однако, рано или поздно вопрос о сохранении кладбищенских святынь будет поставлен. Слишком сильно и традиционно связывают нас могилы и кладбища с нашими предками, которые многие столетия пеклись о нас – будущих потомках.

180 лет назад наш гений А.С. Пушкин писал: «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам …». Действительно, «любовь к отеческим гробам» следует отнести к наиболее сильным и важным качествам нашего народа во все времена. Вне зависимости от сословия, имущественного состояния и юридического статуса. Так было. Наши предки ухаживали за кладбищами, могилами предков, посещали их, по крайней мере, ежегодно, а часто по установленным церковным праздникам.

За 100-летие прошли большие изменения в человеческой цивилизации и наше отношение к могилам резко изменилось. Утилитаризм погребения и посещения праха человека стал довлеть над ощущением святости, сопереживания и сострадания судьбам наших предшественников. Сотни и тысячи могил остаются брошенными, как из-за раннего ухода из жизни потомков, так и общей девальвации чувств благодарности предкам. Это печальный сигнал о нашей нищей духовной жизни! С потерей могил и закрытием кладбищ мы теряем духовную связь с нашими предками. Между тем, кладбище – это важнейший накопитель народной памяти, важный источник духовности, источник культурного возрождения и развития любого народа.

Печально слышать, что закрывается для посещений то или иное кладбище, что на нём устраиваются детские площадки или даже пешеходные дорожки с зонами рекреации. Совсем недавно довелось видеть по ТВ, как обошлись с Семёновским кладбищем в Москве. Сначала на нём устроили карусели для детей, а после возмущения жителей сейчас делают тихий мемориальный парк с дорожками. Рядом с выступавшим по ТВ руководителем громоздилась куча гранитных и мраморных плит, которые руководство района почему-то посчитало необходимым собрать и вывезти. Эти действия следует считать совершенно вредными, поскольку каждая могильная плита несёт в себе духовное и моральное содержание реальности судеб. Их стоит сохранить, разместить на кладбище, даже если потеряно их изначальное место. И постараться изучить силами местных краеведов и историков. Но даже неизученные они несут сильнейший духовный заряд, способный формировать в новых поколениях чувства благоговения перед прошлым, которое было великим и достойно сегодняшнего восхищения.

Относиться так к кладбищам, как относится сегодня наше общество и его государственные структуры, нельзя. Мы фактически уничтожаем те духовные источники, которые когда-то выделили нас из звериной стаи и превратили в людей. Они могли бы способствовать нашему сегодняшнему возрождению, но …. находятся в руках варваров: муниципальных или даже музейных.

Посмотрите на сегодняшнюю кладбищенскую структуру – сферу ритуальных услуг. Будет ли она пытаться сохранить кладбище, поддерживать на нём порядок, делать посещение кладбища удобным и освящённым? Вряд ли. Только, если руководитель кладбища очень образованный и верующий человек. А это – большая редкость.

Сегодня эти услуги стали лакомыми кусками ритуального бизнеса. Фактическое вымогательство, паразитирование на горе людей, страдающих от потери близкого человека, стали нормой поведения работников этой сферы. Когда я увидел, что делается с Морским кладбищем у Свято – Троицкой церкви вблизи Ораниенбаума, у меня выступили слёзы.

Кладбище разрушается день ото дня. Ловкие преступники, приехавшие издалека, селятся рядом, вскрывают гробницы, грабят их, выкорчёвывают памятники и отдают их на распиловку гранитных и мраморных плит. После их грабительских раскопок многие памятники покосились. Такой вот наглый и безнравственный бизнес! Охраны никакой нет. Кладбище без защиты и окормления. Церковь ещё только планируется к восстановлению.

Неужели Российский Военно-Морской флот может равнодушно взирать на духовную память российских моряков и членов их семей 200-летней давности?

Другим известным всем примером наглого посягательства на мемориальную память защитников нашего Отечества является Бородинское поле. Не секрет, что Поле Русской Славы, где наша русская армия противостояла европейской армии под командованием Наполеона и выстояла, то есть, одержала несомненную духовную победу, подвергается поруганию и коттеджной застройке. Новое поколение нуворишей посчитало, что на могилах (а каждая пядь поля полита кровью и является мемориальной!) можно строить дачные усадьбы, отдыхать и развлекаться.

И это не удивительно, если принять во внимание, что Росохранкультура (теперь говорят, бывшая, но очень уж живучая), местные и областные власти, руководители музея-заповедника санкционируют ежегодные ярмарки, фестивали и театральные представления на земле, обильно политой кровью защитников. Поистине, неисповедимы пути Твои, Господи!

Как объяснить людям, проживающим в уже построенных сегодня усадьбах на Бородинском поле, что нормальная жизнь в этих усадьбах невозможна, что дети, внуки и правнуки будут обречены на болезни и жизненные невзгоды, изначально обречены к потере совести и чести?

Совершенно непонятна в этой ситуации позиция Министерства Обороны России. Почему мемориальные места должны быть предметом внимания только рядовой общественности, но не затрагивают руководителей тех структур, которые должны умножать силу и дух наших сегодняшних защитников?

Почему молчит Русская Православная Церковь? Сегодня она озабочена положением в войсках и окладами капелланов. Но разве состояние военных кладбищ, где упокоятся рано или поздно наши защитники Отечества, не их прерогатива? Или эту сферу окормления мы оставим спекулянтам и бандитам?

Следует признать, что ситуация с Бородинским полем вскрыла гнойник наших отношений к историческому прошлому через отношение к останкам не только наших павших героев, но и ещё более отношение к останкам и памяти гражданских лиц. Всё это, конечно, не интересует тех, кто видит в Бородинском поле и многочисленных других кладбищах только возможности активного бизнеса. Их уровень понимания процессов совсем иной: частный и своекорыстный.

Большим откровением для меня было посещение в Петербурге Никольского кладбища, которое располагается в самом центре Петербурга – в Александро-Невской Лавре.

Чуть отойдя в сторону от главной линии можно увидеть, что многие могилы также покосились из-за подкопов и разграбления, кресты снесены, металлические крыши склепов украдены, памятники изуродованы. Между тем, на входе сидит охрана и разводит руками.

Было очень стыдно перед проходящими между могил японскими туристами. Известно, что в Японии отношение к памяти предков совсем иное: за могилами тщательно ухаживают, а памятники систематически моют и чистят. Территорию кладбищ благоустраивают, ставят скамейки.

Конечно, многие из родственников тех, кто похоронен на Никольском кладбище, выехали из России и не могут приезжать для ухода за могилами предков.

Автор у разрушенного склепа рода Петковичей (действительного тайного советника Константина Дмитриевича Петковича, Генерального Консула в Бейруте в конце XIX века), где захоронены Вера Андреевна Петкович (ур. Бахтина) и её родные

Но разве это не общее наше наследие? Разве государство не обязано сохранять и обеспечивать уход за могилами наших граждан, оставивших этот бренный мир в расчёте на нашу заботу об их могильной памяти? Тем более, оно должно испытывать вину перед теми, кто покинул свою родину в результате гонений или угрозы политических репрессий. Поистине, эта сфера нашей жизни требует великого всеобщего покаяния! И, поистине, новой государственной заботы!

Здесь нужно отметить, что наше уподобление худшим образцам западного образа жизни с потерей исторической памяти и нравственности на кладбищах совершенно неконструктивно. Мы гнобим собственное великое духовное наследие, которое является основой формирования творческих способностей, способностей самоотверженного служения Отечеству и других основ духовной жизни. Оно не соответствует, как заметил ещё Пушкин, и русскому менталитету. Поэт писал о равно важных способностях русского человека: любви к родному краю и могилам. Поэтическим словом он объяснял их значение для общества: «…Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Без них наш тесный мир пустыня, Душа – алтарь без Божества». А великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Под каждой могильной плитой лежит всемирная история». Такое важное значение придавали великие поэты и мыслители памяти предков, могиле каждого человека и общей истории наших предшественников. О святотатстве на могилах, об оскорблении умерших и мест их захоронения они и подумать не могли.

Таким образом, следует вернуться к прошлому, священному и трепетному, представлению о наших кладбищах, их значению и влиянию на потомков. Причём, следовало бы вернуться в государственном масштабе. Пора прекратить дурной опыт устройства кладбищ на мусорных свалках, в болотистых местах. Кладбища должны располагаться на местах высоких, красивых, чтобы быть уроком и напоминанием живущим. Экономить на кладбищенской земле не пристало. Все должны быть уверены, что найдут на кладбище достойный покой и внимание. Безусловно, следует ужесточить законы и умножить наказания, касающиеся разграбления городских кладбищ, и особенно сельских погостов, где чёрные копатели чувствуют себя очень вольготно. «Нападение» на могилу следует приравнять юридически к нападению на человека и соответствующей ответственности.

Заметим, что наши кладбища устроены совершенно иначе, нежели за рубежом. В Америке, например, все памятники безликие, ровные, стандартные. А у нас в России они необычайно трогательные, разнообразные, с оградками и без. Сохранить их – великий долг государства перед новыми поколениями не только в части его воспитания, но и в части мемориального искусства.

В заключение стоит выразить уверенность, что попытки уничтожить историческую память русского и других народов нашей страны обречены на неудачу. Вспомним, с каким подъёмом сражалась и работала страна в годы Великой Отечественной войны, когда полчища фашистов стремились отнять нашу историческую память и уничтожить наш народ. Также активно и мощно мы должны противостоять разрушению исторической памяти на наших больших и малых кладбищах в мирное время.

Сегодня в направлении сохранения исторической памяти идёт работа Региональной общественной организации «Бородино-2012», которая взяла попечительство над Бородинским полем и всеми другими мемориальными комплексами России. Напомню, что 10 сентября состоится Митинг на Пушкинской площади против изменения исторического ландшафта Бородинского поля и его коттеджной застройки. А 18 сентября группа молитвенников выедет на Бородинское поле и проведёт Крестный ход против его поругания и застройки, посвящённый 266-й годовщине со дня рождения Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Кладбищенское кощунство

2 автор статьи В Америке, например, все памятники безликие, ровные, стандартные. --- сразу видно, что в сша вы не были. наши кладбища устроены совершенно иначе, нежели за рубежом. --- а вот это верно. увы, наши кладбища зачастую намного более грязные, запущенные, мрачные, неграмотно спланированные. бизнес гробовщиков весьма тесно во многих городах переплелся с криминалом; доходы кладбищенских смотрителей по сути зачастую на 95% - черный нал. а вообще тему правильную подняли.
комментатор / 01.08.2011, 19:30

1. Re: Кладбищенское кощунство

Кладбища уходящей Русской Цивилизации не нужны вообще новому этническому населению, уверенно занимающему российские просторы в ходе постсоветского "великого переселения народов". Для примера: «Граждане Таджикистана 20-летний Маманжон Т. и 21-летний Тахурбек В. в нетрезвом состоянии разгромили несколько могил на кладбище в Балашихе». [газета "Твой День" – 8 апреля 2010 – с.10] Интересно, сколько минут прожили бы двое пьяных русских, осквернив захоронения на мусульманском кладбище в "нерусской" национальной республике?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Шуринов
Императрица Елизавета Петровна Русская
В праздник Рождества Христова мы вспоминали дочь Петра I и Екатерины I
08.01.2019
Победа 1812 года и наши предатели
Председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 года Александр Шуринов возмущен телепередачей «Россия 24», прославляющей Наполеона
09.01.2018
Суворовский героизм и гениальность как результат традиционной семейно-родовой культуры
Доклад на научно-практической конференции «Суворов - имя победы! Суворовская наука побеждать - наше национальное достояние!» (18 апреля 2017 года)
27.04.2017
Родительский подвиг отца и матери полководца А.В.Суворова
Доклад на научно-практической конференции «Суворов - имя победы! Суворовская наука побеждать - наше национальное достояние!» (18 апреля 2017 года)
20.04.2017
Все статьи Александр Шуринов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07