Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как веревочке ни виться...

Владимир  Семенко, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 25.07.2011


Политика «эффективных менеджеров» терпит крах …

Не можете служить Богу и маммоне

Мф. 6:24, Лк. 16:13

От редакции: Сегодня мы предлагаем читателю статью известного писателя и церковного аналитика, директора Центра этноконфессиональных исследований Владимира Петровича Семенко. Не со всеми тезисами статьи можно согласиться (в частности, деление Церкви на консервативное большинство, возглавляемое старцами, и церковную бюрократию не выглядит убедительным, - реальная картина церковной жизни гораздо сложнее). Но сама постановка проблемы и анализ автором последних событий в сфере церковно-государственных отношений заслуживают серьезного внимания. Поэтому мы решили предложить этот текст на суд читателя.

В течение нескольких последних лет ряд авторов высказывал стойкое мнение, что триумфализм, с которым нынешний церковный истеблишмент смотрит на жизнь, не только преждевременен (о чем уместно было говорить где-то в середине - второй половине 1990-х годов), но просто неуместен и абсолютно неадекватен реальности; что процессы, происходящие в недрах нашей церковной институции, скорее вселяют серьезную тревогу, если смотреть на ситуацию здраво. Мы говорили о неообновленчестве, о модернистских реформах, которые по факту уже идут, о пагубной теории и практике приспособления Церкви к миру (которая уже дискредитировала себя на Западе); наконец, в самое последнее время нам поневоле пришлось констатировать очевидное, а именно с тревогой и горечью сказать о том, что некоторые люди, облеченные значительной властью в РПЦ, склонны на первое место выдвигать не духовные вопросы, не дело спасения, ради которого Сам Господь основал свою Церковь, а всякого рода бизнес-проекты, стремясь то, что называют символическим капиталом Церкви, «конвертировать» в натуральный чистоган. Примеров тому множество, однако все это время нас не только не желали слушать, но агрессивно поносили, обливая виртуальной грязью. Системная оппозиция, «оппозиция Его Величества» (точнее Святейшества) явно не нужна нынешней команде «эффективных менеджеров», составляющих весьма заметную часть окружения Патриарха. Чего только не наслушались мы за это время в свой адрес, какую только клевету и оскорбления не использовали против нас! Но вот совсем недавно произошли некоторые события, позволяющие осторожно предположить, что начинается то, что мы, собственно, и предсказывали: «триумфалистская», уверенно-победная психология и философия начинает напрямую сталкиваться с грозной реальностью, и встреча эта не несет в себе ничего хорошего.

Остановимся на двух событиях, произошедших буквально только что. Первое - это решение премьер-министра В.В.Путина (которое вряд ли могло быть принято без согласования с Президентом) о создании при Правительстве РФ специального органа, который будет заниматься межрелигиозными и межэтническими отношениями в России. Это решение уже вызвало резко негативную реакцию одного из главных церковных «начальников», близкого к Патриарху Кириллу. Как можно интерпретировать данное событие?

Прежде всего, напомним, что Патриарх Кирилл и его окружение всегда высказывали свое однозначно негативное отношение к идее создания нового ведомства по делам религий и национальностей, так что протоиерей Всеволод в данном случае не сказал ничего нового. Кроме того, известно также, что в последние годы Владимир Путин, занятый в основном прагматическими вопросами, фактически отдал этноконфессиональную политику «на откуп» второму «дуумвиру». Так что данное решение премьера, неожиданно решившего вплотную заняться вопросами этноконфессиональных отношений, может свидетельствовать о нарастании определенных противоречий между ним и Президентом Медведевым, с одной стороны (что пока не является для нас окончательно ясным) и между ним и Патриархом Кириллом, с другой (что более очевидно: их несогласие в данном вопросе высказано публично).

В чем же причины этого, на первый взгляд, неожиданного поворота? Конечно, могут сказать, что премьер обеспокоен нарастанием напряженности на Северном Кавказе и т.д. Конечно, это так. Однако проблема эта возникла не сегодня; ФСБ, МВД, армия и другие ведомства как-то до сих пор, пусть и с переменным успехом, решали вопросы, связанные с исламистским терроризмом и т.п. Кроме того, Президент, премьер и Патриарх говорят практически одинаковые и абсолютно правильные слова о межэтническом и межрелигиозном мире и т.д., но вот в вопросе о создании специальной структуры, которая занималась бы этноконфессиональной политикой, двое последних во всяком случае решительно разошлись. Позволим себе осторожно предположить, что дело здесь в другом. Как известно, премьер Путин в значительной степени представляет интересы российского олигархического капитала и в последнее время серьезно озабочен инвестициями в российскую экономику и хоть каким-то замедлением обвального бегства капиталов за рубеж. Не исключено, что премьер серьезно обеспокоен усиленным интересом определенных кругов в РПЦ к глобальным финансовым играм, финансово-экономической самостоятельности и в особенности укреплением связей со столь одиозными структурами, как Банк Ватикана, на что не раз обращали внимание аналитики нашего Аналитического центра. (См.: Архиерейский собор, агенты национальной опасности и «миссия» с оранжевым оттенком; Опасные игры с Ватиканом: вперед к православному «банкингу»!; Сохранять духовную трезвость...  и др.). Если это так, то руководство РПЦ в ближайшее время ожидают непростые времена, ибо государственная власть России, похоже, вознамерилась всерьез поинтересоваться тем, что всегда составляло полное табу даже для «компетентных органов», то есть церковными финансами. То есть, конечно, «органы» всегда все знали об этой непростой материи, но делали вид, что здесь все ОК и что их вообще такие «мелочи» не интересуют. Поэтому усилия некоторых журналистов «раскрутить» данную тему в прессе в свое время и не увенчались успехом.

В тесной связи с упомянутым выше знаковым решением премьера находится, на наш взгляд, и другое, не менее значимое событие последних дней: последняя программа «НТВ-шники», носившая беспрецедентно антиклерикальный характер. Конечно, А.Г.Невзоров - человек явно неадекватный, с серьезными психическими отклонениями, о чем, насколько нам известно, имеется официальное заключение медиков. Конечно, его накаленный антиклерикальный пафос носит явно болезненный, во многом преувеличенный и лживый, часто просто хамский характер. Но попытаемся взглянуть на ситуацию без эмоций, аналитически. То, что подобная программа, носившая явно заказной характер, не могла быть выпущена в эфир без отмашки сверху, для всякого, знающего, как устроено наше сегодняшнее телевидение, абсолютно очевидно. Что же составляло главное содержание невзоровского выступления? Опять-таки всем очевидно: за вычетом лжи, неадекватности и просто уже какой-то бесовской ненависти к Церкви Христовой (а не просто к церковной институции), его составлял опять-таки довольно грубый «наезд» на финансовую деятельность Церкви! Вся трагедия заключается в том, что вполне реальная почва для такого «наезда» существует! И она же, эта реальная почва, составляет весьма благоприятный плодородный слой для стремительного нарастания в обществе воинствующих антиклерикальных настроений.

Все последние двадцать лет происходило восстановление земного, материального «тела» Церкви. Это было необходимо, но сколько же искажений и вопиющих нестроений случилось на этом пути! Положа руку на сердце, нельзя не признать: в этом процессе особенно ярко проявилось и усилилось очевидное всем разделение нашей Церкви на две неравные «части». Одну составляет церковно-консервативное большинство, возглавляемое своими старцами, своими духовными вождями. Оно не хочет попадаться в главный «капкан», подготовленный нам «эффективными менеджерами», не хочет приспосабливать Церковь к мiру, Бога к маммоне. Именно это большинство, самоотверженно и по большей части вполне бескорыстно трудясь, внесло главный вклад в возрождение Церкви. Именно их энтузиазму (порой нещадно эксплуатируемому, а порой и угасающему от непонимания «верхами») церковная институция обязана своим относительным процветанием сегодня. Сюда же следует включить не только простых мирян и сельских батюшек, но и многих епископов и столичных священников, среди которых все еще немало людей в хорошем смысле простых, искренних, самоотверженных и при этом высококультурных и блестяще образованных. (Уровень образования в провинции часто, конечно, оставляет желать много лучшего, но другие упомянутые здесь качества часто могут служить всем нам примером).

Другую часть нашей Церкви составляет верхушка церковной бюрократии, по большей части абсолютно чуждая подлинно церковному духу, высокомерно поучающая церковное большинство, при этом по большей части его презирая. Именно отсюда исходят грубость, высокомерие, склонность к излишней коммерциализации церковной жизни (говоря мягко), всевозможные инициативы разрушительных либеральных реформ, экуменический зуд по «вписыванию» России и русской Церкви в мировое, в особенности европейское пространство. К сожалению, нецерковные и далекие от веры люди (каковых в нашей стране миллионы), которые не знают жизнь Церкви изнутри, а воспринимают преимущественно телевизионную картинку, видят не тысячи беззаветных и бескорыстных тружеников, не усердных молитвенников и духовников, а тот, с позволения сказать, «пиар», которым как по собственной инициативе, так и невольно потчуют их «эффективные менеджеры». Они видят и слышат нарочито раздутые политические претензии, краснобайство, роскошь и пропаганду «совместимости христианства с богатством и успехом». Все усилия подлинных миссионеров пока еще лишь отчасти нивелируются этой саморазоблачительной картиной жизни жиреющей и все больше чувствующей свою безнаказанность церковной бюрократии. Таким образом, последняя, вопреки декларациям своей информационной «обслуги» отталкивая все большее число «внешних», отталкивает и «внутренних», верных чад Церкви, которые понимают всю губительность начатых либеральных реформ.

В итоге антиклерикальный настрой нарастает как в государстве, в государственно-олигархической «элите», которую раздражает нарастающая активность церковных «верхов», в том числе и в финансовой сфере, так и в обществе, среди простого народа. Спросим себя: возможно ли было такое беснование Невзорова, его «пятиминутка ненависти» к Церкви в эфире одного из центральных каналов где-нибудь в середине девяностых? Ясно, что нет. Тогда - никто не посмел бы. А сейчас - Невзоров открыто смеется в лицо растерянным священникам, которых пригласили в эфир. И приходит беда, откуда не ждали: со стороны того самого «пиара», на который так они уповали и уповают. В одном прав неистовый Глебыч: настоящие гонения еще и не начинались!

Все это означает полное банкротство «эффективных менеджеров», которые при первом же столкновении с реальностью оказываются (с точки зрения интересов Церкви, а не «поповской» «корпорации») вовсе даже и неэффективными. Впустив «новорусский» дух роскоши, гедонизма и теплохладности в церковную ограду, они, взявшие на себя историческую ответственность за церковный корабль, оказываются один на один не с виртуальной пиаровской картинкой, а с реальностью, с методами той самой среды, войти куда они столь страстно желали. Интересно, что будет делать команда этих «новых и успешных», если в ближайшее время против особенно одиозных коммерсантов в рясах будет возбужден десяток (ну или хотя бы пять-шесть) уголовных дел? Опять во всем обвинят «миссиофобов» и «криптодиомидовцев», «обитателей чукотской пещеры, сжигающих паспорта»? Опять во всем будут виноваты «ревнители»? Противостоять элитно-клановому и тем более государственному напору потруднее будет, чем бороться с наиболее ревностной в вере частью собственной паствы...

Все последние годы мы упорно старались начать в Церкви вменяемую дискуссию, надеялись на то, что нас хотя бы услышат, и мы будем поняты адекватно. Увы, этого не случилось. Теперь те, к кому мы все это время тщетно взывали, будут иметь других собеседников: не умеренных консерваторов, церковных людей, искренне ревнующих о деле Церкви, не системную и вменяемую «оппозицию Его Величества», а: 1) склонных к расколу радикалов; 2) собственно раскольников и главное - 3) клацающего зубами джинна «антиклерикализма», умело выпущенного из бутылки в нужный момент. Ах да, забыл еще одного «собеседника»: ненавидящее «зажравшихся попов» озлобленное большинство общества. Что ж, пусть побеседуют, а мы послушаем... Впрочем, эта скромная позиция спасет нас ненадолго: ведь обломки «церкви будущего» упадут прежде всего на наши головы, головы тех, у кого нет уютного гнездышка за границей. Как это уже случилось в совсем недавней истории...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 112

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

112. М.Яблоков : Швецову.
2011-08-31 в 14:46

"Что до языка, это не Предание, а средство его передачи."

Запомните, Швецов. Все что Церковь усвоила, да еще на протяжении более 1000 лет - это Предание!
А теперь я обобщу. Вся эта ваша - обновленцев - мышиная возня как раз для этого и предпринимается, что уничтожить или подменить Божественное Предание - человеческим (или даже бесовским). Как жиды распяли Христа, имея при этом Истинное Писание, однозначно всё говорящее о Христе, но утеряв Предание, - так и ваша обновленческая братва тщится подменить Предание, чтобы окончательно уничтожить православную веру. Наличие Писания отнюдь не делает человека православным, а токмо в свете Истинного Предания. Мы ни на йоту не отступим от Предания <..>
111. В.Семенко : Швецов, 110
2011-08-31 в 13:44

"Ну, и как успехи на фронтах?"

Неплохо. Вот, например, "в ответ" на п. 107 вы вынуждены заткнуться.
110. С. Швецов : 109. В.Семенко
2011-08-29 в 18:55

Я знаю, что Вы на информационной войне, Владимир Петрович. Знаю. Ну, и как успехи на фронтах?
109. В.Семенко : Швецов 106
2011-08-29 в 17:39

Ну, началось!.. Стоит мне на несколько дней отъехать, как вы, Швецов тут же начинаете распускаться, женщин обижаете и т.д.

Вот нас в Университете учили, что "современный русский язык - это язык от Пушкина до наших дней". Так они на какой язык хотят перевести богослужение - на язык Пушкина или на сленг воров, проституток и телекомментаторов? Пусть ответят. А то вы пытаетесь замылить суть цитатами из Аверинцева. Мы на информационной войне, а не на богословском семинаре.
108. В.Семенко : Швецов 96
2011-08-29 в 17:33

Ладно, ладно, хватит провоцировать. Мы говорим только то, что считаем нужным. Не более. Но и не менее.
107. В.Семенко : Швецов 95
2011-08-29 в 17:30

"2. По проекту научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907–1917) высказано пожелание, чтобы эта публикация была максимально глубоко прокомментирована и не означала возможности использования данного несовершенного текста в богослужебной практике."

В переводе с витиевато-византийского на общепонятный это означает попросту "пошли на фиг". Так что это именно удар и именно по рукам обновленцев!
106. С. Швецов : Домбровской
2011-08-24 в 04:37

На многовековую аскетическую практику никто руки и не поднимает, если, конечно, речь не идет о ползании по канавке, запрете ходить в баню неделю после Соборования или чистить зубы три дня после Причастия. Равно и на Предание, и на Каноны. Забавно, вообще - в православной российской империи исихазм числился в списке ересей в настольной книге священнослужителя. Реабилитирован он был как раз усилиями богословов парижской школы (Кривошеин, Лосский), начавшими изучать Симеона Нового Богослова и Паламу. А теперь их записывают в модернисты. Интересно, как скоро исихазм снова объявят ересью? По канонам круче всего проехались недавно ижевцы, просто растоптав 15 двукр. Но как их здесь поддерживали на форуме!

Что до языка, это не Предание, а средство его передачи. Христос молился и проповедовал на одном языке, у христиан принято так же. Койне возник за 300 лет до христианства (а калька с него объявлена Преданием - круто), Вульгата - это перевод на вульгарную, народную латынь (тоже Предание, да?). Сакральные языки - это языческие штучки, магия. А вот это для тех, кто считает церковнославянский идеально выразившим и передавшим дух и смысл греческого подлинника:

Когда семитологи принялись за опыты по реконструкции первозданной арамейской формы евангельских изречений, результаты превзошли все ожидания: под медлительным ритмом греческого текста Евангелий проступила сжатая, упругая речь, более похожая на энергичные стихи, чем на прозу, играющая каламбурами, ассонансами, аллитерациями и рифмоидами, сама собой ложащаяся на память, как народная присказка. Например, афоризм "всякий, делающий грех, есть раб греха" основан на игре слов: "делать" – 'abed, "раб" – 'abd. В Нагорной проповеди задан вопрос: "Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту?.." "Заботясь" – yaseph, "прибавить" – 'oseph. В прологе Евангелия от Иоанна сказано о Сыне, "сущем в недрах Отца"; несомненно, эта теологическая формула имеет палестинское происхождение, ибо по-арамейски "недро" – 'ubba', "отец" – 'abba'. Рассматривается случай, "если у кого-либо из вас сын или вол упадет в колодезь"; здесь все три ключевых слова созвучны до неразличимости – bera' ("сын"), beira' ("вол"), bēra' ("колодезь"). Последнее время пробивает себе дорогу убедительное представление, согласно которому тексты Евангелий – в основе своей письменная комбинация "блоков" устного предания, в течение нескольких десятилетий разучивавшихся носителями этою предания с голоса и передававшихся из уст в уста. Библейская критика отметила, в частности, что различный порядок нанизывания одних и тех же афоризмов в различных Евангелиях связан с выбором одного или другого ключевого слова как мнемотехнической опоры. Конечно, при взгляде на греческий текст (не говоря уже о синодальном и прочих переводах) такое вытверживание с голоса нелегко представить себе; совсем другое дело – арамейские тексты, держащиеся на твердом ритме и жестком сцеплении согласных.

Аверинцев. Мир как школа.
Понятно, что кочетковец Аверинцев вам не авторитет, ну так спросите партийно-правильного аверинцевского ученика д.Василика - подтвердит он вам этот отрывок, или нет.

Как видим, и текст на койне весьма далек от самого-самого подлинника, по крайней мере по стилю. А вторичный слепок уже с него, сделанный из языческого диалекта, вдруг - Предание. Очень мило.
105. Екатерина Домбровская : 103. С. Швецов
2011-08-23 в 19:16

Разумеется, Сергей, все мы, рассуждая о чем бы то ни было, тем более о духовности других, - рискуем прямо-таки головой. Мне это понятно.
Но у меня есть оправдание и опора духовная - я ведь не от ветра головы своея сужу о реформаторах-модернистах. Первым о духовной бедности церковных новаторов-реформаторов-модернистов сказал свт. Феофан Затворник. Вторым - мой духовник, третьим... впрочем, тут большой список отцов, как ныне здравствующих, так и уже отошедших ко Господу. Я только повторяю, впрочем, то, во что сама верю и что сама наблюдаю, внутренне проверяя их слово.
Теперь скажите мне, пожалуйста - а какой харизмометр нужно иметь (вес, дина и пр. параметры), чтобы подымать лапу на церковное Предание, - на язык, на каноны, на опыт старцев, на аскетическую многовековую проверенную практику? Тут харизмометр орангутанга потребен, - ни больше, ни меньше. Не так ли и есть?

А пророчествами лично я не занимаюсь. Харизма коротка.
104. Екатерина Домбровская : 102. Александр Б.
2011-08-23 в 19:04

Почему же, дорогой Саша, не надо так? Разве это неправда? Так учил, к примеру, св. прав. Иоанн Кронштадтский (у меня сейчас нет книги под руками), но по смыслу он учил так: если молишься Матери Божией, не оскорбляй Ее сомнением в том, что Она не слышит тебя и не поможет. Верь твердо в Ее заступление и отклик. Теперь и просто благочестивый опыт простых людей - спросите кого хотите: что дает человеку Богородичное правило - в разной степени, в разное время и в разной мере - но просвещение души непременно дает, хотя конечно, если человек, к примеру, перед этим совершил что-то нехорошее и не кается даже в сердце - в ответ ему конечно может быть и молчание. Как и в ответ Причастия в осуждение могут быть недобрые последствия, о чем предупреждает апостол Иаков, говоря о болезнях недостойно причащающихся.
Или Вы что-то другое имели в виду? Лично меня, что я не должна ТАКОЕ говорить вслух?
Ну так я и тут отвечу, чем руководствовалась: "Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно" (Тов.12:7)". А насколько лично для меня это хорошо или плохо - это ведь дело моей совести и разумения.
Поздравляю Вас с близящимся Праздником и желаю Вам и себе, и всем нам милостей от Царицы Небесной.
103. С. Швецов : Домбровской
2011-08-23 в 16:56

А патронов вот этого калибра
Матф.7:2
Иоан.7:24
в вашей модели нет?

А то ведь все, что вы пишете, легко обратимо против вас. Особенно про лжепророков. Вон Семенко тут каждой второй статьей пророчествует, конец скрый предвещает, а у Рогозянского и вовсе третья мировая идет уже четвертый месяц.
102. Александр Б. : 91. Екатерине Домбровской
2011-08-23 в 16:51

"откликается не на тысячном витке" - не надо так.

С приближающимся Вас праздником Успения, дорогая Екатерина Р.!

С уважением,
А. Изгоев
101. Екатерина Домбровская : 100. Швецову
2011-08-23 в 16:04

- Пользуюсь святоотеческой моделью харизмометра, подаренной мне моим духовником, а через него поколениями старцев, которые зажигали свечу от свечи. «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:15). Слово Божие приглашает нас думать, испытвать и себя: «Какого вы духа?» (Лк. 9:55) и других: «Будьте мудры как змии» (Мф.10:16), предупреждает: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Далее: «Я семь Пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин.10:15), – «…пастырь, каков Господь, знает своих овец, - говорит Блаженный Феофилакт, в толковании на этот стих, - Потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1Кор. 13, 12). «Познанные» сначала «от Него». Вот так. Вот почти все о харизмометре.

Что касается наивности и искренности моих друзей, и не наивности и неискренности,-черт, которые Вы усмотрели во мне и в Семенко, - то тут мне ничего не остается, как просить Ваших святых молитв, да не погибнут души наши.
100. С. Швецов : Домбровской
2011-08-23 в 14:32

=БЕДНЫЕ ДУХОМ ЛЮДИ=

Какой моделью пневмо/харизмометра пользуетесь?

PS. А вот Яблоков с Антивирусом думают именно так, как я и описал. Полагаю, они просто наивнее и искреннее вас с Семенко. Что их и спасет.
99. Екатерина Домбровская : 96. С. Швецов : 82
2011-08-23 в 13:01

"Бесноватые сибариты, погрязшие в роскоши, блуде, пьянстве, противоестественных грехах, давно уже имеющие масонские посвящения, принимающие участие в черных мессах, вероятно, и решительно желающие отформатировать православие для своего удобства и удовольствия? Вы так думаете?"

Ну что Вы, Сергей, это ВЫ СКАЗАЛИ, я такого не говорила. Я всегда пишу одно и то же про многих - но не про всех - реформаторов, что это БЕДНЫЕ ДУХОМ ЛЮДИ. Не получившие в Церкви в силу ряда причин духовной закваски.
Но есть и другие: протестанствующие, прокатоличенные, иудео-христианствующие, есть несомненно и масоны. А Вы разве в этом сомневаетесь? деятельность таковых фигур сама за себя говорит. И это все видно всем.
С теми же, кто просто духовно покалечен, обездолен, обескровлен - я разговариваю, не теряя последней надежды на возможность их исцеления, если они покажут к тому произволение. Всех скопом не хорошо мазать одной краской. На другой ветке я и написала - нужно заняться генезисом. Исследовать духовные корни реформаторства. Мне кажется, это было бы очень нужным и полезным делом. Хотя многое, разумеется уже сделано - по отдельным направлениям. Меня же больше интересуют те, кто пришел к Богу в 80-е годы. Вот генезис этого поколения - очень интересен.
Отвечая же на внутренний Ваш посыл скажу - да, я считаю стержнем современного реформаторства - глубокую внутреннюю чуждость и далекость от православия. Виню в этом прежде всего "отцов" этих "детей". Знаю и вижу, что реформаторы не совсем однородны. Есть примкнувшие и не безнадежные, соблазненные. А есть уже очень глубоко погрязшие в ненависти к подлинному православию, потому и пытающиеся сделать ему вивисекцию. Это люди крайне агрессивные, это - ИДЕОЛОГИ реформаторства, они имеют и энергию, и власть, которой добиваются не случайно и не ради только самой власти. Вот они-то и наиболее опасны и мерзки для православного человека.

Кажется, на Ваш вопрос ответила. Что касается стяжательств и сребролюбий реформаторов - меня мало все это занимает. Они и так себе этим роют яму. Пусть роют - что поделаешь, их не оторвать, наверное,.. Но это все-таки не моего интереса профиль...
98. Православный Антивирус : под ником Сергей Швецов №95
2011-08-23 в 12:55

Трактовать этот пункт иначе, как вопрос, я, например, просто не могу.Еще раз - "в контексте признания допустимости богослужения на национальных языках вызывает недоумение сохраняющаяся до сих пор неопределенность церковной позиции в отношении национального языка русского народа." Это, по-Вашему, удар по рукам обновленцев?


Несомненно.
«Неопределенность церковной позиции в отношении национального языка русского народа» - означает другими словами,что церковнославянский язык и впредь будет единственно допустимым национальным языком богослужения русского народа.
http://blagogon.ru/news/148/
97. М.Яблоков : Швецову.
2011-08-23 в 12:27

Так точно, Швецов. Обновленцы - это сатанисты, а никакие не христиане.
96. С. Швецов : 82. Екатерина Домбровская
2011-08-23 в 08:39

=миссионерство современное якобы руководимое благой идеей привлечения ко Христу новых душ, есть не более чем ПРИКРЫТИЕ совсем по-другому направленной и неблаговидно (что и показывает В.П. Семенко!) целеустремленной деятельности реформаторов-разрушителей=

Г-жа Домбровская, объясните, эта целеустремленная деятельность реформаторов-разрушителей - она, по-Вашему - сознательная (ну, раз целеустремленная)? Т.е. те, кого Вы называете реформаторами - это, собственно говоря - сатанисты, а ни какие не христиане. Бесноватые сибариты, погрязшие в роскоши, блуде, пьянстве, противоестественных грехах, давно уже имеющие масонские посвящения, принимающие участие в черных мессах, вероятно, и решительно желающие отформатировать православие для своего удобства и удовольствия? Вы так думаете?
95. С. Швецов : 93. В.Семенко
2011-08-23 в 08:31

Что-то я не пойму, кто там кому дал по рукам по Вашей ссылке.

1. Признано целесообразным принятие документа о значении церковнославянского языка в жизни Русской Православной Церкви. В то же время по поводу предлагаемого проекта высказано неудовлетворение отсутствием фундаментальной методологической основы и научных принципов работы с богослужебными текстами, что чревато недопустимой деградацией церковнославянского языка, в частности вследствие его русификации, которая, будучи сомнительна с точки зрения просветительства, наверняка вызовет отторжение в среде церковного народа. Отмечалось, что церковнославянский язык безусловно является основным в богослужении Русской Православной Церкви. Однако в контексте признания допустимости богослужения на национальных языках вызывает недоумение сохраняющаяся до сих пор неопределенность церковной позиции в отношении национального языка русского народа.

Трактовать этот пункт иначе, как вопрос, я, например, просто не могу.

Еще раз - "в контексте признания допустимости богослужения на национальных языках вызывает недоумение сохраняющаяся до сих пор неопределенность церковной позиции в отношении национального языка русского народа." Это, по-Вашему, удар по рукам обновленцев?
94. Екатерина Домбровская : 93. В.Семенко
2011-08-22 в 16:32

Уважаемый Владимир Петрович! Добавлю к Вашей радости, что огромная заслуга в битве за "церковнославянский национальный русский язык" принадлежит редакции "Благодатного огня". Хочу поклониться благодарно братьям. Дай Бог, чтобы другие епархии не подвели. А Московская епархия - огромная сила! Честь и хвала нашим досточтимым верным отцам!
93. В.Семенко : Швецов 84
2011-08-22 в 14:45

Подмосковное духовенство уже само все решило.

См.: http://www.blagogon.ru/news/148/

Обновленцы заслуженно получили по рукам от епархиального собрания Московской епархии. Облом, господа! И Семенко здесь вовсе ни причем.
92. В.Семенко : Е.Домбровская 91
2011-08-22 в 14:35

Бог ты мой, и это в моем любимом Новоспасском монастыре! Вот этого - я кое-кому персонально не прощу! Им очень надо, больше всего на свете впустить мирской дух в святые обители прежде всего.

Ср. замечания патриархийной комиссии по Боголюбову, куда теперь так рвется Фролов:
1. В кельях у детей должны быть зеркала.
2. Близ приюта устроить спортивную площадку.
3. В рационе у детей должно быть мясо. Соблюдение постов - дело добровольное.
4. Помещение приюта отнести еще на 50 метров от коровника (читай: ломай стену). И т.д. Реальность порой пародийнее самой крутой пародии. Плясовые мотивы на соборной площади в том же роде. Ну правильно, праздник же… Ср. о. Савва Тутунов в ответ на вопрос Соколова-Митрича «Почему ваши священники имеют такую слабую духовную подготовку?»: «Нет, вы не правы, мы их посылаем на практику в ХХС». ОН ДАЖЕ НЕ ПОНЯЛ ВОПРОСА!! Зато «с образованием»… Вот кто нами ныне управляет!
91. Екатерина Домбровская : 85. С. Швецов
2011-08-22 в 12:48

Через "О" - только пою в храме. На канавке - увы! - не бывала, не ползла. руководствовалась обстоятельствами жизни и словами прп. Серафима: сиди в келье - тут тебе и Иерусалим, тут тебе и Киев, тут тебе и... Канавка. А вот Богородичное правило - тут Вы в точку попали - с ним не расстаюсь. И опыт (не только мой) показывает, что Царица Небесная откликается не на тысячном витке, а много раньше и сам этот отзыв меняет наши души. Я Вам тысячу раз советовала: пробуйте и будьте упрямы и усердны - и к Вам ЭТО придет. И Вы переменитесь. Чего Вам и желаю. А то вы крепко влипли, защищая то, что не можно уже защитить, например, плясовые напевы для н а р о д а , которые пустили на соборной площади Новоспасского монастыря вчера после освящения куполов, новые супер шикарные ковры, понастеленные вместо прежних вполне достойных, обычных, церковных, золоченые кресла в алтаре, кафе для несуществующих паломников в помещении библиотеки, и многое другое, о чем умолчу, - шик и блеск - поистине "большой стиль": треск и богатство, холод и надмение... Неужели вам самому не противно?!
90. М.Яблоков : Семенко.
2011-08-22 в 11:43

Замечательная статья, Владимир Петрович! )
Бога не боятся, так путь хоть свои бабки боятся потерять.
89. Артур : Re: Как веревочке ни виться...
2011-08-22 в 11:24

Уважаемый Владимир Петрович, а почему бы не рассмотреть и иную версию: создание отдельной путинской структуры, надзирающей за Церковью, вызвано причинами чисто политическими: во-первых, вообще, необходимостью контроля политических оценок, которые могут восприниматься обществом как официальный голос Церкви, и в частности, необходимостью консолидации всех возможных хоть сколько-нибудь влиятельных ресурсов в преддверие окончательного решения по будущим президентским выборам.
88. Сельскiй бригадиръ : Re: Как веревочке ни виться...
2011-08-22 в 10:03

Эх, бригадирче, провокатор из Вас - никакой. Это я Вам, как профессионал, сообщаю.


Привет профессионалу от сельского механизатора
:)
87. В.Семенко : Е.Домбровская 82
2011-08-22 в 09:37

Браво, Катя! Лучше не скажешь.
86. С. Швецов : 81. Сельскiй бригадиръ
2011-08-22 в 04:21

"бездуховный", "необразованный", "бездарный", "малоцерковный", "непонимающий ни фига в богослужении", "недоучившийся..." - это я. И это печально. Но еще печальнее то, что при всем при этом на фоне "ревнителей благочестия" я очень недурно выгляжу.

PS. Не склоняйте фамилию Владимира Петровича. И вообще - старайтесь с ним дружить, не то в модернисты запишет.
85. С. Швецов : 82. Екатерина Домбровская
2011-08-22 в 04:15

Всю критику?
Ортодоксально настроенных?

Г-жа Домбровская, Вы считаете себя ортодоксом? Это потому, что по канавке проползли и Богородицу тыщу раз прочли? И через "О" гОвОрите?
84. С. Швецов : 78. В.Семенко
2011-08-22 в 03:55

Ну да.
А что считать модернизмом и неообновленчеством, решает лично Семенко. Вообще, если с Семенко просто дружить, то в обновленцах точно не окажешься. При этом можно хоть реинкарнацию исповедовать, хоть что.
83. С. Швецов : 81. Сельскiй бригадиръ
2011-08-22 в 03:51

Эх, бригадирче, провокатор из Вас - никакой. Это я Вам, как профессионал, сообщаю.
82. Екатерина Домбровская : У кого чего зудит...
2011-08-22 в 00:30

Швецов назвал тут всю критику ортодоксально настроенных мирян и священства – диссидентским зудом. Мне же не раз приходилось писать о реформаторском зуде погромщиков Церкви. Кто прав?

Тысячу раз сказано, что миссионерство современное якобы руководимое благой идеей привлечения ко Христу новых душ, есть не более чем ПРИКРЫТИЕ совсем по-другому направленной и неблаговидно (что и показывает В.П. Семенко!) целеустремленной деятельности реформаторов-разрушителей. Хорошая мина при плохой игре.
А играя очень плохая. Смертельно опасная. Прежде всего для игроков. Ну, и для остальных – не очень приятная.

Тысячи раз писалось, что высвечивает всю подноготную зуда реформаторского - его экклезиология, ставящая Церковь Божию в служебную позицию по отношению к миру. В то время как мир создан ради Церкви. У Вас – экклезиология Афанасьева и Шмемана, у нас – та, что идет от «Пастыря» Ерма, а еще раньше, разумеется, от Откровения Божия.
Приведу суждение Алексея Ивановича Сидорова по поводу экклезиологии Ерма:
«Учение о Церкви рассматривается Ермом в двух аспектах: метафизически-трансцендентном и эсхатологическом. Первый связан с образом ее как "Старицы"; и когда Ерм вопрошает Ангела о том, почему она "стара", то тот отвечает: "Потому что она сотворена ПРЕЖДЕ ВСЕХ [других тварей] (πάντων πρώτη έκτίσθη)". Более того, по словам автора "Пастыря", именно РАДИ ЦЕРКВИ И «ОБРАЗОВАН МИР» (о κόσμος κατηρτίσθη, Вид. II, 4, (…) Второй аспект экклесиологии автора "Пастыря" связан с образом Церкви как строящейся башни: данный аспект раскрывается преимущественно в третьем "Видении" и девятом "Подобии". В первом из этих пассажей Церковь-башня строится на "водах", а вода символизирует крещение, ибо, как говорится здесь, "жизнь ваша спасена и будет спасена (έσώθη και σωθήσεται) через воду" (Вид. III, 3, 5). Она строится "юношами", т. е. "святыми Ангелами Божиими, которые сотворены первыми" (Вид. III, 4, 1), и для постройки используются различные камни. Наилучшие из них - "Апостолы, епископы, учители и диаконы, которые ходили во святости Божией", но среди камней немало и негодных для постройки башни - они суть закоренелые грешники и вероотступники (Вид. III, 5-7). Впрочем, даже эти негодные камни оставляются вблизи башни. Согласно архимандриту Сильвестру, в образе башни у Ерма подразумевается и идея единства Церкви, и идея святости ее: "Башня строится для того, чтобы в ней могли найти для себя лучшее и высшее назначение все те камни, которые способны к такому назначению, но не получают его, существуя вне башни без надлежащего употребления. Поэтому-то башня, принимая в себя ВСЕ ГОДНЫЕ для постройки камни, несмотря на небольшие недостатки некоторых из них, которые здесь постепенно исправляются, дожидается, пока сделаются при помощи обработки годными для постройки и те камни, которые по причине больших недостатков остаются вблизи здания и ПОСЛЕ ЭТОГО войдут в самое здание. Это значит то, что ЦЕЛЬ, ДЛЯ КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ, есть духовно-нравственное преуспеяние и святость, чего достигают, по мере возможности, верующие, входя во внутреннее единение с Церковью и пользуясь ее освящающими средствами».

Вот и функция служения и воспитания - педагогика Церкви, но средства, употребляемые церковной педагогикой должны быть пронизаны органично духовной природой ЦЕЛИ - а Вы все стоите на ином, и применяете иное. Чуждое Церкви, - как получится, как мол мне в голову вступит, подведу к паперти душу, что угодно возьму и чем угодно воспользуюсь, а там пусть уже священник вправляет те вывихи.
Жизнь показывает, что вывихи эти часто непоправимы - и под силу только Господу их вправить. В каком-то смысле перед нами реальные примеры этих почти непоправимых вывихов: вот человек, которому кто-то когда-то сделал что-то не то с его неокрепшей и напитанной полярно чуждыми вере знаниями душой. И вот такие люди, придя в Церковь, сегодня большей частью и заправляют реформами. И все, что не по них – называют диссидентским зуждом. Но вот беда-то (ихняя беда), что коренники-то мы, - ведь мы – ортодоксы, и уж никак не новаторы, не демократы, и не нас обвинять в западном влиянии, а иначе – откуда диссидентство?

Что же касается епископата - время покажет. Уже не раз и показывало. Только времена и сроки в руках Божиих.
81. Сельскiй бригадиръ : "Швецову"
2011-08-21 в 22:51

Не назову.Но скажу, что перевод неудачен... смысла задостойника все-же не понимаете.

Так вы уж всё же охарактеризуйте переводчика: "бездуховный", "необразованный", "бездарный", "малоцерковный", "непонимающий ни фига в богослужении", "недоучившийся..."
Ну давайте же!
Как Семенке или барышням на форуме хамить, так вы в дефинициях вроде не тормозите. А тут?
80. С. Швецов : 79. Сельскiй бригадиръ
2011-08-21 в 19:02

Не назову.
Но скажу, что перевод неудачен. И что Вы, уж коли полезли в перевод, смысла задостойника все-же не понимаете.
79. Сельскiй бригадиръ : "Швецову"
2011-08-21 в 18:49

"Для нас было бы проще любить молчание как безопасное, и нелегко с любовью создавать продолжительные песнопения в Твою честь. Но Ты, о Матерь Дева, подай нам продолжительность стиха, соответствующую нашему рвению".Вот Ваш перевод. Настаиваете?



А скажите-ка, мил члвк, неужели вы и впрямь назовете переводчика этого рождественского ирмоса бездарным, безграмотным, малосведущим в литургической поэтике, малоцерковным недоучкой?
Вот что хотелось бы у вас выяснить. Только уж не отпирайтесь, скажите как на Духу...
78. В.Семенко : Швецов 75
2011-08-21 в 16:59

Неприятие церковного модернизма и неообновленчества - это не «диссидентский зуд», а позиция подавляющего большинства Церкви, церковно-консервативного большинства. И вы хорошо это знаете!
77. С. Швецов : Бригадиру
2011-08-21 в 16:14

"Для нас было бы проще любить молчание как безопасное, и нелегко с любовью создавать продолжительные песнопения в Твою честь. Но Ты, о Матерь Дева, подай нам продолжительность стиха, соответствующую нашему рвению".

Вот Ваш перевод. Настаиваете?
76. Сельскiй бригадиръ : "Швецову"
2011-08-21 в 15:37

(что неверно)

Это как раз верно!
Или вам это ещё раз доказать на примере ирмоса 9-й песни 2-го канона праздника Рождества Господа Иисуса Христа (или Задостойника)? Вы там что-то вякали на Богослове, что бригадир вам не сумел его перевести. Не напомните ли приведенный мною на форуме РНЛ перевод?
75. С. Швецов : Семенко
2011-08-21 в 07:07

=Широкое движение мирян должны возглавить епископы=

Знаете, Владимир Петрович, еще Герцен как-то замечал, что встречал дураков среди генералов и губернаторов, но не среди архиереев. Даже если предположить, что со времен Герцена епископат серьезно деградировал (что неверно), вряд ли найдется хоть один архиерей, способный принять диссидентский зуд весьма ограниченного количества людей за широкое движение.
74. В.Семенко : Свщ. Алексий Бачурин 73
2011-08-20 в 16:26

Спасибо, дорогой батюшка, за доброе слово. Но только не кажется ли Вам, что в епископальной Церкви миряне по определению не могут быть лидерами? Мы можем обратить внимание на проблему, волну поднять, но дальше должны действовать епископы! Без них - мы ничего не сделаем. И главное, ясно ведь: будут и дальше сидеть и молчать - все наверняка отправятся подальше. На их место придут «менеджеры». А выступят (не так, как Диомид и эти ижевцы, а лояльно и конструктивно, но в то же время твердо) - еще неизвестно. Широкое движение мирян должны возглавить епископы - иначе все бессмысленно!
73. свщ Алексий Бачурин : Автору на 70.
2011-08-20 в 06:31

Спасибо Владимиру Петровичу за его статьи. За то, что говорит и за то, что, понимая, недоговаривает. И за то, какие удивительно интересные комментарии вызывает. О проблемах Церкви правильнее говорить именно мирянам. Они - (то-есть вы все) и есть Церковь. Помогай Господь.
72. н.п. : Они-то чего ждут? на п.70, -Когда их всех отправят "за Можай"?, сказал Семенко.
2011-07-30 в 15:13

Тов.Семенко, "за Можаем" сейчас и есть Святая Русь, где несут свой подвиг сотни священников. А почему вы не обличаете свою предательскую оккупационную власть, "кишка тонка".
Кстати, напоминаю, Христос тоже родился в за Иерусалимским "можаем" и даже не в роддоме.
71. Галина : На № 70. В.Семенко
2011-07-28 в 17:08

Уважаемый Владимир Петрович.
Я понимаю, что Вы обращаетесь не ко мне, но все же позвольте и мне ответить на эту Вашу реплику: " - Но это ладно, народ. А епископы, священники? Многие из них ВСЕ ПОНИМАЮТ, и готовы выразить куда резче, чем аз, грешный. Ну и почему молчат? Они-то чего ждут? Когда их всех отправят "за Можай"? Вот загадка, что нуждается в осмыслении..."

Так вот по моему разумению - священники молчат, потому что ждут реакции народа. Миряне тоже являются частью церковного тела, но они же свободнее клириков, потому что не подсудны и не подвластны церковной бюрократии. Мне кажется, что если бы священники были уверенны в народной поддержке, то они уже не стали бы молчать.
Ну а что же народ-то молчит? - Думают все. А народ просто не в теме. Я знаю это по себе - очень постепенно узнаю правду и по мере узнавания я все меньше и меньше согласна молчать. И хочу здесь воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить Вас и всех тех, кто постепенно открывает мирянам глаза на проблемы, от которых страдает наша Церковь. Мы Церкви не чужие, она нам - Мать. Нам не нужно смотреть лишь на парадную сторону, к нам наша Мать может и обратиться за помощью.
Вот так я думаю и так чувствую. Только пока что не знаю, чем именно могла бы помочь...
70. В.Семенко : Re: Как веревочке ни виться...
2011-07-28 в 00:40

Связь у меня в деревне по-прежнему плохая, поэтому отвечаю, когда могу и кратко.

Как вы стали скучны, г-н Швецов! Где ваш многозначительный сарказм, тонкая ирония, богословская изощренность? Грубость, прямолинейность, неуважение... А еще о номинализме дискутировать хотели!.. Или кураторы нажимают?

По делу. Е.Домбровской, А.Рогозянскому, Сельскому Бригадиру и др. Во-первых, спасибо за хорошие отзывы и по делу. Честно говоря, думал, что плохих будет больше. Или Дорогая Редакция старается? Кстати, на замечание ДР. Конечно, реальная ситуация сложнее, и я сам не раз писал об этом. Но только это смотря в каком отношении. В каком-то сложнее, а в каком-то надо проще смотреть.
Так вот, всем заинтересованным собеседникам. Вроде все согласны, что консервативное большинство - оно пассивно-консервативное, а к активным консерваторам относятся с подозрением. Ну так как пробудить его, сделать активным? Иначе ведь мало не покажется.
Но это ладно, народ. А епископы, священники? Многие из них ВСЕ ПОНИМАЮТ, и готовы выразить куда резче, чем аз, грешный. Ну и почему молчат? Они-то чего ждут? Когда их всех отправят "за Можай"? Вот загадка, что нуждается в осмыслении...
69. Екатерина Домбровская : 66. С. Швецов
2011-07-27 в 21:16

А Вы попробуйте - прочтите и увидите, что будет.

А Путина не впутывайте.
68. К.Олег : 59. Сельскiй бригадиръ :
2011-07-27 в 21:11

"При этом на встрече совершенно замалчивались факты, связанные со зверствами немецких фашистов на территории нашей страны, ничего не говорилось о сожженных деревнях, о зверски замученных мирных гражданах, об уничтоженных в концлагерях русских военнопленных, о вывезенных в Германию на принудительные работы русских людях."

Громко напомнить бы всей этой мрази о детском концлагере в Белоруссии(Гомель), где забирали кровь у детей, и переливали раненным милосердным солдатам Вермахта.

Что поможет сегодня нам?
Вопрос.
67. С. Швецов : Re: Как веревочке ни виться...
2011-07-27 в 20:13

Ведь это приведенное "Швецовым" представление русских людей о Св. Троице могло родиться только в больной голове Профессора-Протодьякона МДА, которое он постоянно и внушает на лекциях наивным молодым русским людям.



Если это и выдумано, то уж во всяком случае не Кураевым, а Буниным.
66. С. Швецов : Re: Как веревочке ни виться...
2011-07-27 в 19:48

А Вы референт и в небесной канцелярии, что за Бога вещаете?Будто не может Господь простить душу в один момент?



Вот не надо тему подменять и лезть в детали - там сами знаете кто (Путин?). Народная мифология утверждает, что достаточно просто тыщу раз прочесть.
65. Сельскiй бригадиръ : Re: Как веревочке ни виться...
2011-07-27 в 19:45

о тех русских, которые верят, что св. Троица это Христос, Богоматерь и Никола Угодник

Екатерина, ты была неправа в комм. №63.
Писано бо есть: «не мечите бисера перед свиньями...».
Ведь это приведенное "Швецовым" представление русских людей о Св. Троице могло родиться только в больной голове Профессора-Протодьякона МДА, которое он постоянно и внушает на лекциях наивным молодым русским людям.
64. М.Яблоков : Екатерине.
2011-07-27 в 19:31

Его из референтов Святейшего Патриарха выкинули, так он теперь устроился референтом Небесной канцелярии ))) по совместительству и диаволу служа...
63. Екатерина Домбровская : 58. С. Швецов
2011-07-27 в 19:04

А Вы референт и в небесной канцелярии, что за Бога вещаете?
Будто не может Господь простить душу в один момент? Это человеку, Вам невозможно простить оплеуху, которую Вам дали, - ну, не умеете. А Господь волен поступать как Сам желает. Для Господа не цифры и Ваши выкладки -логистика важны, а исключительно намерения сердечные, которые Он "Целует" - слышите? Не "приветствует" - как нынче читают, а "Целует".
Сереж, а какая разница между приветствием и поцелуем?
Уверяю Вас, если в глубоком покаянии за все ваши делишки Вы тысячу раз пройдете с четками по канавке, слезя матери Божией в молитве, Господь вполне сможет и Ваши всежизненные грехи простить. Помните это на черный день. Все решает состояние сердца человека и искренний труд - как и поклончики, которые вы уж точено наверное отменили.
А как насчет молений на камушке двух святых Серафимов?
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме