«Все имение монастыря сего и мое в церкви Пречистыя Богородицы...»

12 июля 2011 года - годовщина прославления преподобномученника и чудотворца Евфросина Синозерского

Новости Москвы 
0
789
Время на чтение 13 минут

Одной из немногих, но особо почитаемых обителей Чагодощенской земли с начала семнадцатого века древние летописи называют Синозерскую Пустынь, монастырь, основанный преподобномучеником Ефросином, скромным и боголюбивым монахом, уроженцем Карелии. В юные годы Ефросин, тогда еще в миру Ефрем, проживал у берега Ладожского озера и не раз бывал в Валаамском монастыре. После смерти родителей, раздав оставшиеся имущество ближним, он поступает в братство Валаамского монастыря. Жите его по этому поводу свидетельствует: «Бысть спожитель Валаамского монастыря, где научився грамоте прилежа к чтению Божественнаго писания». После разграбления шведами Рождество-Богородицкого Коневецкого и Спасо-Преображенский Валаамского монастырей, Провидением Божиим избежав смерти, Ефрем, «пребысть не малое время» в одном из монастырей, точнее при Софийском Доме, совершенствовался в книжной учености. Его усердие было замечено.

Когда боярин Никита Федорович Годунов обратился с просьбой к Новгородскому митрополиту прислать к церкви в его Долоцкую вотчину «изрядного церковного чтеца», духовное начальство определило послать «...в Бежецкую пятину, в весь Долосскую, к церкви Святаго великомученика Георгия, что от града Устюжны железнопольския в тридцати поприщах» именно Ефрема. Там он служил до тех пор, пока не пришел «в довольные лета жития своего». Уроки и примеры иноков Валаамского и новгородских монастырей, полученные им в юности, не погасли в его душе. Во исполнение своего давнего желания чтец Ефрем уходит в «пречистую и великую Обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, что в граде Тихвине». Там между 1588-1592 годами он принял монашеский постриг от игумена Иосифа I. В Тихвинской обители преподобный прожил недолго, но за короткое время Евфросин успел заслужить авторитет. В Успенском монастыре, отличавшемся численностью братии и многолюдством богомольцев, преподобный не нашел того безмолвия, в котором подвизались древние христианские подвижники. Мечтая об этом, он упросил игумена отпустить его на безмолвное житие в пустыню. Настоятель, наставив и благословив преподобного, отпустил его. Он отправился на то место, куда ходил молиться ещё будучи чтецом «в Долосской веси». Произошло это в 1592 году, когда преподобный Евфросин пришел: «...в Бежецкую пятину, в непроходимую пустыню, облежащую великими и страшными дебри, и многими лесы, и зыбучими мхами, и непроходимыми блаты, ограждено же место отовсюду, яко оградою, реками и озерами, бе бо место то весьма пусто и непроходимо и от окресных веси далече». Близ реки Чагодощи, при Гвозденском ручье, он нашел себе место, где и поселился среди бора. Поселился он там вместе со знакомым ему по службе в Долоцком иноком Гурием и иноком Филаретом, которых предание называет учениками преподобного Евфросина.

Так выглядела Синозерская Пустынь в начале XX векаПо примеру древних иноков, пустынники водрузили на месте своего будущего жития Святой Крест. Затем был ископан колодец и пруд. Дошедшая до наших дней грамота царя Михаила Федоровича (в списке XIX века), датируемая 1636 годом, сообщает: «...поселилися в ту пустыню у синичья озера на нашей порожней пустой земле на диком лесу на речке на чагодоще пустынники старцы Гурей да Евфросинот манастыря и от церкве нет людей во все стороны далеко и по благословению блаженныя памяти Святейшаго Иева Патриарха в той пустыни воздвигнут был храм Благовещения Пречистыя Богородицы деревянный прежних пустынников своими трудами и освящен тот храм во 103-м году».

Два года провел Преподобный Евфросин в одиночестве, в непрерывных духовных и физических трудах по обычаю пустынников. Но ищущие спасения начали приходить к преподобному и селиться около него, так что он вынужден был основать монастырь, усматривая в том промысел Божий. Для будущей обители он выбрал восточный берег Синичьего озера в сосновом бору на возвышенности. «По благословению блаженныя памяти Святейшего Иова Патриарха в той пустыни воздвигнут был храм Благовещения Пречистыя Богородицы деревянный...». Храм был освящен преподобным Гурием Шалочским. Начальником новой Благовещенской Синозерской пустыни стал Преподобный Евфросин, а управлял ею эконом (в сане иеромонаха).

Старец ежедневно уходил в старую пустыньку, где проводил время в общении с Богом, сподобившись дара прозорливости. Многочисленные труды, отправление богослужений, пост, голод и холод иноки переносили безропотно, поскольку у пустыни не было своей земли и недостаток хлеба был естественен.

В начале XVII века преподобный Евфросин принял схиму великого образа от рук преподобного Гурия Шалочского. Синозерский синодик - единственный в своем роде документ, содержащий великосхимническое имя преподобного Евфросина - «в схиме Симеон».

Часовня в Старой Пустыни, на месте пещерки, в которой подвизался святойНаступало Смутное время, началась польско-литовская интервенция против Российского государства. Житие преподобного Евфросина Синозерского повествует: «В лето по седми тысящах в сто тринадцатом году во царство благочестиваго Государя Царя и великаго Князя Бориса Феодоровича, по прозванию Годунова, грех ради наших, прииде из полския земли лют плотоядный зверь и кровопийца Гришка Отрепьев... и приведе с собой злонравных тои пес много неправоверных и проклятых ляхов. В Синозерской пустыни собралось много народа». 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1612 года старец Евфросин собрал всех бывших у него в обители и, пророчествуя о пришествии в монастырь «ратных супостат», убеждал всех скрыться из обители. Вместе с ним остался инок Иона, некоторые неизвестные иноки и миряне. Облачившись в схиму, преподобный всю ночь пробыл в Благовещенском храме на молитве. На следующий день, «по неведомым судьбам Божиим, како и откуда неведомо, окаянии тии кревояднии псы, злые ляхи к обители Пречистыя Богородицы прискочиша и обитель обступиша...». Старец вышел навстречу и встал у Креста, сооруженного при основании обители. Захватчики приступили к нему со словами: «Старче, даждь нам имение монастыря сего». «Все имение монастыря сего и мое в церкви Пречистыя Богородицы», - ответил преподобный, подразумевая вечное и нетленное. Не найдя ничего ценного, поляки убили старца. «Бысть же сие в лето по седми тысящь во сто двадцатое, в двадцатый день марта месяца» (2 апреля 1612 года по новому стилю). Убит был и оставшийся в обители инок Иона. В живых остался лишь один человек, житель села Долоцкое Иван, по прозвищу Сума, который через своего сына Емельяна оповестил окрестные селения о разорении обители и мученической кончине старца. Собрался священный чин и «скутавше, якоже бе лепо... и соборне певше...», погребли тело преподобного в основанной им обители 28 марта (старого стиля) 1612 года у Креста, водруженного им.

Мироточивая икона преподобномученника Ефросина в часовне в Старой ПустыниЖитие преподобного старца не сообщает сведений о том, когда и кем была восстановлена Синозерская Пустынь. Во всяком случае, место, освященное кровью преподобного, забытым не осталось. Позднейшая (XIX века) копия со списка грамоты царя Михаила Федоровича, данной в Москве 22 февраля 1636 года Пустыни, гласит: «От Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руссии в Устюжну железнопольскую воеводе Нашему Борису Ивановичу Тютьчеву. Били нам челом Новгородскаго уезда Бежецкия пятины. Черенскаго погоста, Новгородския митрополии, Благовещения Пречистыя Богородицы, Синичья озера пустынники черной поп Михаил, Да старец Иосиф... и в прошлом де 127-м (1619) году в тое Синичью пустыню поселились они и во 138 (1630) году по благословению Преосвященнаго Киприяна, Митрополита великаго Новагорода и по своему обещанию они в той пустыни на прежнем церковном месте воздвигнули храм Благовещения Пречистыя Богородицы и освятили...». Царской грамотой было дано земли пустыни по реке Чагодоще вверх и вниз на две версты в вотчину. С этого времени начинается строительство.

Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1630 году, освящена была в 1633 году. Численность братии быстро увеличивалась, поэтому над Благовещенской церковью при настоятеле обители строителе Моисее был воздвигнут храм Живоначальной Троицы и после его надстройки церковь Благовещения вновь освящена в 1645 году. Вновь построенный храм освятили в 1648 году, а в 1665 году по непонятным причинам освятили вновь. С этого времени Синозерская Пустынь стала именоваться не Благовещенскою, а Троицкою, как бы в продолжение древней традиции именования обителей и приходов по холодным храмам, которые назывались «настоящими». Иногда встречались и такие сочетания как «Дом Святыя Троицы, Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения».

Икона преподобного ЕфросинаВ 1653 году по благословению Макария, митрополита Новгородского, мощи преподобного были перенесены с места своего первоначального захоронения и положены под колокольней, на правой стороне, в восточном углу, под спудом. Над ними было установлено деревянное надгробие с изображением преподобного в рост.

Вторым по времени сооружением обители являлась колокольня, срубленная в 1653 году и соединявшаяся деревянными переходами с Благовещенской церковью, сломанными в начале 50-х годов XIX века. По описи значится: «При вышеупомянутой церкви колокольня деревянная, крыта тесом, на ней глава обита деревянной чешуею, на той главе крест железный, в которой колоколов болших, средних, малых восемь, а на оных колоколах по отписки весу не значится». Пять из колоколов считались вкладом Царя Алексея Михайловича. На большем из них была отчеканена надпись: «Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 Марта в 8 день».

При строителе иеромонахе Иоакиме сооружена была «вторая церковь во имя святых верховных апостолов Петра и Павла деревянного строения теплая с папертью: на оной церкви одна глава обита деревянной чешуею, на ней крест железной, которая церковь, и олтарь, и паперть крыты тесом». В 1847 году по неизвестной причине она сгорела, а часть спасенных икон перенесена была в церковь Благовещения.

С благословения Корнилия, митрополита Новгородского, при строителе иеромонахе Фаддее, в 1682 году возведена «третиа церковь во имя святаго апостола Иоанна Богослова деревянного строения, холодная, с папертью, на той церкви две главы обиты деревянной чешуею, на них кресты железные, оная церковь, и олтарь, и паперть крыты тесом». В нижнем этаже её помещался теплый придел во имя Святого Николая Чудотворца.

Вещая Лужа, ископанная святымВ 1852-1853 годах все здания пустыни были обшиты тесом. Вместе с тем Синозерская Пустынь была небогата. За ней числилось всего 20 душ крестьян, а на содержание её шло 12 рублей из устюженских таможенных доходов, согласно указам царей Алексея Михайловича 1665 года и Федора Алексеевича 1677 года. В цветущую для пустыни пору, а именно во второй половине XVII века, сюда поступало немало вкладов. Среди вкладчиков известны имена многих знатных людей того времени: князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольник Леонтьев, стольник Львов, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Дашковы, Батюшковы, Благовещенский протопоп и царский духовник Меркурий Гаврилович.

В начале XVIII века счастливая пора для обители прошла. Она была сделана приписною к другим, более сильным экономически, монастырям. До 1753 года Синозерский монастырь был приписан к Воскресенскому монастырю в городе Устюжне, и в этом же году переписан к Успенскому Тихвинскому монастырю. В 1753 году грамотой митрополита Новгородского и Великолуцкого Димитрия велено было Синозерскую Пустынь вновь приписать к Воскресенскому Устюженскому монастырю, как наиболее близкому к ней. С введением при императрице Екатерине II штатов, Синозерская Пустынь была упразднена и обращена в приходскую церковь. Окончательное её закрытие произошло в 1769 году, когда большая часть имущества была вывезена в Свято-Духов монастырь в городе Боровичи.

Колодец святого в Старой ПустыниПреподобный мученик Евфросин со времени перенесения его мощей под колокольню в 1653 году почитался как местночтимый святой. Так как житие преподобного, и составленные ему в 1650 году тропари и кондак почти современны перенесению мощей, то, вероятно, с того же времени ему отправлялась и церковная служба как святому прославленному. Святость удостоверялась нетлением его мощей и совершенными чудесами. С началом восстановления пустыни в 1619 году началось и паломничество к святым мощам основателя. Паломники шли отовсюду, преодолевая пешком большие расстояния по Долоцкой и старой Синозерской дорогам. Газета «Новгородские епархиальные ведомости» в 1894 года опубликовала список совершившихся по молитвам к Евфросину чудес и знамений. Зафиксированы были 3 чуда при жизни преподобного и 38 после его кончины. Имелась в Пустыни и икона преподобного, XVII века - вклад Царя Алексея Михайловича.

Преподобный, очень почитавшийся ещё при жизни как подвижник и прозорливец, а после убиения как угодник и чудотворец, во II половине XVII века был церковью чествуем как местный святой. В начале XX века священник Белокрестской Покровской церкви Григорий Яковцевский обратился к Архиепископу Новгородскому Арсению с рапортом о восстановлении церковного почитания преподобного Евфросина. К этому шагу его подтолкнули многочисленные обращения прихожан и своя давняя мечта. Святейший Синод в 1912 году своим номерным указом разрешил церковное почитание преподобного Евфросина. 29 июня 1912 года (старого стиля) он был официально причислен к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских и как святой угодник изображается на иконе Собора Новгородских Святых.

Начало июня 1912 года было отмечено никогда не виданным здесь ранее шествием многочисленных крестных ходов, в которых участвовали верующие более чем 25 приходов Устюженского уезда и паломники из Новгородской, Тверской, Санкт-Петербургской епархий. Вместе с ними в Пустынь прибыли чудотворные Тихвинская икона Богоматери в походной ризе из Тихвинского монастыря и Смоленская икона Божией Матери из Устюженского Богородице-Рождественского собора. Император Николай II направил приветственную телеграмму, в которой были такие слова : «передайте всем присутствующим на торжестве переложения в новую раку мощей преподобномученика Евфросина Нашу благодарность за молитвы». Оставался год до торжеств, посвященных трехсотлетию Дома Романовых, и новая бронзовая трехсоткилограммовая рака как бы предвосхищала это событие.

Начало 30-х годов связано в Чагодощенском районе с усилением гонений против церкви и ужесточением репрессивной политики государства. Впервые в 30-х годах ставятся на учет памятники архитектуры района. Такими оказались храмы Синозерской пустыни - Иоанно-Богословский, Троице-Благовещенский и колокольня, отнесенные к первой категории учета. Все остальные церкви подлежали если не разборке, то приспособлению под различные учреждения и склады.

Осень 1929 - зима 1930 года стали последними в жизни храмов Пустыни. В октябре 1929 года в Президиум райисполкома поступает «ходатайство» Синозерской религиозной общины об отказе от храмов. Задавленная непомерными налогами и претензиями властей община была не в состоянии обеспечить их нормальную жизнедеятельность. Богослужение было прекращено в 1931 году. Имущество частью вывезли, а частью - расхитили. В настоящее время незначительное количество ценностей хранится в Устюженском и Череповецком музеях.

В январе 1930 года Чагодощенский РИК принимает специальное постановление «О невскрытых мощах в Пустынском сельсовете», ставившее целью прекращение паломничества к православной святыне - святым мощам преподобномученика Евфросина Синозерского. Мощи были вскрыты, и гораздо позднее, в январе 1936 года, стали экспонатом антирелигиозной выставки Череповецкого краеведческого музея. Местные жители помнят, что 22 мая 1944 года церковь Иоанна Богослова сгорела от удара молнии из внезапно налетевшей грозовой тучи. Троице-Благовещенская церковь и колокольня сгорели 3 мая 1960 года.

Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.

В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни. В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Это место во времена гонений сохраняли от осквернения местные жители, складывая на нем поленницы дров. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный.

В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах доподлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер.

Строящаяся церковь Петра и Павла (фото июнь 2011 г.)В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты. Местным церковным историком М.Ю. Хрусталевым в фондах Череповецкого краеведческого музея были обнаружены мощи святого, после 1936 года служившие экспонатами антирелигиозной выставки. В 1991 году они были возвращены Церкви и помещены в раку, сооруженную в 1799 году и в настоящее время находятся на временном хранении в Казанской церкви города Устюжны.

В 2012 году 12 июля, в 100-летнюю годовщину прославления в лике святого преподобномученника Ефросина, планировался перенос мощей Крестным ходом из города Устюжны в Пустынь. Но козни лукавого, противящегося возрождению обители, не оставляют делателей сего доброго дела. Проживающие в городе Чагода группа мирян и, к глубокому сожалению, примкнувшие к ним священнослужители, пытаются всеми правдами и неправдами добиться переноса мощей в Чагоду, в город, построенный при советской власти и не имеющий веских оснований для постоянного пребывания там святых мощей. С этой целью в местной прессе была инициирована клеветническая кампания, в которой восстановители обители обвинены в незаконном присвоении монастырских земель и незаконном строительстве часовни и храма. Но проведенная прокурорская проверка выявила факты, что юридическое оформление земель, на которых восстанавливается монастырь, зависит лишь от чагодощенских священнослужителей, которые сами же освящали Поклонный крест и благословляли строительство, но должным образом оформлять земли не спешат.

Синозерская Пустынь сегодня, вид с Синичьего озера (фото июнь 2011 г.)Всецело уповая на волю Божию и испрашивая молитв преподобного Ефросина, мы усердно молимся о скором завершении восстановления обители и принесении мощей святого на место его монашеского подвига и мученической смерти.

Прпеподобномученник и чудотворец Ефросине, моли Бога о нас!

Фотографии автора

1: Фреска с изображением преподобномученника Ефросина.

2: Так выглядела Синозерская Пустынь в начале XX века.

3: Часовня в Старой Пустыни, на месте пещерки, в которой подвизался святой.

4: Мироточивая икона преподобномученника Ефросина в часовне в Старой Пустыни.

5: Икона преподобного Ефросина.

6: Вещая Лужа, ископанная святым.

7: Колодец святого в Старой Пустыни.

8: Строящаяся церковь Петра и Павла (фото июнь 2011 г.).

9: Синозерская Пустынь сегодня, вид с Синичьего озера (фото июнь 2011 г.).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Курганов
На форту Алексеевском освящен Поклонный крест
Он установлен на фундаменте разрушенной гарнизонной церкви святой равноапостольной Марии Магдалины
17.05.2008
Все статьи Илья Курганов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Кожухевич
23.04.2024 04:00
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 03:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27