itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Деревня остается русской

Беседа с молодой селянкой

Новости Москвы 
0
862
Время на чтение 8 минут

altНесколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России... Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш... После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мир, в совсем другую страну, - ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце...

- Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?

- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это - воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья - еще четыре семьи с детьми. Переезжать нам было легко, весело и интересно - мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, - это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.

Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, - это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений. В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) - самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть - жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.

Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть. Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация - еще через год.

Положительный момент от всего этого - в стяжании терпения и смирения.

- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?

- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.

Не надо думать, что в деревне - все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна - аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.

Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум... В деревне не так. За окном - тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо - слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину - сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мира. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут - природа вся перед тобой раскрывается.

Первые, кто перестраивается на деревенский лад, - это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне - выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел. Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования - самая главная на селе). Зато в классе - 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ. Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.

Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.

- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей...

- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле. Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже. Проезд на местном автобусе - 14 рублей (в Москве - 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.

Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили). Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.

- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное - и физически, и духовно - влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада. Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой». Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство... Но о Православии речь, как правило, не идет - на первом плане стоят экологические идеи. Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?

- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все.

- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?

- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.

Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?». А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!». А мы смотрим, парень-то - то ли азербайджанец, то ли дагестанец.

Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.

Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм - наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан - местных жителей - есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.

Рядом с нами - один из духовных центров России - знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.

Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.

У нас в округе много храмов. И все - практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?

Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.

- Что Вы можете сказать, пожелать или посоветовать тем молодым семьям, которые сегодня только задумываются о переезде в глубинку? На что в первую очередь им надо обратить внимание, к чему быть готовыми и в каком случае можно и нужно идти на этот шаг?

- У всех своя ситуация. Есть семьи, которые не могут уехать из города в силу своих индивидуальных причин. Но я думаю, все согласны с тем, что когда в семье дети - им однозначно лучше в своем доме, на земле. Вот как у нас: дочка пришла из школы и хочет в тишине почитать, но не любит оставаться дома одна. А младшие проснулись поздно, им надо теперь погулять. И получается, что всем удобно: малые гуляют на участке, а она дома с мамой; на улице малыш спит в коляске, а мама, поглядывая на него из окна, делает свои домашние дела.

Но переезжать надо сообща, объединившись с другими православными семьями, не в одиночку. Это однозначно.

Безусловно, в городах много хороших людей, твердых в вере. Но этот бушующий мир страстей захлестывает и их, волей-неволей приходится терпеть духовную грязь города, соблазны: шикарные магазины с яркими витринами, кинотеатры с развратными фильмами, непристойные афиши и рекламу. И надо быть очень сильным, чтобы противостоять. А в деревне всего этого нет.

Кроме того, живя на земле, всегда прокормишь семью. В городе мы целиком зависим от продуктовых баз; не привезут продукты - чем мы будем кормить детей? А здесь, на селе - независимость; перестали привозить в магазин - а ты на участке вырастишь в сто раз лучше. Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность - основа любого порока. И без молитвы - никуда, особенно - в деревенской жизни. В молитвословах есть много молитв: и перед началом посева, и от засухи, и на богатый урожай, вот мы и молимся, чтобы Господь вразумил и помог.
Не беда, что рядом нет кафе и кино. Есть множество хороших книг, святоотеческой литературы - нашего народного богатства, из которого черпали мудрость наши предки. Есть храмы, святые источники, красивейшие места. Это все - деревня!

Беседовала Серафима Смолина


Впервые опубликовано в газете "Православный Крест", № 10 (34)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Деревня остается русской

На самом деле разные есть села. Где-то люди живут так, что про них очень метко сказал везший нас мимо одной деревни водитель: "они здесь уже ничего не стесняются, потеряли стыд". Есть полное одичание, деградация, дешевые наркотики, паленый спирт и вымирание. А где - то своими силами восстанавливают храмы, а то и строят там, где их и не было никогда. Причем все это в одной и той же местности, недалеко друг от друга. Конечно, очень много может дать Церковь. Великим делом стало бы, если была бы введена в общее употребление практика, когда богатые городские приходы берут под свое окормление сельские. И еще есть надежда на сознательных православных предпринимателей, способных вкладываться в сельское хозяйство. Сейчас таких очень мало - но они есть, вспомним того же Бойко-Великого. В теории есть надежда, что общепонятной станет очевидная вещь: чтобы сельское хозяйство заработало, недостаточно вколотить туда деньги - если нет совести, нет духовной составляющей, все разворуют и пропьют, или надо над каждым работником ставить сторожа с дубинкой, и то еще не факт, что поможет. То есть, если мы хотим строить современное технологичное сельхозпредприятие - рядом обязательно должен быть храм; даже неверующий или нецерковный собственник должен понимать, что это в конечном счете обязательное условие успеха. И вот в таких случаях могут быть востребованы православные переселенцы из города - не маргиналы, ищущие норку, чтобы в ней спрятаться от ИНН, а люди, желающие и умеющие работать. Вспомните, когда шла полемика вокруг инициатив Бойко-Великого - на разных ресурсах в обсуждениях то и дело появлялись комментарии "владею профессией, готов работать у такого собственника"!
Филимонов / 07.07.2011, 19:21

3. Re: Деревня остается русской

Хорошая, добрая статья, которая освещает положительную сторону жизни переселенцев. На мой взгляд, деревня не то, чтобы остаётся русской... Деревня как социокультурное и духовное пространство доживает-прожигает последние свои наследственные черты. На руинах этого остаётся просто пространство, запущенное и зачастую отчужденно-враждебное по отношению к человеку. Как сказал один из писателей: "Кем приходится природа человеку? Природа человеку - баба Яга". Отличие деревенской жизни в том, что это пространство ставит человека не перед пропагандистскими конструкциями, как в городе, а перед собственным "я". То есть, те, кому не терпится поменять постмодерн на достоевщину, - добро пожаловать! ) Переселенчество сегодня довольно бестолково и бесполезно в плане поиска русскости и прочих идеалистических материй, но оно интересно в плане сопротивления ассимиляции и запасного выхода из круга проблем городского человека, которые зачастую представляются как всеобщие и неизбывные. Я немного писал об этом: http://www.ruskline.ru/analitika/2005/01/20/drugaya_rossiya/ Кто заинтересуется, может писать по адресу в статье. Автор по-прежнему готов в частном порядке общаться, в том числе дать интересующимся необходимые явки, пароли, адреса.
А. Рогозянский / 07.07.2011, 17:40

2. Re: Деревня остается русской

У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все. --- феерично. приехал жить в деревню - и вдруг тебя называют сектантом просто потому, что ты не хочешь жить в городском шуме и занимаешься ландшафтным планированием (в теории или на практике). где логика? Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. --- где в этой фразе пропущено слово "верующих". А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. --- молодцы, хорошие люди, наверное. и ведь без мерседесов и золотых часов обходятся. а ваще да, любопытная статья, хочется еще чего-то такого, но с цифрами, адресами, именами...
комментатор / 07.07.2011, 12:08

1. Статья эмоционально приятная.

Статья эмоционально приятная, хочется порадоваться за людей, даже позавидовать. Но вот не хватает интервью главы семьи, чтобы без лишних эмоций более подробно расписал практическую сторону вопроса переезда. Какая была профессия в Москве? Чем начал зарабатывать на новом месте, какие есть варианты? Сколько стоит содержание семьи? С какими трудностями пришлось столкнуться, как решал? В результате, можно будет задуматься о своих силах.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Серафима Смолина
Все статьи Серафима Смолина
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40