Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памяти Русских святых и русских литургистов

Митрополит Ленинградский и Новгородский  Григорий  (Чуков)Лидия  Александрова-Чукова, Русская народная линия

27.06.2011

Слово на память всех святых, в Российской Церкви просиявших

Протоиерей Николай ЧуковСлово в неделю 2 по Пятидесятнице, на память всех святых, в Российской Церкви просиявших, сказанное протоиереем Н. Чуковым (митрополитом Григорием) в университетской церкви в Петрограде 22 (9) июня 1919 г., повторенное за литургией в Николо-Богоявленском кафедральном соборе 3 июля (20 июня) 1932 г.

Евангельское чтение сегодняшнего дня повествует о призвании к апостольскому служению св. апп. Петра и Андрея, Иоанна и Иакова.

Это были простые галилейские рыбаки и занимались на берегу озера своим делом. Они уже слышали о Христе от Иоанна крестителя, знали, что это пророк, больший Иоанна, хотя ни учения Его еще не слышали, ни дел его еще не видели.

Христос, проходя, обратился к ним: «идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4.19). И они тот час же оставили свои занятия, дом, и - пошли за Христом.

Так велика была сила обаяния личности Христа, сила Его властного слова, Его любящего и влекущего взгляда, что будущие апостолы, не задумываясь, бросили все и пошли, увлеченные Им, Его голосом, Его личностью, ничего не ожидая для себя. Уже потом, случайно, они спрашивали Христа: вот мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? А тут, в этот момент их влекло только сердце, жаждавшее истины и добра.

Завидная цельность натуры, завидная непосредственность чувства, решительность характера!.. Именно такие характеры, такие люди и нужны были Христу, чтобы пронести по всей вселенной новое учение, чтобы перевернуть нравственно мир, чтобы влить в него оздоровительную струю духовной жизни. Потому что только такие натуры, безраздельно, а не «кое - как» отдающиеся идее, делу, - действительно могут совершать великие дела, потому что - сами энтузиасты, сами увлеченные, - они заражают этим энтузиазмом других и увлекают за собою...

Сегодня вместе с вами как - раз мы творим воспоминание о всех святых, просиявших благочестивой жизнью и делами в Русской земле.

И вот в лице этих русских святых угодников мы точно так же видим в каждом проявление той же черты - решительности, непосредственного чувства, всецелой бесповоротной отданности Христу, всецелого служения той или иной идее, тому или иному делу. Каждый из них - этих святых угодников русских - так же, как апостолы, услышал в душе голос Иисуса Христа «иди за Мной», и - оставил все прежнее, решительно пошел за Христом и весь отдавался тому делу, на которое чувствовал, что его призвал Христос.

И вот в сонме этих российских святых мы видим и ревностнейших распространителей веры Христовой в русской земле (как Св. Владимир, Св. Ольга, Св. Стефан Пермский, Святители Карелии и мн. др.), и великий сонм преподобных, отдававшихся подвигам самоотречения, внутреннего совершенствования и праведности, и этим поднимавших нравственную жизнь в окружавшем их обществе и народе, всецело отдавших себя служению родине и облегчению участи народа (как Св. Александр Невский и Патр. Ермоген); - видим святых, поставивших себе целью, не взирая на возможные страдания и смерть, - стоять мужественно за правду и обличать зло, как бы велики ни были его носители (как Св. Филипп, и целый ряд юродивых); видим множество других, в разных сторонах жизни работавших самоотверженно, без боязни тяготы и скорбей, увлекавших своим примером окружающих; и все они силою своего великого духа, увлекаемые непосредственностью чувства, сеяли праду, мир, любовь и праведность на русской Земле.

Все они - тоже цельные натуры, тоже все - решительные характеры, горевшие непосредственным горячим чувством веры и любви к Богу. Все они - призванные Господом на дело Его, чутко услышавшие этот призыв и отдавшие всех себя безраздельно на служение святому призванию.

Братие! И теперь ведь Господь зовет нас - всех и каждого - то силою Духа Святого, то голосом Слова Божия, то голосом нашей совести, то голосом природы, нас окружающей, то голосом благодеяний, на нас изливаемых, то голосом скорбей и страданий, нас постигающих. Во всем этом слышится каждому из нас тот же голос Христа: «иди за Мной!»

Но... уж слишком мы дряблы, нерешительны, теплохладны, равнодушны; - слишком мы люди компромисса и приспособления; - толчемся на месте, хромаем на оба колена, а если не падаем слишком низко, то и до нравственного подъема и высоты тоже далеко... Так, «середина на половину», как говорится...

Поистине, прав был поэт, сказавший о нас: «суждены нам благие порывы, но совершить... ничего не дано...»

Что же делать? Где найти нам то средство, которое встряхнуло бы наше равнодушие, всколыхнуло бы нашу теплохладность, вдохнуло силы, дало решительность, горячность, увлекло нас на подвиг добра и правды?

Посмотрите на цветок, поставленный зимой в полутемную комнату. Он хиреет и только - только не умирает в такой обстановке; о росте, о цветении и речи быть не может, - дай Бог только не умереть ему совсем. И посмотрите на этот же цветок в залитой солнцем и светом комнате или в саду летом. Какая разница в росте при перемене условий!.. Или еще лучше - посмотрите на природу здесь на севере, где солнце так редко, где большую часть года облака, туманы и сырость, и на природу на благодатном юге, под яркими палящими лучами солнца. Разница - чрезвычайная и - совершенно понятная. Иные условия для жизни - иная и жизнь...

Так и в духовной жизни. Христос - Наш Свет, Наше Лучезарное Солнце, озаряющее нашу духовную жизнь.

Но мы обыкновенно живем вне этого света, иные думы и заботы, иные влечения нас захватывают; мы ими заслонились от нашего духовного солнца и даже как будто спокойны, что нас не беспокоит слишком яркий свет... Оттого - то наша жизнь так и уныла, и беспросветна.

Но ведь в таком случае от нас зависит - продолжать ли жить нам душевною жизнью так, как живет растение на севере, где солнце - редкий год, или устроить для нашего духа счастливый благостный юг.

Ведь Христос - всегда тут, около нас; он вечно слушает голос нашего сердца и зовет, зовет нас идти за Ним...

Зачем же нам оставаться в полутьме, когда около нас стоит сияющий светом, животворящий благодатью Христос?!

Пойдем же за Ним - подобно св. апостолам, с готовностью ответившим на Его призыв, подобно святым угодникам, пошедшим на Его внутренний голос.

Решительным порывом, горячей молитвой пойдем по пути новой жизни в сиянии благодатных лучей Животворящего Солнца - Христа! И господь Сам даст нам силы на этом пути, и управит нас, лишь бы пламенно горело сердце наше стремлением к Нему... Аминь.

***

В день праздника Всех русских святых - памяти русских литургистов

 Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. но забытое в синодальную эпоху, было восстановлено в 1918 г., на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Иеромонах Афанасий (Сахаров). 1913 г.Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых принадлежит главным образом академику, профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову).

Член Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907-1917 гг.), член Предсоборного Совета и Поместного собора, экстраординарный профессор кафедры литургики СПбДА и с 1920 года профессор кафедры литургики Петроградского Богословского института И.А..Карабинов в своем слове на 40 день кончины Б.А.Тураева говорил: «наряду с интересом к научной стороне дела, Б.А. Тураев глубоко интересовался вопросами богослужебной практики... Б.А. Тураев не мог быть сторонником реформы богослужения в смысле его ломки или переделки: он слишком дорожил богослужебным преданием, соединяющим нас с прошлым церкви, глубоко уважал религиозный опыт творцов и создателей богослужения, высоко ценил содержание и художественную красоту последнего, и наконец отлично понимал мудрую практичность богослужебных установлений, тягостность их для современных людей он склонен был в значительной мере объяснять нашими леностью и религиозным индифферентизмом... Еще на предсоборном совещании один член его, епископ, внес проект о замене действующего у нас типика - уставом константинопольского патриаршего храма, принятым в греческих приходских и в некоторых даже монастырских церквах. В порученном мне докладе я отнесся отрицательно к этому проекту, как несоответствующему нашей русской богослужебной традиции, Б.А. Тураев горячо поддержал это заключение своими наблюдениями над искажениями богослужебного порядка, возникшими в греческой практике благодаря названному уставу».

12 сентября 1917 г. на общем заседании Одела «О богослужении, проповедничестве и храме» епископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) высказался за необходимость точно следовать уставу, но для приходских храмов считал возможным делать некоторые сокращения, пределы которых должны были быть определены Собором. На 8-м заседании Отдела 10 октября 1917 г. были заслушаны три доклада: профессора СПбДА И.А.Карабинова «О происхождении и истории богослужебного Устава», профессора КДА В.Д.Прилуцкого «О непорядках в современном богослужении» и Б.А.Тураева «Проект руководственных указаний для применения Церковного Устава к практике приходских храмов».

Б.А.Тураев«На Соборе, своими познаниями в области богослужения, которыми он (Б.А.Тураев - Л.А.) превосходил даже и профессионалов практиков, и специалистов-ученых, обратил на себя внимание членов богослужебного отдела и был избран в трехчленную комиссию для выработки доклада о богослужебных преобразованиях, легших в основу суждений отдела, причем на долю Б.А. пришелся доклад о т.н. общественном богослужении (большая часть тезисов отделом была принята нерассмотр [енной]; сообщ. гл. обр. лишь по ходу), основная мысль этого доклада - необходимость преобразования не самого устава, но выполнения богослужения: нужно упорядочить нашу богослужебную практику, уничтожить царящую в ней пестроту, прекратить произвол исполнителей богослужения, доходящий иногда до анархии, погоню за разного рода художественными и церемониальными эффектами, в ущерб содержанию богослужения, потворство людской лености. Типик в качестве богослужебной нормы должен быть оставлен, в монастырях эти нормы должны выдерживаться вполне, соборные храмы должны приближаться к монастырской норме; для приходских храмов, т.к. они обслуживают рядовых мирян, занятых житейскими делами, уставная норма значительно облегчается за счет переменный частей богослужения, кафизм, стихир, канонов и т.п., например - отменяется повторение песнопений, полные кафизмы заменяются одним целым в рядовом их порядке и т.д., но зато устанавливается однообразный минимум таких частей для всех храмов, постоянные части богослужения сокращению не подлежат. Вместе с этой положительной программой Б.А. дает в своем докладе обширный проскрипционный список вошедших у нас в обычай типичных нарушений и искажений уставной нормы, например, замену в будничном богослужении рядовых переменных частей заупокойными - служение в такие дни всенощных с вечера и т.д., замену в праздничном богослужении кафизм акафистами; проектирует возобновление давно оставленного и забытой у нас, кроме Великого поста, службы с «аллилуйя» и поклонами для 3-х других постов. В связи с этим же основным докладом Б.А. внес несколько интересных предложений - об установлении праздника всем русским святым (это предложение было принято и Собором), - о введении обычая на вечернях в воскресные дни прочитывать все рядовые зачала из Апостола и Евангелия за истекшую неделю, чтобы народ имел возможность познакомиться с этими священными книгами в полном объеме...Б.А. высказано было в богослужебном отделе немалое количество других... мнений, проектов, замечаний, отзывов и т.д., как по основному вопросу об упорядочении богослужения, так и по нуждам текущей жизни (например, им, кажется предложено в Рождественский пост 1917 г. применить службу с «аллилуйя», поклонами и молитвою Ефрема Сирина). В протоколах богослужебного отдела Всероссийского Собора имя Б. А-ча, как активного участника в работах этого отдела, повторяется, несомненно, чаще других.

...Собор не был ученым конгрессом: нужды того времени побуждали членов Собора от вопросов о церковных реформах перейти к делу укрепления и спасения церкви, чтобы помочь гибнущему государству. И сам Б.А. был не только ученым, не только одним из редкостных членов Церкви, но также и одним из лучших сынов России. Развал великого государства, гибель культуры, духовная и особенно моральная дикость, проявившаяся при этом, действовали на его впечатлительную и идеалистическую душу особенно угнетающим образом. В сущности, его кончина есть только результат моральной агонии, начавшейся с 1917 г.», - писал выдающийся русский литургист проф. И.А. Карабинов.

В 1922 году проф.И.А.Карабинов (1879 - 1937) так же, как и ректор Петроградского Богословского института прот.Н.К.Чуков, был обвиняемым на Петроградском процессе, но был оправдан. В дальнейшем служил в Главархиве, в Академии материальной культуры. Основные работы И.А.Карабинова: Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа (Спб. 1908); Постная Триодь. Исторический очерк, ее план, состав редакций и славянских переводов (СПб.1909); К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне // Христианское чтение. СПб.1911. № 5-6. С. 627-643; Лекции по литургике, читанные студентам (LXIX и LXX) курсов СПбДА в 1911-1912 гг. (Спб. 1912); Рецензия на книгу: Кекелизде К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. // Христианское чтение. СПб. 1912. № 5. С. 646-651; К истории Иерусалимского устава // Христианское чтение. СПб. 1912. № 3. С. 360-382, № 4. С. 483-494; Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение. СПб. 1915. № 6. С. 737-753, № 7-8. С. 953-964; Отзыв о труде протоиерея М. Лисицына «Первоначальный славяно-русский Типикон...». СПб. 1911; Студийский типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава (Пг. 1915).

На второй сессии Поместного Собора, 15 марта 1918 г., на заседании «Отдела о богослужении проповедничестве и храме» Б.А.Тураев представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление: «1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста».

Митрополит Сергий (Страгородский)Инициаторам восстановления памяти Всех русских святых очень хотелось составленную ими службу «провести через Собор», который вот-вот должен был закрыться. Поэтому еще не полностью готовая, 8 сентября 1918 г., на предпоследнем заседании богослужебного отдела Поместного Собора, новая служба была рассмотрена, одобрена и передана на последующее утверждение Святейшему Патриарху и Священному Синоду. 18 ноября, уже после закрытия Поместного Собора, Патриарх Тихон и Священный Синод благословили печатание новой Службы под наблюдением митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского), что и было осуществлено до конца 1918 г. в Москве с большими трудностями. 13 декабря того же года всем епархиальным архиереям был разослан указ о восстановлении дня памяти Всех русских святых, а 16 июня 1919 г. направлен и типографски отпечатанный текст службы с указанием совершать ее в ближайший воскресный день по получении».

В 1919 году, в первый год восстановления Русской Православной Церковью праздника памяти Всех русских святых, воскресенье второй недели по Пятидесятнице выпало на 22 июня по новому стилю. В этот день настоятель прот.Николай и ктитор храма академик Борис Александрович Тураев, молились в церкви св.апп. Петра и Павла Петроградского университета, а в 1920 г. - уже в маленькой домовой церкви университета в квартире из трех комнат на Восильевском Острове, освященной ими в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Освящение ее состоялось 27 августа 1919 года. Закрыта церковь была 19 июля 1923 года. Очевидно, что в те годы, когда новых храмов вообще не открывали, это был не только первый, но и единственный в России храм в честь Русских святых. Другие же храмы в России были освящены в честь русских святых не раньше 90-х годов XX века. Просуществовала домовая церковь Петроградского университета четыре года, и молитва в ней о. Николая Чукова и Б.А. Тураева, а затем о. Владимира Лозина-Лозинского, была сильной.

Было ли восстановление Собором праздника всех Русских святых таким же важным для судеб России и Русской Церкви событием, как и восстановление Патриаршества, - это знает Бог, и Волей Его в роковом 1941 году этот праздник также пришелся на 22 июня. Русская Церковь вернее, то, что нее осталось, вознесла молитву всем Русским святым, и через четыре года война закончилась Победой.

Отслужив молебен Всем русским святым, 22 июня 1941 года Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский в своем «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» писал о том, как святые вожди русского народа полагали души свои за народ и Родину: «Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника...Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу».

Исповедник святитель Афанасий Сахаров, пребывавший с 1922 по 1925 г. в зырянской ссылке, с 1927 по 1933 - в Соловках и Туруханской ссылке, с 1936 по 1943 г. в Беломоро-Балтийских, Онежских лагерях и ишимской ссылке, с 1943 по 1946 гг.в Мариинских, а с 1946 по 1955 гг. в Темниковских лагерях, Дубравлаге и Доме инвалидов, в ответном письме своему другу архиеп. Симону 14 января 1955 г., писал: «Мой дорогой Владыко, мой милый друг! Ты советуешь мне написать в Патриархию. Но какая будет польза от этого писания и кому?

Я ПОСЫЛАЮ ТЕБЕ КОПИЮ МОЕГО ПИСЬМА Колчицкому. Из него ты увидишь, что я трижды писал Патриарху и не удостоился получить от него ответа. К копии письма я добавлю, что в первом письме, посланном тогда, когда до конца моего срока оставалось больше половины, я просил Патриарха похлопотать о том, чтобы мне лагерь заменили заключением в одну из московских тюрем с разрешением работать в тюрьме с богослужебными и богословскими книгами, подобно тому как заключенные гражданские специалисты в то время работали по своей специальности, находясь в тюрьме и прилучая туда все необходимые пособия. Ни на одно мое письмо я не получил ответа, как не имею ответа и на мое второе письмо Колчицкому... Когда в 1951 г. писал Патриарху, лица, довольно близко знавшие его, говорили мне: «Ваше письмо может не дойти до Патриарха, а, если и дойдет, он не ответит Вам. Если же Вы когда-либо встретитесь с ним, он скажет Вам, что не получал его»... Какой же интерес писать письма, если они не доходят? А меня после отправления второго письма Колчицкому здесь расспрашивали, к какой ориентации я принадлежу. Ты советуешь написать, что я готов работать под руководством Патриарха. Но я писал ему буквально это самое и в 1945 (февраль-март) и в 1951 гг. Колчицкому. Какой же смысл повторять то, что, очевидно, не хотят слушать? Я сожалею о том, что раньше писал Патриарху....Если бы я об этом тогда промолчал и никакого письма Патриарху через спецчасть не посылал, может быть, я уже давно был бы на свободе. А как я упомянул о Патриархе, его спросили обо мне и он ответил: «Я не считаю его своим»... Я продолжаю и здесь работать.... я работаю потому, что мне самому эта работа доставляет удовольствие, и мне хотелось бы переписать мои писания в нескольких экземплярах и раздать моим друзьям на память».

Однако, письмо архиепископа патриарх Алексий получил еще в 1945 году - через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. Дневниковые записи владыки говорят: «12 января 1945 года. Суббота. Написал вчера Патриарху с выдержкой из письма к Тураевой архиепископа Афанасия Сахарова об ошибках в календаре и журнале. 25 декабря 1945 г. Сегодня было заседание Синода. Дел мало. Заслушаны были мои доклады: об открытии Богословско-пастырских курсов, о Копылове (епархиальный архитектор - Л.А.), о Валааме... Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий-Л.А.) поднял вопрос о борьбе с сектантством в Тамбовской епархии и вообще рекомендовал профилактические меры, чтобы предохранить православных от влияния сектантов: миссионеров, разъезжающих священников (командировки их, приписанных к собору), издание брошюр против каждой секты (хорошо написанных). Я сказал, что готовлю доклад по этому вопросу. Кстати, по вопросу об издательстве я напомнил об архиепископе Афанасии Сахарове о предложении им услуг по исправлению богословских книг. Но он сам-то не обращается в Патриархию (оппозиция -?) и нет его адреса».

В память о святом литургисте, приведем эти выдержки из письма архиепископа Афанасия, бережно переписанные владыкой Григорием из его письма монахини Иулиании, вдове Б.А.Тураева.

Выдержка из письма Архиепископа Афанасия Сахарова к Е.Ф.Тураевой

 (Сделана рукой митрополита Григория (Чукова). Публикуется впервые)

«...Н прислала мне полученный ею от Пр[еосвященного] Григория (Чукова - Л.А.) календарь на текущий 1945 г. Весьма благодарен ему. Я с нетерпением ждал этого календаря, но был глубоко разочарован и раздосадован. В месяцеслове, издающемся от имени Патриархии, который должен быть сугубо точен, множество грубейших ошибок, так что я в полученном экземпляре исчеркал все до единой станицы, - а у меня нет под руками ни одного справочника. Внесено множество имен некононизированных подвижников благочестия. Из старых календарей перепечатаны без исправления переходящие памяти как непреходящие. Например, под 28 февраля показана память Григория Паламы, - очевидно, из календаря за 44 г., когда 28 февраля была неделя 2-я Великого поста. Собор всех преподобных киевопечерских значится под 15 марта, по-видимому, из календаря за 26 или 37 годы, когда 15 марта была неделя 2-я, в которую совершается празднование Преподобным Печерским. Муч. Авраамия Болгарского, которому празднуется в неделю Расслабленного, показано празднование 28 апреля, как было в 1919 и 1930 годы. Преп. Диодор Юрьегорский, память которого правильно показана 20 ноября, 27-го того же ноября значится уже как мученик...И множество еще подобных же грубейших ошибок. Обидно, что от имени такого авторитетного учреждения выпускается такое неавторитетное, если не сказать более, издание. Такое же неприятное впечатления во многих случаях и от Журнала Патриархии. Прекрасна мысль печатать «Летопись Прав[ославной] церкви (6 и 7 №№ Журнала). Она очень близка мне, ибо я мечтаю о «Всероссийском синодике» и много материала собрано у меня для него. Но как легковесно, поверхностно, случайно и с какими ошибками то, что напечатано!.. Если в месяцеслове Календаря много неканонизированных, чего не должно бы быть, то здесь, наоборот - канонизированные наряду с неионизированными, например, 17 июня преподобные братья Алфоновы. И тут и явные нелепости, как указание 29 июня как день кончины Москов [ского] священника Петра Вельяминова, убитого будто бы в этот день французами, хотя, как известно, французы вступили в Москву два месяца спустя после Петрова дня - 2 сентября. Еще более грустно, больно, обидно читать в официальном органе Высшего Церковного Управления категорическое, безоговорочное утверждение, что находящаяся в Третьяковской галерее Владимирская икона Богоматери - произведение «анонимного русского автора XI века». Не помню я названия Сборника ученых статей сотрудников Реставрационной Палаты, изданного в 30-34 годах. Там между прочим есть исследование и о Владимирской иконе. Ученый автор говорит, что икона, находящаяся во Владимире, - произведение русского художника, который отпечатлел в ней русское понимание материнства в отличие от несомненного греческого оригинала, находящегося в Москве... А в Журнале Патриархии безапелляционно охаивается вера русского народа и русской церкви в то, что «это переписанная икона» и что она принесена из Греции... Не потребуется ли теперь исправить прекрасный акафист Владимирской, составленный † Патр [иархом] Тихоном ?...».

Да, тяжело жилось Русской Православной Церкви без ушедших и томящихся в ссылках литургистов.

В 1952 году второе воскресенье по Пятидесятнице также пришлось на 22 июня. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий писал в дневнике: «Сегодня день Ангела моего отца; годовщина нападения Гитлера на СССР; день памяти всех святых, в Российской церкви просиявших... Бывало, в этот день мы с Борисом Александровичем Тураевым, составившим службу на этот день, с особым чувством молились в нашей маленькой Университетской церкви в 1919 и 1920 гг., посвященной в честь Русских Святых... Все позади... И отца нет уже с 1889 года; и Университетская церковь не существует (кажется с 1923 г.), и Тураев умер в 1920 году. А война унесла без числа... Но жизнь предъявляет свои требования, и приходится, «предняя забывая», с усердием работать, несмотря на слабеющие силы, на отсутствие помощников и т.п...».

Помощники, конечно, были - но только небесные, Все святые, в земле Российской просиявшие!

Источники:

1.Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К. СПб.2011.

2.Свящ. Виталий Глазов. История Праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/2367.htm#A28#A28

3. Академик Б.А.Тураев в памяти прот.Н.К.Чукова. См.: http://www.bogoslov.ru/text/953836.html

4. Карабинов И.А. Тураев как литургист. Слово, произнесенное профессором И.А.Карабиновым 31 августа 1920 г. в сороковой день по кончине Б.А.Тураева на чрезвычайном заседании Совета Богословского Института, посвященном его памяти. Христианский Восток. СПб. М..2001.С.376-385. Публикацию подготовил И.С.Клочков.

5.Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2003. С. 201-206, 366.

6. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная Война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия.1943 г.С.3-5.

7. Электронный вариант трудов проф.И.А.Карабинова и других литургистов можно найти по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.php

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме