К вопросу о тонкой настройке Вселенной

Православие и эволюционизм  
0
1710
Время на чтение 12 минут
Что такое тонкая настройка?

С древнейших времен человек понимал, что окружающий нас мир находится в упорядоченном состоянии: всё в мироздании удивительно слаженно взаимодействует друг с другом и поэтому составляет единое целое. Однако развитие представлений о физико-химических процессах в природе, особенно в результате проникновения науки внутрь атома и открытия элементарных частиц в XX веке, добавило нашему пониманию физической реальности существенные детали. Оказалось, что чрезвычайно малых отклонений целого ряда параметров (так называемых мировых постоянных) было бы достаточно для того, чтобы мир не смог возникнуть или моментально прекратил свое существование. Этот феномен носит название тонкой настройки (англ. fine-tuning) Вселенной.

Перечислим некоторые из тонко настроенных параметров. Это соотношения величин ядерного (сильного и слабого), гравитационного и электромагнитного взаимодействий, отношение масс электрона и протона, скорость света в вакууме, величина неопределенности в соотношении Гейзенберга, полярность молекулы воды и др. (более полный перечень см. в [GodAndScience.Org], хотя, по-видимому, не все из них являются независимыми). Величины флуктуаций этих параметров, совместимые с существованием известных нам форм материи, включая жизнь, имеют чрезвычайно малые порядки.

формула 1Например, изменение отношения K величин электромагнитного и гравитационного взаимодействия

не должно превышать 10-40.

формула 2Иными словами (см. формулу). Справедливости ради нужно отметить, что феномен тонкой настройки признается не всем научным сообществом. Одним из распространенных контраргументов является утверждение, что теоретическую возможность иного функционального набора параметров, отличных от параметров нашего мира, нельзя опровергнуть (см. напр., [UncommonDescent, "Warning: Before you «dismantle» fine-tuned universe, read directions"]), так как в нашем распоряжении имеется лишь одна Вселенная. Тем не менее, такую аргументацию нельзя признать:

  • строгой именно потому, что у нас имеется лишь одна Вселенная.
  • удовлетворяющей принципу Оккама (принципу выбора наиболее простого объяснения наблюдений) как вследствие ни к чему практически не ведущего допущения множественности миров, так и вследствие отсутствия каких бы то ни было наблюдений, позволяющих говорить о допустимости иных функциональных наборов параметров. Напротив, результаты наблюдений говорят именно в пользу тонкой настройки.

  • О правдоподобии научных гипотез

При научном анализе тонкой настройки очень важным представляется следующий момент. Дело в том, что существуют т. наз. универсальные вероятностные границы практического правдободобия научных гипотез (англ. universal plausibility bounds) [Abel 2009].

Принцип вычисления этих границ довольно прост. Устанавливается оптимистическая верхняя граница возможного числа Nmax некоторого класса событий в рассматриваемой системе (Земля, солнечная система, галактика, видимая часть Вселенной).

формула 3Если вероятность P(A) какого-либо события A, лежащего в основании рассматриваемой гипотезы, удовлетворяет (1)

то утвержается, что это событие (гипотеза) правдоподобны. В противном случае данная гипотеза должна быть отвергнута при проведении исследований, претендующих на научную строгость и обоснованность. Таким образом, (1) представляет собой критерий практической фальсификации гипотез. Разумеется, при вычислении вероятности интересующих исследователя событий должны быть корректно учтены все факторы, влияющие на результат, а также характер их влияния (условные вероятности, вероятности групп событий).

  • Примером подобных вычислений служит работа [Axe 2004], в которой получена оценка вероятности того, что последовательность аминокислотных остатков в домене белковой молекулы бактерий будет обеспечивать определенную функциональность. Функциональность понимается как степень гидрофильности белка, отвечающей за пространственную конфигурацию белковой молекулы в контексте выработки сопротивления воздействию антибиотиков. Указанная оценка составляет порядка 10-64. Другими словами, в смысле обеспечения нужной пространственной конфигурации в среднем всего 1 последовательность аминокислотных остатков из 1064 обеспечит функционирование защитного механизма бактерии. В этой же работе была оценена и вероятность случайного получения какого-либо белка с использованием всевозможных комбинаций 150 аминокислотных остатков (максимальная длина белкового домена). Эта вероятность составляет порядка 10-74. В литературе популярна следующая яркая иллюстрация того, насколько мала эта величина. Как известно, число атомов в наблюдаемой части Вселенной составляет около 1080. Представим себе, что каждый атом в наблюдаемой части мира соответствует фиксированной последовательности аминокислотных остатков в домене белковой молекулы. Тогда определенной последовательности остатков, отвечающей реализации какой-либо функции в организме бактерии, будет соответствовать всего 1 миллион атомов Вселенной, в то время как остальные будут бесполезным "шумом", не несущим никакой информации!

Класс событий С зависит от рассматриваемой системы. Например, класс событий CU в масштабах Вселенной соответствует прохождению фотоном в вакууме расстояния, равного планковской длине LP (граница применимости традиционных представлений о пространстве-времени, порядка 10-35 м; радиус наблюдаемой части Вселенной составляет порядка 1061 LP, см. [Wikipedia, планковская длина]). Таким образом, имея оценку возраста вселенной, можно оценить число элементарных событий за всю историю мира и затем получить универсальные пороговые значения правдоподобия. К примеру, Nmax в масштабах Вселенной составляет 10140. Рассмотрение класса событий СE молекулярно-химического уровня в масштабах Земли дает 1070.

  • Отсюда видно, что если бы мы выдвинули гипотезу о случайной генерации белка из первичной структуры размером в 150 аминокислотных остатков, основываясь на рассмотрении лишь событий молекулярно-химического плана в масштабах Земли, наша гипотеза была бы неправдоподобной, так как вероятность случайного получения белка составляет 10-74 [Axe 2004], что меньше отношения 1/Nmax, равного в данном случае 10-70.

Понятие правдоподобия (англ. plausibility) события отличается от понятия вероятности события. С точки зрения теории вероятности, например, событие А, при котором брошенный камешек полетит не вниз, а вверх, характеризуется хоть и чрезвычайно малой, но все же ненулевой вероятностью. Однако А не удовлетворяет предложенному в [Abel 2009] практическому критерию правдоподобия.

То же справедливо в отношении случайных величин при малом размере выборки, которые, как известно, могут сильно отличаться от ожидаемых значений, полученных в результате достаточно большого числа измерений (см. [Wikipedia, закон больших чисел]).

Выводы из [Abel 2009] серьезны и имеют не только научный, но и практический интерес. Оказывается, что вероятностных ресурсов вселенной за все время ее существования заведомо не хватает для реализации наблюдаемой тонкой настройки параметров, о которых мы упоминали выше. Гипотезы и теории, зависимые от событий, вероятность которых ниже универсального порога в правой части выражения (1), следует признать неправдоподобными. К числу таких построений относятся гипотеза множественных вселенных, а также, по всей видимости, гипотеза абиогенеза и теория макроэволюции.

Действительно, утверждения о ненулевой вероятности какого-либо события, например, развития всего многообразия жизни на Земле как следствия однократного случайного появления самовоспроизводящихся органических структур из неорганических соединений (абиогенез), в свете представленных соображений не могут быть признаны самодостаточными (см. также рассуждения в [Dawkins 1976] о добиологических репликаторах). Утверждения данного плана должны быть подкреплены доказательством того, что вероятность рассматриваемых событий удовлетворяет критерию (1).

Дерево вариантов?

В свое время я задавался таким вопросом. Может быть, Бог, желая оставить некоторую свободу твари (понятно, что абсолютно свободен только Он Сам), допустил, так сказать, реализовываться дереву всевозможных вариантов? А Сам Он, конечно, зная, когда и какой вариант реализуется, лишь наблюдает, однажды заведя гигантский "часовой механизм". И в этом, как я думал, заключается Его всеведение. Но сейчас я понимаю, что думать так было наивно. Господу не нужны никакие наши модели (вероятностные или иные). Он знает все от века без всяких деревьев вариантов. Он видит все и сразу, находясь вне времени и пребывая превыше тварного бытия.

Непредвзятому уму очевидно, что тонкая настройка действительно немыслима без Творца. Он непостижимым для нас образом содержит всю тварь в состоянии единого целого, направляя и поддерживая нас в каждый момент времени, "давая всему и жизнь, и дыхание, и все" (Деян. 17:24-25). В Церковной Традиции эти действия Творца принято именовать Божественным Промыслом. Однако несмотря на то, что порядок, структурность и тонкая настройка Вселенной свидетельствуют о вмешательстве божественного Интеллекта, человеку недоступно понимание действий Промысла в их полноте вследствие нашей ограниченности. Признание ограниченности человеческого рассудка выражается на языке науки в утверждении о неполноте научного метода [Wikipedia, теоремы Тарского и Гёделя]. И в этом проявляется одно из отличий современной науки от былого позитивизма.

Необходимо отметить, что еще более важными, чем поддержание мира в жизнеспособном состоянии, являются действия Промысла по обожению твари. Обожение (греч. теосис) состоит в сообщении Богом твари, прежде всего, человеку, а через него и всему тварному космосу, божественных энергий, в чем заключается конечная цель мироздания (см., например прп. Максим Исповедник [Умозрительные главы], cвт. Григорий Палама [Триады в защиту священно-безмолвствующих]). Но этот важный вопрос мы здесь затрагивать не будем.

Если мы отведем Богу роль лишь помощника в реализации каких-то редчайших событий, то таким образом мы представим Его не всемогущим, а лишь очень могущественным демиургом. До этого поднималась языческая мысль, но почти никогда не шла дальше (за исключением египтян, насколько мне известно). Сотворение мира из ничего представляется абсолютно невероятным нашему рассудку, так как не имеет аналогов в однажды сотворенном мире, где человек или животные могут лишь создать что-то новое из наличного материала. Но даже древние египтяне, которые уже знали о сотворении мира ex nihilo, по словам св. Иоанна Златоуста [Беседы на Псалмы] были научены Авраамом, которому, несомненно, эту истину открыл Сам Бог.

Теория вероятноятностей - это всего лишь наша несовершенная модель. Я думаю, что действия законов природы на самом деле детерминированы до определенных пределов (то есть в том, что не касается сознания и проявлений свободной воли), но мы просто-напросто не знаем и не можем знать в нашем падшем состоянии глубинных законов бытия, проявляющихся неукоснительно даже при малых выборках. Наши вероятностные модели не улавливают этого детерминизма. Мы теперь вынуждены анализировать явления (рассекать целое на части), прежде чем синтезировать некие теории. Адаму не нужно было такое фрагментарное знание: он знал сущности вещей.

Истории естествознания известны имена ученых, которые говорили о базовой детерминированности мира. Среди них Галилей, Ньютон и Лаплас, видевший в статистических методах лишь средство преодоления недостаточности информации об объекте исследования [Wikipedia, демон Лапласа]. При этом нельзя забывать, что вульгарное понимание детерминизма может привести к отрицанию свободы воли, к пантеизму [Шредингер 1947] и фатализму.

  • Утверждение о детерминированности мира, ограниченной возможностью проявлений свободы воли, таким образом, исключает предопределение. Так понимаемый детерминизм мира, по моему мнению, лишь отражает тот факт, что в основе мироздания лежат объективные непреложные законы, данные Творцом. Действительно, отнимает ли, к примеру, действие закона всемирного тяготения мою свободную волю? Разумеется, нет. Другое дело, что разумные твари уже постольку, поскольку они ограничены, обладают лишь относительной свободой, в отличие от Творца, Который свободен абсолютно. Например, даже если я пожелаю в эту секунду оказаться на Гавайских островах, то при всем желании не смогу этого сделать, поскольку ограничен пространством-временем. Детерминизм, на мой взгляд, оканчивается там, где начинается область проявления нашей свободной воли.

Итак, целостное знание бытия от нас сокрыто со времени грехопадения. В научно-популярной литературе приводится интересная аналогия [Девис 1989]. Наблюдатель живет в плоскости, секущей крону дерева. Ветви, пересекая плоскость, в сечении дают определенные фигуры. Когда дует ветер, наблюдатель, не имея возможности видеть главный фактор, связующий поведение точек, то есть корень дерева, полагает движение фигур не связанным и хаотическим.

Наука создала вероятностные модели, в общем удовлетворительно описывающие наблюдаемые нами явления. Мы даже можем описывать сильно неравновесные процессы, в которых прежде хаотическое движение самоорганизуется [Пригожин, Стенгерс 1986]. В принципе, наши научные достижения ограничены областью применения научного метода как такового. Главная причина лежит в фрагментарности рассудочного познания (см. уже упоминавшиеся теоремы о неполноте). К тому же квантовые эффекты налагают ограничения на точность измерений. Однако сам научный метод, не выходящий за пределы этого мира и не прибегающий к Откровению, что в некотором смысле было бы равносильно выходу за пределы мироздания, именно вследствие собственной ограниченности парадоксальным образом не противоречит возможности чуда, то есть явлений, принципиально не объяснимых рационально. Невыразимость истины на языке математики, на мой взгляд, свидетельствует о существовании реальности, неподвластной рассудочному анализу.

По неисповедимой Премудрости Бога, с одной стороны, для неверующих все выглядит так, как будто все само собой организовалось [Dawkins 1976]. И в этом для них есть свобода. Фактически, это свобода верить в реализацию научно не правдоподобных сценариев с чрезвычайно низкой вероятностью (ниже универсального порога правдоподобия).

С другой стороны, "из рассматривания творений" человек должен увидеть действия Творца (ср. Римл. 1:20). И в этом должна проявиться наша ответственность, ответственность выбора веры, или системы аксиом. Иначе, по словам св. ап. Павла, перед Тем, кто сотворил этот мир, мы окажемся безответными (там же).

Литература
  1. свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. Псалом 4. М.: Свято-Тихоновский богосл. ин-т, 2003.
  2. прп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. //Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 69. с. 246.
  3. свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. //пер. В. Вениаминова. М.: Канон, 1996. Триада 2. Ответ 3. Гл. 25. с. 213.
  4. Пол Девис. Суперсила: Поиски единой теории природы. - М.: Мир, 1989. - 272 с.
  5. Портал Wikipedia.org
  6. Портал GodAndScience.org
  7. Портал UncommonDescent.com
  8. Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.
  9. Эрвин Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики? О детерминизме и свободе воли, М.: Иностранная литература, 1947.
  10. David Abel. The Universal Plausibility Metric (UPM) & Principle (UPP). Theoretical Biology and Medical Modelling 2009, 6:27.
  11. Douglas Axe. Estimating the prevalence of protein sequences adopting functional enzyme folds. Journal of Molecular Biology 2004, 341:1295-1315.
  12. Richard Dawkins. The Selfish Gene. Oxford University Press, 1976.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

97. Деизм и право.

Право - совокупность государственных установлений и законов,определенным образом регулирующих общественные отношения между людьми. Право- это возведенная в государственный закон вера людей ,оформленная господствующими идеями в данном обществе. Содержание права определяется мировоззрением и формой идеологии на ее основе:моралью. Правовые, юридические законы,издаваемые государством ,нельзя смешивать с идеями грехоэволюции(эволюции в привычном понимании). Между тем экономисты и юристы отождествляют эти законы ,что приводит их к волюнтаристскому отрицанию честного и правдивого характера законов общества. В отличие от законов природы,в которой животные не могут изменить их потому что не имеют свободной воли выбора и способности осознать ее разумом,законы издаваемые государством ,создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу.Эти законы отражают идеологические интересы в сознании человека. Таким образом деизм пост-советского человека соединяет "законно" патриотизм с либерализмом;правое с левым и левое с правым. Это и есть "зверь"- общее отождествление законов общества с идеями эволюции,что приводит к волюнтаристскому отрицанию честного и правдивого характера законов общества.
Бондарев Игорь / 10.07.2011, 06:33

96. Деконструкция деизма .

Есть такое учение - Деизм,которое признает существование Бога только в качестве безличной первопричины мира,в остальном,с точки зрения этого учения ,мир предоставлен действию законов природы. Религия не объясняющая то,почему природа стала злой ,но соглашается ,что борьба и дикость - естественное состояние природы ,такая религия ,толкает людей на безнравственные поступки. Первопричина - Дух.Власть над миром была дана духу человека,вложено в его душу,но человек пал в грехе,и вслед этому пала душа(природа) мира,гармония Вселенной. Ментальная причина "зверя" в современном обществе - в мысленном деизме по отношению к пониманию современным человеком мировоззрения. Современный пост-советский человек - деист по мировоззрению.Верит и в Бога и в эволюцию. Так что вопрос о духовном расцвете в сознании общества напрямую зависит и от исправления мировоззренческого деизма в самых широких слоях общества. Это - главнейший современный вопрос .
Бондарев Игорь / 09.07.2011, 19:04

95. 92 Олегу из Барнаула.

Исходя из формальной логики - где быть динозаврам,а так же зубам и когтям тигра,как не в раю? Шутка. А если не в раю,то - после грехопадения Значит и после сотворенных пресмыкающихся .Ибо динозавры - мутация животных видов .Их Бог не создавал.Так же как и похоть Бог не создал.Но это - искажение по воле человека,допустившего это. Процесс первородного греха ,как минимум - похоть. Или - дезинформация.Но лучше сказать-деконструкция(инверсионно-трансгрессивная ). Бог не создавал движение материков и так называемую геологическую летопись (с окаменелостями).И Земля была в центре Вселенной ,а не как сейчас - где то в уголке.Но все это появилось после грехопадения и до Потопа,включительно.Вселенная ,Земля (духовность в процессе материализации)записала информацию огромной энергии . А как иначе,ведь шел процесс перехода духа в антидуховное,то есть материальное .А материя вначале обладала колоссальной энергией и была еще "слитна":чем выше энергия - тем древнее физическое время.Календарное время истории - не физическое ,в физическом мире духовные процессы перехода "экстраполировались" в миллиарды лет времени.Это-форс мажор материи.Это реальное материальное время,но не календарное.Это как бы нарисованное время.А нарисовал его человек в падении. Я полагаю ,Вы думаете ,что динозавры (и компания)существовали до рая,точнее ,они уже вымерли к тому моменту,когда "вдруг" возник рай,Бог создал Адама,потом человек пал и зло снова в лице "дракона" продолжило беззаконие. Но давайте буквально посмотрим на это по другому. 1)закон эволюции 2)его инверсия. 1)Ч.Дарвин:"Сохранение полезных индивидуальных различий и уничтожение вредных я назвал естественным отбором." 1)инверсия: приобретение полезных индивидуальных особенностей и объединение в целое. 2)Главной движущейся силой эволюции считаются неблагоприятные условия жизни ,к которым приходится приспосабливаться живым организмам ,потомство которых наследует черты приспособления к этим новым условиям и так далее. 2)инверсия: главной движущей силой эволюции считаются благоприятные условия жизни,которые создают гармонию живых организмов. 3)Наследственная изменчивость определяется некими врожденными свойствами. 3)инверсия:неизменное постоянство видов. 4)В естественном отборе большую роль играет фактор времени : при смене многих поколений происходит суммация мелких наследственных изменений ,вследствии чего происходит все более значительные изменения. 4)инверсия:во времени эволюции жизнь стабилизируется. 5)Географическая изменчивость : представители одного и того же вида, обитающие на севере и на юге ,выглядят по разному. 5)инверсия:каждому виду соответствует его среда рая. 6)Борьба с силами природы говорит что выживают только те ,которые лучше приспособлены к климату ,почве,воде и пр. 6)инверсия:климат и так далее условия окружающей среды зависят от качественных свойств организма и ему служат. 7)Сходные наследственные особенности определяют одинаковую реакцию организмов на влияние среды. 7)инверсия:не сочетаемые функции организмов определяют разную внешнюю среду. 8)Образование видов сопровождается расхождением признаков ,как следствие изменчивости,наследственности и отбора. 8) инверсия:сочетание видов и свойств видов,ведущих к постоянству. 9)Изменчивость создает многообразие форм,в результате чего на Земле может одновременно существовать большое число организмов. 9)инверсия:постоянство образуется вслед сочетанию форм,в результате чего число организмов и видов уменьшается (сливаются в вид) 10)Организмы в своей жизнедеятельности образуют множество зародышей ,благодаря чему всегда рождается большее число особей ,чем может выжить. 10)инверсия:приумножение жизни лежит в ее основе и в широте объемлет все ее проявления:жизненная гармония природы. 11)Межвидовая борьба - борьба между различными видами :между разными растениями ,между растительноядными хищниками и т.п. 11)инверсия:сочетание качеств видов в пользу друг другу. 12)Внутривидовая борьба - конкуренция между особями одного и того же вида за пищу,свет,воздух,жизненное пространство. 12)инверсия:сочетание собственных качеств организма в улучшение себя:рост. В обратной интерпритации теория эволюции описывает не иное ,как Едемский Сад до грехопадения: Приобретение полезных особенностей в целом 1 ,где главным двигателем развития и являются благоприятные условия жизни,питающие гармонию живых организмов 2 .Гармония не изменяет виды 3,а в своем начале природа стабильна и полна единством 4 .У каждого вида свой собственный уголок в общей гармонии 5 ,в котором данный индивид природы - "абсолютный хозяин"6 .И разница в окружающей среде определяется изначальной видовой особенностью "хозяина"7.И чем ближе к началу - тем глобальнее содержание вида 8,9,но и последующие виды ,отличаясь по содержанию - не теряют всеединой гармонии жизни по сути жизни 10,11. Другими словами: От начала ,жизнь есть Единое проявление в многообразии видов.В иерархии видов Жизни "нижние" или первые наиболее просты в содержании всеединсва Вселенной (МИРА) как то :Земля,вода,трава,деревья и космическое пространство ,звезды,свет звезд в игре Вселенной.Каждый вид жизни ,от начала ,обитает в своем "домике",на своей территории Мира:рыбы,птицы,млекопитающие и так далее."Домик"вида служит виду по его потребностям ,и не препятствует мировой гармонии . Что это как не описание рая?Но это лишь обратная интерпретация законов эволюции Дарвина. А началась жизнь снова - из ковчега Ноя.Ибо от Адама да Ноя жизнь самоанигилировалась (при этом сосуществовали нетронутые виды и их духовные мутанты - кроманьонцы и неандертальцы в том числе)подчиняясь дезинформации грехопадения,ибо Адам и Ева были богами мира (по образу и подобию Бога) и им Бог даровал власть над всем миром - и над животными и камнями и деревами .Они были богами. Конечно наука не рассматривает подобные сценарии ,она исходит из собственного "механизма".Но вот философия вполне может понять данное библейское мировоззрение .
Бондарев Игорь / 08.07.2011, 17:39

94. Олегу из Барнаула

Олег, мне известна точка зрения акад. Алтухова. Она подтверждает то, к чему приходит ID, основываясь на теории информации и теории вероятности.

93. 89 иерей Евгений Селенский

Самый уязвимый момент теории макроэволюции состоит в том, что микроизменения ни в природе, ни в лаборатории не ведут к макроизменениям. Наблюдения, однозначно подтверждающие теории неодарвинистского плана, на данный момент отсутствуют.

Дорогой отец Евгений! Помню, читал о том что покойный академик Юрий Петрович Алтухов с сотрудниками обнаружили и описали т.н. «явление генетического мономорфизма». Смысл вкратце таков, что существуют группы генов, отвечающие за межвидовую изменчивость, мутации в которых всегда (в масштабах эксперимента, естественно) ведут к летальному исходу потомства. Ему приписывают слова: «Внутривидовая изменчивость ничего общего с межвидовой не имеет. За внутривидовую и межвидовую изменчивость отвечают разные группы генов. Внутривидовая изменчивость связана с явлением генетического полиморфизма, а межвидовая изменчивость связана с мономорфной частью генома, которая не дает обычного полиморфизма, вид же предстает как отдельная особь (он не может превратиться в другой вид; типовая особь не может измениться при адаптации, но не может стать и другим видом). Типологическая концепция утверждает, что вид неизменен, что вся эта эволюционная изменчивость – иллюзия.» http://www.vertyanov.ru/av/altuhov.php
Олег из Барнаула / 08.07.2011, 06:13

92. 91 Бондарев Игорь

Впервые слышу о том, что динозавры появились после грехопадения. Зло не имеет сущности и есть искажение добра (зло – это испорченное добро). Так же как дезинформация это испорченная информация. О том, что и как было в «процессе первородного греха» рассуждать не берусь.
Олег из Барнаула / 08.07.2011, 03:11

91. 87 Олег из Барнаула.

"Применительно к природе после грехопадения : например,появление нового вида,это ведь и появление новой информации...на эволюцию ...смотрю отрицательно." Не понятно то,где в данном контексте подразумевается "появление нового вида".Если до грехопадения - согласен.Если после - нет.И вот почему. Виды появились новые - да.Например динозавры(которые появились после падения).Но это результат извращенного "развития" первоначальных пресмыкающихся.То есть вначале - пресмыкающиеся,а потом - динозавры.А потом - снова пресмыкающиеся .Более того уродцы - динозавры жили вместе с первыми пресмыкающимися от которых они извратились.Но судьба извращения динозавров окончилась извращением до конца,до неспособности жить.И они вымерли.Так же вместе с современного вида млекопитающими и рыбами и птицами - жили их уроды-виды эволюции,подобные динозаврам,и они так же вымерли из-за информации извращения в них вложенную. Теория эволюции же видит в этом развитие.А это - извращение жизни природы. Кто же так глумится над природой?Догадываетесь? Да,Адам и Ева в первородном грехе - глумились над Творением и телами Мира( в постмодернистском понимании тела как тело мира) и друг друга. Поставлю вопрос так:зло - оно есть или его нет в природе? Зло - информация?Если это информация - значит Бог создал зло.Если это не информация тогда динозавры(и вся эволюционная компания ,у древних греков -Тифон)появились как извращенная информация.А причина ...интересно ,как называется или характеризуется состояние информации в процессе первородного греха?Как Вы это назовете?
Бондарев Игорь / 07.07.2011, 17:08

90. уточнение

Что касается более высокоорганизованных животных, то здесь мы можем смотреть лишь в окаменелости, так как эксперимент мы не можем поставить из-за нехватки времени.

Имеется в виду, конечно, не сама возможность экспериментов (селекции, например), а экспериментов на достаточно большом числе поколений.

89. Re: К вопросу о тонкой настройке Вселенной

Ведь в основе эволюции рассматриваются (насколько я понимаю) именно случайное видообразование и смерть.

Дорогой Олег, я с Вами полностью согласен по поводу выводов о неправдоподобности т.наз. макроэволюции. Однако справедливости ради нужно указать, что давление естественного отбора мыслится в неодарвинизме некоторым "фильтром", снижающим уровень стохастики в результате по сравнению с изначальным разбросом мутаций. На мой взгляд, чудовищная ошибка теории макроэволюции состоит не в том, что делается вывод о наличии изменений в живой природе (или даже о стохастической природе этих изменений). Ошибка - в неоправданной экстраполяции микроэффектов, несомненно, наблюдающихся, на макроуровень (вид, род, ..., тип). Самый уязвимый момент теории макроэволюции состоит в том, что микроизменения ни в природе, ни в лаборатории не ведут к макроизменениям. Наблюдения, однозначно подтверждающие теории неодарвинистского плана, на данный момент отсутствуют. Видообразования зафиксировано не было ни на дрозофилах, ни на бактериях, ни на дрожжах. Что касается более высокоорганизованных животных, то здесь мы можем смотреть лишь в окаменелости, так как эксперимент мы не можем поставить из-за нехватки времени. Но и в окаменелостях все очень и очень неочевидно.

88. Артуру

Согласен, но даже наши модели - это не просто причудливые игры разума. Используя объективные законы, мы можем в некоторых пределах анализировать наши модели на предмет корректности и полагаться на наши рассуждения в этих самых пределах. Бог, Начало всех начал – простое Существо. Но как в этом случае обстоит дело с Его информационным описанием? :)

Бог не подвластен научному исследованию. Наука не может ни доказать, ни опровергнуть Его существование, так как не предназначена для этого. Если мы это забудем, то придем к абсурду, если не к кощунству. Я только что видел кое-где в интернете "опровержение" каким-то чудаком Божественной простоты на основе теории информации.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Евгений Селенский
Все статьи Священник Евгений Селенский
Православие и эволюционизм
Творение vs эволюция: прикладные аспекты исповедания
Доклад на Международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир» в Сретенской духовной академии 15 марта 2023 года
01.04.2023
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59