Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Государственному Русскому концертному оркестру Санкт-Петербурга – 20 лет

Петр  Кузнецов, Русская народная линия

25.06.2011


26 июня в Малом зале Филармонии им.Д.Д.Шостаковича - юбилейный концерт …

В 90-е годы прошлого столетия жизнь во всех сферах российского государства стала меняться коренным образом. Рушились государственные устои, снова вошли в обиход такие слова как «банкрот», «капитализация», «безработица», а чего стоила сама «шоковая терапия» и ее последствия? Но именно в 1991 году на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга появился яркий, самобытный коллектив: Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга.

Таланты в России были всегда, выживая наперекор судьбе и смуте. Заслуженный деятель искусств России, В.П.Попов, расставшись с прежним местом работы (оркестр им. В.В.Андреева) сумел не только создать новый творческий коллектив, но и увлечь за собой единомышленников. Идея была проста: нужен концертирующий коллектив, способный выступать на любых площадках, доступный любому слушателю. И, как ни странно, маэстро поверили и с самого первого дня основания и долгие годы в оркестре трудились Борис Глыбовский, Лев Иессен, Тамара Федорова, Вадим Смирнов, Петр Жаров, Ирина и Сергей Волнухины. Владимир Павлович - выпускник Ленинградской и Новосибирской консерваторий, многие годы занимался преподавательской деятельностью, свыше семи лет был художественным руководителем Русского народного оркестра им. В.В.Андреева. В творческой биографии дирижера сотни концертов в стране и за рубежом.

Наступивший ХХI век поставил русский народный оркестр перед необходимостью доказывать свое право на достойное место в музыкальной культуре. Просветительская, воспитательная миссия народного оркестра теперь не может быть определяющей в его судьбе. Главное - найти свой стиль, свой почерк, чтобы занять свою собственную нишу в музыкальной среде. В наши дни будущее народно-оркестрового жанра во многом зависит от профессионального уровня дирижера. А Владимир Павлович Попов - дирижер-симфонист. Воспитанием будущего дирижера занимался выдающийся музыкант, «легенда при жизни», Академик Арнольд Михайлович Кац. Это он внушил Владимиру Павловичу, что хорошему дирижеру требуются не только способности, но и серьезные знания, длительная и кропотливая работа по освоению сложнейшей музыкальной профессии. И ученик оказался способным.

Выступление Государственного Русского концертного оркестра СПб - это праздник для публики всех возрастов и поколений. 32 музыканта-виртуоза (в основном выпускники и студенты Санкт-Петербургской консерватории, многие - лауреаты международных конкурсов) и дирижер В.Попов - создают на сцене атмосферу взаимной радости приобщения к лучшим произведениям русской и популярной зарубежной музыки. Теплое звучание домр и балалаек окрашивает особым лиризмом задушевные русские песни, а знаменитый «Романс» Георгия Свиридова проникает в сердце любого слушателя. Программа выстроена так, что каждый номер открывает нечто новое. Русская удаль, задор, бесшабашное веселье слышится в «Плясках скоморохов» Петра Ильича Чайковского, концертных фантазиях В.Городовской, «Коробейниках», вариациях В.Андреева на тему песни «Светит месяц». Юмором и молодостью проникнуты «Старая карусель» В.Дмитриева и «Канарские острова» М.Тарридаса, а виртуозное исполнение «Танца с саблями» Арама Хачатуряна и знаменитый «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова никого не оставляет равнодушным.

Среди подобных коллективов игру Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга отличает высокий музыкальный вкус, академизм исполнения, углубленность интерпретации, постоянный поиск нового. Думается, что именно поэтому с оркестром охотно сотрудничают «Терем-квартет», ансамбль «Барыня» и ведущие солисты-певцы: Ирина Богачева, Василий Герелло, Зураб Соткилава, Методие Бужор, Галина Сидоренко, Анатолий Дичковский, Елена Терновая и многие другие. Последний концерт Бориса Штоколова был тоже с этим оркестром.

Многих дирижеров и Владимира Павловича Попова в том числе волнует, как и о чем должен говорить народный оркестр со слушателями в ХХI веке; реально ли сегодня полноценное существование русского народного оркестра как серьезного филармонического явления; способен ли русский оркестр, да и вообще щипковые инструменты (домры, балалайки, гусли), передать все многообразие страстей и размышлений человеческих? Не будем скрывать, что есть такое обывательское мнение (к счастью, не массовое), что «народно-инструментальное искусство перестало существовать совсем, так как растеряло всех своих слушателей, поклонников. Оно существует как «чистое» искусство (искусство для искусства), когда одни музыканты ходят на концерты других музыкантов. В полупустых залах сидят друзья, учителя, ученики исполнителей, родственники, педагоги музыкальных училищ и школ с учениками и мамаши этих учеников. Простых людей (не музыкантов) на коцертах не бывает...». Первая реакция от такого высказывания - грустно. Но спустя минуту, понимаешь, что автор подобных строк никогда не был на концертах Государственного Русского концертного оркестра СПб.

Совсем недавно, а точнее 9 мая этого года в Малом зале филармонии - аншлаг, а это время дачных работ, празднования Дня ПОБЕДЫ, но поклонники ГРКО СПб не пропускают концерт любимцев. И таких аншлаговых концертов в Малом зале филармонии, КДЦ «Светлановский» множество. И не вина наших «простых» людей, что они мало бывают в концертных залах, виной тому - политика от культуры. За пятнадцать лет существования оркестр ни разу не пригласили ни на радио, ни на телевидение, сколько людей осталось обделенных, трудно подсчитать...

Для человека 20 лет - это не серьезный возраст, а для творческого коллектива - это почти эпоха. 26 июня в Малом зале филармонии как всегда будет аншлаг! Будет праздник, будут поздравления. Нет - унылому настроению, оркестр приходит и дарит праздник. Остается пожелать оркестру расширить свой географический диапазон, вовлечь новые композиторские и исполнительские имена в процесс созидания национальной отечественной музыки, отражающей дух современной России. А благодарный слушатель у Государственного Русского концертного оркестра будет всегда, так же, как всегда будет существовать русская народная музыкальная культура. И будут еще юбилейные концерты в связи с 25-50-летием, я уверен! А пока оркестру - 20! Он молод и полон творческих сил.


Владимиру Попову

(Руководителю лучшего оркестра русских народных инструментов)

Владимир Павлович ПоповЯ вновь приду к тебе, маэстро,
И радостью наполнюсь снова;
Как здорово, что есть оркестр
Под управлением Попова.

Альты, литавры и гобои,
И малых домр веселый ряд...
Ты всех заворожил собою,
Они ж тебя боготворят!

В глазах смешинку не скрывая,
С бородкой, словно депутат;
Свой стиль и почерк утверждая,
Ты даришь людям свой талант.

И мзды, и корысти не зная,
Какая музыка звучит?
Народная душа живая,
Ведь только дух животворит.

И снова в праздник и в ненастье
Я прихожу на твой концерт,
Чтоб обрести частичку счастья
Средь серых будней - яркий свет.

А после, по веленью чувства,
Я поклонюсь вам до земли,
За верность русскому искусству,
В ответ - «Спасибо, что пришли».
 Петр Анатольевич Кузнецов, капитан 2 ранга в запасе



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Адриан Роум : с Юбилеем!
2011-06-26 в 17:50

Хочется присоединиться к поздравлениям с Юбилеем Оркестра В.Попова.
И пожелать оркестру и его вдохновенному руководителю сил, выдержки, удачи, а также необычных идей, чтоб выжить в сегодняшнем культурном безкультурье.

Нужно смотреть в корень: чтоб настоящая музыка имела публику, необходимо соответственно воспитывать ее с детства.
Здесь многие, и даже некоторые горе-артисты, издеваются над "совками" и СССР, но там культура была на высоком уровне. И много сил отдавалось воспитанию достойной смены.
Но что делать с новой публикой, воспитанной на "культурном" ширпотребе?
Нужно много терпения и выдумки.

Например, известный дирижер Берлинской Филармонии Саймон Рэттл (Simon Rattle) привлек десятки школьников к концертному исполнению балета И.Стравинского "Весна Священная". Для этого была придумана специальная хореография. Танцующие Дети почувствовали непростую музыку "собственной кожей". Это ощущение вряд ли забудется, и многие дети станут по новому относиться к истинной музыке, а позже и своих детей приведут в симфонический концертный зал.

Помоги Господи Оркестру Попова.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме