«ТОЛЬКО ВАШИМИ МОЛИТВАМИ И ЖИВУ ЕЩЁ...» - это смиренное, немного грустное признание стало заголовком главного материала нынешнего номера - интервью Александра Ракова с отцом Иоанном Мироновым. Может быть, не стоит в данном случае говорить «интервью», - может быть лучше назвать это материал разговором, тихой беседой?.. Очень примечательная беседа: журналист, обуреваемый острыми, неотвязными заботами текущего дня, с жаром вопрошает своего духовного отца о том и о сём... А батюшка с некой надмирной высоты, доступной только в глубокой старости, - да и то не каждому, - спокойно-спокойно, ласково, очень кратко, отвечает своему безпокойному чаду... Он учит не столько словами, сколько тоном, построением фразы... Надеемся, газетный лист без искажения доносит до читателей звук тихого голоса отца Иоанна: «А я не чувствую старости. Я всё как юноша. Я войну вспоминаю, и Семинарию вспоминаю, и своих духовных наставников, - и возвращается юность. Мне всегда радостно. И старый, а выйду, увижу цветы - и полевые, и те, которые посажены ручками, - какая красота у Господа!.. С одной чёрной земли - и беленькие, и жёлтенькие, и красненькие: всё светится любовью Господней. «Дивны дела Твои, Господи, вся премудростью сотворил еси!»
И ещё один материал Александра Ракова, - но на этот раз его герой - полный антипод отца Иоанна... В редакцию пришло письмо от заключённого. 32-летний мужчина вот уже более 12 лет сидит в колонии для пожизненно осуждённых, известной в народе как «Чёрный Дельфин». Надо понимать, что в прежние времена, все обитатели «Дельфина» получили бы за свои преступления исключительную меру наказания. Сейчас им позволено жить, но жизнь их - это растянувшаяся на годы смерть. Господь заповедал нам милость к таким людям, - и автор письма помнит это. Он просит милости. Он решительно требует её. Требует вернуть отнятую у него свободу. Письмо это по-своему поразительно: оно ярко показывает, как ослепляет человека грех. Автор письма решительно не признаёт себя грешником. Своё преступление - убийство четырёх человек и тяжкие ранения, нанесённые пятому, - он считает более чем простительными: «Такое было время, надо было как-то жить, надо было где-то доставать деньги»... Он полон острой и глубокой жалости к самому себе и искренне недоумевает, почему эту жалость никто не разделяет. Он просит нас молиться за упокой душ тех, кого он убил, и считает, что эта просьба - большее одолжение с его стороны... Материал о нём называется «СНИМИ ПРОКЛЯТИЕ С МЕНЯ».
Всё это - дела сегодняшние, но «Православный Санкт-Петербург» любит связать заботы нынешнего дня с памятью дня минувшего. О минувшем рассуждает постоянный автор газеты, известный церковный историк прот. Александр Паничкин. Сегодня он рассказывает нам о петербургских раскольниках, и подаёт эту тему с такой неожиданной стороны, что просто диву даёшься. По словам о. Александра говорить о преследованиях староверов в Петербурге нужно весьма осторожно: во-первых, преследовали их не слишком усердно, зачастую попросту закрывая глаза этих людей; а во-вторых, даже поймав старообрядца, власти его не казнили, не пытали, и не сажали в тюрьму, а только требовали от него формального покаяния. Между тем старообрядцы таились, конспирировались, создавали тайные сети собственных агентов... Зачем? Была и ещё одна тайная сеть по России - сеть хлыстовских общин. Она охватывала высший свет, дворянство. Нередко представители громких дворянских фамилий, днём посещая православные храмы, ночью бесновались на хлыстовских радениях. Тайными хлыстами были захвачены целые монастыри, - даже в Москве и Петербурге. Исчезла ли сегодня хлыстовская ересь? Мы этого не знаем... Интервью с о. Александром Паничкиным называется «НЕ ЗАРАСТЁТ НА СЕРДЦЕ РАНА».
Почему люди отступают от веры? Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в материале о. Валериана Жирякова «ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ - ДОМАШНИЕ ЕГО». «Мы, - говорит о. Валериан, - предъявляем к своим детям требования, как будто они уже готовые святые, давим их немилосредно, опережая их духовное развитие, а потом удивляемся, что они отходят от Церкви. А причина в нас: не смогли дать детям правильного духовного воспитания». «Не приучайте детей к лицемерию, не прививайте им любовь из-под палки, не отталкивайте детей, находите время выслушать их, и главное - не запугивайте их Богом, - и тогда никакие соблазны не столкнут его с пути истинного». - Этими прекрасными словами мы и заканчиваем наш обзор.