Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Музейные впечатления

Лидия  Коппер, Русская народная линия

16.06.2011

Икона - свидетельство о том, что мир не уничтожится в 

    конце времени, а раскроется в своей идеальной сущности.

    Арх. Рафаил Карелин, «О языке православной иконы»

Я хорошо помню свое впечатление, когда мне впервые открылся смысл чтения паремий во время Великого поста. В будний день в полумраке храма не много прихожан, темные фигуры отъединены друг от друга, голос чтеца звучит монотонно. В этом сумраке и тишине, в покаянной сосредоточенности вдруг почувствовалось впервые, что события книг Ветхого завета - проблески света, отброшенные из будущего в то, ветхозаветное безрадостное, вечернее время. Всех поглощает смерть, но вот - прозябает жезл Ааронов, вот - пылает неопалимая купина, вот - Иисус Навин, раскинув руки, останавливает движение солнца, вот - пророк Иона три дня пребывает во чреве китовом. И дальше, дальше... В падший, темный, мертвый, обреченный мир бросаются эти, если так можно выразиться, тени света, они множатся, и он, этот мир Ветхого завета уже как бы прошит светлыми пророчествами о грядущем Спасителе и спасении.

После отпадения человека от Бога духовный мир и мир природы разделились, стали иными по отношению друг ко другу. Но напряжение изначальной связанности оставалось, ибо «Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1-3). Постоянно посылал Бог в мир людей, которые особо остро чувствовали это напряжение, прислушивались к нему, откликались на зов и видели свет.

Плоский мир пустыни, по которому странствовал израильский народ, оказывался охваченным извне, содержащимся Промыслом Божиим и пронизанным светлыми обетованиями - нет дурной бесконечности обреченности, а есть путь возвращения.

Распятие. 1500. ДионисийТак получилось, что в один день я побывала на выставке «Свет фресок Дионисия» в Храме Христа Спасителя и в залах западно-европейской живописи в ГМИИ им. Пушкина. В этот день я увидела то, что и создано было по историческим меркам в один день. Под сводами церкви в Ферапонтовом монастыре - то, что запечатлелось художником под водительством и вдохновением незамутненной истинной веры как духовное небо.

Человек, созерцая эту роспись, устремляется к горнему миру, в котором находят свое разрешение евангельские истины, как мелодия в тонике.

Плоский падший земной мир и мир духовного Неба связаны законом, не подвластным рациональному рассудку, и обратная перспектива иконы - эту истину открывает предстоящему ей человеку. Икона хранит это откровение, это знание, ставит человека перед ним, делает его очевидным и заражает энергией тяготения к горнему миру. Мы видим духовные тела и лики, духовное пространство втягивает в себя. Икона не дает забыть, что падшие плоть и кровь Царства Божьего не наследуют (1 Коринфянам 15:50). Она постоянно держит нас в поле тяготения духовного мира. Почувствовали это посланники князя Владимира: «Не знали - на небе или на земле были мы...»

До нашего времени донесли эти священные каноны облик духовной, неземной красоты, и не только красоты, но и неразрывность связи земли и Неба, эта связь - в молитве многих поколений перед образами; молитва породила икону - икона помогает молитве.

И - только дорогу перешла - полотна на религиозную тему итальянских, испанских, немецких художников. С Неба - на землю. Отказ от Неба во имя земли. Решили приблизить к человеку Евангелие и заменили обратную перспективу на прямую. Условный, парадоксальный мир иконы, инаковость духовной сути человека, богословие в красках заменили на «достоверность» реалистического письма. Обратная перспектива неестественна, неправдоподобна, так не бывает - и вот мы стоим перед белокурой, румяной итальянкой с пухлым младенцем на руках. Так нам представляют Деву Марию и Богомладенца. За ее спиной в полном соответствии с таким реалистичным законом прямой перспективы - пейзаж и строения, современные художнику. «Рождение Девы Марии», «Отдых святого семейства на пути в Египет», «Рождение Иоанна Предтечи» - все неизменно превращается в жанровые сцены. Нет никакого иного мира, мир настоящий - один и един, здесь и сейчас. Красота духовная поверятся красотой вещественной и телесной, которая несомненна и самоценна, а не наоборот.

РаспятиеИ удивительно ли, что католические Распятия так натуралистичны, картины на этот сюжет так мрачны и безотрадны в отличие от парящего православного Распятия?

Мы же - «О животворящий Кресте Господень!» - на него не в ужасе смотрим, мы пред ним склоняемся, он осеняет и возносит.

Одно влекло за собой другое - парадоксальность учения Христова шаг за шагом заменялась прямой перспективой морализма. Как все было ясно, прямо, очевидно до Христа, и как парадоксальны Его заповеди! Заповеди, опрокидывающие страдания, гонения, слезы - в блаженство! И в этой парадоксальности после Его прихода надо жить, принять ее за подлинную реальность, потому что она тот скальпель, который позволяет удалить омертвелые ткани. И вот икона не дает забыть эту трагическую разъединенность и спасительное притяжение того мира, куда мы призваны идти.

В тот день выставка и музей сделали зримым для меня диалог:

- «Мир Мой даю вам» (Ин. 14. 27).

- «Ты обещал им хлеб небесный, но, повторяю опять, может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным?» (Достоевский, Великий инквизитор).

И удалили с глаз долой эти парадоксы, заделали щели, через которые проникали сквозняки иного мира, и устроили свою земную жизнь и быт на зависть восточным народам - «...ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук.16:8).

И все же, с каким удовольствием я переводила взгляд с плоских картин на библейские и евангельские темы на портреты Рембранта, Адриана Томаса Кея, Спаньолетто, не могла оторваться от натюрмортов и пейзажей голландцев - люблю я старых европейских мастеров!

Вот только чувствую, как герой Достоевского, «всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более» («Братья Карамазовы»).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Провинциал : Re: Музейные впечатления
2011-06-16 в 09:54

К сожалению, всё наше культурное духовное наследие может остаться в единичных музеях. В настоящее время варварскими методами "реставрации" (читай - отмыванием денег) уничтожаются многие наши святыни, храмы.
"В 90-е годы памятники культуры разрушались, потому что деньги на их реставрацию никто не давал. Сегодня деньги выделяются огромные. На эти деньги нанимаются таджики, которые приходят на объект и уничтожают его в два счета", - говорит Лев Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания. (На до ж, еврей, а о русском духовном наследии обеспокоился! А нашим шабесгоям - плевать)
http://www.utro.ru/main/

Мигранты и здесь достали. Их дешёвый и некачественный труд помогает т.н. "реставраторам" уничтожать наше духовное наследие. Денег при этом не жалеют.
Вообще это кощунство - использовать иноверцев на строительстве или реставрации святынь. Русские не хотят? - Да кто их ждёт, кто зовёт? Им нужно платить нормальную зарплату иобеспечивать социальный пакет. Прибыль будет уже не та. Вот она, эта "коммерция" сынов мамоны, губящая святыни и Отечество.
1. Дмитрий В.Ч. : Re: Музейные впечатления
2011-06-16 в 07:05

Точно! Спасибо, Лидия!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме