Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Традиционное семейное воспитание - единственный путь защиты от соблазнов современного мира

Архимандрит  Георгий  (Шестун), Русская народная линия

Проблемы семьи и брака / 06.06.2011

Духовные болезни и причины их умножения в современном мире

Духовная жизнь человека кардинально отличается от жизни душевной. Если душевная жизнь чаще всего проявляется через наши чувства в состояниях и ощущениях, то жизнь духовная совершается неким мистическим, таинственным образом. Зачастую она не осознается самим человеком.

Архимандрит Георгий (Шестун)Душевная жизнь человеком ощущаема, она является плодом его жизнедеятельности, плодом его природы. И современные люди по своему невежеству часто душевное принимают за духовное. Поэтому они все время ищут ощущений, и когда их нет, то считают, что ничего не происходит. Стоит, например, человек на богослужении в церкви и ничего особенного не чувствует...

Находясь в поиске душевных ощущений и состояний, человек полагает, что ищет духовную жизнь. В действительности же духовная жизнь определяется по тому влиянию, которое она оказывает на личность. Человек перерождается, меняются его мышление, цели и смысл жизни, он весь становится другим.

Жизнь духовная бывает двух видов, поскольку существует два духа - Божественный и сатанинский. Определить же, какой дух владеет человеком, можно только по его проявлениям, по результатам и по плодам, а не по ощущениям самого процесса духовной жизни.

Каждый должен помнить слова апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1)». Божественный дух порождает добродетели, дарует свободу, мир и радость. Раб Божий есть человек свободный - свободный от страстей (а слово «страсть» синонимично слову «страдание»), от греха и от самой смерти. Господь призывает каждого: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11, 28-30). Отказываясь от благого и легкого ига Христова (Мф. 11, 28-30), человек становится несчастным рабом суетного мира сего, который «лежит во зле» (1Ин. 5, 19). Потому эти страшные и опасные болезни современности незаметно проникают вглубь души, поражая ее, извращая образ человека, делая его рабом греха.

Человек постоянно находится в некой духовной атмосфере. Если он посещает храм или живет в монастыре, то благодать Божия преображает его, рождая добродетели. Но если кто-либо попадает в мир сатанинский, то таинственная духовная жизнь завладевает им, делая пленником бесовских сил, порождая в нем различные виды греховных зависимостей.

Духовная жизнь в некоторые периоды времени не имеет явных проявлений, но потом разом появляется ее плод - человек становится другим. В Священном Писании сказано, что «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » (Гал. 5, 22-23). Если это появляется, рождается в человеке добродетель, значит, есть в нем благодатная духовная жизнь.

Также происходит и в бесовском мире. Понемногу, почти незаметно человек что-то не то делает: поигрывает на компьютере, покуривает какую-нибудь травку, попивает, а потом вдруг оказывается, что он уже стал другим. То есть человек попал под влияние сатанинского духовного мира, и через некоторое время его личность настолько изменилась, что его перестали узнавать даже самые близкие люди - родители, супруги. Он сделался лживым, неуправляемым, бессовестным, безответственным, агрессивным. Это и есть те плоды плотской жизни, о которых нам говорит Священное Писание: «...они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19-21).

В современном мире мы можем наблюдать различные виды зависимости от сатанинских сил, проявляющиеся в таких болезнях духа, как наркомания, алкоголизм, лудомания (игровая зависимость), суицидальное поведение, гомосексуализм, результатом которых является ВИЧ-инфекция и т.п. На примере наркомании как одной из наиболее изученных на сегодняшний день зависимостей попытаемся показать, как она возникает, что является сутью этой духовной болезни и каким образом человек может получить исцеление.

Современная медицина признает нарко­манию болезнью неизлечимой. Но, утверждая это, врачи должны говорить, что она не излечима медицинскими методами; другими словами, медицина в решении этой проблемы оказалась бессильной.

Медицина имеет опыт излечения телесных и душевных недугов человека. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - существо не только плотское и душевное, но и духовное. Духовную немощь врачебными методами не одолеешь.

Так что же такое наркомания? Бессилие медицины наводит на мысль, что это - не болезнь (хотя она и порождает массу заболеваний), а особое - пленённое - состояние человеческой души. Человеческими средствами невозможно излечить такую душу, а только Бог Своею благодатью может исцелить ее, освободить от власти страстей, греха и смерти.

Слово «наркомания» состоит из двух слов, пришедших к нам из греческого языка, - «нарко» и «мания». «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий, оглушающий». Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном положении. «Мания» обозначает безумие, страсть, влечение. Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман - это человек связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, прилагающий все усилия для поддержания этого состояния.

Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения это объясняется тем, что он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря - беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана - отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), утрачивает совесть, способен обманывать и обворовывать самых близких людей. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым.

Главное средство для исцеления греховных зависимостей - это воцерковление всей жизни страждущего. В настоящее время уже накопился достаточный опыт преодоления подобных недугов православными церковными методами. Ничего не пришлось изобретать: опыт Церкви по исцелению духовных недугов насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Русская Православная Церковь всегда боролась с подобными пороками, в XIX-XXI веках эта деятельность получила организационное и теоретическое оформление.

Наркоманы могут оставить в прошлом свою пагубную страсть и прожить долгую и радостную жизнь, если в них пробудится духовное начало и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в наркотиках, он может свободно провести без них всю жизнь, и это - не состояние ремиссии, т.е. временное ослабление болезни, а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывает нас Святая Церковь. Путь исцеления - это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.

Отдельно следует сказать о проблеме созависимости. Созависимыми мы называем родственников и близких наркомана, утративших из-за него свою личностную жизнь. Жизнь семьи, где есть наркоман, начинает опре­деляться поведением страждущего, а значит, косвенно зависеть от «дозы». Другими словами, созависимость в данном случае - это особый вид зависимости от наркотических веществ через другого человека. Созависимость является одновременно и результатом наркомании, и одной из причин, ее порождающей.

В истоке этого явления лежит нарушение Божественного мироустроения в социальных отношениях. Согласно Священному Писанию главой семьи является муж, мужу глава - Хрис­тос. Если глава семьи воцерковлен, живет по заповедям Божиим, укреп­ляется, вразумляется и вдохновляется Божией благодатью, советуется с духовником и получает его благословение на добрые дела, тогда эту семью можно назвать малой Церковью. Жена и дети, почитая мужа и отца, через главу семьи свя­зывают свою жизнь с Богом, а значит, через послушание и смирение обретают свободу в Боге. Но если муж не почитает Бога и его жизнь определяется ограниченным человеческим разумом, страстями, греховными наклонностями, соблазнами мира, то в такую непредсказуемую плотскую жизнь он вовлекает и всю свою семью. Семья становится зависимой от прихоти человека, который может быть наркоманом или алкоголиком, блудником или сребролюбцем, властолюбцем или лгуном.

В семье могут возникать и другие искажения. К примеру, когда жена начинает управлять семьей и мужем, что противоречит Божественному устроению семьи. В этом случае муж теряет свою свободу. Даже если внешне это будет выглядеть приемлемо, но духовный дискомфорт, не всегда осознаваемый, приводит к плохим последствиям. Господь установил, что муж в семье может быть только главой. Если он не занимает свое место, то начинает мучиться. Результатом этого мучения могут быть супружеские измены, наркомания и алкоголизм, а в итоге - распад семьи.

Очень распространенное явление в наше время - это душевная зависимость родителей от детей. Чаще всего она проявляется в форме неразумной родительской любви, когда отец и мать не понимают цели своей жизни и жизни ребенка, а значит, не имеют представления о его воспитании, все сводя к потаканию каждой прихоти чада, стараются оградить его от любой трудности, сделать жизнь беззаботной.

В православном понимании ребенок - дар Божий. Поскольку его дал Господь, то родитель обязан привести свое чадо к Богу. Это определяет смысл воспитания, наполняя его конкретным содержанием. К Богу православный человек приходит, входя в церковную ограду. Воспитание можно определить как процесс воцерковления. Невозможно научить ребенка тому, чего сам не умеешь. Атмосфера церковной благодатной жизни в семье становится условием правильного развития и духовного становления ребенка. Он должен привыкать к тому, что живет по воле родителей, должен учиться терпеть, слушаться, переносить неудобства. Родителям не следует изобретать свой опыт или пользоваться чужеродным, а учиться у Матери-Церкви и ее святых тому, как жить самим и как сохранить в неповрежденности души своих детей.

Родители забывают, что дар свободы дан не только детям, но и им тоже. Ребенок имеет право просить - родитель же имеет право отказать, и ребенок должен признавать это, обязан уважать право родителей иметь свое мнение и свою жизнь. Православная семья состоит из свободных людей, сознающих свое место в ней, свои обязанности и ответственность за жизнь и за близких.

Долгое время было принято считать, что наркомания - удел определенных социальных слоев. Существовало мнение, что эти явления могут быть даже социально полезны как средство очищения общества от ненужных элементов. Наше время разрушает подобные представления. Среди молодых наркоманов мы встречаем много студентов и детей из благополучных, на первый взгляд, семей. Не обходит эта беда и семьи власть предержащих, деловых людей. Возможно, этим объясняется всплеск активности борьбы с наркоманией на государственном и региональных уровнях.

Соблазн наркомании, связанный с желанием получения новых ощущений, возник из молодежной субкультуры, пришедшей в Россию из так называемых развитых стан, которую можно назвать оргийной. К ней относятся современные молодежная музыка, танцы, дискотеки, ночные клубы, особый стиль одежды, поведения, вольное обращение друг с другом, повышенное эмоциональное возбуждение. Оказалось, что этой «культуре» органически присущи алкоголь и наркотики. История наркомании в России как социального феномена начинается с 80-х годов XX в., когда разрушался традиционный уклад жизни, подвергались осмеянию и поруганию нравственные ценности, присущие нашему обществу, то есть мы пережили настоящую духовную агрессию. В основе этой агрессии - сатанизм и оккультизм. Символика большинства современных молодежных субкультур - сатанинская. Когда вдребезги разносятся стадионы и концертные залы после рок-концертов - это проявление сатанинской энергии, требующей подкрепления в виде алкоголя и наркотиков.

Мы сейчас живем по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Дома - компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, но никто не интересуется, что смотрит и слушает, чем занимается ребенок в своем уголочке. А в это время может разрушаться его внутренний мир, может произойти вторжение в его духовную сферу. Ребенок становится беззащитным против демонических воздействий, начинается поиск все более и более острых ощущений и переживаний. У каждого человека есть духовная жажда, он ищет духовных ощущений, но взамен нередко получает не истинные ощущения, а ложные, и они обычно связаны со смертельным риском.

Наркоманы - в большинстве люди избалованные, не привыкшие в семье получать отказ в исполнении своих прихотей и перегружать себя физической и умственной работой, заботой о других и ответственностью. Любители праздного времяпрепровождения, они желают все иметь, при этом не хотят трудиться.

Двадцатый век породил новое понятие - «развлече­ние». В предыдущие века употреблялось совсем другое понятие - «отдых», подразумевавшее, что человек отдыхает после трудов праведных. Мы все знаем, что если человек, хорошо потрудившись, возвращается домой, то те минуты отдыха, которые он получает, для него яв­ля­ют­ся райскими. Уставшему человеку нужны покой, тишина. Его не тянет на поиск приключений, не прель­щают соблазны. Если кто-либо желает отдохнуть, не потрудившись, о чем в прошлые времена даже и не помышляли, - это и есть поиск развлечений. Развлечения - «разные влечения», соблазны для человека, наполненного жизненными силами, не израсходованными на богоугодные дела. Эти силы ищут выхода и находят его в современной оргийной культуре. Наше время создало целую индустрию развлечений, то есть соблазнов. Поэтому для человека самым страшным является праздное времяпрепровождение.

Молодыми наркоманами в одном реабилитационном центре задали тему для обсуждения. Она звучала примерно так: «Вы сейчас осваиваете нормальную жизнь, освобождаетесь от власти страстей и греха. Через некоторые время создадите семьи, у вас родятся дети. Как вы собираетесь их воспитывать, чтобы они не стали наркоманами?» Почти все, а их было примерно пятнадцать человек, ответили, что своим детям они не будут давать лишние деньги и не будут давать много свободы.

К сожалению, привыкают развлекаться не только дети, но и родители. Папы пред­почитают проводить свободное время в ком­пании друзей где-нибудь на рыбалке или в бане. Мамы, как они сами говорят, «занимаются собой» или посещают подруг. Менее состоятельные люди стараются дополнительно подработать, чтобы получше обеспечить своих развлека­ющихся детей. Дом опустел. Дети осироте­ли при живых родителях. Все перестали быть домашними.

В Англии есть поговорка: «Мой дом - моя крепость», в России гово­­рили: «Мой дом - малая Церковь». Народная мудрость указывает на то, что человек нахо­дится дома среди своих близких в безопас­ности. Семья, живущая по законам любви, соединенная благодатью Святого Духа в таинстве Венчания в единый духовный орга­низм, хранит каждого своего члена не только от опасностей мира сего, но и от демо­­нических воздействий.

Современный мир исказил многие истинные понятия. Одно из главных понятий - любовь. Представления о любви как только о чувстве не совсем верные. Священное Писание свидетельствует о Божественной любви. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Любовь - это наши дела, наш образ жизни, который мы строим в соответствии с Божиими заповедями. Любить родителей - значит почитать и слушаться их. А дети зачастую просто сживают их со свету. Говорят, что любят, и одновременно могут не прийти ночевать домой, тем самым доводя родителей до сердечного приступа. Часто весь наш образ жизни, наше непослушание, непочитание старших и родных говорят о том, что мы еще не научились любить или имеем о любви ложные представления.

Могут ошибаться и родители. Многие мамы считают, что ребенок ни в чем не должен испытывать нужду, и стараются все блага ему дать, угадать любые его желания. Вырастая, чадо начинает думать, что именно так и должно быть всю жизнь, что все должны исполнять его желания. Когда этого не происходит, он нервничает и злится, предъявляет претензии: вы, мол, что, не видите, что мне необходимо? А родители с возрастанием дитяти уже и на самом деле не могут понять, чего он хочет. Такие дети вырастают неблагодарными, и родителей это очень печалит. Они не догадываются, что ребенок с детства сам должен понимать, в чем он нуждается, и просить об этом родителей, которые вовсе не обязаны исполнять все его желания. Если ребенок что-то просит, то, получив, он испытывает благодарность, учится замечать заботу о себе. Если же он не просил, а ему дали, то за что благодарить?

«Заботливые» родители, увидев, что взрослеющий подросток сидит дома, часто не выносят этой картины и говорят ему: «Пошел бы куда-нибудь погулять! Вот тебе деньги - купи себе что-нибудь». Он берет деньги, которых не просил, а значит, и не знает, на что их потратить, и выходит на улицу, где обязательно найдутся советчики, что можно купить и какое «удовольствие» от этого получить.

Если семья живет бездуховной жизнью, не приводит ребенка к Богу и не учит его жить богоугодной жизнью, если родители не молятся за своего ребенка, а напротив, показывают пример эгоистической, плотской жизни, пренебрегают своими обязанностями отца и матери, то ребенок, оказавшись фактически брошенным, может попасть в дурные руки, где его научат всяким порокам.

Понимание, что ребенок стал наркоманом, приходит не сразу. Родители просто не могут и не хотят в это поверить. Симптомы известны: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки, шатающаяся неуверенная походка, беспричинный смех, бессмысленные высказывания, сонное выражение лица, неадекватное поведение. Все эти признаки родители могут замечать, но объясняют их по-своему, считая, что ребенок утомился или заболел. Прозрение обычно наступает в двух случаях: когда, по счастливой случайности, еще не опытного наркомана родители застают в момент употребления или когда ребенок уже начинает воровать, и из дома пропадают ценные вещи.

У наркомана быстро меняется сознание. Родители перестают узнавать своих детей. Перед ними стоит падший, лживый, бессовестный человек, способный совершить такие низкие поступки, которых ожидать нельзя. Родители приходят в ужас! И насколько же быстро все эти изменения происходят...

Наркоман становится лживым, поэтому нужны объективные доказательства его зависимости, родители сами должны убедиться, насколько все далеко зашло. Для этого необходим анализ на наличие наркотика в организме. Часто, когда родители занимают определенное положение в обществе, потеря собственной репутации для них бывает дороже своего ребенка. Они сами начинают лгать, всеми силами скрывать от окружающих то, что происходит в семье. Нет необходимости афишировать проблемы, но следует отложить все свои дела, возможно, взять отпуск и, забывая обо всем, пытаться спасать своих детей. Многое придется изменить в жизни. Порою бывает, что на исцеление уходит немало лет, но необходимо жертвенно относиться к разрешению возникшей проблемы.

Родителям, которые обнаружили, что их дети стали зависимыми от наркотиков, мы советуем срочно брать отпуск и ехать со своими детьми, если они вас еще хоть немного слушают, в монастырь, жить там, сколько это возможно, молиться и трудиться вместе с насельниками монастыря. Не везите детей в состоянии наркотического опьянения. Если необходима медицинская помощь, то обратитесь к врачам для снятия физической зависимости. Сдайте анализы на наличие наркотиков в организме и на ВИЧ. Возьмите результаты анализов с собой. Будет лучше, если вы попросите сопроводительное письмо у приходского священника. Желательно ехать в монастыри, где есть старцы, опытные духовники, которые дадут вам духовный совет, как строить жизнь дальше, помогут покаяться в ваших грехах. Просите их молитв. Если позволят вашему чаду остаться трудником в монастыре - пусть остается и живет, сколько сможет.

Это краткое описание необходимых срочных мер для преодоления наркозависимости, далее рассмотрим этот вопрос более подробно.

Средства исцеления от духовных недугов

Для чего Господь попускает такую беду на ту или иную семью? Возможно, для того, чтобы родители осознали, что же на самом деле является важным в их жизни. Видимо, нет другого способа вернуть их домой и научить любить своего ребенка. Это происходит для того, чтобы мы поняли, что человеческими силами беду не одолеешь, чтобы обратились к Богу, изменили свою жизнь, встали на путь спасения. Что с нами делать, как нас спасать, если очерствели наши сердца?! Скорби пробуждают нас от духовного сна. Твердой любящей рукой Господь возвращает нас с погибельного пути на путь спасения.

Зависимость от наркотика, как мы уже сказали, - это болезнь не только плоти, но и души. В человеке затемняются и искажаются все разумные силы души - ум, воля, чувство. Достучаться до разума или взывать к воле - дело безнадежное. Надо обратиться к сердцу.

Но беда в том, что жизнь наркомана становится определяющей для всей семьи. В духовном плане болезнь начинает поражать и окружающих: мысли - только о болезни, надежда - только на врачей, лекарства, гипноз, кодирование. Все имеющиеся средства, часто скудные, расходуются на это, накапливаются огромные долги. Все хотят исцеления, все, кроме одного человека, без участия которого это исцеление не наступит. Но Господни пути неисповедимы.

Первый совет, который дают святые отцы, если наступают скорби, заключается в том, что человек должен Бога возблагодарить. Для начала не следует отчаиваться, паниковать и унывать. Человек жив, и за это уже слава Богу! Мы говорили, что наркомания - недуг души, поэтому следует начинать молиться за страждущего. Если не умеете пока сами, закажите в православных храмах обедни, поминание о здравии, молебны за болящего. Узнайте адреса монастырей и пошлите просьбу о молитве. Купите молитвослов, акафист Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша» и читайте его каждый день. Обратитесь к своему приходскому священнику за советом. Если в вашем городе существуют православные группы или братства трезвости, обратитесь к ним за помощью. Молитва пробудит в душе страждущего желание исцелиться. Без этого желания, без воли самого человека спасти его очень трудно.

В какие трудные ситуации ни попадаем мы или наши близкие, на устах наших пусть остается молитва: «Слава Богу за все». За все! Не только за хорошее, но и за скорбное. Пусть впадший в немощь увидит своих близких не в раздражении и унынии, а на покаянной коленопреклоненной молитве. Пусть его пока нетрезвый взгляд останавливается на иконах, распятии, священных книгах. В его сердце пусть стучатся слова молитвы, возносимые за него любящими устами. Благодать Божия по молитвам жен, матерей, священников обязательно коснется еще живого сердца. И однажды, когда он в скорби, в отчаянии проснется ночью от боли и страданий, его взгляд упадет на огонек лампадки у лика Спасителя, из глубины сердца вырвется стон: «Господи, помоги, погибаю!» И тогда он сам найдет дорогу, ведущую к храму, к Богу, к духовному совершенствованию, без которого непреодолима ни одна болезнь.

«Материнская молитва со дна моря достает» - это не просто слова, это многовековой опыт Церкви. Если мать молится за свое чадо, то хоть и много им еще придется пережить скорбей, но Господь ему сохранит жизнь и не даст погибнуть. Если жена молится за мужа - не умрет муж ее, не останутся их дети сиротами. Наркоманов можно отмолить.

Истерзанная душа обращается к Творцу, и часто с этого начинается путь спасения. Многие говорят, что начали спасаться, когда достигли самого «дна». Вроде бы человек уже совсем погиб, а с ним происходит чудо. Он перерождается. Благодать, которая есть в Церкви, вразумляет, укрепляет, просвещает все разумные силы души, все естество человека, наполняя его радостью. В Самаре есть чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». О чем она напоминает нам? О том, что надежда есть всегда. Нельзя человека вычеркивать из списка живых, пока он жив. Исцелившиеся наркоманы понимают, что их жизнь только начинается. Они испытали радость православной веры, научились достойно, со смирением переносить скорби. Они становятся Богом хранимыми.

Как-то после тяжелого срыва один из членов православного братства трезвости сказал: «Не знаю, как другим, но мне - хоть плачь, а молись, иначе погибну!» Как коротко и мудро сказал! Эти слова относятся не только к наркоманам, а ко всем нам. «Без Бога ни до порога» - гласит народная мудрость, так что всем нам «хоть плачь, а молись», иначе погибнем.

Исцеление наркомана - всегда чудо. Когда слушаешь исповеди преодолевших эту страсть - сталкиваешься с реальным явлением вмешательства Божия в жизнь человека. Молодые наркоманы после исцеления, проанализировав собственную жизнь, сознают, что их отмолили, что обязательно был кто-то из близких, кто не потерял надежду и молился о спасении души. Поэтому родителям и близким страждущих можно дать совет: чем раньше вы начнете отмаливать своих родных, создавать условия обращения их к Богу, тем раньше воскреснет погибающая душа.

Если в этом есть необходимость, с помощью медиков следует снять физическую зависимость. Для этого существует достаточно много центров, практикующих врачей.

К сожалению, далеко не все медики признают реальность духовного мира и духовной жизни и то, что врачи должны передавать своих пациентов-наркоманов психологам, а те - священникам. А ведь другого способа нет. Иначе от психологов они опять возвращаются к наркологам, крутятся в этом колесе и при этом тратят громадные деньги. Иногда это делается по неразумию, иногда - искусственно: наркоману просто продлевают жизнь, немножко его подлечив, чтобы он не умер. Его реанимируют, и он опять потребляет наркотики. Опытные медики и психологи уже знают: только при помощи медицины и психотерапии попавших в зависимость не спасешь. Этим людям нужна Божия помощь, которую Церковь дает в своих таинствах.

Много выдумок и мифов сложилось о так называемой ломке, и тут постарались средства массовой информации. Распространено мнение, что ломку очень трудно, почти невозможно перенести. Во многих статьях рисуют всякие ужасы по этому поводу, вбивают в голову наркомана, что все это невыносимо больно, непереносимо. На самом деле ломка наркомана мало чем отличается от многих болезней - гриппа с высокой температурой, воспаления легких, ревматизма, от которых мы мучаемся и переносим их, не считая смертельными. Другое дело, что избалованные люди не хотят терпеть, они не научены переносить неудобства и страдания.

Следующий шаг - необходимо снять психологическую зависимость и создать условия для духовного роста, пробудить в наркомане духовную жизнь. Всегдашняя беда этих людей - духовная скудость, исключительно плотская жизнь. Желательно привести человека на исповедь, подготовить к таинству Святого Причастия. Полезно посещать группы поддержки при православных храмах; если таких групп нет, то можно обратиться к православному психологу.

В наше время, к сожалению, многие психологи, пренебрежительно относящиеся к вере и Церкви, всерьез думают, что только психологическими методами можно помочь человеку, тем самым, экспериментируя на живых людях, вмешиваются в сознание и душу, используют гипнотические и оккультные методики, что чревато опасными последствиями.

На этом этапе реабилитации полезно всей семьей пожить в монастыре, общаться с благочестивыми людьми. Если есть возможность, то оставить чадо в монастыре или поместить в православную реабилитационную общину.

Крайне опасно помещать болящих в общины, созданные сектантами. Как показывает практика, основная цель этих общин - подготовка сектантских миссионеров; на сознание оказывается особое психологи­ческое воздействие с целью оторвать человека от среды, в которой он жил и воспитывался, тем самым формируется негативное отношение к традициям семьи, народа, государства. Изменяются традиционные цели, смысл и ценности жизни. Возвращение в мир становится затруднительным, оно сопровождается частыми и тяжелыми срывами. Первым признаком таких общин является закрытость, полная изоляция их членов от окружающего мира, а не только от наркотиков и их распространителей. Второй признак - требование отказаться от своей веры, посещать только сектантские собрания, кощунст­венное отношение к Церкви и ее таинствам. Ребят заставляют снять нательные кресты, выбросить иконы. Изолировать молодых людей от общества, сделать их своими адептами, покрыть нашу землю сектантскими общинами - главная цель сектантов.

Наша задача заключается, напротив, в возвращении исцелившегося наркомана к нормальной жизни, в семью, в общество. Беда наркоманов заключается в том, что они привыкли существовать за счет других. Вернуть их к нормальной жизни - значит научить трудиться, собственными руками содержать себя и свою семью. Труд всегда нравственно преображает человека.

Большую помощь страждущим оказывают участие в крестных ходах, а также паломничества по святым местам: в монастыри, к мощам святых угодников Божиих, чудотворным иконам, святым источникам. На первых порах нет необходимости ехать далеко - в каждой епархии есть святые места.

Когда человек страждет, т.е. одержим страстями, то, как свидетельствует Евангелие, болезненный дух, или дух злобы, изгоняется постом и молитвой. Особенно страшна для сил зла молитва, которую возносят за нас люди высокой духовности. Есть специальный «чин молебного пения об исцелении болящих» - отчитка. Этот чин по благословению архиереев и старцев совершают особо духовные люди, прошедшие многолетний искус монашеской жизни. Совершается он преимущественно в монастырях, например, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.

Как показывает практика, отчитка приносит колоссальную пользу наркоманам и алкоголикам, укрепляя их духовно. Главное, они осознают необходимость поста и молитвы как средства освобождения от нечистого духа, осознали пользу участия в церковной жизни и паломничества к православным святыням, встреч с опытными священниками, монахами и старцами. Боль­шинство признают, что пробуж­дение души, первое ощущение благодати, воцерков­ле­ние началось для них именно после отчитки.

Опасно обращаться за помощью ко всевозможным «целителям», «магам», экстрасенсам, «бабушкам», якобы «молитвой снимающим порчу». Оккультисты умалчивают о демонической природе энергии, которая ими применяется. Нередко самозваные «целители» используют великое доверие людей к Православной Церкви, употребляя церковную символику и маскируя под молитвы колдовские заговоры и заклинания, чтоб люди не распознали истинное лицо сатанинских сил. Спаситель предупреждает нас: «Как может сатана изгнать сатану?» (Мк. 3, 23). Для тех людей, кто ищет решение своих проблем в оккультизме, это прямой путь к бес­нованию, которое нередко доходит до суицида.

Как мы уже говорили, главное средство для исцеления - это воцерковление всей жизни наркозависимого. Происходит это постепенно, в несколько этапов. Первый шаг часто начинают совершать непроизвольно, когда в состоянии почти погибельном из души страждущего вырывается крик: «Господи, помоги, нет сил больше терпеть!» Может быть, это первая молитва в жизни, первое обращение к Творцу и Создателю, которое будет услышано. Как это трудно понять, что без Бога, без Божией помощи преодолеть свою немощь, свою болезнь невозможно! Так происходит смирение своей гордыни. Обычно ведь человек колется, пьет, курит и при этом внушает себе горделивую мысль, что в любой момент может бросить, но ему просто пока не хочется. И почему-то не бросает, иногда до гробовой доски.

Следующие шаги ведут к покаянию, переосмыслению своей жизни, изменению отношений с близкими, примирению с Богом через покаяние. Человек должен также примириться с собой и с ближними. Он входит в церковную жизнь через таинства Исповеди и Святого Причастия. Учится руководствоваться в своей жизни заповедями Божиими и церковным уставом.

Возвращение в мир - следующий и последний этап. Это переход от реабилитации к социализации. Здесь мы можем только создавать благоприятные условия. Кто-то живет в возрожденной семье, осознав ее особую ценность. Кто-то остается в монастыре. Кому-то необходимо общество таких же спасающихся братьев.

Существуют правила, которых члены братства неуклонно придерживаются и которые передают друг другу: дома держать алкоголь и «отраву» нельзя; ходить туда, где соблазняют, и общаться с такими людьми нельзя; соглашаться на первую рюмку или на первую дозу нельзя; нельзя потакать своим желаниям. Нельзя алкоголику немного пить, нельзя немного колоться наркоману, а лудоману нельзя ненадолго зайти в игорный клуб. Пусть вокруг люди живут как знают, каждый должен быть ответствен за свою жизнь, поэтому наша братия говорит только о себе: «Мне нельзя, я не буду».

Особенно важно помнить, что наркомания - дело бесовское. Часто наши братья срываются, когда сами, чуть-чуть протрезвев и ощутив радость жизни, бегут спасать своих заблудших товарищей. Мы всегда предупреждаем, что за спиной наркомана стоит сам враг рода человеческого, встреча с ним опасна, он всегда обманет неопытную душу. Спасись сначала сам, как советовал преподобный Серафим Саровский, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Неразумное стремление спасти «товарищей по несчастью» всегда заканчивается одинаково - срывом. Сценарий почти всегда один и тот же. Члены бывшей компании начинают хвалить своего спасающегося знакомого, при этом поговаривают, что и они сами желают того же. Далее следует предложение: «Давай последний раз уколемся, а завтра пойдем туда, куда ты нас поведешь». И наш малоопытный, но имевший благие намерения брат остается с ними, часто опять надолго.

Здесь можно только одно посоветовать: если к вам обращаются за помощью наркоманы и алкоголики, дайте адрес или телефон тех, кто реально может им помочь. Если человек на самом деле жаждет спасения, он сам придет туда. Если он, хоть и не осознанно, желает вас погубить, пусть сам отвечает пред Богом за свою жизнь. Держитесь подальше от прежних компаний, бегайте греха, не обращайте внимание на то, что вам говорят бывшие знакомые. Вы им помочь не сможете, а они вас могут соблазнить на прежнюю жизнь.

Анализируя, в чем причина срывов у наркоманов, мы пришли к выводу, что каждому срыву предшествовало грехопадение, «ссора» с Богом, в результате чего благодать отходит от человека и начинают проявляться его немощи. Мы еще раз убедились, что преодолеть наркоманию можно, изменив всю свою жизнь. Главное - Богоугождение, стремление к праведности, целомудрию и святости.

У многих наркоманов после того, как они начинают трезвую жизнь, обостряются внутрисемейные отношения. Часто можно услышать, что когда наркоман начинает приходить домой трезвый, то видит там полнейший беспорядок: грязные полы, горы немытой посуды. Оказалось, что его никто не ждет и никто не собирается радоваться его приходу. Каждый живет сам по себе. Попытки навести порядок посредством уговоров и увещеваний порождают только раздражение и зло. И так длится до тех пор, пока человек не поймет, что наводить порядок надо ему самому. И это он должен сделать не в укор жене и детям, а для себя, чтобы не стать злым. Приходит с работы и молча принимается мыть грязную посуду. И постепенно его родные начинают ему помогать, а затем и вовсе берутся за свои домашние обязанности, привыкают к нормальным отношениям.

Подобная ситуация открывает духовную глубину жизни по заповедям Господним. Заповеди требуют любить и прощать врагов. Оказывается, это больше необходимо не врагам, а нам. Если не будешь прощать - станешь злым, окаменеешь сердцем. Если не будешь подавать милостыню - станешь скупым и жадным. Все, что ты делаешь в земной жизни для других, возвращается к тебе внутренней чистотой и духовной радостью.

Исходя из опыта православных братств трезвости можно сказать, что стаж трезвой жизни их членов неуклонно растет. Большинство из них получают образование, находят достойную работу, создают семьи, воспитывают детей. Некоторые бывшие наркоманы и алкоголики принимают решение посвятить свою жизнь Богу - становятся насельниками монастырей.

Повторим кратко основные этапы помощи наркозависимым.

1 этап. Общая молитва, молитва матери, молитва самого страждущего. Личное участие каждого в церковной жизни и таинствах. Если возможно - отчитка. Паломничество по монастырям и святым местам, участие в крестных ходах. Если необходима медицинская помощь, то не следует ею пренебрегать.

2 этап. Церковная группа поддержки или братство трезвости. Продолжение вхождения в церковную жизнь. Группа созависимых (родителей, жен и близких).

3 этап. Православная реабилитационная община или послушание в монастыре. Церковная, приходская жизнь, посещение группы поддержки.

4 этап. Возвращение к активной жизни - трудовой, семейной. Для всех неукоснительно - церковная жизнь. При потребности - посещение групп поддержки. Для желающих или чувствующих необходимость - послушание в монастыре, жизнь в трудовой общине.

Для нас нет абстрактных понятий «наркомания» и «наркоман», борьба идет за каждую душу, за конкретных людей, которых мы просвещаем, за которых молимся, которых мы любим и вместе с которыми живем нашей православной жизнью. У каждого - свое неповторимое бытие. Пробуждение души благодатью всегда чудо, и это чудо совершается в Церкви по молитвам священников, близких и самих страждущих.

Мы не можем бороться с духовными болезнями как с явлениями - они все есть плоды бесовского духа. Следует заниматься защитой наших детей и молодежи от любых видов зависимостей и духовных влияний. Необходимо говорить именно о том, как охранять людей от опасных духовных заболеваний, от смертельно опасного демонического мира.

Дух побеждается только духом. Только благодать Божия может изгнать из души сатанинские силы, даруя исцеление. Поэтому нужно учить человека стяжать благодать Духа Святого. Эта мысли всегда проявлялась в народной мудрости: не с бесами следует воевать, а искать Бога, идти к Нему, ближе к Нему держаться. Стань Божиим - и Господь тебя спасет и сохранит. Поэтому русский человек - это богоискатель.

Весь современный и многовековой опыт Церкви показывает, что единственный путь спасения от самых страшных недугов, к которым относятся наркомания, алкоголизм, лудомания, суицидальное поведение, гомосексуализм, ВИЧ-инфекция и т.п., - это возвращение к традиционному православному укладу жизни и традиционное духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме