Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться

Сергей  Халин, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 26.05.2011


Можно ли так поступать в Церкви? …

 Так случилось, что все последние годы я был очевидцем многих церковных нестроений. И не просто очевидцем, - каждая из проблем, в той или иной мере коснулась меня лично, моей семьи, моего прихода и близких мне людей. В рамках этой статьи приглашаю Вас рассмотреть лишь одну из них, на мой взгляд, главную. Проблему отношения достаточно большой части священноначалия к мирянам - народу Божию. Для этого, в качестве примера, предлагаю к рассмотрению два характерных варианта таких проблемных отношений, и один, что называется «из ряда вон».

Вариант 1. Приведу коротенькую статью с сайта «Казахстан православный» [1]. С частью удаленных модератором комментариев.

Здравствуйте хотелось бы узнать вообще нормально ли так делать и поступать православному священнику?

Проблема вся в том, что храм наш строящийся в честь Богоявления и с Божией помощью уже построен нижний придел. А вот сейчас уже и стены поднимаются. Пришел новый настоятель, архимандрит Серапион, и стройка, конечно стала быстрее продвигаться, но качество конечно же не то. Но проблема не в этом, а в том, что этот человек в честь своего небесного покровителя хочет сделать придел, и уже владыка дал антиминс. Архимандрит Серапион не спросил даже мнения прихожан: хотят ли они иметь придел в честь святителя Серапиона Новгородского.

Конечно, не кто не имеет ничего против святого, но можно же было собрать приходское собрание и решить этот вопрос. Хоть сейчас, когда и поднялся весь разговор о приделе, архимандрит на проповедях пытается убедить народ, что это владыка Александр ему дал такое разрешение, здесь возникает вопрос, правда ли это? Даже подумать о том, что владыка сидел и вдруг ему пришло в голову дать антиминс и освятить придел в честь святителя Серапиона?.. Вот здесь и возникает вопрос: возможно ли такое в церкви ,и что тогда это за церковь, где вот так просто можно назвать придел и потешить свое самолюбие?..

комментарии:

С.И. Особенно прискорбно читать удивление священства "Друзья ...а в чем суть спора-то?". Скажите, о.Александр, Вы действительно считаете что нет проблемы? Вы, так же как и прочие, считаете нормой проведение приходских собраний только на бумаге? Что настоятель ПРИХОДСКОГО храма не обязан обсуждать подобные вопросы на приходском собрании, не обязан считаться с традициями, чаяниями и планами прихода... "построил много храмов и неужели не имеет право построить один предел в честь своего святого?" У себя дома - пожалуйста, но пренебрежение мнением прихода, который ты поставлен управлять...

прот. Александр Суворов. Проблемы подобного характера есть. НО! Я вчера специально беседовал с отцом архимандритом на эту тему, в данном конкретном случае проблемы нет. К тому же ему прекрасно известны те, кто это пишет и их мотивация. О.Серапион доступен - обращайтесь к нему. Данной проблемы не существует, и яйца она выеденного не стоит. А вот то, что герои под псевдонимами и инициалами - это проблема! Вон конкурс открыт - Православная инициатива, и чего? Конечно, легче потрепаться, да за глаза попов подергать - это ж особая доблесть для православных, в лицо-то никто не скажет, а так в легкую, к тому же это сейчас доблесть, новая волна в блогосфере! К отцу Серапиону кто подходил с вопросом? Нет? Ну да, легче под анонимкой выплескивать жалобы.

С.И. «герои под псевдонимами и инициалами - это проблема!» Дорогой о. Александр. Интернет вообще на бытовом уровне отличается анонимностью, нравится мне и Вам это или нет. Поэтому упрек в «анонимном героизме» это не более чем не очень красивый полемический ход. У меня ведь тоже нет оснований быть уверенным на 100%, что Вы действительно Александр и у Вас есть сан. Но если Вас это утешит - мое имя Сергий Иванович, уже 11 лет живу в г. Ярославле, но и этот приход мне не чужой.

«Конечно легче потрепаться, да за глаза попов подергать - это ж особая доблесть для православных, в лицо-то никто не скажет, а так в легкую, к тому же это сейчас доблесть, новая волна в блогосфере! К отцу Серапиону кто подходил с вопросом? Нет? Ну да, легче под анонимкой выплескивать жалобы.» А это уже не просто не красивый полемический ход, а хамство. Теперь уже я позволю себе усомниться в том, что вы действительно протоиерей.

Но, тем не менее, скажите: после получения указа о назначении архим. Серапион, скорее всего, стал не только настоятелем, но и председателем Приходского Совета. Для того, что бы возглавить приход и получить право представлять его интересы, он собирал приходское отчетно-выборное собрание? А вообще собирал? А как же «паси овцы Моя»?

Понимаю, что вопрос риторический. Все решено за приход, оформлены бумаги, в приходское собрание утверждены «свои люди». А приход? Да какой там еще приход? Ну если и будут недовольные, решим в частном порядке «если подойдут с вопросами».

 прт. Александр Суворов. Браво, Сергей Иванович! Это Вы несколько не туда хватили... 11 лет назад.... Ну и о чем Вам тогда писать - ситуация в корне изменилась - в храме третий настоятель и дела совершенно идут по другому, служат уже не в сарае давно. К чему Вам вообще вмешиваться в те дела, о которых вы имеете поверхностное представление.  Касательно моей идентификации, ну как бы я один из тех, кто стоял у истоков этого сайта, и все местные участники меня как бы знают. А официальная должность - ключарь Кафедрального собора, секретарь епархиального Совета, - позвольте представиться. А с отцом архимандритом, косточки которого тут моются уже почти неделю, я говорил не иначе, чем пару часов назад. Или для кого-то секрет, что некая инициативная группа пыталась вернуть прежнего настоятеля? (кстати, при нем стройка даже не была начата) Да поставьте туда любого священника кроме него - найдутся жалобщики (цы). Причем тут вообще придел? Или думаете митрополит не в курсе этих вещей. А победу знаете, как грезят себе эти люди? Вон придет Серапион в храм, а мы ему ...ну, что, утерли нос? А ведь уже формируется новый приход, что ж в том плохого?  Сергей Иванович, Вы вообще в курсе, что митрополит собственноручно подписывает антиминсы?  А насчет инициалов я разве не прав, разве это не анонимные подписи?  Радует одно - храм несмотря ни на что будет строиться дальше! stroimhram.kz/

С.И. Вновь повторятся, что Интернет анонимен, по определению не хочу. Считаете себя правым - на здоровье.

Но я в третий раз повторяю вопрос, почему не собиралось приходское собрание? Вам не кажется, что фальсификация подобных вещей имеет вполне конкретное название. А то, что «уже формируется новый приход», означает, что старый целенаправленно уничтожают, что вполне в духе ньюсаддукеев.

В принципе, эти, по-вашему «шекспировские страсти», легко разрешить. Для начала пишется грамотное обращение от прихода к вашему митрополиту, с просьбой о «разборе полетов», а затем, если результат не устроит, то обращение в канцелярию управделами МП владыке Варсонофию, с приложением копии обращения к вашему митрополиту, можно привести несколько Ваших «идентифицированных» высказываний.

Может все же дерзнуть и «как бы» «вмешаться в дела, о которых имею поверхностное представление»?

прот. Александр Суворов. Не должен я, конечно, отвечать на прямые провокации, но вот не удержусь. Итак: Цитата:

В принципе, эти «шекспировские страсти» легко разрешить. Для начала пишется грамотное обращение от прихода к вашему митрополиту, с просьбой о «разборе полетов», а затем, если результат не устроит, то обращение в канцелярию управделами МП владыке Варсонофию, с приложением копии обращения к вашему митрополиту, можно привести несколько Ваших «идентифицированных высказываний».  Вы кого-то чем-то хотите испугать? Это похоже на спор деток средней группы в детском саду, - а я брата позову!, - а я папу позову! Пишите, пожалуйста, писать никто не запрещает - адреса есть в календаре, зачем же делать предварительный пиар себе. Цитата:

«Может все же дерзнуть и «как бы» «вмешаться в дела, о которых имею поверхностное представление»?  Вы кого-то чем-то пугаете? У Вас гипертрофированное самомнение. Ну а если Вы спрашиваете, в чем конечно не уверен, так я б посоветовал Вам заняться проблемами в Вашей Ярославской епархии, можете взять шире, - Ивановской, Владимирской, - нужное подчеркнуть, - Вы уехали отсюда? - Вот и займитесь решением гораздо более крупных и многочисленных проблем на территории Российской Федерации. Цитата:

А то что «уже формируется новый приход», означает, что я был прав и ни кто при назначении и не думал возглавлять существующий приход, на бумаге собрали приходское собрание и т.д. Ни кто и не думал советоваться с приходом, который худо ли бедно, но строил СВОЙ приходской храм и свою общину. Старый приход целенаправленно уничтожают, что вполне в духе ньюсаддукеев. У них отобрали их храм, они от безсилия разбредутся по другим - и здесь чужие, и там не свои: "Что в этом плохого?"  Гм..вот это не совсем ясно. Во-первых храм никто ни у кого не отбирал, - из-за отсутствия такового. Что такое: и здесь чужие и там не свои, - а что у нас приходы не составляют Единого тела Церкви? Если Вы конкретно говорите о чадах отца Анатолия, - так они ходят к нему в Храм Христа Спасителя. Интересно, каким же образом уничтожают старый приход? Сергей Иванович, что ж Вы все переходите на личности? В данном случае приход сформирован вокруг личности отца Анатолия, - он служит в хорошем храме, вокруг него стойкая община. Отобрали ИХ храм.... - поясните Кто это отобрал, и что значит Их храм?

прот. Александр Суворов. Все комментарии удалены мной. Тема превращена в свару взаимный оскорбления, а даже угрозы (кто-то грозился даже написать жалобу к Управ. делами.) Опыт показал, что проблема не решается, а усугубляется еще более. Есть телефон отца Серапиона, есть телефоны епархиального управления. Да, и главное забыли: Цитата:

121 правило Номоканона (4 Вс.Соб): "Яко недостоит просту человеку, укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истинна суть. аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь простыи человек, да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место. Писано бо есть, князю людии своих да не речеши зла. такожде, и настоятеля безчествуяи".

Вариант 2.

В 2003 году, в связи с назначением нового правящего архиерея, в нашем Дмитриевском приходе, как и во многих приходах Ярославля, сменился настоятель. Вскоре после этой смены были перемещены на другие приходы и часть клириков. В результате приход наш раздробился. Причем всё это произошло органично, абсолютно без какого бы то ни было надрыва, недовольств, оппозиции. Кто-то, уйдя за своими батюшками, попытался влиться в другие приходы - с разной степенью успеха. Кто-то остался в своем приходе, и хорошо - новый настоятель оказался действительно пастырем добрым, и по-настоящему организовал и возглавил приход. При нём тоже был переименован один из пределов 9-ти Кизических Мучеников - владыкой был освящен престол в честь Царевича Алексия Николаевича Романова. И это тоже прошло естественно, без какого то насилия. Во-первых, предел восстанавливался приходом из состояния руин. Во-вторых, царственные мученицы в нашем приходе почитаются особо. В-третьих, это вполне соответствует шестисотлетним традициям прихода и в этом чувствуется некая историческая справедливость. Но, к сожалению, всё хорошее быстро кончается. В 2008г. перевели нашего настоятеля в другой город, по его личной просьбе. Опять все прошло совершенно мирно. Жаль, конечно, было расставаться, но уж ничего не поделаешь. Слава Богу, все кто желает, вполне могут поддерживать связь, даже иногда встречаться. Но вот не задача, следующий настоятель, в недавнем прошлом иподьякон (это я так «тонко» намекаю на обоснованность ярко негативного оттенка, который приобрело в народе иное название иподьяконов). Как оказалось, он совершенно не заменим в организации архиерейских служб и, возможно потому, ему было вовсе не до прихода, а может, он просто не имел понятия о том, что такое приходская жизнь. Видимо поэтому, за время его почти трехлетнего настоятельства он ни разу не собирал приходских собраний. Да и вообще, создавалось впечатление, что даже само наличие прихода его раздражало. Сначала начались безсмысленные перестановки икон и утвари в храмах, менялись местами паникадила (у нас два храма и пять пределов). Приход молча взирал на происходящее, лишь слегка и не без иронии, подшучивая: «у нас канун с крестом уже третий круг по храму делают». Затем он уволил из храма всех труждающихся прихожан: казначея, старосту, повара, просфорниц, охранников, сторожей, лавочниц, уборщиц и даже инвалида дворника, который трудился практически безплатно - всех, до единого. И нанял людей «с улицы». Приход опять смолчал. Ну что еще сделать с таким приходом? Далее, под предлогом отпусков, он отменил ранние службы, где собирался костяк прихода. И тогда, наконец, смиренный приход подал голос: прихожане и отцы начали просить: пока еще ни кто в отпуск не ушёл, разрешить ранние литургии. Настоятель остался непреклонен. Думали обратиться с письмом к архиерею, но большинством голосов, всё же решили смириться и снова смолчать. Позже, опять случилось приходу обратиться с просьбой к настоятелю: возглавить инициативу установки креста [3] на бывшем приходском кладбище - он, конечно, отказался. Пришлось искать обходные пути, что бы обратиться в епархию не «через его голову». Нашли (но это отдельная история - практически триллер, вполне в текущую тему - история, которая меня вновь и вновь убеждает, что это ни какие не совпадения, а проблема системная, но о ней умолчу).

Как видно горяча была наша молитва, и к осени владыка настоятеля нам поменял. Сняли его с нашего прихода - как камень с плеч, правда, вместе с его уходом исчезло несколько ценных икон, но приход на радостях, сделал вид, что не заметил этого и опять смолчал. Но, к сожалению, вновь назначенный (тоже из иподьяконов), хотя и вернул ранние службы, но служение настоятеля на приходе, по всей видимости, тоже понимает исключительно, как кормление. Общих приходских собраний так же не собирает, приходом не занимается. И по странному совпадению(?) с вариантом 1, переименовал предел св. вмч. Георгия Победоносца в честь своего тезоименитого святого - прп. Макария. Хотя переименовал или нет, наверняка не знаем - он так же приходских собраний не собирал. Но за то вместо иконы Георгия Победоносца на иконостасе уже красуется ростовая - в натуральный рост икона прп. Макария, что полностью противоречит более чем 6-и вековой традиции. Со времен Куликовской битвы Дмитриевский храм - храм воинский и потому в прекрасно сохранившихся фресках (роспись XVII века) традиционно нет ни одного преподобного или святителя, но только святые князья и воины.

А вот еще одно совпадение. В ноябре прошлого года в нашем Димитриевском храме освящен престол в честь св. вмч. Димитрия Солунского. Но не в Димитриевском пределе, а за счет упразднения центрального предела Смоленской иконы Божией Матери. Этот Богородичный предел впервые появился еще в деревянном Димитриевском храме в XVI веке, в память о взятии Василием III в 1514 году Смоленска - как символ победы над латинством. В XVII веке после победы над поляками и возведения каменного храма, этот предел стал центральным, по той же причине - героическая стойкость Смоленска 1609 – 1611 годов, вновь сыграла важнейшую роль в победе над латинянами. И вот несколько месяцев назад он был упразднен после события [4], на котором было заявлено: «Отношения между нашими Церквами [между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом] сегодня развиваются и, я надеюсь, будут развиваться во всех направлениях и в дальнейшем, охватывая все стороны церковной жизни. Убежден: православные и католики, чтобы действовать сообща, не должны ждать того момента, когда исчезнут все богословские различия между нами». Кто-то скажет, что эти события не взаимосвязаны, одно не обуславливает другого, просто совпали по времени. Возможно, не настаиваю, хотя сам в такие совпадения не верю. Да и приход, последовательно молчит.

Вариант 3.

Вопиющий случай: http://danuvius.livejournal.com/111620.html?thread=1627140#t1627140

И так, оставляя последний вариант без комментариев, предлагаю проанализировать первые 2. В обоих случаях первый этап: смена настоятеля. Затем вновь назначенные, не обращая внимания на пункт «е» статьи 20, главы XI устав прихода [5] РПЦ, (где говорится об обязанности настоятеля созывать приходские собрания) развивают бурную деятельность, и как будто нарочно провоцируют свои приходы. В обоих приходах растет недовольство, но в одном смиряются, а в другом начинают задавать вопросы.

Те, которые смолчали, просто молча потеряли возможность живой общинной жизни внутри храма и вынуждены самоорганизовываться на стороне, вне стен некогда своего приходского храма. Эдакие новые «безпоповцы».

Те, которые начали «лезть с вопросами», тут же обвиняются в неподчинении правящему архиерею, а будут настаивать - наготове ярлыки раскольников.

Да, остаются еще и те, кто выбрал уход из своего храма за старым настоятелем - то же, в общем «вынутые прутья из веника». Но даже если и их окажется достаточно много, то можно, например, перевести их батюшку еще дальше. Перефразируя известную поговорку - нет прихода, нет проблемы.

Далее, что бы «калейдоскопические кусочки» различных событий начали понемногу складываться в «мозаику» общей картины происходящего, предлагаю для начала, чётко разделять уверения в намерениях - от реальных дел. Например, прекрасные, своевременные и нужные заявления с высоких трибун о активизации в целом деятельности приходов, введении при каждом из них высококвалифицированных социальных работников, катехизаторов и миссионеров и пр. - от принимаемых в это же время основных документов и совершаемых при этом действиях. «По плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но лишь исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Матф. 7:20-21).

Еще и еще раз перечитываю переписку с прт. Александром Суворовым и пытаюсь понять, что же это происходит? Перечитываю устав. Нет, исполнение его, к сожалению тоже не панацея. Устав прихода - это реальное дело. Прочтите его внимательно. Думаю, что это «дело», сильно отличается от уверений.

По словам прот. Александра новый настоятель «построил много храмов и неужели не имеет право построить один предел в честь своего святого», при старом то «стройка даже не была начата... ». Думаю, и первое и второе не правда - и при старом настоятеле, храм, хоть и не быстро но, строился. И строил его Господь Бог, силами прихода. Но главным в этом строительстве храма были не стены, главное: родилась, росла и крепла община - строился не столько храм, сколько Церковь Христова. Ничего не знаю о новом настоятеле, но сдается мне, что и он тоже не сам строил храмы. Но суть даже не в этом. В одном соглашусь с прт. Александром, теперь сроки строительства стен, «куполов, колоколов» стали критериями оценки пастырского служения. И это тоже реальное дело.

Допустим (на время, забыв о мыслях навеянных новым уставом, а заодно и о делах которые видим ежедневно своими глазами), что сложившаяся практика, это не злой умысел, а всего лишь результат рокового стечения обстоятельств, тяжелого исторического наследия. Хорошо грекам - у них, где рукополагают - там и служат. А у нас? Еще Петр Великий начал постоянно перемещать с кафедры на кафедру епископов. От советского прошлого досталась традиция постоянного перемещения с прихода на приход священства. У нас, например, за последние 5 лет - 4-й настоятель. Отсюда и отсутствие в достаточном количестве примеров живой приходской жизни, или, как сказано в статье А.Фирсова: «Отцы наши - пастыри, за редким исключением......даже представления не имеют, что такое здоровая приходская община, как ее собрать и, что с ней затем, делать». Но сейчас то не царь Петр и не Микитка Хрущев, кто нам сейчас мешает? Вопрос к священноначалию - ответ см. 121 правило номоканона.

С умыслом или без умысла, но такая практика сложилась. Отсюда, как следствие, вытекает не менее соблазнительная практика - описанное выше игнорирование некоторыми настоятелями своих приходов. Понять то конечно можно: «того гляди, снова переведут, а надо успеть и о себе подумать, и на перспективу». А значит самостоятельный приход и тут помеха. Тогда реальный приход разгоняется, и заменяется «мертвыми душами». В случае если кто-то начнет задавать вопросы - так на переименование предела есть благословение правящего Архиерея: «А-а! Вы не согласны с Владыкой?...Вы главное забыли - 121 правило номоканона»!

Потому и ситуация с Алмаатинцами мне представляется совсем не такой, как её усиленно пытается представить прт. Александр, де это обычное противостояние «за» и «против» нового настоятеля. Если ему удастся перевести конфликт в эту плоскость, то конфликт уже будет классифицироваться, как посягательство на исключительное право правящего архиерея заниматься кадровыми назначениями в епархии. Но ведь ни кто так вопрос не ставил и не ставит. Это видно из текста статьи. Вопрос поставлен совершенно иначе - просто, прямо и понятно: почему новый настоятель не считает нужным прислушиваться к мнению прихода - «почему не провел приходского собрания». Фактически произошла, обычная для нашего времени, узурпация даже и тех мизерных нынешних уставных прав прихода. Возможно, формальность была соблюдена, и собрание всё же проводилось (как у нас - только на бумаге), но если собрание проводилось без участия прихода, то это банальное мошенничество. А если предположить, что уже и отчет сдан в епархиальное управление, и перерегистрация устава в Минюсте прошла с одобрения «мертвых душ»? Всё, хватит, так можно далеко зайти, мне уже и так сказали, что я задираю юбку Матери-Церкви, что это Хамов грех... Но сдается мне, что не подол это Матери-Церкви, а овчинка, размеров которой уже не хватает, чтобы прикрыть всех волков. А оправдание это от того, чьи грязные делишки от века делаются в тени и боятся огласки. И боюсь, без огласки этих «делишек», бесстрашно обрастающих волчьей шерстью, в чувство не привести. Безусловно, правильнее было бы обсуждать эти вопросы не в СМИ, а внутри Церкви. Но простите, вы помните, как была представлена «обратная связь» (умышленно не называю это народом Божиим или мирянами) на последнем т.н. Поместном Соборе?

Не пришло время назвать вещи своими именами? Понимая, как опасно хожу, всё же дерзну высказать своё частное определение (не личностям, конечно, но происходящему процессу): это «всё поглощающий рынок» (мамона), проник своими липкими щупальцами и в нашу Церковь, и делает из архиереев - «феодалов-арендодателей», из пастырей «арендаторов-требоисполнителей», из нас «захожан-требопотребителей». Но делать то он делает да, слава Богу, не из всех получается! И тогда, народ Божий - Царственное Священство...люди взятые в удел (1 Петр. 2:9) со своими пастырями добрыми, выводится за скобки этого уравнения, и подлежат либо рассеянию - суть уничтожению, либо выталкиваются в маргинальное поле и даже в раскол.

К сожалению, происходящее уже давно и очень многих вполне устраивает и даже выдается как норма. И норма системная.

Ровно, как и Соколов-Митрич в «Очень маленькой вере», могу сказать, что «в процессе подготовки этого репортажа мы побывали...» во многих уголках своей и соседних епархий, правда без цели написать репортаж. Тем не менее, могу свидетельствовать, что два описанных выше случая - варианты 1 и 2, не частность и «активная перестройка системы и ставка на бюрократический стиль управления», «замена личностей административными механизмами» идет везде, где я был, и повсеместно приносит свои плоды: «исполнители», как кукушата выдавливают «настоящих духовных авторитетов». Так же абсолютно соглашусь с автором, что: «Русская православная церковь... жива ровно до тех пор, пока в ней есть духовно сильные наставники и искренне верующие миряне. Таких людей до сих пор еще много, но новая система выстраивается против них. Эти попытки все заформализовать и закаруселить стремительно остужают духовенство, многие постепенно становятся функционерами. А к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители, и в конце концов наша церковь деградирует не только духовно, но и экономически. Еще какое-то время она может продержаться как «министерство нравственности» при «Единой России», но в конце концов и ей перестанет быть нужна». Возможно, всё именно так и закончится, как обычный рейдерский захват с последующим банкротством и распродажей «активов» [6], но с тем лишь отличием, что итогом «спецоперации» будет не обычный отъезд за океан небольшой кучки сказочно богатых людей, а Апокалипсис. Да, антихрист готов был прийти в мир уже много раз, и каждый раз этому мешала наша Церковь, та Церковь, которая не в бревнах, а в ребрах. Именно она мешала ему раньше [7], именно она помешает ему сейчас. Именно её не одолеют врата ада. А где в итоге окажутся те, кто «приватизировал активы», все православные знают из Писания.

Теперь понятно, почему основной вражий удар направлен против той Церкви, что не в бревнах, а в ребрах - против православных общин. Братства «прикрутили» уже к концу 90-х, теперь очередь за приходами. И описанный конфликт, это не конфликт «за» и «против» нового настоятеля, это конфликт между «приватизирующими активы», и Церковью что в ребрах. И устав прихода «заточен» не для собирания мирян в приходы, а на ограничение, недопущение, и даже изгнание.

Не знаю как вы, но я прихожу к неутешительным выводам, так же как, например, Соколов-Митрич в «очень маленькой вере», или А. Фирсов в «Почему не спешит воцерковляться Россия» [8].

Попробуйте добавить в эту «мозаику» еще некоторые реальные дела. Хотя бы, прошедшие за последний год мощнейшие скандалы, с применением провокаций, мошенничеств, пресловутого административного ресурса, ОМОНА, сговора с педофильским лобби и пр.. На мой взгляд, последние события с Удмуртскими клириками самые блеклые из всех (и, возможно, как и диомидовская провокация, просто дискредитируют серьезную проблему). Имею в виду, разорение Боголюбского монастыря, «молдавский скандал», «Барнаульский раскол». Конечно, что бы разобраться в каждом, форматом одной статьи не обойтись: пройдитесь самостоятельно по ссылкам [11-16]. Кстати, суть конфликта Барнаульского Вознесенского прихода с правящим архиереем (из-за чего целый приход ушел в раскол), как раз из-за тех пунктов устава [17], которые заменяют соборность самовластием. Напрасно ли они опасались этого самовластия, и так ли уж безпочвенны были их опасения? См. сценарии описанные выше. Потому, вполне разделяю опасения В.Осипова: «после того как если, не дай Бог, на грядущем Всеправославном Соборе, будут утверждены все намеченные реформы в отношении календаря, дисциплины постов и т.д., то при воплощении их в жизнь, на низовом приходском уровне будет парализована всякая возможность несогласия и противодействия. Так, что нас ожидают очень непростые времена, причем скоро. Бросается в глаза полное бесправие прихожан - они, получается, только источник дохода». Как-то не очень верится, что это возвращение «к догматическому основанию существования прихода, умаленному в период несвободы Церкви» [18] и, что это направлено на активизацию деятельности приходов. К сожалению, проблема не только в уставе, устав только предоставляет возможность явиться этим проблемам широким фронтом и «во всей красе». Отсюда я делаю свои субъективные выводы: пришло время главного экзамена. Хуже у нас еще не было. Даже во времена Батыя, у нас было главное - вера, и она позволяла выживать и побеждать. Но сейчас официальная РПЦ стремительно разрушает её остатки. Заметьте, эта позиция очень похожа на позицию 100 летней давности. Тогда врагами нашего Отечества целью №1 было объявлено русское Самодержавие, теперь Бжезинским первым врагом объявлено русское Православие. Тогда практически все духовенство поддержали временное правительство, и ни кто не возвысил голос в защиту Царя. Еще 19 февраля 1917 г. в Неделю торжества Православия все Российские архиереи возглашали: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема». Но уже 2 марта, Синод признал временное правительство. Даже до т.н. «отречения» Царя! Как это не ужасно звучит, но священноначалие первым предало Царя. И не только епископат преступил крестное целование, революция вообще, нашла поддержку и одобрение, в первую очередь, в среде духовенства. А в наше время предается уже и сама Церковь.

Что же теперь делать, тем, кто не спешит идти по этому широкому пути и в такое «светлое» будущее? Конечно, как минимум, необходимо понимать, что происходит. Повторюсь, необходимо отделить красивые заявления от творящихся дел. Сформулировать проблему - назвать (для себя и честно) происходящие ныне процессы своими именами. И затем решить, на чьей ты стороне и насколько для тебя важна конечная цель. Надеюсь, что этой целью будет всё же спасение.

В случае если есть крепкая община, необходимо приложить все усилия к её сохранению. Хотя бы так, как это сделали, приходы Богородского благочиния Московской епархии, материалы по ссылке [19]. Но и это не правильно. Конечно, если кто-то выложит в своём ЖЖ то, что видел своим глазами, или те письма, которые он подписывал сам - то и спрос только с него. Но официальное обращение от прихода, или приходов, или группы мирян должно прежде выноса на суд внешних, пройти все положенные ступени. Не надо давать «повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались [такими] [же,] как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». (2Кор.11.12-15). Итак, написать письмо правящему архиерею, заказное по почте или с отметкой о регистрации в канцелярии епархии. Нет результата, или он не устраивает - заказное письмо в управление делами МП, с приложением копии предыдущего письма архиерею. Далее, в Синод и вплоть до Архиерейского и Поместного Соборов. Необходимо понимать, что проблема системная и одним холостым выстрелом в сторону Чистого переулка её не решить. А решать надо. И ни каких революций или «расколов не поминающих», и ни какого малодушного бездействия. Бездействие в этом случае это, ни какое не смирение - это то молчание, которым и предается Бог и наша Церковь. А «смиряющимся» как будто бы ради личного спасения, здесь уместно вспомнить слова Спасителя: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк 8:34,35). И еще. Вспоминается вопрос инквизитора к Жанне Д Арк:

- В таком случае отвечай мне: если Господу угодно спасти Францию и если Он властен свершить все, что пожелает, какая тогда надобность в войске?

- Бог помогает тому, кто помогает сам себе, - сказала она. - Сыны Франции будут сражаться, а Господь дарует им победу !

....почтенный епископ вымолвил слова, вполне соответствующие данному случаю: "Клянусь Богом, дитя сказало правду. Господь повелел сразить Голиафа и послал ребенка, и ребенок сразил его!"

Ну, а где община не крепка, а вы не готовы «уйти в леса» в ожидании антихриста, но и сидеть сложа руки нет больше сил - предлагаю обдумать вариант «Б»: http://greenorc.livejournal.com/162777.html [9]. Воистину, все новое, это хорошо забытое старое. Отчасти похожее начинание людей, объединенных православной верой, уже давало на Руси колоссальный эффект и называлось артельным делом.

А вообще то, конечно, всё это когда-нибудь закончится Апокалипсисом. Но думаю не сейчас. Ничего у них не получится. Победим всё равно мы - те, в чьих ребрах Церковь. Всё потребное к тому у нас есть - есть ещё смоквы на русской смоковнице. И молитва на Руси жива, и Белый Царь у нас будет, и Правда Божия за нами. Вот только, «что бы Господь даровал Победу, воины должны сражаться».

 

P.S. 121 правило Номоканона апокрифично, т.е. его реально нет в правилах 4 Вселенского Собора. Вот что об этом правиле [10] пишет великий русский канонист 19-го века Алексей Степанович Павлов: «Правило - апокрифического и очень древнего происхождения. В источнике нашего Номоканона оно подписано было именем четвертого собора; но в других канонических сборниках усвояется даже Апостолам (см. так называемые "апостольские епитимии" у Питры в Jus eccles. graec., t. I, p. 105, can. 8)».

Потому оно и не имеет силы. И реально не работает. В этом можно убедиться, рассмотрев действующие нормы относительно лиц, имеющих право выдвигать обвинения и свидетельствовать в церковном суде против клириков - мы не найдем там никаких запретов на участие в таких судах мирян, более того это участие достаточно часто встречается.

И если мирянин видит, что учение, какого то священника противоположно учению Церкви, то обличать такого не только можно, но и должно: "если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1:8).

 

Ссылки:

 

[1] http://pritvor.kz/

[2] http://rusrep.ru/article/2011/04/05/vera/

[3] http://www.ruskline.ru/analitika/2011/03/21/kakogo_my_roduplemeni_ili_uslovie_vyzhivaniya/ [4] http://www.yareparhia.ru/index.php?name=News&file=article&sid=1236

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html

[6] http://www.ruskline.ru/analitika/2011/04/12/sohranyat_duhovnuyu_trezvost/

[7] http://www.ruskline.ru/analitika/2010/12/15/brestskaya_uniya_doloj_vlast_bratskuyu/

[8] http://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/pochemu_ne_speshit_vocerkovlyatsya_rossiya/

[9] http://greenorc.livejournal.com/162777.html

[10] http://ustav.livejournal.com/150272.html?thread=2573824

[11] - И.Друзь «А золотые купола кому-то черный глаз слепили...» 

[12] http://www.3rm.info/religion/print:page,1,5002-eres-zagnannaya-v-ugol-pokazyvala-zuby-pervaya.html

[13] http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/08/burnaya_politicheskaya_osen_v_rpc_uzhe_nachalas/ [14] http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/07/hristiane_ozabocheny_novymi_problemami/

[15] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80095

[16] http://www.3rm.info/8641-obrashhenie-bratii-svyato-uspenskoj-pochaevskoj.html

[17] http://www.alt-srn.ru/church/25-pravoslavie/145-voznesenskaya-cerkov.html

http://nychurch.livejournal.com/93954.html

[18] http://altai.eparhia.ru/news/?ID=808

[19] ПИСЬМО ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ ОТ ПРИХОЖАН 18-ТИ ПРИХОДОВ БОГОРОДСКОГО БЛАГОЧИНИЯ (МОСКОВСКАЯ ОБЛ.) РПЦ МП 

[20] ПИСЬМО ПРИХОЖАН ХРАМА ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ С ВЫРАЖЕНИЕМ НЕДОВЕРИЯ БЛАГОЧИННОМУ БОГОРОДСКОГО ОКРУГА МО М.Ю. ЯЛОВУ 

[21] http://ansm2000.livejournal.com/4683.html

[22] http://danuvius.livejournal.com/111620.html?thread=1627140#t1627140



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 33

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

33. Наталья Чернавская : автору
2011-11-09 в 20:04

Я весной не увидела Ваш ответ, вот сейчас только прочла, зайдя по ссылке отсюда http://ruskline.ru/n..._zamolvlyu_ya_slovo/. Бог в помощь, на самом деле я только за подобные начинания, другое дело, как и кем они воплощаются. Помню, канувшая в Лету партия "За Русь святую" издавала газету "Правопорядокъ", и там опубликовали программу "Общинная Россия", Александр Чернавский написал. И там так всё красиво было изложено на бумаге, просто дух захватывало! На деле, увы, не получается.
"Гладко вписано в бумаги,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить..." В жизни, мне думается, любые формы взаимной поддержки не только православных, а, например, коллег или соседей (не говорю - родственников) тем и ценны, что противостоят чему-то страшному, но попробуй их регламентировать - вряд ли что получится...
32. Галина : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-09-11 в 19:32

Статья полезная. Особенно вот эта рекомендация:
"...Итак, написать письмо правящему архиерею, заказное по почте или с отметкой о регистрации в канцелярии епархии. Нет результата, или он не устраивает - заказное письмо в управление делами МП, с приложением копии предыдущего письма архиерею. Далее, в Синод и вплоть до Архиерейского и Поместного Соборов."
................

Это хоть какое-то конкретное предложение. Хоть что-то... Все же лучше, чем совсем ничего... Потому что полное бездействие - это предательство. Воины и вправду должны сражаться!
31. С.И.Халин : 16. Наталья Чернавская
2011-05-30 в 23:35

По поводу варианта «б» имелось ввиду, совсем не «Скинуться и вожаков выбрать … почему они большее доверие будут вызывать?» И уж тем более, я против революционных выступлений. Я имел ввиду практическую организацию жизнеспособной православной общины, даже в условиях противодействия. Общины, по принципу братчин, артелей широко распространенных на Руси с X по XX вв.
Эти братства, братчины, артели, являлись производственными и одновременно общественными организациями на основе православной веры. И чем крепче вера, тем шире возможности. Так наибольших успехов, тогда, добились старообрядцы.
Потому, в статье мною сделано единственное, но главное добавление к ссылке – эти объединения должны быть объединениями православных. Иначе, даже если это и получится, то закончится так же как это кончилось в 20 веке: «артельный созидательно-православный дух вырождался в дух нравственно-отвлеченный, просто кооперативный, приспосабливающийся к духу капитализма». http://www.tolk-i-po...ournal/document/1953

Зачем все это надо?
Во-первых, люди объединенные верой, это уже народ Божий.
Во-вторых, в краткосрочной перспективе, это позволит (православным) приобрести «чувство локтя». Не для кого ведь не секрет, что наше общество атомизированно. Каждый конкретный человек в нем, всегда оказывается в заведомо проигрышных условиях перед любыми объединениями, например диаспорами.
В-третьих, в среднесрочной перспективе, это может способствовать оздоровлению гражданского общества и даст реальную возможность влиять этим православным общинам на политику своей страны, т.е. явится той солью общества, которая его подготовит к приходу православного Самодержца. Т.е. не конституционной монархии Кирилловичей или Гогенцоллернов «спущенной сверху», но православного Самодержавия как осознанной необходимости вымоленной «снизу».
Но пока это лишь мечты. Простите. И речь идет только «о чувстве локтя» - времена нынче сложные, и ожидаемое будущее оптимизма не внушает, а значит времени на раскачку нет.
Эх, если бы не наша лень да «авось», в купе с маловерием, унынием и подозрительностью друг ко другу… Именно поэтому реальны объединения лишь в очень малые общины.

Всех, кто меня поддержал, благодарю. За критику благодарить не приходится, так как не увидел достойной аргументации. Разве, что за деятеля, пишущего «инструкции» Филимонову отдельная благодарность. По крайней мере в их стане, меня поняли.
30. Наталья : Картина ясная - Одесса красная, и мне с Одессой той не попути
2011-05-29 в 17:57

Я с вас смеюся. Какие пафосные речи со святоотеческими цитатами, предостережения о нарушении покоя внутри Церкви! И всё это ради защиты самой обычной УГОЛОВЩИНЫ. Как говорил незабвенный Мюллер (устами Броневого): «А в подоплеке то что? - Деньги!»
Ну чем, скажите мне, отличаются «бронштейны» в черных кажанках и с маузерами, грабящие храмы, избивающие старух и расстреливающие священство от теперешних типа «александров яковлевичей суворовых, яловых и пр - исраелей янкелевичей шнипперсонов в рясах и с наградными наперстными крестами тоже грябящие храмы, тоже избивающие старух, но правда ПОКА не расстреливающие настоящих попов, а ссылающие их в глубинки, где доход прихода равен 2,5 тысячам рублей в год? Неужели тем, что вместо решений ЧК прикрывают свои беззакония решениями священноначалия? Цели и главное РЕЗУЛЬТАТЫ те же!!!!
29. Аноним : Филимонову 26
2011-05-29 в 16:02

Примечательно, что сразу после вашей цитаты по тексту Св. Кирилла Иерусалимского идет:" Церковию же (т.е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает, как в книге Левитской говорит Господь: и весь сонм собери пред двери скинии, свидения (Лев. 8, 3). Замечательно, что слово собери в первый раз в Писании употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона Первосвященником. И в книге Второзакония говорит Бог Моисею: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене (Втор. 4, 10)." Заметьте "сбери", а не "разгони"
28. Nemo : 26. Филимонов
2011-05-29 в 14:22

Что же тут можно "подменить авторитетом настоятеля"?


Да все можно "подменить". Вот, скажем, "повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди". А теперь это учение, скажем, будет преподаваться по кочетковски или по кураевски. А нас не спрашивают, хотим ли мы или что мы думаем. В ведь "В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора."
Как же это может привести "род человеческий" к "истинной вере", если те же кочетковцы вообще - секта? Наврачевались и наисцелялись всех родов "грехов, душею и телом содеваемых", что многие, видя такое, охладевают к Церкви или вовсе в раскол уходят. И, что убивает - люди, непрерывно провозглашающие "любовь к Христу", "надо жить во Христе" и прочее, даже не выражают сожаления о тех, кого ввели в соблазн. В их терминологии идет "выдавливание гноя из Церкви". А участвуй полноценно церковный народ в жизни Церкви, не разгулялось бы все так. Эти группы только "под прикрытием" могут работать, народ их не уважает.
27. Nemo : 24. Дориан
2011-05-29 в 13:56

..статей таких не допускать. Это же чистой воды подрывная работа.


Да-да, возомнили о себе, понимаешь. За нас настоятель лучше знает, а за него архиерей.
p.s. Не устаю повторять, что все познается в сравнении. Скоро нам наше проклятое социалистическое прошлое покажется торжеством личностного начала, соборности и демократии вместе. Идет общий и очень быстрый процесс превращения нас в безликую массу, управляемую пиар-технологиями и "эффективными менеджерами". Церковь еще по своей консервативности не впереди этого процесса, хотя активная и наглая группка модернистов внутри нее очень хочет не просто шагать в ногу, но и возглавить этот процесс. Это у них называется "иначе у Церкви нет будущего, иначе - гетто". То, что описывает статья и многие комментарии - только частный случай, капля из этого потока.
26. Филимонов : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-29 в 07:35

Св. Кирилл Иерусалимский: "Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях."

Что же тут можно "подменить авторитетом настоятеля"? Символ Веры нам надо понимать все же в Святоотеческом, а не в публицистическом толковании...
25. Игорбор : о границах Церкви
2011-05-29 в 02:01

Уважаемые,
В Символе Веры нам даны четыре свойства Церкви Христовой.
Единая (земная + небесная).
Святая.
Соборая.
Апостольская.
Эти четыре свойства являют символ креста.
И если в собрании "прихожан" Соборность заменяется авторитетом настоятеля, то такое собрание уже не Церковь, но секта "отца" настоятеля. Куда приведут свое стадо такие "пастыри" известно - к ступеням третьего храма.
СпасиБо автору за систематический анализ и рнл за публикацию.
24. Дориан : На 21
2011-05-28 в 17:07

Может быть Ваш стиль окажется для наших коллег по РНЛ более вразумляющим. С п.1 не раз призывал покончить со всей подобной говорильней, да и статей таких не допускать. Это же чистой воды подрывная работа.
23. Аноним : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-28 в 14:29

Всегда, когда приходится встречаться с абсолютными и беззастенчивыми попытками обелять черное, и очернять белое,подменять понятия, ссылаться на здравый смысл при полном его осутстви.Называть мошенничества и насилия против Церкви и ея соборности - "созданными механизмами защищающими единство Церкви и наши святыни от произвола "церковной демократии". Защиту от этих "механизмов" - "подрывной работой внутри Церкви". Абсолютно установленный факт - " диомидовской клеветой на Св. Новомучеников, якобы "предавших Царя".Попробуйте сначала его оспорить: http://www.zlev.ru/167/167_16.htm
или: http://rusk.ru/st.php?idar=10546
Но когда в качестве аргументации идет обычная для таких полемистов ХУЦПА, то пусть они хоть трижды русскими фамилиями подписываються, очевидно из какого они племени.
22. Мария : Мы живем в правовом государстве или где?
2011-05-28 в 11:26

Хороший пример (http://democrator.ru/problem/4634) и очень показательный для понимания сегодняшнего положения дел.
Православные верующие, защищающие восстановленную ими по своей инициативе, на свои средства и своими силами православную святыню (храм Святой Троицы в подмосковном селе Балобаново) от надругательства, а также свои конституционные права на свободу вероисповедания и личную неприкосновенность, руководствуются законом и чувством сознательной ответственности перед Церковью и перед Богом, о которой им говорит Святейший Патриарх Кирилл: "Церковь – это не только священно- и церковнослужите ли. Церковь – это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Ответственное служение церковной Полноты является важным залогом успеха нашей миссии и укрепления внутреннего единства. Усилия по повышению роли мирян является важнейшей задачей иерархии, которой надлежит всячески способствовать осознанию верующими своей ответственности за судьбу Церкви. Укрепление соборного начала означает и последовательно с развитие различных форм советования иерархии с Полнотой церковной по важнейшим вопросам ее бытия" (http://p2.patriarchi...346051/Doklad_AS.doc).
В то время, когда Святейший Патриарх говорит о важности духовно-нравственного воспитания в духе истинного православия и воцерковления наших сограждан, у добропорядочной приходской общины отбирают восстановленный своими силами храм! Это что, специально делается? Это специально мелкий епархиальный клерк с молчаливого согласия своего подмосковного начальства выставляет Патриарха прожектером, а Президента России, который говорит о важности нашей исконной православной культуры и необходимости слышать голос простых сограждан - болтуном?
Что ни говорите, но клирики и прихожане - это граждане Российской Федерации и они не хотят быть бесправными, да это и не допустимо в правовом государстве. А судя по последним изменениям в Уставе РПЦ, их такими усиленно пытаются сделать.
К слову - не знаете почему изменения в Устав РПЦ не проходят государственную регистрацию с 2000 года? Это законно?
Вот именно, что - нет. Вот отсюда и возникают такие, можно сказать "классические", ситуации, когда одни бесправные, а другим все позволено (как они думают), и последние считают для себя возможным распускать руки и раскидывать бабушек во время захвата храма, демонстрируя типичное "торжество" безнаказанности над беззащитностью. Только они забыли, что эти бабушки - полноправные граждане России, ветераны и инвалиды, у них есть дети, которые не позволят хамам калечить их матерей и заставят их отвечать перед судом за свои преступления.
21. Филимонов : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-28 в 08:18

Милые мои, вы разве не видите, что происходит? Какой-то деятель, отождествляющий себя с Жанной Д Арк, пишет вам инструкции по подрывной работе внутри Церкви, а РНЛ радостно их публикует. Здесь и диомидовская клевета на Св. Новомучеников, якобы "предавших Царя", и ссылки на ЖЖ какого-то деятеля, предлагающего нам "создать и финансировать пирамидальную иерархию", и Бог знает что еще. Это очевидная патология, что вполне закономерно. Давать таким как автор волю - значит впускать в нашу Церковь откровенный дурдом, да еще и с претензиями. По-моему, если это кого и порадует - так только Суркова, да Павловского с Гельманом. То, что в православной среде находятся желающие от чистого сердца помогать им в их работе - показатель их профессионализма.
20. Ф.Ф. Воронов : На 15. Филимонову.
2011-05-28 в 00:01

Дело не в "церковной демократии". Называйте, как хотите, но нормой является, когда люди (прихожане) отвечают за себя и несут реальную ответственность за приходскую жизнь.

Гротеском является нынешнее положение, когда по новому приходскому уставу "приходское собрание" -- это не общее собрание зарегистрированных прихожан, а некий условный орган, состоящий из лиц, назначенных архиереем и которые им же могут быть заменены на других. Этим понятие прихожан полностью извращено.

А ведь еще в 1950-е годы (!) приходские собрания с выборами (!) старосты и решением других приходских дел были нормой. Это в подсоветской России, при Сталине и Хрущеве. (См., например, книгу Соколовой "Под кровом Всевышнего".) Сохранялись остатки верного понимания церковного устройства.

Устав 1988 года был в этом отношении куда лучше (хотя далеко не идеален). Но можно наблюдать последовательное ухудшение при переходе к уставу 2000 г. и к нынешнему.

Почему не верить в церковный народ?!
19. Алекс : Филимонову
2011-05-27 в 19:06

"Ситуация сегодня такова, что абсолютное большинство прихожан в здравом уме и твердой памяти абсолютно доверяет архиереям". = = = =вы будете смеяться, но я, и с тем же успехом, мог бы утверждать обратное. Но именно потому что в здравом уме и твердой памяти, не дерзаю делать такие безаппеляционные заявления и вас в этом не поддерживаю
18. Алекс : 15. Филимонову :
2011-05-27 в 18:49

Как же вы дурно о нас думаете. И не мешает вам то, что именно такой создал Христос свою Церковь и имено такой она сохранялась Им 2 тысячелетия. Но не по Его, а по вашему, именно "Сегодня "самостоятельность приходов" жизненно необходима политтехнологам и манипуляторам, оккультистам и сектантам. Разреши ее - и в кратчайшее время у нас возникнут три, четыре, пять "альтернативных православных церквей" == = =Понятно, вам то виднее. А пока именно при таком отстаиваемом вами раскладе, целые приходы уходят в раскол.
Все ваши пространные мудрствования это по сути оправдания описаных мошенничеств и разгонов приходов. И не кочетковских самостоятельных к обновленчеству приходов, а самых обычных.Что-то в этом мне напоминает поговорку про того кто громче всех кричит "держи вора"
17. Ф.Ф. Воронов : Другая модель взаимоотношений епископа со священниками и паствой.
2011-05-27 в 18:30

Пример нашего времени, даже подсоветский. Всё от человека зависит, ну, и от того, что проповедуется как "норма".

О владыке Ермогене (Голубеве). Извлечение из журнала о. Павла Адельгейма:


В память вечную будет праведник

6 Апр, 2011 at 11:51 PM


В день Благовещения Пресвятой Богородицы почили в Боге патриарх Тихон и принявший от него некогда хиротонию во иеромонаха архиепископ Ермоген Голубев. Оба святителя отдали служению церкви все силы и сознательно понесли ради неё много скорбей. Они не ставили перед собой иных задач и посвятили жизнь Христу - своей единственной любви. В этом сходство их жизни, как и смерти, пришедшейся на один день.
Мне посчастливилось видеть епископов, которые не искали личного благополучия, были бескорыстны и отдавали жизнь за паству, уподобляясь доброму Пастырю: «душу Мою полагаю за овцы». Первым архиереем, который меня рукоположил, и под омофором которого началось моё священнослужение был архиепископ Ермоген. Пройдя через все испытания советской репрессивной машины, архиепископ Ермоген сохранился несгибаемым, как скала.
Долгое время архимандрит Ермоген был членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а потом её настоятелем. Монашеская жизнь протекала мирно, потом настоятеля арестовали . Он получил 10 лет лагерей. После освобождения приехал в Ташкентскую епархию, которой тогда управлял архиепископ Гурий (Егоров) и был назначен настоятелем собора в Самарканде, где прослужил до 1953года.
Между архиереем и архимандритом Ермогеном, было соперничество. Владыка Гурий его «прижимал», и владыка Ермоген говорил: «Если стану архиереем, и владыка Гурий будет зависеть от меня, я послужу ему иначе». Такая возможность скоро представилась. Владыка Гурий лишился кафедры и на некоторое время оказался за штатом. Архимандрит Ермоген принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Ташкентскую кафедру. Замечательна была «архиерейская месть». Владыка Гурий тяжело переживал лишение кафедры, и епископ Ермоген всячески его поддерживал, окружил заботой, стараясь облегчить его огорчение. Получив новое назначение Владыка Гурий сохранил о епископе Ермогене благодарную память. Архиерейское служение митрополита Гурия завершилось на Ленинградской кафедре.
Общецерковное служение архиепископа Ермогена требует отдельного разговора. Здесь привожу немногие воспоминания очевидца о его епархиальном служении, и памяти, которую он оставил по себе в ташкентской епархии за 7 лет служения.
Совет по делам религий при СМ СССР завёл жёсткий порядок регистрации духовенства. Епископ должен был «согласовывать» кандидатуру священника прежде его рукоположения и назначения. Архиепископ Ермоген не подчинился этому порядку. Он прежде рукополагал и назначал священника, а затем с Указом на руках посылал за регистрацией к уполномоченному Совета. Такая практика вызывала раздражение уполномоченного.
В Ташкенте памятником архиерейского служения архиепископа Ермогена остался построенный им Кафедральный собор. В 1958 г. архиепископ построил в Ташкенте великолепный кафедральный собор. Собор, существовавший до того времени в Ташкенте, был невелик и совсем не походил на Кафедральный собор. Владыка решил построить новый собор. Был конец 50-х, когда не только строительство, но и косметические ремонты храмов запретили. Чтобы не остаться вообще без собора, Владыка не разрушил старый храм, а выстроил новый храм над старым, остававшимся внутри нового. Владыка заложил новый фундамент, возвел стены, а когда строительство подошло к концу, старый собор по частям вынесли из нового здания . Двухпрестольный храм вмещал до трёх тысяч народа. В то время на миллионный Ташкент было всего четыре храма, и места для людей не хватало. Благодаря уникальным талантам и помощи Божией, Владыка сумел собрать значительные средства, которых оказалось достаточно не только для строительства собора, но и для его великолепного интерьера: мраморного иконостаса с иконами, золочёными вратами, бронзовыми люстрами и просторными хорами. Сам Владыка часто служил священническим чином в будние дни. Торжественные встречи и облачения на средине храма совершались только по большим праздникам. В воскресные дни он чаще облачался в алтаре, и выходил на середину храма в саккосе. Когда не служил, постоянно стоял вне алтаря, на солее, где за иконой было установлено для него кресло.
Архиепископ Ермоген организовал в Ташкенте епархиальную гостиницу для приезжавшего духовенства. Приезжая в Ташкент по вызову архиерея или по личной нужде, каждый клирик бесплатно получал уютную комнату и питание. Гостиница не имела коммерческой цели. Так осуществлялась забота о клириках. В каждом приходе Владыка на епархиальные средства приобрёл приходские дома для проживания священника.
В пятьдесят седьмом году он построил собор , а в шестидесятом его лишили кафедры. Мне, слава Богу, довелось попасть в Ташкент в 1959 году, получить от него дьяконское рукоположение и послужить при нем в кафедральном соборе дьяконом. Владыка не только построил собор. Он наполнил его жизнью, собрал вокруг себя достойное и просвещённое духовенство, обеспечил богослужение качественной проповедью. Обычно проповедовал он сам или архимандрит Борис (Холчев) . Отец Борис был замечательным проповедником. Много лет он был целибатным священником. Когда владыка Ермоген постригал его в монашество, он не стал изменять его имя и сказал: «Ты всегда был монахом и всегда жил монашеской жизнью, поэтому я не стану менять твоё имя».
Святейший Патриарх Алексий предполагал объединить под омофором архиепископа Ермогена Ташкентскую и Казахстанскую епархии. Было решено назначить архимандрита Бориса викарным епископом в Алма-Ата. Возникала огромная епархия из четырех республик, в которой открывался простор для кипучей деятельности владыки Ермогена.
К сожалению, произошли принципиальные перемены, изменилась политика, началось хрущевское гонение. Возведение Кафедрального собора на месте небольшого храма в центре Ташкента выглядело как серьёзный политический просчёт уполномоченного по делам Православной церкви при Совете министров УзбССР. Уполномоченный Вороничев почувствовал себя уязвлённым и возненавидел архиепископа. С этого события началось трёхлетнее противостояние. Владыку Ермогена, который был стержнем духовной жизни в Ташкенте, лишили кафедры и сослали в Жировицкий монастырь. Там закончился ташкентский период его деятельности. Это была первая ссылка, в которую отправила его церковная власть.
Добрая память о Владыке Ермогене осталась почти фантастической. В Ташентской епархии не было коррупции, разрушающей современную церковную жизнь. Оказалось, что исключить коррупцию совсем не трудно. Указом архиепископ запретил младшим клирикам делать подарки старшим по положению. Старшие могли одаривать стоявших ниже по должности на иерархической лестнице, а младшие не могли дарить старшим. Вскоре после назначения на кафедру епископ Ермоген написал Распоряжение:
«Ко мне обратился настоятель одного из приходов с приглашением совершить богослужение в день Престольного праздника. При этом он выразил озабоченность по поводу расходов, необходимых для приёма архиерея и сопровождающих клириков. Довожу до сведения всех настоятелей храмов, что архиерей будет посещать каждый храм своей епархии и совершать там богослужение. Приходы не несут никаких расходов, связанных с посещением архиерея. Все расходы по приёму архиерея и сослужащих ему клириков возлагаются на Епархиальное Управление».
Где нашёл епископ средства для столь щедрой благотворительности?
В пятидесятые годы духовенство РПЦ получало доходы от «кружки». Деньги за требы и пожертвования клались в кружку, опечатанную приходской печатью. Раз в месяц «кружку» делили. Собирался весь причт, снимали печать, считали деньги. Две части оставляли на храм, одну часть отдавали причту. В то время духовенство облагалось по 19-ой статье, исчислявшей процент налога по прогрессирующей шкале. Размер налога мог вырастать до 95% от суммы годового заработка. В качестве налога государству отдавали огромные суммы. Причём, духовенство, как и осуждённые в СССР, были лишены социального страхования: пенсий, бюллетеней, оплаты инвалидности, обеспечения жилищем и транспортом, санаторно-курортного лечения и прочих социальных льгот.
Архиерей ввёл новую форму оплаты. Всё духовенство Ташкентской епархии перешло на твёрдые денежные оклады. Это была первая епархия в РПЦ, перешедшая на зарплату. Оклады были минимальными, в пределах 100-150 рублей. Все приходские средства епископ сосредоточил в своих руках, купил на них облигации 3% золотого займа, который ходил в свободном обращении, и выдавал премии епархиальному духовенству к каждому празднику по 1000-3000 рублей. Кроме двунадесятых и Престольных праздников он давал премии на все большие праздники. На рождение ребёнка, на свадьбы или похороны выделялись духовенству деньги в размерах 5000-10 000 руб. Когда финансовые органы потребовали выплатить налоги с премий, архиепископ обратил их внимание на государственную гарантию, обеспечившую каждую купюру: «не подлежит обложению налогами и сборами». Это немногие из аспектов многосторонней деятельности архиепископа Ермогена.
В наше время епископ имеет больше возможностей для заботы о благополучии клира, но не реализует их. Мы не видим заботы епископа о клире. Где вы видите гостиницы или приходские дома, приобретённые на епархиальные средства? Епископ имеет по нескольку роскошных резиденций в городах епархии, а вызванному в город клирику негде переночевать. О посещении епископом храмов и подносимых ему подарках лучше молчать. Клирику не придёт в голову жаловаться на отсутствие заботы со стороны епископа. Безразличие епископа к нуждам клира стало современной нормой епархиальной жизни.
Труднее смирить христианскую совесть перед не легитимными требованиями легитимной власти. Дисциплина обязывает к подчинению, а с совестью никак не справиться! Поэтому, когда спрашивают: «как исправить нелепые решения епархиального начальства?» - клирик вынужден отвести от себя коварный вопрос. Пусть на него ответят те, кому дана власть принимать решения.
В 1961 году архиепископ Ермоген из заточения в Жировицком монастыре приехал на Архиерейский собор, чтобы воспрепятствовать отречению архиереев РПЦ от управления храмами, церковным имуществом и хозяйством. Его не впустили на Собор. Он передал письмо в качестве выступления. Письмо не зачитали и поступили не по принципам, а по обстоятельствам. Архиереи РПЦ отказались от имущественных прав. Выступление архиепископа Ермогена было последней каплей. Церковная власть заточила его в монастырь до самой смерти. Там он провёл последние 15 лет жизни и почил в день Благовещения от сердечной недостаточности.

16. Наталья Чернавская : автору
2011-05-27 в 14:46

Совершенно непонятно, чем вариант Б лучше существующего положения вещей.Скинуться и вожаков выбрать - это я уже и раньше читала, но почему они большее доверие будут вызывать? Возьмут и исчезнут вместе с кассой. Архиереи не ангелы, но, по крайней мере, пока, по-моему, ни один так не поступал. А то, что у отца Павла в ЖЖ пишут, обязательные архиерейские поборы на Пасху с Рождеством - дикость и иго, конечно. Но вот и при татарах с монголами жила же церковь. Пока не нашлось святых князя Дмитрия с игуменом Сергием освободить её от этого ига. И сейчас безсмысленны и разрушительны будут все попытки возстания - без подлинных вождей, таких, как преподобный Сергий и святой благоверный князь Димитрий. Отец Павел Адельгейм - достойный пример, как нужно под этим игом жить, если хватить веры и сил.
15. Филимонов : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-27 в 12:43

Ситуация сегодня такова, что абсолютное большинство прихожан в здравом уме и твердой памяти абсолютно доверяет архиереям. Кто спорит с тем, что бывают случаи, когда архиерей действует не лучшим образом. Или когда личность священника затмевает собой прихожанам все остальное и на приходе складывается нездоровая обстановка. Всякое бывает. Но вред от "церковной демократии", по сути своей обновленческой, был бы неизмеримо, многократно больше.


Вот в соседней статье о. Владимир Правдолюбов разбирает ситуацию с о. Геннадием Фастом. http://ruskline.ru/a...kij_urok/?p=0#315907 . Можно соглашаться с ним, можно не соглашаться, но факт остается фактом: священник разработал собственное учение и практики, которые не устроили архиерея и тот принял меры. Хорошо, у самого о. Геннадия хватило веры и послушания не поднимать скандала, как ни хотели его раскрутить либералы. А ведь приход о. Геннадия был как можно понять немаленький и преданный своему настоятелю! "Церковная демократия" в такой ситуации дает все условия для обособления прихода от Церкви.

Церковь - основа всех здравых общественных сил России. Расколоть ее, сделать ее части объектом манипуляций - мечта любого, кто хочет управлять этой страной, не считаясь с правдой и совестью. Это прекрасно понимали и большевики, вложившие множество сил в церковный раскол, и Гитлер, говоривший о том же. Сегодня "самостоятельность приходов" жизненно необходима политтехнологам и манипуляторам, оккультистам и сектантам. Разреши ее - и в кратчайшее время у нас возникнут три, четыре, пять "альтернативных православных церквей". Ошибок обновленчества они не повторят - все будет крайне чинно и благообразно. Разумеется, внутри этих течений тут же начнутся свои склоки и расколы - такова судьба всех, кто остается вне Церкви. Но этого в принципе и надо всякой сволочи - церковь, расколотая на множество частей, грызущихся и обличающих друг друга. И всякий, кто в сегодняшней ситуации агитирует за "самостоятельность приходов", агитирует именно за это.
14. Бибиков Н.Г. : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-27 в 11:32

Прочел о" рейдерском" захвате храма и прихода и не удивился.Священоначалию завсегда поклон,однако...Как действуют "церковные приватизаторы " сам видел. Достаточно молодости и энергии новоназначенного настоятеля и любой, (ЛЮБОЙ !) приход за месяц преобразится до неузнаваемости. Начнут исчезать стареющие прихожане и появляться новенькие лимузины. В пооследние 2-3 года таких случаев все больше.
13. Аноним : Воронову
2011-05-27 в 09:55

То что кочетковцы поднимали эту, действительно серьезную проблему, вовсе не значит, что они теперь "достойнейшие"
12. Алекс : Всем поддерживающим беззаконие, нечестие и мошенничество и участвующим в них
2011-05-27 в 09:45

прп.Лаврентий Черниговский: И видите, как все это коварно готовится? - продолжал со слезами батюшка. - Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все "сатанинское сборище" (Апок. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!
Разворачивая церковный календарь, сказали: «Батюшка, посмотрите, сколько архиереев много»!
-Да я вижу только четырех, да ещё пятый будет.
«Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте!
«Многие и многие из этих священников погибнут за свою небрежность и нерадивую духовную жизнь! Большинство священства предадут Святую Церковь и поведут за собой народ. Они не будут думать о своём спасении, а тем более о других»
«При кончине века будет очень много людей, больных на голову. И очень трудно бывает человеку, если враг совьёт гнездо в его голове. Но если претерпит до конца, то спасен будет!»
Спастись в последнее время не трудно, но мудро. Кто преодолеет все эти искушения, тот и спасется! Тот и будет в числе первых. Прежние будут как светильники, а последние — как солнце. Вам и обители приготовлены другие. А вы слушайте да на ус мотайте!» http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=459
11. Аноним : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-27 в 07:49

Некоторые таким путем дошли до утверждения, что Телом и Кровию "не все готовы причащаться".
Если соборность, то собоность. А если "регулируемая демократия", тогда Филимонов прав.
10. Архипов В.В. : Филимонову на №4: "рейдерские захваты", говорите?
2011-05-26 в 23:25

А как вам вот такие "рейдерские захваты" "по благословению":

"А наш приход храма Святой Троицы в Подмосковье послушно принял новый типовой Устав и после этого с нами вот, что сотворили.

На протяжении 17 лет мы вместе с нашим пастырем игуменом Николаем (Кошелевым) восстанавливали храм Святой Троицы, расположенный в селе Балобаново Ногинского района Московской области, отдавали свои зарплаты и пенсии, свои силы и время на его восстановление, на возрождение духовности в нашем крае, миссионерскую деятельность и благотворительность.

За это время совместными усилиями храм был восстановлен фактически из руин, проведены все необходимые коммуникации и сетевые подключения, отлиты колокола, обихожена и украшена территория вокруг храма, приобретены иконы и церковная утварь, составлены проекты воскресный школы и парковой зоны. Всё это мы делали на свои личные средства (других средств нам никто не выделял) и своими силами.
Такие успехи стали возможны благодаря личному примеру и высокому авторитету отца Николая, основанному на его истинной православной духовности, нравственной чистоте, безкорыстии, христианской мудрости, доброте, отзывчивости, трудолюбии и усердном служении Богу и людям.

Отец Николай всегда протягивал руку помощи малоимущим. Он бесплатно совершал крестины, отпевания, помогал детским домам, устраивал для детей Рождественскую елку с подарками, на 1 сентября устраивал молебны для школьников, 30 тыс. руб. передал в прошлом году пострадавшим от пожара, кормил малоимущих стариков. Все его родственники бесплатно работали в храме.

26 октября 2010 года отца Николая вызвали к секретарю Московского Епархиального управления протоирею Ганаба А.В. В это время, пока отец Николай был в отъезде, в храм приехали неизвестные лица и объявили, что игумен Николай переведен в другое село (Мамонтово) и в храме будет другой настоятель (Кунашов Александр Юрьевич), которому надлежит отдать ключи от храма.

Без отца Николая учредители и приходской совет передавать незнакомым людям ключи от храма отказались и попросили прибывших лиц дождаться возвращения настоятеля. Но эти лица ждать не захотели и уехали.

А уже в 6 часов утра 27 октября 2010 года этими же лицами был осуществлен "рейдерский" захват храма со взломом замков, битьем стекол в окнах, избиением сторожей и кражей ценных икон из храма, приобретенных учредителями и прихожанами на собственные средства.

Руководил захватом храма благочинный церквей Богородского округа Московской епархии РПЦ МП протоиерей Ялов М.Ю."

Источник в Рунете: http://danuvius.live...ad=1627140#t1627140

Говоря вашими словами: "В общем, низкий поклон нашему Священноначалию за то, что несмотря на все искушения, созданы и действуют механизмы, защищающие единство Церкви и наши святыни от произвола "церковной демократии"."
9. Аноним : Филимонову и lucia
2011-05-26 в 22:38

"...каждом приходе могут найтись ревнители, полагающие себя вправе объявить "такого-то батюшку считаем недостойным священного сана, архиерея считаем разорителем веры..." Скажите, а к кому обращен возглас-вопрос архиерея "Аксиос?", не к Вам ли7 Или Вы еще "в значительной мере неготовы" отвечать адекватно?
Ваше дело. Но есть те кто готов, даже до смерти: http://svpressa.ru/s...iety/article/43407/
8. lucia : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-26 в 20:46

Филимонов прав.
7. Дориан : Перспективы...
2011-05-26 в 19:41

На фоне массовости и силы внешних факторов отвлечения мирян от Церкви все эти дрязги и нездоровье, заметные желающему прильнуть к ней человеку, очень скоро сократят поток таких желающих до несущественной величины. Притока в Церковь не будет, отток же и распад тоже как-то предвидятся. И останутся лишь еще большие массы невоцерковленных верующих (да и верующих ли?). Этого мы хотим?..
6. Ф.Ф. Воронов : Подняты реальные и насущнейшие вопросы!
2011-05-26 в 16:56

(Маленькое замечание: ПРИДЕЛ в храме пишется через "и" -- от слова "приделать", ведь там устанавливается дополнительный престол.)

Автор поднимает самую больную проблему: что в нашей Церкви можно обращаться с церковным народом как угодно -- игнорировать, врать ему, манипулировать. И людей, самое страшное, приучают к этому как к норме жизни. Так поступают и священники и епископы. С другой же стороны, сами священники находятся от епископов в "феодальной зависимости" и бесправны. Поэтому редчайшие единицы осмеливаются иметь свое мнение и отстаивать его. (Как правило, за редчайшим исключением "церковных диссидентов" вроде достойнейшего о. Павла Адельгейма, см. http://adelgeim.livejournal.com/, которые смогли так себя поставить, что им преступное желание "иметь свое мнение" отчасти сходит с рук, для обычных священников это очень плохо кончается.)

Меня больше всего убивает привычка людей к нынешнему патологическому положению. Как о норме говорят, что, например, с приходом нового архиерея, все настоятели приходов в епархии должны поменяться (а, в комической пропорции, как написано в статье, с приходом нового настоятеля должны поменяться и казначей и все уборщицы в храме). Плохо даже не само такое дикое положение, а то, что люди давно забыли, что ЕПИСКОП -- ЭТО ОБРАЗ ХРИСТА, ЭТО ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ И ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ, ЖИЗНЬ ПОЛАГАЮЩИЙ ЗА ОВЦЫ. Так же и священник, который в приходе епископа представляет. Вместо этого за норму почитают "владык злых и зверонравных". Это разрушение церковного сознания у верующих, повреждение существенной части веры в Церковь (которую мы исповедуем в Символе веры).

(Увы, то, что написано в статье, в других формах и обстоятельствах, мне хорошо знакомо и из личного опыта работы в приходе.)

Тем, кто пишет, что "дай только приходам настоящую самостоятельность -- такой хаос начнется" отвечаю: это тяжелое заблуждение. До нас не идиоты жили. Нормальные отношения между приходом и священником, между приходом и епископом, -- это была норма (извините за тавтологию!) в Русской Зарубежной Церкви, по крайней мере до недавнего времени. Они тоже не сами всё выдумали. Это на самом деле *церковные нормы Поместного МОсковского Собора 1917-18 гг.*, основанные на канонах и русской традиции, продуманные тогда лучшими деятелями нашей Церкви, многие из которых стали новомучениками и исповедниками.

Вот, читайте. Материалы Собора, касающиеся церковного управления, здесь: http://evon-i.livejournal.com/7911.html или здесь: http://d-st75.livejournal.com/

Сравните с действующим уставом Русской Православной Церкви в последней редакции, особенно с новой версией приходского устава. (Я уже не говорю про практику.) И, как говорится, почувствуйте разницу...
5. oniks : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-26 в 15:45

Да, только в нашей лечебнице могут больному запретить говорить о здоровье.
Если больной говорит врачу, что с назначенным Вами, доктор, лечением у меня всё стало хуже чем было, то доктор у нас вправе ответить: "ничего тебе не хуже, другим хуже бывало, и ничего, род человечески йне вымер, да и сам ты что можешь понимать в медицине кроме своего субъективного мнения?!".
ПРИСЛУШИВАТЬСЯ - не прислуживаться. Автор прямо не сказал, что для пастыря естественно было бы по чувству отеческой любви к тем, кого он именует своими "братьями и сестрами" обратиться за соборностью. Раз не обратился , значит не заметны ему они. А жаль его и их.
4. Филимонов : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-26 в 12:25

Статья очень хорошо демонстрирует, почему наша Церковь в значительной мере еще не готова к практике проведения настоящих, а не формальных приходских собраний. Автор смеет проводить разделение между "официальной РПЦ" и такими "хранителями веры", в которые он назначил себя. К сожалению, лукавый не дремлет, и на каждом приходе могут найтись ревнители, полагающие себя вправе объявить "такого-то батюшку считаем недостойным священного сана, архиерея считаем разорителем веры, Патриарха не поминаем" и т.д.

Более того, я абсолютно уверен: если бы сбылась мечта горе-"ревнителей" и приходы получили бы реальное самоуправление - нас не миновала бы волна рейдерских захватов храмов и святынь - авантюристами, раскольниками и просто оккультистами и сектами. Куда как просто собрать группу "своих людей" и переводить их с прихода на приход, захватывая храмы. И будьте уверены, нашлась бы сволочь, которая с удовольствием занялась бы этим. Под красивой вывеской борьбы с "бездуховным архиерейским произволом". И либеральная общественность была бы в восторге: конец "духовной монополии РПЦ, да здравствует свободная конкуренция на рынке религиозных услуг!"

В общем, низкий поклон нашему Священноначалию за то, что несмотря на все искушения, созданы и действуют механизмы, защищающие единство Церкви и наши святыни от произвола "церковной демократии". Демократии нам не надо, и мы не должны допустить ее в Церковь.
3. Бибиков Н.Г. : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-26 в 09:40

Признателен автору, из приходов(многих) сделали "дойную корову".
2. Бибиков Н.Г. : Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться
2011-05-26 в 09:37

Признателен автору, многие проблемы узнаваемы.
1. Дориан : Ужель в одной беде - оздоровленье?
2011-05-26 в 08:40

Писаки таких статей на широкую аудиторию - подрывники. И так жуткий разброд и неподготовленность, а тут ещё эта "гласность" и "плюрализм". Довольно болтать! Займитесь ЛИЧНО очень большим, трудным и нужным делом. Человек вообще так устроен, что коль тяжкий труд не гнёт горб, то от сумасшествия ему нге уйти. Вся эта нынешняя камарилья болтовни, извращения - всё от недогрузки. Видно, беды нам настоящей не хватает, увы.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме