О бедной кухарке замолвим...

0
712
Время на чтение 7 минут
Где-то в середине апреля, в комментариях, кажись, к статье о. В.Василика, зашла речь о возможных кандидатурах на будущее президентство в нашем царстве-государстве. И постоянный «спорщик» А.Шахматов «скромно» предложил… свою, на что некто Каноничный язвительно заметил: «Кухарки государством уже управляли, теперь певец-публицист нарисовался». И вот фраза эта навела меня на грустные размышления.

Слова о кухарке, которая «должна управлять государством», когда-то сказанные-де Владимиром Ульяновым-Лениным, вот уж двадцать с лишним лет не произносят иначе, как с эдакой ядовитой иронией. Либеральные перестройщики-реформаторы, оседлавшие Россию и ведущие её не знамо куда, даже вдолбили обывателю мысль, что и все наши нынешние беды и провалы есть прямое следствие многолетнего «кухаркиного правления». И, хотя, мол, наконец-то пришли к рулю интеллектуалы, но им осчастливить народ мешает проклятое «совковое» прошлое.

Но, дорогие «друзья народа», во-первых, откуда вы взяли, что каждая кухарка непременно глупа, как курица, и не знает - не ведает что почём, как говорится? Я понимаю, речь в подобных репликах идёт не только о кухарке, «работнице питания, приставленной к борщам», а вообще о рабоче-крестьянском люде, о том рядовом человеке труда, которого мы привычно называем «простым». Но раз уж нажимают цитатчики именно на кухарку, то могу привести в пример многие десятки домохозяек либо работниц «общепита» - от судомоек до шеф-поваров, - с которыми мне, журналисту, довелось встречаться, беседовать и восхищаться их умом и талантом.

Жаль, подзабылись многие имена, но, поверьте, они хранятся в старых блокнотах, в газетах и журналах. Писал я, к примеру, когда-то о заведующей производством сельской столовой Зинаиде Ивановне Паниной из Курагино нашего Красноярского края, награждённой орденом Ленина за неизменно богатое меню, в котором значились не только обычные щи да котлеты, но и, скажем, таёжная дичь, и малосольные хариусы. Рассказывал о мастерицах из рабочих столовых Танзыбейского и Унгутского леспромхозов, которые кроме ординарных блюд сами готовили печенье, зефир и прочие лакомства, редкие в глубинных селеньях. Был знаком со знаменитым шеф-поваром ресторана «Север» при гостинице Норилькомбината в Красноярске Михаилом Андреевичем Можаровым, фронтовой ещё закалки мастером-кудесником, «на которого» местные гурманы шли, как ходят театралы на своих кумиров...

Все они, эти «кухарки», не только изрядно владели своим мастерством, но и отличались ясным умом, народной смекалкой и были настоящими экономистами. Ведь им, равно как и, допустим, домохозяйке Наталье Борисовой из пригородного посёлка Сибиряк, вместе с мужем, рабочим Крастяжмаша, Андреем растившей кроме своих четверых ещё одиннадцать(!) чужих ребятишек, взятых из детских приютов, надо было вести бюджет, составлять смету расходов, думать о кознях «рынка» и калькулировать каждый обед. Все знают, что изначально экономика (экономия) - это не что иное, как искусство домоводства, то есть умение рачительно вести хозяйство, хоть своего дома или заводской столовой, хоть района, города или даже всей страны. Иначе говоря, управлять ими. Так не предпочтительнее ли поручить это тонкое и важное дело практической кухарке, нежели «теоретическим» экономистам, выросшим на даровых хлебах вдали от забот трудового народа и прочитавшим некоторое число сомнительных книжек по «домоводству», притом в основном - в переводах с иностранного? И не кажется ли вам, уважаемые, что нынешние беды-то наши не от кухарок вовсе, а как раз от этих дилетантов-книжников, сидящих в руководстве государством?

Это, во-первых. А, во-вторых, любезные, вы глубоко заблуждаетесь, полагая, что умственный, духовно-нравственный мир среднего интеллигента, представителя «элиты», богаче мира «простого» человека-работяги. Увы, сумма знаний не прибавляет ума, и уж тем более – ресурсов души. О чём написано много. Но, может, особенно убедительно доказывал это наш мудрец Лев Толстой в знаменитой работе «Что такое искусство?». Мир человека из «высшего света», говорил он, чаще всего сводится к заботе о карьере и чинах, о наживе и похоти телесной. Именно вокруг этих тем вращаются все светские беседы. Мир же «простого» крестьянина богаче в тысячу раз. Ибо ему каждый день доводится думать о хлебе насущном, заботиться о детях, ухаживать за животными, работать в поле, пестуя каждый корешок и колосок, общаться с природой… Его чувства и переживания при этих бесчисленных контактах с миром Божьим, мысли о Творце, о жизни, земной и небесной куда глубже и многообразнее, чем у светского шалопая. Или, добавим, иного нынешнего «интеллектуала», офисного клерка, напрягающегося, простите, только в клозете.

Наконец, обратимся к самой фразе, якобы ленинской, о пресловутой кухарке, должной «управлять государством». Посмотрим, как она, фраза эта, звучала в первоисточнике, и была ли она в природе вообще. Поверьте, я отнюдь не отношусь к безоглядным апологетам Ильича. У меня есть немало претензий и вопросов к этой сложной исторической фигуре. Например, почему, при всей прозорливости, вождь русской революции был столь недальновиден в «подборе кадров», окружавших его? Ведь антироссийская, антинародная сущность всех этих троцких, каменевых, бухариных совершенно очевидна любому рядовому пролетарию…Особенно - ныне. Но сегодня речь у нас не об этом и не о защите Владимира Ленина, в которой он едва ли нуждается. Речь о конкретной фразе, ему приписываемой и вот уже 20 лет глумливо повторяемой изо дня в день средствами массовой информации, да и многими гражданами тоже. Речь об истине и ради истины.

А истина, братцы, такова, что Ленин, как к нему не относись, этой глупой фразы никогда… не произносил. Да-да. В действительности дело обстояло совершенно иначе. Накануне революции буржуазные политики много кричали о том, что большевики не смогут удержать власть, ибо среди своих сторонников не найдут людей, умеющих управлять государством. К примеру, газета «Новое время» не без сарказма писала:

Допустим на минуту, что большевики победят. Кто будет управлять нами тогда? Может быть, повара, эти знатоки котлет и бифштексов? Или пожарные? Конюхи, кочегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание Государственного Совета в промежутках между стиркой пелёнок? Кто же? Кто эти государственные деятели? Может быть, слесари будут заботиться о театрах, водопроводчики – о дипломатии, столяры – о почте и телеграфе?.. Будет ли это? Нет! Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос большевикам властно ответит история.

(Какое, однако, высокомерие! И, кстати, не напоминает ли вам тон сего пассажа некоторых нынешних публикаций?).

В ответ на подобные обвинения осенью 1917 года, незадолго до свершения революции (или переворота, если угодно), Ленин написал статью «Удержат ли большевики государственную власть?». Там были такие слова: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы …требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». (ПСС, т.34,с.315).

Как видим, Ленин говорил совсем не о том, чтобы немедленно посадить кухарку в Верховный Совет или назначить министром. Более того, он соглашался с оппонентами, что ни она, ни чернорабочий не готовый «сейчас же» к управлению государством. Но он ратовал за то, чтобы к обучению «делу государственного управления» привлекались и простые трудящиеся. И как мы знаем из дальнейшей истории нашей Родины, это не было утопией. У руководства страной, армией перебывало немало бывших рабочих и крестьян – от сына сапожника Сталина, крестьянина Жукова до рабочего Брежнева. Да и у нынешних президентов и министров происхождение зачастую пока не дворянское, а премьер, если верить сообщениям прессы, вообще родился в семье повара, то есть в некотором роде – «кухаркин сын».

Ну, а расхожую фразу о «каждой кухарке» скорее всего запустил в оборот Маяковский, щедрый на афоризмы. У него в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной в 1924 году, есть строфа с явным отзвуком ленинской работы:

В очках манжетщики,

злобой похаркав,

Полезли туда, где царства

да графства.

Дорожка скатертью!

Мы и кухарку

Каждую

выучим

управлять государством.

Поэма многие годы стояла в школьной программе. Её читала поголовно вся страна. И слова о «каждой кухарке», признаем, довольно броские, стали крылатыми. И даже вошли в широко известную книгу Николая и Марии Ашукиных «Крылатые слова», которую держат на ближайшей полке своей библиотеки многие образованные люди. Вошли в такой редакции: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Кстати, в ней, в книге Ашукиных, вы найдёте и приведённую ленинскую цитату с некоторыми сокращениями.

Повторяю, у меня вовсе нет желания блеснуть эрудицией, я просто ради истины напоминаю по сути общеизвестное. И уж совершенно точно, что всё это знакомо большинству редакторов определённых изданий, когда-то «закрепивших» школьные знания в цековской Академии общественных наук, но ныне почему-то с особым сладострастием склоняющих бедную кухарку. За этой упорной подменой и глумлением проглядывает барское презрение к «простому» народу, недоброе желание унизить человека труда, подчеркнуть его «соковую» примитивность и оттолкнуть от участия в управлении государственными делами, которые, заметим, не исчерпываются креслами в парламентах или министерствах.

Каждый нормальный человек понимает, что обучение кухарки «делу государственного управления» - это приобщение её к участию в управлении своим предприятием, селом, городом, районом. Такое участие при настоящем народовластии (оно же демократия), вполне нормальное явление. И мне, например, крестьянскому сыну, обидно оттирание трудяг-пахарей от влияния на государственные дела. Лично я к власти не стремлюсь, но разве все мы, вступая когда-то в перестройки под лозунгами «Побольше социализма» и «Вся власть Советам», не мечтали о том, что сможем наконец сами распоряжаться собственностью и делами своего завода, учреждения, края, будем реально влиять на местные и центральные власти? Разве не хотели мы стать хозяевами своей страны и своей судьбы?

Ну, а стали ли, бездумно отдав за бесценок всенародное богатство хищному частнику и изгнав последних «кухарок» из администраций, дум и министерств? Да ведь даже и с заводов, фабрик, из народных столовых. Не зря на самом «верху» с тревогой заговорили о нехватке умелых рабочих, о срочном возрождении системы профтехобразования. Так что не следует нам попугайски повторять либеральную демагогию о глупых «кухарках». Это не по-божески, не по-человечески. Да и недемократично, по меньшей мере.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щербаков
Нынче я помолюсь!..
Стихи
31.03.2023
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Тайна «Конька-Горбунка»
Ко Дню памяти свв. Равноап.Кирилла и Мефодия
24.05.2022
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
06.05.2022
Все статьи Александр Щербаков
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07