Против «мерзости языческой»

О борьбе Церкви и государства за народную трезвость

Имперский архив  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
642
Время на чтение 11 минут

В Императорской России борьба за народную трезвость против «языческой мерзости» - греха пьянства имела двоякую направленность: Церковь взывала к совести, уму и сердцу пасомых, используя при необходимости канонические меры прещений, а государство помогало нестойким гражданам всем арсеналом имеющихся в его распоряжении средств. Особая забота, например, проявлялась в отношении рабочих и нижних армейских чинов. Власти тех мест, где отмечалось развитие пьянства, ставили перед полицией задачу сокращения количества кабаков, а остающиеся попадали под строгий контроль. Указом из Правительствующего Сената от 8 апреля 1871 г. за № 13070 ВЫСОЧАЙШЕ было повелено не впускать нижних воинских чинов, состоявших на действительной службе, в заведения, производящие раздробительную продажу крепких напитков, впуск же в эти заведения нижних воинских чинов, находящихся во временном или безсрочном отпуске, воспрещался при ношении ими форменной одежды, а отпуск состоящим на действительной службе нижним воинским чинам крепких напитков для потребностей воинских команд, разрешался только по представлении на это письменных дозволений подлежащего военного начальства. Содержатели питейных заведений, оказавшиеся виновными в нарушении настоящих правил, подлежали наказаниям, налагаемым Мировыми Судьями.

Кстати, 21 февраля 1913 года - в день празднования 300-летия Дома Романовых Царское правительство признало необходимым закрыть как казенные винные лавки, так и все места частной продажи крепких напитков кроме ресторанов первого разряда, о чем и были разосланы соответствующие телеграммы на места для исполнения.

В настоящей подборке «Имперского архива» вниманию боголюбивого читателя представлены: распоряжение Камчатского епископа Гурия к ограничению в своей епархии пьянства, принятое в конце 80-х годов XIX в., сообщение о попечительствах о народной трезвости и текст Русско-китайского соглашения, запрещающий ввоз на территорию России спиртных напитков из сопредельного государства.

Один из видных архиереев Русской Православной Церкви второй половины XIX - начала XX вв. епископ Гурий (Буртасовский) родился 30 июня 1845 года в Казани в семье диакона. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию. 16 марта 1871 года пострижен в монашество, будучи студентом академии. В 1880-1885 г.г. начальник духовной миссии в Иркутске. 22 июля 1885 года хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. На этой кафедре он пробыл до 1892 года, когда получил назначение на кафедру епископа Самарского и Ставропольского. Находился на этой кафедре 12 лет. Служба в Сибири, в частности, настоятелем миссии подготовила из него ревностного миссионера среди старообрядцев и особенно инородцев. 23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение.

По воспоминаниям близко знавшего епископа Гурия протоиерея Г. Логинова, характер владыки был живой, пылкий, но сердце было до крайности доброе и милостивое, если ему приходилось кого-нибудь из духовенства наказывать для вразумления, то он, сознавая, что, наказав за дело, все же нечто имеет на него, через два-три месяца вызывал его к себе и любовью все покрывал. Частое посещение приходов своей епархии, давало возможность видеть персональные труды каждого из членов причта, за которые он награждал их по заслугам. Получаемые средства распределял между братией монастырской, в то же время не забывая помогать рабочим, крестьянам, вдовам и сирым. Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 62-ом году от рождения. Ко дню смерти у владыки никаких средств не осталось.

В публикуемых материалах встречаются китайские понятия ханшин или суля - это разновидности китайской пшеничной водки. Ее производство и торговля в приграничной полосе, контрабанда на российскую территорию представляли большую проблему в российско-китайских отношениях. Эти отношения регулировались соответствующими международными соглашениями, из текста которых видны стратегические цели Русского Императорского правительства - защитить собственные экономические интересы и оградить своих граждан от спаивания дешевой китайской водкой полукустарного производства. Надо еще иметь в виду, что за ханшиной уже маячил китайский опиум, и это не могло не безпокоить церковные и государственные власти. Многое, из достигнутого в тот императорский период, может быть использовано и в настоящий момент.

Печатается по: Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ).

Распоряжение Камчатского епископа Гурия к ограничению в своей епархии пьянства

В некоторых местах нашей епархии, да почти всюду, развилось сильное пьянство, к ограничению коего, по заявлению приходских священников, не имеется никаких средств, а на их поучения о трезвости и о гибельных последствиях этого порока не обращается ни малейшего внимания. К стыду русского имени пред язычниками, соседями нашими китайцами, манчжурами и прочими, русские православные христиане упиваются не только русскою водкою, но и ханшиной, сулей, этою мерзостью языческою, которою оскверняются и тело и душа христианина, омытая кровию Христовою и освященные Духом Святым; упиваются так, как и сами манчжуры и китайцы, приготовляющие их, не пьют. Нельзя не скорбеть об этом не только нам - пастырям, но и каждому благомыслящему русскому человеку: ведь торговля китайцев и манчжур ханшиной и сулей на нашей земле производится в ущерб государственных интересов России, нашего дорогого отечества. Казалось бы, одно это должно удерживать русских от употребления этих гнусных напитков, вредных и для здоровья, и побуждать всех, а не властей только местных, общими силами, воспрещать их ввоз сюда из заграницы. Но никому как будто нет до этого дела; одним же чиновникам земской полиции нет возможности не только искоренить, но и преследовать это зло, хотя некоторые из них, как известно мне, и стараются об этом. И что всего гнуснее, - некоторые из русских, ради корысти, сами ведут тайную торговлю ханшиной или сулей, перекупая оные у китайцев и спаивают ими целые селения. Зная все это и видя, как пьянствуют русские, какое понятие могут составить язычники о нашей вере и благочестии? Может ли возникнуть у них и мысль о превосходстве православия пред язычеством, когда на их глазах творятся ужаснейшие безобразия русскими пьяницами, исповедующими православие, т.е. истинное христианство? Напротив, в виду разного рода непотребств, содеваемых последними в пьяном состоянии, не вызываются ли в них хульные мысли не только на спасительное православие, но и на Самого Христа, Господа и Спаса нашего, имя Которого мы носим, называясь христианами. Да, предполагать это очень естественно, по тесной связи веры вообще с человеческою жизнию: какова вера, такова должна быть и жизнь, и по жизни всегда судят о качествах веры. Поэтому и апостол Павел, обличая римлян в некоторых пороках, писал им, по внушению Духа Божия: «ВАМИ ИМЯ БОЖИЕ ХУЛИТСЯ ВО ЯЗЫЦЕХ» (Рим.2; 24). А если бы знали, как издеваются над спасительным православием молокане и другие сектанты, смотря на пьяных из православной братии: «Посмотри ко, посмотри, - говорят они друг другу, - как православие то спасает их? Вишь, налопался, как свинья, а еще православным прозывается...» Что слышится в этих выражениях, как не самая возмутительная хула и издевательство над святою верою нашею?! Грустно! и тем грустнее становится, что в жертву Богу, для спасения души своей, на св. храм, церковную школу или на приобретение св. Евангелия, молитвенника и других душеспасительных книг, жалеют употреблять копейки, а пропивают не только рубли, но иногда и все свое благоприобретенное, тяжким трудом, достояние... Принимая все это к сердцу, я, в разъездах по епархии, везде, где узнавал о наклонности братии о Господе к нетрезвости, с великою скорбию упрашивал, умаливал прекратить пьянство, из опасения погибнуть от него на веки, ибо Сам Господь говорил через Апостола, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Коринф. 6; 10). При этом в ярких красках изображались мною гибельные последствия пьянства и для семейной, и для общественной жизни, в отношении к домашнему хозяйству и народному благосостоянию. Но все это, как слышно, ни мало не повлияло на пьяниц, и пьянство нисколько не умеряется, если только, в некоторых селениях, еще больше не развивается. В виду этого, нам - пастырям приходится поневоле употреблять, в отношении к этому злу, гибельнейшему из всех зол в роде человеческом, богопреданную нам власть и право ВЯЗАТЬ (Матф. 16; 19). Посему, полагая в основание своего настоящего решения вышеприведенное изречение Духа Святаго: ПЬЯНИЦЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДЯТ и 43 пр. св. Апостолов, по силе которого неисправимые пьяницы должны быть отлучаемы от св. православной церкви, я, по власти епископской, сим строжайше предписываю всем своим сослужителям престолу Господню и спасению вверенной мне от Самого Пастыреначальника Христа паствы, иереям, чтобы они: 1) неисправимых пьяниц не удостаивали бы благословения; 2) их домы не посещали бы, в великие праздники, ни с св. крестом, ни с св. водою, равно и иконами на св. Пасху и другие дни; 3) не допускали бы их до св. причащения, разве только ради часа смертного, и то только в том случае, когда он наступит для них после совершенного отрезвления. Для христианского очищения совести, буде они того пожелают, им дозволяется приступать только к таинству покаяния, после строгого поста и молитвы в течение недели; 4) буде кого из неисправимых пьяниц застигнет внезапно смерть и при том в нетрезвом состоянии: таковых, без особого моего разрешения, воспрещаю погребать по чину православной Церкви, а равно и творить об них поминовения в храме. Да будет все это исполнено в точности.

Консистория имеет о сем разослать указы по всем причтам епархии к безусловно-обязательному исполнению, по предварительном, впрочем, объявлении прописанного всем прихожанам ближним и дальним, с внушением каждому должного предостережения. А о торгующих ханшиной и сулей из православной братии, как о зловредных членах не только св. Церкви, но и гражданских обществ, священники пусть доносят мне особо, для принятия, в отношении к ним, мер более строгих и решительных. «ДА НЕ ХУЛИТСЯ УБО - чрез них - НАШЕ БЛАГОЕ» (Рим. 14; 16), яже о Христе Иисусе, ибо они, из-за страсти к гнусной наживе решаются на то, чем безчестится и ЗЛОСЛОВИТСЯ, среди язычников и сектантов, не только ПУТЬ ГОСПОДЕНЬ (Деян. 19; 9), т.е. православие, но и Сам Спаситель мира, и, кроме того, - то, чем подрываются интересы нашего государства. А потому с ними, по всей справедливости можно поступать по заповеди св. Апостола: «ИЗМИТЕ ЗЛАГО ОТ ВАС САМЕХ» (1 Кор. 5; 13). Пусть все православные знают и помнят, что слово Божие воспрещает христианам иметь общение с теми из своих собратий, которые предаются зазорным порокам и страстям. «НЕ ПРИМЕШАТИСЯ, - пишет апостол Павел, - АЩЕ НЕКИЙ БРАТ ИМЕНУЕМ, т.е. из православных, БУДЕТ БЛУДНИК, ИЛИ ЛИХОИМЕЦ, ИЛИ ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЬ, ИЛИ ДОСАДИТЕЛЬ (злоречив), ИЛИ ПЬЯНИЦА, ИЛИ ХИЩНИК: С ТАКОВЫМ НИЖЕ ЯСТИ (с таким даже и не есть вместе)» (1 Кор. 5, 11) (Ф. 1. Оп. 1. Д. 1105. Л. 102).

+ + +

Об алкоголизме 1898-1901 годы

Для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками в каждой из губерний, где введена казенная продажа питей, учреждены попечительства о народной трезвости. Последние состоят в ведении Министерства Финансов, по Главному Управлению неокладных сборов и казенной продажи питей (ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный 20 декабря 1894 г. Устав попечительств о народной трезвости, ст. 1 и 2), и из членов комитетов этих попечительств (ст. 6 и 7 Устава), а равно из членов почетных и членов соревнователей (ст. 8) могут быть назначаемы участковые попечители для исполнения поручений уездных комитетов и ближайшего наблюдения за ходом питейной торговли (ст. 15 Устава), причем лица, состоящие на государственной службе, могут быть назначаемы в участковые попечители не иначе, как с согласия их начальства (прим. к ст. 15 того же Устава). (Ф. 1. Оп. 5. Д. 1220. Л. 4).

+ + +

РУССКО-КИТАЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, подписанное 8-го мая 1916 года Российским Генеральным Консулом в Харбине и Биньцзянским Даоинем и утвержденное ИМПЕРАТОРСКИМ и Китайским Правительствами

На основании последовавшего 22 августа/4 сентября 1915 года обмена нот между ИМПЕРАТОРСКИМ Российским Посланником в Пекине и Министром Иностранных Дел Китайской Республики нижеподписавшиеся, надлежаще на то уполномоченные, договорились о следующем.

Статья 1

Ввоз в прилегающую к русской границе побережную 50-верстную полосу Гиринской и Хэйлунцзянской провинций всяких: спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, кроме ханшина, воспрещается.

Статья 2

Вывоз из пределов этой полосы в Россию всяких: спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, в том числе и ханшина, воспрещается.

Статья 3

Покупка, продажа, хранение, перевозка и переноска спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, кроме ханшина, в означенной выше полосе, равным образом, воспрещается.

Статья 4

Изготовление спирта, спиртных напитков и вин в пределах названной полосы не допускается и все существующие в той же полосе винокуренные и водочные заводы, винные склады и лавки, за исключением существующих китайских ханшинных заводов и лавок, должны быть окончательно закрыты. Имеющиеся к моменту закрытия запасы спирта, спиртных напитков и вин могут быть безпрепятственно вывезены за 50-верстную полосу в пределы Китая в шестимесячный срок.

Статья 5

Перевозка на судах по реке Сунгари от Харбина до впадения ея в Амур в качестве товара всякого спирта в каких бы то ни было количествах воспрещается. Воспрещение это не распространяется ни на ханшин, ни на остальные вина.

Статья 6

Виновные в нарушении вышеприведенных статей привлекаются к надлежащей ответственности, причем лица, способствующие обнаружению виновных, получают вознаграждение в установленном размере; обнаруженные же спирт, спиртные напитки и вина со всеми служащими для изготовления, хранения и перевозки аппаратами и принадлежностями конфискуются и направляются в ближайшие соответствующие правительственные учреждения, для уничтожения.

Статья 7

Размеры производства ханшинных заводов, ныне существующих в пределах пограничной с Россией 50-верстной полосы Гиринской и Хэйлунцзянской провинций, должны быть ограничены ныне вырабатываемым количеством ханшина, потребным исключительно для нужд китайского населения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Список сказанных заводов, с указанием размера производительности каждого из них, имеет быть сообщен Китайским Правительством дополнительно в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 8

Открытие новых ханшинных заводов в означенной полосе, сверх перечисленных в вышеупомянутом списке, не разрешается.

Статья 9

Равным образом открытие в 50-верстной полосе новых ханшинных лавок и складов не допускается, а размер ввоза ханшина в ея пределы и размер торговли ханшинных складов и лавок может увеличиваться лишь соответственно росту населения этой полосы, не выходя из пределов нормы душевого потребления в 12 гинов на душу ежегодно.

Статья 10

Вывоз ханшина из вышесказанной 50-верстной полосы в Россию и продажа его русским подданным в пределах этой полосы воспрещается.

Статья 11

Надзор за точным выполнением статей 7, 8, 9, 10 настоящего Соглашения возлагается на ответственность китайских правительственных учреждений, ведающих контролем над ханшинными заводами, складами и лавками; эти учреждения имеют вести точный учет ввозу ханшина и всему производству его в районе, подлежащем действию сего Соглашения, а равно установить внешние признаки, отличающие поступающий в продажу ханшин от алкоголя всякого другого изготовления.

Статья 12

Китайское Правительство обязуется вводить в 10-верстных зонах (20 китайских ли) по обе стороны от линии Китайской Восточной железной дороги все мероприятия против алкоголизма, в полном соответствии и по мере того как таковые мероприятия будут осуществляться в пределах полосы отчуждения сказанной дороги; о введении каждой из таких мер Китайское Правительство своевременно получит надлежащее уведомление.

Что же касается ханшина, то как только выделка и продажа спирта и спиртных напитков в полосе отчуждения КВжд будут совершенно запрещены и прекращены, этот напиток, равным образом, будет в упомянутых выше зонах запрещен к продаже русским и вывозу в русские пределы. Кроме того, не будет допущено устройства ханшинных заводов и лавок в местах, где таковых прежде не было, а в размерах производства и сбыта существующих уже заводов не будет допущено увеличения против нынешнего.

Статья 13

Российское и Китайское Правительства войдут в сношения с Правительствами Иностранных Держав на предмет распространения положений настоящего Соглашения на иностранных подданных в открытых для иностранной торговли пунктах в районах действия сего Соглашения.

Статья 14

Китайские власти имеют следить за тем, чтобы постановления настоящего Соглашения никем не нарушались.

По просьбе русских властей, подлежащие китайские учреждения будут предоставлять в их распоряжения необходимые подробные справки по делу борьбы с алкоголизмом.

Если же русским чинам встретится надобность посетить упомянутые в настоящем Соглашении районы, для получения соответствующих сведений, то они сообщат о том заблаговременно китайским властям, которые имеют оказывать им всяческое содействие (Ф. 1. Оп. 8. Д. 3120. Лл. 61-65).

Предисловие и публикация Андрея Хвалина

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Хвалин
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Все статьи Андрей Хвалин
Имперский архив
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Нужно ввести более эффективное наказание для безответственных предпринимателей, а также увеличить штрафы за нарушение закона до размеров, которые побудят не продавать вейпы несовершеннолетним
09.04.2024
«Сколько сил положил он для России!»
В Красноярске состоялась VI Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.04.2024
Вы требуете вернуть смертную казнь?
Позвольте рассказать вам одну историю. Свою, на личном опыте выстраданную
03.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24