Общее дело - общее благоАлександр Щербаков, Русская народная линия 06.04.2011
![]() Не помню уж, где вычитал, что собеседнику, увлёкшемуся какой-то «посторонней» темой, Бальзак поспешил заметить: «Однако вернёмся к действительности, поговорим об Евгении Гранде». Вот и мне захотелось, «вслед» французскому классику, вернуть к «действительности» собеседников по РНЛ и поговорить ещё раз о... «христианском социализме». А захотелось не только потому, что тема более разумного устройства нашей жизни в самом деле архиактуальна для всех нас (не вечно же будут либералы-западники у власти!), но и потому, что уважаемый мною Николай Сомин снова выступил на сайте с замечательным материалом «Апостол братской любви» (16.03.11). Кроме исследовательской обстоятельности и художественной выразительности работа эта, на мой взгляд, обладает ещё одним важным достоинством - она возвращает оппонентов, запутавшихся в теориях и догматах, в частностях и деталях, к доблестной «действительности». То есть к сути разговора о реальной возможности и, думается, назревшей необходимости выстраивания нашего земного бытования если не полностью по заветам Христа или по образу Иерусалимской общины первохристиан, то хотя бы с частичным подобием им. И ведь описанное Н.Соминым Кресто-Воздвиженское трудовое братство, что было основано ещё в 19-м веке православным подвижником Николаем Неплюевым, самим фактом своего почти 50-летнего существования доказало, что это возможно. И что такая братская община, при всех задоринках, несоизмеримо более удобна, душеспасительна и даже выгодна для людей, чем формы отношений, преподносимые феодализмами-капитализмами. Давайте под этим углом, под углом «братской жизни в мире и любви», завещанной Христом, посмотрим на нашу нынешнюю «боевую, кипучую», поищем в ней хотя бы нечто отдалённо напоминающее предмет разговора. Ну, о православных братских трудовых общинах, кроме как в монастырях, я что-то не слышал. Однако есть же у нас, так называемые, народные предприятия, пусть и в небольшом количестве. Есть артели, правда, уже единичные. Есть, наконец, сельские хозяйства в форме ЗАО (закрытых акционерных обществ), которые тоже не что иное, как бывшие совхозы, трансформированные в подобие народного предприятия, где работники, сложив воедино паи земли, стали одновременно и хозяевами его. Так что элементы общины - налицо. Если бы их ещё соединить с христианскими идеалами, сплотить церковной общиной, то разве бы они не приблизились к трудовому братству Н.Н.Неплюева и к тому, что Николай Сомин и его единомышленники называют «православным социализмом»? К матрице его? Но даже и без единоверческой составляющей эти народные предприятия, по моим наблюдениям, отличаются более крепкой экономикой, и высокой дисциплиной, и здоровой нравственной атмосферой в коллективах. Ежели не возражаете, могу, по «методу» Сомина, рассказать об этом на конкретном примере, притом не из истории, а прямо из той самой «бучи» нашей. Осенью 2009-го в Иркутске мне довелось быть участником яркого праздника «Сияние России», довольно известного, который иркутяне ещё называют «Днями русской духовности и культуры». И духовность здесь упомянута не всуе. У истоков праздника вместе со знаменитым писателем Валентином Распутиным стоял владыка Вадим, архиепископ иркутский и ангарский. Да и другие архиереи не сторонились народного действа. Дни духовности и культуры поныне традиционно начинаются с богослужения, крестного хода и молебна «Во славу Земли Иркутской». Программа праздников обширна. Но стержнем остаются литературные встречи, в которых участвуют как местные писатели, так и мастера словесности из столиц и прочих городов и весей страны. С одной из писательских бригад мне и довелось посетить посёлок Белореченский и познакомиться там с замечательным человеком Ильей Сумароковым, гендиректором СПК «Усольский свинокомплекс», на редкость успешного предприятия по нынешним временам. После встречи с читателями (кстати, зал заседаний комплекса был полон любителями родного слова) гости в приватной беседе попросили гостеприимных хозяев рассказать о «секретах успеха» их фирмы на фоне всеобщего кризиса. На что Илья Алексеевич с сибирской прямотой ответил, что кризис этот просто отговорка для неумех, чтоб оправдать провалы в экономике. А если вести речь о сельском хозяйстве, то настоящий кризис в нём начался 20 лет назад, когда мы разрушили крупные предприятия (колхозы, совхозы, животноводческие комплексы), поверив болтовне, что всех накормит частник с мелкотоварным производством. И что это была не ошибка, а, похоже, злой умысел: похерив АПК, лишить страну продовольственной безопасности. Ведь преимущества крупного хозяйства перед мелким - аксиома. И неча ссылаться на Америку. Одно дело - американский фермер с 2-тысячным дойным стадом, новейшими технологиями, и совсем другое - российский «хозяин подворья» с двумя коровёнками и вилами в руках. Какой он «инноватор» и конкурент на рынке? И «секреты» нашего предприятия, подчеркнул Сумароков, в крупном промышленном производстве, да ещё в исключении посредников. Комплекс производит живой массы свинины 12 тысяч тонн в год, и всю продукцию сам перерабатывает. Выпускает колбасные изделия, полуфабрикаты, копчёности, прочее, и под 90 процентов продуктов реализует через свою торговую сеть. Имеет 8 фирменных магазинов в Иркутске, 5 - в Усолье, по одному - в Черемхово, Ангарске, других городах, всего - два десятка. Продавцы в магазинах тоже свои, и продукты туда доставляются своим транспортом. Комплекс работаем на покупателя, с опорой только на него да на собственные силы. И что такое безработица, сокращённые дни, в коллективе не знают и не понимают. Работы хватает всем, так что сокращения и локауты по стране - следствие не абстрактного кризиса, а дело «косых» либо нечистых рук человеческих. - Но всё же главный «секрет» нашего производственного кооператива или, если угодно, народного предприятия, - выложил, наконец, Илья Алексеевич решающий козырь, - в форме собственности. Дело в том, что собственность у нас - коллективная. Не директора, не бухгалтера, не инженера или рабочего, а общая, коллективная. И рассказал, как она сложилась. Во времена приватизаций, как помните, все, включая рабочих, бегали за ваучерами, наивно веря, что все станут собственниками. А в результате? Верно. Их элементарно надули. Ясно же, что при любых укладах были и будут собственники и наёмные работники. Первых единицы, вторых тысячи. А чтобы кругом только хозяева с ложкой и никого - с сошкой, это от лукавого. И когда командирам предприятий «сверху» сказали, что они могут взять себе побольше и стать богачами, руководители, специалисты Усольского свинокомплекса, в отличие от многих коллег, на эту наживку не клюнули. Они собрали весь коллектив от рабочего до директора и с общего согласия решили, что делить предприятие не будут, ибо справедливо и без потерь это сделать невозможно. Ради сохранения производства, технологий, рабочих мест в решении записали: наше народное предприятие принадлежит всем членам кооператива (ныне их 780), разделить его можно только общим решением и только после ликвидации. То есть продать, деньги по карманам и - разбежаться. Но этого, как видим, не случилось доныне .Хотя находились ловкачи со стороны, угрожалиу: вас же можно обанкротить! Что ж, нынче всё возможно, однако «усольцы» умеют хранить и защищать свою собственность, своё общее дело. Да ведь и есть ради чего. Прежде всего - ради справедливости, царящей на предприятии. Начиная с того, что здесь платят каждому по труду (или близко к тому), то есть, считай, по евангельской заповеди. Все руководители - директор, замы, инженерный, бухгалтерский состав, начальники цехов - на зарплате, начисляемой по коэффициенту от среднего заработка рабочих: у директора коэффициент - 4, у разных специалистов - 3-2, а средняя зарплата рабочего около 23 тысяч. Никто не обижается. Хотя у рабочих ещё бывают премии, надбавки, а у чиновников только зарплата и никаких там «бонусов». Какая общественная польза от кооператива? Он исправно платит налоги во все бюджеты и внебюджетные фонды, в общей сложности 100-120 миллионов рублей в год. Социалку, по закону, передал муниципалитету, а музыкальную школу, что сам строил, отдал в бесплатную аренду отделу культуры. Дома в посёлке приватизированы жильцами. Своим работникам, живущим в них, предприятие выдаёт компенсацию по оплате коммунальных услуг до 2 тысяч рублей в месяц, в зависимости от стажа работы, кормит всех бесплатными обедами, каждому отпускает по 4 кило мяса ежемесячно, тоже бесплатно. К праздникам всем работающим и пенсионерам дарит наборы продуктов. Так что в среднем за месяц выходит прибавка в 5 тысяч рублей. Слыша всё это, невольно задашься вопросом: коли народное предприятие столь жизнеспособно, платежеспособно и к тому ж демократично, то почему эта форма собственности и хозяйствования не развита в нашей стране? Ведь действуют же похожие в США. Канаде, в Израиле, знаменитом своими кибуцами, вроде наших прошлых колхозов. По мнению Ильи Сумарокова, распространение народных предприятий у нас в принципе возможно, если будет политическое решение. Понятно, те, у кого в руках 90 процентов акций на собственность, на землю, сами их обществу не вернут. Но можно, не рубя голов, выкупить лет за 20 (пять процентов в год) по государственной цене, как делают китайцы. Можно другую форму найти. Ясно же, что приватизация прошла несправедливо. А справедливость, по Достоевскому, есть самая «резкая и характеристическая черта» нашего народа... Я не спросил Илью Алексеевича про его отношение к Православию вообще и к «православному социализму», в частности. Знаю только, что он депутат областного Законодательного Собрания «от КПРФ» и, наверное, коммунист с советских времён, не выбросивший и ныне билета, как иные перевёртыши. Но, думается, этот совестливый и мудрый русский человек был бы не против того, чтобы его коллектив, кроме общего экономического интереса, ещё бы спаяли единая отцовская вера, единый приход, единая церковная община, которая ведь тоже как бы частица того «православного социализма», о котором говорят Николай Сомин и его единомышленники, включая и меня, грешного. Другие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие статьи этого дняДругие статьи по этой теме |
Комментариев 29
Комментарии
2011-04-13 в 19:54
Досадно, так и не ответил 4-й. Ну ладно..
2011-04-13 в 18:43
Злорадство - нехорошее чувство.
Все-таки почему "антисоветчики" такие злорадные ребята?
"Советские" гораздо спокойнее и смирнее.
Вон как п.2 и п.4 отличаются.
2011-04-13 в 13:17
Мы разговар вели за ЛИЧНУЮ корову, огород и укроп и не с Вами. Незачем приписывать замахи.
2011-04-12 в 18:09
Дважды радуюсь, что Вам сейчас хорошо. Но при чем здесь весь русский народ?(п.3)
А.Л. Лесничий от своего лица сказал, что его радовало в советское время (и отсутствие чего огорчает сейчас): "Можно спокойно трудиться на своей земле, без страха увольнения, без кризисов и надрыва, делая общее полезное дело, радуясь успехам товарищей, как своим."
Присоединяюсь к его мнению.
И думаю, что с другой стороны спора - пока только Вы, а не весь русский народ.
2011-04-12 в 13:09
А вот у Вас это все впереди и будет Вам трудно.
2011-04-12 в 08:04
Этак, Вы скоро освоите весь процесс - от коровы до сыра, от огорода до укропа. И совсем не будете зависить ни от магазина, ни от пенсии, ни от старости.
К примеру, как Стерлигов. Тот тоже - все сам, все сам.
2011-04-11 в 14:26
2 кг творога/дешевый и качественный Псковский или Новгородский/ варить в 1 литре молока при помешивании.
Образовавшуюся кашицу процедить сквозь марлю.
Полученную массу варить на паровой бане, активно помешивая, добавив 2-3 яйца, 200 гр. сливочного масла и 1 ст. ложку соды. В конце варки посолить. /можно добавить тмин или укроп или ченок или орешки, когда да как/
Теплый сыр разлить в чашки, поставить в прохладное место. Не в холодильник.
Приятного аппетита и будьте здоровы!
P/S/ Сырки в магазине не полезны для здоровья. Не надо их тырить.
2011-04-11 в 12:34
Слезы ручьем. Особенно над женой, тонкой как тростинка. Надо же, настрадался кто-то от коммунистов.
Вы, наверное, Колчака еще помните? Расскажите ж нам правду. Непонятности возникают. То говорят, все при социализме зазря зарплату получали. То от непрерывной работы впроголодь мёрли тогда же.
А сейчас вы, видать, не так живете как русский народ. Не приходится в супермаркете сырки тырить как той пенсионерке. "Честно и свободно" проживаете.
2011-04-07 в 20:53
2011-04-07 в 20:50
2011-04-07 в 19:03
Наглось и лексика – те же. И те же методы ведения информационной войны - разбрасывать свои комментарии по всем моим статьям.
2011-04-07 в 18:58
Ну вот и написали бы что-нибудь конструктивное. Но пока, кроме хамства, разнузданности и огульных обвинений меня в ереси – ничего. Видно плохи дела у «православных капиталистов» – крыть нечем.
2011-04-07 в 18:57
2011-04-07 в 18:55
Спасибо за спокойную, доброжелательную статью. И особенно – за ясное понимание того, что только опора на лучшие человеческие качества – коллективизм, честность, преданность общему делу – может принести благо России в деле ее экономического устроения.
2011-04-07 в 18:45
PS: недавно читал замечательную повесть Чехова “Дуэль”. Там один из главных героев вызвал другого на дуэль, чудом не убил, а потом чуть ли не подружившись с ним говорит: “Никто не может знать всей правды о человеке” Ради этого, собственно вывода и написана вся повесть. Правда хорошо?
2011-04-07 в 18:14
..не допускается хула на Церковь, нападки на Священноначалие и духовенство, пропаганда ересей и сект.. Ну так и прекращайте пропаганду идей Николая Сомина.
2011-04-07 в 14:10
2011-04-07 в 00:20
2011-04-06 в 22:12
2011-04-06 в 22:01
Во-первых, обратите внимание, что в восточной статье про Неплюева все - от батюшки до обер- прокурора - в нем сектанта видели, недоумевая, почему этот Неплюев в монастырь не идет. Сомин на все отвечает, что того неправильно понимали (один Сомин понял).
Во-вторых, Ваш любимый свинокомплекс работает при многоукладной экономике, когда люди сами выбрали, что и как им производить и продавать. Таких хозяйств до революции было тысячи.Мы помним и другие модели хозяйствования, когда план спускался сверху, стимулом были трудодни. Были еще двадцать лет нефтяных дотаций, когда конадским зерном своих свиней кормили.
Сомин - за план сверху плюс хождение в церковь строем. Деревню мы убили, хотите чтобы и Церковь добили?
2011-04-06 в 18:25
2011-04-06 в 17:28
2011-04-06 в 15:31
2011-04-06 в 15:27
2011-04-06 в 15:19
Вынимайте Ваш камень из-за пазухи, выходите из тьмы и спрашивайте! Если смогу, то отвечу.
2011-04-06 в 13:54
2011-04-06 в 12:30
2011-04-06 в 11:40
Благодарю автора за это свидетельство об островке прежней советской жизни.
Люди уже стали забывать, что можно спокойно трудиться на своей земле, как это было при СССР, без страха увольнения, без кризисов и надрыва, делая общее полезное дело, радуясь успехам товарищей, как своим.
Еще очень хорошо, что это здесь мы видим созидание, организацию приспособление даже в условиях настоящей жесткой и агрессивной экономической системы.
2011-04-06 в 10:01
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.
Зарегистрироваться