Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общее дело - общее благо

Александр  Щербаков, Русская народная линия

06.04.2011


О современном российском «народном предприятии». К полемике вокруг трудов Н. Сомина …

Не помню уж, где вычитал, что собеседнику, увлёкшемуся какой-то  «посторонней» темой, Бальзак поспешил заметить: «Однако вернёмся к действительности, поговорим об Евгении Гранде».

Вот и мне захотелось,  «вслед» французскому классику, вернуть к «действительности» собеседников по РНЛ  и поговорить ещё раз о... «христианском социализме». А захотелось не только потому, что тема более разумного устройства нашей жизни в самом деле архиактуальна для всех нас (не вечно же будут либералы-западники у власти!), но и потому, что уважаемый мною Николай Сомин снова выступил на сайте с замечательным материалом «Апостол братской любви» (16.03.11). Кроме исследовательской обстоятельности и художественной выразительности  работа эта, на мой взгляд, обладает ещё одним  важным достоинством - она возвращает оппонентов, запутавшихся в теориях и догматах, в частностях и деталях, к доблестной «действительности». То есть к сути разговора о реальной возможности и, думается, назревшей необходимости выстраивания нашего земного бытования если не полностью по заветам Христа или по образу Иерусалимской  общины первохристиан, то хотя бы с частичным подобием им. И ведь описанное  Н.Соминым  Кресто-Воздвиженское трудовое братство, что было основано ещё в 19-м веке православным подвижником Николаем Неплюевым, самим фактом своего почти 50-летнего существования доказало, что это возможно. И что такая братская община, при всех задоринках, несоизмеримо более удобна, душеспасительна  и даже выгодна для людей, чем формы отношений, преподносимые феодализмами-капитализмами.

Давайте под этим углом, под углом «братской жизни в мире и любви», завещанной Христом, посмотрим на нашу нынешнюю «боевую, кипучую», поищем в ней хотя бы нечто отдалённо напоминающее предмет разговора. Ну, о православных братских трудовых общинах, кроме как в монастырях, я что-то не слышал. Однако есть же у нас, так называемые, народные предприятия, пусть и в небольшом количестве. Есть артели, правда, уже единичные. Есть, наконец, сельские хозяйства в форме ЗАО (закрытых акционерных обществ), которые тоже не что иное, как бывшие совхозы, трансформированные в подобие народного предприятия, где работники, сложив воедино паи земли, стали одновременно и хозяевами его. Так что элементы общины - налицо. Если бы их ещё соединить с христианскими идеалами, сплотить церковной общиной, то разве бы они не приблизились к трудовому братству Н.Н.Неплюева  и к тому, что Николай Сомин и его единомышленники называют «православным социализмом»? К матрице его?

Но даже и без единоверческой составляющей эти народные предприятия, по моим наблюдениям, отличаются более крепкой экономикой, и высокой дисциплиной, и здоровой нравственной атмосферой в коллективах. Ежели не возражаете, могу, по «методу» Сомина, рассказать об этом на конкретном примере, притом не из истории, а прямо из той самой  «бучи» нашей. 

Осенью 2009-го в Иркутске мне довелось быть участником яркого праздника «Сияние России», довольно известного, который иркутяне ещё называют «Днями русской духовности и культуры». И духовность здесь упомянута не всуе. У истоков праздника вместе со знаменитым писателем Валентином Распутиным стоял владыка Вадим, архиепископ иркутский и ангарский. Да и другие архиереи не сторонились народного действа. Дни духовности и культуры поныне традиционно начинаются с богослужения, крестного хода и молебна «Во славу Земли Иркутской».

Программа праздников обширна. Но стержнем остаются литературные встречи, в которых участвуют как местные писатели, так и мастера словесности из столиц и прочих городов и весей страны. С одной из писательских бригад мне и довелось посетить посёлок Белореченский и познакомиться там с замечательным  человеком Ильей Сумароковым, гендиректором  СПК «Усольский свинокомплекс», на редкость  успешного предприятия по нынешним временам. После встречи с читателями  (кстати, зал заседаний комплекса был полон любителями родного слова) гости в приватной беседе попросили  гостеприимных хозяев рассказать о «секретах успеха» их фирмы  на фоне всеобщего кризиса. На что Илья Алексеевич с сибирской прямотой ответил, что кризис этот просто отговорка для неумех,  чтоб оправдать провалы в экономике. А если вести речь о сельском хозяйстве, то настоящий кризис в нём начался 20 лет назад, когда мы разрушили крупные предприятия (колхозы, совхозы, животноводческие комплексы), поверив болтовне, что всех накормит частник с мелкотоварным производством. И что это была не ошибка, а, похоже, злой умысел: похерив АПК, лишить страну продовольственной безопасности. Ведь преимущества крупного хозяйства перед мелким - аксиома. И неча ссылаться на Америку. Одно дело - американский фермер с 2-тысячным дойным стадом, новейшими технологиями, и совсем другое -  российский  «хозяин подворья» с двумя коровёнками и вилами в руках. Какой он «инноватор» и конкурент на рынке?

И «секреты» нашего предприятия, подчеркнул Сумароков, в крупном промышленном производстве, да ещё в исключении  посредников.  Комплекс производит живой массы свинины 12 тысяч тонн в год, и всю продукцию сам перерабатывает. Выпускает колбасные изделия, полуфабрикаты, копчёности, прочее, и под 90 процентов продуктов реализует через свою торговую сеть. Имеет 8 фирменных магазинов  в Иркутске, 5 - в Усолье,  по одному - в Черемхово, Ангарске, других городах, всего - два десятка. Продавцы в магазинах тоже свои, и продукты туда доставляются     своим транспортом. Комплекс работаем на покупателя, с опорой только на него да на собственные силы. И что такое безработица, сокращённые дни, в коллективе не знают и не понимают. Работы хватает всем, так что сокращения и локауты по стране - следствие не абстрактного кризиса, а дело «косых» либо нечистых  рук  человеческих.

- Но всё же главный «секрет» нашего производственного кооператива или, если угодно, народного предприятия, - выложил, наконец, Илья Алексеевич решающий козырь, - в форме собственности.  Дело в том, что собственность у нас - коллективная. Не директора, не бухгалтера, не инженера или рабочего, а общая, коллективная.

И рассказал, как она сложилась. Во времена приватизаций, как помните, все, включая рабочих, бегали за ваучерами, наивно веря, что все станут собственниками. А в результате? Верно. Их элементарно надули. Ясно же, что при любых укладах были и будут собственники и наёмные работники. Первых  единицы, вторых тысячи. А чтобы кругом только хозяева с ложкой и никого - с сошкой, это от лукавого. И когда  командирам предприятий «сверху» сказали, что они могут взять себе побольше и стать  богачами, руководители, специалисты  Усольского свинокомплекса, в отличие от многих коллег, на эту наживку не клюнули. Они собрали весь коллектив от рабочего до директора и с общего согласия решили, что делить предприятие не будут, ибо справедливо и без потерь это сделать невозможно. Ради сохранения производства, технологий, рабочих мест в решении записали: наше народное предприятие принадлежит всем членам кооператива (ныне их 780), разделить его можно только общим решением и только после ликвидации. То есть продать, деньги по карманам и - разбежаться. Но этого, как видим, не случилось доныне .Хотя находились ловкачи со стороны, угрожалиу: вас же можно обанкротить!  Что ж, нынче всё возможно, однако «усольцы»  умеют хранить и защищать свою собственность, своё общее дело.

Да ведь и есть ради чего. Прежде всего - ради справедливости, царящей на предприятии. Начиная с того, что здесь платят каждому по труду (или близко к тому), то есть, считай, по евангельской заповеди. Все руководители  - директор, замы, инженерный, бухгалтерский состав, начальники цехов - на зарплате, начисляемой по коэффициенту от среднего заработка рабочих: у директора коэффициент - 4, у разных специалистов - 3-2, а средняя зарплата рабочего около 23 тысяч.  Никто не обижается. Хотя  у рабочих ещё бывают премии, надбавки, а у чиновников только зарплата и никаких там «бонусов».

Какая общественная польза от кооператива? Он исправно платит  налоги во все бюджеты и внебюджетные фонды, в общей сложности 100-120 миллионов рублей в год. Социалку, по закону, передал муниципалитету, а музыкальную школу, что сам строил, отдал в бесплатную аренду отделу культуры. Дома в посёлке приватизированы жильцами. Своим работникам, живущим в них, предприятие  выдаёт компенсацию по оплате коммунальных услуг до 2 тысяч рублей в месяц, в зависимости от стажа работы, кормит всех бесплатными обедами, каждому отпускает по 4 кило мяса ежемесячно, тоже бесплатно. К праздникам всем работающим и пенсионерам дарит наборы продуктов. Так что в среднем за месяц выходит прибавка в 5 тысяч рублей.

Слыша всё это, невольно задашься вопросом: коли народное предприятие столь жизнеспособно, платежеспособно и к тому ж демократично, то почему эта форма собственности и хозяйствования не развита в нашей стране? Ведь действуют же похожие в США. Канаде, в Израиле, знаменитом своими кибуцами, вроде наших прошлых колхозов.  По мнению Ильи Сумарокова,  распространение  народных предприятий у нас в принципе возможно, если будет политическое решение. Понятно, те, у кого в руках 90 процентов акций на собственность, на землю, сами их обществу не вернут. Но можно, не рубя голов, выкупить лет за 20 (пять процентов в год) по государственной цене, как делают китайцы. Можно другую форму найти. Ясно же, что приватизация прошла несправедливо. А справедливость, по Достоевскому, есть самая «резкая и характеристическая черта» нашего народа...

Я не спросил Илью Алексеевича про его отношение к Православию вообще и к «православному социализму», в частности. Знаю только, что он депутат областного Законодательного Собрания «от КПРФ» и, наверное, коммунист с советских времён, не выбросивший и ныне билета, как иные перевёртыши. Но, думается, этот совестливый и мудрый русский человек был бы не против того, чтобы его коллектив, кроме общего экономического интереса, ещё бы спаяли единая отцовская вера, единый приход, единая церковная община, которая ведь тоже как бы частица того «православного социализма», о котором говорят Николай Сомин и его единомышленники, включая и меня, грешного.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 29

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

29. Аноним : 27. Аноним
2011-04-13 в 19:54

Ах да, не то... Оказывается 23 пост - это не ответ на мой 22, а случайное включение с кулинарного сайта.

Досадно, так и не ответил 4-й. Ну ладно..
28. Аноним : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-13 в 18:43

"...И будет вам трудно"

Злорадство - нехорошее чувство.
Все-таки почему "антисоветчики" такие злорадные ребята?
"Советские" гораздо спокойнее и смирнее.
Вон как п.2 и п.4 отличаются.
27. Аноним : на п. 26
2011-04-13 в 13:17

"И думаю, что с другой стороны спора - пока только Вы, а не весь русский народ."

Мы разговар вели за ЛИЧНУЮ корову, огород и укроп и не с Вами. Незачем приписывать замахи.
26. Аноним : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-12 в 18:09

"...и будет Вам трудно."

Дважды радуюсь, что Вам сейчас хорошо. Но при чем здесь весь русский народ?(п.3)

А.Л. Лесничий от своего лица сказал, что его радовало в советское время (и отсутствие чего огорчает сейчас): "Можно спокойно трудиться на своей земле, без страха увольнения, без кризисов и надрыва, делая общее полезное дело, радуясь успехам товарищей, как своим."

Присоединяюсь к его мнению.
И думаю, что с другой стороны спора - пока только Вы, а не весь русский народ.
25. Аноним : на п. 24
2011-04-12 в 13:09

Этот процесс уже освоен мной полностью. Корову держала 7 лет. Может, и потом опять заведу.
А вот у Вас это все впереди и будет Вам трудно.
24. Аноним : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-12 в 08:04

Радуюсь, матушка, вашему трудолюбию и рачительности.
Этак, Вы скоро освоите весь процесс - от коровы до сыра, от огорода до укропа. И совсем не будете зависить ни от магазина, ни от пенсии, ни от старости.
К примеру, как Стерлигов. Тот тоже - все сам, все сам.
23. Аноним : п.22 анониму - на п.4
2011-04-11 в 14:26

Сырки не тырю. Сама варю сыр. И Вы не тырьте. Варите так:
2 кг творога/дешевый и качественный Псковский или Новгородский/ варить в 1 литре молока при помешивании.
Образовавшуюся кашицу процедить сквозь марлю.
Полученную массу варить на паровой бане, активно помешивая, добавив 2-3 яйца, 200 гр. сливочного масла и 1 ст. ложку соды. В конце варки посолить. /можно добавить тмин или укроп или ченок или орешки, когда да как/
Теплый сыр разлить в чашки, поставить в прохладное место. Не в холодильник.
Приятного аппетита и будьте здоровы!
P/S/ Сырки в магазине не полезны для здоровья. Не надо их тырить.
22. Аноним : 4. Аноним : на 3
2011-04-11 в 12:34

"...при коммунистах, видно, жил не так, как русский народ. Не стоял в очередях по три часа, жена его не была тонкой, как тростинка - от бесконечной работы впроголод..."

Слезы ручьем. Особенно над женой, тонкой как тростинка. Надо же, настрадался кто-то от коммунистов.
Вы, наверное, Колчака еще помните? Расскажите ж нам правду. Непонятности возникают. То говорят, все при социализме зазря зарплату получали. То от непрерывной работы впроголодь мёрли тогда же.
А сейчас вы, видать, не так живете как русский народ. Не приходится в супермаркете сырки тырить как той пенсионерке. "Честно и свободно" проживаете.
21. Лебедевъ : Бибикову
2011-04-07 в 20:53

...да и с Праздником Вас и всех православных !
20. Лебедевъ : 12.Бибиков
2011-04-07 в 20:50

Ну-у, уважаемый Бибиков, не лучшее у Вас сравнение. В нашем запущенном случае лучше к эпидемиологии обратиться: ересь, как бледная трепонема или палочка Коха. А так, только рекламу делаете.
19. Николай Владимирович Сомин : участнику на 14
2011-04-07 в 19:03

А Вы, любезный, не бывший Хлобуев и он же Шарапов111?
Наглось и лексика – те же. И те же методы ведения информационной войны - разбрасывать свои комментарии по всем моим статьям.
18. Николай Владимирович Сомин : Бибикову на 12
2011-04-07 в 18:58

У России сложная задача - выработать новую концепцию социального устройства


Ну вот и написали бы что-нибудь конструктивное. Но пока, кроме хамства, разнузданности и огульных обвинений меня в ереси – ничего. Видно плохи дела у «православных капиталистов» – крыть нечем.
17. Николай Владимирович Сомин : Люцие на 3 и 9.
2011-04-07 в 18:57

Ну что, матушка, не удержались? ляпнули гадость и излили клевету? И на кого – может быть, на самого искреннего и честного участника нашего форума! Да, Великий пост – время искушений.
16. Николай Владимирович Сомин : Автору
2011-04-07 в 18:55

Уважаемый Александр Илларионович!

Спасибо за спокойную, доброжелательную статью. И особенно – за ясное понимание того, что только опора на лучшие человеческие качества – коллективизм, честность, преданность общему делу – может принести благо России в деле ее экономического устроения.
15. Лесничий Александр Леонидович : Бибикову на 12
2011-04-07 в 18:45

Благодарю, Вас, Никита Георгиевич, а также прочих. Иногда для полноты жизни не хватает насморка или радикулита или вот таких слов, как Ваши.

PS: недавно читал замечательную повесть Чехова “Дуэль”. Там один из главных героев вызвал другого на дуэль, чудом не убил, а потом чуть ли не подружившись с ним говорит: “Никто не может знать всей правды о человеке” Ради этого, собственно вывода и написана вся повесть. Правда хорошо?
14. участник : сколько?
2011-04-07 в 18:14

Остается удивляться политике РНЛ... Сколько прикажете терпеть "православных" социалистов?
..не допускается хула на Церковь, нападки на Священноначалие и духовенство, пропаганда ересей и сект.. Ну так и прекращайте пропаганду идей Николая Сомина.
13. Владимир : За тему-спасибо!
2011-04-07 в 14:10

Статья интересная,отзывы- замечательны!Я имел опыт работы в колхозе на закате советской власти.Началось время реформ и лишения власти номенклатуры.Но население- вяло реагировало."Чего они там наверху опять придумали,чего они опять хотят?Как это понимать?Неужели власти со своей "властью" сами расстанутся?"От словоблудия плюралистов ясности не добавлялось.Кому верить?Куда крестьянину податься?Московская область,славные 90-е!Уже не один десяток лет совхозные партработники ездят по России и заманивают на с/х работы в совхозы московской области:из Астраханской, Мордовии,Тамбовской, Рязанской,Тульской,Липецкой.Материально их положение,обычно, значительно улучшается, правовой статус-понижается. Бесконтрольность администрации - резко возрастает.У нас директор совхоза был царек,человек очень неплохой,и по-своему -добрый,но властью часто пользовался недостойно и ценил её больше всего-у них была в ходу между собой такая поговорка: "даже самый плохой совхоз прокормит директора и его семью". Около себя терпел только подхалимов.Ездил по-заграницам, голландиям,швециям,но был "себе на уме" и на этм "реформы" не повелся.Совхоз распался.Могли бы люди - труженники сельского хозяйства между собой договориться?Наверное в теории, могли бы-но у них опыта не было такого- решать самим какие-нибудь вопросы-мелкий управленец разговаривал с подчиненным как унтер прусской армии с новобранцем. Многие с/х были доведены до статуса с/х пролетария,госбатрака.Реакцией на это является озлобление,мелкое воровство, пьянство, осознание своей никчемности беззащитности, уродование психики детей. Декларации социалистов на доминирование материального как-то тоже не очень проходили, типа "бытие определяет...",в стране,в которой столько земли что некому обрабатывать и в селе строили блочные хибарки-квартиры, а хозпостройки размещали за 0,5-1 км.Жить в селе и в квартире-а сапоги-валенки с навозным ароматом?!На земле не один десяток лет жизнь изничтожают,пора бы уже остановиться!А насчет трудовых объединений- они должны быть добровольны,только тогда они будут успешны. Богом человеку благословен труд и дана свободная воля.
12. Бибиков Н.Г. : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-07 в 00:20

Автор - пожилой человек,вероятно из "красных директоров" . Уважаю таких.В своей области они компетентны,честны и плодотворны. Не то ,что лесничие,сомины и прочая <..> - ничего адекватного предложить не могут,единственный свой багаж - ленинизм вынуждены скрывать и АБСОЛЮТНО безперспективны! Непонятна настойчивость РНЛ ,уже дурно попахивающая - неприкрытые враги чуть ли не хохочут - а здесь все суют и проталкивают марксистско-ленинскую гниль. У России сложная задача - выработать новую концепцию социального устройства , а соминисты дискредитируют саму возможность создания новой теоретической базы. Оцениваю опасность Сомина для России в 1 мотопехотную дивизию войск СС, Лесничего - в 1 батальон пехоты и их "помошника" в 2-3 взвода той же баварской пехоты.
11. Георгий : Мнение
2011-04-06 в 22:12

Статья замечательная, слава Богу, есть еще люди трезвомыслящие. Советское жизнеустройство, в большей степени было устроено на христианских принципах. А, кстати, такой недостаток, как очереди были обусловлены одним из положительных результатом советского жизнеустройства - высокой платежеспсобностью населения, когда любой мог накупить колбасы (настоящей, а не соевой нынешней) столько, сколько он захочет, разумеется по госцене, пр и том, что производили тогда продуктов больше, чем сейчас вместе с импортной отравой. Это можно прочитать в любом статистическом справочнике. Любая уборщица могла бросить швабру, и уехать на юг отдыхать. Где то, наверное, утрирую, но в целом так и было. Жаль, что адепты демократии, капитализма, частной собственности и еще чего то там этого не понимают (или не хотят понимать?), а мыслят устаревшими штампами времен перстройки.
10. Лебедевъ : Aвтору
2011-04-06 в 22:01

Вы или лукавите, или Вам надо экономический кругозор рэасширять.
Во-первых, обратите внимание, что в восточной статье про Неплюева все - от батюшки до обер- прокурора - в нем сектанта видели, недоумевая, почему этот Неплюев в монастырь не идет. Сомин на все отвечает, что того неправильно понимали (один Сомин понял).
Во-вторых, Ваш любимый свинокомплекс работает при многоукладной экономике, когда люди сами выбрали, что и как им производить и продавать. Таких хозяйств до революции было тысячи.Мы помним и другие модели хозяйствования, когда план спускался сверху, стимулом были трудодни. Были еще двадцать лет нефтяных дотаций, когда конадским зерном своих свиней кормили.
Сомин - за план сверху плюс хождение в церковь строем. Деревню мы убили, хотите чтобы и Церковь добили?
9. lucia : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-06 в 18:25

на 4. Ага христианская беседа. Будет рассказывать сказки, кротостью максируя наглость. Чувствуется советская выучка.
8. Аноним : на п.5 Лесничему
2011-04-06 в 17:28

Плавали - знаем. Опять запишите в черный список посещавших службу.
7. Русский : Коротко и емко
2011-04-06 в 15:31

"В мире есть два пути развития общества: социалистический и капиталистический. Те, кто хотят пойти по пути Иуды, и отправиться в ад – выбирают капитализм. Те, кому дороги идеи Христа – выбирают социализм" Уго Чавес июль 2005г
6. православный : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-06 в 15:27

При комунистах весь русский народ жил хуже скотов. Все кто жил при комунистах конечно это помнят. Даже маленьким детям прикалывали богомерзкие красные звездочки с портретом лысаго идола. Все стояли в огромную очередь за продуктами а комунистические вожди имели превилегии роскош а сами блудили пианствовали. Ездили на шикарных тачках члено - возах и плевать хотели на русский народ. Не было ни одной Святой Книги, люди отруки писали и ходили тайно в храм даже по подземным трубам. Вот так-то знайте это молодеж, если не видели этих сатанинских дней
5. Лесничий Александр Леонидович : Анониму на 4
2011-04-06 в 15:19

Вы, вместо зыбких предположений, лучше бы спросили меня прямо о чем-нибудь и подписались бы Вашим святым именем. Получилась бы христианская беседа.
Вынимайте Ваш камень из-за пазухи, выходите из тьмы и спрашивайте! Если смогу, то отвечу.
4. Аноним : на 3
2011-04-06 в 13:54

Лесничий при коммунистах, видно, жил не так, как русский народ. Не стоял в очередях по три часа, жена его не была тонкой, как тростинка - от бесконечной работы впроголодь, дети его имели не по два шитых-перешитых платья, и в церковь на Пасху он не пробирался тайком через кордоны милиции. Его не записывали активисты-комсомольцы в черный список посетивших службу. Он записывал.
3. lucia : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-06 в 12:30

тЛесничий - непорядочный провокатор. Он намеренно распространяет ложь о временах СССР, думаю, не только здесь. Это вредно и опасно, потому что может жезориентировать людей, который тогда не жили. Не знаю, что пождует его к этой подлости, разве что зависть к тем, кто имеет сейчас возможность жить хотя и беспокойной, но свободной в духовном отношении жизнью. Конечно, люди духовные никогда не купятся на посулы таких товарищей как он, поскольку приманка в данной мышеловки с гнильцой и это ощущается; но неопытные?
2. Лесничий Александр Леонидович : Re: Общее дело - общее благо
2011-04-06 в 11:40

“Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?” (св. Григорий Палама)
Благодарю автора за это свидетельство об островке прежней советской жизни.
Люди уже стали забывать, что можно спокойно трудиться на своей земле, как это было при СССР, без страха увольнения, без кризисов и надрыва, делая общее полезное дело, радуясь успехам товарищей, как своим.
Еще очень хорошо, что это здесь мы видим созидание, организацию приспособление даже в условиях настоящей жесткой и агрессивной экономической системы.
1. Сергей : комментарий 1
2011-04-06 в 10:01

Очень обстоятельная статья, нужный для России опыт. На Западе по-тихоньку такие предприятия создаются.Создание в России таких предприятий жизненно необходимо.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме