Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Божественное пламя таланта»

Алла  Новикова-Строганова, Русская народная линия

04.04.2011


Памяти Н.В.Гоголя …

Нынешний год 202-летия Николая Васильевича Гоголя (1809 - 1852) - значимая дата для русского мира. Непреходящими остаются православные пасхальные идеи христианского писателя о духовном возрождении России, воскресении «мёртвых душ».

Н.В.ГогольГоголь остро ощущал свою нерасторжимую связь с Родиной, предчувствовал заповеданную ему высокую миссию. Он благословил русскую литературу на служение идеалам добра, красоты и правды. Все отечественные писатели, по известному выражению, вышли из гоголевской «Шинели», но никто из них не решился сказать подобно Гоголю: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»

Он был воодушевлён идеей патриотического и гражданского служения: «Писатель, если только он одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде всего как человек и гражданин земли своей...» «Назначение человека - служить, - повторял автор «Ревизора» и «Мёртвых душ». - И вся наша жизнь есть служба».

Гоголевское творчество носит учительную направленность, звучит как художественно-публицистическая проповедь. Пророческие предвидения об общественно-духовном кризисе и путях выхода из него стали нравственным ориентиром не только для следующего поколения русских классиков, но и проливают свет на эпоху сегодняшнюю, звучат на удивление современно: «Я почувствовал презренную слабость моего характера, моё подлое равнодушие, бессилие любви моей, а потому и услышал болезненный упрёк себе во всём, что ни есть в России. Но высшая сила меня подняла: проступков нет неисправимых, и те пустынные пространства, нанесшие тоску мне на душу, меня восторгли великим простором своего пространства, широким поприщем для дел. От души было произнесено это обращение к России: «В тебе ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться ему?..» В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырём. Всякое звание и место требуют богатырства. Каждый из нас опозорил до того святыню своего звания и места (все места святы), что нужно богатырских сил, чтобы вознести их на законную высоту».

Важно, чтобы мы всей душой осознали свою причастность всеобщему делу возрождения России, усовершенствования жизни, а для этого - учит Гоголь - необходимо осуществление простого правила, чтобы каждый честно выполнял своё дело на своём месте: «Пусть каждый берёт в руки по метле и метёт свою улицу». Эти строки из «Ревизора» неоднократно цитировал Н.С. Лесков, и нам не мешает вспоминать их чаще.

В «апокрифическом рассказе о Гоголе» «Путимец» Лесков вложил в уста героя рассказа - молодого Гоголя - заветную мысль о способности русских людей к быстрому нравственному возрождению: «а мне всё-таки то дорого, что им всё дурное в себе преодолеть и исправить ничего не стоит; мне любо и дорого, что они как умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете <...> я ценю, я очень ценю! Я люблю, кто способен на такие святые порывы, и скорблю о тех, кто их не ценит и не любит!»

Велико было внимание Гоголя к тайнам бытия, разделённого на уделы света и мрака. Борьба с чёртом, с силами зла - постоянная гоголевская тема. Писатель ощущал действенность этих сил и призывал не бояться их, не поддаваться, противостоять им. В письме к С.Т. Аксакову 16 мая 1844 года Гоголь предлагал использовать в борьбе с «нашим общим приятелем» простое, но радикальное средство в духе кузнеца Вакулы, отхлеставшего напоследок чёрта хворостиной, в повести «Ночь перед Рождеством»: «Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он - точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечёт, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад - тут-то он и пойдёт храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмёт. Мы сами делаем из него великана, а на самом деле он чёрт знает что. Пословица не бывает даром, а пословица говорит: «Хвалился чёрт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньёй не дал власти»». Мысль о бессилии нечистой силы перед лицом твёрдого духом и стойкого в вере человека - одна из любимых у Гоголя - восходит к древнерусской житийной традиции. В «Повести временных лет» говорится: «Бог один знает помышления человеческие. Бесы же не знают ничего, ибо немощны они и скверны видом».

В то же время посрамление и одоление чёрта даётся совсем не просто, что и показывает Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Так, кузнец Вакула - религиозный художник - изобразил («намалевал») на стене храма побеждённого им беса. Высмеять зло, выставить его напоказ в комическом и уродливом виде - значит почти победить его. Однако в финале повести есть намёк на несмягчаемую силу чертовщины. В образе плачущего ребёнка воплощается тема страха перед нечистью. При виде изображения чёрта в аду дитя, «удерживая слезёнки, косилось на картину и жалось к груди матери». Гоголь даёт понять, что демонические силы можно унизить, высмеять, спародировать, но, чтобы окончательно победить «врага рода человеческого», нужны радикальные средства иного порядка - противоположно направленная, высшая Божья сила.

Писатель обращался к исследованию глубин человеческой природы. В его произведениях - не просто помещики и чиновники; это типы общенационального и общечеловеческого масштаба - сродни героям Гомера и Шекспира. Русский классик формулирует законы национальной жизни и целого мира. Вот один из его выводов: «Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. Это вечная истина!»

Болея душой за судьбу России, Гоголь, согласно его глубоко лирическому, одухотворённому признанию, дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Для этого «много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания». Эти творческие жемчужины - несомненно, из духовной, Божественной сокровищницы Творца.

Основное свойство классики - быть современной во все времена. Так же, как и Новый Завет, в каждое мгновенье и для каждого остаётся новым, каждый раз заново обновляя и возрождая человека.

Гениальные гоголевские типы оживают и воплощаются постоянно. В.Г. Белинский справедливо размышлял: «Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдёт в себе, в большей или меньшей степени многие из элементов многих героев Гоголя». Именно - «каждый из нас». «Не все ли мы после юности, так или иначе, ведём одну из жизней гоголевских героев? - риторически вопрошал А.И. Герцен. - Один остаётся при маниловской тупой мечтательности, другой буйствует a la Nosdreff, третий - Плюшкин и проч.».

Путешествуя в пространстве и во времени, приспосабливаясь к нему, гоголевские персонажи по-прежнему вполне узнаваемы и в нынешней жизни - продолжают оставаться чичиковыми, собакевичами, «дубинноголовыми» коробочками, петрушками, селифанами, «кувшинными рылами», ляпкиными-тяпкиными, городничими, держимордами и др. В современной чиновничьей среде, как в гоголевских «Мёртвых душах», по-прежнему «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы».

Хлестаков в «Ревизоре» - это уже не просто нарицательный тип, а всепроникающее явление. «Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми, - объяснял Гоголь в своём «Предуведомлении для тех, которые хотели бы сыграть как следует «Ревизора»» - <...> Редко кто им не будет хоть раз в жизни». Не случайно Хлестаков кричит оцепеневшим от подобострастного ужаса чиновникам: «Я везде, везде!».

Открыв всеобъемлющую фантасмагорию хлестаковщины, Гоголь приходил к суду и над самим собой. Относительно своей книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1846) он писал В.А. Жуковскому: «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё... Право, во мне есть что-то хлестаковское». В апреле 1847 года в письме к А.О. Россет писатель каялся: «Я должен Вам признаться, что доныне горю от стыда, вспоминая, как заносчиво выразился во многих местах, почти а la Хлестаков». И в то же время Гоголь признавался: «Я не любил никогда моих дурных качеств... взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его как смертельного врага...»

Мысль о Божественной сущности слова: «Оно есть высший подарок Бога человеку» - была основополагающей для Гоголя. Как никогда актуальны его мысли об особой ответственности всех, кто наделён этим даром: со словом надо обращаться трепетно, бесконечно бережно, честно.

Незадолго до смерти - после посещения Оптиной Пустыни - писатель изменился и внешне, и внутренне. По свидетельству А.К. Толстого, Гоголь «был очень скуп на слова, и всё, что ни говорил, говорил как человек, у которого неотступно пребывала в голове мысль, что «с словом надо обращаться честно»... По его собственному признанию, он стал «умнее» и испытывал раскаяние за «гнилые слова», срывавшиеся с уст его и выходившие из-под пера под влиянием «дымного надмения человеческой гордости» - желания пощеголять красным словцом.

Монах Оптиной Пустыни отец Порфирий, с которым был дружен Гоголь, в письме убеждал его: «Пишите, пишите и пишите для пользы соотечественников, для славы России и не уподобляйтесь оному ленивому рабу, скрывшему свой талант, оставивши его без приобретения, да не услышите в себе гласа: «ленивый и лукавый раб»».

Учиняя строжайший суд над самим собой, предъявляя себе высочайшие духовно-нравственные требования, писатель являлся поистине титанической и трагической личностью и готов был пройти своим многотрудным путём до конца. После его смерти И.С. Тургенев писал И.С. Аксакову: «Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к её недрам, - ни одному человеку, самому сильному духу не выдержать в себе борьбу целого народа, и Гоголь погиб!»

Главное - он сумел пробудить в нас «сознание о нас самих». По справедливому суждению Н.Г. Чернышевского, Гоголь «сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить».

Полная ожиданий и надежд Россия и сегодня - двести с лишним лет спустя - всё так же обращается к своему великому сыну в поисках правды о себе самой. И недалеко уже то время, которое виделось Гоголю, «когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облечённой в святый ужас и блистанье главы и почуют в смущённом трепете величавый гром других речей...»

Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. Елена Родченкова-Новик : 21
2011-04-17 в 19:10

"а на самом деле управляют жидо-масоны..."

Вы их переоцениваете. Они не умеют управлять, могут только паразитировать и пользоваться мутной водичкой, тьмой, страхом, недоверием, хаосом. Потому и создают для себя такую среду ПОСРЕДСТВОМ РАЗРУШЕНИЯ ПРАВДЫ.
Россия позволила разрушить себя. Русский народ позволил разрушить Россию, но не себя.
Эти ваши масоны, т.е. жиды - служки дьявола - управляют посредством кнопки страха, питаются беззаконием, незнанием, темнотой .
Говорите правду взде и всюду и увидите, как все начнет изменяться на глазах.
Дьявол бежит от правды, как тьма - света.
Ложь - это ОТСУТСТВИЕ правды,
тьма - это отсутствие света,
Ненависть - это отсутствие любви
Хаос - это отсутствие порядка.
Разрушение - это отсутствие созидания.
Если каждый перестанет умничать и спорить, доказывать, а начнет созидать СВОЙ ПРАВДИВЫЙ МИР, не боясь никого и ничего, никаких вонючек-перхотных жидо-масонов вы вокруг себя просто не увидите. Они сбегут от вас как тараканы от огня. Все начнет меняться на глазах.
Изменить весь мир - это совершенно возможно - это по силам людям.
Но вот вы хоть и называете себя патриотом, вам пока более нравится говорить об "онанах" и "бананах".
21. Патриот : наны и онаны
2011-04-17 в 10:28

бесы проникают всюду и разлагают всё на чубайсовско-масонские
нано(онано)частицы...Кругом это смердящее разложение, имитация всего-бутафория(псевдо-анархия), а на самом деле управляют жидо-масоны...
20. Воин : О власти Господа
2011-04-16 в 16:58

Пока ПРАВОСЛАВНЫЕ монахи(с благодатью Святого Духа внутри) не возьмут власть в свои руки всегда в стране будет анархия! И наконец надо это понять и решиться!!!
Где вы, "святые" отцы, где ваше слово Истины от Истины?
Обратите вашу "немощь" в силу духовную РУССКОГО НАРОДА!!!
ОБЛИЧИТЕ ВО ВЕСЬ ГОЛОС власть имущих!!!

Сейчас власть безбожников-бесов УНИЧТОЖАЮЩИХ ВСЁ.
Большой грех - малодушное уныние их бояться!
Просите Господа наполнить вас Духом Святым и начинайте АПОСТОЛЬСКОЕ служение, ПРИШЛО время!!!

Ф. М. Достоевский роман “Бесы”(1871 г.)
Программа бесов:

«Мы сделаем такую смуту основ. <…> Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! <…> Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. <…> Мы уморим желания: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве <…> (с. 384 - 385)
С. 386 <…> мы сначала пустим смуту <…>
С. 387 мы проникнем в самый народ <…> Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются <…> везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… <…> Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты <…> Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо!
С. 388 Мы пустим пожары… мы пустим легенды… <…> и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… <…> тут-то мы и пустим… <…> Ивана-царевича. <…> Самозванца <…>!
С. 389 <…> Главное, легенду! <…> И застонет стоном земля: «Новый правый закон идёт»…
19. Воин : О Достоевском
2011-04-14 в 07:47

18. Патриот : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-11 в 18:11

Теократия-это власть Бога (дословно)!
Так и надо её понимать, а не передёргивать слова и не подменять понятия! Это распространённый лукавый (шулерско-масонский) приём.
Господь по Своему смотрению в состоянии и на земле устроить Царствие Небесное, только Ему виднее, когда и как это сделать, и делать ли вообще. Да и зачем на земле оно нужно, когда это Царствие уже есть на Небесах?!
Все, кто населяет Землю, туда не попадут, и это жаль. А хотелось бы, чтобы Господь их выправил и направил на Путь Истинный!
А застой с помутнением в мозгах - это у псевдоучёных, которые всё-таки доведут планету до полной катастрофы. Побольше бы надеялись на Бога и НЕ ГРЕШИЛИ, и был бы тогда расцвет.
А для примера пусть хотя бы лет 50 в стране поуправляют в качестве направляющих наставников монахи с благодатью Божией в сердцах. Лучше этого пока ещё не было, это сразу наглядно всем станет, ясно даже слепым. Но разве откажется нынешняя власть от награбленных богатств? Никогда! Вот и правит нами всякая бесовня.
Вся теократия предыдущая была еретическая, как и сейчас в Ватикане. Всё есть, а благодати не видать!
17. Воин : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-11 в 13:18

Пока ПРАВОСЛАВНЫЕ монахи и священники не возьмут власть в свои руки всегда в стране будет анархия! И наконец надо это понять и решиться!!!
Где вы, "святые" отцы, где ваше слово Истины от Истины?
Обратите вашу немощь в силу духовную РУССКОГО народа!
Обличите ВО ВЕСЬ ГОЛОС власть имущих!!!

Сейчас власть безбожников-бесов уничтожающих ВСЁ.

Ф. М. Достоевский роман “Бесы”(1871 г.)
Программа бесов:

«Мы сделаем такую смуту основ. <…> Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! <…> Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. <…> Мы уморим желания: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве <…> (с. 384 - 385)
С. 386 <…> мы сначала пустим смуту <…>
С. 387 мы проникнем в самый народ <…> Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются <…> везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… <…> Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты <…> Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо!
С. 388 Мы пустим пожары… мы пустим легенды… <…> и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… <…> тут-то мы и пустим… <…> Ивана-царевича. <…> Самозванца <…>!
С. 389 <…> Главное, легенду! <…> И застонет стоном земля: «Новый правый закон идёт»…
16. Воин : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-11 в 07:39

"власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину".
15. Патриот : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-10 в 10:46

«Писатель, если только он одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде всего как человек и гражданин земли своей...»
От души было произнесено это обращение к России: «В тебе ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться ему?..» В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырём. Всякое звание и место требуют богатырства. Каждый из нас опозорил до того святыню своего звания и места (все места святы), что нужно богатырских сил, чтобы вознести их на законную высоту».
14. Воин : ПРОРОЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО
2011-04-09 в 17:29

Творчество Достоевского посвящено постижению глубины человеческого духа. Писатель анализирует самые потаённые лабиринты сознания, последовательно проводя почти в каждом из своих произведений три ключевые мысли: идею личности как самодовлеющей ценности, одухотворенной Божьим Духом; идею страдания как реальной подоплёки нашего существования; идею Бога как высшего этического критерия и мистической сущности всемирного бытия.
Достоевский убедительно и беспощадно вскрывает духовное убожество и нравственную нищету людей, не верующих в Бога и противопоставляющих Ему разум.
Бунт Ивана Карамазова в романе “Братья Карамазовы” так же, как бунт Раскольникова в “Преступлении и наказании”, так же, как бунт Кирилова в “Бесах”, — бунт разума, тщетно пытающегося найти этический критерий вне религии и устроить судьбы человеческие по рецептам, продиктованным не религиозным сознанием, а эмпирическим познанием. Достоевский отрицал возможность автономной морали, т. е. такой, где поведение человека определяется субъективной, произвольной, им самим установленной оценкой понятий добра и зла. Вслед за славянофилами Достоевский утверждал, что природа нравственности гетерономна, что живым источником и высшей санкцией этического импульса является правда Божественной Благодати, нас просвещающая, научающая нас отличать дозволенное от недозволенного, и побуждающая нас следовать путем Божественной Истины.
В своих произведениях Достоевский показал, что нравственность, построенная на шатких основаниях личного произвола, неизбежно приводит к принципу: “все дозволено”, т. е. к прямому уже отрицанию всякой нравственности, а значит и самоуничтожению личности. Лозунг: “Все дозволено” толкает Раскольникова на убийство, Ивана Карамазова — на отцеубийство, Кирилова — на самоубийство.
Достоевский знал, что человечество, уверовав в безграничную будто бы силу науки и выведя идею Бога за скобки, неудержимо устремляется в зловеще зияющую бездну, в которой ему и суждено погибнуть. В частности, Достоевский указал и на то, что Западная Церковь, некогда сплотившая Европу в единый организм под знаменем католического Рима, не в состоянии уже предотвратить надвигающейся катастрофы потому, что она сама, Западная Церковь, перестала быть Церковью Христовой, подменив идею Христа идеей Его Наместника на земле в лице якобы непогрешимого Папы. К этой теме Достоевский возвращался часто. Впервые она была затронута, но как бы мимоходом, в “Идиоте”; более подробно она была разработана в “Дневнике писателя”, получив полное отражение в “Легенде о Великом инквизиторе”.
В “Легенде” затронуты глубочайшие тайны эсхатологии и христианского Богопознания. Сквозь туман лукавых социальных утопий, которые предлагали человечеству люди, отрекшиеся от Христа и поклонявшиеся антихристу, Достоевский ясно различал бездну, в которую ведет мир иудейско-масонская цивилизация.
В своих произведениях Достоевский подводит читателя к выводу, что нет большей мудрости, чем та, которая заключается в учении Спасителя, и нет большего подвига, нежели следовать Его заветам. Ложной и лживой философии Инквизитора он противопоставил ясное, тихое, как майское утро, миропонимание другого старца — старца Зосимы, любовью и состраданием врачующего душевные язвы стекающихся к нему со всех сторон страдальцев и грешников. В образе этого великого, но кроткого провидца Достоевский дал поразительное по глубине и тонкости воплощение Православия, сохранившего в чистоте веру в Богочеловечество, смерть и воскресение Христа и приявшего эту тайну не как закон, канонически навязанный ему извне, а как свободою и любовью сознанную нравственную необходимость.
Достоевский знал, что в этой тайне разрешаются все антиномии: безусловность Творца и условность твари; объективная гармония Космоса и субъективное ощущение Хаоса; покой вечности и объемлемое им вечное движение.
В наш жестокий век Достоевский звал ошалевшее и исподличавшееся человечество смирить гордыню разума и понять, наконец, что в богоотступничестве нет спасения. Он подошел к больным и заблудившимся сынам своего века со словами милосердия и устами старца Зосимы сказал им: “Любите человека и в грехе его, ибо сие уже подобно Божеской любви”.
По своему миропониманию Достоевский был близок к славянофилам; труд Н. Я. Данилевского “Россия и Европа” писатель считал будущей настольной книгой всех русских.
Предсказывая еще в 1870-х грядущую еврейскую революцию в России, Достоевский видел в ней войну против христианской цивилизации, конец Христианской культуры, всеобщее духовное одичание человечества и установление “жидовского царства”.
“Евреи, — писал Достоевский, — всегда живут ожиданием чудесной революции, которая даст им свое “жидовское царство”. Выйди из народов и... знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби или в рабов обрети, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. И даже когда лишишься земли своей, даже когда рассеян будешь по лицу всей земли, между всеми народами — все равно верь всему тому, что тебе обещано раз и навсегда, верь тому, что все сбудется, а пока живи, гнушайся, единись и эксплуатируй и — ожидай, ожидай”.
Явление бесов на Русь Достоевский прямо связывает в “жидами и жидишками”, составлявшими идейное ядро революционеров и либеральной интеллигенции. Все они — воплощение сатанизма и антихриста.
Предрекая грядущие потрясения и предсказывая, что “от жидов придет гибель России”, Достоевский видел в революции бунт антихриста против Христа, дьявола и его слуг — иудеев против Бога.
“Верхушка иудеев, — писал Достоевский, — воцаряется все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик и свою суть”.
Бичуя бесов либерализма и социализма, Достоевский видел в идеях коммунистической революции “начала антихристовы, дух приближения ига князя мира сего, воплощенного в иудейских вождях”. Социализм с его соблазном (а фактически обманом) создания земного царства блаженства есть религия антихриста, стремление уничтожить Христианскую цивилизацию. И социализм, и капитализм были для Достоевского не противоположными началами, а лишь двумя формами одного и того же — сатанинского — стремления к упоению земными благами.
Социализм и капитализм — выражение общего иудейско-сатанинского идеала “вожделений избранного народа”, замаскированных лукавством дьявола, искушавшего в пустыне Христа своими соблазнами хлеба земного и чувственных наслаждений.
Вот некоторые мысли великого русского писателя о грядущей еврейской революции и царстве антихриста из “Дневника писателя”:
“Вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения наступает материализм и слепая, плотоядная жажда личного материального обеспечения”, “Идея жидовская охватывает весь мир”, “Наступает торжество идей, перед которыми никнут чувства христианские”, “Близится их царство, полное их царство”.
“На протяжении 40-вековой истории евреев двигала ими всегда одна лишь к нам безжалостность... безжалостность ко всему, что не есть еврей... и одна только жажда напиться нашим потом и кровью”, “Некая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое... Что религиозный-то характер тут есть по преимуществу — это-то уже несомненно. Что свой промыслитель (антихрист), под прежним именем Иеговы, со своим идеалом и со своим обетом, продолжает вести свой народ к цели твердой — это уже ясно”, “Все они одной сути”, “Глубоки тайны закона и строя еврейского народа... Окончательное слово человечества об этом великом племени еще впереди”.
“Жид и банк — господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет Христианство и разрушит ее цивилизацию. И когда останется лишь одно безначалие, тут жид и станет во главе всего. Ибо, проповедуя социализм, он останется меж собой в единении, а когда погибнет все богатство Европы, останется банк жида. Антихрист придет и станет в безначалии”.
“Наступит нечто такое, чего никто не мыслит... Все эти парламентаризмы, все гражданские теории, все накопленные богатства, банки, науки... все рухнет в один миг бесследно, кроме евреев, которые тогда одни сумеют так поступить и все прибрать к своим рукам”.
“Да, Европа стоит на пороге ужасной катастрофы... Все эти Бисмарки, Биконсфильды, Гамбетты и другие, все они для меня только тени... Их хозяином, владыкой всего без изъятия и целой Европы является еврей и его банк... Иудейство и банки управляют теперь всем и вся, как Европой, так и социализмом, так как с его помощью иудейство выдернет с корнями Христианство и разрушит Христианскую культуру. И даже если ничего как только анархия будет уделом, то и она будет контролируемая евреем. Так как, хотя он и проповедует социализм, тем не менее он остается со своими сообщниками — евреями вне социализма. Так что, когда все богатство Европы будет опустошено, останется один еврейский банк”.
“...Революция жидовская должна начаться с атеизма, так как евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой и великой!”
“Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его... Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России... Она и начинается, ибо нет у нас против нее надежного отпора — ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови”.
Все предсказания великого русского писателя сбылись с ужасающей точностью и продолжают сбываться в наше время.
13. Патриот : О власти Церкви
2011-04-09 в 12:09

«Если что и охраняет общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно лишь закон Христов, сказывающийся в сознании собственной совести» (9, 73), – размышлял Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Свои чаяния он выразил устами «русского инока» старца Зосимы: «если бы всё общество обратилось лишь в церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть, и вправду самые преступления уменьшились бы в невероятную долю. Да и церковь, сомнения нет, понимала бы будущего преступника и будущее преступление во многих случаях совсем иначе, чем ныне, и сумела бы возвратить отлучённого, предупредить замышляющего и возродить падшего» (9, 75).
Утрата веры в Бога и бессмертие, заглушающая голос совести, ведёт к преступной теории «всё позволено», к власти «элиты» над «муравейником», «слабосильными бунтовщиками», которые под конец «станут послушными» (9, 285). «Покорное стадо» не в силах вынести свободы, а значит – и нравственной ответственности, – данной Христом, и принесёт эту свободу к ногам «избранных». В легенде Ивана Карамазова о «великом инквизиторе» этот наследник Римской империи строит свою власть на «чуде, тайне, авторитете» – на всём том, что отверг Христос, преодолевая дьявольские искушения. Инквизитор по-прежнему манит людей идеалом Христа: «мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твоё. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уж не пустим к себе» (9, 286). В действительности власть отреклась от Бога и служит силе, противоположно направленной: «Мы не с Тобой, а с ним, вот наша тайна! <…> мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными» (9, 290).
Современная Европа, считает Достоевский, пошла по пути «великого инквизитора»: «во многих случаях там церквей уже и нет вовсе, а остались лишь церковники и великолепные здания церквей, сами же церкви давно уже стремятся там к переходу из низшего вида, как церковь, в высший вид, как государство, чтобы в нем совершенно исчезнуть. Так, кажется, по крайней мере в лютеранских землях. В Риме же так уж тысячу лет вместо церкви провозглашено государство» (9, 74 – 75). Церкви в государстве отводится «как бы некоторый лишь угол, да и то под надзором, – и это повсеместно в наше время в современных европейских землях» (9, 71 – 72). Путь православной России должен быть иным: «По русскому же пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более» (9, 71 - 72).
В дискуссии о церкви и государстве старец Зосима, несмотря на скепсис оппонентов («это, стало быть, осуществление какого-то идеала, бесконечно далёкого, во втором пришествии. <…> Прекрасная утопическая мечта об исчезновении войн, дипломатов, банков и проч.» – 9, 72), выражает несомненную веру в христианское преображение жизни: «Правда, <…> теперь общество христианское пока ещё само не готово и стоит лишь на семи праведниках; но так как они не оскудевают, то и пребывает всё же незыблемо, в ожидании своего полного преображения из общества как союза почти ещё языческого во единую вселенскую и владычествующую церковь. Сие и бу́ди, бу́ди, хотя бы и в конце веков, ибо лишь сему предназначено совершиться! И нечего смущать себя временами и сроками, ибо тайна времён и сроков в мудрости Божией, в предвидении Его и в любви Его. И что по расчёту человеческому может быть ещё и весьма отдалённо, то по предопределению Божьему, может быть, уже стоит накануне своего появления, при дверях» (9, 75).
12. Воин : ЗА ВЛАСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ!!!
2011-04-08 в 18:10

Пока ПРАВОСЛАВНЫЕ монахи и священники не возьмут власть в свои руки всегда в стране будет анархия! И наконец надо это понять и решиться!!!
Где вы, "святые" отцы, где ваше слово Истины от Истины?
Обратите вашу немощь в силу духовную РУССКОГО народа!
Обличите ВО ВЕСЬ ГОЛОС власть имущих!!!

Сейчас власть безбожников-бесов уничтожающих ВСЁ.

Ф. М. Достоевский роман “Бесы”(1871 г.)
Программа бесов:

«Мы сделаем такую смуту основ. <…> Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! <…> Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. <…> Мы уморим желания: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве <…> (с. 384 - 385)
С. 386 <…> мы сначала пустим смуту <…>
С. 387 мы проникнем в самый народ <…> Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются <…> везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… <…> Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты <…> Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо!
С. 388 Мы пустим пожары… мы пустим легенды… <…> и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… <…> тут-то мы и пустим… <…> Ивана-царевича. <…> Самозванца <…>!
С. 389 <…> Главное, легенду! <…> И застонет стоном земля: «Новый правый закон идёт»…
11. Патриот : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-07 в 08:09

Господи, наполни меня Духом Твоим.
10. Читатель : Re: «Божественное пламя таланта»
2011-04-05 в 21:25

"Должно всегда молиться и не унывать"!
9. Аноним : на 8
2011-04-05 в 16:05

Постараемся. Что в силах сделать - будем делать.
8. Паломник : Анониму
2011-04-05 в 15:14

Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
7. Аноним : п.6 Паломник
2011-04-05 в 13:34

Не кричите так громко, Вы нас всех оглушили. Терпите всех и всяких. Господь терпел без лозунгов и воззваний.
Наш разговор Вы не поняли и потому не приняли, нечем принять пока.
6. Паломник : Анониму. Веруйте во Свет
2011-04-05 в 12:53

Доколе вас терпеть, маловеры? Только веруйте и спасены будете
5. Аноним : 4 Патриот
2011-04-05 в 12:39

Есть, но совершенно не такое. Если Вы задали этот вопрос, то разницу узнаете. Помоги Вам Господь увидеть счастье воочию.
4. Патриот : О счастье
2011-04-05 в 11:15

Различные моря, облака, деревья и рыбки и на Земле есть, а вот вероятно такого ощущения счастья - нет?
3. Аноним : на п.2
2011-04-04 в 20:49

И очень красиво: такие моря, облака, деревья, рыбки... Видели счастье?
2. Воин : Знаю то, что говорю
2011-04-04 в 19:21

Душа Николая Васильевича Гоголя пребывает в Божественной Любви и гармонии Святого Духа в Царствии Небесном!
Там достаточно ДОСТОЙНЫХ представителей рода человеческого по воле Господа находятся в Просвещённой Святым Духом любви и радости, и он среди них. Там полная власть Божья, и желание души пребывает в согласии с желанием Господа… Человеческим языком необъяснимо…
Как же там безмерно БЛАГОСТНО и РАДОСТНО!.. Здесь даже и отдалённо сравнить просто не с чем! Там Вневременная НЕБЕСНОСТЬ, а тут ограниченная земность.
1. Максим Яковлев : Вызвать наружу всё...
2011-04-04 в 11:17

России сейчас остро не хватает пронзительно гротескной гоголевской правды, но ещё более того, нам всем не хватает такой читательской восприимчивости, способной впитать эту правду, и образумиться, наконец, и покаяться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме