itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О силе веры, молитвы и поста

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1282
Время на чтение 7 минут

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры, четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это имеет глубокий смысл. Пост неразрывно связан с покаянием, но что значит покаяться? Это значит переменить грешные мысли и чувства, возродиться, стать новым человеком. Взамен жизни оскверненной мы созидаем жизнь новую, по заповедям Божиим. Духовное возрастание наше происходит «от силы в силу», мы как бы восходим по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам прекрасное сочинение, содержащее учение о восхождении человека к Богу, под названием «Лествица». Оно учит, что духовное возрастание и преуспеяние христианина достигается посредством подвигов. Человеку, идущему по пути к Царству Небесному, Бог подает Свою помощь и силу, а со стороны человека требуется труд и самоотвержение.

«Лествица» содержит тридцать ступеней - глав. Это отречение от мiра, беспристрастие, странничество, послушание, покаяние, память смерти, плач, кротость. Описываются страсти и греховные состояния, даются наставления по борьбе с ними. Начертываются добродетели - «священная и блаженная молитва», а также смиренномудрие, рассуждение и безмолвие. Увенчивается «Лествица» описанием трех добродетелей - веры, надежды и любви.

«Лествица» написана преподобным Иоанном на основании опыта всей его подвижнической жизни. Это произведение было переведено на церковно-славянский язык еще до Крещения Руси, его читали иноки и благочестивые миряне. Великим постом в храме читали главы «Лествицы» на часах 3-м, 6-м и 9-м. Желательно и нам в дни поста и покаяния перечитать творение святого Иоанна, игумена горы Синайской.

Братия и сестры, сегодня мы слушали евангельское повествование об исцелении Господом бесноватого отрока. Оно показывает нам силу веры и молитвы и бессилие неверия. Как и все Евангелие, оно убеждает нас, что добро побеждает зло.

Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, народы ложно верили в силу зла и слабость добра. Злые духи обрели такую силу, что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего. А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе все Божественные дела Спасителя. Не происходит ли подобное и в наше время? Мы видим много зла вокруг. Эгоизм, несправедливость, алчность, неверность, жестокосердие и иные пороки встречаются, можно сказать, на каждом шагу. Телевидение, интернет, большинство средств массовой информации ежедневно и ежечасно сообщают о преступлениях, убийствах, катастрофах. При этом о добрых делах информации значительно меньше. Может создаться впечатление, что жизнь в Отечестве нашем, якобы, плоха и бесперспективна. С другой стороны, мы, христиане, ясно видим, что зло присутствует не только вне, но и внутри нас. Исполнение каждой заповеди Спасителя требует от нас усилий и подвига. Мы верим Евангельскому благовестию и, при этом, постоянно согрешаем. От распространения зла на земле может показаться, что силы зла побеждают. Однако это не так, это - ложь, изобретенная отцом лжи дьяволом.

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы уничтожить в людях малодушную боязнь зла и явить превосходство силы добра над силой зла, чтобы посеять и утвердить веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Он открыл людям правду о мире видимом и невидимом и обещал пребывать с нами во все дни до скончания века (Мф.28,20). Единый, Благой, Премудрый и Всемогущий Бог является не только Творцом, но и Властителем, и Промыслителем мира духовного и физического, видимого и невидимого. Спаситель заповедал Своим ученикам не бояться никого и ничего в этом мире. Он обещал, что и волос с головы нашей не погибнет (Лк.21,18) без Его воли. Всемогущество и премудрость Божии настолько совершенны, что всё, случающееся в нашей жизни, все внешние события, касающиеся нас, Господь обращает нам во благо. Мiр управляется Промыслом Божиим, пекущимся о спасении каждого человека.

Сегодняшнее Евангелие повествует, что после Своего славного Преображения Господь спустился с горы и увидел множество людей и книжников, спорящих с учениками. Один из народа сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк.9,17,18).

От страшной болезни отрока - одержимости злым духом - страдали и сын, и отец, и все их близкие. Но всегда ли страдание является злом? Многие люди по неведению всякое страдание считают злом. На самом деле страдание не есть зло, оно - следствие зла, но также и лекарство от зла. Страдания и зло - не от Бога исходят, причина их - грех и дьявол. Так, страдания, вызываемые нападением злых духов на человека, имеют две причины - грех или зло самого человека и зло дьявола и ангелов его. Страдания, причиняемые одними людьми другим людям, имеют те же две причины - грех или зло обижающего и грех или зло обидимого. Бог же попускает страдания с благой целью - чтобы очистить и освободить человека от греха и от власти дьявола и приблизить его к Себе.

Вместе с тем, Бог, по человеколюбию Своему, ограничивает силу врагов наших - дьявола и подчиняющихся ему людей и духов и хранит род человеческий, пока в нем пребывает истинная вера. Иначе враги эти давно бы подчинили душевно, а потом и уничтожили телесно всех людей, как стадо свиней гадаринских. Если бы Бог не ожидал терпеливо обращения и исправления людей и не хранил нас, то враги видимые и невидимые давно уничтожили бы и Россию, и народ русский, и всех людей. Поэтому, дорогие мои, никакие усовершенствования жизни нашей, без покаяния и обращения к Единому Богу, в Троице покланяемому, не спасут нас ни от врагов видимых, ни, тем более, от врагов невидимых. Спасут же нас покаяние, вера, надежда, любовь и добрые дела веры, ибо благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей, по слову апостола Павла (1 Тим.4,8). Сам Господь говорит нам: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12,32).

Вернемся к евангельскому повествованию. Отец отрока сказал Господу: Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, то есть беса, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф.9,18,19)

Почему же ученики не смогли помочь бесноватому отроку? Причины три: это их собственное маловерие, маловерие отца отрока и неверие присутствовавших книжников.

Господь сказал отцу бесноватого: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк.9,23,24). Эти слова означают: помоги мне, Боже, веровать в Тебя. А также: помоги мне полностью отвратиться от зла и сочетаться Тебе.

Что же такое вера? Апостол Павел говорит: Вера есть уверенность в невидимом (Евр.11,1) и в ожидаемом, как в видимом и настоящем. Без веры угодить Богу невозможно (Евр.11,6), поэтому только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера православная заключается во всецелом принятии учения о Боге, мiре и человеке, открытого людям Самим Богом, и в исполнении Его заповедей. Это Богооткровенное учение превосходит человеческий разум и может быть принято только верой.

Видя надежду и искреннее желание отца отрока уверовать, Господь изгнал нечистого духа из бесноватого. Вера необходима для нашего спасения и, по слову Спасителя, все возможно верующему. Без веры человек не имеет связи с Богом - единственным источником жизни и силы духовной.

К сожалению, вера грешного человека слаба, как и вера отца бесноватого отрока. Подобно этому отцу, и нам необходимо осознать свое маловерие и потребность в умножении веры.

Как же укрепляется наша вера? Первое средство видим из сегодняшнего евангельского повествования - это молитва. Бог внимает искренней молитве, особенно же молитве со слезами. Будем взывать вместе с отцом отрока: Господи, помоги моему неверию и маловерию, приложи мне веру и спаси меня.

Главное же средство утверждения нашей веры - это личный опыт жизни человека по Евангелию, по заповедям Божиим. Каждому православному христианину, стремящемуся проводить жизнь согласно евангельским заповедям, открывается, с одной стороны, его личная немощь и поврежденность грехом, а, с другой - всемогущество, человеколюбие и любовь Божии. Веру и убеждение, основанные на личном опыте богообщения, невозможно опровергнуть. Весь еврейский синедрион не мог убедить слепорожденного - человека, которого исцелил Господь, что исцеливший его - человек грешный, которого Бог не слушает.

Истинное знание о Боге и о всем мире Божием открывается только понуждающим себя исполнить евангельские заповеди. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения. Другим же каким-либо способом достигнуть его невозможно».

Когда ученики спросили Спасителя: почему мы не могли изгнать нечистого духа? - Христос ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мф.9,29). Эти слова Господа показывают причину, по которой мы часто не можем победить наши страсти и демонов, вовлекающих нас в грехопадения. Причина бессилия - наше маловерие, а также нежелание понудить себя на молитву, пост и на добрые дела веры.

Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Где есть вера, там обязательно есть и молитва. Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого верующего. Душа человека, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу как источнику своего бытия и только в Нем находит радость и покой. По слову Иоанна Лествичника, молитва есть матерь всех добродетелей.

Когда Господь наш Иисус Христос приближался к бесноватым, то демоны с воплями бежали. Так и ныне Господь приближается к нам, когда мы усердной молитвой призываем Его. От Него бегут наши мучители - демоны, и страсти теряют свою силу. Вот почему Спаситель сказал: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф.26,41). Молиться заповедано нам непрестанно (1 Сол.5,17). Поэтому молиться нужно не только в тишине и уединении, но и занимаясь житейскими делами. Человек, при желании, всегда может и должен найти время для молитвы. «Часть времени, данная взаем Богу, не пропадает, - учит святитель Василий Великий, - но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав... [им] благоуспешность в жизни». Он же пишет: чтобы достичь нерассеянности в молитве, надо твердо веровать, «что Бог перед нашими очами», тогда «молящийся... будет иметь ум, не уклоняющийся от» Господа.

О посте святитель Василий сказал: «Пост предпосылает молитву нашу на небо, делаясь для нее как бы крыльями». Христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в послушании у духа, а это невозможно без поста и воздержания. Однако пост телесный - это только средство в борьбе с грехом. Истинный духовный пост заключается в обуздании страстей, в воздержании от греха. А истинные плоды поста - это дела любви и милосердия, взаимное прощение обид и смирение перед благой волей Божией.

Братия и сестры, внимательная молитва и благоразумный пост имеют великую силу в деле нашего спасения. Каждый христианин, желающий очиститься от страстей и грехов, должен с решимостью проходить предлежащий подвиг молитвы и поста. Да поможет нам в этом Господь Своею благодатию и человеколюбием, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Михайлов
«Святые жены-мироносицы победили страх и явили любовь»
Проповедь протоиерея Андрея Михайлова в неделю жен-мироносиц
13.05.2019
«Свет, который светит во тьме...»
Проповедь в Неделю вторую Великого поста, память свт.Григория Паламы
12.03.2017
«История свидетельствует, насколько Матерь Божия любит православный народ»
Проповедь протоиерея Андрея Михайлова в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
19.09.2015
Примирение с Богом
Протоиерей Андрей Михайлов уверен, что именно в этом благо народа и государства Российского
20.07.2015
Господи, возстави нам мужей силы и разума, благоговейных и твердых в вере
Протоиерей Андрей Михайлов размышляет о необходимости духовной мобилизации русского народа
24.03.2014
Все статьи Протоиерей Андрей Михайлов
Пастырская проповедь
«Господи, прости грехи всего народа!»
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского во вторник
19.03.2024
Самый главный пост — воздержание от нашего «я»
Евангелие в Неделю сыропустную (Мф, 17 зач., 6, 14—21)
17.03.2024
Не может быть любви без свободы
Воспоминание Адамова изгнания
17.03.2024
Не труби перед собою
Суббота (Мф, 16 зач., 6, 1—13)
16.03.2024
Все статьи темы
Великий пост
«Пост необходим как средство духовного самовоспитания»
По словам Патриарха Кирилла, это время, когда мы молимся и одновременно задумываемся о своем жизненном пути, о том, что мы совершаем доброго, и совершаем ли, и что мы совершаем недоброго
19.03.2024
Как узнать о своих грехах?
Рассуждение в Великий пост
18.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии