О силе веры, молитвы и поста

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1287
Время на чтение 7 минут

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры, четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это имеет глубокий смысл. Пост неразрывно связан с покаянием, но что значит покаяться? Это значит переменить грешные мысли и чувства, возродиться, стать новым человеком. Взамен жизни оскверненной мы созидаем жизнь новую, по заповедям Божиим. Духовное возрастание наше происходит «от силы в силу», мы как бы восходим по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам прекрасное сочинение, содержащее учение о восхождении человека к Богу, под названием «Лествица». Оно учит, что духовное возрастание и преуспеяние христианина достигается посредством подвигов. Человеку, идущему по пути к Царству Небесному, Бог подает Свою помощь и силу, а со стороны человека требуется труд и самоотвержение.

«Лествица» содержит тридцать ступеней - глав. Это отречение от мiра, беспристрастие, странничество, послушание, покаяние, память смерти, плач, кротость. Описываются страсти и греховные состояния, даются наставления по борьбе с ними. Начертываются добродетели - «священная и блаженная молитва», а также смиренномудрие, рассуждение и безмолвие. Увенчивается «Лествица» описанием трех добродетелей - веры, надежды и любви.

«Лествица» написана преподобным Иоанном на основании опыта всей его подвижнической жизни. Это произведение было переведено на церковно-славянский язык еще до Крещения Руси, его читали иноки и благочестивые миряне. Великим постом в храме читали главы «Лествицы» на часах 3-м, 6-м и 9-м. Желательно и нам в дни поста и покаяния перечитать творение святого Иоанна, игумена горы Синайской.

Братия и сестры, сегодня мы слушали евангельское повествование об исцелении Господом бесноватого отрока. Оно показывает нам силу веры и молитвы и бессилие неверия. Как и все Евангелие, оно убеждает нас, что добро побеждает зло.

Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, народы ложно верили в силу зла и слабость добра. Злые духи обрели такую силу, что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего. А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе все Божественные дела Спасителя. Не происходит ли подобное и в наше время? Мы видим много зла вокруг. Эгоизм, несправедливость, алчность, неверность, жестокосердие и иные пороки встречаются, можно сказать, на каждом шагу. Телевидение, интернет, большинство средств массовой информации ежедневно и ежечасно сообщают о преступлениях, убийствах, катастрофах. При этом о добрых делах информации значительно меньше. Может создаться впечатление, что жизнь в Отечестве нашем, якобы, плоха и бесперспективна. С другой стороны, мы, христиане, ясно видим, что зло присутствует не только вне, но и внутри нас. Исполнение каждой заповеди Спасителя требует от нас усилий и подвига. Мы верим Евангельскому благовестию и, при этом, постоянно согрешаем. От распространения зла на земле может показаться, что силы зла побеждают. Однако это не так, это - ложь, изобретенная отцом лжи дьяволом.

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы уничтожить в людях малодушную боязнь зла и явить превосходство силы добра над силой зла, чтобы посеять и утвердить веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Он открыл людям правду о мире видимом и невидимом и обещал пребывать с нами во все дни до скончания века (Мф.28,20). Единый, Благой, Премудрый и Всемогущий Бог является не только Творцом, но и Властителем, и Промыслителем мира духовного и физического, видимого и невидимого. Спаситель заповедал Своим ученикам не бояться никого и ничего в этом мире. Он обещал, что и волос с головы нашей не погибнет (Лк.21,18) без Его воли. Всемогущество и премудрость Божии настолько совершенны, что всё, случающееся в нашей жизни, все внешние события, касающиеся нас, Господь обращает нам во благо. Мiр управляется Промыслом Божиим, пекущимся о спасении каждого человека.

Сегодняшнее Евангелие повествует, что после Своего славного Преображения Господь спустился с горы и увидел множество людей и книжников, спорящих с учениками. Один из народа сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк.9,17,18).

От страшной болезни отрока - одержимости злым духом - страдали и сын, и отец, и все их близкие. Но всегда ли страдание является злом? Многие люди по неведению всякое страдание считают злом. На самом деле страдание не есть зло, оно - следствие зла, но также и лекарство от зла. Страдания и зло - не от Бога исходят, причина их - грех и дьявол. Так, страдания, вызываемые нападением злых духов на человека, имеют две причины - грех или зло самого человека и зло дьявола и ангелов его. Страдания, причиняемые одними людьми другим людям, имеют те же две причины - грех или зло обижающего и грех или зло обидимого. Бог же попускает страдания с благой целью - чтобы очистить и освободить человека от греха и от власти дьявола и приблизить его к Себе.

Вместе с тем, Бог, по человеколюбию Своему, ограничивает силу врагов наших - дьявола и подчиняющихся ему людей и духов и хранит род человеческий, пока в нем пребывает истинная вера. Иначе враги эти давно бы подчинили душевно, а потом и уничтожили телесно всех людей, как стадо свиней гадаринских. Если бы Бог не ожидал терпеливо обращения и исправления людей и не хранил нас, то враги видимые и невидимые давно уничтожили бы и Россию, и народ русский, и всех людей. Поэтому, дорогие мои, никакие усовершенствования жизни нашей, без покаяния и обращения к Единому Богу, в Троице покланяемому, не спасут нас ни от врагов видимых, ни, тем более, от врагов невидимых. Спасут же нас покаяние, вера, надежда, любовь и добрые дела веры, ибо благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей, по слову апостола Павла (1 Тим.4,8). Сам Господь говорит нам: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12,32).

Вернемся к евангельскому повествованию. Отец отрока сказал Господу: Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, то есть беса, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф.9,18,19)

Почему же ученики не смогли помочь бесноватому отроку? Причины три: это их собственное маловерие, маловерие отца отрока и неверие присутствовавших книжников.

Господь сказал отцу бесноватого: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк.9,23,24). Эти слова означают: помоги мне, Боже, веровать в Тебя. А также: помоги мне полностью отвратиться от зла и сочетаться Тебе.

Что же такое вера? Апостол Павел говорит: Вера есть уверенность в невидимом (Евр.11,1) и в ожидаемом, как в видимом и настоящем. Без веры угодить Богу невозможно (Евр.11,6), поэтому только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера православная заключается во всецелом принятии учения о Боге, мiре и человеке, открытого людям Самим Богом, и в исполнении Его заповедей. Это Богооткровенное учение превосходит человеческий разум и может быть принято только верой.

Видя надежду и искреннее желание отца отрока уверовать, Господь изгнал нечистого духа из бесноватого. Вера необходима для нашего спасения и, по слову Спасителя, все возможно верующему. Без веры человек не имеет связи с Богом - единственным источником жизни и силы духовной.

К сожалению, вера грешного человека слаба, как и вера отца бесноватого отрока. Подобно этому отцу, и нам необходимо осознать свое маловерие и потребность в умножении веры.

Как же укрепляется наша вера? Первое средство видим из сегодняшнего евангельского повествования - это молитва. Бог внимает искренней молитве, особенно же молитве со слезами. Будем взывать вместе с отцом отрока: Господи, помоги моему неверию и маловерию, приложи мне веру и спаси меня.

Главное же средство утверждения нашей веры - это личный опыт жизни человека по Евангелию, по заповедям Божиим. Каждому православному христианину, стремящемуся проводить жизнь согласно евангельским заповедям, открывается, с одной стороны, его личная немощь и поврежденность грехом, а, с другой - всемогущество, человеколюбие и любовь Божии. Веру и убеждение, основанные на личном опыте богообщения, невозможно опровергнуть. Весь еврейский синедрион не мог убедить слепорожденного - человека, которого исцелил Господь, что исцеливший его - человек грешный, которого Бог не слушает.

Истинное знание о Боге и о всем мире Божием открывается только понуждающим себя исполнить евангельские заповеди. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения. Другим же каким-либо способом достигнуть его невозможно».

Когда ученики спросили Спасителя: почему мы не могли изгнать нечистого духа? - Христос ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мф.9,29). Эти слова Господа показывают причину, по которой мы часто не можем победить наши страсти и демонов, вовлекающих нас в грехопадения. Причина бессилия - наше маловерие, а также нежелание понудить себя на молитву, пост и на добрые дела веры.

Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Где есть вера, там обязательно есть и молитва. Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого верующего. Душа человека, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу как источнику своего бытия и только в Нем находит радость и покой. По слову Иоанна Лествичника, молитва есть матерь всех добродетелей.

Когда Господь наш Иисус Христос приближался к бесноватым, то демоны с воплями бежали. Так и ныне Господь приближается к нам, когда мы усердной молитвой призываем Его. От Него бегут наши мучители - демоны, и страсти теряют свою силу. Вот почему Спаситель сказал: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф.26,41). Молиться заповедано нам непрестанно (1 Сол.5,17). Поэтому молиться нужно не только в тишине и уединении, но и занимаясь житейскими делами. Человек, при желании, всегда может и должен найти время для молитвы. «Часть времени, данная взаем Богу, не пропадает, - учит святитель Василий Великий, - но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав... [им] благоуспешность в жизни». Он же пишет: чтобы достичь нерассеянности в молитве, надо твердо веровать, «что Бог перед нашими очами», тогда «молящийся... будет иметь ум, не уклоняющийся от» Господа.

О посте святитель Василий сказал: «Пост предпосылает молитву нашу на небо, делаясь для нее как бы крыльями». Христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в послушании у духа, а это невозможно без поста и воздержания. Однако пост телесный - это только средство в борьбе с грехом. Истинный духовный пост заключается в обуздании страстей, в воздержании от греха. А истинные плоды поста - это дела любви и милосердия, взаимное прощение обид и смирение перед благой волей Божией.

Братия и сестры, внимательная молитва и благоразумный пост имеют великую силу в деле нашего спасения. Каждый христианин, желающий очиститься от страстей и грехов, должен с решимостью проходить предлежащий подвиг молитвы и поста. Да поможет нам в этом Господь Своею благодатию и человеколюбием, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Михайлов
«Святые жены-мироносицы победили страх и явили любовь»
Проповедь протоиерея Андрея Михайлова в неделю жен-мироносиц
13.05.2019
«Свет, который светит во тьме...»
Проповедь в Неделю вторую Великого поста, память свт.Григория Паламы
12.03.2017
«История свидетельствует, насколько Матерь Божия любит православный народ»
Проповедь протоиерея Андрея Михайлова в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
19.09.2015
Примирение с Богом
Протоиерей Андрей Михайлов уверен, что именно в этом благо народа и государства Российского
20.07.2015
Господи, возстави нам мужей силы и разума, благоговейных и твердых в вере
Протоиерей Андрей Михайлов размышляет о необходимости духовной мобилизации русского народа
24.03.2014
Все статьи Протоиерей Андрей Михайлов
Пастырская проповедь
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35