Сталин и Союз воинствующих безбожников

Иосиф Сталин 
0
5347
Время на чтение 12 минут

От редакции: Есть несколько тем из нашего недавнего прошлого, которые заведомо вызывают споры, стоит только их начать обсуждать. Одна из них - оценка личности И.В.Сталина. Вокруг личности Сталина уже немало сломано копий на форумах РНЛ. Публикуемая нами статья священника Николая Савченко, клирика Русской Зарубежной Церкви, который нередко выступал участником этих баталий, скорее всего тоже вызовет острые дискуссии. Смиряясь с такой перспективой, мы хотели бы только призвать оппонентов помнить, что какой бы ни был градус спора, но это - спор славян между собою, что среди православных есть разные взгляды на этот вопрос. Помнить и стараться удерживать себя от искушения считать, что есть только моя точка зрения и неправильная.

Последнее время в статьях многих православных авторов стали появляться неточные оценки взаимоотношений Сталина и Союза воинствующих безбожников (СВБ). Иногда мы можем увидеть слова о том, что СВБ был якобы организован троцкистами, а Сталин как будто не имел никакого отношения к деятельности Союза, а затем даже вообще упразднил его. Иногда можно встретить сказки о том, что после закрытия СВБ в СССР при Сталине прекратилась антирелигиозная пропаганда, и наступил расцвет церковной жизни. Здесь мы хотели бы с Божьей помощью внести уточнения в этот важный исторический вопрос, поскольку он достаточно сильно характеризует Сталина и его отношение к Церкви и религии вообще.

Первое и самое важное, что мы должны знать о деятельности Союза воинствующих безбожников - это то, что председатель Союза Емельян Ярославский был личным историком и редактором Сталина. Ярославский был составителем нескольких сталинских трудов. Так например, самый известный сталинский труд «Краткий курс истории ВКП(б)» редактировался Ярославским. Во время подготовки к публикации этой работы и различных других статей Сталин и Ярославский обменивались комментариями. Сохранилась переписка между ними, где советский вождь указывает Ярославскому на некоторые акценты готовящихся статей или на необходимость правок. В недавно вышедшей из печати книги «И.В.Сталин Историческая идеология в СССР в 1920-1950 годы» приведено большое количество писем и отзывов, Сталина и Ярославского. Ярославский присутствует в десятках документов Сталина, причем в некоторых документах Сталина прямо утверждается, что «Историю ВКП(б)» писал Ярославский. Он же давал отзыв и на последнюю версию текста, когда она была дополнена другими идеологами партии. Из переписки видно насколько близок был глава Союза воинствующих безбожников к советскому лидеру. Сталин и Ярославский были настолько близки, что существует троцкистская карикатура, где Сталин изображен царским жандармом, а Емельян Михайлович - верным псом у него на привязи. Глава СВБ был яростным антитроцкистом. В 1939 году Ярославский издал книгу «О товарище Сталине». До издания книга много раз обсуждалась партийными идеологами и обозначалась в переписке членов Политбюро, как официальная биография советского вождя. Право писать биографию Сталина в те годы надо было заработать, и Ярославский заработал это.

В исторических публикациях обычно не говорится, что Ярославский был далеко не только председателем Союза воинствующих безбожников. У него были должности и повыше, и поближе к Сталину. Первоначально Ярославский был назначен руководителем Антирелигиозной комиссии ЦК. Тогда Емельян Михайлович еще не входил в ЦК, но лишь был председателем комиссии. Решение о назначении Ярославского руководить комиссией ЦК, было принято на Политбюро с участием Сталина. Тогда это была главная должность Емельяна Михайловича, а Союз безбожников был общественной организацией или инструментом Антирелигиозной комиссии ЦК. Как глава комиссии ЦК Емельян Михайлович должен был отчитываться перед ЦК и Политбюро о ходе антирелигиозной работы. Он отчитывался перед Политбюро и лично перед Сталиным многократно. Партийные документы тех лет свидетельствуют о многократных письменных и устных докладах Ярославского о практике антирелигиозной борьбы. Сталин даже называл темы борьбы против религии «вопросами Ярославского».

И.В.СталинСталин настолько доверял Емельяну Михайловичу, что вначале в 1934 году тот был назначен на работу в Комиссию Партийного Контроля при ЦК ВКП(б), где отвечал за партийную дисциплину. Интересно, что руководителем Ярославского по Комиссии Партийного Контроля был глава НКВД Ежов, совмещавший сразу две должности. Когда в 1938 году Ежов был снят с должностей, а потом расстрелян, то его заместитель Ярославский не пострадал. Если бы Сталин не доверял Емельяну Михайловичу, то лучшей возможности снять главу Союза воинствующих безбожников трудно представить. Однако Ярославский не последовал за Ежовым, а наоборот был введен Сталиным в состав ЦК ВКП(б). С 1939 года до самой смерти глава Союза воинствующих безбожников был членом ЦК. Кроме этой высокой должности Ярославский также был членом редколлегии «Правды». В 1939 году он стал Академиком Академии Наук СССР по специализации истории и заведующим кафедрой в Высшей Партийной Школе. В 1938 году Ярославский был награжден Орденом Ленина, а в 1943 году - Сталинской премией. Мы имеем все основания предположить, что награждение Ярославского Сталинской премией означает доверие ему со стороны лично Сталина даже в 1943 году.

После перечисления всех заслуг Ярославского перед Сталиным мы вправе задать вопрос: «Неужели не очевидно, что деятельность Ярославского в Союзе воинствующих безбожников была под контролем Сталина? Неужели Сталин не знал, что он назначает в ЦК главу Союза воинствующих безбожников и что именно глава этого Союза пишет главные партийные документы? Неужели Сталин не знал главу Антирелигиозной комиссии ЦК по его многочисленным докладам? Неужели он не был в курсе искоренения религии?»

Роль Сталина в Союзе воинствующих безбожников видна на любом членском билете этой организации. История донесла до нашего времени много таких билетов. На каждом членском билете СВБ мы можем увидеть напечатанные антирелигиозные изречения Сталина. Каждый из 10 млн. членов Союза видел на своем членском билете следующие цитаты советского вождя.

1. И.В.Сталин «Вопросы Ленинизма»: «Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих религиозных предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплоататорские классы и проповедующего повиновение этим классам».

2. И.В.Сталин «Беседа с первой американской рабочей организацией»: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке».

Кроме цитат Сталина на членском билете были также напечатаны две цитаты Ленина, 13-я глава Программы Партии о борьбе против религии и 124-я статья Конституции СССР, разрешавшая как свободу отправления культов, так и свободу антирелигиозной пропаганды. Разумеется, что свобода проповеди в ответ на свободу атеистической пропаганды даже не декларировалась. Мы лишь напомним, что формулировку статьи 124 Конституции обсуждал сам Сталин на 8-м съезде Советов.

Еще одно заблуждение о Союзе воинствующих безбожников заключается в том, что этот союз считается упраздненным после начала войны. На самом деле это ошибка. Союз продолжал свою деятельность до 1947 года, когда его задачи были переданы Всесоюзному Обществу «Знание». В июле 1941 года был временно прекращен выпуск журнала «Безбожник» и деятельность Союза была свернута лишь потому, что работники организации были привлечены к пропагандистской работе на фронте и в тылу. Однако после окончания войны деятельность Союза воинствующих безбожников получила новое дыхание.

29 апреля 1947 года, когда окончательно прекратились открытия церквей на территории СССР, Советом Министров СССР было учреждено «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Позже оно было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». Подписал постановление лично Председатель Совета Министров СССР И.В.Сталин.

Особо важен последний пункт постановления Совмина, под которым стоит подпись самого Сталина. Этот пункт гласит:

«10. В связи с тем, что функции Союза воинствующих безбожников по распространению научных и материалистических знаний передаются Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, прекратить дальнейшее существование Союза воинствующих безбожников, Передать все материальные средства Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний».

Сразу под 10-м пунктом постановления Совмина стоит собственноручная подпись Сталина. Здесь мы опять видим, что Сталин ясно высказал свое отношение к пропаганде атеизма, лично постановив передать функции Союза воинствующих безбожников новоучрежденному обществу. Мы не видим никаких указаний на изменение функций и задач Союза воинствующих безбожников. Все осталось прежним. Антирелигиозная борьба со дня этого постановления Сталина просто приняла более респектабельное и научное обличье. В наше время это общество состоит из достойных людей с достойными целями, но как мы видим, в те годы оно стало рупором антирелигиозной борьбы.

Со дня основания общества в нем стал работать Евгений Александрович Тучков. Тучков известен был большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Однако с 1939 года по 1947 год Тучков был ответственным секретарем Центрального Союза воинствующих безбожников и в соответствии с постановлением Сталина был переведен во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. До работы в Союзе воинствующих безбожников Тучков работал в центральном аппарате НКВД.

С переводом Евгения Александровича Тучкова из НКВД в Союз воинствующих безбожников связана еще одна очень важная страница сталинской политики по отношению к Церкви. Мы можем увидеть это с помощью подробного биографического справочника «Кто руководил НКВД: 1934 - 1941 гг.» (авторы-составители Н.В.Петров и К.В.Скоркин) и справочника «Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1960» (составители А.И.Кокурин, Н.В.Петров). Авторы-составители справочников досконально изучили всю организационную структуру органов безопасности и биографии должностных лиц тех лет. Эти данные дают нам интересные дополнительные сведения о политике Сталина по отношению к Церкви.

Долгие годы центральный аппарат госбезопасности имел в своем ведомстве отдел или управление, ответственное за борьбу с антисоветскими организациями. Это был Секретно-политический отдел или СПО. Секретно-политический отдел был в числе самых главных отделов наряду с контрразведывательным, особым и иностранным. Большая часть дел по различным антисоветским организациям, действительным или мнимым, фабриковалась именно в этом Секретно-политическом отделе. Занимался он и так называемыми церковными антисоветскими группами. Когда мы читаем жития святых Новомучеников, то весьма часто мы можем узнать, как тот или иной архиерей или священнослужитель был обвинен в принадлежности к антисоветской церковной организации и осужден. Когда иерарх или священник обвинялся в принадлежности к антисоветской организации, он был в сфере ответственности Секретно-политического отдела. В отделе имелось 3-е отделение. Во главе 3-го отделения Секретно-политического отдела стоял Евгений Александрович Тучков. Это отделение специализировалось на борьбе против Церкви. К концу 30-х годов большая часть церквей уже была закрыта, а священники - репрессированы. И тогда, в 1939 году, Тучков был переведен на работу в Союз воинствующих безбожников. Кто же вскоре после Тучкова стал руководителем церковного отделения Секретно-политического отдела? Ответ на этот вопрос неожиданный, но очень важный для понимания сталинской политики в отношении Церкви. Преемником Тучкова стал Карпов, будущий председатель Совета по делам РПЦ. В биографии Карпова мы можем прочесть, что он в 1939-1941 годах занимал пост начальника отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР, а затем в феврале-июне 1941 года заместителя начальника 3-го отдела 3-го Управления НКГБ СССР. Справочник Кокурина и Петрова однозначно сообщает нам, что и 2-й отдел ГУГБ НКВД СССР в 1939-1941 годах, и 3-е управление НКГБ СССР в феврале-июне 1941 года - это Секретно-политическая линия. Справочник приводит таблицу переименования отделов и управлений в ведомствах госбезопасности и переименования отделов и управлений Секретно-политической линии совпадают с биографией Карпова. Таким образом, Карпов оказывается заместителем начальника отделения и даже начальником отделения там, где до того начальником был Тучков. Вспоминаются слова митрополита Сергия (Страгородского), сказанные Сталину на встрече 4 сентября 1943 года. Тогда митрополит, недоуменно глядя на Карпова, произнес: «Он же из гонителей наших». На это Сталин цинично ответил: «Правильно, партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем». Мы видим, что слова митрополита значат очень многое. О многом говорит и сталинское назначение. Карпов не просто из гонителей Церкви. Он наследник Тучкова и он из организаторов гонений на Церковь. Или еще точнее, он начальник того отделения госбезопасности, что занималось уничтожением Церкви. Он главный палач Церкви.

Сталин мог бы назначить на должность председателя Комитета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви.

После назначения председателем комитета по делам РПЦ Карпов остался на работе в госбезопасности. Биография полковника Карпова сообщает нам, что он был начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР (май 1943-май 1946) и начальником отдела «О» МГБ СССР (май 1946 - август 1947), а в 1945 году получил звание генерал-майора госбезопасности. Справочник Кокурина и Петрова говорит нам: «с 14 апреля 1943 г. - функции бывшего 3 управления НКВД СССР были переданы во 2 управление НКГБ СССР». И мы видим, что по биографии Карпов остался начальником 5-го отдела того самого Секретно-политического 2-го управления. Он продолжал оставаться главным борцом против антисоветских организаций в Церкви.

Карпов занимал в эти годы очень важное положение в госбезопасности. Стоит только перечислить его непосредственных начальников, чтобы понять, как высоко находился председатель комитета по делам РПЦ в органах безопасности. Во главе Секретно-политического отдела в те годы стояли попеременно Кобулов (29.09.38-29.07.39), будущий замминистра Внутренних дел, затем Серов И.А. (29.07.39-02.09.39), будущий замнаркома Внутренних дел с 31.07.1941, а впоследствии председатель КГБ в 1954-1958 годах и Федотов (04.09.39-26.02.41), в 1946-1947 годах замминистра госбезопасности. Таким образом, Карпов подчинялся как непосредственным начальникам лицам, занявшим в дальнейшем пост не меньше, чем замминистра. Это говорит о важности работы Карпова и о его значении в то время.

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в Секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал борьбу против Церкви. Карпов докладывал лично Сталину о ходе закрытия церквей. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета Народных Комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Примечательна еще одна особенность биографии Карпова. Перед тем, как быть назначенным на место уходящего Тучкова в центральный аппарат НКВД, Карпов был в 1938-1939 годах начальником Псковского райотдела НКВД Ленинградской области. В те годы еще не существовало Псковской области, и Псковская земля входила в Ленинградскую область, как отдельный район. И во главе НКВД в будущей области был ни кто иной, как лично Карпов. Это было в 1938-39 годах. Это был пик репрессий, и Карпов тогда был главным палачом Псковской земли.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. Перед нашими глазами мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Но не задавались ли вы вопросами, почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году 24 уцелевших священника пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто уничтожил Церковь на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Биография Карпова свидетельствует, что еще раньше, в 1936-38 годах, он был начальником Секретно-политического отдела НКВД Ленинградской области. Это было время самых массовых репрессий, и Секретно-политический отдел вел великое множество дел различных мнимых антисоветских организаций. Их придумывали и фабриковали в большом количестве, и во главе разработки всех антисоветских организаций Ленинграда и области стоял именно Карпов. Он ликвидировал далеко не только троцкистов. Огромное число обычных невинных людей дополнялось служителями церквей. IX том Книги памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог» приводит данные о погибших 2 тыс. священников только за период 1937-38 годов в Ленинградской области. Значительная часть уничтоженного духовенства по Ленинграду и области шли через отдел Карпова. Слова митрополита Сергия (Страгородского) о Карпове «он же из гонителей наших» - это недоумение человека, знавшего правду.

За все время существования Комитета по делам религии при Сталине Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. Совет по делам религий разрешил лишь печать ограниченным тиражом календаря и Журнала Московской Патриархии. При этом тиражи антирелигиозной литературы только увеличивались. Согласно отчетам «Общества распространения политических и научных знаний» (впоследствии Общество «Знание») тиражи антирелигиозной литературы достигли в 1948 году 18,9 млн., а в 1949 году 26,7 млн. экземпляров. Это цифры совершенно несравнимые с несколькими тысячами экземпляров календарей и единственного церковного журнала. Организация-правопреемник Союза воинствующих безбожников наращивала свою работу.

Общее количество антирелигиозных брошюр было таково, что если все атеистические издания, выпущенные только в одном 1949 году, сложить в одну стопку, то получится пачка высотой примерно в 27 км. Именно такими величинами можно оценить роль Сталина в антирелигиозной политике.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Кириллу

Другое дело, если Вы не верите, что храмы рушили, а священников расстреливали, что это все клевета на Советскую власть, то это другое дело. Но если Вы знаете, что гонения были, а считаете себя православным, то ничем не лучше тех, кто рушил и стрелял в те годы.

В цитате - образчик той демагогии, с помощью которой закулиса рассчитывает окончательно уничтожить Россию. Масонские мудрецы давно уже выработали несколько "сильнодействующих" рекомендаций, по которым расправляются с неугодными народами. К России уже применена формула "растворение и сгущение", отчасти, в самом простом, но и самой действенном виде была применена формула "подобное уничтожается подыбным" - во время открытой Гражданской войны. Но закулиса еще не исчерпала всех глубин "мудрости" в формуле "подобное уничтожается подобным". Гораздо более важное и зловещее значение этой формулы может быть использовано в духовной сфере. Именно здесь и надеются политтехнологи закулисы, управляемой кагалом, нанести окончательный смертельный удар по России, оплоту Православия. Тысячелетний масонский опыт подсказал этим упырям, что православную Россию можно одолеть только одевшись в овечьи шкуры, прикинувшись "истинно православными", как это демонстрируют здесь все "борцы со сталинизмом". Действуют по масонской формуле "уничтожать подобное подобным". Нет смысла обсуждать какие-то детали их "аргументов" или "примеров". У них задача - уничтожить православную Россию, используя православное сознание русского человека, который не всегда может отличить агнца от волка в овечьей шкуре. Эти "истинно православные" напоминают басаевских бандитов, которые в Буденновске стреляли из-под подолов женщин, зная, что ответных выстрелов не будет. А здесь "истинно православные" стреляют по России, прикрываясь Православием, зная, что это самая надежная защита. Но Господь все видит. Будет и им суд.

4. Re: Сталин и Союз воинствующих безбожников

Значок красивый изображен. И девиз такой интересный на нем: "Борьба против религии - борьба за социализм". Соответственно получается, что борьба за социализм - борьба против религии.Надо будет "православным социалистам" предложить поносИть.
Лебедевъ / 02.03.2011, 09:22

3. 4. О. Никорлаю

Как-то не вяжется со слышанием Слова Божия.

Отец Николай, не знаю, что имел в виду Роман, но в основном тут мнение у тех, кто "защищает" Сталина (как мне кажется), такое, что он был палкой в руке Господней, по промыслу случился, был лучшим из того, что могло бы быть по милости Божией. При этом сам Сталин мог и не слышать, не подозревать и даже наверное оскорбился бы, если бы его кто-то назвал орудием в руке Бога.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Николай Савченко
"Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви"
Беседа с иереем Николаем Савченко, и.о. настоятеля Успенского собора РПЦЗ в Лондоне
29.09.2009
"Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений в церковной истории"
Доклад священника Николая Савченко (Санкт-Петербург) на послеобеденном заседании первого дня работы IV Всезарубежного Собора
10.05.2006
Все статьи Священник Николай Савченко
Иосиф Сталин
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Сталин и космополиты: проигранная битва.
Как «общечеловеки» перехватили управление
11.04.2024
«Ангел поцеловал писателя в темя»
Об автобиографическом фильме Александра Проханова «Исповедь»
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59