Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православие и массовая культура

Анатолий  Артюх, Русская народная линия

21.02.2011


Доклад на конференции «Православная Церковь и русская культура» …

*Православная Церковь и русская культура*, 2011

11-12 февраля в Санкт-Петербурге состоялась международная практическая научная конференция на тему «Православная Церковь и русская культура», посвященная старейшей православно-патриотической общественной организации Петербурга «Собор православной интеллигенции», а также 130-летию со дня кончины великого русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского.

Говоря о «массовой культуре», важно отметить, что нет общепринятого определения этому феномену и нет общего мнения учёных, когда и где появилось это социальное явление.

Если принять мнение некоторых теоретиков и историков, то к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. В таком ракурсе рассматривая вопрос отношения Православия и массовой культуры, для нас значимым является то, что именно на этих аренах пролилась кровь первых мучеников христиан, на все последующие столетия обозначившая пропасть, которая разделяет эти два понятия - ПРАВОСЛАВИЕ и массовая культура. Если элитарная и народная культуры призваны просвещать людей, то есть, в христианском понимании, приближать людей к Богу Творцу, то, по сути, массовая культура - это обратный процесс. Это всегда показатель отступления человечества от Бога, показатель секуляризации общества. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

В отношении самого понятия «массовая культура» существует несколько пониманий и толкований. Основной проблемой в определении названия является неверное понимание сути этого социального феномена, имеющего свой генезис, специфику и тенденции развития. Святейший Патриарх Кирилл не один раз делал на этом акцент. Так, в одном интервью он сказал:

- Мы используем слово «массовая культура», часто не задумываясь о том, что это означает. Нам кажется, что массовая культура - это культура масс. Это совсем не так - культура масс называется «народная культура». Термин «массовая культура» возник в то же самое время, когда появился термин «средства массовой информации».

Действительно, существует проблема смешивания понятий - народного творчества и моды. Есть искусство, заставляющее хотя бы задуматься человека о Боге, и искусство, уводящее человека от Бога. Здесь очень важна духовная суть явления. Все самые великие достижения человечества освящены светом Христа. Истинная культура - это всегда результат акта прославления Бога-творца людьми. Высшим проявлением народного творчества в православной России, да и во всём мире, стали лучшие образцы архитектуры, живописи, иконописи, прикладного искусства. Какие строения на планете могут сравниться по красоте и величию с православными храмами? Какая литература может сравниться в своей значимости и красоте с книгами Святого писания и творениями святых отцов церкви? Какие произведения живописи могут сравниться с «Троицей» А.Рублёва? Достоевский, Васнецов, Ломоносов были глубоко верующие люди, которые за каждый свой успех благодарили Господа, подарившего им талант.

Сегодня, если не провести чёткую грань между живым творчеством народа и массовым оболваниванием людей суррогатными формами творчества под название массовая культура, следующее поколение людей окончательно потеряет возможность отличать добро от зла. И это обернётся катастрофой для всей планеты. Если уже не обернулось...

В ХIХ веке, благодаря реформам Петра Первого, русская культура стремительно вошла в мировое рыночное пространство и адаптировалась к существованию в новых условиях экспансии европейской массовой культуры. Именно с этого момента началась стремительное уничтожение традиционных русских культурных традиций.

Активное развитие массовой культуры в России начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. А в конце ХХ века началось развитие средств массовой информации и коммуникаций. Таких, как радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет и иллюстрированных журналов, интернет. Появляется индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

Объективно это прослеживается в истории раскрепощения голливудского, а вместе с ним и мирового кино, где есть два рубежа. В 1930 году американская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов под предводительством респуб­ликанца Уильяма Хейса приняла так называемый Кодекс Хейса, запрещавший изображать на экране среди прочего обнаженное тело, гомоэротизм и любые намеки на гомосексуальность, межрасовые половые связи, и так далее. Были запрещены многие ругательства и ограничена допустимая длительность объятий и поцелуев.

В 1968 году морально устаревший Кодекс Хейса отменили и ввели действующую поныне систему рейтингов, которая разрешает показывать почти все, но ограничивает аудиторию фильма: «для всех зрителей», «для детей в присутствии родителей», «только для лиц старше 17 лет» и т. д.

Кинематограф здесь почти всегда несколько опережал события, искушая зрителей выводом на экран того, что в реальности еще не было растиражированным фактом общественной жизни. По фильмам, которые стали первыми в своем роде высказываниями на тему секса, можно судить, как изменялось само понятие социальной нормы, а вместе с ним неизбежно и понятие нравственности и морали.

Сегодня низкие духовные потребности людей становятся предметом высокодоходного бизнеса, и основным критерием людей, владеющими средствами массовой информации, стал слоган: «Пипл хавает». То есть, массовый апостасийный отход людей от Бога, преступный цинизм и жажда наживы породили множество уродливых форм антикультуры, проникшей в каждую квартиру, в частичку сознания каждого ребёнка в нашей стране. Стало не важно, что продавать, важно, сколько это принесёт прибыли. Такая, в кавычках, культура, по сути, ничем не отличается от торговли наркотиками или платных абортов. Результат один - уничтожение человека как личности.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое разрушительное пространство.

Массовая культура всегда формировала у ее потребителей пассивное восприятие действительности. В произведениях массовой культуры предлагаются готовые и, зачастую, пошлые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Сегодня засилье массовой культуры достигло своего апофеоза! Люди и, особенно, молодёжь привыкли к окружающей информационной пошлости и отреагировали созданием стихийных форм протеста против общества потребителей. Так появился рок-н-рол, появились молодёжные движения панки, готы, эмо. Если эти явления рассматривать как временные шалости переходного возраста молодёжи, то серьёзность проблемы, как бы, растворяется. Но, к большому сожалению, слишком частыми стали случаи, когда внешне театральные игры тех же готов заканчивались не просто впадением подростков в плен таких тяжких грехов, как блуд, наркомания, алкоголизм, а приводили несчастных к актам суицида и даже каннибаллизма. Велика ответственность родителей, когда ребёнок попадает под влияние такой группы, но так же и велика миссионерская роль Православной Церкви, которая обязана людям объяснять опасность таких проявлений массовой культуры.

Но, к сожалению, сегодня миссия Православной Церкви в основном не выходит за пределы церковной ограды. А когда это случается, новые ретивые миссионеры начинают проповедовать на рок концертах, по сути, воспевая саму рок музыку, а не просвещая молодёжь словом Божиим. Так появляются игумены, сочиняющие рок-оперы, протодьяконы, легко употребляющие на своих лекциях сленг, а то и мат, священники, снимающиеся в кино и выходящие на сцену с электрогитарами, протоиереи, вставляющие свои комментарии в фильмы ужасов. Так появляются в обычном обиходе такие понятия как: «православный рок», «православный секс-просвет», «православная ювенальная юстиция»... Новые миссионеры оправдывают свои действия тем, что пытаются говорить с молодёжью на их языке. Но, на самом деле, их действия являются ни чем иным, как ностальгией по своей бурной комсомольско-рок-н-рольной молодости.

Святейший Патриарх Кирилл по этому поводу сказал: «Мы готовы говорить с представителями разных субкультур, в том числе и молодежных. И говорить на понятном им языке. Однако Церковь - шире и глубже любой субкультуры, она является базисом национальной культуры нашего народа. И если мы говорим на языке молодежной субкультуры, мы помним главное - для чего мы это делаем».

Всегда ли помним? Вместо того, что бы нести свет Христов людям, сама церковь начинает обмирщаться и через новых миссионеров принимать метастазы антикультуры. В протестантских храмах уже на амвоне выступают исполнители тяжёлого металла. Если мы позволим сегодня такую форму миссии в нашей церкви, то не далеки те времена, когда Херувимская песня в храмах будет исполняться регентами в шортах под удары барабанов. Безусловно, в такую церковь придёт огромное количество молодёжи, но разве будут они настоящими христианами? Конечно, нет! Разве христианами были 26 тысяч финнов, всего за неделю отрекшихся от Церкви в поддержку гомосексуалистов? Этот скандал разразился после того, как в эфире национального телевидения представитель финской партии христианских демократов и епископ второго по величине города страны Тампере выступили против однополых браков и против усыновления детей гомосексуальными парами.

Святейший Патриарх Кирилл предупреждает о том, что не должно быть заигрывания с молодежными субкультурами, и не мероприятиями меряется церковная деятельность: «Работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал».

В то же время, неправомерно считать массовую культуру только заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. Иногда, она служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Важно, с какой целью делается продукт. Важна мотивация и нравственность автора. Создавая фильм «Андрей Рублёв», Тарковский, на момент съёмок фильма, не был верующим человеком. Но его личный поиск Бога и талант, позволили создать картину, которая в советские времена заставила многих по-другому посмотреть на понятие «Святая Православная Русь».

Иногда динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Поэтому значимость конкретного продукта, увы, определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Возможно ли использование форм массовой культуры для обращения людей к Богу, к истинным духовным и нравственным ценностям? Возможно, и необходимо! Примером является фильм «Остров», Павла Лунгина, который заставил молодёжь, да и многих взрослых, по-новому увидеть частичку жизни Православной Церкви. После его массового показа мне позвонили многие неверующие люди и начали задавать вопросы о церкви и вере. Возможно, это не лучший пример симбиоза, но всё же он показывает положительные тенденции использования средств массовой культуры для просвещения и обращения людей к Богу.

Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Народный Собор»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. skeptik : Re: Православие и массовая культура
2011-02-21 в 18:15

2 Михаил
я все пишу с маленькой буквы, а имена и ники копирую. у меня нет стремления кого-то унизить, и ничего бескультурного в моем тексте нет. и рф, и пушкин, и ссср, и ленин, и библия, и аллах - все так.

скажите лучше, сколько вы знаете без гугла поэтов дптеровской эпохи? какие музжанры были основными? можете привести имена авторов градостроительных планов? кто напечатал первую карту сибири? все это было, но 99.9% людей понятия об этом не имело раньше и не имеет ныне. значение и положительный вклад петра переоценить невозможно; идеализировать же не собираюсь.

а вы говорите - культура....

когда вы последний раз были на искусствоведческом лектории? смотрели на картины левитана?
5. Михаил : О вреде скептицизма для ума
2011-02-21 в 11:34

Скептицизм - повреждение ума, невозможность целомудрия.
Жонглирование именами и часто идеями.
"где же тут стремительное уничтожение?" Как где? - в хамстве писать Некрасов со строчной. Именно в масскультуре!
В полузнании. В "плохо сказано", - когда сапожник учить начинает живописи.
Диалог неуместен. Две цитаты из М.М.Дунаева.
"Отказываясь от наследия Святой Руси, Петр I проявил неисправимую узость и ущербность мышления, нанес сильнейший удар прежде всего по Православию. Разумеется, он не мог полностью отринуть всё, что с Православием связано, ему этого никто бы и не позволил, да он и атеистом не был. Но этот православный царь обладал протестантским мышлением и в Церкви усматривал скорее некую административную структуру, что и отразилось в том переустройстве церковной жизни, какое он совершил. Сам Пётр, как известно, предавался весьма кощунственным забавам — вспомнить хотя бы "всешутейный собор", действо, без сомнения, бесовское.
По верному наблюдению Д.С. Лихачёва, Петр I сознательно стремился к тому, чтобы оборвать все связи со старой Россией. Но "старая Россия" это прежде всего — Святая Русь, то есть превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятием русская идея была связана искони, и стоит за ним нечто более значительное, нежели идея национальная, географическая или этническая"
4. Любезный читатель : Re: Православие и массовая культура
2011-02-21 в 06:21

"...значимость конкретного продукта (статьи, заметки), увы, определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи..." Вот точное замечание нашим пастырям, активно пишущим на страницах РНЛ.
3. скептик : Re: Православие и массовая культура
2011-02-21 в 04:57

В ХIХ веке, благодаря реформам Петра Первого, русская культура стремительно вошла в мировое рыночное пространство и адаптировалась к существованию в новых условиях экспансии европейской массовой культуры. Именно с этого момента началась стремительное уничтожение традиционных русских культурных традиций.

очень плохо сказано.
к слову, петр-то все таки реформы все сделал в 18 веке, и хотя значение их велико, потом также были и деяния елизаветы, и реформы екатерины.

к тому же своего пика русское искусство достигло аккурат на рубеже 3 и 4 четверти 19 века:
- некрасов, фет, тургенев, гончаров были уже признанными мастерами, лесков и салтыков-щедрин были немного моложе, но тоже уже сверкали гранями своего таланта; особняком стоит толстой;
- в живописи это передвижники + подошедший к финалу своего творческого (но не жизненного) пути айвазовский + молодой врубель;
- в музыке "могучая кучка" + чайковский;
- в науке это появление ученых с мировым именем, создателей глубочайших теорий (бутлеров, менделеев, докучаев, а также математики).

где же тут стремительное уничтожение? тут стремительно созидание того, что потом станут называть наследием, достижениями, традициями...
2. скептик : Re: Православие и массовая культура
2011-02-21 в 04:50

В то же время, неправомерно считать массовую культуру только заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством.

хорошо сказано.
1. Булгарин : Замечательная статья, только Лунгин опять подо<....>
2011-02-21 в 03:34

Последний абзац про "Остров" вторит высказыванию Патриарха Кирилла о заимствовании Советской идеей христианской этики?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме