Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»

Ольга  Четверикова, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 21.02.2011

От редакции: Недавнее учреждение Эндаумент-фонда Московской Патриархии программы по развитию «православного банкинга» вызвали неоднозначную реакцию в среде православной общественности. Инициаторы этих новшеств утверждают, что в них нет ничего страшного, что они просто означают внедрение в банковскую деятельность норм православной этики. Однако критики этих нововведений говорят о том, что, напротив, этими новшествами размываются этические нормы. Сегодня мы предлагаем читателю статью одного из критиков этих проектов, доцента МГИМО, кандидата исторических наук О.Н.Четвериковой.

Как нами уже неоднократно подчёркивалось, одним из важнейших направлений крайне усилившейся в последнее время идейной экспансии католицизма в Россию является приобщение Русской Православной Церкви к коммерческому восприятию христианской миссии, при котором религия и бизнес настолько сливаются, что провести между ними чёткую грань оказывается уже невозможным. Если для Ватикана, представляющего собой крупнейшую финансово-политическую структуру, этот процесс является совершенно естественным, то для православия это означает полное извращение истинной системы ценностей. Между тем, обучение католическому подходу к социальной деятельности идёт полным ходом, последним проявлением чего стал православно-католический «диалог», посвящённый проблеме создания «православного банкинга» и «христианских финансовых инструментов», призванных заложить основы «этичного бизнеса». Новый подход ещё раз был продемонстрирован и в ходе состоявшейся 9 февраля пресс-конференции в пресс-центре РИА «Новости», на которой выступили секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси П.А.Шашкин и президент Клуба православных предпринимателей (КПП) А.И.Агеев.

Они представили проекты, среди которых - программный документ Шашкина П.А. «Социальный патриотизм - идейная платформа возрождения России. Иосифлянский манифест», проект КПП «Стратегия преображения России», а также разработка и внедрение Стандарта социальной и нравственной ответственности бизнеса на базе нового международного стандарта ISO26000 («Руководство по социальной ответственности». Проект Шашкина планируется представить на заседании Всемирного Русского Собора, который состоится в мае 2011 г. и к рассмотрению которого у нас еще будет возможность вернуться. Сейчас же хотелось обратить внимание на следующее.

В ходе пресс-конференции была затронута также тема, касающаяся разработки финансовых инструментов, отвечающих нормам православной этики, которые позволили бы основать «новое» предпринимательство. За это рьяно ратует Клуб православных предпринимателей, который предложил ввести не только новый стандарт ISO 26000, но и утвердить термин «православный банкинг», призванный обозначать «незамутнённую моральную чистоту в отношениях с клиентами».

Конечно, понятно, что поскольку речь идёт о банке, то есть учреждении, существующем за счёт взимания процента, то понятие «незамутнённая моральная чистота» к нему неприменимо, так же как само по себе сочетание таких слов, как «православный» и «банкинг» не просто режет слух, но и недопустимо. Однако авторы этого термина настойчиво внедряют его в наше сознание, и, хотя они пытаются представить его как обозначение некого качественно нового явления, речь идёт о том (и это показали пояснения, данные Шашкиным и Агеевым в ходе пресс-конференции), чтобы создать словесную завесу для облагораживания и придания достойного вида старому явлению, связанному с делом, далёким от православной морали.

На вопрос о том, не является ли введение понятия «православный банкинг» формой религиозно-нравственного обоснования права на взимание процента, который традиционно осуждался Церковью как грех, Шашкин ответил, что не уверен в правильности такой оценки отношения Церкви к проценту, так как Евангелие осуждает лихву, то есть ростовщичество, в то время как ростовщичество и взимание банковского процента было христианской Церковью разведено. Банковское дело развивалось в православных государствах довольно успешно, и значительным числом вкладчиков в банках Российской империи являлось православное духовенство. По словам Шашкина, не банки представляют собой зло. Порочной является спекулятивная составляющая деятельности финансового сектора, то есть отрыв финансовых инструментов от реальной экономики и реальных нужд населения - вот это и есть грех. Так что христианство, как он заключил, никаких запретов на взимание процентов не накладывало, но оно говорит о том, что процент должен быть «реальным, разумным, соответствующим реальному вкладу финансиста».

На более настойчивый вопрос относительно отношения КПП к решениям Вселенских Соборов, осуждавших любую дачу денег в рост (без конкретизации процент это или лихва), последовал ответ, что решения Вселенских Соборов (последний из которых был в VIII веке) применяются в порядке икономии (принципа решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы и удобства) и акривии (строгое соответствие канону). В данном случае, и это сложившаяся многовековая практика, Церковь не возражает против банковского процента, если он является разумным. Было также отмечено, что под лихвой сегодня понимаются несправедливые условия контракта.

На основании этого авторы краткого отчета о пресс-конференции, представленном на сайте КПП, сделали следующий вывод: «Удалось выяснить, что православие не запрещает верующим, подвизающимся в финансовой сфере, взимание банковского процента (как настаивали на этом некоторые журналисты), однако этот процент, по выражению П.Шашкина, должен быть разумным».

Таким образом, главное, что нужно было авторам проекта - это с помощью введения неопределенного понятия «разумный» найти в лице православия крепкую опору для обоснования права брать процент и придать ему таким образом нравственную легитимность.

Однако разницы между процентом, лихвой и ростом по сути нет, поскольку речь идёт об одном и том же - о предоставлении заимодавцем ссуды заёмщику на условиях уплаты за это вознаграждения. Разница существует только между предоставлением денег в рост и предоставлением их без взимания за это платы. Запреты же на занятие ростовщичеством содержатся и в Библии, и в учении святых отцов, и эти запреты абсолютны, вне зависимости от того, высоким или низким (то есть «разумным») является получаемый процент. Более того, если Ветхий Завет запрещает дачу в рост, то Новый Завет призывает вообще не ожидать возвращения ссуды. Так, в Евангелии от Луки говорится: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад... И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего...». (Лк. 6.30-35)

Святые отцы прямо осуждают любой рост как недозволительный. Григорий Нисский писал: «И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежат лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора». Это он писал в 6 правиле, говорящем о душевных недугах любостяжания. О том, что процент есть неправедно заработанные деньги и является противоестественным, утверждал и св. Василий Великий, указывая, что ростовщик получает прибыль с того, что неспособно по своей природе приносить прирост: «Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв жнёшь». И ссылаясь на Евангелие от Матфея, он пишет: «Не объемлют от терния грозды, и от репия смоквы, и от роста - человеколюбия; всяко бо древо злое плоды злы творит».

Что же касается церковных канонов, то они устанавливали запреты на ростовщичество по отношению к клирикам, подлежащим за его нарушение извержению или отлучению. Об этом говорят: 44-е Апостольское правило, 17-е правило I Вселенского собора, 10-е правило VI Вселенского собора и др. Так, в 17 правиле говорится: «Поскольку многие причисленные в клир, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, говорящее: «Сребра своего не отдает в рост» (Пс. 14,5), и, давая в долг, требуют сотых; святой и великий Собор судил: если кто-нибудь после этого определения обнаружится взимающим лихву с данного взаем, или иной оборот дающий этому делу, или требующий половинного роста или нечто иное измышляющий ради постыдной корысти, таковой да будет извержен из клира и чужд духовного сословия».

Хотя запрет относился к клиру, это не означало, что этой деятельностью разрешалось заниматься мирянам. Ведь каноны устанавливали ответственность за наиболее серьёзные грехи христиан, а к нравственному поведению клириков предъявляются более высокие требования, они должны подавать пример и быть образцом для мирян. Так что если мирян не отлучают, это не значит, что отменяются библейские запреты.

Разъяснение позиции КПП (хотя и краткое) по вопросу о «православном банкинге» выявило главное - в каком направлении будет идти процесс размывания православных ценностей и какие технологии будут использоваться для модернизации и перестройки православного сознания. Применяя в своих интересах метод икономии и совершенно необоснованно противопоставляя ростовщичество и банковский процент, а также концентрируя своё внимание на критике спекулянтов и оставляя в тени порочность самой практики эмиссии кредитных денег, «новые» предприниматели пытаются приучить нас к принятию греха за норму. Так что самое опасное - не в «новой» практике, а в «новом» сознании, призванном заменить православное видение мира. Опасно уже само то, что мы спокойно произносим словосочетание «православный банкинг».

Как писал в своё время Н.С.Лесков, «прежде ростовщики сознавали, что действуют преступно, и всеми мерами скрывали своё гнусное ремесло, что много ли, мало ли, но оберегало нравственность народа. Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей».

Современные российские «новые» предприниматели тщательно скрывают полное родство ростовщичества и современного банковского дела, однако более опытные денежные люди прошлого были намного откровеннее. Один из них, Эрнст Кассель, бывший частным банкиром английского короля Эдуарда VI открыто признавался: «Когда я был молодым и только начинал финансовые операции, меня многие считали игроком, потом мои операции увеличивались, увеличивались, меня начали считать спекулянтом. Затем, когда мои операции стали очень большими, все начали считать, что я банкир. В действительности всё это время я делал одно и то же дело».

Модернизация религиозного сознания планируется осуществлять параллельно с изменениями в церковной экономике. В декабре 2010 г. финансовый советник главы ОВЦС митрополита Илариона Л.Севастьянов объявил о том, что в 2011 г. произойдёт её полная перестройка. Суть этой перестройки заключается в переходе с финансирования благотворителями отдельных проектов к созданию собственной церковной финансовой системы. Как объяснил протодьякон Андрей Кураев, «церковь должна отходить от громких разовых пожертвований, которые делаются в приступе благочестия. Церкви нужны стабильные деньги, не зависящие от политической ситуации». По словам Л.Севастьянова, «церковь в каком-то смысле - попрошайка и находится в подчинённом положении. Однако ситуация будет меняться. Церковь, во-первых, будет иметь свои активы, для этого ей возвращают недвижимость. Во-вторых, церковь будет работать на финансовом рынке». («Перейти на «новую церковную экономику» РПЦ поможет «золотая сотня» Forbes»)

В данном случае обращает на себя внимание не столько «новая» финансовая техника (об этом ниже), сколько изменение самого похода и оценки деятельности Церкви, что ярко проявилось и в самом языке, на котором говорит финансовый советник. Понимая Церковь не как о сообществе верующих во Христа, а исключительно как институт и юридическое лицо, автор идеи допускает смещение понятий. Во-первых, церковное имущество, то есть храмы, церковные предметы и пр. здесь названы «активами», а «активы» - это экономический термин, означающий ресурсы, от которых компания ожидает экономической выгоды. И автор прямо даёт понять, что церкви возвращается недвижимость исключительно для того, чтобы она получала от неё экономическую выгоду. Во-вторых, определяется фактически новая функция церкви как института - «работать на финансовом рынке». Здесь всё работает, опять-таки, на перестройку религиозного сознания в направлении его коммерциализации, которая сделает человека неспособным дать нравственную оценку современному бизнесу.

Основой «новой церковной экономики призвано стать новое для церкви учреждение - эндаумент-фонд. Эндаумент представляет собой благотворительный фонд для финансирования организаций образования, медицины, культуры, но отличающийся от обычной благотворительной организации тем, что, во-первых, имеет строго целевой характер деятельности (для поддержки какой-либо одной организации), а, во-вторых, нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств. Эндаумент, таким образом, обеспечивает частичную независимость от разовых пожертвований и получение стабильного дохода и долговременного источника финансирования.

Впервые эндаументы возникли в США и использовались прежде всего для финансирования образовательных учреждений. Наиболее крупными эндаумент-фондами официально владеют крупнейшие западные университеты: Гарвардский, Йельский, Стэнфорда, Принстона, Массачусетский технологический университет. А самый известный эндаумент-фонд - Нобелевский (средства Альфреда Нобеля по его завещанию были вложены в надежные ценные бумаги, с процентов от прибыли с которых учёные и получают премии). Одновременно широко распространилась и практика создания эндаумента для поддержки религиозных организаций и конкретного прихода. Ватикан также имеет свой эндаумент-фонд, который составляет около 770 млн. долларов.

В России российские бизнесмены выступили с инициативой создания подобных фондов в 2006 г., и тогда же был принят соответствующий закон, который зафиксировал норму, по которой прибыль, полученная эндаументом, освобождается от налогообложения. Со следующего года стали создаваться эндаументы для финансирования российских вузов, первыми из которых стали Финансовая академия, МГИМО, ГУ ВШЭ, Московская школа управления Сколково, Высшая школой менеджмента СПГУ, и на сегодня в России их существует уже около 50.

Именно этот новый перспективный «инструмент» и был создан РПЦ на базе «Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова». Последний был учреждён в августе 2009 г. бизнесменом В.С.Якуниным, одним из акционеров ОАО «ПРОТЕК» совместно с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом, а исполнительным директором его является уже упомянутый Леонид Севастьянов. Пока в числе партнёров фонда - компания ФБК, Bradley Foundation и др., но авторы «новой церковной экономики» рассчитывают на помощь «православных бизнесменов» и в первую очередь тех, кто входит в «золотую сотню» Forbes. Как заявил Л.Севастьянов, «наш опыт изучат, и если он будет успешен, то, как принято за рубежом, эндаументы будут у всех церковных подразделений, а в идеале - у каждого прихода. Пока - это наше ноу-хау».

Первые деньги фонда, внесённые В.С.Якуниным и составившие 50 млн. долларов, были инвестированы в депозиты банка «Пересвет» и ряд ведущих госбанков, в результате чего фонд получил за год около 10 % прибыли (5 млн долларов). Деньги фонда были вложены и в недвижимость, причём в первую очередь зарубежную: была куплена резиденция для митрополита Пражского, приобретено здание монастыря в Каире для Александрийской православной церкви. Средства были использованы также для обустройства комплекса зданий, где расположится недавно созданная Общецерковная аспирантура и докторантура, а также на увеличение зарплат сотрудников фонда, жилищную помощь для сотрудников Отдела внешних церковных связей. В этом нет ничего удивительного, так как изначально было заявлено, что доходы от инвестиций будут направлены на программы поддержки работы ОВЦС, Общецерковной аспирантуры, Московского синодального хора, проекта «Ростов Великий», различных культурных и образовательных программ. При этом, что касается культурных программ, то речь идёт о концертах и выставках, большинство из которых планируется проводить за рубежом.

Подводя краткий итог, надо подчеркнуть, что хотя «новая церковная экономика» только создаётся, уже очевидно, что она носит открыто элитарный характер, хотя и формируется в рамках общей широко распропагандированной программы становления «этичного бизнеса». Приобретаемые ею средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определённых церковных структур. Если этот элитарный характер деятельности и новое модное название для института, нацеленного на получение прибыли, и являются сутью ноу-хау, то никакой новизны в этой экономике нет. Новизна только в методах перестройке религиозного сознания. Начинается очередной этап интенсивной «промывки мозгов», призванной оправдать стремление к получению прибыли, которая, будучи приемлемой для homo cаtolicus, навязывается теперь в качестве нормы и православному человеку.

Ольга Четверикова, кандидат исторических наук



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 34

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

34. Шмелев Михаил : masenda п.33
2011-07-06 в 10:07

Поясняю, не навязывая, мою позицию. ПЕРВОЕ: Моё мнение это не официальное мнение современного священноначалия РПЦ. Оно(моё мнение) основано на Евангелии и на святоотеческой православной традиции. Не думаю, что владыка Иларион(Алфеев), идеолог и соучредитель аморальности под названием "православный бакинг", со мной солидарен. Но Алфеев - это ещё не вся Русская Православная Церковь. ВТОРОЕ: Богу не надо дотягиваться. Он всегда рядом. Если сердце открыто, то Бог говорит с нами напрямую языком совести. Если Бог есть Любовь, то дать кому-то нуждающемуся серебро в рост могут только те, у кого рот совести зашит суровыми нитками выгоды. Поэтому и отвергают иудеи Новый Завет с Богом, который Любовь. Им ближе Ветхий с Богом, который Справедливость. А уж обосновать ссудный процент справедливостью - это как два пальца об асфальт. Так что Православие со своими тезисами о том, что Любовь выше Справедливости, а Милосердие выше Правосудия, поперёк горла и иудеям, и иудействующим христианам - католикам. Мы - другая цивилизация. Поэтому и атакуют нас по всем фронтам. Поэтому и пытаются ветхие души построить у нас общество потребления вместо общества милосердия. Очень стараются за очень хорошую плату. Одно забывают - если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его.
33. masenda : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-07-06 в 00:16

Да нет, masenda!...


Моё понимание дело сотого порядка :)
Вот каково понимание Православной церкви..? А главное - каково оно в оглашении для паствы?
Всё цитированное и есть Библия, а Вы говорите - "понимай правильно!" Допустим, я понял правильно, а как поймёт тот до кого не дотянуться с объяснениями?
32. Шмелев Михаил : masenda п.31
2011-07-05 в 13:54

Да нет, masenda! Совсем не хош так и не хош сяк понимай Библию. Понимай правильно. Мы потому и христиане, что наша Истина в Благой Вести Христа. ЕСЛИ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ПРОТИВОРЕЧИТ НОВОМУ ЗАВЕТУ, ПОСТУПАЙ ПО ХРИСТУ - ЗАВЕТУ НОВОМУ. Иначе ты не христианин, а иудей. И избранность еврейского народа, и дача серебра в рост противоречат заповедям Христа. Это означает однозначную неприемлемость для православного христианина и еврейской особости и ростовщичества. Это принципиально! Без всяких спекуляций и оговорок! Спасибо Ольге Четвериковой за точность акцентов и ясность формулировок.
31. masenda : в рост или не в рост... :)
2011-07-04 в 22:40

Библия весьма занятное писание, и есть в нём приводимое Ольгой:

<... Евангелии от Луки говорится: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад... И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего...». (Лк. 6.30-35)...>
<...«Сребра своего не отдает в рост» (Пс. 14,5)...>

Но, есть и другое:

<...«Не давай в рост брату твоему (по контексту единоплеменнику иудею) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; ИНОЗЕМЦУ (т.е. не иудею) ОТДАВАЙ В РОСТ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ БОГ БЛАГОСЛАВИЛ ТЕБЯ ВО ВСЁМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ РУКАМИ ТВОИМИ НА ЗЕМЛЕ, В КОТОРУЮ ТЫ ИДЁШЬ, ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ ЕЮ» — Второзаконие, 23:19, 20...>

и далее:

<...«и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать]

Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» — Второзаконие, 28:12, 13... >


<...«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их будут служить тебе;
ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. И будут отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся», — Исаия, 60:10 — 12... >

Вот и понимай как пожелаешь - хош так, а хош сяк...

P.S. "Каждый ищет причины там где ему нравится" (с)
30. Редакция РНЛ : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-03-07 в 01:49

Дорогие читатели, напоминаем, что на первой седмице Великого поста форум РНЛ закрывается.
http://www.ruskline....ice_velikogo_posta/
Будьте пожалуйста внимательны! Поста всем благоприятного.
29. Андрей : Шашкинский банкинг
2011-02-27 в 20:29

Хотелось бы подчеркнуть мысль автора о том, что готовится реальный переворот в православном миропонимании. Нельзя служить Богу и мамоне одновременно. Понятие "православный банкинг" равнозначно понятию "православный грех", то есть есть просто грех, а есть облагороженный, но грех от этого не перестает быть грехом. Так что нас призывают грешить красиво и присваивать чужое по определенным правилам.
28. Алексий : на 13 и вообще про былое
2011-02-24 в 17:14

Удивился, когда недавно читал прот. Евгения Попова "НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ДЛЯ МИРЯН" 1901 года.
Там указано законодательство РИ на этот счет:
"По закону проценты свыше 6 считаются лихвенными и в случае утраты займа должником не только не поступают под защиту закона, но и подлежат суду. Сверх этого количества закон позволяет принимать проценты только с целью благотворительною, например, в опеку при займов опекунских денег. Также свыше 6 процентов могут одни предлагать, а другие брать, если нет никакого усилия с одной стороны и очевидна польза другой. После этого понятно, как вопреки всем законам поступают те из христиан, которые, по примеру евреев—ростовщиков, назначают лиходателям вдвое и втрое проценты сверх положенных, и притом не на годичный срок, а на полгода или даже менее."
(Раздел "Незаконные проценты по главе "8 заповедь")http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=popov

Оказывается, все-таки была дозволенная законом (но не совестью) мера лихвы!
27. Писарь : "Православные данайцы" и их дары".
2011-02-24 в 00:54

О.Андрей Кураев,упомянутый в статье,частенько высказывает Церкви такое "пожелание"- " Церковь должна говорить с современным человеком на понятном ему языке".
Нет никаких возражений.
На понятном,так на понятном.

Что такое "ростовщичество"?
Ростовщичество всегда идет рука об руку с финансовой спекуляцией и банальной уголовщиной.
Ростовщичество по сути это финансовая проституция.
Это когда деньги принуждают идти "работать" на панель.
Зарабатывая подобным образом,деньги,точно так же,как и всякая проститутка подвержены разного рода "дурным болезням".
Пока,Слава Богу,до того не дошло,чтобы тем с телеэкрана похвалятся,называя вещи своими именами.
Впрочем,было время,когда среди кавалеров,было принято хвастаться друг перед другом "благопробретенным" "гусарским насморком".

Чем занят современный банк?

Современный банк торгует деньгами.
Деньги вот товар,который предлагает купить любой банк.
Деньги,превращаясь в товар,утрачивают свои свойства,свойства денег и обретают свойства товара,но товар кто-то должен произвести.
Этот кто-то и есть современный банк.
Какие-то расходы на полиграфию,но львиная доля,как и во всяком современном производстве на рекламу и "силовую поддержку".

"Торговцы благодатью" от "мiра сего".
"Благодать" же сия исходит от "мамоны",явившей мiру свое истинное лицо.
Деньги не имеющие эквивалента,ничем не обеспеченные.
"Безсущностны".
Суть Абсолютное Зло в чистом виде.
Это означает,что Вся сфера материальной деятельности человека утратила свою Сущность.
Ориентирована на Безсущностное,но не на Бога.
Разрушительна по определению.

Всякое зло,будучи безсущностным,паразитирует на добре.
Так и в экономике,абсолютное экономическое зло ищет за что-бы зацепиться и находит,благодаря людской жадности,глупости,но прежде всего сребролюбию.

Это что-бы, недаром именуется "ликвидными активами".
То,что продлежит ликвидации,в бувальном смысле.
Таковы объективные свойства зла.
"Все или ничего".
Все в жертву.
Немилосерден "бог" сей и ненасытен еси.

Что такое "эндаутмент"?
В буквальном смысле означает вклад,дар,пожертвование...
Мы уже говорили,о безсущности зла и его стремлении обрести ее(сущность).

"Вклад".
Куда?
Вот именно.
В Церковь.
На деле означает позволить "мамоне" обрести "сущность".

"Дар".
Кому?
Вот именно.
"Мамоне".
Сама Церковь,таким образом приносится в "дар",разумеется с последующим "пожертвованием",принесением Церкви в "жертву",т.е. с последующей "ликвидацией".

Православную Церковь просто разорят и поставят перед выбором.
Или полное уничтожение или полный контроль.
В вопросах веры компромиссов нет.
Это общее правило.
Но не всякая вера-милосердна.
Только Одна обладает этим качеством-Православная.

Однко,думаю,до практической реализации не дойдет.
Вот слова Святейшего...
"Мы живем во время апокалиптического напряжения..."Покайтесь ибо Приблизилось Царствие Небесное".

Терпение у Бога кончилось.
Не о "православном бангинке" надо озаботиться,но о "православном бункинге".
Самое время.
26. скептик : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-23 в 21:07

2 Георгий
присутствует, просто невысокий.
25. Георгий : Насчет банкинга
2011-02-23 в 19:06

А как быть с исламским банкингом, который весьма успешно развивается, притом что процент там не присутствует?
24. Константни : Материальная помощь Церкви
2011-02-23 в 12:07

Всегда Церковь Свою Господь питал и питает Сам. Вспомним прп.Сергия Радонежского, ропот на него братии монастыря, его запрет даже просить. Полностью упование только на Господа. И Господь посылал. Посылает и сейчас всем верным Своим чадам. Создание "новой церковной экономики" - это антиправославный шаг, и нашей Церкви только во вред.
23. Сергий Агапов : "...И поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать"
2011-02-22 в 13:31

Спасибо за ответ, уважаемый Николай Владимирович. Совершенно с вами согласен. Заглядывать в карманы батюшек, это не только неприлично, но и, в чрезвычайной мере греховно. Памятуя о бесправии и беззащитности наших отцов, да и нас самих, кто может первый кинуть осуждающий взгляд в их сторону. Сейчас разрабатываются планы пособия нищим батюшкам и их семьям, это неплохо. Но как бы это не послужило к еще большей зависимости их от бюрократов. Конечно, не мое это дело, грешного и недостойного человека судить и рядить о церковных вопросах. Да я не придаю особого значения своим выступлениям здесь. Но есть два обстоятельства. По-моему, даже здесь на РНЛ прозвучал голос священника, который сказал, что надежда у него только на мирян, священникам сейчас очень стало тяжело выступать против чиновников. Таких батюшек как отцы Александр Шумский и Александр Шаргунов ведь немного у нас. Второе обстоятельство. Озвучили его вы: «…в таком случае Церковь будет освящать все ее блудодеяния». То есть и мы с вами в том числе.
Под алчностью, дорогой Николай Владимирович, я имел в виду не только стяжательство материальных благ, но и алчность к власти, алчность к влиянию на мировые процессы и т.п. Бюрократия, в том числе и церковная, живет обычно своими корпоративными устремлениями. Не буду сейчас искать ссылки на негодование нашего Святейшего Патриарха на епископов карьеристов. Может, кто, у кого она под рукой приведет ее. А если этой карьерной бюрократии еще и доверить финансовые операции с целью извлечения прибыли? Надеюсь, здесь у нас с вами взаимопонимание, несмотря на различие во взглядах о социализме. С уважением Сергий.
Да, еще, Николай Владимирович. Вы пишите «либеральная рыночная экономика».
Надо бы эти слова всегда брать в кавычки. Какой там либерализм. Это страшный финансовый и политический паук, подбирающий в свои сети последние остатки когда-то, может, и рыночной экономики.
22. Николай Владимирович Сомин : Сергию Агапову на 10
2011-02-22 в 11:41

алчной церковной бюрократии


Нет, я не считаю, что все надо сводить к личному сребролюбию батюшек. Все мерседесы я списываю на необходимость исполнения ими своих пастырских обязанностей – их (обязанностей) много, а они (батюшки) – люди пожилые. Дело куда серьезнее. Видите ли, мне думается, что сейчас мы живем во времена апокалиптической Вавилонской Блудницы. Это именно она, наша старая знакомая - либеральная рыночная экономика. Это она сидит на «водах многих» (народах), это она принесла принесла в мир чудовищный разврат, это с ней блудодействуют «цари земные». Так вот, если и Церковь будет с ней, мягко говоря, сотрудничать, то будет совсем плохо. Ибо в таком случае Церковь будет освящать все ее блудодеяния. Разумеется, Вавилонскую блудницу не превратишь в невинную девицу, а вот себя дискредитировать Церковь может очень сильно. Не зря про Вавилонскую блудницу сказано в Откровении «выйди от нее, народ мой».
21. Сергий Агапов : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-22 в 09:12

А что, дружище Григорий, не попробовать ли нам воспользоваться услугами Ватиканского банка, пока православный банкинг еще только набирает обороты. Деньги то не пахнут. Или конфессиональный душок все же немного остается?
20. Сергий Агапов : 17. Правдоруб "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине."
2011-02-22 в 01:08

Если копить, чтобы нищим помогать – то отчего и не поддержать. А если на курортах пузо греть - надо что-то поубедительней придумать.
19. Григорий : 18. Аноним : 11. Григорий
2011-02-22 в 00:17

Ну вот, еще лучше!
Зачем я только на этот сайт зашел - теперь где я деньги хранить буду?!
18. Аноним : 11. Григорий :
2011-02-21 в 23:04

"Не знал, что это грех - держать деньги в сбербанке. )))"

Все просто, Григорий!
Грех - это то,что ты осознаешь.
Понятие греха, если потеряется, ничем не заменить.
И тема эта совсем не щекотливая.
Нужно захотеть понять, что такое грех.
Это дело - дело жизни.
17. Правдоруб : Ещё есть варианты! «Претерпевший же до конца спасется»
2011-02-21 в 19:36

На соседней ветке просят поддержать Путина. (http://www.ruskline....ane_dvuglavogo_orla/ ) А это значит, что нужно поддержать и Церковь и «Иосифлянский проект»! Из двух зол выбирают меньшее - это и есть политический прагматизм!
16. Григорий : 13. Сергий Агапов : 11. Григорий
2011-02-21 в 17:02

)))
Взаимно.

Вообще конечно, тема щекотливая - скажем прямо.
)))

Что касается Церкви - действительно, сомнительная затея. Может изначально мотивация и хорошая, но как бы не было беды...
15. Георгий : Замечательная статья
2011-02-21 в 16:28

Замечательная статья. Поддерживаю автора и всех кто его поддерживает. Вот он закономерный итог "рыночной экономики"
14. Сергий Агапов : 11. Григорий
2011-02-21 в 16:26

Спасибо, Григорий, несколько утешили. Действительно, процент Сбербанка, не только прибыли не обещает, но даже инфляции не компенсирует. Но, увы, и Царству Небесному, тоже, весьма мало способствует. Жму руку, как вкладчику дружественного банка.
13. Эрик : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-21 в 16:24

К сожалению, статья не содержит анализа финансово-экономической деятельности российской православной церкви в царской России. Намеренно ли пропущен опыт царской России, или эксперт просто не знаком с этим опытом, но в целом оттого статья получилась неубедительной страшилкой, не более.
12. Сергий Агапов : 9. Сергей "Господи! кто предаст Тебя?"
2011-02-21 в 16:18

Ну, брат Сергей, задали вы нам головоломку. Теперь я понимаю, почему наши батюшки боятся в облачении ходить без охраны. Ладно, если кто просто плюнет им под ноги. А то и затрещину могут отвесить. Хотя бьют то, обычно, самых невинных, честных и застенчивых. Спаси и сохрани Господи наших дорогих батюшек.
11. Григорий : 10. Сергий Агапов : 4. Николай Владимирович Сомин "Отойдите от Меня, все делатели неправды"
2011-02-21 в 15:38

Не знал, что это грех - держать деньги в сбербанке. )))

Мне вот интересно, ну хорошо, допустим это грех. Ну а если допустим никто просто не давал бы денег. Вот не давал бы, и все тут. Ни без процентов, ни с ними. Вот как это, лучше было бы, как Вам кажется? Я имею ввиду серьезные деньги на развитие чего-либо.
10. Сергий Агапов : 4. Николай Владимирович Сомин "Отойдите от Меня, все делатели неправды"
2011-02-21 в 14:59

Присоединяюсь, уважаемый Николай Владимирович к Вашей оценке честной и мужественной статьи Ольги Четвериковой и полностью поддерживаю Ваше мнение по поводу угрожающей всем нам опасности со стороны алчной церковной бюрократии. Хотя сам, как говорится, не без греха, держу деньги в Сбербанке. И все равно, Вас благодарю от всего сердца.
9. Сергей : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-21 в 14:35

Увы, порой позиция и действия церкви вызывают противоречивые чувства.
Вот, например: http://openbereg.ru/?p=19
Можно читать с абзаца, начинающегося словами "знакомьтесь, россияне:"
И что тут думать?
8. тов.Сухов : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-21 в 14:19

Может быть и надо.
Но смотря в какую сторону, всё это повернуть...
7. Assadin : Да, это конец
2011-02-21 в 13:40

Как не печально это признавать но шествие золотого тельца по России день ото дня всё успешнее и успешнее. Вот и Церковь пала под его давлением.
Я говорил и буду говорить - не существует никакого "православного" банкинга. Это тоже самое что назвать "православным" аборт, проституцию, наркоманию, убийство и т.д. Какие на них, господин Агеев, распространит "нравственные самоограничения, нравственные самовозвышения"?? С нечистым сделок не может быть НИКАКИХ!
Вот смотрите,
//50 млн. долларов, были инвестированы в депозиты банка «Пересвет» и ряд ведущих госбанков, в результате чего фонд получил за год около 10 % прибыли (5 млн долларов)//
Откуда взялась эта прибыль? От развития сети абортариев? От финансирования бандитских организаций? От торговлей наркотиками?
Я более чем уверен что банки, в которые были положены эти деньги, НЕ ОТЧИТЫВАЛИСЬ куда конкретно вкладывались эти средства.
Не хочется проводить сопоставлений, но в истории христианства уже был случай когда фигурировали деньги, хотя и в гораздо меньшем объёме.
Я надеюсь, что люди, принимавшие такие решения, всё-таки одумаются и откажутся от таких "заработков".

Но, тем не менее, проблема финансов и в церковной и предпринимательской среде существует. И её решение, лично мне, видится в создании сети "Товариществ взаимной помощи". Т.е. Акционеры таких "Товариществ…" создают фонд (с постоянными взносами), который направляется на поддержку молодых предпринимателей с последующим включением их в состав такого товарищества и уплатой постоянных взносов или финансирование новых проектов членов товарищества.
Т.е. здесь пополнение фонда будет происходить не за счёт ростовщичества, а за счёт уплаты взносов зависящих от величины дохода предприятия. И вот здесь действительно величину этих взносов можно варьировать в зависимости от возможностей человека, т.е. "по-божески".
Соответственно возникающие свободные средства можно пускать на финансирование тех целей, которые были уже указаны. Соответственно и Церковь может передавать в управление таким "Товариществам.." свои активы. И собственно присутствовать/участвовать в Совете таких товариществ.
6. Владимир : Отечественная экономика- вся безнравственная?!
2011-02-21 в 12:49

Очень своевременная и интересная тема, хотелось бы познакомиться с глубоким и профессиональным анализом экономической жизни страны и месте в ней русского.
5. Илена : Ну да, тренд такой...
2011-02-21 в 12:20

"Господь для солидных господ", прямо по Пелевину...
4. Николай Владимирович Сомин : о «православном банкинге»
2011-02-21 в 11:47

Спасибо автору за честную статью, проливающую свет на наше церковное будущее.
Никаких иллюзий! Проект «православного банкинга» - проект патриархийный. И знаменует он очень серьезную вещь:
Новый мировой порядок (он же - капитализм, он же - либеральная экономика) победил окончательно и бесповоротно. И Церковь (в смысле церковной оганизации) встраивается в него, теперь уже экономически.
Правда, для этого придется попрать не только ряд церковных канонов, но и целое святоотеческое богословие. Ибо буквально все святые отцы жестко и бескомпромиссно обличали ростовщичество. И чтобы отвести от себя такое абсолютно справедливое обвинение, придется создавать «новое богословие», оправдывающее банковский процент. Кстати, оно уже давно разработано – оно называется «протестантская этика». Да и в католической социальной доктрине то же самое – процент там давно легализован.
Так что грядут и новые времена и новые теоретические решения.
Если «Иосифлянский проект» будет принят на ближайшем Всемирном Народном Соборе (в мае с.г.), то боюсь, что на этой организации как защитнице русских народных интересов можно будет поставить крест.
Вот такие дела.
3. Константин : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-21 в 11:22

"Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие..." ( Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадацти томах, Том седьмой, книга первая, из-во Православное братство "Радонеж", Москва, 2005 г., стр. 59 )
2. http://kubkaramazoff.livejournal.com/ : Запрет на долевой доход?
2011-02-21 в 05:45

Отличная статья, взвешенная конструктивная критика.
Я заметил тенденцию два года назад. Появилась серьёзная статья иерея Алексея Кнутова:
"Ростовщичество и современные банки"
http://www.bogoslov.ru/text/466194.html

Автор попытался разделить ростовщичество и банковский бизнес и пришел к мнению о некоторой допустимости ростовщичества для мирян... Там же есть мой комментарий с замечаниями по этому вопросу.

Для меня очень познавательна, но не совсем понятна эта мысль:
... святой и великий Собор судил: если кто-нибудь после этого определения обнаружится взимающим лихву с данного взаем, или иной оборот дающий этому делу, или требующий половинного роста или нечто иное измышляющий ради постыдной корысти, таковой да будет извержен из клира и чужд духовного сословия"



Что подразумевается?
Как я понял, запрещается даже участие в прибылях на паях, долевой доход?
Или запрещается "половинный" процент от существующих ставок?

Скорее, первое. Тогда это самый весомый аргумент против модернизации церковных финансов.
1. скептик : Re: Что нам готовит «этичный бизнес», или ещё раз о «православном банкинге»
2011-02-21 в 04:04

http://www.allbanks....centre/moscow/17282/ - вот интересная инфа про банки.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме