Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

К истории авиационной катастрофы в г. Пушкине

Виктор  Корн, Русская народная линия

18.02.2011


Катастрофы 20 века: 1918-1981 гг. …

Авиационная катастрофа, случившаяся 7 февраля 1981 года на военном аэродроме города Пушкина (с 1710 до 1918 гг. - Царское Село), не знает себе равных в мировой истории: в ней отмечена она не числом жертв - 52 человека, а тем, кто были эти люди. В самолёте ТУ-104, рухнувшем на заснеженное поле аэродрома, вместе с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Э.Н.Спиридоновым погибли ещё двенадцать адмиралов, три генерала авиации, одиннадцать капитанов 1 ранга и ещё 25 человек, в том числе 23 военнослужащих в звании от полковника до старшего матроса.

Очевидец этой трагедии отметил, что, по мере удаления после взлёта, самолёт превращается в видимую наблюдателем точку, но на этот раз, перед тем, как рухнуть на землю, в небе был чётко различим крест. Резкий набор высоты при взлёте самолёта, не набравшего ещё полной скорости разбега, привёл к смещению груза в его хвостовой части, где и без того был сосредоточена большая часть грузов. Перед падением, на какое-то мгновение, самолёт принял вертикальное положение, а затем опрокинулся и рухнул на землю. Последовавший после падения взрыв и пожар самолёта, с полными баками горючего, не оставил никаких шансов на спасение людей. Единственный уцелевший, выброшенный через лобовое стекло при ударе о землю самолёта, умер по дороге в госпиталь.

Спустя двадцать семь лет, в 2008 году, был снят фильм «Гибель адмиралов. Тайна одной катастрофы», в котором отмечено: «О той трагедии до сих пор практически ничего не известно. Причина этого проста - кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь, в ту пору огромный и сильнейший, Тихоокеанский флот Советского Союза». Накануне 30-летней годовщины со дня трагической гибели в авиакатастрофе командования и военнослужащих Тихоокеанского флота, 5 февраля (5.02) 2011 года, состоялось Траурное памятное мероприятие на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. В тот день на Центральном Военно-Морском Портале было размещено следующее сообщение: «У мемориала воинам-тихоокеанцам в большом количестве собрались родственники, сослуживцы и гости. Своё место занял Почётный караул от Санкт-Петербургского гарнизона. Состоялось возложение венков и цветов к мемориалу воинов-тихоокеанцев. После траурной литии, отслуженной настоятелем Чесменской церкви протоиереем отцом Алексеем Крыловым, начался траурный митинг... Митинг завершился прохождением Почётного караула».

Представляется, что не случайно в тексте сообщения не было названо место крушения самолёта ТУ-104 - военный аэродром в городе Пушкине под Санкт-Петербургом: официальный Портал Флота не мог назвать это место его настоящим именем - Царскосельский военный аэродром, который именно в таком чине является одним из исторических мест зарождения, за три года до начала Великой войны, военной авиации в России.

...Летом 1911 года на Софийском плацу, слева от Гатчинского тракта, началось строительство аэродрома, а в период с 15 по 21 августа 1911 года уже была проведена Царскосельская авиационная неделя. Лётные состязания носили отчасти военный характер, так как в задачу авиаторов входило взрывание моста, разведка, метание бомб, имитация расстрела аэроплана с автомобиля. Места для полётов были загорожены от публики. В ходе состязаний было разыграно три приза: Императорский кубок, приз Совета Всероссийского Аэро-Клуба и приз от неизвестного лица. При первом вылете авиаторы были обязаны обогнуть купол собора Святой Софии. В годы Великой войны на Царскосельском аэродроме базировался авиаотряд, основной задачей которого было прикрытие Императорской резиденции с воздуха. В Царском Селе награждали лучших российских лётчиков, здесь Император Николай II демонстрировал семье румынского монарха мощь Российского Военного Воздушного Флота.

Закономерно, что именно отсюда, с теперь уже Пушкинского аэродрома, 10 августа 1941 года 81-я бомбардировочная авиационная дивизия Авиации Дальнего Действия, которой командовал знаменитый полярный лётчик М.В. Водопьянов, нанесла ночной удар по Берлину. В том историческом авианалёте участвовали шесть экипажей бомбардировщиков ТБ-7, в том числе экипаж М.В. Водопьянова и три экипажа новейших бомбардировщиков Ер-2, ведомые командиром звена А.Г. Степановым.

Через 70 лет после открытия Царскосельского военного аэродрома, теперь уже на Пушкинском военном аэродроме, 7 февраля (25 января по ст.ст.) случилась эта авиационная катастрофа, в которой погибли 52 человека, в том числе 16 высших чинов - 13 адмиралов и 3 генерала авиации.

Эта катастрофа, в буквальном смысле, соответствует основному значению этого греческого слова - «ниспровержение» и его глаголу «поворачивать», «опрокидывать». Это нашло своё отражение и в числе катастрофы 1918 года - гибели Царской Семьи, две последние цифры которого, «повернувшись» образовали число - 1981.

Произошло бы подобное на Царскосельском военном аэродроме? Если признать бесспорным тот факт, что переименование города связано со всем тем, что произошло в России после 1917 года, то можно утверждать, что нет. Тот пресловутый «человеческий фактор», который лежит в основе этой и большинства подобных ей катастроф, напрямую связан с бездумной беспечностью и ненаказуемой безответственностью, последовавших после «ниспровержения», существующего в течение многих сотен лет, уклада жизни. Это понятие - «уклад жизни» вбирает в себя и нравственные начала, определяемые христианской моралью, всей совокупностью того, что содержит вероисповедование большинства населения, в то время - Российской Империи.

Глубоко символична связь понятий, содержащихся в словах «катастрофа» и «революция» - «поворот», «переворот» двух основных языков европейской цивилизации.

Возвращаясь к теме произошедшей 7 февраля 1981 года трагедии, нельзя обойти вниманием того, также глубоко символичного факта, что захоронение погибших в ней жертв было произведено на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, которое находится в районе Чёрной речки. В этом районе города, за 144 года до этой катастрофы на Пушкинском военном аэродроме, 27 января (8 февраля) 1837 года состоялась та роковая дуэль Пушкина, закончившаяся национальной катастрофой - смертью русского гения, последовавшей 29 января (10 февраля).

За несколько лет до того, когда был построен Царскосельский военный аэродром, на окраине Санкт-Петербурга было открыто новое кладбище, получившее своё название по названию построенного там храма, которое 1 марта 1907 года было освящено во имя Святого Серафима Саровского. В храме находится образ «Умиление», список с келейной иконы, перед которой скончался старец. В главном приделе висит его портрет, написанный игуменом Иосафом, учеником и биографом прп. Серафима. В киоте, справа от амвона, находятся несколько реликвий: местночтимая икона с частицами одежды, мантии с гроба и камня, на котором молился преподобный. В память о солдатах Орловского полка, павших в октябре 1914 на реке Сан, у левого клироса была сооружена небольшая икона свт. Николая, укреплённая на латунной доске с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память». Серафимовское кладбище было местом захоронения для бедных людей. На нём хоронили деревенскую бедноту, солдат и матросов, погибших и умерших в Великую войну. Во время Великой Отечественной войны кладбище было местом массового захоронения погибших и умерших во время блокады города. В 1941-1944 гг. здесь было похоронено более 100 тысяч человек. В настоящее время Серафимовское кладбище считается военно-мемориальным. В основном, на нём хоронят военных и служащих, погибших при выполнении воинского долга: воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане в 1979 -1989 годах; моряков теплохода «Механик Тарасов», погибших в Атлантическом океане 16 февраля 1982 г.; пожарных, в том числе погибших при тушении пожара в гостинице «Ленинград» 23 февраля 1991 г.; моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 г.

В деле прославления и последующей канонизации в 1903 году Святого Преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церковью самое деятельное участие принимал Государь Император Николай II, посетивший Саровскую пустынь вместе со всей Царской Семьёй в период проведения там торжеств по случаю канонизации. В период с 1909 по 1912 годы в Царском Селе, по Высочайшему Указу Николая II, строится Феодоровский Государев Собор, в котором нижний пещерный храм освящен во имя Святого Серафима Саровского, любимая церковь Царской Семьи. При Феодоровском соборе в сентябре 1914 года был открыт лазарет для раненых, шефство над котором взяли великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна.

История Царского Села, изначально Сарское Село, по названию шведской усадьбы Сарская мыза, существовавшей до 1702 года, связана с Екатериной, в то время ещё не женой Петра I, которой в 1710 году он подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями. В 1716 году была построена деревянная Успенская церковь и с этого момента Сарская мыза превращается в Сарское Село, позже преобразившееся в Царское.

Украшением города, получившего этот статус в 1808 году, стал Собор Святой великомученицы Екатерины, построенный в 1840 году по велению Николая I, взорванный в 1939 году и восстановленный в 2010 году, к 300-летию со дня основания Царского Села. 27 июня 2010 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения этого главного храма Царского Села, а после освящения совершил в нем Божественную литургию.

Невидимая нить связывает место пребывания Царской Семьи в период первого её заточения, в столь любимом Ею Царском Селе, и последнего - в Екатеринбурге. Святая великомученица Екатерина являлась небесной покровительницей нового завода-крепости на Урале, где в 1723 году начала строиться первая мазанковая церковь в её честь и через три года открывшаяся для прихожан. Всего 21 год простояла в Екатеринбурге эта церковь, до пожара в 1747 году, после которого Екатерининский приход до конца 1763 года был закрыт. Только в 1757 году Синод направил в Тобольскую консисторию указ, разрешивший закладку в Екатеринбурге каменной соборной церкви. В сентябре 1768 года с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла, главный Екатерининский придел храма был освящён протоиереем Феодором Кочневым.

Екатерининский Собор во имя святой великомученицы Екатерины, стоявший на левом возвышенном берегу реки Исети на Екатерининской площади (ныне площадь Труда) был упразднён 15 февраля 1930 года и в том же году взорван. Все попытки, предпринимаемые Екатеринбургской епархией и верующими, по восстановлению Екатерининского собора пока не нашли поддержки у властей города. Не имеет своего храма небесная покровительница, давшая название городу, в котором преступной властью совершено невиданное в мировой истории преступление - убийство Царской Семьи. Новая власть считает, что население города не нуждается в защите от всех тех бед, которые неизбежно несут на себе отпечаток того злодеяния, о котором постоянно напоминает, «бережно» сохраняемое, наследие - бесовские названия.

В дни празднования 300-летия со дня основания Царского Села в Россию впервые была принесена великая всехристианская святыня - мощи великомученицы Екатерины Александрийской, которые постоянно пребывают в афинском подворье Синайского Свято-Екатерининского монастыря. 1 декабря 2010 года святыня посетила Екатерининскую пусть города Видное Московской области, а со 2 по 4 декабря ковчег с мощами находился в Москве, в Храме Христа Спасителя. Богослужение у нетленных останков мученицы возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. 4 декабря уральцы встречали в Екатеринбурге мощи небесной покровительницы города и всей Екатеринбургской епархии. До 23 декабря мощи Святой Екатерины пребывали в Храме-на-Крови, возведенным на месте Царской Голгофы - мученической кончины Царской Семьи и Её верных слуг.

вулкан КизименПрирода, посредством Божественного провидения, своими явлениями миру, периодически напоминает ему о сохранении в её памяти тех катастроф, появление которых вызвано попытками людей изменить «устроение Божие». Несомненно, к одному из таких явлений относится извержение вулканов на Камчатке. Впервые, зафиксированное в историческое время, извержение вулкана Кизимен произошло в декабре 1928 - январе 1929 года, когда на вершине вулкана ночью наблюдался огонь, а черный «дым» выходил из трещин в стенках кратера.

Первый, из этих двух лет 1928, был годом первого десятилетия со времени злодейского убийства в Екатеринбурге, а 1929 был годом «Великого перелома» - уничтожения лучшей, самой трудолюбивой, части крестьянства, поколения которого выросли в Царской России.

Когда в июле 2010 года по всей России полыхали пожары, в которых сгорали русские сёла (случайно ли, что после окончания празднования 300-летия основания Царского Села, к которому было бы логичным возвращение его исторического имени), вулкан Кизимен, молчавший более 80 лет неожиданно начал проявлять активность. В октябре 2010 года Кизимен вышел из спячки: на нем наблюдались сильные вулканические землетрясения, колебания почвы, а 16 декабря 2010 года исполин выбросил столб пепла высотой до 10 км над уровнем моря.

В день 70-летия гибели в авиационной катастрофе моряков-тихоокеанцев, 7 февраля 2011 года, вулканам Карымский и Кизимен, извергающимся на Камчатке, был присвоен оранжевый код опасности для авиации. Из жерла Кизимена, на высоту до 10 километров вырываются заряды пепла, газа и измельченных горных пород. Наблюдатели отмечают, что этот, многокилометровой, столб пепла от вулкана в лучах солнца окрашен в зловещий красный цвет. Именно в крупнейших городах Камчатки - Петропавловске и Вилючинске базируется эскадра атомных крейсеров. Есть ещё одна, более давняя, связь времён - той авиационной катастрофы в г. Пушкине 7 февраля 1981 года, в которой погибли моряки-тихоокеанцы, и произошедшего, за 77 лет до неё, 9 февраля 1904 года, героического боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Названия, особенно знаковые для городов, переименованные в годы богоборческой власти, сами по себе, без пояснений, свидетельствуют о том, что именно в этом качестве они вошли в летопись катастроф, в переводе на русский язык означающего - «ниспровержение», «смерть». Немыслимо словосочетание «Санкт-Петербургская блокада» или «Царскосельская авиационная катастрофа». Пресс-служба городского правительства Санкт-Петербурга 23 июня 2010 года, сообщила о том, что мероприятия, посвященные 300-летию со дня основания Царского Села начнутся в этом «знаменитом петербургском пригороде» И далее: «Город Пушкин, в разные исторические периоды носивший названия Царское Село и Детское Село, был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция и считается одним из самых живописных пригородов северной столицы. Он входит в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Основные достопримечательности города, среди которых знаменитый Екатерининский дворец с Янтарной комнатой и Царскосельский лицей, где учился Пушкин, относятся к XVII - началу XX века».

Верю, что следует писать иначе: «Царское Село, название которого было украдено теми, кто разорил Россию и поставил на грань вымирания её народ и которое сохраняется их наследниками, является одним из памятников России, её Святых мест. После того, как Царское Село покинул русский Царь и Царская Семья, начались беды России, не прекращающиеся до настоящего времени. Но есть надежда, что возвращение Царскому Селу его исторического имени ознаменует начало возрождения России».

Виктор Корн

10 февраля 2011 года

На фото:

1.Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Чирков на траурном митинге

2.Фотография С.Горшкова извержения вулкана Кизимен 8 февраля 2011 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Анатолий : Re: К истории авиационной катастрофы в г. Пушкине
2011-02-19 в 12:05

Я слышал что причиной этой катастрофы было смещение груза - большущего рулона бумаги который был погружен в последний момент и не закреплён как требовалось. Он при взлёте покатился в хвостовую часть салона,сместив центровку назад.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме