Роль Церкви и общества в патриотическом воспитании молодежи

Доклад на секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XIX Рождественских чтений

0
2724
Время на чтение 11 минут
Дорогие друзья, уважаемые участники секции!


Из года в год мы с вами собираемся в этом зале, чтобы обсудить проблемы патриотического воспитания молодежи, обменяться мнениями, поделиться опытом, совместно осмыслить условия в нашей стране, содействующие или препятствующие нашей работе.

Лейтмотивом последних наших встреч было стремление к объединению усилий разрозненных организаций в информационной, методической, правовой и организационно-практической сферах. Это стремление уже сегодня начинает приносить добрые плоды, уже сегодня имеет много примеров совместных мероприятий, проектов и свершений.

Мы видели и видим, насколько недостаточны и фрагментарны государственные решения в области патриотического воспитания. О системном подходе или сформировавшейся политике здесь говорить не приходится. Эффективные результаты взаимодействия общественных объединений с властью мы видим лишь на уровне отдельных регионов или муниципальных образований. Каждому, кто не опустил руки, кто не утратил решимости к созиданию, понятно, что надеяться мы можем, преимущественно, на собственные силы, на братскую поддержку единомышленников, на помощь Божью, на наше единство.

В течение нескольких лет в периоды между нашими заседаниями регулярно собирается рабочая группа нашей секции. На базе ее актива, на площадке Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках создан Центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания «Национальное достояние». Трудами Центра не только издаются материалы нашей секции, учебные и методические пособия по патриотическому воспитанию, брошюры и буклеты, но и ведется большая аналитическая работа по сбору и обобщению информации о действующих организациях патриотического воспитания. Мы проводим рассылки и анкетирование с целью выявления общих и частных проблем, оказания посильной помощи и вынесения наиболее сложных вопросов на широкое обсуждение. Актуальные темы, связанные с правовым и материальным обеспечением деятельности организаций патриотического воспитания мы ставим перед властью и обществом.

Убежден, что расширение связей между объединениями патриотического воспитания самой разной направленности, проведение совместных массовых мероприятий, регулярный обмен опытом позволит быстрей и эффективнее разрешать назревшие проблемы.

Но всякий разговор об успехах и неудачах останется пустым разговором, если все мы не уделим особое внимание содержательному наполнению нашей деятельности.

Не будет новостью ни для кого из присутствующих, что большинство общественных организаций, осуществляющих работу с подрастающим поколением, держатся на энтузиазме, жертвенности и увлеченности руководителя. А руководитель, зачастую, будучи хорошим организатором, способным вовлечь молодежь, строит свою деятельность на базе собственного прошлого опыта. Кем он был - десантником, спортсменом, тренером по боевым искусствам, историком, археологом - от этого зависит специализация клуба или объединения, от этого зависят не только избранные методы, но и способ вовлечения, принцип отбора и многое другое. Но в какой идеологической среде воспитывались сами руководители - в среде, как правило, недавней советской действительности - со всеми ее плюсами и минусами. Плюс - это сохранение хотя бы части традиций, части исторических навыков и части нравственных оснований патриотизма. Минус в том, что с крушением режима, выбита из под ног и эта уцелевшая часть. Осталась любовь к Родине, но представления об этой Родине размыты, нравственные мотивации не универсальны. Не всё, с чем пришел к молодым людям воспитатель, он способен передать им, как незыблемые, бесспорные ценности, способные пробудить и побудить на доброделание.

Результаты анкетирования показали, что руководители клубов, отрядов, дружин и объединений патриотического воспитания вне зависимости от их мировоззрения в смысле принадлежности к той или иной религии признают и осознают, в большинстве своем, необходимость участия Русской Православной Церкви в процессе формирования полноценного поколения наших соотечественников в гуманитарном, духовном и нравственном отношении. Бесспорным представляется и системно-организационный ресурс Русской Православной Церкви. Иными словами, в каждом, без исключения, регионе России имеется церковная структура: епархия, монастырь или приход. По историческому опыту, земному призванию и современной практике каждая такая единица сообразно своему масштабу способна осуществлять эффективную просветительскую работу, как с лидерами, так и с воспитанниками организаций патриотического воспитания.

Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле, - ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.

Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.

Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.

Именно поэтому, сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.

Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство - собирание русских земель, формирование нации - единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.

Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием - льём воду на мельницу наших недругов.

Сегодня, среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в ко-торой предстоит жить всем, кто оказался рядом.

Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.

Деятельность многих объединений осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно - к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.

Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству - считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.

Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы, и, прежде всего, - в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако, для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприя-тия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.

Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важ-нейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.

Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли - опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.

Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне - эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.

Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели - исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.

***

Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 -го августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества - Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад, русских воинов перед Куликовской битвой.

Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно - в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.

Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.

Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность - ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность - это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.

В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз - татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.

Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности - это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем - вседозволенности.

***



Слово «патриотизм» имеет глубокий смысл. Оно основывается на величайшем стремлении человека сохранить отцовские корни и традиции, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.

Время сильно изменило сознание современного человека. Во многом на это повлияли соблазны, непростая экономическая ситуация и те перемены, многие из которых нам искусственно навязываются: всевозможные реформы в образовании, в воспитании, в армии.

Всё это не могло не отразиться на человеке, потерявшем Бога, вернее утратившем постоянную органическую, укорененную в повседневной жизни связь с Ним.

К сожалению, сейчас само понятие патриотизма размыто. Мы наблюдаем, как искусственным образом создается «патриотизм для студентов», «патриотизм для учащихся», «военный патриотизм» и прочие виды «патриотизма», что во многом нивелирует смысл самого этого понятия. Размытое понятие - это все равно, что никакого понятия. Размывание, осквернение, искажение, маргинализация понятия ПАТРИОТИЗМ - это звенья одной цепи, звенья борьбы с нашим национальным самосознанием.

Но, слава Богу, в стране в последнее время происходят и положительные изменения. Если в 90-е годы было страшно называться патриотом и даже считалось постыдным говорить о патриотизме, то сейчас ввиду сильного давления извне, человек вольно или невольно начинает подтягиваться и стремиться быть причастным к чему-то большому. Эти изменения во многом проявились в год 65-летия Победы. Когда несколько лет назад началось глумление над историей Великой Отечественной войны, молодежь и люди среднего возраста встали на защиту памяти нашей великой Победы, выразив этим свою гражданскую позицию. За последние годы увеличилось число общественных военно-патриотических и военно-исторических объединений. По государственной статистике их сегодня более 300 тысяч. Важным собы-тием стало возрождение ДОСААФ России, как общественно-государственной организации, способной охватить значительное количество российской молодежи. Появились какие-то заявления и акции государственного масштаба, направленные на поддержание патриотического чувства у российских граждан.

Но, к сожалению, у большинства людей сохраняется все еще поверхностное понимание патриотизма. Как показывают данные социологических опросов, патриотизм связывается исключительно или с защитой Родины, или с обеспечением нормальной и безопасной жизни. Но такое понимание патриотизма несовершенно, это всего лишь части, без которых невозможна достойная человеческая жизнь в обществе. Если мы не будем противостоять злу, то мы получим либеральный «патриотизм», который по своей сути будет защищать только отдельные аспекты жизни человека, в не всю жизнь в целом.

На тех людях, которые имеют возможность быть ведущими, быть лидерами, вдохновлять других лежит особая ответственность. Это преподаватели, офицеры, писатели, актеры, журналисты, воспитатели - все те, кто имеет возможность влиять на собратьев.

Наша главная задача не только показывать молодым людям цель, но и всячески стремиться к тому, чтобы уцелевшим корням дать хорошую почву. Это позволит прорасти нормальному здоровому дереву. Надо поддерживать тех преподавателей и воспитателей, которые могут дать что-то доброе, надо стараться уходить от стадного чувства, от подражания навязанным кумирам, которые на самом деле не являются идеалом и образцом для подражания.

Самое главное, что здесь собрались единомышленники. Понятие служения на благо Отечества - для нас не пустой звук, - это кредо пройденного пути, а это значит, что есть надежда на победу.

Наша общая задача, - достойно воспитать новое поколение граждан и патриотов России, поколение, в руках которого завтра будет ответственность за прошлое и будущее Отечества.

Хочу напомнить то, о чем мне довелось говорить в этой аудитории два года назад. Для осуществления патриотического воспитания важно понимать: патриотами ЧЕГО должны стать наши дети, защитниками КАКИХ ценностей и каких идеалов. Этот вопрос является первостепенным по отношению к методике, технологиям и механизмам воспитания.

И еще одно. Сегодня важнейшими для развития патриотического воспитания остаются три вещи: духовное содержательное наполнение нашей работы, повышение уровня самих воспитателей и объединение наших разрозненных усилий.

Забота о благополучии, безопасности, суверенности и единстве Отечества должна начинаться с нашего единства.

Игумен Иоанн (Ермаков), руководитель Центра духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи «Национальное достояние» настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках


Впервые опубликовано на сайте Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Иоанн (Ермаков)
Трудиться не покладая рук ради славы нашей любимой Родины!
Игумен Иоанн (Ермаков) о деятельности общественной организации «ЦЕНТР "ДОСТОИНСТВО"»
24.10.2017
Хранить верность Церкви, Отечеству и Патриарху Кириллу
Прощальное слово игумена Иоанна (Ермакова)
09.07.2017
«Я оставляю попытки призвать его к покаянию и передаю на суд Божий и Священноначалия»
Игумен Иоанн (Ермаков) об антицерковной деятельности заштатного священника Дмитрия Ненарокова
07.06.2017
«Историческая память о великом прошлом является залогом нашего будущего»
Игумен Иоанн (Ермаков) призывает и благословляет принять участие в шествии «Бессмертного полка», ибо это один из явственных знаков живой связи времен
02.05.2017
Все статьи Игумен Иоанн (Ермаков)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40