itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Размышления о личности Грозного царя

О фильме режиссера Эшпая «Царь Иоанн Грозный»

Иван Грозный 
0
3492
Время на чтение 8 минут

Просмотрел многосерийный фильм режиссера Эшпая «Царь Иоанн Грозный». Он более серьёзен, чем «Царь» Лунгина. Этот последний я не стал полностью смотреть- достаточно было посмотреть фрагменты, чтобы понять весь его антиисторизм и надуманность. А вот о фильме Эшпая хочется поговорить, хотя там тоже хватает стереотипов о кровожадности Грозного. Впрочем обо всём по порядку. Режиссёр фильма придерживается искусственной концепции Карамзина о двух периодах жизни Ивана Грозного. Первый период относительно спокойный, царь ведёт себя сдержанно. После смерти любимой супруги Анастасии, которую якобы отравили, под воздействием внушений окружающих, Иоанн начинает зверствовать. Нелепость. Дело в том, что Анастасию действительно отравили, как и старшего сына Ивана, которого якобы Грозный убил посохом, как показано в фильме. Сам Иоанн тоже был отравлен. Всё это было доказано Герасимовым после вскрытия им в 1963 году царских захоронений. На черепе царевича Иоанна не было обнаружено никаких телесных повреждений и следов запекшейся крови на корнях волос.

Душераздирающая сцена казни детей опальных людей. Босиком зимой дети идут к плахе. Слышится сухой щелчок от удара топора, раздаётся гул в народе. Впечатляюще, но ...абсолютно не достоверно. Казнь детей на Руси всегда была запрещена. Как же тогда быть с упоминанием в царском заупокойном синодике имён с присовокуплением «со чады»? А это дети погибших в пожарах, при нашествии иноплеменных, дети знаемых царём людей. Судебники Ивана III и Ивана IV предусматривали казнь только взрослых. В судебнике Ивана IV казни предусматривались за 10 преступлений (в судебнике Ивана III немного меньше). В каждом отдельном случае смертный приговор утверждался царём.

Об Адашеве. В фильме он отравляется. В летописях данных об этом нет. Хотя Адашев был приближён к царю, но он был сторонником боярской демократии, поддерживал оппозицию. Вообще в это время шла борьба между сторонниками двух форм правления - дохристианского с князем и вече и христианского с царём и подданными. Кстати, Адашев, которого так оправдывает Карамзин, оказался родственником известного историка....

О Курбском. Его заслуги были неоспоримы (взятие Казани и прочее). Но вот в разгар Ливонской войны, которая сначала была удачной для Московского государства, он переметнулся к врагу, бежал в Литву, оставя при этом жену и сына. Курбский сдал всю московскую агентуру в Литве и возглавил поход против Грозного. Вся Европа ополчилась на Русь. Курбскому не удалось отбить Полоцк, зато он основательно пограбил окрестные монастыри. Полоцк был взят войсками Ивана Грозного в 1563 году. Крестным ходом с крестом преподобной Ефросинии Полоцкой шел он на город. Русские войска потеряли всего 86 человек. Из 12 тысяч жителей Полоцка русские войска вышли встречать 10 тысяч, которые тут же устроили вече, на котором вынесли смертный приговор местным иудеям, притеснявшим православный народ. Их хотели уничтожить, но царь сказал, что тех, кто покается, не трогать. Не покаявшихся оказалось 300 человек. Царь приказал передать их судьбу на волю Божию. Они были поставлены на лед реки Двины, лед подрубили у берегов. Лед толщиной в метр не выдержал, и они стали тонуть точно так, как это было на Чудском озере. Вот с этого момента началось обливание грязью Иоанна Грозного. В Талмуде сказано: «Кто ударит еврея по щеке подлежит смерти», а здесь погибло 300 человек. Когда иудеи празднуют Пурим, они сжигают чучело Иоанна Грозного. Вот изначальный источник, откуда исходит ненависть и шельмование царя Иоанна. На него был наложен херем, т.е. проклятье на вечные времена. Курбский был родовитым Рюриковичем, претендовал на первые роли в государстве, им двигали амбиции. Кстати, он прихватил с собой «в долг» казну Псково-Печерского монастыря. На монастырские деньги им было куплено графство в Ковно. О том, что заговоры были не плодом больного воображения царя, а реальностью показывает эпизод в фильме, когда опричники у литовской границы останавливают обоз боярина Федорова. Этот боярин утверждал, что выехал прогуляться... вместе со всем скарбом, семейством и челядью. Заговорщики планировали схватить Грозного под Минском и выдать Литве. Заговор был раскрыт. Схватили около 300 бояр, половина из которых была казнена.

Сцена, когда царь заставляет бояр плясать, а те отказываются («мы не скоморохи»). Петра l еще можно представить в этом плане, но не Грозного - категорического противника плясок, запрещенных Стоглавым Собором.

Полный абсурд - сцена, когда царь вкушает скоромное в пост. А как быть со словами юродивого Николы, сказанными царю у ворот Пскова («мясца ты не поел и кровушки не попил»). Не идет ли речь о Причастии? Почему нужно непременно предполагать кровожадное людоедство по отношению к Иоанну Грозному?!

Казнь 2-х воевод бежавших с поля боя. Нереально. Кнутом только могли наказать и обязательно после судебного разбирательства.

Насилие и разврат опричников. Выдумки и наветы недоброжелателей царя: Курбского и иже с ним, иностранных наемников.

Сожжение книгопечатни Ивана Федорова. Это могли сделать враги. Федоров исполнил свою миссию и отправился во Львов, куда был приглашен князем Острожским. Была острая необходимость печатать здесь книги для православных, которые подвергались гонениям.

Нужно отметить, что Церковь, духовенство, митрополиты Макарий и Филипп показаны в фильме в положительном ракурсе. Сам царь Иоанн показан как страдающий, испытывающий внутреннюю боль, нуждающийся в поддержке.

Пьяный Иоанн рвется на исповедь к митрополиту Филиппу. Нужно подчеркнуть, что пьянство было запрещено. На Руси существовал сухой закон. Впрочем, употреблять вино разрешалось в двунадесятые праздники. «Домострой» запрещал держать в домах вино. Недалеко от нашего храма - там где сейчас Дом на Набережной был царев кабак, который держал целовальник (он целовал крест, что не будет спаивать народ). По домам хмельное не варили. Привозить из Польши отравленное зелье, т.е. водку было запрещено.

Митрополит Филипп. В летописях нет оснований для позднейших трактовок конфликта царя с ним. Да, у него проскальзывали недовольные нотки, т.к. некоторые представители рода Колычевых, к которому относился сам Филипп, были причастны к заговору. Митрополит хлопотал о них, чем вызвал раздражение у опричников. Над митрополитом было проведено два суда. Он был приговорен к смертной казни по обвинению в содомии, однако царь приговор не утвердил. Вначале владыку содержали в Никольском монастыре на Берсеневке, а потом сослали в Отрочь монастырь в Тверь. Малюта отправился за ним как за свидетелем по делу о ереси жидовствующих. Дорогу к монастырю перегородили несколько сот вооруженных людей. Малюте удалось прорваться в монастырь. Когда он вошел в обитель, там уже шло погребение митрополита Филиппа... Позднейшие историки приводят пространные диалоги Грозного с Филиппом. Возникает вопрос: а кто слышал эти диалоги? Писарь записывал? Филипп был обвинен в грехе содомии, обвинен бездоказательно заговорщиками. И сцена, когда Малюта бросает под ноги ссыльному митрополиту голову его послушника - полная фантазия. На самом деле Филипп был оправдан и Малюта спешил сообщить ему об этом, но не успел...

Колоритно показан в фильме папский посланник Поссевин. Он пытался склонить Грозного к принятию католичества. В Москве Поссевин имел диспут с царем. Он передал Грозному желание папы поминать его за богослужениями в Русской Церкви. За это он обещал царю содействие в получении Полоцка, Минска, Киева и всех вотчин его предков. Иоанн Грозный не пошел на это. «Мы приняли Христову веру от апостола Андрея, брата апостола Петра, и с тех пор храним веру нерушимо» - таким был его ответ.

Царь умер якобы во время игры в шахматы. Маловероятно - ведь игра в шахматы была запрещена Стоглавым Собором.

Сцена смертельного ранения Малюты. На самом деле Малюта погиб при штурме крепости в Ливонии. Малюта просил похоронить его в монастыре в попираемом месте. Царь приказал похоронить его в Иосифо-Волоцком монастыре. Однажды во время очередного посещения монастыря, я с прихожанами пропел вечную память у места погребения М. Скуратова - в трапезном Богоявленском храме под лестницей.

Сын царя Федор показан в фильме безвольным и недалеким. Однако смирение нельзя путать с безволием и недопустимо называть смиренного человека глупым.

Отношение к Иоанну Грозному - это своеобразный тест, который проявляет суть любого человека. В книге митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа» о Грозном говорится как о государственнике. Старец Николай Гурьянов говорил, что ему «не нужно оправдываться. Совесть его перед Богом и Церковью чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих». За несколько десятилетий царствования Иоанна Грозного было репрессировано в 8 раз меньше, чем за одну Варфоломеевскую ночь во Франции. Это к вопросу о русских варварах и цивилизованном Западе. Обычно ссылаются на синодики царя, которые он рассылал по монастырям на помин души. Там 3 тысячи имен. Очевидно, что это список вообще всех тех людей, за которых царь молился об упокоении. Имен репрессированных там не так много.

Недавно в интернете появилась статья неизвестного мне епископа Амвросия (Епифанова) «Без царя в голове». В свой статье автор противопоставляет «не жестокого и не кровавого» Ивана III Ивану IV имевшему «зверонравный характер». Кстати, этой позиции придерживался и известный историк Л. Махнач. На самом деле Иван III был жестоким человеком, он даже не пощадил собственного брата. Далее - он вяло сопротивлялся распространению ереси жидовствующих. Даже в кремлевских соборах служили тайные еретики. Его судебник впервые ввел на Руси смертную казнь, чего раньше не было и что противоречило «Русской Правде». Он не создал систему самодержавной власти. Самодержавие ограничивала Боярская Дума. Теоретиком и практиком самодержавия был именно Иоанн Грозный. При нем появилась регулярная армия, были приняты казаки на царскую службу. Зверства в Новгороде и Пскове - это плод больного воображения. Вообще понятие «казнить» относится к наказаниям вообще и не означает предать именно смерти. Иностранцы упоминают 300 и даже 700 тысяч жертв. На самом деле реальные тысячи погибших были жертвами эпидемии. Что касается покорения Казани, то нужно отметить что походы на нее предпринимались неоднократно и начались они уже в правлении Ивана III. Успех, однако, пришел только после проведения Стоглавого Собора наведшего порядок в Церкви. Епископ Амвросий упрекает Грозного, что он не принимал участия в военных действиях. Странно, разве полководцы в первую очередь не организовывают и контролируют? Кстати, взрыв стен Казани прогремел в момент, когда Иоанн причащался за литургией. На пути к Казани массово устанавливались поклонные кресты, закладывались часовни, храмы и монастыри. По указанию преп. Сергия был заложен г. Свияжск. Один из храмов нового города был посвящен Преподобному. Нужно еще раз подчеркнуть, что такого описания казней какие встречаются у Горсея, Штаддена и у других иностранных наемников, в летописях нет. Недоброжелательные иностранцы путают качели с виселицами, подобно тому, как однажды Буш принял разведение мостов за приготовление к запуску ракеты.

Возвращаясь к фильму, хотел бы напомнить, что негативное отношение к царю Иоанну Грозному нередко заканчивалось трагически. У Репина, написавшего картину о якобы убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е. Евстегнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литра крови, едва не умер, был почти при смерти. В больнице он прочитал книгу владыки Иоанна и стал по другому относиться к Иоанну Грозному. Спектакль же стал называться уже просто «Иоанн Грозный».

При царе Иоанне Грозном территория нашей страны увеличилась в несколько раз. Негативное отношение к царю как следствие ставит под сомнение и казанский поход и присоединение к Сибири, т.е. мы рубим сук на котором сидим. Этого нельзя делать ни в коем случае. В заключение немного личного. Как и в случае в Распутиным, с Грозным у меня похожая история, а именно - помимо моей воли происходит нечто необычное. Не буду повторяться насчет Распутина, а вот о Грозном скажу. Несколько лет назад к нам в храм пришел один старообрядец. В их среде, насколько мне известно, в отношении Иоанна Грозного доминируют те же стереотипы (а ведь при нем состоялся знаменитый Стоглавый Собор, который они так почитают!) Этот старообрядец предложил за сравнительно небольшую цену приобрести икону Грозного царя. Эта икона украсила мою келью.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Иван Грозный
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30