Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Пора перестать лицемерить!

Протоиерей  Евгений  Соколов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 07.02.2011


Впечатления от поездки на XIX Международные Рождественские чтения …

Завершились XIX Международные Рождественские чтения. Для Русской Церкви чтения - не просто самый представительный общественно-церковный форум, но и своеобразное подведение итогов года и определение планов на будущее. Трудности и радости церковной жизни, ее проблемы высвечиваются здесь с предельной яркостью и остротой. Своими впечатлениями от поездки на Рождественские чтения с корреспондентом ИА «Православие на Северной земле» поделился руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

- Отец Евгений, завершились очередные Рождественские чтения, вы были в составе делегации нашей епархии. Хотелось бы узнать ваши впечатления от поездки. Начну с вопроса - чем, на ваш взгляд, отличались эти чтения от предыдущих?

Протоиерей Евгений Соколов- Во-первых, я бы отметил более высокий уровень организации. На всех прошлых чтениях возникала проблема с билетами на открытие и закрытие. В этом году получение билетов занимало две-три минуты, такого не было никогда. Организаторы сами подчеркнули, что подошли к ситуации по-новому, благодаря чему исчезли все очереди. Второе, за что также хотелось бы поблагодарить организаторов - были учтены сделанные год назад замечания по поводу кремлёвских соборов, где нас не очень приветливо встречали, вплоть до комментариев «Понаехали тут...» В этом году всё было совсем по-другому - вежливость, предупредительность, священникам не требовались билеты. Мы чувствовали себя там не чужими.

Что касается самого форума... Приезжая каждый год на чтения из провинции, сразу чувствуешь, как меняется мир, в Москве это хорошо видно. Если мы оглянемся назад и вспомним время «развитого социализма», то вынуждены будем признать, что состояние нравственности тогда было существенно выше. Странно, после того, как была разрешена евангельская проповедь, когда вера перестала быть под запретом, духовное состояние нации стало катастрофически ухудшаться. Приезжая из года в год на чтения, я пытаюсь понять, почему - почему это происходит и почему мы как-то с этим смиряемся. Когда-то, будучи совсем юным студентом, я, как и многие, начал интересоваться эсхатологией. Читал Апокалипсис, читал пророчества старцев, читал 24 главу Евангелия от Матфея, где Христос говорит о будущих временах: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24: 37-39). И я думал - тогда, во времена Ноя, не было средств связи, информация не распространялась с такой скоростью, как сегодня, люди жили небольшими замкнутыми сообществами, поэтому никто Ною и не поверил. Но мы-то, живя в век информации, мы же почувствуем дыхание приближающегося Апокалипсиса, увидим все его признаки и примем какие-то меры, для того чтобы это страшное время не наступило, чтобы как-то его отодвинуть... Сегодня я вижу, что эти признаки проступают всё больше и больше, но мы почему не обращаем на них внимания. Пророческие слова Спасителя сбываются: как во дни Ноя люди беспечно жили...

- И даже смеялись над самим Ноем, как сегодня над Церковью...

- Да, и издевались над Ноем, который столько лет строил ковчег... В первую очередь, я имею в виду руководство страны, которое смотрит на всё это совершенно беспечным взглядом. На пленарном заседании чтений президент Российской государственной библиотеки Виктор Фёдоров задал совершенно справедливый вопрос: мы слышим отчёты в том, что рождаемость повысилась, но в то же время глава Наркоконтроля Иванов сообщает, что значительно возросла смертность от наркомании. Так какой же смысл рожать детей, чтобы они погибали от наркотиков? Какой смысл повышать рождаемость, не контролируя другие показатели? Действительно, рождаемость повышается, требования президента выполнены, но на практике никаких плодов это не приносит. Ситуация с наркозависимостью, по словам Виктора Иванова, носит уже «апокалиптический характер». И это мы ещё не касались вопроса пьянства, которое гораздо более распространено, вопроса венерических заболеваний, абортов, суицидов, что еще страшнее. Положение усугубляется из года в год, а мы продолжаем отчитываться в повышении рождаемости, выполнении планов и прочее, прочее, прочее... Это вызывает, конечно, сильную горечь.

И в нашей церковной среде, к сожалению, проявляется эта теплохладность, о которой предупреждает Писание. В последний день чтений я был на секции в театре «Глас». Там выступал известный православный режиссёр, актёр, народный артист России Николай Петрович Бурляев. В первой половине своей яркой речи он с чувством говорил о том, что наше телевидение - рассадник разврата, жестокости, насилия, что работают на нём люди сомнительной культуры с искаженным пониманием нравственности. О том, что деньги, выделенные в этом году на кинематограф, около пяти миллиардов, пойдут в основном студиям, снимающим коммерческие фильмы вроде «Ночного Дозора», что, может быть, только Никита Сергеевич Михалков на выделенные средства снимет что-то достойное... Он долго говорил на эту тему, но в конце совершенно неожиданно для меня произнес панегирик в адрес властей. Речь шла о проведении в минувшем году учредительной конференции Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь». На встрече с Бурляевым президент предложил провести это мероприятие в любом зале Кремля; Николай Петрович спросил: «А можно в Грановитой палате?» - президент ответил, что можно. Позже Бурляев выразил публичную благодарность президенту за предоставленную возможность... Хочется поинтересоваться - неужели народный артист не понимает, что сериал «Школа» снят с разрешения того же лица, ведь кто-то поставил нынешних руководителей ТВ. У нас центральные каналы телевидения все же контролируются государством или государственными компаниями...

- Поэтому за то, что творится на российском телевидении, руководство страны несёт прямую ответственность...

- Вот именно, тогда как не ругает телевидение у нас только ленивый, на протяжении уже многих лет. В церковной и в светской среде, в любой. Но кто поставил этих людей, г-на Эрнста и иже с ним? Когда нам говорят о свободе, отсутствии цензуры, я не совсем этому верю, здесь есть определённое лукавство...

- Действительно, информационное поле зачищено, как поле для гольфа. Даже Леонид Парфенов признал, что современное телевидение умерло, потому что им занимаются не журналисты, а чиновники. Де-факто телевидение у нас государственное, и именно оно развращает народ. Здесь можно вспомнить и доклад Александра Дугина на круглом столе «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд» где прозвучала мысль о том, что главная причина ваххабизма в России - российское телевидение...

- Действительно, Дугин привёл свидетельство исламских ученых на этот счёт. Если, судя по трансляциям Первого канала, каждая русская девушка - распущенная, а каждый русский мужчина - либо алкоголик, либо бандит, то как можно уважать такой народ и такое государство? Уберите Первый канал, и ситуация изменится... Поэтому когда крупный деятель культуры сначала выражает недоумение общим курсом политики в этой сфере, и тут же с пиететом благодарит за оказанную лично ему услугу - это напоминает продажу своих идеалов за чечевичную похлебку. Это и есть теплохладность. После его выступления я задал вопрос: почему Московский кинофестиваль, в котором принимают участие многочисленные православные представители культуры, уже который раз проводится в Петровский пост? В ответ раздались довольно невнятные объяснения, что это единственное окно между Каннским кинофестивалем и каким-то ещё, и другого времени нет... Я возразил: вы же соблазняете сотни тысяч людей, которые вместо поста, молитвы оказываются ввергнуты в массовые развлечения.

 - Если бы фестиваль организовывали люди, которые не позиционируют себя как православных, вопросов бы не было...

 - Разумеется, вся беда в том, что представители этой культурной элиты называют себя глубоко православными, воцерковленными людьми и одновременно позволяют себе подобные вещи, причём не случайно, не раз, не два, а системно, и вовсе не считают это чем-то предосудительным. Страшная, вопиющая теплохладность людей, которые считают, что их «созидающей деятельности» достаточно, чтобы на этом успокоиться. Хочется заметить, что если великая, «святая» русская литература не защитила страну от революции, то современная культура уж точно не спасёт от Апокалипсиса.

В своём коротком выступлении на секции я также указал на то, что даже в так называемую «эпоху толерантности», как сейчас можно говорить, мы можем и должны, если считаем себя православными, хотя бы сторониться тех людей, которые творят негодные дела, не участвовать в их греховных начинаниях; не подавать им руки.

Многие заявляют, что Церковь не должна вмешиваться в политику. Это, безусловно, так. Христос не обличал ни Пилата, ни Ирода, они были язычниками, с которыми не имело смысла говорить. Вспомним вопрос Пилата, что есть истина. Обличал Христос вождей еврейского народа, которые знали духовный закон, но извращали его. Сегодня наши руководители называют себя православными, но при этом позволяют себе вещи, с Православием несовместимые. Провозглашают толерантность ведущей ценностью в обществе, когда толерантность - это признание истины за каждой религией, что является ересью. Такие принципы дезориентируют человека, почему мы и сползаем в духовную яму. Если мы, якобы отдавая должное другим религиям, задаёмся вопросом Пилата - что есть истина? - и, как Пилат, не стремимся услышать ответ, мы таким образом возвращаемся на 2000 лет назад, толерантность - религия Древнего Рима. Тогда бесполезно что-то объяснять, остаётся только терпеть. Но тогда давайте, по крайней мере, чётко скажем - мы не православные, истинна любая религия.

Разумеется, деятели культуры должны созидать, но они могут и должны обличать то нечестие, которое все мы наблюдаем. Конечно, надо что-то положительное делать, и Гоголя надо ставить... Но в то же время - давайте вспомним, как обличали советский строй. Его критиковали, над ним смеялись, тот же КВН, например. Сегодня же нет, ничего подобного, в Кремль пустили - готовы руки целовать. Поэтому, когда в ответ один из деятелей культуры мне сказал, что они несут апостольское служение, проповедуя миру истину - я напомнил, что апостолы практически все, кроме Иоанна Богослова и ещё одного, имя которого все прекрасно помнят, были либо распяты на крестах, либо усечены мечом. Они все приняли мученическую кончину, в том числе за обличение, не только за проповедь веры. Апостолы не мирились с язычеством, а утверждали, что христианство - единственная истина, другой нет. Здесь же получается - мы возвещаем истину, а что делается рядом, нас не касается.

Когда варвары пришли в Древний Рим, они великую античную культуру разрушили до основания...

- И сейчас ситуация похожая...

- Ситуация более чем похожая - варвары при дверях, а мы все «созидаем». Но тогда рано или поздно придется нести ответственность за своё преступное молчание. Вернусь к словам Христа - «невозможно не придти соблазнам...» (Лк. 17: 1). Если сейчас не эпоха соблазнов, то какая? А если эпоха соблазнов, то мы обязаны обличать тех, кто их несет.

- Одним из тех, кого лично вы неоднократно подвергали обличению, является постоянный участник Рождественских чтений министр Фурсенко...

 - Знаете, это очень болезненный вопрос. Я не поленился и нашёл все речи нашего министра образования, звучавшие на Рождественских чтениях. Это удивительный пример разговора ни о чем, обычной демагогии. Г-н Фурсенко всегда выражал своё уважение к православной вере, но подчеркивал, что Православие является одной из религий нашей многоконфессиональной страны; подчеркивал, что он, уважая Православие, обязан и другим конфессиям оказывать поддержку; и при этом умудрялся все наши просьбы и предложения сводить к нулю. Давайте вспомним ситуацию с «Основами православной культуры». Который год мы бьёмся с этим; даже отец Андрей Кураев не выдержал и заметил, что Минобразования все время вставляет палки в колеса.

- Действительно, в последнее время о.Андрей открыто возмущается тем, как чиновники от образования противодействуют введению предмета «Духовно-нравственная культура» в школах...

- Это первое. А во-вторых, хотелось бы ещё и ещё раз вернуться к терминам. Мы слышим из уст и президента, и премьер-министра, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна. Хочется спросить, на чём основано это утверждение? По международным нормам Россия - мононациональная и моноконфессиональная страна. 67% одного этноса в государстве позволяет называть его мононациональным, у нас же более 80 % - русское население, крещенное, в основном, в Православии. Так что это либо недостаток информированности, либо заведомая ложь. Есть, между прочим, на территории Российской Федерации примеры удивительные - взять того же Рамзана Кадырова, который в основу своей политики положил духовные принципы и всячески оберегает и распространяет веру своих предков. Он постоянно, кстати, обращается и к нам, почему мы свою духовность не поднимаем...

- И прямо говорит: мы, верующие чеченцы, рожаем много детей, укрепляем нацию...

- Да, а у вас аборты и народ вымирает. Причем Кадыров подчеркивает, что им нужна сильная Россия, всему мусульманскому миру нужна сильная Россия, иначе их сомнут. В этом плане поразительно, что президент Чечни больше заботится о нас, чем наши собственные правители. Только руками остается развести. Возвращаясь к г-ну Фурсенко - то, что творится в образовании, просто гибель, об этом кричат все и в один голос. Когда Советский Союз запустил первый космический спутник, Даллес сказал Эйзенхауэру: русские обогнали нас на школьной скамье. У нас было лучшее образование в мире, а сегодня, под лозунгом непрерывных реформ, мы пришли к полному разгрому, а г-н Фурсенко на Рождественских чтениях каждый год говорит ни о чем. Ни разу, в частности, не прозвучало анализа итогов минувшего года. Сплошная декларация абстрактных благих намерений. При этом он постоянно присутствует на открытии чтений, и мы все время даем ему слово. Не мне судить; но по возвращении в епархию ко мне подошли одна учительница и две студентки, которые были в школе на практике. Впервые придя в школу, они ужаснулись, и, естественно, спросили - а как вообще такой министр может нас чему-то учить в духовном плане? И я не знал, что им ответить. Чему, спросили они, может нас научить на церковном форуме министр, который, будучи атеистом, этот атеизм насаждает в школах, утверждая в учебных программах, что Бога нет, а человек и обезьяна имеют общего предка? И это тоже вызывает недоумение...

Таким образом, чтения оставляют двойственные впечатления. Духовно-нравственная атмосфера у нас все ухудшается, это все видят - причем при коммунистах она была на порядок здоровее и нам это ставят в укор: видите, были коммунисты, были какие-то идеалы, был патриотизм, было хорошее образование, работали предприятия, жила деревня, а сейчас вроде вера разрешена, а ситуация хуже. Справедливые, в общем-то, упреки.

- Ещё одна тема, которую хотелось бы обсудить. На ряде секций звучала как своеобразный рефрен, негласный эпиграф мысль о том, что Церковь не должна молчать. Известный московский священник, отец Алексий Уминский даже статью свою так назвал: «Немолчащая Церковь». Мы уже вспоминали, в частности, блестящее выступление Александра Гельевича Дугина на круглом столе по духовно-нравственным ценностям в МГУ. Дугин, помимо прочего, подвёл итог, что у России только на Церковь осталась последняя надежда... Все это напрямую соотносится с теми мыслями, которые Вы постоянно высказываете.

 - Здесь все просто: если проблемы с образованием, мы предъявляем претензии г-ну Фурсенко. Проблемы со здравоохранением - г-же Голиковой, проблемы с терроризмом - соответствующим силовым органам. Но если проблемы с нравственностью, с духовностью, кому претензии можно предъявлять? Только Церкви. И если что-то у нас не получается, если ситуация усугубляется с каждым годом, надо объяснить почему. Я могу сказать только одно - мы живем в то время, когда нужно не молчание, а обличение. Как минимум мы можем сказать: вот эти люди - не с нами.

- Александр Гельевич употребил даже такое слово, как ультиматум...

- Действительно, он сказал, что нашим властям пора четко определиться - вы со Христом или против Него. Пора предъявлять ультиматум. Если толерантность насаждается как основная истина, что является, простите, ересью, то надо называть вещи своими именами. Ультиматум - это и есть предложение расставить все точки над i. Я бы ещё отметил, что оба наши руководителя, общаясь с народом по ТВ и интернету, ни разу не ответили ни на один вопрос, который бы касался духовно-нравственных ценностей, ни разу и ни на один, как будто эти вопросы специально вычищают. Это тоже символично.

- О духовно-нравственном состоянии нашего православного премьер-министра многое может сказать вопиющий случай с эротическим календарем...

- Да, вы знаете, конечно, у всех могут быть какие-то личные пристрастия, грехи. Это вопрос личного покаяния человека. Но недопустимо пропагандировать грех, особенно для человека, облеченного властью. Какие-то порочные склонности, привычки нельзя афишировать, подавая тем самым пример другим. И когда студентки журфака МГУ разделись и эротический календарь сняли в подарок на день рождения...

- Студентки лучшего университета страны...

- Как после этого воспитывать студентов, когда от премьера мы слышим заявление, что ему это понравилось? Чего будет, на следующий год? Студенты других факультетов примут участие? Разденутся уже догола?

Как это вообще согласуется с тем, что человек называет себя православным? Это просто недопустимо. Повторяю, за это вообще-то прещение должно последовать. Если бы ему понравилось, и он не стал бы этого афишировать - пусть идет и разбирается со своими пристрастиями один на один, пусть идет к духовнику. Но когда он публично это одобряет, то уже не знаешь, чего дальше ждать... И это лидер нашей правящей партии - чего ждать от других лидеров и других партий?

- Опять же параллель с Кадыровым, который говорит, что даже поцелуи на улице - это непристойно.

- Яркий пример для сравнения. Это действительно страшно; соблазны приходят в мир, прямо скажем, через наше высшее руководство, которое, занимаясь экономикой, политикой, иными делами, нужными и важными, забывает, что все наши проблемы - от бездуховности. И терроризм, и слабое образование, и то, что творится на телевидении - все это следствие низкого духовного уровня. И мы как духовники должны как-то это дело останавливать, дальше терпеть просто нельзя.

- И это понимание пришло, об этом говорили очень многие на чтениях. Но вот представитель Синодального отдела по связям Церкви и общества отец Георгий Рощин возразил: как мы будем обличать, если, скажем, на Литургию на Васильевском спуске в День памяти святых Кирилла и Мефодия пришло всего три тысячи человек пришло всего три тысячи человек, и это в Москве. Кремль вряд ли захочет услышать голос Церкви при таких условиях.

- Потому и пришло три тысячи, что народ все больше разочаровывается, разуверяется в том, что за него заступятся. Не в народе дело, а, видимо, в нас, в нашем молчании. Здесь уже можно вспомнить - молчанием предается Бог. Никто не призывает ни к какой конфронтации, ни к какой политической борьбе, революции, ни в коем случае! Но если люди называются православными, а ведут себя совершенно иначе, их Православие становится только ширмой.

- Ведь и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви обозначено, что Церковь имеет право защищать свои духовные ценности, вплоть до мирного неповиновения властям.

- Церковь должна возражать, защищая истину. А если мы не защищаем, то и народ в Церкви разочаровывается.

- И примеров в церковной истории множество - и Святой Патриарх Тихон, который обличал беззакония большевиков, и Святой Иоанн Кронштадтский, не взиравший на чины и лица. В конце концов, Святитель Иоанн Златоуст, который лишился кафедры именно из-за того, что обличал нечестие православной, казалось бы, империи. На них мы можем ориентироваться, и все разговоры о том, что эта позиция радикальная, революционная...

- Что она ведет к конфронтации - вовсе нет, это просто требование внести ясность. Мы сейчас как в тумане - у нас спрашивают, как такое возможно, а мы пожимаем плечами. Слишком долго пожимаем, пора определиться. Христос, обличая фарисеев, главным их пороком называл лицемерие. Пора перестать лицемерить и, в первую очередь, нашей светской власти

Беседовал Дмитрий Новгородский

 Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной земле»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 148

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

148. Юлия : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-05-12 в 22:25

Здравствуйте. Я обычный читатель и обычный человек который забил в поисковике интернета Что творится с нашим телевидением, мне 29 лет у меня 2ое детишек и мне страшно: что происходит, телевидение это сильнейший фактор воздействия на людей, а видим мы там только убийства, смерти, разврат, и т.д и т.п. совсем его не смотреть это ведь тоже не выход, ведь его смотрят миллионы людей (особенно молодежь), и это ведь комуто действитель выгодно. Согласна полностью что надо с этим бороться но пока не понимаю как, и я думаю таких как я много просто люди не знают что с этим делать и действительно происходит бездействие а оно порождает все более и более вытеснение всего хорошего...
147. Иван Прокофьев : 141. Аноним :
2011-02-19 в 21:41

Я знаком со всеми этими «теплыми отзывами» и мне, честно сказать, жаль батюшку. Я себе не пожелал бы таких отзывов.



И таких отзывов Вы бы себе тоже не пожелали:

"Храни Вас Бог и Пресвятая Богородица, дорогой отец Евгений! Пишите, говорите, не умолкайте! Чистое слова чистого сердца, очищенного ума - какая редкость сегодня! Как гниет не только общество наше - в широком смысле слова, но общество и околоцерковное - чему уже выучили семинаристов - откровения о. Александра Стрижака, что не верит в надобность постов, но постится за послушание - выкладывают на сайтах семинарий в качестве учебного пособия!!! Что молчат священники? - спросили Вас. А что многие из них могут сегодня народу сказать (если уже не большинство?!) - мы эти откровения читаем каждый день на лентах ИНТЕРФАКСА, весь интернет ими завален...
Всем сердцем желаем Вам здравия - только б не затупилось Ваше перо, чего, уверена, никогда не будет. Поклон Вам земной".
146. Иван Прокофьев : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-19 в 21:30

Что касается протоиерея Евгения, я его не «обличал» и не собирался «обличать», потому что лучшим обличением ему служат его же выступления на РНЛ – «от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься».


И слава Богу, что у нас есть такие пастыри, которые возгорают сердце христианской любовью и ревностью о Господе нашем.
145. Дориан : на 135
2011-02-19 в 20:50

Вот-вот, сударь (в отношении пословицы). У естественников по поводу социальщины есть ещё пословица - не только из обл. сопромата или теормеха: "Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление". А вот посредством "Одобрямс!" всего и вся, или просто своим "высоконравственным" молчанием мы всё что угодно сгубим (и сгубили), давши разнуздаться тем, кто уже позволил себе встать на путь порока, или просто не ведает что творит. Ещё раз поэтому от МатФея, 10, 34!
144. Провинциал : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-19 в 18:59

141. Аноним: "КАК должно жить христианину в такое время, в таких обстоятельствах."

- Батюшка по сути говорит, как. Но вам же это не нравится. Если говорят вор, людям понятно, что делать. Если говорят супостат - тоже. Равно как и лжец.
Не считаете ли, что священство должно выработать программу борьбы? Его роль указать на опасность для Отечества и людей.
А заповеди всегда одни и те же, независимо от режима.
143. Провинциал : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-19 в 18:54

140. Ева: "У Вас с Филофеем очень похожий стиль изложения своих мыслей.Это не Вы случаем?!"

- Вполне вероятно. Одна и та же манера с помощью Св. Писания оправдать лицемерие и подобострастие подлыми беззаконным властям. То ж неуважение к священнику.
142. Ева : 141. Аноним
2011-02-19 в 16:48

Нет,я не из ФСБ(представьте себе),не переживайте,признаться кто Вы,мне все равно.Думаю,что ничего особенного.Хотя Вы и пишите,что мы "подпевалы" батюшки,то это тоже к Вам применимо,потому что Вы - подпевало того же Филофея и Грешника.Это первое.
Второе,у Вас жуткая манера переворачивать элементарные слова,чему подтверждение это не совсем адекватное начало - "Правдивое слово это, любезная Ева, было не Ваше, и не протоиерея Евгения, а Мальцева Вячеслава Георгиевича.".Естественно,правдивое слово было не мое,с чего Вы решили,что я его себе приписала,у Вас ,простите, просто какая-то параноидальная мания,приписывать собеседнику того,что он не имел ввиду.Я думаю все-таки это у Вас происходит главным образом из-за Вашего общего немирного,раздраженного расположения Духа.Вам категорически не нравится батюшка,все что он говорит,и его как Вы выражаетесь "подпевалы",только потому что он и они не следуют доморощенной богословской теории Филофея о рабском поклонении властям,вместо повиновения,котрое советует Апостол.Хотя Вы и пишите,что хотите большего в беседах батюшки,что Вам чего-то не хватает,так это просто лукавство или глупость,потому что, если Вам чего-то не хватает в речах батюшки,то можете слушать других. У о.Евгения своя аудитория,и подстроится под всех он не только не может,но и не должен,с чего Вы вдруг решили? Батюшки у нас все разные и все доносят правду по своему,и не Вам даже судить это,судя по ВАшей желчности и озлобленности. Поэтому прежде разберитесь с собой,а потом лезьте со своими советами к батюшке.Екатерина Домбровская имеет на это право,она хотя бы всегда с добрым сердцем это делает,так что нечего к ней примазываться,и становиться в позу жаждующего еще чего-то.Все это фальшь.
И третье,напоследок,вести с Вами беседу нет никакого желания - сначало меня это забавляло,сейчас уже поднадоело,тем более с Вами все предельно ясно,а, предполагая Вашу нехорошую привычку ,на одно слово,получать в ответ тысячу да еще не совсем умных,а главным образом занудных и несдержанных мыслей,наверное,еле сдерживаетесь,чтобы не перейти на личные оскорбления.Так вот,чтобы Вас более не смущать,разговор с Вами считаю законченным.
Прощайте!
141. Аноним : 140. Ева
2011-02-19 в 14:51

Правдивое слово это, любезная Ева, было не Ваше, и не протоиерея Евгения, а Мальцева Вячеслава Георгиевича. Под всем, что было написано до P.S., я готов подписаться. К «недоумению», к «тяжелому осадку» и пр. меня давно приводили публикации именно протоиерея Евгения и комментарии его подпевал, а не Филофея. Я знаком со всеми этими «теплыми отзывами» и мне, честно сказать, жаль батюшку. Я себе не пожелал бы таких отзывов. К примеру, за № 114 комментарий некоей Ксении «Молчанием предаётся БОГ»: «Если бы все священники были бы такими смелыми, как отец Евгений! Я по характеру тоже не выношу лицемерие, у нас ведь как учат ударят по одной щеке, подставь другую. И это не правильно, вот и результат, а то сейчас посмотришь все какие-то отмороженные. Даже за себя не каждый будет сражаться. Прочитала Вашу статью и как-то легче стало на душе, что Слава Господу есть у нас воины Христовы»
Кроме «смелости» Ксения не заметила никаких других «евангельских» добродетелей у священника, да еще и слова Спасителя опровергла мимоходом. Вот один из таких плодов обличительных публикаций протоиерея Евгения.
Есть и весьма разумные комментарии, но они, увы, не на стороне священника. К примеру, за №80. Екатерины Домбровской: «Нельзя так вести себя перед народом, чтобы одна рука или уста церковные обличали какое-то конкретное зло (телевидение наше, к примеру, которому только жернова на шею за великий соблазн народа), а другая рука в то же самое время занималось бы любезной дипломатией с этим телевидением. Ведь не всегда хотя бы молчание смерти подобно?! Вот что страшно для души народной.
И другой аспект: обличать зло общественное священники должны - но они же и помнить должны О ПОСЛЕДСТВИЯХ и том, что надо в этих условиях усиливающегося зла говорить людям, КАК им жить, КАК себя вести, КАК конкретно противостоять злу и где границы и рамки этого противостояния, чтобы и это было по Богу. А вот этого-то почти и нет. В результате гнев народный копится и возрастает, а когда он несомненно выльется не в богоугодные формы, то ответственны больше других будут те, кто возбуждал сопротивление, но нравственно и духовно - православно - людей не вооружал. Не знаю, понятно ли я говорю. В общем, от выступления священства я просто жду всегда бОльшего и более глубокого, нацеленного не только на возбуждение протестных эмоций, но и на духовное научение тому, КАК должно жить христианину в такое время, в таких обстоятельствах. И чтобы священники это говорили не по философам, а по святому учению Церкви. Иначе люди будут жить (и живут) как могут. А это, не трудно догадаться, - чревато».
И что это у Вас за мода, любезная Ева, «переводить стрелки»? Вы считаете, что в нарушении мира и спокойствия на РНЛ был повинен Филофей? Если Вы такой дотошный исследователь жизни святых, то советую прочитать Вам жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова, в котором Вы найдете интереснейшую историю о реакции некоторой части духовенства на публикацию святителя с критикой «социальной озабоченности» этой самой части духовенства. Вы считаете, что если «сам» Герцен из Лондона разразился гневным памфлетом «Во Христе саперу Игнатию» по поводу послания, строки из которого я привел Вам, любезная Ева, в прошлом комментарии, то повинен в этом был сам святитель Игнатий? А ведь нынешняя социальная ситуация в России имеет много схожего с той, накануне отмены крепостного права.
Теперь по поводу Филофея. А Вы, случаем, не из ФСБ? У Вас, так сказать, тоже почти «профессиональный почерк» - Вы все время интересуетесь личностями, именами. Или вы – лингвист? Мне же, например, абсолютно все равно кто Вы – Ева, Сарра, Эсфирь, или, наоборот, Дарья, Марья, Акулина. Можете меня считать кем угодно, но с Филофеем я полностью согласен.
140. Ева : 139. Аноним
2011-02-18 в 21:51

Вот и Вы,посмотрите,любезный Аноним,на то, в какое просто чудное и мирное расположение духа,дай Бог не ошибиться, привела Вас моя ссылка на публикацию.Несомненно, правдивое слово рождает добрые плоды.
А теперь обратите внимание,пожалуйста, к какому результату привели обвинения в провокации и неповиновении властям о.Евгения? Ничего не замечаете?!
Кроме полного недоумения и тяжелого осадка от несправедливых обвинений, ничего хорошего цитирующие Святых Отцов не внесли.Если не верите,прочитайте теплые отзывы людей в адрес батюшки.
Неужели Вас это не настораживает?!

P.S. У Вас с Филофеем очень похожий стиль изложения своих мыслей.Это не Вы случаем?!
139. Аноним : 138. Ева
2011-02-18 в 20:29

Вот и я Вам, любезная Ева, о том же говорил в комментарии 129 - о ГЛУБОКОМЫСЛЕННОМ БОГОСЛОВСКОМ ВЗДОРЕ. И неважно кто его несет - какого он пола и сана. А что касается цитирования "впопад" или "невпопад" - все это очень спорно, это лишь на Ваш взгляд.
Есть верные, святоотеческие, ориентиры, которые точно позволяют определить характер того или иного учения. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «Плод духовный, — сказал Апостол, — есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Учение истинное, богоугодное, имеет непременно своим последствием плод духовный, изображенный Апостолом; если же учение не свидетельствуется этим плодом, то оно — ложное, ХОТЯ БЫ ПРОИЗНОСЯЩИЙ НОСИЛ ИМЯ ПРОРОКА, то есть какое бы то ни было важное и громкое наименование, соединенное с понятием о превосходных знании и учености. Эта заповедь Божия требует особенной рассмотрительности, и в начале ее Господь поместил знаменательное слово: «внемлите». Точно: она, для исполнения, требует тщательнейшего внимания и рассуждения! Лжеучение весьма часто излагается БЛИСТАТЕЛЬНО и УВЛЕКАТЕЛЬНО. Не всякий может дать лжеучению должную цену по разбору мыслей, в нем заключающихся; но ПО ПЛОДАМ своим оно тотчас ПОЗНАЕТСЯ, РАЗОБЛАЧАЕТСЯ, ОЦЕНИВАЕТСЯ. Святой Великий Варсонофий некоторому иноку сказал: «Знай, брат мой, что всякий помысел, которому не предшествует ТИШИНА СМИРЕНИЯ, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает с СМУЩЕНИЕМ и МЯТЕЖОМ. Хотя бесы и показываются облеченными в одежду овчую, но, будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством производимого ими смущения, как сказано: «от плод их познаете их» (Мф. 7:15, 16).
138. Ева : Любезному Анониму в продолжении разговора о том,что не все могут богословсвовать,только потому что они мужского рода.
2011-02-18 в 14:17

Цель настоящей публикации – предостеречь стремящегося к Боговедению христианина от ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЕЙ:
1) преждевременного высокоумного богословствования и тщеславного накопления чисто теоретических около-богословских знаний; и, с другой стороны, --
2) догматического индифферентизма; пренебрежения (по лености) изучением и усвоением догматики; "зарытия в землю таланта " своих умственных способностей человеком, никогда НЕ РАЗМЫШЛЯЮЩИМ на богословские темы.

"В православной Церкви слово "богословие" всегда вызывало священный трепет. Лишь трое святых получили от САМОЙ Церкви высокое имя "БОГОСЛОВА", а именно: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов. Ни Дионисий Аропагит, ни преп. Максим Исповедник, ни св. Григорий Палама не получили от Церкви этого преимущественного имени, хотя глубина и высота их богословской мысли до сих пор потрясают боголюбивого читателя, а их творения стали неотъемлемой частью святоотеческого Предания."

"В наши дни, даже в Православии, способность к священному трепету атрофировалась, и мы безрассудно ТОРОПИМСЯ богословствовать. Само слово "богословие" обезценилось! Как часто мы называем этим высоким словом любое религиозное философствование, схоластические препирательства друг с другом, псевдо-богословское пустословие и суесловие или манипулирование огромными массивами мертвой , почерпнутой извне "научной" около-богословской информации!
По точному определению о. Серафима Роуза, сегодня "ученые богословы ловко объяснят и определят все, что касается святости, духовности, феозиса, но сами никогда не испытали " этого. Наше легкомысленное отношение к богословию о. Серафим Роуз охарактеризовал метким, слегка гротескным выражением: "богословие с сигаретой в зубах или с бокалом вина в руке"."

http://azbuka.webzone.ru/malcev_2.htm

P.S.Так что любезный Аноним,окстисесь,богословствуете здесь именно Вы, невпопад цитируя Святых Отцов.А мы не богословствуем,а поддерживаем о.Евгения от таких горе-богословов,пусть и в мужском обличии и с правильной орфографией,как Вы.
137. Ева : Любезнейшему и дотошному Анониму напоследок!
2011-02-18 в 12:03

""«от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься». ""

Кстати,неплохо иногда это вспоминать и для себя лично....
А по поводу богословия,если Вы думаете,что уже являясь мужчиной,автоматически имеете право богословствовать,то уймите свой мужской шовинизм,не всем и мужчинам дано богословствовать,Вы являете тому ярчайший пример.
Всего доброго!
136. Ева : 135. Аноним
2011-02-18 в 11:53

Ну,вот и отлично,разлюбезный Аноним! Скатертью Вам дорога! И храни Вас Бог!
135. Аноним : 133. Ева
2011-02-18 в 11:03

Любезная госпожа Ева! Я давно заметил, что в Вашем обращении к другим комментаторам видны барские замашки, высокомерие. Просто интересно, Вы из бывших или из нынешних "бар"? Я, конечно, "уколол" Вас совсем не хамством. Вы просто не привыкли к тому, что Вам и Вашим кумирам кто-то возражает, а, тем более, кто-то Вас «учит», хотя самой-то Вам поучиться надо, хотя бы хоть орфографии (не будем говорить о богословии – не женская это «наука»). В учителя к Вам и к другим я не собирался навязываться – у Вас слишком болезненное воображение.
Что касается протоиерея Евгения, я его не «обличал» и не собирался «обличать», потому что лучшим обличением ему служат его же выступления на РНЛ – «от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься». Я высказал лишь точку зрения на проблему цитат, «вырванных из контекста». Она что, Вас, или еще кого-нибудь, тоже обличает?
Желаю Вам того же, чего желали и Вы мне. Можете на мое хамское послание и не отвечать, потому что я тоже "за словом в карман не полезу", я не «кисейная барышня». А жалеть меня… Есть замечательная русская пословица – «Не люби друга потаковщика, люби встречника». Эх, если бы ее знали современные русские православные люди, меньше было бы обид!
134. Дориан : Повторение п.124
2011-02-17 в 19:27

Всё же слова Спасителя о том, что принесённый Им острый, жёсткий меч составляет, быть может, главную цель Его нисхождения, а мир и покорность - это лишь отдельные ФАЗЫ духовной брани - вот что главное. Не поднимайте же фазы и инструменты выше цели и мотива! Тем более, что покорность ваша - двоедушна. Итак, 10, 34 - от Матфея!
133. Ева : 132. Аноним
2011-02-17 в 18:29

Любезный Аноним,с Вами да еще в таком тоне на такие серьезные темы не хочу даже общаться.Сначала успокойтесь,а потом пишите, а иначе я смотрю все Ваше чтение Святых Отцов Вам на пользу не особо идет.
Еще раз объясняю,прежде чем было обзывать о.Евгения "провокатором" и т.д.,и рядом тут же приводить цитаты из Святых Отцов в подтверждение яко бы своей правоты,нужно было вообще спуститься с небес на землю и реально разобраться,кто такой батюшка и с какой целью он писал свои обличения,а не подводить его по фарсейски под схемы и стереотипы.Вы и Вам подобные часто не видите живого человека и даже не хотите его узнать, и этим все сказано.
И нечего меня тут учить,слава Богу,свои учителя имеются.А Вы если хотите цитируйте себе на здоровье,только потом не удивляйтесь,почему люди со временем Вас раскусив, перестают Вам верить.
Нет ничего плохого в цитатах и чтении Святых Отцов,плохи последствия,когда лицемерие состоит в том,что хорошо зная Святых Отцов мы не хотим жить практической христианской жизнью....Я в принципе могу Вам привести цитаты из творений Святых Отцов,где написано,что нельзя осуждать,предположим священника.И хотя священники разные у нас бывают,но в данном случае весь этот "наезд" на о.Евгения я рассматриваю со стороны его оппонентов как осуждение и клевету...
Что касается целого восприятие,одно уже то,что Вы должны тщательней изучать жизнь и биографию Святых Отцов,время и школы,к которым они принадлежали,учитывать многие ньюансы,и главное,цитировать не просто количество строк,но главное учитывать, соответствует ли эта цитата конкретной ситуации,чтобы она не оказалось чем-то отвлеченным или безжизненной.
Если оппонентам о.Евгения захотелось бы основательно поднять тему о повиновении властям христианами,то не нужно было это делать на примере о.Евгении,который вообще к этой теме никак свою критику не соотносил.
Жаль,такие темы губите на корню,а ведь сейчас как наверное никогда православному хочется ясного понимания,как относится к теперешней власти в столь тяжелое время.
Всего доброго и мирного Вам Духа!
Можете не отвечать,в споры встревать нет ни нужды ни охоты,простите!
И не хамите,я ведь тоже иногда под "настроение" "за словом в карман не полезу",отвечу Вам,может и не совсем правильно,потом придется Вас жалеть.
Спаси Вас Господь!
132. Аноним : 131. Ева
2011-02-17 в 16:55

Это я про Вас, любезная. Вы, кажется, не совсем понимаете, что значит "цитата, вырванная из контекста". Цитата, вырванная из контекста - это всего несколько слов, как в названии поста №114 "Молчанием предаётся БОГ". А если учесть контекст, то получается совсем другой смысл, как, к примеру, в цитате из поста №116 "Некоторым из числа чрез меру у нас православных...", где полностью приводится контекст этих слов святителя Григория Богослова:
«…Настоящее это потрясение, как рассуждаю, ничем не меньше прежде бывших, потому что им отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые, хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же НЕ МОГУТ ПЕРЕНЕСТЬ С КРОТОСТЬЮ, КОГДА МОЛЧАНИЕМ ПРЕДАЕТСЯ БОГ, и даже ДЕЛАЮТСЯ ПРИ ЭТОМ ВЕСЬМА БРАННОЛЮБИВЫМИ и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и ГОТОВЫ СКОРЕЕ НИСПРОВЕРГНУТЬ, ЧЕГО НЕ ДОЛЖНО, нежели пренебречь должным. За ними устремляется немалое число и народа, подобно стае птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь не перестают улетать…». Здесь уже явно видно порицание святым Отцом неумной ревности обличителей.
Согласитесь также, что цитату, занимающую целую страницу, трудно назвать "вырванной из контекста".
Я, конечно, знаю, что "чтение Святых Отцов требует определенной подготовки", а вот знаете ли Вы, что значит "творения Святых Отцов воспринимать в целом"? В «целом и общем» - значит никак! Вы, может быть, паримии, апостольские и евангельские чтения во время богослужений тоже назовете «вырванными из контекста». А «Отечники» - это, по Вашим меркам, тоже «цитатники»? Ведь творения Святых Отцов следует воспринимать только «в целом»?
131. Ева : 129. Аноним
2011-02-17 в 10:44

Это Вы про себя,любезный?! Не знаю о каком доморощенном богословии Вы здесь пишите,кажется,лишь отдельные единицы здесь на это претендуют,все в основном на обыкновенном человеческом языке пытаются высказать свое мнение.Если Вы считаете,что только цитировать Святых Отцов это наиболее безошибочный вариант,то смею Вас заверить,что это не совсем верно.Если Вы,конечно,знаете,то даже чтение Святых Отцов требует определенной подготовки и вообще неплохо было бы не вырывать цитаты из контекста,а творения Святых Отцов воспринимать в целом,учтитывая даже и житие этого Святого Учителя.
А надергать цитат и обругать ими о.Евгения,как это здесь было,ума большого не надо.
130. Иван Прокофьев : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-17 в 10:21

Мне совсем не понятны мотивы цитирующих. Из Святых Отцов можно привести множество примеров грозного обличения. А разговоры в духе - да кто, такой это протоиерей Евгений, чтобы хоть сказать хоть слово обличения - считаю совершенно неуместными. Ибо обличение о.Евгения уже приносило свои конкретные плоды, а его служении Христу и ближним можно узнать и в епархии, откуда он родом.
129. Аноним : 122. Ева
2011-02-17 в 10:08

Да, действительно, чем "бездумно цитировать Святых Отцов и Учителей", лучше нести свой ГЛУБОКОМЫСЛЕННЫЙ ВЗДОР, да еще и выдавать его за учение Отцов.
128. Ева : 127. Грешник : Еве и К°
2011-02-16 в 20:32

Понятно,от перемены мест слагаемых сумма не меняется.)))
А я ведь в чем-то взгляды Филофея разделяла,пока его не занесло)))
127. Грешник : Еве и К°
2011-02-16 в 19:17

Нет, это не Филофей, я – Грешник. Филофей слишком много с вами говорил, убеждал, спорил… Это ни к чему. Я не буду от себя говорить ничего, буду, когда посчитаю нужным, только цитировать других, чтобы вы читали не меня, дурака и грешника, а умных и святых людей.
126. Волька : 121, 122, 124, 125
2011-02-16 в 18:56

Ишь как закипели успокоители-упокоители. Зря Дорик не сказал о словах Христа про Утешителя, которым обличать должно. Богатеньких да высокопоставленных угнетателей знчит не должно обличать, а вот тех кто ропщет да искажается от их делишек - тех к покаянию приводить и осуждать бунты, революции, акции. Этим то и подводят народ к беде. А потом этих же несчастных и осуждают - мол что наделали. Так вот и с красными сейчас поступают. А отчего они красными-то стали? Не от того ли что осуждать и противиться нельзя было? И церковь такую позицию вместе с надругателями занимать всегда горазда. Давайте теперь и покойного отца Иоанна Снычева тоже затопчем, чтоб не слышно было голоса его печали и осуждения всей этой вакханальи.
125. Грешник : Об обличении и осуждении
2011-02-16 в 16:57

ОТРЫВОК ИЗ ИНТЕРВЬЮ с постоянным автором журнала «Фома» Александром Ткаченко
ЖУРНАЛИСТ: Вы пишете о грехе осуждения. Но вот для людей, далеких от Церкви, вся публичная проповедь Церкви слышится как одно сплошное осуждение. Неверующие не всегда могут разобраться в тонкостях, грех осуждает Православие или человека. Люди просто слышат: гомосексуалистам не место в нашем обществе, нескромно одетая девушка – блудница и позор семьи, тот, кто не ходит в храм – «потерянный» человек, и так далее. Причем осуждение они слышат от людей, которые и сами не без греха… В итоге у многих складывается такой образ Церкви: «объединение людей, которое осуждает всё и всех, кто к нему не принадлежит».

АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО: Да, к сожалению, такие мотивы отнюдь нередки в публичных выступлениях церковных авторов. Я с такой подачей этой темы категорически не согласен. Что значит – «нескромно одетая девушка – блудница»? Да Христос самой настоящей, уличенной в прелюбодеянии блуднице сказал «Я не осуждаю тебя»! Это как? Не в счет нынче?
Ужасно и отвратительно видеть, когда христиане в своем благочестии начинают уподобляться не Христу, а Его убийцам – фарисеям, считавшим грешников – низшей кастой, с соответствующим к ним отношением. Правда, подобное осуждение чужих грехов у нас сегодня зачастую принято объяснять как – обличение . Что ж… Еще раз приведу фрагмент из книги «Бабочка в ладони», в котором достаточно полно выражено мое отношение к этому вопросу:
\Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу, еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». (Еф 5:10-12) Казалось бы, вот – прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако, не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомится с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу:
«Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Правду говорить дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно ЗНАТЬ ЛЮДЕЙ И ДЕЛА, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда». Святитель Филарет (Дроздов)
Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине 19 века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение по данному поводу будет еще более категоричным:
«Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих» (Преподобный Антоний Великий).
«Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего». (Преподобный Исаак Сирин).
«Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин).
Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» – «Следует, – отвечал преподобный Пимен. – Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех».
– «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?» – снова спросили у него. Он отвечал: «Я скажу: «Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата – я исполнил повеление Твое»
И если в вопросе обличения грешников мы не пожелаем уподобляться Пимену Великому, то с большой степенью вероятности рискуем уподобиться Михаилу Самюэлевичу Паниковскому, который, обличая бухгалтера Берлагу, тихо радовался тому, что на свете есть личности еще более жалкие и ничтожные, чем он сам.
124. Дориан : На 121
2011-02-16 в 16:17

"не мир пришёл Я принести, но меч" (Мф.10, 34). Нечего нас усыплять, блудовство это, от сути, от духовного стержня уходить, заворачивая на второстепенные линии. Эх, всё это уже, увы, бывало. И какой кровью заканчивалось из-за таких вот "миролюбцев"! Присмотритесь - кому служите!
123. Дориан : Анониму, 120
2011-02-16 в 16:09

Разберитесь получше в себе, сэр. Вам, видно, близок садизм. По-вашему лучше было бы раздуть рвачку, закончив её оскаленными клычищами победителя и его животным победным воплем. Тогда Ваше место - рядом с Нероном, даже не с Марком Аврелием, хоть и тот тоже язычник.
Или же Вы столь утончённый актёр, что Вас покоробило несовершенство формы выхода из свары? Тогда РНЛ - тоже не место для Вашей персоны.
122. Ева : 121. святой апостол Петр
2011-02-16 в 13:20

Это,наверное,Вы,Филофей!? Узнаю Вашу манеру говорить цитатами Святых Отцов,так уверенно и самонадеянно,как буд то,если бы св.Игнатий( Брянчанинов) или еще кто-то увидел и выслушал о.Евгения Соколова,то непременно вложил в свои уста именно те мысли,которые Вы так щедро подбираете по теме....Однако! Вот,наверное,поэтому я всегда против бездумного цитирования Святых Отцов и Учителей.Не боитесь лжесвидетельствовать от имени великих подвижников?!
121. святой апостол Петр : Злословящим то, чего не понимают
2011-02-16 в 11:52

«…Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, ПРЕЗИРАЮТ НАЧАЛЬСТВА, дерзки, своевольны и НЕ СТРАШАТСЯ ЗЛОСЛОВИТЬ ВЫСШИХ, тогда как и АНГЕЛЫ, превосходя их крепостью и силою, НЕ ПРОИЗНОСЯТ НА НИХ ПРЕД ГОСПОДОМ УКОРИЗНЕННОГО СУДА. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, ЗЛОСЛОВЯ ТО, ЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ, в растлении своем истребятся... Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося НАДУТОЕ ПУСТОСЛОВИЕ, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». (2-е соборное послание святого апостола Петра, 2:9-12, 17-21)
120. Аноним : 118. Ратибор
2011-02-15 в 20:48

Фу, каким постным лицемерием несет от этих строк... В учебники надо взять как пример.
119. Дориан : На 118
2011-02-15 в 20:22

Простите, брат Ратибор! И впрямь не раз замечал, что не в меру ретив - до дерзости бываю. Подпортился, ожесточился, видать, в практических боях на поприщах, о которых здесь только слова переливают. Даже и возраст не смиряет. Придёт время, отвечу за всё...
С праздником и Вас!
118. Ратибор : Дориану (113)
2011-02-15 в 18:53

Простите, Дориан, гнилой я человек, нет во мне столько русского духа, сколько его у Вас, истинного дорийца. Очнитесь, родной! Перестаньте всем диагнозы ставить. На себя посмотрите, имеете ли Вы право-то других лечить? Это конструктивнее будет. Жаль Вас, видно же, что неплохой Вы человек.

Да поможет нам Бог ПОНЯТЬ СВОИ БОЛЯЧКИ и ВЫЛЕЧИТЬ ИХ.

И да хранит Бог Русскую Народную Линию! Здесь отражение русского народа, его интеллигенции - со всеми ее болячками и со всей ее неравнодушием. А хочешь не хочешь - если Русь и преобразится, то только при наличии сильного и верного слоя интеллигенции. Одного воинства и духовенства уже не хватит, не те времена. Дай Бог!

С праздником Сретенья всех, родные!
117. Юрий : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-15 в 18:13

прежде чем критиковать власть надо решить простой вопрос- всякая власть от Бога или только та что от Бога для нас власть.Дальше надо быть готовыми пострадать, т.к. нынешняя власть это химера и у её Бога нет сына.Авторитет церкви может спасти только Патриарх.Священника и мирянина власть слушать не будет.
116. святитель Григорий Богослов : "Некоторым из числа чрез меру у нас православных..." (Слово 3, Творения, т. 1, с. 36)
2011-02-15 в 13:45

«…Настоящее это потрясение, как рассуждаю, ничем не меньше прежде бывших, потому что им отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые, хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же НЕ МОГУТ ПЕРЕНЕСТЬ С КРОТОСТЬЮ, КОГДА МОЛЧАНИЕМ ПРЕДАЕТСЯ БОГ, и даже ДЕЛАЮТСЯ ПРИ ЭТОМ ВЕСЬМА БРАННОЛЮБИВЫМИ и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и ГОТОВЫ СКОРЕЕ НИСПРОВЕРГНУТЬ, ЧЕГО НЕ ДОЛЖНО, нежели пренебречь должным. За ними устремляется немалое число и народа, подобно стае птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь не перестают улетать…»
(Слово 21, похвальное Афанасию Великому, т. 1, с. 319)
115. Наталья Чернавская : просто и понятно
2011-02-15 в 03:06

"...чтения оставляют двойственные впечатления. Духовно-нравственная атмосфера у нас все ухудшается, это все видят - причем при коммунистах она была на порядок здоровее и нам это ставят в укор: видите, были коммунисты, были какие-то идеалы, был патриотизм, было хорошее образование, работали предприятия, жила деревня, а сейчас вроде вера разрешена, а ситуация хуже. Справедливые, в общем-то, упреки". Не раз была на Чтениях с тем же двойственным впечатлением: с одной стороны, радостно становилось от того, сколько в церкви, прямо могу сказать, подвижников христианского просвещения, отрадно было видеть и слышать их, а с другой - всегда тягостное впечатление от кремлёвского совместного с властями заседания, гладких речей Фурсенко и К, где через слово "толерантность". Плюс такое же двойственное и от самой Москвы впечатление: столько храмов, монастырей, святынь, православных заведений учебных, чего стоит один Свято-Тихоновский университет - и общая атмосфера города, где провинциалы сразу попадают в парии из-за отсутствия денег на приличную гостиницу, на то, чтобы спокойно потрапезовать с коллегами учителями в кафе... Каждая копейка на книги с дисками экономится...Благо, свои, православные москвичи, принимают, привечают...
114. ксения : Молчанием предаётся БОГ
2011-02-14 в 22:37

Если бы все священники были бы такими смелыми, как отец Евгений! Я по характеру тоже не выношу лицемерие,у нас ведь как учат ударят по одной щеке, подставь другую. И это не правильно, вот и результат,а то сейчас посмотришь все какие-то отмороженные.Даже за себя не каждый будет сражаться.Прочитала Вашу статью и как-то легче стало на душе, что Слава Господу есть у нас воины Христовы.
113. Дориан : на 111
2011-02-14 в 20:30

Ратибор, простите, какими таким ещё теёпами? нельзя ли на нашем, "великом, прадивом, свободном". А то и Вы туда же - всё о судьбах наших пекущихся, а сами - русского-то даже и духа нет. Хотя это-то и есть саое главное. Оттого всё так здесь на РНЛ. Игра всё, упражненьица.
112. Голева Т. : Ольге, 1108
2011-02-14 в 16:45

Горько, когда в построении этого потребительского общества задействованы православные пастыри. В то время, как патриарх, священноначалие ведут непростой диалог с властью по поводу навязываемых стране сатанинских идентификаторов личности, сайт Сретенскго монастыря, как и 10 лет назад, продолжает тиражировать миф об "особом мнении" о.Иоанна Крестьянкина по поводу этих номеров. Как сказал старец Власий, о.Иоанн был несвободен в выражении своего "особого мнения", И старец Николай с о.Залита говорил то же самое, что о.Иоанна подствили. И этим старцам у нас доверия больше, чем преуспевающему наместнику лубянского монастыря.
111. Ратибор : Дориану (101)
2011-02-14 в 12:42

Дориан, думаю, что оценки умственного потенциала других собеседников - пустая и неполезная трата времени.

Отцы учат нас во всем искать пользу. Пусть у соседа каша в голове, но зачем нам говорить ему об этом? А Васька слушает, да ест. По-моему, продуктивнее иметь этот факт в уме и делать свое дело. А дело наше мы видим в том, чтобы

а) ОСОЗНАТЬ причины нашей болезни (для этого мы и общаемся на Русской Народной Линии);
б) ПОНЯТЬ алгоритм действий по излечению и
в)ПРИНИМАТЬ лекарство, ходить на процедуры и вести здоровый образ жизни.

Те, кто более-менее излечились, помогают лечиться другим.

Вся сложность в том, чтобы понять, можешь ли сам уже других лечить? Или еще долечиться нужно. Слава Богу, есть у нас отцы мудрые, они могут диагноз верный поставить. И на подвиг вдохновить.

Дай Бог нам верного понимания нашего состояния и сил для его исправления!

Одно ясно - нужно объединяться, сбиваться в тройки-пятерки-десятки, выбирать координатора и учиться жить реальными общинами, русскими православными тейпами, так сказать.
110. Денис : Антикиллеру
2011-02-14 в 11:59

Саул,из-за своих беззаконий потерял царство,а точнее Бог отнял у него это,вместе с разумом,из-за непослушания и мерзостей.Иоанн Предтеча,обличал Ирода.Нерона,первые христиане именовали антихристом,тоже делали и русские православные по отношению к Петру Первому.Любой православный христианин,обязан обличать грехи и произвол властей,иначе молчанием предается Бог.Почитайте жития Великих Святителей и Учителей Церкви.
109. Александр Наумцев : По следам дня памяти Святых Новых Мучеников Российских
2011-02-14 в 11:40

Хочется привести одну мысль из статьи на сайте Тихоновского Университета, которая очень как говорят "в тему".

"История Русской Православной Церкви дает нам примеры замечательных святых-страстотерпцев, начиная с князей Бориса и Глеба, не ставших противостоять злу силой, но в ней же мы видим и примеры выдающихся святых, таких как патриарх Ермоген, призывавших бороться за веру и Отечество, в том числе и с оружием в руках. Так же и среди прославленных новомучеников и исповедников Российских есть и те, кто открыто благословлял белых, и те, кто этого не делал, отвергая большевизм в своей совести (только «красных попов» — будущих обновленцев среди канонизированных подвижников нет и не может быть).

Противостоять злу — призвание любого христианина, формы же этого противостояния могут быть разными. Этому нас и учит опыт Церкви и ее святых эпохи Гражданской войны."

Священник Александр Мазырин, отдел новейшей истории Русской Церкви, ПСТГУ.

Источник: http://pstgu.ru/news...ss/2011/02/11/27935/
108. Ольга : 100
2011-02-13 в 00:56

«Законными были, вне всякого сомнения, и Сталин, и Брежнев, и Ельцин…
…кто вас поставил и кто вам дал право судить высшую власть по поводу ее законности и действий?»

Оглядываясь на пройденный путь за последние 20 лет, нельзя не догадаться, что строим мы потребительское общество, причём народ для этого общества нужен не обременённый такими понятиями как нравственность, порядочность, честность. Не надо быть пророком, чтобы догадаться, чем всё это кончится даже в мире материальном.
И тем более, священник, который понимает, что есть духовные основы даже в этом мире, не может молчать.
Любой правитель зависит от окружения, от состояния общества, от идей, которые посещают некоторые интеллигентные головы.
В 90х общество как будто сдурело. Депутаты как полоумные восторженно аплодировали независимости России. От кого?
Потом депутация от интеллигенции написала в 93г. письмо Ельцину с требованием не допустить третьей силы в лице парламента.
Очень жаль, что тогда этот бесовский шабаш не смогли остановить духовно трезвые люди, и случилась трагедия.
Спасибо о. Евгению, что он не молчит там, где молчать нельзя. Нам необходимо найти золотую середину: стараясь не осуждать лишний раз окружающих и власти, менять обстановку в стране. Мы живём в очень интересном и многослойном мире, надо помочь прозреть нашему обществу. А для этого очень нужны духовно мудрые пастыри.
107. Прихожанка : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-12 в 19:30

Спасибо, батюшка. Полностью поддерживаю. Пришло время руки ворогу не подавать и ложь ложью называть. Мы рабы и в нас рабство не искоренить, пока не будет примеров чистой и не стяжательной жизни. Роль публичных людей, позиционирующих себя православными, крайне важна. А вот их-то и нет Потому что вера слаба. Голос Церкви должен быть значительно громче. Правда Ваша, надо прекратить лицемерить! И не надо ничего бояться.Господь наш Иисус Христос с нами до скончания века.
106. Провинциал : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-11 в 21:16

100. антикиллер

- Это для вас и всей визглявой либерастии "Законными были, вне всякого сомнения, и Сталин, и Брежнев, и Ельцин."
Будет также и антихрист. Вот и молитесь этим своим царькам большевистким.
Как только язык поворачивается подобную отсебятину нести! Филофей ещё пытетсч подвести какую-то "теоретическую базу", как говаривали коммунисты.
Какой примитив и пустословие!
105. Провинциал : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-11 в 21:11

100. антикиллер: "В Библии под именованием царя подразумевается любой правитель государства, без разницы, президент это, генсек, или предсовмина."

- Откуда вы это взяли? Кто так толковал? Где, хоть раз так говорили и разъясняли святые? Приведите пример! Много вас таких "толкователей" развелось...
Будя! Что угодно своими словесами измыслите и свои куцым умом разумеете.
Ни одного доказательства не приведёте, апологет генсековский!
Про Царя все работы и мысли святых. Нам оракулов олигархии не след слушать.
104. Ева : 100. антикиллер
2011-02-11 в 20:52

Вот так антикиллер в своем посте "разделался" со всеми....Просто смешно.Если Вы сами такой "борец за правду" только с другого конца и постоянно восхваляете нашу сегодняшнюю власть,требуя от нас чуть ли не поклонения ей,тогда будьте добры и отвечать ЗА ВСЕ ПРОМАХИ нашей власти,а не презрительно отводить глаза от "отщепенцев".И не кормить нас "завтраками" о том,что кто-то подобным Вам Россию возрождает.
Если Вам очень симпатичны президент - любите его на здоровье,только не навязываете исключительно нам свои пристрастия.Никто так самозабвенно власть не должен любить.И в царские времена да и всегда на Руси к власти не было подобострастного отношения,русский человек - умный человек,всегда понимал,что к чему.Просто с его природной прозорливостью у него сочетается безграничное терпение,которым подобные вам пользуются.Да,и к царям было с почтением,но не до умопомрачения.
Батюшка тысячу раз прав...Он честный и у него болит душа,в Вы всего лишь послушный солдатик,который будет раболепствовать перед любой властью.Это психология такая.Смирения здесь и на йоту нет,о которой Вы тут с Филофеем пишите.
103. Воин - антикиллеру : Re: Пора перестать лицемерить!
2011-02-11 в 19:56

То вопите, что пастыри молчат, то вот якобы "законные"(как будто православные) власти уже нельзя обличить. Не мудрствуйте лукаво. Пастыри сами ответят за свои слова(или молчание), а вы за свои. Потом и антихриста(его гораздо больше народу будет поддерживать, чем нынешние власти) обличить нельзя будет?
"Несть власть аще не от Бога"(не власть, если не от Бога) - не так ли приснопоминаемая Нина Саблина переводила?
102. о.Евгений : антикиллеру 100.
2011-02-11 в 19:24

Простите, но Вы совершенно не поняли мой пост. Совершенно! Не надо приписывать мне то, чего я не писал. Осознавать мне нечего. Я обличал власть считающую себя православной за ересь, за греховное поведение. Или Вы считаете, что поощрение студенток МГУ - невинная шалость? Право, не выдавайте свое понимание моих слов за то, чего я не писал и не думал. Простите за резкость, но как-то это хамовато для мирянина.
101. Дориан : к 79, 84
2011-02-11 в 18:55

Вот видите, Ратибор, уже реплика №99, и никто даже внимания не обратил на слова о том, что вся эта "полемика" - досужая болтовня по причинам, отчасти указанным в 84. Здесь, в основном, либо в задоре зацепляются, либо по-глухариному ничего не воспринимают, оглушённые своим, "ужасно важным и мудрым" побуждением. А к чему это ведёт - о таком, верно, в умах и дорожки-то нет.
100. антикиллер : Про кривую логику и прямые стези
2011-02-11 в 16:16

Слава Богу, отец Евгений, поклон ему за это, осознал, что неосторожные слова пастыря, пусть и болеющего за страну, могут привести к немалым обострениям и вводят в искушение паству. Что очень и очень недушеполезно и вообще, не приносит плода.
Критика нужна, но она должна быть конструктивной и действенной, такой, которая приводит к положительному результату.
К сожалению, многим нравится, как правильно было замечено, "льстить слуху" и под видом заботы о стране заниматься повальным осуждением всех и вся. А особое удовольствие подобные особы получают, понося представителей высшей власти, хорошо понимая, что это в наше время абсолютно безопасное занятие. Плюс еще и очки можно заработать, в
качестве "борца за правое дело". На самом же деле, это самое позорное занятие из всех возможных. В то время, когда нормальные люди изо всех сил работают на благо преображения своей Родины, кучка отщепенцев старается кто палку, а кто щепку всунуть в колеса и затормозить движение.
Хотя их даже и "моськами" из басни назвать нельзя, самое большее - мошками..
Самое интересное при этом, что они, вот уж действительно, используя кривейшую логику, пытаются оправдаться ссылками на Святое Писание, не понимая при этом элементарных вещей.
В Библии под именованием царя подразумевается любой правитель государства, без разницы, президент это, генсек, или предсовмина.
А беззаконными могут считаться лишь те правители, кто захватил власть в результате переворота, революции. Дальнейшие же деятели, все, кто пришел к власти в результате действующих уже на тот момент в стране легитимных правил - все являются законными. Об этом говорит и здравый смысл и юриспруденция как таковая.
Законными были, вне всякого сомнения, и Сталин, и Брежнев, и Ельцин.
Господь наш Иисус Христос, когда его некто попросил рассудить с его братом, ответил: кто Меня поставил судьей над вами?
Тут же претензии всероссийского масштаба, отчего хочется спросить:
кто вас поставил и кто вам дал право судить высшую власть по поводу ее законности и действий? Когда вы не то что соседей, членов своей семьи толком рассудить, наверно, не можете...
Прекратите заниматься провокационными призывами и поношением законных властей! Проявление неуважения к "царю" обнаруживает и отсутствие у вас страха Божия. А это весьма чревато.
Поэтому не позорьтесь, займитесь, лучше каким-нибудь полезным делом.
99. Голева Т : Филофей,82
2011-02-11 в 14:58

Своим постом Вы лишь подтвердили мое высказывание о том, что приписываете свт.Филарету Московскому конхюнктурные мотивы и лицемерие.
Ваши расуждения таковы: свт.Филарет жил при монархии, поэтому проповедал покорность монархам, а живи он сейчас, он проповедал бы покорность нынешним властям. Это кощунство, приписывать святому свои умствоаания.
О таких умниках он с горечью писал: "В наши времена многие народы мало знают отношение царств человеческих к Царству Божию, и что ОСОБЕННО странно и достойно сожаления и ужаса - мало знают сие народы христианские..И не хотят знать,.. с пренебрежением отвергают дознанное и признанное древней мудростью, ОСВЯЩЕННОЕ И УТВЕРЖДЕННОЕ БОЖЕСТВЕННОЮ ВЛАСТЬЮ,
им не нравится старинное построение государства на основании БЛАГОСЛОВЕНИЯ и ЗАКОНА БОЖИЯ, они думают гораздо лучше воздвигнуть здание человеческих обществ в новом вкусе, на почве народных мнений.. Они тяготятся отеческой и разумной властью царя и ВВОДЯТ слепую и жестокую власть толпы и бесконечные распри искательной власти..
О ксли бы все народы довольно разумели НЕБЕСНОЕ ДОСТОИНСТВО ЦАРЯ и устроение земного царства по образу Небесного.. и УДАЛЯЛИ БЫ ОТ СЕБЯ все то, чему нет образа на небесах.."(Свт.Филарет Московский. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных, М, Лествица, 2000г)
Свт.Филарет сформулировал на основании Священного Писания учение о Богоустановленности царской власти и о богоугодном образце гос.устройства на основании благословения и закона Божия.
К этому светлому богоугодному образцу мы и должны направлять нашу молитву и покаянное делание. И верим, что Господь услышит наши молитвы, потому что просим угодного Ему.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме