Об общем имуществе у первых христиан

И возможен ли в России «православный социализм»?

0
2463
Время на чтение 9 минут

Поскольку на РНЛ в последнее время возникают споры по поводу благотворности или вредности для русского народа социализма (коммунизма), причем сторонники этой самой благотворности довольно часто ссылаются на опыт первохристианской общины в Иерусалиме, где имущество христиан действительно было общим (некоторые называют это явление «раннехристианским коммунизмом»), то на мой взгляд было бы весьма полезно на основании Св.Предания рассмотреть: о чем же, собственно, сообщает нам здесь Св.Писание.

Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)Итак, первое краткое упоминание об общении имуществом мы находим в Деян.2,44-45: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Несколько ниже об этом же говорится более подробно: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4,32; 34-35). Далее Св.Писание приводит пример такого христианина (Иосии), который, продав свое имение, «принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян.4,36-37). Приводит и другой пример, когда «некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это» (Деян.5,1-5).

Как же толкует это Св.Писания место Св.Предание? Но прежде этого толкования посмотрим, как толмачат это место наши «православные» социалисты. Очень красноречивое «толкование» на это место дает Вячеслав Степанов (п.21 к статье Алексея Есикова «Неомонтанизм православных социалистов»): «Таким образом, около двенадцати лет с момента своего рождения вся Церковь отдавала предпочтение общей собственности. Это было ее общей нормой: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян.2:44,45)»; «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян.4:32)». Когда Анания с женой Сапфирой солгали Богу и утаили часть проданного, нарушив «общую норму» Новорожденной Церкви относительно общности имущества, то их постигла смерть. И сразу же вслед за эти событием читаем в книге Деяний Святых Апостолов: «И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян.5:11)». «Всю церковь», Алексей. И «все же верующие были вместе и имели все общее». Анания с Сапфирой не захотели следовать «общей норме» и были отсечены от Церкви».

Особенно интересные моменты этого, так сказать, «социалистического толкования» я специально выделил. Правда, сразу замечу, что мне в советское время приходилось читать еще более вздорное мнение социалистов-атеистов, в котором прямо и безапелляционно заявлялось, что «ап.Петр лично убил Ананию и Сапфиру за то, что они не хотели отдавать ему свои деньги». И надо сказать, что, к сожалению, В.Степанов в своих измышлениях недалеко ушел от этого безумного мнения.

Итак, как же обстояло на самом деле, или как говорит об этом Св.Предание? Во-первых, совершенно ложно утверждение В.Степанова, что в начале своего существования «Церковь отдавала предпочтение общей собственности», и что «это было ее общей нормой». Как раз никакой общей собственности Церковь предпочтения не отдавала, и никакой нормой она ее не делала, но признавала частную и личную собственность. Это же очевидно из слов ап.Петра Анании: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деян.5,4). Как толкует это место А.П.Лопухин, ссылаясь на св.Иоанна Златоустого: «Своим имением Анания мог распорядиться как ему угодно, хотя бы и не продавать его вовсе. "Разве была какая необходимость? Разве мы привлекаем вас насильно?" (Злат.). И если Анания решил его продать, то опять-таки деньги были в полном его владении, и он мог распорядиться ими как угодно, мог отдать все в кассу бедных, мог отдать часть, мог ничего не отдавать. Ни то, ни другое, ни третье не имеет тут такого значения, как то, что, принеся лишь часть денег, он представляет эту часть за всю вырученную сумму. "Видишь ли, говорит Златоуст, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит, сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания..."

Но в соответствии с принципом соборности устами ап.Петра в данном случае (Деян.5,4) говорила Святая Церковь, которая, как видим из Св.Предания, как раз признавала частную и личную собственность: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деян.5,4). И никакой «нормой», якобы установленной по мнению В.Степанова самой Церковью, общение имуществ в ней не являлось. Ведь такая норма, если бы она была, предполагала бы, как и в социализме, насилие над членами Церкви с тем, чтобы они, так сказать, «добровольно-принудительно» (помните этот «блестящий» принцип советского социализма) отдавали свои имущества «в пользу бедных». Но как толкуют эти слова ап.Петра (Деян.5,4) св.Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт (толкование первого приводит Лопухин): «Разве мы привлекаем вас насильно?» Никакой нормой общение имуществ Церковь не делала и никого насильно не привлекала. Но эту, не норму, а нравственную планку устанавливали сами для себя первые христиане. Их никто не заставлял, но они сами продавали свои имения и приносили деньги, заметим, не в руки апостолов, а полагали к их ногам, показывая этим презрение к богатству и вообще имуществу, заботы (особенно чрезмерные) о котором чрезвычайно мешают вести духовную жизнь. И при этом сами ни в чем телесном не нуждались (Деян.4,34). И все это делалось и происходило в соответствии с заповедями Спасителя (Мф.6,19-34). А что касается смерти Анании и Сапфиры, то из толкования св.Иоанна Златоустого и блаженного Феофилакта, которые повторяет А.П.Лопухин, совершенно очевидно, что они пострадали совсем не за то, что, как думает В.Степанов, «не выполнили церковную норму, не захотев отдавать все свое имущество», а за фарисейское лицемерие, ветхую закваску которого они хотели внести в новозаветную Церковь, и за попытку обмануть Бога - Духа Святого.

Итак, из всего вышесказанного вырисовывается четкая противоположность христианства и коммунизма. Последний, как проговаривается об этом В.Степанов, действительно устанавливает некую «норму» или закон для людей, утверждая, что частная собственность - это зло, приказывает всем подвластным ему людям от нее отказаться, хотят они этого или нет (чаще всего, конечно, не хотят), насильственно отнимает ее у собственников, а тех, которые сопротивляются, наказывает, причем довольно часто смертью. И действительно, если мы представим вместо случая с Ананией другую ситуацию - компанию по раскулачиванию, вместо ап.Петра - уполномоченного по этому делу, вместо Анании - раскулачиваемого крестьянина (пусть тоже по имени Анания), тогда В.Степанов в своем «толковании» этого дела будет совершенно прав: была «норма», спущенная сверху коммунистами, - всем насильственно идти в колхозы, а кто не выполнит, тех в лагеря, а особо активно сопротивляющихся - расстрелять. Анания сопротивлялся - его и расстреляли. Да только Деяния апостольские это Книга не про колхоз, и даже не про кибуц, а совсем о другом - о высоте духовной жизни первых христиан.

В том-то и дело, что Церковь, христианство (как это было показано выше из толкования свв.отцами Деяний апостольских) всегда признавали частную собственность, и общее имущество в ней было не «нормой, спущенной свыше Церковью», а следствием добровольного отречения от собственности ее совершенных членов. Но почему так необходимо признание христианством частной собственности? Это исчерпывающе объясняет св.Иоанн Златоуст, которого некоторые рядят чуть ли не в проповедника социализма. Так вот, святитель, правда, по другому поводу (в отношении учения еретиков-гностиков о браке) говорит следующее: еретики «приняв за правило считать брак порочным делом, заранее лишили себя наград, принадлежавших девству; ибо справедливость требует, чтобы воздерживающиеся от злых дел не венцы получали, а только не подвергались наказанию... Убийца, гласят (законы), пусть будет казнен смертью; но не прибавляют: не убивающий пусть получит почести». Применим это правило к собственности, принцип здесь один и тот же. Итак, если социализм утверждает, что частная собственность - «порочное и даже преступное дело» (как считали социалисты и все время пытается доказать, например, Н.Сомин), то тогда и милостыня, и даже предоставление своих имуществ, хотя бы и добровольное, в общее пользование, - это не добродетель, которая должна быть увенчана на небе, а лишь необходимое воздержание от преступления, за которое никакая награда не положена. Ведь «убийца, гласят (законы), пусть будет казнен смертью; но не прибавляют: не убивающий пусть получит почести». Так что под красивой упаковкой социализм лишает нас одной из основных добродетелей - милосердия. Что четко и прослеживалось в советский период, когда Русской Православной Церкви была законодательно запрещена какая-либо благотворительная деятельность. Этим делом в СССР могла заниматься только противоположная сила: организация, которая там этим занималась, по странной случайности так и называлась - собес. А Церковь, вследствие долголетнего отлучения от благотворительности, не может оправиться от этого до сих пор.

В чем действительно правы наши неосоциалисты и на чем они паразитируют своими соцмнениями, так это на том, что при советском строе, который называли «развитым социализмом» русскому народу и другим, дружественным ему народам СССР, жилось раз в 20 лучше, чем живется ныне в том обществе, которое называют «капиталистическим». И тот, советский строй был в 120 раз более справедливым, чем нынешний бедлам и дерибан. Но что отсюда следует? Что нам надо вернуться обратно в тот, советский социализм? Думаю, причем в согласии с пророчествами святых отцов о России, что нам надо вернуться к самодержавию, к монархическому строю, который в то же время восстановит (а я думаю, что он значительно и превзойдет) социальные стандарты «развитого социализма», в том числе и его социальную справедливость. Под последней, однако, христианство понимает нечто противоположное социализму. Как сказал об этом св.Василий Великий: «Справедливость состоит не в том, чтобы всем дать равное, а в том, чтобы каждому воздать должное».

Впрочем, это мое мнение о будущей монархии (если, конечно, исключить пророчества святых) относится к области социальной фантастики, поскольку никаких средств для его реализации, кроме молитвы, ни я, ни другие русские православные патриоты-монархисты не имеют. И абсолютно невозможно представить себе, чтобы мы могли построить такой строй, особенно учитывая, что в нынешней России почти все обстоит с точностью до наоборот. К тому же тут вся власть, деньги, влияние и прочее материальное в руках совершенно противоположной силы. Но точно также, если не в еще большей степени, социальной фантастикой являются и социалистические чаяния Н.В.Сомина. Точно также и по тем же самым причинам и он не имеет никакой возможности для их реализации. Значит ли это, что ни первое, ни второе - невозможно? Нет, не значит, а лишь означает то же самое, что Господь сказал в заключение по поводу колебаний богатого юноши (историю которого так любит комментировать Н.Сомин): «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19,26).

Разумеется, нынешний бедлам и дерибан не будут продолжаться в России вечно. Не люди, а Господь все это прекратит, причем прекратит это так, как Он Сам знает. Поскольку пути Господни неисповедимы, и, во всяком случае, мы их точно не знаем, чисто теоретически можно предположить и возможность того, что Бог может восстановить и «русский социализм». Вероятно, подобным образом рассуждает Н.В.Сомин и подобные ему «православные» социалисты, ведь не случайно они так упорно держатся за ложное учение - хилиазм, который, по их мнению, мог бы быть таким, «восстановленным силой Божией земным (русским и всемирным) царством социальной справедливости». Так вот теоретически возможность того, что Господь захочет восставить Россию на социалистических началах, существует. Полностью исключить ее нельзя. Но эта возможность крайне маловероятна и противоречит всему тому, что мы знаем о православной монархии и самодержавии. История свидетельствует, что все Православные Цари были в своих государствах и главными собственниками, богаче их не было никого. Кроме того, Царей окружала и также весьма богатая знать. Но все дело было в том, что Православные Цари использовали свои несметные богатства для широчайшей благотворительности, в чем им подражали благочестивые придворные и дворяне. Так что одно из двух: или будущая монархия и предсказанный святыми отцами Русский Православный Царь, во всех смыслах благо творящий нашему народу; или «русский социализм», который нам упорно пытаются накаркать некоторые, в том числе и на РНЛ.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Анониму-148

"Гитлер не социалист в традиционном смысле слова",- ну, так, не традиционный, но социалист.
Лебедевъ / 12.02.2011, 09:40

16. Артуру

"Какой ужас... дефицит мандаринов" Амиго, я все понял: когда цитрусовые достали - не только апофатом, но и агностиком станешь. Аллергия ?
Лебедевъ / 12.02.2011, 09:31

15. 146.Владимиру Анатольевичу

Вы, Владимир Анатольевич, вопрос по иному поставьте: была ли в городе запрещена торговля пирожками вообще, - и произведение Лескова будет усвоено Вами без социалистического надрыва. P.S. "Красная шапочка", интересно, Вами рассматривается с точки зрения качества хлебобулочных изделий или партийной принадлежности персонажей ?
Лебедевъ / 12.02.2011, 09:17

14. Лесничему 143

Александр Леонидович, Ваше сравнение экономически неточно. Смотреть надо с точки сбыта продукции Вашей общинки. Они сами решают исходя из коньюктуры рынка - это одно, а если им навязана форма ведения хозяйства с последующей узаконенной конфискацией продукции (что б сильно не обогатились), то половина разбежится, а оставшиеся сопьются. При благополучной раскладе цен на нефть спивающиеся могут получать дотации канадским зерном и тогда можно будет кормить свиней булками по 20 коп. Исторические примеры не привожу : сами подберёте. А Гиммлер с Гитлером сами социалистами были, только с национальным уклоном. Горбачев сейчас социал-демократ.
Лебедевъ / 11.02.2011, 09:39

13. Артуру

"Однако из того печального обстоятельства, что в падшем мире существует нажива и эксплуатация, вовсе не следует, что я обязан считать это нормой.",- Мин хертц, если проследите за генезисом идей "православных социалистов", то он строится по принципу: какая мерзость эти оргии и "свальный грех" - даёшь отмену половой жизни ! (плюс, выдранная цитата из Писания или Отцов). Та же "эксплуатация" в разных формах может давать достойное существование работнику и его семье (приснопамятная Швеция), а может довести работника и семью до голодной смерти. "Пирожки (и собственность) существовали всегда, капитализм – нет." Ну а это Вы совсем оппортунизмом занимаетесь : из частной торговли пирожками и скобяными изделиями и рождается зверский лик капитализма и эксплуатации (взгляд коммунистического детермениста). Собственно говоря, смысл спора не в социальной эффективности систем, а в том, что для системы "православных социалистов" Христос не требуется. Система всё сама "отформатирует". Оттого раздражение у них на Церковь. Искренне жаль, что Вы этого не заметили.
Лебедевъ / 11.02.2011, 09:23

12. Артуру апофатическому

Мое отношение к социализма... . Хм, напоминает небезизвестное: "Ни войны, ни мира, а армию распустить !" Привели бы, дружище, пример наиболее близкого к христианской морали государственного строя, встреченного Вами в истории, что ли. Заодно подсказали б: запрещалось ли торговать пирожками на Святой Руси ?
Лебедевъ / 10.02.2011, 18:10

11. п.129

@ Я - математик и подтверждаю...",- блин, оказывается и математику у нас угробили!
Лебедевъ / 09.02.2011, 18:13

10. 128. Артур

Так Вы, старина, социали-и-ст, значит ?
Лебедевъ / 09.02.2011, 18:09

9. Анониму сто двадцать второму.

@ А где так принуждают? @,- наивный или мимикрируете в полемическом задоре ?
Лебедевъ / 09.02.2011, 09:29

8. Анониму сто второму.

@Люди, последовавшие духу Евангелия отказались от рабства, в ограничении прав собственности тоже ничего невозможного нет.@- разумеется, поэтому люди ДОБРОВОЛЬНО оставляли мiр и уходили в монастыри. Вот, только, почему у Вас такое навязчивое желание ПРИНУДИТЕЛЬНО "осчастливить" всех рабством коммунистической уравниловки ?
Лебедевъ / 08.02.2011, 17:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31