25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся круглый стол «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд».
«Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и, где только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний и лукавых мудрствований»[1]
П.А. Режепо 1903.
Уже третий год в Российской армии продолжается процесс институциализации военных священников. На сегодняшний день штатные священнослужители «дополнительный гражданский персонал»[2] есть в основных бригадах, воинских подразделениях и на военных базах по всей территории России. Создаются соответствующие управления при центральном аппарате Вооруженных сил РФ, а также отделов в военных округах и на флотах. Особо хочется отметить, что в этих структурах представлены священники всех основных религий.
Эти институциональные изменения являются одновременно и результатом возросшей степени религиозности личного состава и фактором, который обусловит её дальнейший рост.
В этом контексте Социологическим центром Вооружённых Сил РФ проведено исследование по изучению религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации летом 2010 года. Исследование проводилось по всеармейской выборке, охватило военнослужащих всех округов, флотов, видов Вооружённых Сил и родов войск. Всего опрошено 599 респондентов - военнослужащих различных категорий. Достоверность результатов исследования выше 95%.
Настоящее исследование является мониторинговым и позволяет фиксировать динамику многих аспектов религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ
Считают себя верующими (религиозными) в той или иной степени 3/4 военнослужащих (Рис.1). По сравнению с прошлым годом доля верующих Российской армии выросла на 5%. Стоит учитывать, что речь идёт об идентификации религиозности самими респондентами, без учёта проявления у них конкретных эмпирических признаков религиозности в поведении и сознании.
Как показывают результаты сравнительных исследований военнослужащие, склонны к преувеличению степени собственной религиозности, по сравнению с идентификацией, которая учитывает конкретные эмпирические признаки (индикаторы) религиозного сознания и религиозного поведения. Обычно расхождение состоит в следующем: респондент считает себя религиозным, но при этом недостаточно осведомлен о ценностях и нормах своей веры, практически не выполняет культовых действий. Такое расхождение присутствует в ответах религиозных военнослужащих и практически отсутствует у тех, кто себя верующим не считает.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Определите, пожалуйста, Ваше отношение к религиозной вере» (в %)
Как видно из диаграммы только 13% военнослужащих считают себя «неверующими», а 8% не смогли определить своё отношение к религии.
Динамика религиозности за последние десятилетия демонстрирует стабильно продолжающуюся тенденцию к росту числа верующих военнослужащих и уменьшению доли тех, кто считает себя неверующим или колеблющимся (Рис.2)
Рис. 2. Динамика религиозной самоидентификации военнослужащих (в%)
Ниже характеристики верующих военнослужащих рассматривались на распределении ответов военнослужащих, которые признали себя религиозными в большей или меньшей степени (упомянутые выше 75%).
В распределении верующих военнослужащих по религиозным конфессиям, по-прежнему, отмечается преобладание православного христианства: 85% (Рис.3).
Рис. 3. Конфессиональное распределение военнослужащих (в %)
Верующие военнослужащие
Все военнослужащие
Динамика конфессионального распределения военнослужащих за последние годы не обнаруживает никаких изменений в том, с какой религией идентифицируют себя респонденты. За последнее десятилетие конфессиональное распределение верующих военнослужащих (и не только верующих) не изменялось больше чем на 1% респондентов.
Структура религиозности военнослужащих
Религиозность сознания военнослужащих характеризуется неполным представлением о содержании и структуре книг Священного писания (каждый шестой верующий ничего об этом не знает), а также завышенной самооценкой собственных знаний о ценностях и нормах поведения своей религии (почти 40% верующих заявили, что знают их отлично). Суеверными (верующими в приметы, магию, гадания...) считают себя 17% военнослужащих; для сравнения, в прошлом году суеверных военнослужащих было лишь 10%.
Мотивацию религиозности верующих военнослужащих можно представить в пользе религии и религиозной веры для себя:
- поддерживает в трудные минуты, оказывает духовную помощь - 68%
- способствует духовному развитию и самосовершенствованию - 28%
- даёт ощущение надёжной защиты в этом мире - 24%
- даёт новые знания, учит добру и любви - 23%
- способствует добрым отношениям с людьми и природой - 23%
- позволяет понять окружающих, собственную жизнь - 18%
Верующие военнослужащие меньше всего склонны ожидать от религии следующее:
- получить поддержку единоверцев - 8%
- получить надежду на спасение в ином мире - 12%.
Таким образом, откровенно эгоистические мотивы религиозной веры у верующих военнослужащих очень слабо выражены, преобладают альтруистические: духовное самосовершенствование для построения лучших отношений с окружающим миром, людьми и с самим собой.
Жизненные ситуации, переживания в них, тот опыт, который побудил военнослужащих приобщиться к религиозной вере, тесно связаны с факторами религиозности. Но, все же, мы решили отдельно рассмотреть то, что могло послужить побудительным мотивом, подтолкнувшим личность к религиозной вере.
В ранжировании этих ситуаций, как и в предыдущем случае, при общей схожести рангов наблюдаются некоторые особенности. Опыт спасения из опасной ситуации - наиболее весомый повод, способствовавший приобщению к вере военнослужащих (табл. 1). Однако верующие военнослужащие указали его лишь третьим, после таких ситуаций, как соблюдение национальной традиции и посещение храма, мечети. Неверующие военнослужащие склонны к некоторому преувеличению силы такого повода, как неспособность науки ответить на все вопросы и, напротив, недооценивают силу такого повода, как посещение религиозного храма в приобщении к религиозной вере людей.
Таблица 1 Ранжирование ситуаций, приведших к религиозной вере военнослужащих с учетом их религиозности
Важной составляющей религиозного сознания является осведомленность об основах своей религии. Если оценить знания или степень осведомленности о своей религии верующих военнослужащих по привычной «школьной» 5-балльной шкале, то можно остановиться на следующих усредненных оценках:
знание основных ценностей своей религии (что такое хорошо, что такое плохо) |
- 4 - хорошо |
знание основных норм (правил) поведения (как следует поступать, а как нельзя) |
- 4 - хорошо |
знание состава и структуры Священного писания (из скольких частей и каких глав оно состоит) |
- 3 - удовлетворительно |
знание содержания книг Священного писания (об историях и назиданиях, изложенных в этих книгах) |
- 3 - удовлетворительно |
Очевидно, что нормы и ценности своей религии верующие военнослужащие знают лучше, чем структуру и содержание священных книг. Можно предположить, что верующие военнослужащие пополняют собственные знания о нормах и ценностях своей религии в основном не читая священные книги, а из других источников: от священнослужителей, от других верующих, из СМИ... Стоит учесть, что эти показатели - результат самооценки каждого респондента. Учитывая отмеченную склонность респондентов к завышению самооценок собственной религиозности, стоило бы уменьшить каждую оценку на один балл, тогда оценка информированности респондентов об основных положениях своей веры была бы более объективной.
Отмечается одинаковое отношение к общечеловеческим, религиозным ценностям (например: добро, любовь, родители и др.) и нормам поведения (например: любовь к людям, смирение, сострадание и др.) у верующих и неверующих военнослужащих. То есть плохой поступок (например: кража, злые помыслы, прелюбодеяние и др.) оценивается негативно и верующими, и неверующими одинаково, а хорошее человеческое качество единодушно оценивается положительно.
Религиозное поведение верующих военнослужащих можно охарактеризовать, как редкое выполнение предписанных религией действий.
Самая распространённая форма религиозного поведения военнослужащих (и верующих, и неверующих) - отмечать религиозные праздники. Самыми популярными являются: Рождество Христово и Пасха (в 20 раз больше военнослужащих отмечает именно эти праздники, чем другие). У верующих мусульман самый «отмечаемый» праздник - Ураза-Байрам.
Следующим по распространенности среди военнослужащих религиозным действием является исполнение молитвы, молятся каждый день или почти каждый день 15% верующих военнослужащих. Примечательно, что 28% верующих не молятся никогда, а каждый третий (34% респондентов) затруднился с выбором ответа на вопрос о том, как часто он совершает молитву. Главным побудительным мотивом «обращения к Богу» выступает потребность поддержки в трудную минуту. Этот мотив в два-три раза весомее любого другого мотива побуждающего военнослужащего к молитве, например таких как: беспокойство за судьбу близких или потребность постоянного духовного общения с Создателем.
Больше половины всех военнослужащих (61%) носят с собой или хранят у себя символы веры - крестики, иконки, суры и т.п. (Рис. 4), а ещё 20% всех опрошенных хотели бы иметь при себе (носить с собой) такие символы.
Рис.4. Наличие у респондентов символов религиозной веры (в %)
Среди верующих доля военнослужащих, хранящих у себя символы веры, составляет 69%. То, что более трети (36%) неверующих военнослужащих имеют при себе символы конкретной религии, говорит о том, что такое поведение можно считать религиозным не больше, чем проявлением традиции, культуры, дани моде. Ни одна религия не обязывает верующих всегда иметь при себе какие-либо символы религиозной веры.
Проходили обряд посвящения (крещение, обрезание) 70% всех опрошенных военнослужащих. Подавляющее большинство из них (95%) прошли этот обряд ещё до военной службы, но многие, при случае (накануне выполнения боевых задач, в боевом походе), повторно проходят обряды посвящения или участвуют в обрядах освящения даже не своей веры. Только 12% верующих военнослужащих не проходили обряд посвящения в исповедуемую ими религию.
Больше половины военнослужащих (около 60%) одобряют проведение в воинских частях обрядов освящения личного состава, вооружения, военных объектов, и около 9% респондентов осуждают это. Больше всего противников у обрядов освящения оружия и вооружения (10%) и боевой техники (9%), кстати, их количество уменьшилось на 2% по сравнению с прошлым годом. Чаще находит поддержку и понимание освящение личного состава (69% - «за» и 6% - «против») и казарм, помещений (63% - «за» и 8% - «против»). Почти треть опрошенных относятся к обрядам освящения нейтрально или равнодушно.
Институциализация военных священнослужителей
Потребность в общении со священнослужителем на территории воинской части испытывает лишь каждый пятый военнослужащий (и каждый четвёртый верующий военнослужащий). Около трети из них могут регулярно обращаться к священнику в своей части. И столько же военнослужащих - 1/3, не могут встретить священника на территории своей части для общения. Остальные, тоже 1/3, говорят, что имеют редкую возможность обратиться к священнослужителю на территории части, сделать это не просто и сопряжено с проблемами.
Бóльшая часть военнослужащих поддерживает введение в воинских частях и подразделениях штатной должности священнослужителя. Среди верующих военнослужащих эта поддержка больше (Рис.5). Около трети военнослужащих затруднились определить своё отношение к введению такой должности. Среди неверующих военнослужащих около половины тех, кто не определился, а также 18% противников нововведения.
Рис.5. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к введению должности помощника командира части по работе с верующими военнослужащими» (в%)
Об отсутствии в армейской среде фактов ущемления прав верующих военнослужащих заявляет подавляющее большинство военнослужащих. Тем не менее, 10% верующих военнослужащих признали, что им известны факты, когда оскорблялись религиозные чувства верующих военнослужащих. Наиболее распространёнными являются такие формы оскорбления, как: срывание нательных крестиков, словесные оскорбления верующих. В три-четыре раза реже военнослужащие, встречавшиеся с оскорблениями религиозных чувств, называют такие формы, как: запрет молиться, принуждение к исполнению ритуалов чужой религии.
Чаще всего, почти в 2/3 случаев, оскорбление исходило от офицеров и прапорщиков подразделения, части. От сержантов, старослужащих, военнослужащих другого вероисповедания, просто сослуживцев оскорбления религиозных чувств исходят в три-четыре раза реже.
ВЫВОДЫ:
1. Считают себя религиозными (верующими) в большей или меньшей степени 3/4 военнослужащих. Подавляющее большинство из них (85%) соотносят себя с православным христианством, второй по распространенности в Вооруженных силах религией является ислам (9%).
2. Динамика последних лет показывает тенденцию роста числа религиозных военнослужащих и уменьшения доли неверующих. Конфессиональное распределение верующих военнослужащих продолжает оставаться неизменным.
3. Параллельно с ростом религиозности возрастает и степень суеверности военнослужащих. За прошедший год доля суеверных военнослужащих увеличилась в 1,7 раза.
4. Религиозное сознание верующих военнослужащих характеризуется низким уровнем знаний о содержании и структуре священных книг своей религии, а в мотивах религиозности преобладают альтруистические установки. Отмечены одинаковые оценки религиозных (общечеловеческих) ценностей и верующими военнослужащими, и неверующими.
5. Религиозное поведение верующих военнослужащих характеризуется как редкое выполнение предписываемых своей религией норм поведения, наиболее распространенные: отмечать религиозные праздники и совершать молитвы. Хранят у себя и носят с собой постоянно символы религиозной веры 2/3 верующих военнослужащих и больше половины неверующих.
6. На сегодняшний день подавляющее большинство верующих военнослужащих не сталкивались со случаями оскорбления своих религиозных чувств в армии. Однако 10% из них заявили, что им подобные случаи известны. Чаще всего оскорбления исходят от офицеров и прапорщиков и приобретают формы: срывание нательных крестиков и словесные оскорбления.
Евгений Викентиевич Дубограй, кандидат социологических наук
[1] Режепо П.А. Статистика генералов. Спб:. 1903г. С.19.
[2] Из выступления Министра обороны РФ на совещание в подмосковной Барвихе 21 июля 2009 года, на котором обсуждались вопросы введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей. // Интернет ресурс: http://www.newsru.com/religy/21jul2009/soveshchanie.html#3