Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Светлое русское дело

Александр  Щербаков, Русская народная линия

01.02.2011


К полемике вокруг трудов Н.Сомина …

Для начала скажу, что я из новых друзей Русской народной линии. Зашёл почти случайно на неё с полгода назад, встретив адрес в каком-то печатном патриотическом издании. И с тех пор редкий день не загляну в новости РНЛ, в обзор других СМИ, предлагаемый ею. Полюбил многих авторов, особенно о.А.Шумского, Семенко, о. В.Василика, о. А.Мороза и, конечно же, уважаемого редактора Анатолия Степанова. А ещё - Николая Сомина с его идеей «православного социализма». Ибо я тоже эту идею давно считал плодотворной, хотя до встречи с Соминым не располагал столь глубокой аргументацией в её пользу.

Александр Илларионович ЩербаковИ мне, признаться, странно встречать в выпусках РНЛ, в статьях и комментариях, не просто полемику с умнейшим и деликатнейшим Соминым, а прямо-таки злобные выпады против него и его суждений. У идеи создания более справедливого общества на земле среди православных оказалось столько непримиримых врагов, что уму непостижимо. А, например, недавно (21.01.11) Александр Боханов в статье «Убийство царя...», полной уже какой-то иррациональной ненависти ко всякому социализму-коммунизму, называет его не иначе как «в чистой форме политическим сатанизмом». Авторов, подобных ему, не останавливает даже то, что поиск справедливого устроения жизни земной, с общей собственностью, без хозяев и рабов, был не чужд многим учителям церкви и святым отцам от свт.Иоанна Златоуста, св.Иоанна Кронштадтского и до, положим, св.Луки (Войно-Ясенецкого).

Поскольку о воззрениях первых (и не только их) на данный предмет обстоятельно рассказано у Н.Сомина (см. его страничку на сайте), то мне как раз хотелось бы напомнить о взглядах, суждениях последнего. Св.Лука почти наш современник, он знал предмет разговора не понаслышке и, как известно, отнюдь не с парадной стороны. Не скрою, что мне, красноярцу, этот страстотерпец и воин Христов по-особому дорог и близок. И не только потому, что большую часть своих ссылок-пересылок отбывал в наших неласковых палестинах (в северных Туруханском, Енисейском, Большемуртинском районах), но и потому, что именно здесь с особой яркостью проявились его дар врача-хирурга, учёного и практика, и его беспримерное стояние в вере православной. В 1941-1943 годах ссыльный В.Ф.Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталей (в\ч 1515) в Красноярске. Здесь закончил свой капитальный труд «Очерки гнойной хирургии». Здесь в 1943 году был назначен епископом Красноярским и, по сути, отсюда началось его прославление, которое позднее увенчалось причислением к лику святых.

Так вот, читая книги воспоминаний о нём, его письма, протоколы допросов, сохранившихся в недрах спецслужб, сборники проповедей в годы архиепископского служения, я невольно обращал внимание на его суждения по поводу чаемого общественного устройства в нашей стране. И теперь понимаю, что они были довольно близки тем, которые учёный Н.Сомин называет (разумеется, с долей условности) «православным социализмом». И это лишний раз, по-моему, доказывает, что идея создания подобного строя, общинного, соборного, артельного, коллективистского, то есть того самого социализма-коммунизма, но с «божеским» лицом, вовсе не химера для нашего народа и тем более не уклон в «политический сатанизм», а очень даже светлое русское дело. Не побоюсь сказать, святое дело. Ибо это ведь действительно вековая мечта человечества, не однажды сопровождаемая попытки воплощения её в жизнь - от «апостольской» общины, созданной Самим Христом с учениками - простыми «трудягами», рыбаками и земледельцами, первохристианских общин на Святой земле и в Риме - до наших русских монастырей, староверских общин-скитов, сельских общин и рабочих артелей, где избранный «послужить» артельщик трудился вместе с товарищами, начиная рабочий день совместной молитвой, и, наконец, советских артелей, колхозов и всего государства в целом как единого «комбината» с единым трудовым коллективом. Жаль, конечно, что там официально не было Бога, но Он всё же незримо присутствовал. Да-да, ибо сказано одним из святых отцов: Господу не нужны ваши молитвы и поститвы, если вы не заботитесь о ближнем, не творите добрых дел. Социалистическое общество заботилось и творило. По крайней мере, куда больше, чем нынешнее, хотя в нём и возросло число внешне совершающих «поститвы и молитвы». Разве не так?

Вот я и решил в поддержку мною уважаемого автора РНЛ и всех наших единомышленников привести в качестве аргумента за «православный социализм» ещё и слова св. Луки, изреченные им в разные годы жизни.

Его хождения по мукам начались ещё в начале 20-х годов. 09.06.23 начальник особого отдела Туркфронта и охраны границ Туркестанской республики подписал ордер, а сотрудники ВЧК Лувдис, Сабельфельд и Пикулис арестовали епископа Луку. 24.07.23 ордер на его арест сотруднику оперативного отдела ГПУ Френкелю подписал Г.Ягода, зам. председателя ГПУ. 30.08.23 ушло заключение в ГПУ, начальник VI отдела В.Сойферт рассмотрел его и одобрил 10.09.23, а зам. начальника управления Дерибас утвердил высылку Луки в Нарымский край 16.10.23. Так вот на одном из допросов в эти годы он сказал: «Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов вполне соответствует требованиям высшей справедливости и духа Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая справедливая и лучшая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед Правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод... Зачем Советское правительство покровительствует этим лжецам: разве они имеют хоть тень авторитета в глазах народа? Зачем Советское правительство топит нас, активных борцов за социальную правду?».

Далее. Туруханская ссылка Луки, начавшаяся с 28.08.24, была на время прервана ещё ссылкой на Ледовитый океан (с 25.01.25 по 03.04.25), в станок Плахино «в три избы и две груды навоза», и закончилась 04.12.25. В те годы начальником губернского ГПУ был т.Вольфрам, уполномоченным Туруханского ГПУ А.Стильве, а секретарём парткома В.Бабкин.

С начала 30-х в Ташкенте епископа Луку травили журналисты Эль Регистан и Г.Горин. Ордер на его арест 06.05.30 подписал главный следователь-чекист Средней Азии Берман, с одобрения уполномоченного ГПУ по Средней Азии Казуцкого. В печально знаменитом 1937-м епископа и хирурга на муки предали его ученики и соратники - профессора М.Слоним, Г.Ротенберг и врач Р.Федермессер... Ну, а вскоре путь праведного мученика снова пролёг в наши енисейские края. На одном из допросов от 29.03.39 он к протоколу своей рукой сделал такое дополнение: «Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими, но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения, особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения... Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим... Активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса - Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков...» (В.Лисичкин. Крестный путь святителя Луки. М. 2001).

Обратив внимание на нерусские фамилии ряда этих оговорщиков и мучителей, пожалуйста, не ищите в авторе ксенофоба. Я их не подбирал. Будучи человеком православным и склонным к правдивому слову, просто решил вместо безликих «большевиков», как делают многие, назвать имена конкретных «героев» репрессивных времён. А, во-вторых, мне хотелось подчеркнуть правоту тех историков (от Е.Тарле до В.Кожинова), которые высказывали мысль, что во времена смут и революций для более решительной «смены элит» нередко выходят на сцену «инородцы». Наши смуты не были исключением. И наверняка в ходе «заварухи» 20-30 годов к классовой борьбе невольно примешивалась и межнациональная, и межрелигиозная, и пр. Так что в расстрельном подвале Екатеринбурга вполне могла быть и «ритуальная составляющая». Бытовая преступность, может, и впрямь не знает национальности, но политическая - едва ли... Сегодня, в виду «манежных» и прочих событий, это надо помнить особо.

Ну, а социализм всё же менее «политический сатанизм», нежели нынешний капитализм, тем более - социализм справедливый, праведный, которого, по-моему, жаждет большинство моих соотечественников, как жаждал когда-то и св.Лука. В одной из проповедей он, например говорил: «Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся» (Св.Лука. Спешите идти за Христом (проповеди в Симферополе 1946-1948 гг.). М.2000.). Вон когда сказано, а словно сегодня...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 41

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

41. Аноним : 38. Люмпен
2011-02-08 в 09:27

Lumpen (существительное, пер. с нем.) - лохмотья, обрывки, ошметки.
lumpen (глагол, пер. с нем.) - оскорблять, вести беспорядочный (праздный) образ жизни.

Так будем верить самоназваниям?
40. Аноним : Re: Светлое русское дело
2011-02-07 в 12:28

Что особенно смешно: Когда нынче это одаривание никак не связано с трудом и размеры его превосходят все мыслимые границы приличия - это право свободного (от нравственности) стяжания очень рьяно отстаивают православные ревнители собственности.
39. lucia : Люмпен
2011-02-05 в 01:35

О стяжателя и нестяжателях у Сомина - это мрачный бред. Что особенно смешно - именно коммунисты при советской алвсти одаривались различными материальными пеимуществами. именно у них был спецмагазины, спецмашины, дажи, именно они устроили перестройку и теперь под иными вывесками продолжают жиреть. И стремились в "члены партии" - именно для тогою, чтобы что-нибудь урвать - хотя бы карьеру каку-никакую.
По-момему. только совершенно невменяемое сознание способно порождать вот такие кошмары "С точки же зрения «коммуниста» распределение благ должно управляться не отдельным человеком, а обществом. А в конечном счете - Богом, ибо только Он является полновластным собственником всех благ. По словам же св. Иоанна Златоуста «что принадлежит Богу, то принадлежит всем», и следовательно «все», т.е. общество имеют большее право владения, чем отдельный человек. Таким образом, выбирая позицию «коммуниста», человек противится падшести, а становясь «собственником» он падшести подчиняется. Конечно, абсолютные «коммунисты» - большая редкость. Большинство «коммунистов» остаются ими до определенного предела. Но их выбор помогает им в борьбе против самой распространенной человеческой страсти - любостяжания."
У нас в Петербурге есть специальное тихое место имени Скворцова-Степанова. Тоже коммунист был и одно время даже являлся наркомоь финансов. Нестяжатель.
38. Люмпен : Анониму, 37
2011-02-04 в 23:47

Лучше вы посмотрите вот здесь: http://slovari.yandex.ru/люмпен/БСЭ/Люмпен-пролетариат/ или вот здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/%;D0%9B%D1%8E%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD.
И где вы про какие-то ошметки нашли. Слова все же следует выбирать
37. Аноним : 36. Люмпен
2011-02-04 в 14:34

В словаре посмотрите дословный перевод вашего псевдонима.
36. Люмпен : Анониму 25
2011-02-03 в 14:56

Почему ошметок? Я и есть настоящий пролетарий
35. Аноним : 34. Люмпен :
2011-02-03 в 08:16

Ну, если вы говорите, что Пол Пот - самостоятельная фигура, а вы - "ошметок" пролетариев - этому нужно верить безусловно.
34. Люмпен : Анониму, 22
2011-02-02 в 22:50

"Какое отношение имеет к социализму Пол Пот, ученик Сорбонны и французской элиты" -- А именно такое, что вернувшись из Сорбоны и встав во главе кампучии он попытался там построить социализм. Со своей спецификой конечно...
33. Люмпен : Владимир Анатольевич, 28
2011-02-02 в 22:48

"в которой говорится о делении людей на "стяжателей" и "нестяжателей". Эти две группы совершенно по разному устроены, у них разное мировидение, разный духовный акт." -- А может быть, еще разный геноти? может быть это вообще два разных биологических вида? А то ведь и такая версия выдвигалась
32. lucia : Агапит
2011-02-02 в 14:49

Да. и в РПЦЗ высказывались ужасные гадости в адрес свт.Луки. Только теперь они об этом не вспоминают. А мы - помним.
31. Аноним : Re: Светлое русское дело
2011-02-02 в 11:44

пп. 23, 21: "Святитель...стал обыкновенным советским архиереем".

Мы кого предпочтем "обыкновенного св. Луку" или нащих "необыкновенных" современников, "облагораживающих" капитализм" (точнее, его отходы)?
30. Аноним : Re: Светлое русское дело
2011-02-02 в 09:30

п. 25: "В сущености. это доведеный до логического конца "социализм" - без социальных довольствий. но с такою же свободой в области любой деятельности человека."

"У нас, строго говоря, в целом нет общества. Общество может быть связано или отношениями кооперации и солидарности, или отношениями конкуренции и купли-продажи. В России нет ни того, ни другого, есть несовместимые осколки общества. Возникший урод не сможет вырасти и стать здоровым. Но при помощи Запада и под его контролем он сможет долго существовать, усевшись, как злобный карла, на шею русского народа. Пока не высосет из него все соки." (С.Кара-Мурза)

Так что у нас комбинация из худшего со всего мира.
Какой тип отношений ближе - солидарность или конкуренция, люди и определяются в основном.
Глядишь, потом структурируемся как-нибудь.
29. Аноним : 22. Люмпен
2011-02-02 в 09:00

"...до Кампучии времен Пол Пота. И все -- социализм!"

Какое отношение имеет к социализму Пол Пот, ученик Сорбонны и французской элиты, вопрос любопытный. Видимо то же, какое здешний Пионер к пионерии, а Люмпен к этой части пролетариев.
"не верь глазам своим", - говорил классик о самоназваниях.
28. Владимир Анатольевич : 24. Пионеру со стажем
2011-02-02 в 08:40

К сожалению, Русская Церковь вынуждена была идти на компромисс с коммунистическим злом. Поэтому и написал (возможно) Святитель Лука: "Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим”



Свое отношение к Советской власти Святитель Лука выразил в одном из писем: “На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: “Так кто Вы — друг или враг наш?” Я ответил: “И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш”.

Из этого письмо совершенно очевидно, что в Советской власти для Святителя Лука было неприемлимо только гонение на христианство.

У Сомина есть замечательная работа: "Глубинный выбор", в которой говорится о делении людей на "стяжателей" и "нестяжателей". Эти две группы совершенно по разному устроены, у них разное мировидение, разный духовный акт. Это как волк в споре с овцой будет утверждать, что мясо лучше травки.
Мы обречены жить вместе, но думать по разному.
27. Аноним : Re: Светлое русское дело
2011-02-02 в 08:02

«Проведший почти все 20-е-30-е годы в заключении (и 1937 году след его теряется) епископ Герман (Ряшенцев), как и архиепископ Лука, принадлежит к числу тех людей, взгляд которых на окружавшую и, казалось, полностью отвергавшую их жизнь не могли замутить перенесённые ими страдания, они судили о ней, имея в душе какое-то иное мерило, нежели те, кто, имея за спиной лишь вполне благополучную биографию, на старте которой они немало воспользовались социальными преимуществами советской системы, сегодня с увлечением рисуют её богопротивный облик.
Иначе судит о ней епископ Герман в письме из арзамасской ссылки к родным, то есть вовсе и не обращаясь к широкой общественности и даже не помышляя об этом. А между тем перед нами пример настоящего учительства, мягкого и чистого.

"Мне кажется, - пишет епископ 18 октября 1933 года, - происходит не одно только разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и поверок, разрушение форм, подавляющих своей своеобразной, но часто во многом земной красотой действительность закованного в них смысла и содержания, образуются новые формы, облегчающие проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются часто их творцами и часто во имя осознанной и преднамеренной борьбы с Ним принципиально отрицаются, чтобы как бы через голгофу уничтожения воскреснуть.
Посмотрите, - пишет он далее, возможно, в последний раз наставляя своих близких, - как жизнь фактически стала аскетична, как самоотреченна, небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом каждого человека и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идёт к единству через коллективизм... Вы скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо придёт к Нему".

епископ Герман, высказав уже сходную с суждением митрополита Евлогия (Георгиевского) мысль о сложившемся в Церкви к началу революции контрасте между мощными внешними формами и ослабеванием самого духа христианской жизни внутри нее, переходит к главному. Именно в становящейся вокруг него советской жизни - жизни, в которой для него самого не нашлось места, - он из гибельной бездны, de profundis, слагает подлинный гимн всему, что в ней, пусть и бессознательно, не называя имени или даже отвергая его, следует за Христом. И, стало быть, богопричастно.»
26. Люмпен : Люсе, 25
2011-02-02 в 06:45

"На это честно скажу - не знаю в деталях." -- Ну, если Вас интересует исключительно социально-экономическая система, то она уже давно известна Это, например школа Н. Кондратьева, расстрелянного в 30-х гг. И у него сейчас много последователей (Институт академика Д.С. Львова). В том числе на РНЛ.
Кстати и советская система (в зрелом возрасте, разумеется) была не так уж и плоха. Далека от совершенмства, но все же! Но это ни коим образом не оправдывает те ереси, что пишет Н. Сомин и его защитники. Как сказал классик: "Зачем же стулья ломать?"
25. lucia : Илене
2011-02-02 в 00:15

Дорогая Илена. мне кажется, что двум господам служить невозможно. Если мы дерзаем умолять Господа о царе. то должны забыть о социализме. Тем более. что то. что нам предложено вместо "капитализма" - это ведь даже не капитализм. Не говорю, что капитализм - это хорошо. Но у нас даже и его нет. В сущености. это доведеный до логического конца "социализм"- без социальных довольствий. но с такою же свободой в области любой деятельности человека. Я думаю. что тратить драгоценое время на сравнение того что могло быть. с тем что есть в разных сранах - просто глупо. Удивитеьно. что одни и те же люди. здесь на РНЛ. причем. в остальном вполне трезвые. ухитряются одновременно желать царя и социализма.
Меня спросят - а как же представить хотя бы себе жизненное устройство при царе в наше время, да еще и такое. которое будет жизнеспособно и нам желательно? На это честно скажу - не знаю в деталях. Однако мы знаем. что общество должно как-то сруктурироваться. Как Вы считаете лучше - по богатству как в Новгороде или по знатности?
24. Пионер со стажем : Справедливейшая и совершеннейшая
2011-02-01 в 23:06

К сожалению, Русская Церковь вынуждена была идти на компромисс с коммунистическим злом. Поэтому и написал (возможно) Святитель Лука: "Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим."

Задумайтесь: будучи под арестом, невиновный человек объявляет подвергающую его мучениям власть "совершеннейшей". Человек, проведший начало своей жизни в Царской России, ставит власть, взрывающую храмы и убивающую православных христиан за их стояние в Истине, выше власти поистине милосердного православного царя и называет "справедливейшей".

Не сомневаюсь, что люди, подобные Сомину, Лесничему и Щербакову в упор не хотят увидеть, что эти слова никак не могут отражать настоящее понимание Святителем Лукой того, что происходило в стране. Но для любого здравомыслящего человека должно быть понятно, что компромисс с безбожной властью был нужен Церкви для чего-то более важного, нежели правдивая оценка политической ситуации.

Митрополит Сергий (Страгородский) сказал своему келейнику в середине 30-х годов: “После моей смерти будут всякие толки, и трудно будет понять, что я вынужден был делать, чтобы сохранить Литургию”. Лично для меня в этих словах содержится краткое, но вполне исчерпывающее объяснение причин упомянутого компромисса.

Конечно, я не вправе давать советы редакции РНЛ. Но, на мой взгляд, наметился явный перебор с социалистической агитацией. Если так дальше пойдет, скоро мы увидим благодарения "справедливейшей и совершеннейшей" коммунистической власти, подарившей нам столько новомучеников и исповедников. Скоро нарисуется и другое социалистическое "крыло" с "современными" лозунгами типа: "Справедливая анархия - мать исконно русского порядка". И так далее и тому подобное...
23. Агапит : Lucia
2011-02-01 в 22:56

"И был бы ему от Сов. власти почет и уважение."
---------------------------------------
Ну, Сталинскую премию святитель получил, и, судя по послевоенным проповедям, стал обыкновенным советским архиереем.
22. Люмпен : Всем формумчанам и автору
2011-02-01 в 22:54

Господа! А также товарищи! (без иронии).
Воздайте же наконец Богу Богово, а кесарю -- кесарево!
Ну не стоит путать богословие с экономикой!
Ведь дело не в том, плох социализм или хорош. Лично я считаю, что далеко не так уж плох, чтобы не сказать больше. И какой он, этот самый социализм. А вариантов великое множество -- от Швеции времен Улофа Пальме -- до Кампучии времен Пол Пота. И все -- социализм!
Но дело то не в этом!
А в том, что под предлогом поиска справедливого мироустройства, автор РНЛ, Николай Сомин фактически создал некое ЛЖЕУЧЕНИЕ, которое в котором хитроумно переплетены элементы православия, так и марксизма. Вот за это его совершенно справедливо и критикуют. А не за социализм какой...
21. Агапит : Против Кампанеллы.
2011-02-01 в 22:53

Христианская добродетель гораздо ценнее там, где царит порок, ибо венцы достаются несравненно труднее. Хотя это не оправдание порока.

Долг христианина-облагородить мир вокруг себя, в том числе и капитализм, поставить его на службу всему обществу.

Думает ли Н.В. Сомин в тиши своего кабинета о христианской свободе, о миллионах соотечественников, не обретших веру, которые выступят против его "христианского социализма" с оружием в руках? Неужели ХХ век ничему не научил?

Когда я читаю комменты в защиту идей Н.В.Сомина, то создаётся впечатление, что их пишут неудачники или завистливые люди, тоскующие по Советской власти и равенству в серости, бесправии и бедности.

Вряд ли им нужен Бог.
20. Александр : 12. Лючия. Кальсоны как аргумент в споре.
2011-02-01 в 22:49

Ума остатки помутились:
Кальсоны в споре пригодились.
Достойны лучшего употребленья
Ваш пыл и ярость нападенья.
19. Люмпен : Люсе, 12
2011-02-01 в 22:49

Да ничего св. Лука не жаждал, кроме Царствия Небесного. А перед земными властями он просто СМИРЯЛСЯ! Похоже, многим здесь непонятны столь элементарные вещи.
18. Люмпен : Анониму, 5
2011-02-01 в 22:45

знаю, какую Вы музыку имели ввмду. Посмотрите лучше здесь: http://sovmusic.ru/
17. Люмпен : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 22:42

"ведь действительно вековая мечта человечества" -- попытки построить "рай" на земле предпринимались всегда. И кончалось это, как правило, большой кровью. Кстати, то, что затеял Ульянов в 1917 -- еще не самая страшная. Вон Мюнцер в 16 в. еще и не такое проделывал. Понятно время другое было, не гуманное, но тем не менее. И у Сомина находим упоминание еретика Мюнцера в положительном контексте.
А попытка оправдать ересь ссылкой на святого (в данном случае на св. Луку Войно-Ясенецкого) -- это вообще высший пилотаж!
16. Люмпен : Илене
2011-02-01 в 22:37

А Вы внимательно читали полемику Сомина и Шиманова на РНЛ. Она достаточно острая. и прав может быть только один из них. Сдается мне, что все же уважаемый Г. Шиманов
15. Люмпен : Все так, но зачем же в ересь впедать.
2011-02-01 в 22:34

Социализм-то может быть и хорошо, только вот зачем в ересь впадать, как это делает Н. Сомин?
На самом деле, социализм -- как и любой "-изм" термин явно не подходящий в православной полемике. Именно потому, что имеет марксистское происхождение. Другое дело, возможен ли более гуманный и справедливый строй, чем современная система на западе, да и в России тоже, которую как правило называют капитализм? Да возможен, ну и что? Оправдывает ли это соминскую ересь? Думаю, что нет.
Кстати, последнюю, совсем уж безумную статью РНЛ все же не стала публиковать, за что ей честь и хвала! Желающие почитать могут найти ее на Правой.ру
14. Илена : Лючии
2011-02-01 в 21:58

Так чего жаждал-то св. Лука?.. А что - в первоапостольской общине, например, царил "наш вонючий социализм"? Может быть, Вы как-то очень по-советски социализм понимаете? Ответьте пожалуйста, Вы-то какого бы желали социального строя?
13. Правдоруб : lucia, Бибиков Н.Г.
2011-02-01 в 21:44

Поменьше яда, пожалуйста! Тогда и сравнения будут другие...
12. lucia : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 20:03

"Жаждал свт.Лука! - совсем в башках помутилось. Если б он жаждал вашего вонючего социализма. то он не был бы ни архиереем, ни святым. И был бы ему от Сов. власти почет и уважение. Совсес уже потеряли остатки ума.
11. lucia : правдоруб
2011-02-01 в 20:00

Порубайте правды помельче.
10. Владимир Анатольевич : 4. Lucia o равном количество похлебки и кальсон
2011-02-01 в 19:49

Мне кажется. что если под ослепительной белой звездой. к которой надобно стремиться вы все понимате равное количество похлебки и кальсон.



В обсуждаемой работе Александра Илларионовича ни разу не употребляется слово “равенство”.
Автор говорит о справедливости, но не о равенстве… Равенство и справедливость – совершенно разные понятия.

“Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.

Любит ли муж жену за равенство?

И мать любит ли своего ребенка за равенство?

Разве друзья любят друг друга за равенство?

Неравенство - основа справедливости и побудитель любви.

Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.

Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.

Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.

Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.

На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство.”

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.

Александру Илларионовичу: спаси Вас Господи за хороший и нужный труд.
9. Илена : Лючии
2011-02-01 в 19:17

Хотелось бы услышать, дорогая Лючия, а какие ориентиры у Вас?
"Социально ориентированный" западный капитализм с развалом Союза начал срочно сворачивать всю свою "социалку", потому что конкурировать стало не с кем, так чего тогда народ баловать. Более убогого смысла жизни, чем "личная успешность", которую предложила русскому народу нынешняя наноглава, я просто не знаю. Понятное дело, достижение Царствия Божия на земле невозможно. Но хотя бы за стремление к нему Господь может продлить историю еще на какое-то время. Мне жутко интересно, кому все эти лично-успешные молятся в Церкви. Менее "лично-успешного", чем Иисус из Назарета, Человека в истории не было. Я знаю, что Вы к социализму относитесь плохо. А к чему Вы хорошо относитесь?
8. Бибиков Н.Г. : правдорубу (добрый совет)
2011-02-01 в 18:54

Когда в следующий раз будешь что-то рубить, старайся реже попадать по собственной голове - пожалей бедную.
7. Сокол : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 18:34

Ну, а социализм всё же менее «политический сатанизм», нежели нынешний капитализм, тем более - социализм справедливый, праведный, которого, по-моему, жаждет большинство моих соотечественников, как жаждал когда-то и св.Лука
---------------

Все правильно.
Добавил бы только три слова:
"социализм справедливый,(ТРУДОВОЙ. ТВОРЧЕСКИЙ, МИРНЫЙ) праведный,
6. Правдоруб : 4. lucia
2011-02-01 в 18:11

А lucia это сокращённое имя от Lucifer?
5. Аноним : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 16:09

А какую музыку инспирировал светлый советский период! http://music.yandex..../115813/album/10889
4. lucia : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 14:58

Мне кажется. что если под ослепительной белой звездой. к котрой надобно стремиться вы все понимате равное количество похлебки и кальсон. то это не тема для православного обсуждения. Неужели годы социализма так пригнули ваши души к земле. что иных ориентиров вам просто не видно?
3. Илена : Спасибо за статью
2011-02-01 в 12:50

Никогда Россия не возродится под сенью золотого тельца, потому что Господь очевидно против. А Сомин и Шиманов совершенно правы. В Царствии Небесном частной собственности НЕТ, и стремление к такому строю, где недра, земля и все созданное народом находится в общенародной собственности - верное. Интересно, что еще надо поклонникам маммоны, чтобы увидать, куда ведет этот путь?.. Что еще надо народам?.. "Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?"
2. Александр : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 12:35

Спасибо автору и за подробное и весьма красноречивое перечисление фамилий "заплечных дел мастеров", гонителей св. Луки.
Лишняя иллюстрация ко 2-му тому "Воспоминаний князя Живахова".
1. Лесничий Александр Леонидович : Re: Светлое русское дело
2011-02-01 в 08:44

Спаси Господи автора, Александра за эти спокойные и добрые слова. За понимание, за любовь к справедливости. К этой ослепительной Божьей звезде, которую в нашем детстве мы так ясно чувствовали и стали терять только дряхлея душой. Спаси Господи.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме