26 января в Патриаршем Центре древнерусской богослужебной традиции при церкви Покрова в Рубцово прошел круглый стол старообрядных приходов. Перед началом работы круглого стола перед его участниками выступил молодёжный хор церкви свт.Николы на Берсеневке.
В общей сложности в работе круглого стола приняло участие 20 священнослужителей. Как и накануне, на секции по старому обряду, во главе круглого стола - епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (РПЦЗ). Были представлены два доклада (они не успели прозвучать на секции). Докладчиками были игумен Афанасий из Владимирской епархии и М. Терюнков, член общины церкви свт.Николы в Студенцах (г.Москва).
Остановлюсь подробно на докладе о.Афанасия. Тема его доклада: «Епископ Афанасий (Сахаров) в его отношениях со старообрядцами». Более 30 лет провёл владыка Афанасий в тюрьмах и ссылках, был фактическим возглавителем Катакомбной Церкви. После избрания в 1945 году патриархом митрополита Алексия (Симанского) примирился с Патриархией и перестал быть непоминающим. Последние годы жизни владыка возглавлял календарно-богослужебную комиссию МП Русской Православной Церкви МП, был епископом Ковровским, викарием Владимирской епархии. Епископа Афанасия называют хранителем церковных традиций. Общая беда - безпрецедентные гонения 1920-1930 гг. сблизили представителей нового и старого обрядов. В 1929 году Синодом митрополита Сергия были сняты клятвы на старые обряды и отменены порицательные выражения на оные. Владыка старался проводить миротворческую линию, из тропаря митрополита Димитрия Ростовского предлагал убрать слова «раскола искоренителю» и «буих уцеломудрил». Большое впечатление на него произвела статья «Мысли старообрядца», опубликованная в «ЖМП» в 1955 году. Статья была написана в спокойном миролюбивом тоне. Автор признавал заслуги Синодальной Церкви в издании книг того же митрополита Димитрия, как составителя житий святых. «Не должны ли и мы сделать шаги навстречу?» - задавался вопросом владыка и снова предлагал убрать резкие выражения из богослужебных книг в отношении ревнителей древнего благочестия. Ему импонировало знание старообрядцами богослужебного устава, строгие правила внешнего поведения у них на молитве. Он одобрял использование тех канонов, которых не было в новообрядческой практике («о творящих милостыню», «за единоумершего» и др.), ревновал о погружательном крещении. Себя он шутливо называл относящимся к «секте типиконщиков». Владыка был строгим постником, носил большую бороду, ходил по городу с посохом. Наиболее известна его работа «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Справедливости ради нужно отметить, что не всё в данной работе совпадает со старообрядческой практикой.
О.Иоанн Миролюбов в своём выступлении коснулся тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться старообрядным приходам. В частности, он отметил, что их возможный статус ставропигиальных, т.е. подчиняющихся непосредственно патриарху, вызывает вопросы у епархиальных архиереев. Тогда возникла идея предоставления таковым приходам статуса патриарших подворий - более адаптированное статуирование. Выражались пожелания, чтобы Патриарх или Синод обратились с обращением ко всей полноте РПЦ, где было бы отмечено положительное отношение к древнерусскому благочестию. Эти пожелания были вызваны тем, что ещё нередко встречается подозрительное отношение к двуперстию, к старым обрядам вообще. Была отмечена недопустимость хуления новообрядных святых, что, конечно, не означает, что с чем-то в их позиции можно не соглашаться. В конце концов соборное мнение Церкви выше частных мнений отдельных подвижников благочестия. Обсуждали программу деятельности на текущий год, в частности, говорили о том, где желательно соборно послужить по старому обряду. Я предложил 5 вариантов:
1. Ежегодно служить в главном храме РПЦ - храме Христа Спасителя (в нём есть частицы мощей св.ап. Андрея Первозванного, московских святителей и др.).
2. В соборе Василия Блаженного (ему в этом году исполняется 450 лет).
3. В Богоявленском Елоховском соборе (у мощей свт.Алексия,митрополита Московского и у гробницы патриарха Алексия Второго).
4. В Макариево-Желтоводском монастыре (Нижегородская епархия).
5. У мощей св. Патриарха Тихона в Донском монастыре (он рукоположил первых епископов для единоверцев).
Предлагали также отметить 90-летие трагической гибели единоверческого епископа Симона (Шлеева), помолиться у мощей прп. Александра Свирского, в Никольской церкви на Рогожском и т.д. Ещё были рассмотрены следующие вопросы: о стажировке кандидатов на рукоположение, об организации постоянно действующего семинара, о возможности выступлений сотрудников Патриаршего Центра с лекциями в духовных учебных заведениях, об издательской деятельности.