Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Блокадное Богоявление

Протоиерей  Алексий  Успенский, Русская народная линия

19.01.2011


Прорыв и снятие. Новые свидетельства …

Иерей Алексий УспенскийПрежние публикации «Русской народной линии» на эту тему в основном содержали вопросы - за что и почему. Теперь же, отдалившись во времени от тех великих событий еще на один год, мы имеем возможность увидеть чуточку больше, ибо большое видится на расстоянии. На сей раз перед нами стоит вопрос, когда же все-таки произошло полное снятие блокады Ленинграда. В отношении прорыва все понятно: он был совершен 6 (18) января 1943 года встречным ударом двух фронтов - Волховского и Ленинградского. Это означало, что в железном кольце появилась всего лишь брешь длиной каких-то 8-11 километров. Она насквозь простреливалась артиллерией противника и в любой момент могла быть ликвидирована ударом с юга. Однако не стоит и говорить, что сам факт прорыва давал людям большую надежду и решимость. На дворе, как известно, стоял тогда Крещенский сочельник, а смысл этого праздника в покаянном сосредоточении и посте, которые нужны нам для того, чтобы полнее и глубже почувствовать тайну и радость Богоявления. Образно говоря, Крещенский сочельник 1943 года затянулся для ленинградцев на целый год. Еще год нечеловеческого сосредоточения, год блокадного поста и приуготовления к великому празднику полного снятия блокады - победного и окончательного. И праздник пришел. Пришел в самый что ни на есть в положенный ему срок, а именно 6 (19) января 1944 года. Этой датой, и никакой другой, ознаменовано полное снятие ленинградской блокады. 

Об этом позволяют говорить данные, полученные жителями тех мест, где шли бои:

В январе 1944 года «состоялась операция под кодовым названием "Нева-2". Завершилась полным освобождением Ленинграда от блокады. Наступление началось 14 января Второй ударной армией с Ораниенбаумского плацдарма. Основной удар 15 января 42-й армией с Пулковских высот. Цель операции - разгром Петергофско-Стрельнинской группировки противника и соединение двух армий. Предстояло преодолеть мощную линию обороны, которую гитлеровцы называли Северным валом. Километр за километром с боями и потерями продвигались воины обеих армий» [2, с. 350]. 18 января воины 63-й гвардейской стрелковой дивизии развернули ожесточенные бои за Дудергофские горы, так как, не овладев этими высотами, нельзя было рассчитывать на успех операции. Несмотря на невероятные трудности, этот важнейший укрепленный пункт был взят штурмом в ночь на 19 января. К утру горы были полностью очищены от немецких захватчиков.

Также 18 января воины 64 гвардейской стрелковой дивизии вели бой за железнодорожный вокзал в Красном селе. Дудергоф и Красное село связаны между собой системой трех озер. Гитлеровцы взорвали мост и плотину между озерами. Вода затопила значительную часть местности около железнодорожной станции. Но это не остановило гвардейцев. Форсировав водную преграду, они выбили противника из вокзала и прилегающих к нему зданий. Какую силу духа и воли надо было иметь, чтобы зимой войти в ледяную воду в зимней одежде с оружием в руках! Это было поистине боевое крещение в Крещенский сочельник.

К полудню 18 января завязались бои за Красное село, превращенное фашистами в крепость. Утром 19 января Красное село было полностью освобождено от неприятеля.

Самого города по существу не осталось, но был освобожден важный узел дорог [2, С. 353]. Командующий 42 армией ввел в сражение новые силы, состоящие из двух танковых бригад, двух артиллерийских полков и двух саперных рот. Эта группа войск устремилась в сторону Кипени и Ропши через Пелези на встречу войскам 2 ударной армии, уничтожая на пути вражескую технику и пехоты [6, С. 194].

19 января 1944 года к исходу дня, точнее в 22 часа выдвижные части 2 ударной и 42 армий соединились в районе села Русско-Высоцкое, замкнув в кольцо остатки разгромленной Петергофско-Стрельнинской группировки Гитлера. Это событие ознаменовало по фронтовым документам полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады. В честь победы под Ленинградом столица нашей Родины Москва уже 19 января 1944 года салютовала 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий доблестным войскам Ленинградского фронта. Это был салют по второй категории.

Приказом Верховного главнокомандующего от 19 января 1944 года за номером 60 наиболее отличившимся в боях соединениям и частям присвоено наименование Красносельских и Ропшинских. О факте встречи двух армий был составлен акт рано утром в 7 ч.55 мин. следующего дня, т.е. 20 января в поселке Ропши [6, С.194].

А в книге «Блокада Ленинграда» в документах рассекреченных архивов опубликован документ, датированный 21 января 1944 года. Это обращение командования Ленинградского фронта к Сталину с просьбой разрешить проведение салюта по первой категории в честь полного снятия блокады с города Ленинграда 27 января 1944 года, подписанное Л.А.Говоровым и А.А.Ждановым [1, С.717].

Проведение торжества 27 января оправдано тем, что надо было подготовить документы, произвести уборку города, изыскать возможности орудийного обеспечения для проведения праздничного салюта. 23 января 1944 г. был издан приказ по войска гарнизона, где четко указан распорядок подготовки к проведению салюта в ознаменование разгрома немцев под Ленинградом [1, С.717-719].

27 января 1944 г. был произведен повторный салют, но уже по первой категории - 24 артиллерийских залпа из 324 орудий и в самом Ленинграде. Это уникальный для того времени салют, так как в годы войны салюты проводились только в Москве.

Как в 1943, так и в 1944 году бои по прорыву и полному освобождению от блокады происходили в дни предпразднества Богоявления. Даты победного окончания обеих операций совпали с навечерием и праздником Богоявления. А салюты по поводу полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника был произведен на отдание этого праздника [5, С.27-39]».

«А так ли уж важны все эти совпадения?» - обязательно поставит вопрос обязательный скептик. Скептик особо пунктуальный может еще упомянуть, что все эти совпадения неверны, потому что отмечены по устаревшему Юлианскому календарю. И он будет прав, потому что тот, кто встроил свою жизнь в систему григорианского летоисчисления, - не увидит в этих совпадениях никакого смысла. Вот чем может кончиться переход на григорианский и даже на новоюлианский календарный стиль. Духовный смысл событий собственной истории вдруг окажется для нас сдвинут и закрыт.

Нашим врагам очень нежелательны сегодня разговоры о сверхъестественном совпадении победы 1945 года с Пасхой и днем святого Георгия, Курской битвы - с праздником святых апостолов Петра и Павла и т.д. Очень бы им хотелось, чтобы все это было лишено смысла и значения. Им невозможно и слышать о какой-либо помощи Божией русскому оружию в годы Второй мировой. Более того, категорически нельзя замечать свидетельств этой помощи. Да и откуда им взяться, когда Сталин - фашист не лучше Гитлера, а генерал Власов - совсем не предатель, а «пламенный патриот России». Если уже кто и достоин Божьей помощи в ходе той войны - так это западные союзники. Они божественно демократичны и фашистами никогда не были. Им можно бы и помочь. Тем более, что они весьма способствовали главному завоеванию Второй мировой - а именно созданию государства Израиль. Вот это действительно было Божье чудо. Русские союзники, конечно, приложили к это руку, но им пора бы объяснить, что они, во-первых, союзники бывшие, а во-вторых, сами ничем не лучше немецких фашистов. Следовательно, они не только не вправе рассчитывать на плоды Победы, а очень может быть, что и их следует посадить на скамью подсудимых рядом с фашистскими преступниками. Разве Бог может помогать преступникам в их преступных делах? 

Некоторые в нашей церковной среде говорят о том, что многим русским нужно было бы в свое время всем поступить подобно генералу Власову и перейти на сторону немцев. Тогда уж какой-нибудь маршал Жуков или Василевский болтался бы в Нюрнберге на одной перекладине с Герингом. Никакой советской зоны оккупации тогда бы не было и можно было бы избежать расходов на холодную войну и борьбу с коммунистической угрозой по всему миру.

Такая современная логика вполне всех устраивает. Только вот русскому человеку она не оставляет места на планете. С коммунистической угрозой вроде бы покончено. Но как мы знаем, бывшим «союзникам» этого мало. Уже достаточно давно, кажется лет 20 назад, Збигнев Бжезинский назвал Русскую Православную Церковь врагом номер один. Что это значит? Это значит кроме всего прочего, что у нас в Церкви помимо ЦРУшной резидентуры есть и свои «генералы власовы». Один из них на страницах епархиальной печати недавно заявил: «Триада «Православие, самодержавие народность» дискредитировала себя в истории и не имеет никакого отношения к христианству». Вот так одним росчерком профессорского пера обессмысливается подвиг служения Богу, Царю и Отечеству. Христос, оказывается, никак не участвовал в помазании на царство христианских государей и таинственная благодатная связь Царя со своим народом - есть просто выдумка корыстных идеологов-царедворцев. Помышляющие таким образом подвергают себя одной из анафем, которая содержится в чине Торжества Православия первой недели Великого поста. Церковные «генералы власовы» сегодня собирают свою «освободительную армию». Они не хотят слышать материнских наказов матери-Церкви подобно тому, как исторически генерал Власов не хотел слышать голос совести, который повелевает защищать свою Родину-мать с оружием в руках, а не поворачивать свое оружие против нее, в каком бы рабском плену она не находилась.

Пример богоявленского блокадного чуда показывает нам, как премудро и постепенно через невыразимые страдания и утраты Господь очередной раз выводил нас их греховного плена. То есть того пленения ума, из которого наш народ до сих пор не может выбраться. И здесь очень понятна позиция наших врагов. Они ни за что не должны дат нас случая прийти в разум. Представим себе на минуту? Русский народ вскинул голову и разогнув спину ясным взором зрит окрестность, все видит и все понимает. Чем это обычно заканчивается - враг очень хорошо знают. Знают пока лучше нас самих.

Блокадное Богоявление стоит в ряду таких исторических откровений, которые приводят народ в разум. Мы уже говорили о том особом образе, каким посетил Господь наш город в ту войну. Надо признать, что грех клятвопреступления, предательства Царя и России совершился в Петрограде в феврале-марте 1917 года, также особым образом. И вообще по части предательства город на Неве стоит в особом ряду. По мысли петербургского историка Н.К.Симакова, град святого Петра, сделавшись колыбелью трех революций, в некотором смысле повторяет печальный эпизод из жизни апостола Петра, его троекратное отречение. Кроме того не забудем, что важное последнее предательство совершилось именно в Петрограде. Петроград не стал Голгофой для Царя-мученика, но Гефсиманией он может называться с полным соответствием. Мы помним, чем заплатил Иерусалим за предательство, изгнание и убийство самого законного своего Царя. Мы не должны забыть, чем платил бывший Петроград за очень схожее преступление. И самое главное - полное снятие Блокады в день Богоявления дает нам некое уверение, что некогда мятежный град теперь прощен. Может быть подобно тому, как прощен был некогда отрекшийся апостол Петр.

Список литературы:

1.         Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов под ред. Н.Л.Волковского. М.: АСТ; СПб: «Полигон», 2006. - 766 с.

2.         Битва за Ленинград 1941-1945. Пер. с англ. - М: АСТ: Астрель, 2008. - 639 с.

3.         Кислицын Н. Ленинград не сдается. М: «Прогресс». 1991. - 302 с.

4.         Колпакова Д. и Суслов В. Был город-фронт - была блокада... Ленинград: «Детская литература», 1984.

5.         Православный календарь «Мир души» на 2011 год. М: «Ковчег», 2010. - 384 с.

6.         Рожков А.Н. На юго-западе Санкт-Петербурга. Из истории Красносельского р-на. СПб: «Лики России», 1996. - 216; илл.

Обращение командования войсками Ленинградского фронта к тов. Сталину о проведении салюта в честь полного снятия блокады с гор. Ленинграда 21 января 1944 года:

В связи с полным освобождением гор. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника, просим разрешить:

1.         Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта.

2.         В честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января сего года в 20 часов салют 34 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

Говоров-Жданов

ЦАМО РФ 2170. ОП.227. Д.92. Л.104. [Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов под ред. Н.Л.Волковского. Москва ООО АСТ. СПб «Полигон» 2004. С. 717]



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Елена Родченкова : Петербург будет Куликовым полем, а пока:
2011-01-21 в 11:07

Напряженные и страстные -
Словно жарких птиц из рук,
Выпускает "Стрелы Красные"
Серый город Петербург.
За болотами-туманами
Из массонской глубины
Улетают стрелы странные
В сердце матушки-страны.
Не туда, где жаба властная,
А туда, где гей и гой
Выпускает "Стрелы Красные"
Город жидка-голубой.
4. Дмитрий В.Ч. : Re: Блокадное Богоявление
2011-01-20 в 03:05

Спаси Господь!
Переосмысление нашей истории в духовном плане (бывшее невозможным публично в советское время) крайне важно для России!
Хотелось бы просить Дорогую редакцию как-то, если возможно, инициировать расширение этой работы. Может быть, удастся организовать что-то вроде конференции?
3. Лариса : Новые даты
2011-01-20 в 00:20

Убедительно. Особенно духовное осмысление событий. В этом свете хочется верить, что город святого Петра прощен, как когда-то был прощен апостол Петр. Непонятно только, как могла забыться дата прорыва блокады - 19 января?
2. иерей Алексей Успенский : русскому "сталинисту"
2011-01-19 в 19:47

В том-то и дело,уважаемый, русский,и не менее уважаемый,сталинист,что смысл публикации как раз и направлен на то,чтобы указать истинную дату полного снятия ленинградской блокады. Память равноапостольной Нины,de facto,приходится только на дату повторного салюта,котоая ошибочно считается днем снятия блокады.
1. Русский Сталинист : Re: Блокадное Богоявление
2011-01-19 в 12:17

Окончательное снятие блокады города-героя Ленинграда также пришлось на день памяти святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии- Земного Удела Пресвятой Богородицы.
Имеющий очи да узрит...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме