Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...

Александр  Таненков, Русская народная линия

31.08.2010


Отрывок из книги о монахине Тамаре (Печниковой) …

Побывавший, пусть и единожды, в православном монастыре, свои впечатления о тех днях и ночах, сохранит надолго: древние, намоленные стены старых храмов, долгие, продолжительные службы - Всенощное бдение и Божественная Литургия. Серьезные лица молящихся монашествующих. Мысли о прошлом монастыря, где подвизались подвижники православного благочестия. И труднопреодолимое желание проникнуть вглубь монашеской келии, а коль будет воля Божия - и побеседовать с монашествующим. Дверь в монашескую келию манит и притягивает. Нет-нет, да и бросишь на нее взгляд. Воображение рисует разные картины, навеянные прошлым, прочитанным. Одинокий томик Святого Евангелия на столе. Лампадка пред иконой Пресвятой Богородицы в углу келии. Тихий голос, неспешно читающий 90 псалом: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое...". Тихий свет от лампадки разливается по келии...". Свете тихий святы славы Безсмертного Отца Небесного Святаго Блаженного Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит»...

Искренняя молитва объединяет верующие сердца и, смотришь, неожиданно отворяются перед тобой двери монашеской келии и ты, получив благословение ее хозяина или хозяйки, входишь в скромный монашеский дом... Дверь в монашескую келью отворилась пред тобой. Отворишь ли ты свою душу перед ее хозяином или хозяйкой? Или, может, случится чудо Божие и монашествующий или монашествующая приоткроет уже иную, сокровенную дверь - в свою душу, и очень скоро ты станешь обладателем несметных сокровищ монашеского откровения...

Скромная келия в Овручском Свято-Васильевском женском монастыре, где подвизалась в молитве монахиня Тамара (в миру Татьяна Печникова), чуть более года назад мирно почившая о Господе, осталась на всю жизнь в памяти тех немногих ее духовных чад, которым она раскрыла свою душу, практически сделав их своими сомолитвенниками.

Кто же она была, монахиня Тамара? Матушка Тамара, как звали ее духовные чада. Удивительна ее судьба. Пятьдесят шесть лет в монашестве. Скитания по земле русской, впавшей во власть сатанинской безбожной власти, именовавшейся Советской, знакомство с высшими иерархами РПЦ МП и молитвенниками - схиигуменом Саввой Псково-Печерским и архимандритом Кириллом (Павловым). Все это было в ее жизни, наполняло ее жизнь. Для православного историка беседы и записи разговоров с матушкой Тамарой - безценны. Для ее духовных чад, ее советы и духовные поучения священны. Разобраться бы в них, чтобы явить их православному миру, так мало знающему свою историю.

Сейчас вы читаете первую часть книги, раскрывающей отдельные факты из жизни матушки Тамары, тем самым, с позволения хозяйки, приоткрываем для вас дверь ее келии.

Начнем мы наш рассказ с истории святой обители, которая на долгие годы стала домом для монахини Тамары. Свято-Васильевский женский монастырь, располагавшийся на месте древнего храма, в древнерусском городе Овруч. Вот часть его истории.

В 1953 году в Свято-Васильевский женский монастырь поступила послушницей Татьяна Печникова (в миру она оставила родительский дом, вдоволь постранствует по стране).

 Судьба сводила матушку со многими известными иерархами.

Первым, кто оставил неизгладимый след в ее памяти стал епископ Никон (Пурлевский), с которым она познакомилась в Казани. Вот отрывок из письма матушки Тамары, который касается упоминаемой встречи.

«Фотографию владыки Никона высылаю, мне ее дал, ныне покойный келейник владыки, впоследствии насельник Троице-Сергиевой Лавры, отец архимандрит Серафим. Что я могу сказать о встречах и впоследствии аресте владыки Никона? Я тогда была молодая, владыку по-детски любила, часто ходила к нему на собеседования, но о чем говорили - не помню. Он часто говорил, обняв меня: «Если бы все девочки были такие». Я стеснялась его. Родители мои в храм не ходили, но владыка собирался посетить мою семью. Но этого не случилось. Владыка был арестован в ночь на св. влк. мц. Варвару, 1936 года. Расстрелян, как я вычитала в книге «Мученик нашего времени» в 1938 году на Соловках. Арест владыки Никона (Пурлевского) не помню, хотя я ходила по тюрьмам Казани, разыскивая его и выдавая себя за его сестру. Хозяйка, на квартире которой проживал владыка, тоже была арестована и отбывала срок в казанских лагерях, я бывала у нее. Вина ее была в том, что на квартиру пустила архиерея. Вещи, кое-какую утварь и облачение перевозила на саночках. Потом в чемоданах я сложила на чердак в нашем доме, но мои родные об этой не знали. Через несколько лет нашлись его родственники и забрали вещи. Через двенадцать лет после ареста владыки, в Троице-Сергиевой Лавре, встретив келейника владыки - архимандрита Серафима, мы вместе соборно отпели владыку и еще нескольких архиереев, имена их я не помню. Владыка Никон давал мне читать духовные книги, а последней из них стала книга св.Феодосия Черниговского. Как сейчас помню, давая книгу, он говорил: «Прочтешь и мне расскажешь». Но не пришлось мне больше с ним встретиться. Только вечером 16 декабря 1936 года он встретил меня, идя из храма, и благословил, сказал, что бы завтра пришла на стакан чая.

В ту ночь он был арестован. Но стихотворения из прочитанной книги до сих пор помню:

«Святитель Божий Феодосий, молитвенник всея Земли,

под гулкий благовестный звон

текут людей немалые толпы

припасть к мощам твоим нетленным.

Пред ними скорбь свою излить,

и с воплем сердца дерзновенным

тебя о помощи просить.

Вот здесь страдалец старец припал к гробнице,

плача горько об одном,

пошли мне, Господи, терпенье,

чтоб крест свой до конца донесть".

Аминь и Богу нашему слава.

Когда я решила оставить свой дом, то дала обещание дойти пешком до Чернигова и поклониться святым мощам святителя Феодосия Черниговского. Сколько мы шли из Киева с моей спутницей - не помню. Но по молитвам святителя Феодосия мы миновали все препятствия и благополучно дошли до Чернигова, а затем вернулись в Киев.

Архимандрит Серафим скончался где-то в конце 80-х годов.

Милость Божия безконечна, всего не описать. Нужно только молиться и за все воздавать Богу должное благодарение. Прошу Вас, мои драгоценненькие Александр и Наталия, молитвенной помощи. Я вас полюбила всем сердцем и искренней душой. Вы мне дороги по Духу: у нас три сердца - один дух. На этом, наверное, буду заканчивать свою нелепую писанину. Повторяю, что я не задумываясь, что писать, себя не контролирую и не люблю перечитывать мною написанное. Мысли всегда заглушают одна другую. Что не дописала - догадывайтесь по смыслу. Низенький поклон Валюшечке».

Это одно из писем монахини Тамары. Их множество. В нашей книжечке мы приведем некоторые из них. Но перед этим добавлю, что целых три года, ходила молодая девушка Татьяна по тюрьмам, в поисках следов арестованного владыки Никона... "Но чем все окончится?" Это тоже из письма монахини Тамары.

Далее - выдержки из писем своим духовным чадам.

«Слава Богу, мои дорогие Валюшечка и Анатолий. Милая моя Валюшечка, так давно нет от тебя весточки. Как вы живете? Как твое и Толика здоровье? Как Евдокиюшка со своим Никитушкой? Верочка с Анюточкой? Вот уже 4-й год, как упокоилась Н. А. Да. Всех нас ждет час разлуки с землей. Душе, живущей в обманном футляре своего тленного тела. А что ждет каждого в будущем? Это зависит от самого себя, что избираешь: либо тесный скорбный путь скорбей и огорчения, живя в терпении, укрепляясь верой и упованием на милость Божию и все Его обетования. Либо живя в широком море житейских льгот, слушая гнусное внушение демонов, пользуясь последней техникой, громко кричащей о научных достижениях. Забыв о Всемогущем Творце и Небесном Отечестве. Великие старцы Афона уже открыто повествуют о том, что живем во времена, о которых предсказывал апостол Иоанн Богослов... Так быстро летит время. Все уходит в вечность. Жизнь пробежала длинная. Многое встречала, многое видела, а в памяти все так живо, как будто это было вчера. Все уходит в вечность. За все нужно будет дать ответ Всемогущему Богу. Но страшно. Нет ничего доброго. Как бисером осыпана жизнь грехами. Живешь безответственно, не ведаешь своих грехов. Словом, взглядом, помышлением, всего не перечислить, а ведь за этим не следим, ничего не замечаем, а ведь за каждое слово, за каждый взгляд должны мы все дать ответ пред Господом нашим Иисусом Христом на Страшном Суде. Суд не страшен тем, что Господь не строг. Нет, Господь многомилостив. Но каждый испугается своей собственной жизни, так как перед каждой душой откроется книга жизни. Вот потому так необходимо чаще исповедоваться и Причащаться...».

«Дорогие мои Валюшечка и Анатолий. Примите мое сердечное поздравление с праздником святого пророка Илии. Время летит неимоверно. Недавно, якобы, встречали День Святой Христовой Пасхи... Подумаю и так делается страшно. Все уходит в вечность. Смерть подкрадается внезапно, но она рядом. О которой забываешь помышлять, что основное - там нет оправданий, а давай ответ за всю жизнь, которую тебе подарил Господь для добрых дел, молитвы и покаяния, чего у меня нет. Все время упущено в ненужной безпечности и нерадении. Владеет мной сон, который полностью меня изнемогает и все, что нужно сделать все откладывается на потом, на "завтра" и это постоянно. Все осознаю, скорблю, но перемены нет. Прошу помощи и святых молитв. Только ими и живу, и таблетками. Давление прыгает, конечно все отражается и физически, и морально. вон не могу понять, почему не могу писать письма? Душой терзаюсь, что виновата пред тобой, твоими сестрами во Христе, которые, по твоим словам, были расположены ко мне, ждали от меня ответ, окрыляющий душу... Поверь, моя радость, молюсь, сердцем всегда говорю, душой стремлюсь мысленно помочь, утешить, ни на один день не оставляю памяти о вас, духом разговариваю, молитвенно имею желание духовно утешить и разделить духовную радость о прочитанной духовной литературе. Собираюсь неоднократно написать и только начну, обязательно что-то перебьет. Я в скорби остаюсь, а вы в ожидании. Думаете, что я забыла о вас. Нет, мои дорогие, Господь знает, что я пишу истину. Но хоть мои молитвы очень холодны, нерадивые, но за вас молится святая Церковь, я стараюсь подавать на заказные и молебны. Прошу у всех сердечно коленопреклонно прощение за свое письменное молчание. Но сердцем и душой, своим грешным духом всегда рядом с вами Валюшечка, всякая болезнь и скорбь - это попущение Господом. Все мы должны воспринимать их как посещение воли Божией. Господь дает нам по силам нашим, проверяя наше упование на промысел Божий. Но без скорбей нет возможности и войти в Царствие Небесное: скорби и болезни - верный путь в Царство Небесное, если все принимаем со смирением и несем терпеливо без ропота. Как необходимо ежедневно читать Святое Евангелие, хоть понемногу, но подряд. Сколько дает оно обновление и силы душе, И вместе с тем послание Святых Апостолов - как они назидательны, именно, в наш современный век. Старайся к этому приучать Евдокиюшку. Это не только полезно для души, но необходимо. Нужно только заставить себя и обязательно для Господа выделить 10-15 минут. Но сосредоточенно, а не на бегу. Спасибо за переданную книгу. Ты спрашиваешь - можно ли ему, автору приехать ко мне? Конечно можно, но именно не описывать мою жизнь, я - великая грешница. Но необходимо людям открыть путь в Небесное Царство. Сколько у Господа милости, которую мы не замечаем, но ее именно нужно видеть, как Господь силен во всех наших жизненных обстоятельствах. Но мне хотелось бы, чтобы он описал жизнь отца Гавриила, его юность, годы института, постриг в монашество, работу в поликлинике и хосписе, службу в храме. Это все нужно видеть. Ко всем этим заботам еще, по благословению епархиального архиерея, строит храм, на который не выделено никаких средств, а все упование на помощь Божию. Я считаю, что все это нужно описать, но не хвалить. Хвала людей - мерзость перед Богом. Отец Гавриил - приходской священник, кроме церковных служб у него много разных треб. Только вдуматься, какая должна быть уверенность в помощи Божией, чтобы нести такой труд, и учесть, что монах, нужно правило вычитывать. Помоги ему Господи, укрепи его силы, дай мудрость и силы. Во всем у него порядок. Все распределено. Приехал один игумен, которого я знала еще юношей. Нужно было делать стол, он приехал со своими духовными детьми, К столику я не подошла, была на своем диване. Что они говорили - не слышала. Мне потом доказали, что игумен очень много говорил обо мне, как я жила в Загорске и сколько людей было у меня и как многому он у них научился. И принял монашество...».

Это отрывки из писем матушки Тамары. В нашей книге о матушке они становятся словно эпиграфом к книге последующей, где будет рассказано о жизни матушки после закрытия Овручского монастыря в 1953 году. Заказы на книгу сию и последующую, а также фильм о жизни матушки Тамары можно направлять по адресу:

87512, Донецкая область, ул.60 лет СССР, д.12, кв.19

Таненкову Александру Александровичу.

ПОСТРИГ В ИНОКИНИ

Скит«В монастырь я хотела с юности. Мой духовный отец Савва Псково-Печерский хотел, чтобы меня постригли и сразу в мантию. Семь лет я находилась под окормлением духовным отца Саввы. В то время, когда я жила в Овручском монастыре, владыкой Житомирским был Владимир, воспитанник монастыря. В один из дней, выполняя игуменское послушание, должна была получить почту, встретилась с владыкой. Он неожиданно остановил меня и взяв за нос, сказал, что сегодня будет меня постригать. Для меня это было так неожиданно, что я заплакала. Когда я рассказала о словах владыки, то потом за моей спиной говорили, что я сама попросила постриг. «Ах так, - решила я, - не буду постригаться». Не буду. Я всегда в разъездах, какая из меня инокиня? Так и игумении сказала. И пошла в столовую готовить ужин. Приходит же туда матушка игумения и спрашивает меня о постриге. Отвечаю, что еще молодая я для пострига. Матушка начинает «пугать меня» письмом о.Савве, дескать, отпишет все, как есть, мое непослушание. Я заплакала и пошла в церковь. Пришла и стала правило читать. Из необходимых вещей к постригу у меня все было готово. Наутро нас, четверых, кого решено было постригать, поставили на колени, матушка игумения расчесала волосы. Пришли в церковь. Нас определили стоять у гробницы священномученика Макария. Положили два поклона Кресту и один архиерею. Владыка положил руку на мою голову и нарек меня именем Тавифа. На праздник святых мучеников Маккавеев это произошло. Владыка на проповеди сказал о нас, четверых девушках, решивших принять монашеский постриг, в храме все плакали. После Божественной Литургии мы шли из храма в трапезную впереди владыки и певчих Шли со свечами. В честь пострига на трапезе по благословению владыки всем раздали бисквит. 14 августа 1951 года это было... В рясофоре я была 33 года, 3 дня и восемь часов.

МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ

Это произошло в Загорске, в Троице-Сергиевой Лавре. Я уже несколько лет жила там и окормлялась у архимандрита Кирилла (Павлова), это случилось после смерти о.Саввы. Мне пытались говорить о тайном монашестве, но я его не принимала. Называла таких «подстриженниками». Почему? По причине, что если тайное монашество, то об этом знают только духовный отец и духовная мать. А я видела, как тайные монахи и монахини рассказывали об этом всему миру.

Однажды в Лавре, ко мне подошел отец Герман и попросил переговорить с отцом Кириллом о возможном постриге двух девушек. Он знал, что я имела возможность беспрепятственно общаться с архимандритом Кириллом. Я передала слова и пожелание о.Германа О.Кириллу. На что последний ответил, что он не знает лично тех послушниц, за кого просят и потому постригать их не станет. Я попросила его, чтобы он исповедал их, на что он дал свое согласие. Но на постриг не благословил. Наоборот, неожиданно сказал, что благословляет на постриг меня. Пишите, дескать, прошение на имя Святейшего и лично ему передайте. Я тогда работала на заводе и все откладывала и откладывала написание прошения. Так продолжалось до Троицкой родительской субботы. Это было в 1985 году. На службу в Лавру приехал Святейший Патриарх Пимен. Я была хорошо знакома с иподиаконом святейшего. И решила через него передать документы м мои и прошение Святейшему. Так и сделал. Проходит время, я спрашиваю у иподиакона о.Антония о судьбе моих документов. Он отвечает, что Святейший забрал их с собой, в Святейший Синод. Вот так. Прихожу я на исповедь к О.Кириллу, и он неожиданно говорит, что Синод благословил меня на открытый постриг. Постриг решили совершить в день памяти преподобного Антония Римлянина. Постриг в мантию.

Постриг совершал о.Кирилл и два монаха. В храме было полно народу. Пел хор. Постелили дорожку. Ковровую. Я была в одной власянице. Ползли по полу, распинаясь. Я ползла первой. Затем нас подняли и начался постриг. По окончании о.Кирилл сказал проповедь. Нарекли именем Тамара. Постриг был совершен по личному благословению Святейшего Патриарха Пимена после тщательного изучения моих документов, куда наряду с прошением, была положена характеристика и другие бумаги официальные. В характеристике рассказывалось, как я работала на скиту.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Иван : Re: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...
2010-10-07 в 23:04

Прошу прощения, но "Помилуй мя, Боже...." это 50 псалом, а не 90, простите Христа ради что влез.
2. А. Таненков : 1
2010-09-06 в 14:06

По поводу комментария Е. Домбровской. Ответом на неё, если будет на то Божья воля, станут расшифрованные рассказы монахини Тамары. Опечатки они возможны. Но, правда о жизни монахине Тамары (Печниковой) - духовной дочери схиигумена Саввы Псково-Печерского и архимандрита Кирилла (Павлова) до сих пор не желательна для многих, кто называет себя "православными". Но историческое в жизни монахини Тамары неотделимо от истории Русской Православной Церкви в 20-ом веке. Человек, лично знавший Митрополита Сергия (Страгородского), ныне прославленных Лаврентия Черниговского, Амфилохия Почаевского, Старцев Глинских - это духовная сокровищница Русской Православной Церкви. И мы, смиренно примем любые обвинения в грамматических ошибках и церконых понятиях, но донесем, с Божьей помощью, правду о нелегкой жизни Русской монахини 20-го века.
1. Екатерина Домбровская : Re: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...
2010-08-31 в 18:27

Странная опечатка для книги о монахине: "Лампадка пред иконой Пресвятой Богородицы в углу келии. Тихий голос, неспешно читающий 90 псалом: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое...". Это ведь не 90, а 50 псалом...
"Матушка Тамара, как звали ее духовные чада. " - А как, скажите еще они могли звать монахиню? Разве что мать Тамара?
Смущает и "Дверь в монашескую келью отворилась пред тобой". Обыденно так об этом сказано, а ведь и по уставам древним, и по традициям эта дверь не должна бы так легко открываться...
А это как понимать? "Или, может, случится чудо Божие и монашествующий или монашествующая приоткроет уже иную, сокровенную дверь - в свою душу, и очень скоро ты станешь обладателем несметных сокровищ монашеского откровения..."
Прямо уж "очень скоро" и "обладателем несметных сокровищ"...- текст все более и более настораживает своим дилетантизмом. Ведь старая истина, что подобное познается подобным и до сих пор не отменена. Боюсь, что авторам, путающим 90 и 50 псалом рановато в духовном плане браться за такие темы, как рассказы о монахах.
А этот перл: "осталась на всю жизнь в памяти тех немногих ее духовных чад, которым она раскрыла свою душу, практически сделав их своими сомолитвенниками." Раскрыла душу и ПРАКТИЧЕСКИ сделала... ни больше , ни меньше - сомолитвенниками?!! Может, еще и сотаинниками?
А какая связь между этими несколькими фразами:
"Начнем мы наш рассказ с истории святой обители, которая на долгие годы стала домом для монахини Тамары. Свято-Васильевский женский монастырь, располагавшийся на месте древнего храма, в древнерусском городе Овруч. Вот часть его истории. (?)
В 1953 году в Свято-Васильевский женский монастырь поступила послушницей Татьяна Печникова (в миру она оставиЛА родительский дом, вдоволь постранствУЕТ по стране).Судьба сводила матушку со многими известными иерархами"
Крайне странный, сырой, не выстроенный текст - то ли аннотация к книге, то ли уже из книги самой фрагмент... А адрес для заказов книги уже тут как тут - прямо в тексте...
Досадно и огорчительно.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме