Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Позитивный взгляд священника на международную конвенцию «о правах ребенка»

Протоиерей  Александр  Игнатов, Русская народная линия

Ювенальная юстиция / 20.08.2010


Беседа с настоятелем храма Рождества Христова г.Краснодара, представителем от Епархии в Законодательном Собрании Краснодарского края …

- Во многих регионах России, учитывая жестокое обращение родителей к детям, вводятся новые технологии, защищающие детей от насилия. Русская Православная Церковь, как нам известно, выступает против этих инициатив. Как бы вы могли это прокомментировать?

Протоиерей Александр Игнатов- Во-первых, священники нашей Церкви, как и все христиане, не против защиты интересов детей, тем более от насилия. Проблема в избираемых методах этой борьбы. Уже никому не секрет, что под видом защиты детей заинтересованные зарубежные компании хотят ввести в нашем Отечестве беспрецедентные способы разрушения традиционной для России семьи и небывалые формы отобрания детей не только из бедных (как их называют социально-опасных), но и из вполне благополучных семей.

Во-вторых, по этому поводу высказали своё мнение православные священнослужители и лидеры всех традиционных для России конфессий, которых пригласил для обсуждения данной проблемы в своей резиденции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20 апреля 2010 года. По вопросам защиты прав семьи и ребенка президиум Межрелигиозного совета России даже принял специальное заявление, в котором отметил не только незыблемость семейных ценностей, значимость государственных усилий по укреплению института семьи, необходимость защиты несовершеннолетних от насилия, вовлечения их в преступную деятельность, но и предостерег от серьезной опасности и о тяжелейших последствиях не только в российской, но и в мировой практике введения западных технологий защиты прав ребенка.

Святейший Патриарх и представители традиционных конфессий России в своем заявлении предупредили всех нас о разрушительной опасности ювенальных судов и заинтересованных госслужащих на неокрепшую психику ребенка, буквально вынуждающих детей клеветать на своих родителей. Межрелигиозный совет России назвал опасными любые меры, которые бы позволяли чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в её мировоззрение, в кровную связь родителей и детей, и призвал меры государственного и общественного контроля над жизнью ребенка принимать только после открытой дискуссии с участием представителей государственной власти и широким кругом родительской и педагогической общественности.

- Да. Но ведь существует Европейская конвенция по правам ребенка и, как известно, она в 1989 году была подписана всеми странами мира, кроме США и Сомали. В нашей стране она действует уже с 1990 года. Разве это не основание для внедрения и в нашей стране международных правил по данному вопросу?

- О самой конвенции хотелось бы поговорить более подробно и ответить на интересующие вас вопросы, опираясь на конкретные статьи этого международного документа. Если вы не возражаете?

- Думаю, что такая форма диалога, тем более с использованием первоисточника, может стать интересной для многих наших читателей и позволит разрешить определённые противоречия.

- Давайте, к примеру, обратимся к 5-ой статье конвенции под названием «О воспитании в семье и развитии способностей ребенка», в ней прямо говорится о том, что «Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития».

Обратите внимание, конвенция в самом своем начале законодательно определяет необходимость не только уважать права родителей, но и с почтением особенно со стороны госслужащих относиться к их обязанностям, связанных с традиционными методами воспитания собственных детей.

Какие тут противоречия с православной традицией воспитания? Никаких. Более того, эта статья конвенции учитывает даже уровень возрастной психологии и обязанность родителей влиять на своего ребенка с учетом его развития, а государству, ратифицировавшему эту конвенцию, вменяется в обязанность уважать как религиозные, так и традиционные методы семейного воспитания, веками сложившиеся у представителей тех народов, которые населяют нашу страну.

- У современных подростков очень много различных желаний, но в силу недостаточного материального положения многие родители не могут удовлетворить растущие потребностей своих детей. Не секрет, что уже и в России есть случаи, когда по социальным показателям из семей забирают детей. Может быть лучше помочь семье в трудную минуту?

- Да, 8-я статья конвенции четко определяет в первую очередь государству его обязанность - «уважать право ребенка на сохранение... семейных связей, и обязывает его помогать ребенку». Обратите внимание, государство обязано помогать, а не отнимать ребенка из семьи. Та же конвенция в 27-ой статье четко определяет: «Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить детям необходимые условия жизни» конец цитаты. По-моему, сказано предельно ясно.

- А если родители алкоголики, наркоманы, как помогать таким родителям, они всё равно пропьют государственные деньги?

- Из семей, где жизни ребенка угрожает реальная опасность, детей действительно нужно извлекать. Скажу для примера, на територрии нашего храма уже пять лет действует детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Рождественский».

По содержанию этот детский дом государственный, по духу - православный. Сюда привозят детей, родителей которых или лишили родительских прав, или посадили в тюрьму. Напомню, на Кубани, как и в целом по России, эта система давно отработана и достаточно эффективно применяется. Были случаи, когда мать или отец, отсидев свой срок, выйдя из тюрьмы, возвращались к нормальной жизни, устраивались на работу и забирали своих детей из детского дома в семью.

- Пример хороший, но ведь действительно в нынешний кризис далеко не все родители могут обеспечить своих детей даже прожиточным минимумом: нет бытовой техники, одежды, и даже необходимых продуктов.

- У нас на Кубани в город Тимашевск школьников привозят на экскурсию в дом-музей Епистимии Федоровны Степановой, где ей, как матери-героине, в центре города установлен памятник. Она родила 13 детей, а после смерти мужа (он умер от голода, работая охранником в зернохранилище) смогла с Божьей помощью воспитать 9 защитников Родины - героев Советского союза, павших на полях сражения, защищая честь своей Родины от фашистов. Наверняка эту семью можно было бы назвать социально неблагополучной и изъять детей в детдом, но к счастью этого не произошло, и Господь помог этой глубоко верующей матери-героине не только прокормить, но и воспитать своих детей достойными защитниками нашего дорогого Отечества.

- Вам, как священнику, хорошо известно, сколько сегодня детей, которые и живут под одной крышей со своими родителями, а у них интересы совершенно разные, они живут каждый сам по себе: мама у телевизора, папа у компьютера, ребенок, то с мамой у телеэкрана, то с папой, а то и вовсе без родителей в интернете. Все понимают, что ребенок там может увидеть. Как быть с этой проблемой?

- Что касается потока ужаса и насилия в современных СМИ и интернете, который обрушился не только на взрослых, но и маленьких граждан России, то тут нужно сказать, что обязанности, которые на себя возложило наше государство, подписав конвенцию о правах ребёнка, заключены в статье 17-й «О доступе к соответствующей информации».

Причем, тут речь идет не о вреде для телесной природы или физического здоровья ребенка. Очевидно, речь идет о другом - о вреде для психического здоровья детей, наносящий вред посредством душевного расстройства психики ребенка, посредством раннего растормаживания половой сферы несовершеннолетних, а это и есть тот самый вред «культурному развитию детей», за несение которого в полной мере несет ответственность государство, подписавшее европейскую конвенцию о правах ребенка. Более того, 17-ая статья конвенции в данном случае обязывает государственную власть не только словом, но и финансово поощрять СМИ к распространению теле-, радиопередач, которые способствуют духовному, то есть религиозному воспитанию подрастающего поколения.

- В конвенции Европарламента много говорится о правах, но ведь кроме прав у каждого взрослого человека, в том числе у детей и подростков, есть и свои обязанности.

- Это действительно так. Граждане России, как молодые, так и взрослые, должны внимательно изучать не только свои права, но и о свои обязанности. Действительно, у каждого из нас, кроме прав, есть и свои обязанности, во-первых, перед Богом, во-вторых, перед ближним и государством, в котором мы живем и, в-третьих, перед самими собой. Знание только своих прав и свобод, без знания и тем более без исполнения своих обязанностей приводит человека и общество к неминуемой гибели и самоуничтожению. В целях ограничения и пресечения зла, в обществе людей существует различные административные и уголовные законы, а есть и Высший закон, именуемый законом Божиим. Люди, нарушающие как Божественные, так и государственные законы, не способны построить процветающего общества. Отступление от нравственного закона является первопричиной бедственного состояния не только души человеческой, но и общества в целом. Всем нам нужно помнить простую истину, что «Общество, потерявшее нравственность, перестает быть жизнеспособным».

Следовательно, необходимо с самого раннего возраста учить детей не только пользоваться своими правами, но и исполнять свои определённые обязанности.

Но давайте, как мы сегодня и договорились, ответы находить в современной нам конвенции по правам ребенка. Статья № 8, упоминающая «О сохранении индивидуальности» гласит: «Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи». А где как не в семье, в которой каждый старается исполнять свои обязанности: отец - глава семьи, мать -хранительница семейного очага, дети - помощники и послушники своих родителей, наилучшим образом формируются нерасторжимые семейные связи.

- Относительно конвенции о правах ребенка государство обязано защищать ребенка от всех видов насилия, со стороны родителей и других лиц их заменяющих. Что вы можете сказать на этот счет?

- В этом сторонники западных технологий ювенальной юстиции как раз таки и усмотрели свою возможность не только запрещать, но и отбирать детей у родителей, которые в соответствии с нравственными нормами своей семьи наказывают реально провинившихся детей.

К примеру, если не наказать подростка, вернувшегося со школьной вечеринки пьяным или обкуренным, да еще по пути в спальню оскорбившего пожилую бабушку, то можно представить каким он станет через несколько лет. Но оставлять без наказания провинившегося подростка это тоже самое, что не вырывать сорняки вокруг посеянной пшеницы, а только смиренно ждать, когда вырастут плевелы и заглушат ростки неокрепшей пшеницы.

Новые ювенальные воспитатели между строк этой статьи конвенции почему-то усмотрели возможность даже шлепок и постановку в угол расценить как жестокое физическое насилие над ребенком. Если так дело пойдет, то и в нашей стране, как уже в Германии, Финляндии, за шлепок начнут отбирать детей. На мой взгляд, этого допустить нельзя!

Статья конвенции № 19 вменяет государству недвусмысленную обязанность отбирать из семьи в детские учреждения государственного типа только в том случае, если ребенку и его жизни угрожает реальная опасность.

Думаю, что нам нельзя слепо копировать ошибочный западный опыт в этой сфере. На Западе почти полностью разрушен, в том числе и ювенальной юстицией, институт семьи и на его руинах теперь пытаются создать однополое супружество с суррогатным материнством. Недаром сами европейцы уже называют себя жителями духовной пустыни. Неужели это придет и в Святую Русь? Да не будет!

- Могли бы вы сказать несколько слов о том, следует ли наказывать ребенка, и как смотрит на это Церковь?

- Наказывать относительно святоотеческого учения Православной Церкви следует не с целью принести боль любимому существу, а оградить его от зла. Наказание детей есть не только право родителей - это их обязанность по отношению к провинившимся детям. «Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, писал святитель Иоанн Златоуст, поскольку здесь дело идет уже о погибели и смерти души».

В Священном Писании говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 24). Священное Писание напоминает всем нам о том, что даже священник Илий был наказан самим Богом именно за то, что не наказывал своих порочных детей (1 Цар. 2, 33).

Однако формы наказаний Нового Завета иные по сравнению со Старым. Воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости, милосердия - «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). «Поэтому ударять или бить ребенка не надо, без крайних на то случаев», - пишет свт. Иоанн Златоуст. Если же детям нужно серьезное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребенка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары.

Например: лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сладостей, посещение знакомых и друзей, а для более младшего возраста - постановка в угол. Раздражение родителей во время наказания ребенка приносит вреда больше, чем пользы, и может озлобить ребенка. Надо подождать пока не восстановится полное спокойствие и мирное состояние духа. Святой апостол Павел пишет: «Вы отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». (Еф. 6,4).

Иногда в ответ на гнев и раздражение ребенка надо промолчать и без упрека, без наказания кротко наставить его на истинный путь. Бывает, что ребенок сильно раскаивается в содеянном, тогда его лучше уберечь от отчаяния или уныния ласковым словом.

О пользе умеренного наказания в русском народе существует множество мудрых пословиц, которые гласят:

«Дал Бог сыночка, дал и дубочка (хворостинку)».

«Ненаказанные сыны - безчестие отцу».

«Блудный сын - ранняя могила отцу».

«Родная мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет».

- В 90-е годы в школах России пытались ввести сексуальное просвещение школьников, начиная с 1 класса, тогда родители восстали и проект прикрыли. 24-я статья конвенции «О здоровье и здравоохранении», обязывающая государство проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье, не позволяет ли реанимировать этот проект?

- Подчеркну, 24-я статья конвенции говорит о распространении знаний о здоровье, а не о здоровом сексе, как уже некоторые развратники детей умудряются истолковать эту статью. Конвенция обязывает государство защищать ребенка, а не развращать его под видом конвенции. Дети должны знать, как правильно питаться, соблюдать гигиену, мыть руки, чистить зубы, беречь себя от алкоголя, наркотиков. Нужно учить детей как создать здоровую семью, а не как от нее предохраняться.

Сохранить себя до брака в чистоте, целомудрии и здоровье души и тела - вот будущее нации, крепкая здоровая семья. Но кто сегодня в школе учит этому детей? Именно государство должно об этом позаботиться пока на нашу землю не пришли и не поработили нас представители тех стран и народов, которые действительно заботятся о здоровье своих детей и молодежи, крепкой семьи как основы сильного государства.

- А как бы вы прокомментировали статью 27-ю конвенции «Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить детям необходимые условия жизни»?

- В ней все понятно сказано. Я думаю эту статью европейской конвенции каждый родитель и учитель должен знать наизусть, и в нужное время защищать права своих детей и свои родительские права четкими формулировками международных законов и конвенции.

- Похоже вы правы. Конвенция даже в целях образования положила задачи и нашему Министерству образования РФ развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, культурные традиции, уважение к своим родителям.

- Видите, конвенция обязала Российское Министерство образования на уроках, причём во всех классах без исключения, а не только в 4-м классе, проводить занятия на тему Пятой заповеди Бога: «Чти отца и мать свою». Вот, что обязано воспитывать государство в своих детях, почитание и уважение к родителям, а не доносительство на них в ювенальные суды, это же подтверждает и 30-я статья конвенции «Ребенок имеет право говорить на родном языке и соблюдать обычаи, исповедовать свою религию», а для Кубани - это Основы православной культуры, так мы и стараемся работать с нашим департаментом образования и науки Краснодарского края.

- Во многих школах распространяется текст самой конвенции, в конце обложки даже с телефонами, куда могут позвонить и если что, пожаловаться на родителей. Ваше мнение - это приведет к улучшению отношений детей и родителей в семьях?

- Во-первых, всё та же конвенция, ст. № 42 «О соблюдении и вступлении в силу», гласит «Государство должно распространять информацию о конвенции среди взрослых и детей». Обратите внимание, речь идет не о её распространении в полной редакции, а только информацию о ней. Напомним, этот документ обращен к руководству государств его подписавших для исполнения указанных в ней статей. Детям же нужно давать лишь информацию о конвенции.

Во-вторых, телефон такого недоверия, на мой взгляд, скорее нарушает конвенцию и её 29-ю статью, указывающую на необходимость уважения к своим родителям, подчеркну уважения, а не доносительства.

И, в-третьих, мне кажется, если каждый родитель в семье или учитель в школе даст детям такой комментарий европейской конвенции «о правах ребёнка», какой попытались дать сегодня мы с вами, то это, думаю, и будет не только исполнением 42-й статьи европейской конвенции, но и укрепит отношения детей с их родителями, а также станет хорошим противодействием против тех чиновников, которые хотят в угоду западным инвесторам истолковать ее на свой лад.

Особо значимой статьей в европейской конвенции считаю статью № 41 «О применении наивысших норм». В ней говорится: «Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше, чем данная конвенция, то следует применять законы этой страны».

Считаю и абсолютно убежден, что лучше, чем в России ни в одной стране мира не защищаются права детей, а потому в России и следует применять законы нашей страны, именно потому, что только в России еще живет истинная вера в Бога, надежда на то, что Он, как добрый Пастырь, никогда не оставит свое малое стадо, а еще потому, что именно у нас в России как ни в какой другой стране могут так любить своего Создателя, свою Родину и своих детей. А потому и применять в России нужно не западные, а свои Российские законы, защищающие детство.

- Благодарим Вас за интересную беседу и в завершении, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

- Воспитывать, прежде всего, самих себя, а только потом своих детей, на основе святых заповедей Евангелия в любви к Богу, к ближним и, конечно же, к своим родителям, учителям и наставникам, и тогда с помощью Божией вместе со своими детьми мы сможем преодолеть все испытания современного мира, в чем хотелось бы пожелать помощи Божией всем читателям.

Протоиерей Александр Игнатов, настоятель храма Рождества Христова Краснодара, благочинный церквей 1-го Екатеринодарского округа специально для Русской народной линии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Филимонов : Re: Позитивный взгляд священника на международную конвенцию «о правах ребенка»
2010-08-20 в 10:28

"абсолютно убежден, что лучше, чем в России ни в одной стране мира не защищаются права детей" - это, извините, как?

Когда опека по нынешним законам при желании может изъять ребенка фактически из любой семьи и таких случаев множество?

Когда в казенных детских домах детей растлевают и готовят из них алкоголиков и преступников?

Когда ребенок никак не защищен от недобросовестных педагогов, вводящих в программу элементы оккультных и сектантских учений (а такое случается сплошь и рядом)?


Ни в коем случае нельзя успокаиваться и говорить, что раз "ювенальной юстиции не будет", то дескать все у нас нормально. Возможно, на это и был весь расчет: пугать родителей неведомой букой, чтобы на практике оставить сегодняшний беспредел опек, который происходит без всякого "закона о ювенальной юстиции".

Нам нельзя успокаиваться, пока мы не добьемся в этой области законов и практики их применения, которые были бы основаны на традиционной системе духовно-нравственных ценностей, реально обеспечивали бы приоритет сохранения семьи и возможность общественного контроля со стороны православных организаций. Без этого любые конвенции опека при желании вывернет так, что они будут служить лишь для оправдания зла.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме