Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»

Николай  Черняев, Русская народная линия

03.08.2010

Николай Иванович ЧерняевОт редакции:     В этом году исполнилось 340 лет со времени начала так называемой «Крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)».

 Ниже мы публикуем несколько фрагментов «Из записной книжки русского монархиста» Н.И. Черняева (См. на РНЛ сочинения Н.И. Черняева: «Кое-что о Кольцове» ;

Теоретики русского Самодержавия. Лермонтов ;

Идеалы русского Самодержавия )

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н. И. Из записной книжки русского монархиста // Мирный труд. 1904.- №8.- С.69-75), подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин.

Название дано составителем.

+   +   +

 

Об идеализации Стеньки Разина

и о памяти, оставленной им в народе

К каким диким и нелепым выводам может приводить сплошная идеализация всех исторических явлений старинной Руси, может слу­жить стихотворение г-на Навроцкого «Утес на Волге», ставящее на пьедестал... Стеньку Разина! Это стихотворение шероховато, нескладно по форме и вообще лишено всяких художественных достоинств. Не­смотря на то, оно сделалось чрезвычайно популярным и печатается во всех сборниках, добивающихся распространения среди большой публики, особенно среди учащейся молодежи.

И чего только нет в этом стихотворении!

Бугор здесь называется утесом, причем патетически замечается, что утес, осчастливленный пребыванием на нем почтенного атамана Степана Тимофеевича,

Ни нужды, ни заботы не знает.

Точно будто другие приволжские «утесы» не имеют покоя от нужды и забот.

Разбойничьи замыслы Стеньки Разина именуются великим делом.

Его пребывание на утесе воспевается таким тоном, как будто речь идет о Моисее и Синае.

Народные песни прилагают эпитет «буйная» к слову «голова», а у г-на Навроцкого Стенька Разин наделяется даже буйными костями.

Зверские, кровавые выходки Стеньки Разина величаются у г-на Навроцкого «удалым» житьем.

Поэт, очевидно, принял за чистую монету калмыцкую сказку, вложенную Пушкиным в «Капитанской дочке» в уста Пугачева.

Верхом безсмыслицы и лубочной декламации являются две пос­ледние строфы «Утеса»:

Но зато, если есть на Руси хоть один,

 Кто с корыстью житейской не знался,

Кто неправдой не жил, бедняка не давил,

 Кто свободу, как мать дорогую, любил,

И во имя ее подвизался,

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет

И к нему чутким ухом приляжет.

И утес-великан все, что думал Степан,

Все тому смельчаку перескажет.

Итак, воспоминанья о бунте залитого кровью Стеньки Разина, воспоминанья о его гнусных насилиях и разнузданности имеют чу­додейственную способность воспламенять умы и сердца лучших рус­ских людей, поддерживать их в борьбе с корыстью и неправдой!..

Что сказать по поводу приглашения русских общественных дея­телей предпринимать поездки на Волгу в видах поклонения утесу Стеньки Разина? Можно сказать только одно: бумага все терпит.

Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..

Ведь и Разин, и Пугачев внесли в русскую историю самые пе­чальные и мрачные страницы, ибо они уверовали в злодейство и поклонились ему.

И г-н Навроцкий, и другие панегиристы Стеньки Разина (г-н Скиталец, например, в рассказе «Сквозь строй») ссылаются обык­новенно на мнимое уважение, питаемое народом к его памяти. Пос­ледняя глава известного исследования покойного Костомарова «Бунт Стеньки Разина» показывает, что это за «уваженье». Народ помнит Стеньку как воплощение страшной и злой силы. В народных преда­ниях Стенька Разин представлялся не только душегубцем и сущим зверем, но и врагом Христовой Церкви, каким-то предтечей анти­христа, проклятым «семью соборами».

Вот некоторые из преданий и рассуждений приволжского люда о Стеньке Разине, записанные Костомаровым, относившимся к Ра­зину без всякого предубеждения и видевшим в нем порождение казачества, ратовавшего во имя отжившего свой век удельно-вече­вого уклада, по своему существу враждебного началам Самодержа­вия и Единодержавия.

«Стенька дотронулся до кандалов разрывом-травою - кандалы спали; потом Стенька нашел уголек, нарисовал на стене лодку, весла и воду, все как есть, да, как известно, был колдун, сел в эту лодку и очутился на Волге. Только уж не пришлось ему больше гулять: ни Волга-матушка, ни мать сыра земля не приняли его. Нет ему смерти. Он и до сих пор жив. Одни говорят, что он бродит по городам и лесам и помогает иногда беглым и безпаспортным. Но больше говорят, что он сидит где-то в горе и мучится».

А вот легендарный рассказ каких-то русских матросов о том, что с ними произошло на берегу Каспийского моря, на пути в Россию из туркменского плена:

«Мы под гору сели, говорим между собою по-русски, как вдруг позади нас кто-то отозвался: «Здравствуйте, русские люди!» Мы оглянулись: ан из щели, из горы, вылазит старик - седой-седой, старый, древний, - ажно мохом порос. «А что, - спрашивает нас, - вы ходите по русской земле: не зажигают там сальных свечей вмес­то восковых?» Мы ему говорим: «Давно, дедушка, были на Руси: шесть лет в неволе пробыли; а как живали еще на Руси, так этого не видали и не слыхали!» - «Ну а бывали вы в Божьей церкви, в обедне, на первое воскресенье Великого поста?» - «Как же, де­душка, бывали!» - «А слыхали, как проклинают Стеньку Разина?» - «Слыхали». - «Так знайте же: я Стенька Разин. Меня земля не приняла за мои грехи; за них я проклят. Суждено мне страшно мучиться. Два змея сосали меня - один змей с полуночи до полу­дня, другой со полудня до полуночи; сто лет прошло - один змей отлетел, другой остался, прилетает ко мне в полночь и сосет меня за сердце; я мучусь, к полудню умираю и лежу совсем мертвый, а после полудня оживаю, и вот, как видите, жив и выхожу из горы; только далеко нельзя мне идти: змей не пускает. А как пройдет сто лет, на Руси грехи умножатся да люди Бога станут забывать и сальные свечи зажгут вместо восковых перед образами, тогда я пойду опять по свету и стану бушевать пуще прежнего. Расскажите об этом всем на Святой Руси!»

Весьма вразумительны и слова одного 110-летнего старика, жив­шего близ города Царицына и собственными глазами видевшего Пугачева:

«Тогда (говорил он) иные думали, что Пугачев-то и есть Стенька Разин; сто лет кончилось, он и вышел из своей горы». Впрочем, сам старик не верит этому; зато верит вполне, что Стенька жив и придет снова. «Стенька - это мука мирская! Это кара Божия! Он придет, непре­менно придет и станет по рукам разбирать... Он придет, непременно придет... Ему нельзя не прийти. Перед Судным днем придет. Ох, тяжкие настанут времена... Не дай, Господи, всякому доброму кре­щеному человеку дожить до той поры, как опять придет Стенька!»

Очевидно, что почет поволжского люда к памяти Стеньки Рази­на, воспетый г-ном Навроцким и раздутый г-ном Скитальцем, - весьма двусмысленный почет, которого не пожелает для себя ника­кой руководитель политическими движениями народа. Такой «по­чет» мало чем отличается от безславия и проклятия. А все-таки следовало бы снять печать таинственности со Стеньки Разина и ознакомить приволжский люд в целом ряде общедоступных, как по цене, так и по изложению изданий со Стенькой Разиным и его сподвижниками...

+   +   +

О том, как эксплуатировал Стенька Разин в своих интересах преданность народа Царю и Династии

«Бунт Стеньки Разина» Костомарова подтверждает, что Стенька прекрасно понимал значение русского монархического чувства и старался пользоваться им в своих интересах, то есть морочить народ своей мнимой преданностью Царю:

«Стенька говорил, что казаки подклоняют его царскому величе­ству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха».

Беседуя под Астраханью с немцами, состоявшими на царской службе, Стенька Разин пил за здоровье Царя Алексея Михайловича.

«Стенька дал знак, чтобы они сели, и при них же налил водки и выпил, сказав:

-        Пью за здоровье его царского величества, великого Государя!

 «О, какими лживыми устами, о, с каким коварным сердцем

произнес он эти слова!» - говорил свидетель.

Когда царицынские стрельцы сокрушались о том, что изменили Государю, Стенька сказал им:

-        Вы бьетесь за изменников-бояр, а я со своими казаками сражаюсь за великого государя.

Взяв Астрахань, Стенька привел астраханцев, обращенных в ка­заки, к крестному целованию. Он велел им присягать стоять за великого государя и за своего атамана Степана Тимофеевича, войс­ку служить и изменников выводить.

Как ни неистовствовал Стенька в Астрахани, но он с толпой казаков, как будто ради торжества, приходил к митрополиту в гости в день тезоименитства царевича Феодора. Вообще, Стенька хотя и говорил, что он сожжет у Государя наверху все дела (Стень­ка с ненавистью относился к писаной бумаге), но притязаний на Верховную Власть не заявлял. «Я не хочу быть царем, - говорил он казакам, - хочу жить с вами как брат».

«Легко было возмутить народ ненавистью к боярам и чиновным людям; легко было поднять и рабов против господ; но было трудно поколебать в массе русского народа уважение к царской особе. Стень­ка, поправший и Церковь, и верховную власть, знал, что уваже­ние к ним в русском народе очень крепко, и решился прикрыться сам личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое черным бархатом. О первом он распрост­ранил слух, будто в нем находится сын Алексея Михайловича, ца­ревич Алексей, умерший в том же году 17 января. Какой-то черкес­ский князек, взятый казаками в плен, принужден был поневоле играть роль царевича. Стенькины прелестники толковали народу, что царевич не умер, а убежал от суровости отца и злобы бояр, и что теперь Степан Тимофеевич идет возводить его на престол. Царевич, говорили они, приказывает всех бояр, думных людей, дворян и всех владельцев помещиков, и вотчинников, и воевод, и приказ­ных людей искоренить, потому что они все изменники и народные мучители, а как он воцарится, то будет всем воля и равность. По­всюду эмиссары разносили эти вести, и в отдаленном от Волги Смоленске один из них уверял народ, что собственными глазами видел царевича и говорил с ним; с тем и на виселицу пошел. В другом судне, покрытом черным бархатом, находился, как говори­ли прелестники, низверженный царем патриарх Никон. Таким об­разом, Стенька этими двумя путями хотел поселить в народе не­удовольствие к царю Алексею Михайловичу».

Бунтовщики усвоили себе тактику своего предводителя и вну­шали новым товарищам, что бунт поднят в защиту царевича Алек­сея Алексеевича.

- Вот как Нижний возьмем, - говорили они, хвастаясь и за­влекая товарищей, - тогда вы, крестьяне, увидите царевича; а мы идем за царевича Алексея Алексеевича и за батюшку нашего, Сте­фана Тимофеевича! (Собрание сочинений Н.И. Костомарова, кн. I, стр. 442, 446, 454, 466, 468, 475).

+   +   +

Тургенев о бунте Стеньки Разина

Русская художественная литература имеет гениальное воспроиз­ведение Пугачева и пугачевского бунта в «Капитанской дочке» Пуш­кина. Он дополняется и разъясняется романом графа Салиаса «Пу­гачевцы», «Историей пугачевского бунта» великого русского поэта, трехтомной монографией академика Дубровина и множеством ма­териалов, статей и заметок, относящихся к пугачевщине.

Бунту Стеньки Разина посчастливилось гораздо меньше. В ученой литературе, например, веские слова о нем сказаны только Костома­ровым и Соловьевым, справедливо считавшим Разина и его «работ­ничков» не сторонниками того или другого «уклада», а врагами госу­дарственности вообще, не защитниками униженных и оскорблен­ных, а гонителями всякого права и порядка, представителями гру­бой силы, произвола, хищнических и самых низменных инстинктов, не знавших вдобавок никакого удержу. В художественной литерату­ре бунт Разина еще не имеет верного отражения. Драма графа П. И. Капниста, весьма счастливо задуманная, судя по напечатан­ным сценам и наброскам, осталась неоконченной. Психология Стеньки Разина до сих пор не разъяснена. Костомаров, по своему обыкнове­нию, дал вместо живого лица эффектно освещенную, крупную фи­гуру, но не обнажил всех изгибов души Стеньки Разина.

Тем не менее, в нашей художественной литературе есть прекрас­но написанная страница, дающая отчетливое представление об общем характере бунта Стеньки Разина. Эта страница находится в XV- XVI главах «Призраков» Тургенева.

Повествуя о своем воздушно-волшебном появлении над Волгою с таинственной феею Эллис, Тургенев наглядно показал, чем был бунт Стеньки Разина в действительности, без прикрас.

« - Крикни: «Сарынь на кичку!» - шепнула мне Эллис.

...Губы мои раскрылись против воли, и я закричал, тоже против воли, слабым напряженным голосом: «Сарынь на кичку!»

Сперва все осталось безмолвным... - Но вдруг возле самого моего уха раздался грубый бурлацкий смех - и что-то со стоном упало в воду и стало захлебываться... Я оглянулся: никого нигде не было видно, но с берега отпрянуло эхо - и разом и отовсюду поднялся оглушительный гам. Чего только не было в этом хаосе звуков: кри­ки и визги, яростная ругань и хохот, хохот пуще всего, удары весел и топоров, треск, как от взлома дверей и сундуков, скрип снастей и колес, и лошадиное скакание, звон набата и лязг цепей, гул и рев пожара, пьяные песни и скрежещущая скороговорка, неутешный плач, моление жалобное, отчаянное, и повелительные восклицанья, предсмертное хрипенье и удалой посвист, гарканье и топот пляски... «Бей! вешай! топи! режь! любо! любо! так! не жа­лей!» - слышалось явственно, - слышалось даже прерывистое дыха­ние запыхавшихся людей, - а между тем кругом, насколько глаз доставал, ничего не показывалось, ничего не изменялось: река ка­тилась мимо, таинственно, почти угрюмо; самый берег казался пус­тынней и одичалей - и только.

          - Степан Тимофеич! Степан Тимофеич идет! - зашумело во­круг. - Идет наш батюшка, атаман наш, наш кормилец! - Я по-прежнему ничего не видел, но мне внезапно почудилось, как будто громадное тело надвигается прямо на меня... Фролка! Где ты, пес? - загремел страшный голос. - Зажи­гай со всех концов - да в топоры их, белоручек!

На меня пахнуло жаром близкого пламени, горькой гарью дыма - и в то же мгновенье что-то теплое, словно кровь, брызнуло мне в лицо и на руки... Дикий хохот грянул кругом...»

Вот то, чего хотят наши анархисты, составляющие крайнюю левую лагеря врагов Самодержавия.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 21

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

21. lucia : Запорожец
2010-08-05 в 17:24

На 16 и 20. Вы в двух постах подряд показываете. что не понимаете сути дела. Когда люди сражаются за правду. их уважают. А если они делают гадости. то разве их украсит знатный род? Это они позорят свой род. Кроме того, рамки предложенной темы гораздо шире. чем проблемы казаков. сидящих меж трех стульев. Вот кабы они определились... Но в наш век простотой людей пользуются, чтобы всех сссорить между собой.
20. Запорожец : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 16:59

Разины - знатный казачий род. Мать Степана Тимофеевича, по некоторым источникам, была из ханского ордынского рода. Ставить Разина в ряд с левыми анархистами - вопиющее невежество.
19. Запорожец : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 16:12

Тем, кто пух от голода, видел, как умирают его родные, в первую очередь дети, глубоко безразличны юридические тонкости.
18. Филимонов : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 16:02

Статью крайне полезно читать тем, кто сегодня восхищается "подвигом приморских партизан", всем, кто жаждет смуты и готов оправдать кровопролитие. Ослепление патриотическими и левацкими идеями не может привести ни к чему иному, как к новым несчастьям для населения бывшей России.
17. Русский Сталинист : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 15:34

Борис Годунов был избран Государем на всероссийском Земском Соборе и помазан на Царство святым Патриархом Московским и всея Руси Иовом.
Для Руси той эпохи это были критерии законности власти Государя и Годунов им полностью соответствовал.
Все, кто был после него, начиная от Гришки Отрепьева и заканчивая Шуйским и семибоярщиной им не соответствовали- их не избирал всероссийский Земский Собор и не венчал на Царство Патриарх Московский и всея Руси.
Потому они самозванцы, а Годунов- законный Государь всея Руси.
Если же ставить под сомнение законность избрания Годунова, то с таким же успехом можно оспорить и законность избрания Михаила Романова и объявить его самозванцем.
Но и первое, и второе предположение- ложь, как с чисто историко-правовой точки зрения, так и с духовной.
16. Запорожец : for lucia
2010-08-05 в 15:11

Интересное дельце. Как Ермак, Платов, Бакланов, то казаки - воплощение русской воинской славы, а как казаки заявляют о своей самобытности - то предатели и смутьяны. Сначала хочу поставить все точки над i: Ермак, Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, Мазепа, Платов, Бакланов, Краснов - все Казаки. В силу исторических обстоятельств эти люди были в диаметрально противоположных отношениях с московской властью, но при этом они были все одного духа. Например, сохранились положительные высказывания Платова о Мазепе, чего не хотят публиковать московсие историки. Все эти люди - гордость нашего народа, потому что они были воплощением его духа независимо от текущей политической коньюктуры.
А теперь по существу вашего вопроса. Во-первых казаки сейчас несвободны. Их земли разделены между 3 государствами - Украиной (которая также, как и Россия хочет представить наш народ своим служилым сословием, хотя конечно есть и существенное отличие: если Россия на первом этапе заключила военный союз с казаками, то Украина обязана казакам самим своим существованием), Россией и Казахстаном (имеется в виду в первую очередь Яик, хотя Сибирское войско, созданное Ермаком, тоже можно считать историческим войском, а вот Семиреченское, как и все другие восточные войска - имперские новоделы, и процент казаков по крови в их составе очень маленький).
Во-вторых прежде чем ставить казакам в вину Смутное время прошу вспомнить о личности Бориса Годунова - выскочки-самозванца, который устроил первый Голодомор на украинных землях и сам довел страну до Смуты. Ненависть к Годунову (первому из Самозванцев) была главным доводом в пользу последующих Самозванцев. Хочу также напомнить, что именно выбор казаков определил исход выборов царя в 1613 году.
P.S. Что касается Краснова, то под походом на Москву я имел в виду вовсе не 41-45 года, а 18. Выбор в пользу Гитлера для казаков был страшной ошибкой, но я не могу судить тех, кто вырвался из под кровавой советской власти - в их состоянии такая ошибка вполне объяснима. А "казачьи" части КА состояли из казаков в лучшем случае на 30%.
15. Lucia : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 14:39

http://www.google.ru/url?sa=t&;source=web&cd=5&ved=0CCIQFjAE&url=http%3A%2F%2Fhttp://www.nita-press.de%;2Fnews%2Fa-36.html&ei=iZNaTPzCF8OlOKiU8OQN&usg=AFQjCNGhjCno01DZZXfT150HI1XYqFHiFA
14. Аноним : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 14:38

http://www.google.ru/url?sa=t&;source=web&cd=5&ved=0CCIQFjAE&url=http%3A%2F%2Fhttp://www.nita-press.de%;2Fnews%2Fa-36.html&ei=iZNaTPzCF8OlOKiU8OQN&usg=AFQjCNGhjCno01DZZXfT150HI1XYqFHiFA
13. Русский Сталинист : про "казачий поход Краснова на Москву"
2010-08-05 в 14:37

Гораздо больше казаков сражалось в рядах Красной Армии в годы ВОВ.
Просто нынешняя власть наплевала на историю, сосредоточившись исключительно на выкачке за рубеж газа и нефти, потому имена казаков-Героев ВОВ Чекурды, Недорубова и многих других практически никому не известны.
Зато неовласовцы и неокрасновцы своих кумиров раскрутили дальше некуда- порой складывается ощущение, что в 1941-1945гг. СССР воевал исключительно против доблестной РОА власова и казаков Краснова-Шкуро-Панвица. А вермахт если и присутствовал во всей этой истории, то исключительно в обозах этих доблестных "борцов с большевизмом".
Умора...
12. lucia : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-05 в 14:33

Пивзавод в честь царя? Уж лучше Стенька. Пускай себе ассоциируется.
11. lucia : Запорожцу
2010-08-05 в 14:31

Однако теперь вы все полностью свободны. Не все ли вам равно, что мы думаем о вас в России? Но если интересно -

Казаки впервые всерьез заявили о себе в Смутное время, поддержав Лжедмитрия I и составив значительную часть его военных отрядов. В дальнейших событиях Смуты принимали активное участие как вольное казачество (русское и украинское), так и русские служивые казаки. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудила правительство в ХVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства.
10. Запорожец : К.Олегу
2010-08-05 в 14:12

А вы никак себя считаете разумеющим?
Интересно, а какая принципиальная разница между службой казаков Золотой Орде и вассальной зависимостью Москвы от той же Орды? Ведь Москва также по требованию хана предоставляла свои полки. Или же все действия Москвы продиктованы исключительно "дарованной свыше премудростью", а аналогичные действия других называются "предательством"? Не кажется ли вам это "двойным стандартом". Что можно нам - то нельзя другим. И откуда такая снобистская уверенность, что политические интересы Москвы являются непреложным критерием православности?
9. К.Олег : 8. Запорожец : Не знаю чего в статье меньше: знания истории или Православия
2010-08-04 в 20:55

По-вашему, св.Александр Невский сделал свой выбор по той же причине, что и бродники?
Раз Вы называете себя православным - помолитесь святому благоверному князю Александру Невскому. Только помощь свыше может Вас вразумить.
8. Запорожец : Не знаю чего в статье меньше: знания истории или Православия
2010-08-04 в 16:03

Кто мало-мальски знаком с документами по восстанию Степана Тимофеевича Разина знает, что "крестьянской войной" его нельзя назвать никак. В своем обращении к казакам Степан Тимофеевич прямо называет главного врага - московских дьяков, т. е. восстание было направлено против зарождающегося москоского империализма. Для казаков имело характер национально-освободительной войны. Алексей Михайлович купил донскую старшину социальными привелегиями по типу московского дворянства. Разины сами знатного рода воронежских казаков не пошли на предательство вольницы (к удельно-вечевому строю вообще отношения не имеющей - у казаков и славян искони совсем разное социально-политическое устройство), чего не понял князь Долгоруков.
Другое дело, что как любой нормальный политик Степан Тимофеевич нашел союзников в лице всех недовольных "реформами" Тишайшего. Причем далеко не только крепостных крестьян. Очень многие понимали гибельность "алексеевского" модернизма, приведшего в конце концов к современному модернизму (через кровь советского режима). Можно провести историческую параллель: бродники - предки казаков - во время монгольского нашествия встали на сторону монгол (позднее начали служить в Орде на практически тех же условиях, что и казаки в России до Петра, и получили там же свое современное название - казаки), в частноси во многом их выбор решил исход битвы на Калке. Однако через 30 лет святой благовергный князь Александр Невский повторит выбор бродников-казаков - встанет на сторону Орды. Казаки были единственнной силой в России, оказавшей прямое сопротивление "реформам" Алексея-Петра. Недаром их количество после этого пополнилось многими старообрядцами из России (причем крепостных крестьян среди них вообще не было - версия о беглых холопах высосана из пальца и исторически никак не подтверждается). Как и после 17-го года именно казаки начали сопротивление большевикам, столь бездарно загубленное белыми "единонеделимщиками".
А больше всего умилил рассказ Тургеньева. Фея Эллис - ну уж очень "православный" персонаж. Ее имя, похоже, этимологически родственно скандинавской богине Геле.
Хочется провести еще одну параллель. Петр Николаевич Краснов, глава независимого Донского государства, по воспитанию был убежденным русским государственником и, разумеется, отрицательно относился к Степану Тимофеевичу. Но фактически повторил его путь. Повел казаков на войну с Москвой и был казнен в той же самой Москве. Так что казаки всегда остаются Казаками, несмотря на текущую политическую коньюктуру.
7. К.Олег : 3. Леонид - маловато.
2010-08-03 в 23:25

Маловато будет!
Маловато знаете.
Имеете силы, желание - узнавайте побольше. Больше знаете - спите спокойнее. И главное, кричите погромче; особенно про Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Больше мира душевного, рассуждения духовного будет.
Не так?
6. Леонид : Анониму (п. 4)
2010-08-03 в 18:05

Мир и Вам, уважаемый Аноним!
Кстати, в звательном падеже надлежит имя склонять, например: "О, брате Леониде!" или "О, брате Анониме!" ;-)
5. Русский Сталинист : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-03 в 16:03

Восстания Разина и Пугачёва- это же гражданские войны чистой воды!
А в Гражданских войнах не бывает однозначно правых и однозначно виноватых, однозначно хороших и однозначно плохих.
Всегда виноваты обе стороны, и нельзя одну из них демонизировать, а другую героизировать.
4. Аноним : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-03 в 15:48

Гой еси, брате Леонидъ! Начьнемъ песнь ту по былямъ нашьго времени, а не по изъмышленiю баянову, да возъпомнимъ протъпопа Аввакума, во трiёхъ боговъ верующяго, про злобь его небывалую, егда народъ крещеныи призывалъ онъ животъ свои самовольнw перерывати; возъпомянемъ и Никона покаянiе, Царствiе ему Небесное!

дiакону Владимiру здравiя,
форумчанамъ здравiя,
и всемъ крещенымъ людямъ здравiя,
дружинамъ же доблестнымъ русскыимъ
смьртiю за другы павшимъ
вечнаая память!
3. Леонид : на п. 1
2010-08-03 в 14:15

Знаем, батюшка Владимир!
Знаем не только про «свинью» (так в статье) Степана Разина, но и про Алексея Михайловича Тишайшего, и про патриарха Никона, и про два брака царя, и про активное привлечение иностранных специалистов на государеву службу, и про преклонение перед ценностями Западного мира, и про практически окончательное оформление крепостного права, и про медный бунт, и про сынка-людоеда Петрушку, и про Раскол, и про убиение соловецких монахов, и про сожигание православных христиан за неприятие ими нового обряда, и про отрубание рук, и про урезание языков – да кто ж такое забудет?! Какая уж тут идеализация Разина? Далеко ему до настоящих-то героев!
Мир Вам!
2. Александр : Заложники крепостничества
2010-08-03 в 13:55

Тяжело осуждать людей, находившихся в рабстве. Со стороны русских дворян большой церковности и христианской любви к ближнему тоже не было, если не считать соблюдение чисто обрядовой стороны Православия. Восстания Разина, Пугачева да и другие многочисленные крестьянские волнения не были случайным явлением.
1. Диакон Владимир Василик : Re: «Горе поколению, которое воспитывается на идеализации таких людей, как Стенька Разин и Емелька Пугачев!..»
2010-08-03 в 01:56

Действительно все так. Никакой настоящей идеализации Разина в народном сознании не было. Даже знаменитая песня "Из-за острова на стрежень" вряд ли может считаться похвалой ему. Личность, прямо скажем, несимпатичная и нецерковная.
"А зачем венчаться, пропляшите-ка у куста и довольно!".
С Пугачевым в народных песнях - то же самое. Испуг, невольное восхищение, но не приятие.И опять-таки - разгул и нецерковность. Однажды в церкви сел на престол в алтаре, сказав: "Давно я не сидел на престоле".
Свинья, как говорил Пушкин.
А насчет горя.... Тоже все верно. Если у нас есть пивзаводы в честь Стеньки Разина и народ его по пиву знает, а царя Алексея Михайловича, или патриарха Никона - нет, не говоря уже об Ордине-Нащокине, то горе такому народу. пропивающему свою память!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме