В работе над статьями по истории православной миссии в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв. я неоднократно встречал упоминания о священнике, миссионере и этнографе Сергее (Сергие) Афанасьевиче Багине, один из докладов которого епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) - «Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления» - ранее уже был помещён на «Русской народной линии».
Как известно, советская историческая наука, мягко говоря, не жаловала миссионерскую тематику, оставляя «за бортом» имена не только «рядовых» миссионеров, но и целого ряда выдающихся просветителей народов Российской Империи, заслуги коих перед обществом были более чем очевидны. Печально, что и сегодня мы знаем о жизни и деятельности многих из них ничтожно мало, хотя поступки и труды православных миссионеров прошлого могут ещё очень многому научить тех, кто, сообразуясь со священническим долгом и по зову сердца, старается пролить свет веры Христовой на души своих соотечественников. Весьма полезным их опыт представляется также для нынешних «продвинутых миссионеров», порой весьма «оригинально» понимающих цель и задачи православной миссии, равно как и для оппонирующих им «миссиофобов», видящих подвох в любом новом приёме и методе миссионерской работы.
В этом отношении С.А.Багин, безусловно, был лишь одним из многих - многих из тех, о ком нам практически ничего не известно. Надеюсь, что публикуемые ниже фрагментарные сведения из его биографии обрастут в дальнейшем (в том числе, благодаря небезразличным читателям) ценными подробностями и позволят создать цельное представление об этом глубоком знатоке православной миссии в Поволжье, исследователе-этнографе и бескорыстном просветителе местных инородцев.
Известно, что Сергей (Сергий) Афанасьевич Багин родился в 1869 г. в деревне Кирменбаш (Керменбаш) (в других источниках - Керимбаш) Мамадышского уезда Казанской губернии. «Сын мещанина», русский, православный.
С 15 сентября 1888 г. по 4 сентября 1894 г. он работал учителем «Ныртынского и Букенского земских училищ». Затем являлся слушателем Миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии, которые окончил 6 августа 1896 г. При этом известно, что С.А.Багин знал «вотский и татарский (народный и литературный) языки и теоретически - арабский».
3 ноября 1895 г. он закончил работу над исследованием «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)», которое было издано в Москве в 1897 г. «Настоящий очерк, - говорилось в одной из сносок, - есть результат преимущественно личных наблюдений над свадебными обрядами и обычаями вотяков Казанского уезда. Значительную помощь при настоящей работе оказал мне бывший учитель Гондыревского училища Братства Св[ятителя] Гурия, Казанского уезда, В.Т.Тимофеев, которому я приношу за это искреннюю благодарность».
2 ноября 1896 г. реолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (И.П.Петрова) С.А.Багин был определён священником «к строящейся Казанско-Богородицкой церкви» села Нижние Учи (Нижняя Уча) Мамадышского уезда, 1 декабря 1896 г. - рукоположен во священника. Известно, что возведённая здесь на средства казанского купца В.Г.Полякова церковь Во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в 1898 г. С 28 августа 1897 г. по 1 мая 1899 г. он состоял законоучителем Новопоселённо-Тулбинского земского училища. 29 января 1899 г. «за усердную службу и примерное поведение» был награждён набедренником.
При этом особо С.А.Багин отличился на ниве религиозно-духовного просвещения вотяков (удмуртов). 29 октября 1897 г. указом Казанской Духовной Консистории, согласно резолюции епископа Чебоксарского Антония (А.П.Храповицкого), он был утверждён «помощником миссионера по Мамадышскому уезду». Затем «Особою комиссиею по организации Миссии в Казанской Епархии» избран и 24 февраля 1901 г. утверждён «помощником Епархиального миссионера для вотяков». С 3 ноября 1900 г. по 1 ноября 1908 г. С.А.Багин состоял в должности «наблюдателя вотских школ Братства св[ятителя] Гурия», с 5 апреля 1907 г. по 20 февраля 1908 г. - законоучителя «Ново-Никольской, Нижне-Учинской, Билетлибашской и Ново-Учинской церковных школ, Старо-Иванаевского и Утяковского земских училищ».
В «Отчёте Казанского епархиального училищного Совета о церковных школах за 1905-й гражданский год» сообщалось, что по его «инициативе и заботе» был открыт «т.н. дополнительный класс» для окончивших Нижнее-Учинскую «одноклассную школу вотских девушек», занятия в которой велись «по программе двуклассной церковно-приходской школы» (в него было принято 15 девушек, в том числе «12 вотячек и 3 русских»). Преподавание в этом классе вели: сам о. С.А.Багин и учительница А.Алексеева. «При недостаточной подготовке учительницы, - сообщалось в том же отчёте, - ревностный о. [С.А.]Багин занимался и по другим, кроме Закона Божия, предметам, но за недостатком времени и сложностью обязанностей всего делать не имел возможности».
С 12 января 1901 г. по 15 апреля 1905 г. С.А.Багин являлся членом Мамадышского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета, с 1903 по 1905 гг. - председателем Комитета «по постройке Верхне-Шуньской церкви» в Мамадышском уезде. 2 июня 1906 г. он был награждён скуфьёю.
С 12 марта 1902 г. С.А.Багин состоял членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете, а 18 марта 1909 г. был избран его действительным членом. Кроме того, с мая 1908 г. он являлся «по должности миссионера» членом Церковного историко-археологического общества Казанской епархии.
10 февраля 1907 г. о. С.А.Багин был перемещён священником в село Старо-Иванаево (Старое Иванаево) Чистопольского уезда Казанской губернии. 23 февраля 1908 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д.И.Самбикина) «отчислен от занимаемого им места в селе Старом Иванаеве за назначением И.д. противомусульманского Епархиального миссионера с причислением сверхштатным священником к Варваринской г[орода] Казан[и] церкви». 13 августа 1908 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Н.Т.Каменского) он был определён на священническое место к Казанскому Кафедральному Благовещенскому собору.
С.А.Багин сменил на посту епархиального инородческого миссионера (в ряде источников - «епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера») Я.Д.Коблова, занимавшего его с 1900 по 1908 гг. В «Отчёте о деятельности Братства св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год» сообщалось, что о. С.А.Багин состоял «И.д. Епархиального инородческого миссионера» с 23 февраля 1908 г. по 21 мая 1910 г. По состоянию на 1909 и 1910 гг. он упоминается также в разных источниках в качестве «и.д. епархиального миссионера» или «епархиального инородческого миссионера» без приставки «и.д.».
2 мая 1908 г. С.А.Багин был утверждён членом Совета «Братства святителя Гурия», который в 1909 г. выразил ему, а также «уездным миссионерам - священникам: Виктору Зайкову, Назарию Герасимову, Александру Протодиаконову, Филиппу Никифорову, Алексею Николаеву и Сергию Ляпидовскому» благодарность «за миссионерские труды в сём 1909 г.».
Статьи о. С.А.Багина публиковались в журналах Казанской Духовной Академии «Православный Собеседник» и «Кружка сестёр-сотрудниц «Братства святителя Гурия» «Сотрудник Братства святителя Гурия». В 1909 г. в Казани отдельной брошюрой была издано его исследование «О пропаганде ислама путём печати» («отдельный оттиск» из журнала «Православный Собеседник» за 1909 г.).
В июле 1909 г. о. С.А.Багин представил епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) обстоятельный доклад «об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления». Затем - в 1910 г. - под аналогичным названием (но без указаний на свой докладной характер) он был опубликован в «Православном Собеседнике», а также в виде брошюры - в качестве «отдельного оттиска» из него.
Исследования о. С.А.Багина опирались на богатый статистический материал и хорошее знание предмета. Вместе с тем, как отмечалось в одном из откликов на его работу «Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления», опубликованном в «Известиях по Казанской Епархии», точка зрения о. С.А.Багина «не богословская, а этнографическая».
В «Отчёте о деятельности Братства св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год» говорилось, что: «В отчётном году бывший епархиальный инородческий миссионер священник Сергий Багин совершал миссионерские поездки ежемесячно. Продолжительность поездок была в среднем около двух недель каждая». Между тем, в «Отчёте Епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера» «О состоянии миссионерского дела в Казанской епархии за 1910 год», частично опубликованном в 1911 г. в «Известиях по Казанской Епархии», сообщалось, в частности, что о. С.А.Багин, состоя «епархиальным противомусульманским и противоязыческим миссионером» по 30 апреля 1910 г., «решительно не оставил никаких данных о своей деятельности» за четыре месяца отчётного года.
О личной жизни С.А.Багина известно, в частности, что он был женат на Анне Александровне Багиной (возраст, по состоянию на 1909 г., 33 года), имел (по состоянию на тот же год) двух сыновей - Николая (4 с половиной года), Петра (2 с половиной года) и трёх дочерей - Татьяну (12 лет), Елизавету (9 лет) и Марию (7 лет).
1 мая 1910 г., «согласно просьбы», он был уволен в Казанском Кафедральном Благовещенском соборе за штат. Сохранились сведения, что в последующие годы С.А.Багин являлся Пермским епархиальным инородческим миссионером-проповедником.
Дальнейшая его деятельность прослеживается слабо. Известно, что в 1920-е гг. С.А.Багин служил священником в селе Константиновка Малмыжского района Кировской области и подвергался преследованиям со стороны богоборческой власти.
Информация о нём включена в базу данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Института и «Братства во Имя Всемилостивого Спаса» «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (со ссылкой на «Книгу памяти жертв политических репрессий Кировской области»). Согласно этим данным, 17 мая 1929 г. С.А.Багин был осуждён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 Уголовного Кодекса РСФСР с вынесением приговора о лишении права проживания в городах Москве, Ленинграде, Вятке и шести губерниях.
Дальнейшая судьба С.А.Багина документально не прослеживается. Реабилитирован он был 25 сентября 1992 г.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)
Источники и литература:
Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 17 об. - 20 об.;
Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория», 2010. - С.с. 14, 16 - 21.;
Багин С. О пропаганде ислама путём печати/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». - Казань: Центральная типография, 1909. - 31 с.;
Он же. Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». - Казань: Центральная типография, 1910. - 35 с.;
Багин С.А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. /Этнографический очерк/. - Москва: Типо-литография К.Ф.Александрова, 1897. - 34 с.;
Багин Сергей Афанасьевич/// Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви ХХ в.// Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет /Институт до 2004 г./. Факультет информатики и прикладной математики/;
Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - Казань: Центральная Типография, 1911. - С.с. (3), 32, 33.;
Известия по Казанской Епархии. - 1907. - № 6 (8 февраля). - С.с. 156 - 157., - № 8 (22 февраля). - С. 216.; - 1909. - № 48 (22 декабря). - С.с. 1380 - 1381.; - 1911. - № 30 (8 августа). - С. 884.