Один из многих

Материалы к биографии миссионера С.А.Багина

Новости Москвы 
0
360
Время на чтение 8 минут

В работе над статьями по истории православной миссии в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв. я неоднократно встречал упоминания о священнике, миссионере и этнографе Сергее (Сергие) Афанасьевиче Багине, один из докладов которого епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) - «Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления» - ранее уже был помещён на «Русской народной линии».

Как известно, советская историческая наука, мягко говоря, не жаловала миссионерскую тематику, оставляя «за бортом» имена не только «рядовых» миссионеров, но и целого ряда выдающихся просветителей народов Российской Империи, заслуги коих перед обществом были более чем очевидны. Печально, что и сегодня мы знаем о жизни и деятельности многих из них ничтожно мало, хотя поступки и труды православных миссионеров прошлого могут ещё очень многому научить тех, кто, сообразуясь со священническим долгом и по зову сердца, старается пролить свет веры Христовой на души своих соотечественников. Весьма полезным их опыт представляется также для нынешних «продвинутых миссионеров», порой весьма «оригинально» понимающих цель и задачи православной миссии, равно как и для оппонирующих им «миссиофобов», видящих подвох в любом новом приёме и методе миссионерской работы.

В этом отношении С.А.Багин, безусловно, был лишь одним из многих - многих из тех, о ком нам практически ничего не известно. Надеюсь, что публикуемые ниже фрагментарные сведения из его биографии обрастут в дальнейшем (в том числе, благодаря небезразличным читателям) ценными подробностями и позволят создать цельное представление об этом глубоком знатоке православной миссии в Поволжье, исследователе-этнографе и бескорыстном просветителе местных инородцев.

Известно, что Сергей (Сергий) Афанасьевич Багин родился в 1869 г. в деревне Кирменбаш (Керменбаш) (в других источниках - Керимбаш) Мамадышского уезда Казанской губернии. «Сын мещанина», русский, православный.

С 15 сентября 1888 г. по 4 сентября 1894 г. он работал учителем «Ныртынского и Букенского земских училищ». Затем являлся слушателем Миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии, которые окончил 6 августа 1896 г. При этом известно, что С.А.Багин знал «вотский и татарский (народный и литературный) языки и теоретически - арабский».

3 ноября 1895 г. он закончил работу над исследованием «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)», которое было издано в Москве в 1897 г. «Настоящий очерк, - говорилось в одной из сносок, - есть результат преимущественно личных наблюдений над свадебными обрядами и обычаями вотяков Казанского уезда. Значительную помощь при настоящей работе оказал мне бывший учитель Гондыревского училища Братства Св[ятителя] Гурия, Казанского уезда, В.Т.Тимофеев, которому я приношу за это искреннюю благодарность».

2 ноября 1896 г. реолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (И.П.Петрова) С.А.Багин был определён священником «к строящейся Казанско-Богородицкой церкви» села Нижние Учи (Нижняя Уча) Мамадышского уезда, 1 декабря 1896 г. - рукоположен во священника. Известно, что возведённая здесь на средства казанского купца В.Г.Полякова церковь Во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в 1898 г. С 28 августа 1897 г. по 1 мая 1899 г. он состоял законоучителем Новопоселённо-Тулбинского земского училища. 29 января 1899 г. «за усердную службу и примерное поведение» был награждён набедренником.

При этом особо С.А.Багин отличился на ниве религиозно-духовного просвещения вотяков (удмуртов). 29 октября 1897 г. указом Казанской Духовной Консистории, согласно резолюции епископа Чебоксарского Антония (А.П.Храповицкого), он был утверждён «помощником миссионера по Мамадышскому уезду». Затем «Особою комиссиею по организации Миссии в Казанской Епархии» избран и 24 февраля 1901 г. утверждён «помощником Епархиального миссионера для вотяков». С 3 ноября 1900 г. по 1 ноября 1908 г. С.А.Багин состоял в должности «наблюдателя вотских школ Братства св[ятителя] Гурия», с 5 апреля 1907 г. по 20 февраля 1908 г. - законоучителя «Ново-Никольской, Нижне-Учинской, Билетлибашской и Ново-Учинской церковных школ, Старо-Иванаевского и Утяковского земских училищ».

В «Отчёте Казанского епархиального училищного Совета о церковных школах за 1905-й гражданский год» сообщалось, что по его «инициативе и заботе» был открыт «т.н. дополнительный класс» для окончивших Нижнее-Учинскую «одноклассную школу вотских девушек», занятия в которой велись «по программе двуклассной церковно-приходской школы» (в него было принято 15 девушек, в том числе «12 вотячек и 3 русских»). Преподавание в этом классе вели: сам о. С.А.Багин и учительница А.Алексеева. «При недостаточной подготовке учительницы, - сообщалось в том же отчёте, - ревностный о. [С.А.]Багин занимался и по другим, кроме Закона Божия, предметам, но за недостатком времени и сложностью обязанностей всего делать не имел возможности».

С 12 января 1901 г. по 15 апреля 1905 г. С.А.Багин являлся членом Мамадышского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета, с 1903 по 1905 гг. - председателем Комитета «по постройке Верхне-Шуньской церкви» в Мамадышском уезде. 2 июня 1906 г. он был награждён скуфьёю.

С 12 марта 1902 г. С.А.Багин состоял членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете, а 18 марта 1909 г. был избран его действительным членом. Кроме того, с мая 1908 г. он являлся «по должности миссионера» членом Церковного историко-археологического общества Казанской епархии.

10 февраля 1907 г. о. С.А.Багин был перемещён священником в село Старо-Иванаево (Старое Иванаево) Чистопольского уезда Казанской губернии. 23 февраля 1908 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д.И.Самбикина) «отчислен от занимаемого им места в селе Старом Иванаеве за назначением И.д. противомусульманского Епархиального миссионера с причислением сверхштатным священником к Варваринской г[орода] Казан[и] церкви». 13 августа 1908 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Н.Т.Каменского) он был определён на священническое место к Казанскому Кафедральному Благовещенскому собору.

С.А.Багин сменил на посту епархиального инородческого миссионера (в ряде источников - «епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера») Я.Д.Коблова, занимавшего его с 1900 по 1908 гг. В «Отчёте о деятельности Братства св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год» сообщалось, что о. С.А.Багин состоял «И.д. Епархиального инородческого миссионера» с 23 февраля 1908 г. по 21 мая 1910 г. По состоянию на 1909 и 1910 гг. он упоминается также в разных источниках в качестве «и.д. епархиального миссионера» или «епархиального инородческого миссионера» без приставки «и.д.».

2 мая 1908 г. С.А.Багин был утверждён членом Совета «Братства святителя Гурия», который в 1909 г. выразил ему, а также «уездным миссионерам - священникам: Виктору Зайкову, Назарию Герасимову, Александру Протодиаконову, Филиппу Никифорову, Алексею Николаеву и Сергию Ляпидовскому» благодарность «за миссионерские труды в сём 1909 г.».

Статьи о. С.А.Багина публиковались в журналах Казанской Духовной Академии «Православный Собеседник» и «Кружка сестёр-сотрудниц «Братства святителя Гурия» «Сотрудник Братства святителя Гурия». В 1909 г. в Казани отдельной брошюрой была издано его исследование «О пропаганде ислама путём печати» («отдельный оттиск» из журнала «Православный Собеседник» за 1909 г.).

В июле 1909 г. о. С.А.Багин представил епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) обстоятельный доклад «об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления». Затем - в 1910 г. - под аналогичным названием (но без указаний на свой докладной характер) он был опубликован в «Православном Собеседнике», а также в виде брошюры - в качестве «отдельного оттиска» из него.

Исследования о. С.А.Багина опирались на богатый статистический материал и хорошее знание предмета. Вместе с тем, как отмечалось в одном из откликов на его работу «Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления», опубликованном в «Известиях по Казанской Епархии», точка зрения о. С.А.Багина «не богословская, а этнографическая».

В «Отчёте о деятельности Братства св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год» говорилось, что: «В отчётном году бывший епархиальный инородческий миссионер священник Сергий Багин совершал миссионерские поездки ежемесячно. Продолжительность поездок была в среднем около двух недель каждая». Между тем, в «Отчёте Епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера» «О состоянии миссионерского дела в Казанской епархии за 1910 год», частично опубликованном в 1911 г. в «Известиях по Казанской Епархии», сообщалось, в частности, что о. С.А.Багин, состоя «епархиальным противомусульманским и противоязыческим миссионером» по 30 апреля 1910 г., «решительно не оставил никаких данных о своей деятельности» за четыре месяца отчётного года.

О личной жизни С.А.Багина известно, в частности, что он был женат на Анне Александровне Багиной (возраст, по состоянию на 1909 г., 33 года), имел (по состоянию на тот же год) двух сыновей - Николая (4 с половиной года), Петра (2 с половиной года) и трёх дочерей - Татьяну (12 лет), Елизавету (9 лет) и Марию (7 лет).

1 мая 1910 г., «согласно просьбы», он был уволен в Казанском Кафедральном Благовещенском соборе за штат. Сохранились сведения, что в последующие годы С.А.Багин являлся Пермским епархиальным инородческим миссионером-проповедником.

Дальнейшая его деятельность прослеживается слабо. Известно, что в 1920-е гг. С.А.Багин служил священником в селе Константиновка Малмыжского района Кировской области и подвергался преследованиям со стороны богоборческой власти.

Информация о нём включена в базу данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Института и «Братства во Имя Всемилостивого Спаса» «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (со ссылкой на «Книгу памяти жертв политических репрессий Кировской области»). Согласно этим данным, 17 мая 1929 г. С.А.Багин был осуждён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 Уголовного Кодекса РСФСР с вынесением приговора о лишении права проживания в городах Москве, Ленинграде, Вятке и шести губерниях.

Дальнейшая судьба С.А.Багина документально не прослеживается. Реабилитирован он был 25 сентября 1992 г.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Источники и литература:

Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 17 об. - 20 об.;

Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория», 2010. - С.с. 14, 16 - 21.;

Багин С. О пропаганде ислама путём печати/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». - Казань: Центральная типография, 1909. - 31 с.;

Он же. Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». - Казань: Центральная типография, 1910. - 35 с.;

Багин С.А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. /Этнографический очерк/. - Москва: Типо-литография К.Ф.Александрова, 1897. - 34 с.;

Багин Сергей Афанасьевич/// Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви ХХ в.// Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет /Институт до 2004 г./. Факультет информатики и прикладной математики/;

Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - Казань: Центральная Типография, 1911. - С.с. (3), 32, 33.;

Известия по Казанской Епархии. - 1907. - № 6 (8 февраля). - С.с. 156 - 157., - № 8 (22 февраля). - С. 216.; - 1909. - № 48 (22 декабря). - С.с. 1380 - 1381.; - 1911. - № 30 (8 августа). - С. 884.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03