Августовская икона на службе Отечеству

Богородичные образы, явленные в начале ХХ века

Новости Москвы 
0
1280
Время на чтение 6 минут

Августовская икона Божией МатериВ течение царствования последнего Императора Николая II было явлено несколько икон Божией Матери. В 1896 г., когда царь венчался на царство на Валааме была прославлена икона Валаамской Божией Матери. Потом в годы русско-японской войны явилась и прославилась икона Порт-Артурская: Торжество Пресвятой Богородицы (1904). Равнодушное отношение к явлению этой иконы и массовый атеизм общества вызвали революционные бесчинства и последующее разрушение Российской Империи. Далее, буквально в первый месяц Первой мировой войны, или как тогда ее называли Второй Отечественной, произошло явление Матери Божией, которое было запечатлено на иконе Августовская Победа или знамение Августовской победы (1914). И в 1917 г. сразу после отречения Императора - Державная Божия Матерь. В этом же ряду значительно менее известная икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», связанная с историей Леушинской обители. Мы сейчас живем в то время, когда эти иконы прославляются. При Патриархе Алексии была прославлена Валаамская икона Божией Матери. В последний год своего патриаршества в 2008 г. он включил в месяцеслов РПЦ МП иконы Порт-Артурскую и Августовскую (обе воинские). На Украине в 2002 году Синодом УПЦ МП была также официально прославлена икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

В нашей Курганской и Шадринской епархии очень широко, в сравнении с соседними богатыми и большими епархиями, представлены некоторые дореволюционные образа, явленные в начале ХХ веке. Это объясняется, наверное тем, что Курганская область составлена из окраин трех губерний Российской Империи (Пермской, Оренбургской и Тобольской). А в 1970-90г. сюда просто не добрались скупщики икон из столиц. Не будем отрицать и патриархальную, глубинную приверженность наших земляков к Православию. Мы уже рассказали о редчайшей Порт-Артурской иконе. Сегодня речь пойдет о несколько более распространенной иконе Божией Матери «Августовская».

История

Икона посвящена чуду явления Божией Матери на ночном небе русским воинам в начале Первой Мировой войны. Дата явления Богородицы - 1 сентября 1914г. по старому стилю. Божию Матерь с Богомладенцем в руках на небе видели воины, по крайней мере, двух различных воинских частей находящихся в районе боевых действий близ города Мариамполе Сувалкской губернии. В настоящее время это территория Польской республики, Белостокское воеводство. Одними из них были кирасиры Его Величества (Царскосельского) полка, расположившиеся в нескольких километрах к востоку от города Мариамполя, другими - донские казаки, стоявшие в лесном массиве. По свидетельству очевидцев, все солдаты и офицеры во время явления Божией Матери встали на колени и молились, наблюдая в ночном звездном небе Божию Матерь в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, тем самым, предвещая победу русским войскам (что и свершилось во Вторую Мировую войну 1941-45г.).

Дело в том, что в начале сентября наши войска в обозначенном районе в ходе боев несли большие потери и отступали к реке Неману. Ни о какой победе наших войск в то время, не шло и речи. Весть о чудесном явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по войскам и укрепила их боевой дух. Вскоре, через две недели русские войска пошли в наступление и 20 сентября одержали победу под городом Августом. Поэтому, по истечению некоторого времени, явление Божией Матери стало ассоциироваться с победой наших войск под городом Августов, а чудо явления получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Митрополит Московский Макарий (Невский), для сохранения памяти об этом чудесном явлении и поднятия патриотического духа в войсках, благословил писать иконы Божией Матери, именуемой «Августовская». Святейший Правительствующий Синод (в отличие от Порт-Артурской иконы) признал необходимость запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в память последующих поколений русского народа и определил: «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...». По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915-1917 годах. Последующая революция помешала окончательному прославлению этого образа Пречистой и вспомнили о ней только после крушения богоборческого режима.

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины. Августовские иконы имеются в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве, в Государственном Историческом музее, на Дону, в Кременско-Вознесенском мужском монастыре, Ставрополе, Житомире, Гродно. Очень часто икону привозят в День Победы в Волгоград, на Мамаев курган. Несколько таких образов есть в Екатеринбургской епархии (в г.Алапаевск, в Свято-Троицком соборе, в храме Св. Александра Невского г.Нижний Тагил, в Никольском храме г.Екатеринбурга, на Севере: в г. Урай и даже в Канаде. А в июне 2010г. в старом доме, принадлежавшем когда-то казачьему есаулу, в селе Мачеха Волгоградской области найден еще один дореволюционный список и передан в Храм Иоанна-Предтечи в Волгоград. Уверен, что найдется еще не мало Августовских икон по городам и весям нашего Русского Мира. День празднование в честь Августовской иконы Божией Матери, совершается 1/14 сентября.

Августовские иконы в Зауралье

Дореволюционные списки Августовские иконы довольно широко представлены в нашей Курганской епархии.

В кафедральном соборе Свт. Благоверного А.Невского, на стене возле правого клироса, мы можем созерцать прекрасно сохранившийся Августовский храмовый образ, написанный в 1916г.

Надпись внизу обрамления иконы: «Чудесное явление Пресвятой Богородицы. Августовская победа». Икона выполнена полностью согласно иконографии: Богоматерь стоит с Богомладенцем на облаке, а справа снизу: виднеется солдатский лагерь. Этот образ из коллекции ведущего хирурга КНИИЭКОТа (Институт им. акад. Илизарова): Мальцева Валерия Дмитриевича. При отъезде его на работу в Италию, он через Главного редактора издательства «Звонница» Кибиреву Елену Александровну, продал эту замечательную икону в кафедральный собор Свт. Ал. Невского в Кургане. К сожалению, адрес доктора В.Д.Мальцева в Италии найти не удалось, поэтому откуда, из какого храма икона появилась в его коллекции - мне пока неизвестно (может быть он откликнется на эту публикацию). Одно можно сказать: икона написана в нашей местности.

Следующий храмовый список Августовской иконы имеется в Богоявленской церкви г. Кургана, иконография типичная. Вверху иконы имеется надпись: «Образ Божией Матери « Знамение Августовской победы». Но более интересна табличка, прикрепленная внизу: «Сей образ сооружен за пож. Ново-Троицкого прихода в память русско-Германской и Австрийской войны 1914г.» Возможно, речь идет о Свято-Троицкой церкви в Кургане, находящейся в районе филармонии и снесенной в конце 1950 г. Вероятно, икона появилась в Бороявленском храме относительно недавно, уже в наше время. Состояние образа хорошее-качественно отреставрирован.

Последний, известный мне список Августовской Богородицы, но аналойного (уменьшенного размера) находится в алтаре надвратной церкви Иоанна Богослова в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре. Вверху иконы имеется надпись: «Явление Божией Матери в Августовских лесах», лики выписаны полностью идентично Курганской иконе. По словам наместника монастыря, игумена Варнавы, образ был пожертвован неизвестной женщиной, спасшей его из разрушаемой Покровской церкви села Першино близь г. Далматово. На оборотной стороне иконы мы можем видеть вырезанную надпись: «Сия икона сооружена в 1916 году, 23 декабря во избавление Святой Руси от германского нашествия». Состояние иконы не слишком хорошее, краски осыпаются, поэтому требуется немедленная реставрация.

Таким образом, все три Августовских иконы, находящиеся в Курганской и Шадринской епархии по иконописи очень схожи. Скорее всего они были написаны с листовки, напечатанной для поддержания патриотического духа армии и населения по указу самого Императора Николая II. Мы знаем, что по благословению Священнейшего Синода в 1916г., листовка была распространена по епархиям, с рекомендацией клиру выполнять списки Августовского образа. Но было уже поздно: атеизм тогдашнего русского общества уже зашел слишком далеко. Одновременно началась колоссальная разрушительная деятельность «пятой колонны»-революционеров, финансируемых из-за рубежа. Всё это привело к краху православной Российской Империи в 1917г.

Несмотря на революционные бесчинства, разрушение традиционного православного общества и развязанную гражданскую войну, страна все же вновь собралась в Красную Империю- СССР и победила во Вторую Мировую войну: на фронтах: германском (Августовская икона) и на тихоокеанском (Порт-Артурский образ). Считаю, что мистически, молитвенно иконы помогли Великой Победе даже своим существованием, хотя, конечно, большинство людей тогда и не догадывались об этом. Нам же сейчас остается, зная историю страны, да и забытых когда то воинских икон, явленных в ХХ веке, необходимо не повторить ошибок прошлого. Положительные примеры уже есть: 14 июля 2010г., Совет Федерации утвердил новую памятную дату - 2 сентября - День окончания Второй мировой войны. Именно 2 сентября 1945 года после наступления Советской Армии и ядерных бомбардировок США (вспомните Хиросиму и Нагасаки) капитулировала последняя союзница уже поверженной гитлеровской Германии - Япония. По сути, у нас теперь имеется не только две чтимых воинских иконы - Августовская и Порт-Артурская, но и два Дня Победы - 9 Мая и 2 сентября.

Николай Павлов, ведущий инженер-конструктор ОГМет, Зауральского кузнечно-литейного завода

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Павлов
Абалакская икона Божией Матери в истории России
Из цикла «Святыни Зауралья» к 65-летию Победы
25.04.2010
Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" на зауральской земле
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)
24.09.2009
Все статьи Николай Павлов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34