Молитвенники о Царе-Страстотерпце

Почитание Государя Николая Второго православным духовенством России в 1917-1930-х годах

0
352
Время на чтение 8 минут
Государь Император Николай IIЦарские Дни, дни воспоминания мученического подвига Государя Николая Александровича, Его Супруги и Детей, с каждым годом привлекают всё больше паломников, желающих приблизить к своему сердцу этот подвиг, молитвенно почтить его - и в Екатеринбурге, и по всему лицу Русской Земли, и в славянстве, и в целом свете.

В наше время открываются свидетельства почитания Государя, свидетельства верности и любви к Царю Батюшке, проявленной и в страшные времена богоборческих гонений.

Одно из таких свидетельств - проповедь о верности Царю священномученика Евгения, Пресвитера Переяславского, датированная 1918 годом.

Священномученик Евгений Андреевич Елховский родился 26 февраля 1869 года в селе Пустоша Владимирской губернии в семье псаломщика. Учился во Владимирской духовной семинарии, по окончании которой в течение четырех лет работал учителем. 21 ноября (4 декабря) 1895 года был рукоположен во иерея. Начал свое служение во Введенской церкви Переславля-Залесского (ныне не существует) и в приписанном к ней храме Сорока мучеников Севастийских, который сохранился до наших дней.

С 1896 года, одновременно со служением, был законоучителем в церковно-приходской школе и состоял членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. 17 (30) октября 1907 года протоиерей Евгений Елховский был переведен в Никольский монастырь, где служил священником вплоть до его закрытия 20 февраля 1923 года. Предположительно до 1929 года продолжал служить в Благовещенском храме разоренной обители, обращенном в приходскую церковь, и одновременно в городском кафедральном соборе Преображения Господня. Потом перешел в храм митрополита Петра.

Первый арест последовал в 1930 году, а второй - 18 октября 1937 года. По «свидетельским показаниям» отцу Евгению вменялось в вину, что «в канун Рождества 1935 года он уговаривал группу школьников около десяти человек приходить в церковь», а также вступал в общение с другими священниками, которое было расценено как «антисоветские сборища». Обвинительное заключение гласило, что отец Евгений проводит антисоветскую обработку пионеров, защищает врагов народа, допускает высказывания повстанческого и террористического настроения в отношении коммунистов. Вины своей отец Евгений не признал: «Нет, все это я отрицаю». И 29 октября 1937 года в возрасте 68 лет он был приговорен к расстрелу. Через два дня приговор привели в исполнение.

22 мая 1989 года митрофорный протоиерей Евгений Андреевич Елховский был реабилитирован, а в 2000 году - причислен к лику святых. День празднования памяти священномученика Евгения определен Архиерейским Собором в день его мученической кончины 29 октября (11 ноября).

Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомучеников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель - Свято-Никольский Переславский монастырь [1].

Св. Евгений был женат на Анне, урождённой Альбицкой (из рода Альбицких была бабушка автора этой статьи).

Предлагаем вниманию боголюбивых читателей текст проповеди.

Священномученик Евгений, пресвитер Переяславский«Святая Церковь совершает ныне празднество в честь святителя и чудотворца Николая, этого прославленного Богом угодника, которого чтят повсюду, которого призывают во всяких несчасть­ях не только православные, но и магометане и даже язычники.

Если же имя святителя Николая прославляется и почитается во всех концах христианского и даже нехристианского мира, то нам, православные христиане, особенно следует праздновать в честь сего прославляемого угодника. Что же мы должны делать, чтобы празднование наше было достойно праздника, чтобы мо­литвы наши дошли до святителя Николая? Подумаем, возлюб­ленные слушатели, в чем состоит истинное празднование.

Истинное празднование состоит не в одном только посеще­нии храма и наших здесь молениях, не в одних только молебнах, не в возжжении свеч пред иконою святителя, а главным обра­зом - в подражании тем добродетелям, которыми прославился великий угодник. Если мы повнимательнее прислушаемся к тро­парю, в котором Святая Церковь восхваляет святителя, то узна­ем, что он был образцом - правилом христианских добродете­лей: веры, кротости, смирения, воздержания и милосердия.

Конечно, нам, грешным, невозможно вполне следовать примеру великого святителя, потому что мы живем среди соблазнов мира сего, среди обыденных мелочных забот и не имеем того величия духа, той любви к ближним, которыми отличался про­славляемый нами святой. Это не по нашим силам, да и такого бремени на нас никто и не налагает, но стремление к добру в нас должно быть, потому что это является для нас вполне по­сильным бременем. В жизни святителя Николая, по преиму­ществу, преобладает добродетель милосердия, почему Святая Церковь и воспевает, что он был «быстрое нищих услышание, и алчущим кормитель, крепкое падающих возведение, недугующим исцеление, страшный наказатель обидящих, скорый утешитель в беде сущих». Вот подражание этой-то добродетели святителя по силам каждому из нас. Конечно, мы не можем творить столько дел милосердия, сколько творил их великий угодник, но милосердным каждый из нас может быть. Всякий может по­служить другому в несчастье если не делом, то добрым словом сочувствия, утешения; и это будет дело милосердия, потому что уменьшает душевную скорбь страждущего. Добродетель милосердия одна из самых легких, а между тем она ценна пред Богом, полезна для творящего дело милосердия, потому что Спаситель, изображая будущий Страшный Суд, ясно показал, что все дела милосердия зачтутся нам, и что мы чрез них будем помилованы, достигнем Царствия Небесного.

Возлюбленные слушатели! Празднуем ли мы великому святителю так, как нас этому учит Святая Церковь? К сожалению, нет! Каждый из вас, присутствующих на настоящем церков­ном торжестве, кажется, должен согласиться со мной, что наше праздничное поведение в большинстве случаев недостойно праздника. И если только вы дадите себе труд безпристраст­но, по совести, заглянуть в себя, хотя теперь, то вы должны будете придти к моему же, сейчас высказанному, заключению.

Но, возлюбленные, теперь мы уже знаем, в чем состоит ис­тинное празднование. Будем же, по возможности, проводить день праздника так, как нас этому учит Святая Церковь. Будем же подражать в своей жизни добродетелям святого, которому мы празднуем. А вместе с этим будем и молиться великому угод­нику Христову святителю Николаю, чтобы он ходатайствовал пред Престолом Господним за нас и чтобы согрел наше очер­ствевшее сердце любовью к ближним.

Благословенные слушатели! Именем и в честь празднуемого ныне чудотворца наименован великий наш Государь Император Николай Александрович, который празднует сегодня день свое­го тезоименитства. Наш долг, как верноподданных своего Царя в настоящий день, побуждаясь искреннею, нелицемерною любо­вью к нему, прибегнуть с усердною молитвою к святителю Нико­лаю, великому заступнику во всех нуждах и напастях, - о спасе­нии нашего Царя и Отечества. Святителю отче Николае, «царем верным поможение», умоли пред Престолом Всевышнего да укрепит Господь возлюбленного Императора нашего в его мно­готрудном служении, да хранит драгоценнейшую для нас его жизнь и продлит ее на многие и многие годы. - Аминь». [2]

Сам факт сохранения этой проповеди в то время, как иные по малодушию сжигали и гораздо менее «преступные» документы, свидетельствует о верности св. Евгения Государю.

Между тем, поминовение Царя, добрые слова о Нём преследовались вплоть до ареста и убийства.

Например, «Известия Воронежского губернского исполнительного комитета» сообщали 13 апреля 1917 года следующее: «В одном из сел Новохоперского уезда к волост­ному комитету явилась группа крестьян с требова­нием ареста священника, который позволил себе сравнить арестованного Николая II со Христом:

- Христос пострадал - и бывший император тоже теперь в изгнании, - говорил священник» [3].

О Священномученик Иувеналий Рязанский Священномученике Иувеналии Рязанском известно, что он служил Панихиду по Государю и за это преследовался властями: «Сообщаем, что Масловский Евгений Александрович, он же монах ЮВЕНАЛИЙ, 15 января 1878 года рождения, уроженец гор. Ливны Орловской области, архиепископ Ря­занский и Шацкий, был арестован 22 января 1936 года. Обвинялся в том, что "являлся организатором и вдохно­вителем контрреволюционной группы духовенства, мона­шества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вел контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в част­ности о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывше­му русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-лет­него юбилея, он же разрешал производство тайных пост­ригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь, т.е. в преступленим, предусмотренном ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР"» [4].

Иван Лукьянович Солоневич вспоминал, что один немецкий левый деятель признавался ему, что видел в 1920е в СССР годы портреты Государя, спрятанные в домах за иконы. Документы большевицкого сыска подтверждают факт тайного хранения Царских портретов: «В Старобельске произведенным обыском в женском монастыре было обнаружено спрятанным большое количество драгоценностей и портрет Николая II-го» (информация 1922 года) [5].

Епископ Осинский Пётр (Гасилов)Епископ Осинский Пётр (Гасилов), рукоположенный по благословению Святителя Тихона в 1922 году, говорил на допросе о своих монархических убеждениях: «Я, епископ Гасилов Федор Степанович, допрошенный уполномоченным Кунициным сего числа показываю: Ранее данные мною показания, я <...> подтверждаю. Виновным себя не признаю, однако не отрицаю того, что во мне остались сильные привычки старого строя, церковно-монархические убеждения в следствии чего, как я уже го­ворил, что не могу быть полезным человеком для существующе­го строя»( Протокол допроса от 20 июля 1932 г.) [6].

Сочувствие Государю, молитвы о Нём, сбережение Царских портретов, сохранение монархических убеждений - всё это грани подвига Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX столетия.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Примечания:

1. http://www.vidania.ru/svmuchenikevgeny.html

См. также: Сщмч. Евгений Елховский

2. Проповеди отца Евгения. Поучение в день святителя Николая./Страницы истории России в летописи одного рода. М., Свято-Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский, Изд-во «Отчий дом», 2004. С. 680-681.

3. О подвиге веры - в документах большевиков// Воронеж/Липецк Православный, №2 (10), февраль 1998 г. С.4.

4. Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1995. С. 16.

5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941.Документы и фотоматериалы.- М.: Изд-во Библейско-Богословского Института Св. Апостола Андрея, 1996. С. 144.

6. Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? / Сост. В.А. Королев. - Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999. - С. 131.

Иллюстрации:

1. Икона Священномученика Евгения

2. Икона Священномученика Иувеналия http://pravoslavie.tomsk.ru/i/53/21/yuvenaly_web150.jpg

3. Портрет Епископа Петра

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28