Региональный статус русского языка на Украине - панацея или имитация решения важнейшего гуманитарного вопроса?

Генассамблея ООН по Украине 
0
301
Время на чтение 5 минут

Проблема выработки и проведения политики в вопросе функционирования русского языка на Украине остается серьезной на протяжении периода с 1991 года. Казалось бы, с уходом в небытие «оранжевого» режима направление гуманитарной политики должно радикально поменяться: от резкого неприятия к официальному признанию и правовому оформлению существующего в стране двуязычия. Однако этого не происходит...

Идеологическая платформа языкового унитаризма губительна для современной Украины, которая исторически сложилась как мультиэтническое государство.

Пренебрежение интересами русскокультурных граждан Украины, а также этнических носителей языка приводит к накоплению значительного конфликтного потенциала в обществе. Избиратели начинают отождествлять политику насильственной украинизации и нежелание или неспособность лидеров страны принимать действенные меры по ее прекращению и недопущению в дальнейшем не только с конкретными политиками, но и с самими институтами власти в целом. Отсюда прослеживается рост абсентеизма и пессимистичных настроений относительно будущего русского языка на Украине среди известной части общества.

На сегодняшний день при всем разнообразии методов политической борьбы против насильственной украинизации их можно условно разделить на две группы:

1. Методы «обороны». Сюда возможно включить обращение во всевозможные международные организации по вопросам ущемления прав человека на использование русского языка во всех сферах жизни, митинги, демонстрации, пикеты в защиту полноправного статуса русского языка в государстве. Они позволяют активизировать общественное мнение и актуализировать саму проблему, четко обозначив ее.

2. Методы «нападения». Это попытки изменить сами «правила игры», то есть нормы законодательства, формируемые депутатами парламента страны.

Эффективность данных методов проявляется только в их комплексном применении.

Для того, чтобы получить мощную структурированную поддержку попыткам народных избранников защитить русский язык на законодательном уровне, необходимо помимо прочего активно бороться с пропагандистскими политическими мифами, активно навязываемыми обществу «оранжевыми» силами, составляющими сегодня оппозицию.

Если в качестве примера рассмотреть распространенный миф о том, что «поскольку вы живете на Украине, то должны пользоваться исключительно государственным языком», то станет ясно, что для борьбы с ним необходимо как можно шире освещать опыт стран, где язык так называемой «титульной» нации не поставлен в исключительные условия по сравнению с языками других проживающих там этносов.

И если унитарная Финляндия имеет два государственных языка: финский и шведский, притом что, «по данным на 1996 год, в Финляндии проживало 5.8% шведов от общей численности населения» и это не является исключительным случаем для Европы, то наиболее показательным примером для украинской власти могла бы стать языковая политика, проводимая в Беларуси.

Равенство белорусского и русского языков как государственных закреплено в Конституции [2, ст. 17].

Кроме того, «Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права» [3, ст. 5]. В законе используется интересная формулировка «национальная общность», вместо «национальное меньшинство», ущемляющее достоинство представителей этноса, составляющего численное большинство на определенной территории.

Право на образование на родном языке обеспечивается в Беларуси на всех уровнях и ступенях, включая высшую школу и науку.

Согласно докладу человеческого развития за 2007/8 годы, опубликованному ООН, Беларусь заняла 64 место, став первой в этом перечне среди стран СНГ, Россия заняла 67 место, а Украина 76 [4]. Данная позиция Беларуси в индексе свидетельствует о высоком качестве человеческого капитала. Известную роль здесь сыграли и условия, созданные в стране, в том числе и проводимая национально-культурная и социальная политика.

К сожалению, опыт сопредельного духовно близкого славянского государства сегодня не используется на Украине. Ссылки на юридические препоны в действующем законодательстве, не позволяющие закрепить государственный статус за русским языком, говорит о нежелании или неспособности решительно изменить «правила игры», навязанные предыдущей «оранжевой» властью.

В законопроекте «О языках» Леонида Грача, который сегодня разослан для ознакомления в местные советы, региональный статус закрепляется, помимо русского, за гагаузским, словацким языками. Безусловно, Европейская Хартия региональных языков - это хороший пример демократического решения языковой проблемы. Но при этом наши политики сознательно или, хочется верить, неосознанно забывают о том, что Хартия защищает, в первую очередь, редкие и исчезающие языки.

Проект Грача, равно как и проект, подготовленный Партией регионов, в преамбуле четко определяет, что украинский язык является единственным государственным. Русскому отводится роль языка местного значения. Не стоит забывать о том, что Украина - это унитарное государство, а значит, центральные органы власти имеют максимум возможных рычагов влияния.

Органы местного самоуправления в условиях ущербной системы распределения бюджетных средств, недостатка полномочий не смогут стать реальными гарантами обеспечения достойного положения русского языка в украинском государстве. В противном случае мы должны говорить или о проведении одновременной кардинальной реформы системы муниципального и регионального управления, или о расширении прав областных советов и Верховного Совета Крыма до уровня субъектов федерации. Ситуация показывает, что ни первого, ни второго варианта действующая власть не допустит.

Следовательно, мы вынуждены констатировать, что региональный статус, закрепляемый за русским языком, не является панацеей для «излечения» гуманитарных проблем Украины. Наблюдаемая ныне ситуация есть не что иное, как попытка центральной власти снять со своих плеч груз ответственности и переложить его на региональный и местный уровни.

Опыт проведения языковой политики в Беларуси является положительным примером решения весьма сложного вопроса функционирования русского языка.

Украине следовало бы изучить этот пример как образец взвешенного и конструктивного подхода к урегулированию статуса русского языка в государстве. Уровень социально-экономического развития Беларуси свидетельствует о том, что два государственных языка никоим образом не нарушают целостность страны, а, напротив, способствуют сплочению общества.

Виктор Афанасьев, депутат Симферопольского городского совета, кандидат политических наук

Литература:

1. The Euromosaic study Swedish in Finland

http://ec.europa.eu/education/policies/lang/languages/langmin/euromosaic/fi2_en.html

2. Конституция Республики Беларусь. - 2004. /

http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=v19402875

3. Закон Республики Беларусь29 октября 1991 г. № 1202-XІІ.

4. Human development report 2007/2008/ Fighting climat change: human solidarity in a divided world. - NY: United Natons Development Programme, 2007. - 399 p.

Фонд стратегической культуры - украинская редакція

На РНЛ прислано в рассылке Информационного сборника «Русский мир» Всеукраинского Объединения «Русское содружество»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Афанасьев
Все статьи Виктор Афанасьев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31