itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Бархатная автокефализация» УПЦ Московского патриархата не имеет под собой вероисповедных и исторических оснований

Ответ на критическую статью Михаила Белецкого

0
239
Время на чтение 5 минут
Украинскими интернет-порталами была растиражирована острокритическая статья М. Белецкого «Украинская Церковь в оценках московского эксперта», опубликованная в ответ на мой материал «Утрата Московской Патриархией влияния на церковную жизнь Украины и последствия этого для России». Несмотря на вполне конструктивный стиль критика, получилось какое-то показательное разоблачение замыслов «московских кругов» в отношении Украинской Церкви, с чем я решительно не согласен. Материал не является выражением позиции каких-либо «кругов», это частная точка зрения - меня и моих коллег. Моя статья написана не столько с позиций «российского государственника», как утверждает Белецкий, а, скорее, сторонника идеи русско-украинского национального единства. Государство, в том числе российское, не играет в вопросе о вере решающей роли, его влияние на церковную жизнь Украины минимально. В заголовке под словом «Россия» имеется в виду историческое понятие геополитической общности РФ, Украины и Белоруссии, общности, основанной на традициях православной веры и культуры. Это не оговорка и не описка, не идеологический «прокол», а следование исторической правде. В статье нигде нет речи о последствиях автокефализации УПЦ для государства РФ в узком смысле. Основной пафос статьи М. Белецкого, состоящий в том, что я хочу «напугать читателя в верхах», не соответствует действительности. Тем более, ни о каком «тихом «церковном перевороте» в моей статье речь не идет, в ней лишь поднят вопрос о стратегии УПЦ МП в будущем. В целом сложилось ощущение, что М. Белецкий поспешил выступить с апологетикой примиренческого подхода к автокефалии. Несмотря на все доводы и факты, приведённые в моей статье, Белецкий утверждает, что автокефализация УПЦ МП не грозит, так как у кормила Церкви стоят примирители. И тут же старается доказать, что в самой автокефализации якобы ничего плохого нет.

Терпение и смирение Блаженнейшего митрополита Владимира, его твёрдость сохранить Церковь в кризисные десятилетия вызывает преклонение. В этом - его историческая миссия. Однако же действия других лиц вызывают оторопь. А они-то во многом и определяют политику УПЦ МП сегодня. Что же ждать дальше?

Дальнейшее обособление от РПЦ не имеет под собой никаких оснований и более того, опасно. Без чёткой линии против автокефалии преодоление церковного разделения на Украине теряет свой смысл, так как вливание в УПЦ покаявшихся - на словах! - националистов и раскольников сделает сторонников единства с РПЦ меньшинством и вызовет новый раскол по национальному признаку на сторонников большой русской и украинской наций. Всё это может произойти уже не при Януковиче, но в другой политической ситуации. И потому следовало бы предотвратить это уже сейчас.

В чём она, полнота автокефалии, может заключаться, когда церковные организации уже разные? В том, чтобы сами украинские верующие или пастыри РПЦ добровольно отказались от апостольского преемства УПЦ через Русскую Православную Церковь? Чтобы «сдали» друг друга, признали чужими по культуре языку во имя возведённого на Украине идола нацстроительства? Предстоятель РПЦ и Синод РПЦ такой грех на свои души не возьмут. От этого предостерегали и многие святители, например, преподобный Лаврентий Черниговский.

«Бархатная автокефализация» УПЦ Московского патриархата под влиянием украинского национализма является наиболее серьёзной угрозой для Православия на Украине. Приведу исторические и теологические соображения, которые позволяют взглянуть на отношения УПЦ и РПЦ под другим углом зрения. Если создание автономной Русской митрополии Константинопольского патриархата в конце X-XI вв. с центром в Киеве было результатом Крещения Руси - действия воли её правителя св. Владимира, его окружения и миссионерской деятельности византийского Православия, то учреждение УПЦ МП всего двадцать лет назад трудно рассматривать иначе, как процесс дробления Церкви под влиянием доктринального украинского национализма и светских партий. Никакими требованиями защиты и сохранения веры оно не вызвано.

Многие века Церковь на Украине, как во всей Западной Руси, называлась «русской», а не «украинской». Это мнение было устойчивым во всём Православном мире. Равно как и предки украинцев, имевшие свою этническую специфику, тем не менее, назывались русскими, (варианты - русинами, руснаками). Это слово на Украине ныне запрещено даже по отношению к жителям России и к историческим «русским» украинцам, или же используется профессиональными русофобами для всяческого оплёвывания. Между тем, не менее половины современных этнических украинцев являются частью русской нации. Какая же у них должна быть Церковь, если не русская?

Мы не будем кривить душой - речь идёт о судьбе на Украине именно Русской Православной Церкви, как единой Церкви вообще. И другой на Украине нет и не будет. В качестве же альтернативы могут появиться 5 осколков Церкви и сотни тоталитарных сект. РПЦ и есть поместная Церковь украинцев, существующая 10 веков, как напомнил Патриарх Кирилл в обращении к экс-президенту Ющенко.

Если Русская Православная Церковь оформилась в рамках митрополии как полностью автокефальная только накануне падения Византии (1448) и фактического подчинения Константинопольского патриархата мусульманской Османской империи (1453) с одной стороны, и, с другой стороны, духовного подчинения католическому Риму в рамках Флорентийской унии (1439), то Украинская Православная Церковь оказалась в ситуации автокефалии под влиянием распада СССР и самой церковной организации (иерархии) на Украине. В 1990-1991 гг. политики и некоторые церковные деятели как бы поставили верующих перед фактом. Тем не менее, создание УПЦ не уберегло её от выделения «Киевского патриархата», а западные епархии от униатского разгрома. Наоборот, обособление УПЦ только способствовало раскольнической деятельности Филарета и будет способствовать подобным деятелям как соблазн. Так что в целом линия выхода из РПЦ является вредной. В какой-то момент должна быть остановка этого движения. И сейчас исторический момент подходящий.

Наконец, главное: для верующего православного христианина Церковное единство не может быть предметом сомнений при выборе между Церковью и национальным отделением. Автокефалию и национализм нельзя превращать в религию, так как при этом Православие исчезает, а остаётся только национализм. Об этом часто забывают многочисленные околорелигиозные публицисты Украины, раздувающие истерику вокруг речей и действий Патриарха Кирилла, молитвенно призывающего к сохранению единства хотя бы в рамках Русского мира. Речь идёт не о единстве земном, а о метафизическом единстве в Боге. Вопрос о единстве Русской Церкви выходит за пределы узкопрагматических политических расчётов, за пределы земной жизни. На уровне нацстроительства решить его невозможно. Автокефалисты же руководствуются не верой, а вполне земными соображениями увеличения своей власти над церковными институтами. Разделение Церкви в 1990-е годы приравнялось националистами дележу МИДа, таможни, МВД, железных дорог, границ, газопроводов, которые они жадно бросились присваивать. Это путь искусственного разделения и противопоставления, провоцирования расколов и греха, развала и вражды между христианами, путь Тьмы, а не Света. В то же время единение во Христе есть путь к спасению. Мнение Церкви определяется не пиаром и националистической пропагандой среди украинских обывателей о том, что неплохо бы иметь всё своё, в том числе и Церковь. Оно - за молитвенниками, монастырями, людьми верующими, воцерковлёнными. Свое слово должна сказать и православная общественность (здесь я не имею в виду «политическое православие» или что-то подобное).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Баранов
Все статьи Сергей Баранов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44