Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Бархатная автокефализация» УПЦ Московского патриархата не имеет под собой вероисповедных и исторических оснований

Сергей  Баранов, Русская народная линия

Автокефалия на Украине / 02.07.2010


Ответ на критическую статью Михаила Белецкого …

Украинскими интернет-порталами была растиражирована острокритическая статья М. Белецкого «Украинская Церковь в оценках московского эксперта», опубликованная в ответ на мой материал «Утрата Московской Патриархией влияния на церковную жизнь Украины и последствия этого для России». Несмотря на вполне конструктивный стиль критика, получилось какое-то показательное разоблачение замыслов «московских кругов» в отношении Украинской Церкви, с чем я решительно не согласен. Материал не является выражением позиции каких-либо «кругов», это частная точка зрения - меня и моих коллег. Моя статья написана не столько с позиций «российского государственника», как утверждает Белецкий, а, скорее, сторонника идеи русско-украинского национального единства. Государство, в том числе российское, не играет в вопросе о вере решающей роли, его влияние на церковную жизнь Украины минимально. В заголовке под словом «Россия» имеется в виду историческое понятие геополитической общности РФ, Украины и Белоруссии, общности, основанной на традициях православной веры и культуры. Это не оговорка и не описка, не идеологический «прокол», а следование исторической правде. В статье нигде нет речи о последствиях автокефализации УПЦ для государства РФ в узком смысле. Основной пафос статьи М. Белецкого, состоящий в том, что я хочу «напугать читателя в верхах», не соответствует действительности. Тем более, ни о каком «тихом «церковном перевороте» в моей статье речь не идет, в ней лишь поднят вопрос о стратегии УПЦ МП в будущем. В целом сложилось ощущение, что М. Белецкий поспешил выступить с апологетикой примиренческого подхода к автокефалии. Несмотря на все доводы и факты, приведённые в моей статье, Белецкий утверждает, что автокефализация УПЦ МП не грозит, так как у кормила Церкви стоят примирители. И тут же старается доказать, что в самой автокефализации якобы ничего плохого нет.

Терпение и смирение Блаженнейшего митрополита Владимира, его твёрдость сохранить Церковь в кризисные десятилетия вызывает преклонение. В этом - его историческая миссия. Однако же действия других лиц вызывают оторопь. А они-то во многом и определяют политику УПЦ МП сегодня. Что же ждать дальше?

Дальнейшее обособление от РПЦ не имеет под собой никаких оснований и более того, опасно. Без чёткой линии против автокефалии преодоление церковного разделения на Украине теряет свой смысл, так как вливание в УПЦ покаявшихся - на словах! - националистов и раскольников сделает сторонников единства с РПЦ меньшинством и вызовет новый раскол по национальному признаку на сторонников большой русской и украинской наций. Всё это может произойти уже не при Януковиче, но в другой политической ситуации. И потому следовало бы предотвратить это уже сейчас.

В чём она, полнота автокефалии, может заключаться, когда церковные организации уже разные? В том, чтобы сами украинские верующие или пастыри РПЦ добровольно отказались от апостольского преемства УПЦ через Русскую Православную Церковь? Чтобы «сдали» друг друга, признали чужими по культуре языку во имя возведённого на Украине идола нацстроительства? Предстоятель РПЦ и Синод РПЦ такой грех на свои души не возьмут. От этого предостерегали и многие святители, например, преподобный Лаврентий Черниговский.

«Бархатная автокефализация» УПЦ Московского патриархата под влиянием украинского национализма является наиболее серьёзной угрозой для Православия на Украине. Приведу исторические и теологические соображения, которые позволяют взглянуть на отношения УПЦ и РПЦ под другим углом зрения. Если создание автономной Русской митрополии Константинопольского патриархата в конце X-XI вв. с центром в Киеве было результатом Крещения Руси - действия воли её правителя св. Владимира, его окружения и миссионерской деятельности византийского Православия, то учреждение УПЦ МП всего двадцать лет назад трудно рассматривать иначе, как процесс дробления Церкви под влиянием доктринального украинского национализма и светских партий. Никакими требованиями защиты и сохранения веры оно не вызвано.

Многие века Церковь на Украине, как во всей Западной Руси, называлась «русской», а не «украинской». Это мнение было устойчивым во всём Православном мире. Равно как и предки украинцев, имевшие свою этническую специфику, тем не менее, назывались русскими, (варианты - русинами, руснаками). Это слово на Украине ныне запрещено даже по отношению к жителям России и к историческим «русским» украинцам, или же используется профессиональными русофобами для всяческого оплёвывания. Между тем, не менее половины современных этнических украинцев являются частью русской нации. Какая же у них должна быть Церковь, если не русская?

Мы не будем кривить душой - речь идёт о судьбе на Украине именно Русской Православной Церкви, как единой Церкви вообще. И другой на Украине нет и не будет. В качестве же альтернативы могут появиться 5 осколков Церкви и сотни тоталитарных сект. РПЦ и есть поместная Церковь украинцев, существующая 10 веков, как напомнил Патриарх Кирилл в обращении к экс-президенту Ющенко.

Если Русская Православная Церковь оформилась в рамках митрополии как полностью автокефальная только накануне падения Византии (1448) и фактического подчинения Константинопольского патриархата мусульманской Османской империи (1453) с одной стороны, и, с другой стороны, духовного подчинения католическому Риму в рамках Флорентийской унии (1439), то Украинская Православная Церковь оказалась в ситуации автокефалии под влиянием распада СССР и самой церковной организации (иерархии) на Украине. В 1990-1991 гг. политики и некоторые церковные деятели как бы поставили верующих перед фактом. Тем не менее, создание УПЦ не уберегло её от выделения «Киевского патриархата», а западные епархии от униатского разгрома. Наоборот, обособление УПЦ только способствовало раскольнической деятельности Филарета и будет способствовать подобным деятелям как соблазн. Так что в целом линия выхода из РПЦ является вредной. В какой-то момент должна быть остановка этого движения. И сейчас исторический момент подходящий.

Наконец, главное: для верующего православного христианина Церковное единство не может быть предметом сомнений при выборе между Церковью и национальным отделением. Автокефалию и национализм нельзя превращать в религию, так как при этом Православие исчезает, а остаётся только национализм. Об этом часто забывают многочисленные околорелигиозные публицисты Украины, раздувающие истерику вокруг речей и действий Патриарха Кирилла, молитвенно призывающего к сохранению единства хотя бы в рамках Русского мира. Речь идёт не о единстве земном, а о метафизическом единстве в Боге. Вопрос о единстве Русской Церкви выходит за пределы узкопрагматических политических расчётов, за пределы земной жизни. На уровне нацстроительства решить его невозможно. Автокефалисты же руководствуются не верой, а вполне земными соображениями увеличения своей власти над церковными институтами. Разделение Церкви в 1990-е годы приравнялось националистами дележу МИДа, таможни, МВД, железных дорог, границ, газопроводов, которые они жадно бросились присваивать. Это путь искусственного разделения и противопоставления, провоцирования расколов и греха, развала и вражды между христианами, путь Тьмы, а не Света. В то же время единение во Христе есть путь к спасению. Мнение Церкви определяется не пиаром и националистической пропагандой среди украинских обывателей о том, что неплохо бы иметь всё своё, в том числе и Церковь. Оно - за молитвенниками, монастырями, людьми верующими, воцерковлёнными. Свое слово должна сказать и православная общественность (здесь я не имею в виду «политическое православие» или что-то подобное).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме